Проповеди в текстовом варианте на новый год. Eвангельские проповеди. Имам камиль султанахмедов: «мы должны вместе противостоять злу»

– Мы с вами стоим на пороге нового года – чего бы нам пожелать друг другу? Я думаю, что пожелать бы нам хорошо – чтобы как мы верили в Христа Спасителя, так нам и верить дальше. Верить в Него и ни на кого другого Его не менять, от Него не отходить. Ведь человек отходит от Христа Спасителя не только тогда, когда от Него отрекается на словах или просто перестает веровать, а отходит, когда грешит очень, грешит и не кается. Так вот, дай Бог нам, если уж грешим, то хотя бы каяться!

Верить во Христа от всей души, всем сердцем, молиться Ему, помнить Христа, помнить Его слова. Искать Его – как говорить пророк Давид: «Всем сердцем ищу Тебя, не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем скрыл я слово Твое, чтобы не грешить перед Тобою…» (Пс. 118).

Святой Давид хорошо говорит. Помнить Христа, искать Его, искать близости Христа – то есть, искать Его почувствовать. В чем близость? В том, чтобы почувствовать Христа.

А почувствовать Христа можно в основном через покаянное сокрушение сердца. Когда мы покаемся от души, о грехах своих вздохнем искренне, поплачем о них, постараемся удерживаться от грехов, употребим на это усилие, заставляя и понуждая себя, терпя греховные на нас нападения – то есть, когда грех влечет нас к себе, влечет за собой, а мы этому сопротивляемся – вот через это мы приближаемся ко Христу, и Он становится к нам ближе.

И еще мы приближаемся ко Христу, когда себя смиряем перед нашими ближними, перед людьми, когда не гордимся перед ними, когда не бываем с ними резкими и грубыми, когда терпим их недостатки, их немощи – по апостолу Павлу, который говорит: «Друг друга немощи, недостатки переносите, и так исполните закон Христов…» (Гал. 6:2).

Это правило апостол говорит по своему опыту, потому что он очень много имел дело с людьми, причем и не христианами, часто очень грубыми, злыми людьми, дерзкими и жестокими. И апостол никогда никого старался не осуждать. Входил в положение людей, молился за них, старался их, как мог, вразумить, помочь им, никогда никого не проклинал, никому зла не желал, за обидчиков молился. И Христос был ему в этом помощник.

Вот так, любезные братья и сестры, дай нам Бог в новом году тоже стараться так поступать, чтобы быть христианами не только по имени, по названию, но и по самой жизни нашей.

Чтобы не было наше христианство пустым звуком или красивой личиной.

И чтобы, как говорит Писание, не хулилось из-за нас имя Божие, чтобы люди, глядя на нас, не смеялись и не говорили: «Вот, они называются верующими людьми, христианами, в Бога верят, во Христа верят, а какой толк с этого? Они еще хуже нас, неверующих».

Я помню такой случай, мне рассказал его один наш прихожанин. Этот человек, христианин, умный молодой человек, пришел к одному лицу – тот как раз был неверующий, занимал важный пост, большое положение. И этот христианин чем-то поделился, рассказал неверующему человеку, да тот и сам много знал о жизни Церкви. И этот неверующий говорит: «Знаете, у нас, неверующих, больше мира, я смотрю, чем у вас – вы больше между собой ссоритесь и грызетесь, чем мы». Это он сказал не в упрек, а так просто, глядя на жизнь… И надо признать, к сожалению, что в этом была доля правды, и немалая доля.

Действительно, так бывает, что хотя мы и верующими называемся, но иной раз так себя ведем – не с внешними, а между собою, с христианами…Чего только не бывает! Мало все-таки мира, терпения и благодушия, понимания и прощения.

Я это все говорю не в какую-то укоризну или обвинение, осуждение – нет. Я сказал вам не свои слова, а то, что люди, причем видящие и знающие много, умные люди и хорошие, порядочные, замечают и говорят. Как вот, помню, был очень митрополит большой у нас, в Ленинграде, Григорий – я его застал еще, когда там учился. Так вот, он говорил проповедь в духовной академии и сказал, что когда о нас говорят что-то для нас неприятное, но говорят правду, то не надо обижаться, не надо отбрыкиваться, а надо учесть и с любовью принять. Для себя сделать выводы, и от худого, нас порочащего, стараться отходить, освобождаться от этого в этом каяться перед Господом и исправляться, потому что Царствие Божие – не в слове, а в деле и в силе.

У апостола Павла есть такие слова, что в последние времена в христианстве будет мало силы. Имя-то христиан останется, а силы будет не заметно, т.е. дел не будет, не будет жизни. А христианство – это жизнь.

Так что, дорогие братья и сестры, я вам желаю от души, и вам и себе, доброй, светлой, чистой христианской жизни, основанной на вере во Христа и на хранении святых, действительно животворящих и живоносных евангельских заповедей. Таких заповедей, которые, если их будем хранить, дадут нам жизнь. Жизнь, радость, силы, терпение и разрешение всех вопросов и недоумений – потому что во Христе, говорит апостол Павел, сокрыта вся полнота премудрости и Божества телесно.

В Господе все разрешается, все открывается, на все отвечается – именно во Христе…

Ну и, конечно, любезные братья и сестры, дай Бог нам зла в себе не иметь – ни зла, ни злопамятства. Самый тяжелый гнет – это зло. Гнет прежде всего для самого человека. Человек злой и злопамятный – сам себе враг и мучитель. Злому очень трудно жить, у него неспокойно на душе, мрачно, он всем недоволен, всегда ворчит, всех обвиняет, все ему не так. А на самом-то деле совсем не так все кругом и страшно, а просто он сам в себе, внутри себя, не мирен, не доволен. Вот почему авва Дорофей говорит, что если такому человеку сделать новое небо и новую землю и его туда посадить, он все равно доволен не будет.

И замечательные слова мне вспомнились из Писания: «В скорби распространил мя еси». То есть, сделал меня великодушным – именно в скорби, и даже благодаря скорби.

Скорбь, переживания – они обязательно нужны. Переживания воспитывают душу человека, всего человека воспитывают, если их принимать по-христиански. Они открывают человеку глаза на жизнь, дают увидеть и почувствовать ее временность, скоротечность, непрочность. Но дают уразуметь и почувствовать, что земная жизнь – это действительно мост: «Мир сей мост – проходи по нему и не строй себе дом». Не думай, что ты будешь жить тут вечно. Поэтому мир наш, земля – лишь гостиница. Наше отечество не здесь, здесь – всего лишь место временного пребывания.

Вот почему наши древние патриархи называли себя странниками. Когда патриарха Иакова спросил фараон: «Старец, сколько лет тебе?» – тот ответил: «Дней странствия моего сто тридцать лет» (Быт. 47:9). Именно дней странствия – он чувствует себя странником, идущим и проходящим эту землю. Мы все, братья и сестры, странники.

Кстати, святой Давид так и говорит: «Странник я на земле…Не скрывай от меня заповедей Твоих» (Пс. 118:19). У него было живое чувство, что он – странник. Хотя он был царь, очень богатый, славный, все имел – но к этому не прилеплялся, не привязывался, богатство и слава его в руках не держали. Он чувствовал Бога и знал, что его истинная родина, его отечество – это небо. И туда он стремился, хотя был человеком из плоти крови, и все человеческое, как и нам, было ему не чуждо. Он даже грешил, и большие грехи у него были – но он каялся в них. Это бывало…

Как говорил Амвросий Оптинский: «Грех да беда с кем не бывают?» – Со всеми бывают, бывают и со святыми, не только с нами. Не это страшно, не грех страшен – страшно застрять в нем, оправдать его и начать жить по греху. Вот это опасно – когда меняется направление в жизни. А ошибки и падения у кого не бывают? У всех бывают…

Ну вот, дорогие братья и сестры, сейчас уже часы начнут читаться, так что будем заканчивать эту нашу с вами маленькую предновогоднюю беседу-покаяние…Желаю здоровья всем вам и радости, простой человеческой радости. И чтобы нам встретить Рождение Спасителя нашего с очищенной покаянием душой и с мирным сердцем.

Всякий раз, когда подводится хронологическая черта определенного периода жизни, с особой остротой ощущается неумолимое и властное время. Сегодня мы это чувствуем особенно.

В эти минуты каждый из нас, сознавая над собой действие Божественного Промысла, вспоминает «дни древние» и годы прожитые, нуждается в милости Божией, благодарит Бога и надеется на Него. Устами святого пророка Исайи (Ис. 61,2) и Самого Господа Иисуса в Назарете (Лк. 4,19) лето названо Господним и благоприятным. Вряд ли найдется такой человек, который не хотел бы, чтобы каждое новое лето его жизни было и Господним и благоприятным. Желание это собрало нас сейчас в храме.

Зависит же исполнение его и от Бога и от людей.

Прося у Бога благословения на наступающий новый год, о чем, братия и сестры, мы должны размышлять, в чем утверждаться?

Мы должны думать о Боге, о времени и о себе. В рамках этого треугольника заключена наша жизнь с ее сущностью и назначением.

Бог не подвластен никому и ничему. Он Творец и Владыка мира видимого и невидимого. Он повелевает миром. Он — Альфа и Омега, начало и конец. У Него нет прошедшего или будущего времени, есть только настоящее. Необходимо глубоко сознавать, что времена и лета содержит в Своей руке Он, Господь и Вседержитель, Который мудро и человеколюбиво все строит.

Необходимо верить в силу Божию и в Его Божественную помощь, ибо всякий дар совершается свыше, сходит от Отца светов. Божественным даром является время нашей жизни. Этот дар, как драгоценный сосуд, мы должны вернуть Богу исполненным светлых порывов и благих свершений.

Человек — творение Божие. Он — образ и подобие Божие, он — наследник вечности. Однако пребывание его на земле ограничено. Если принять во внимание годы нашей жизни, то с уверенностью можно сказать, что мы только бываем на земле. Наша земная жизнь подобна звезде. Пока звезда на небосводе, она светит, падая с небосвода, она вспыхивает и, порой не долетев до земли, сгорает.

Время дается Богом для духовного возрастания и становления. Земная жизнь — это начало вечности. Поэтому мы должны дорожить каждым ее часом. Все возможности святой, благочестивой жизни, все труды во спасение здесь, на земле, дадут обильные плоды в жизни вечной.

С наступлением каждого нового года мы подходим все ближе и ближе к своей могиле — ближе к вечности. И хотя это бесспорно, однако, мы, люди, этого как будто не замечаем. Мы до такой степени оземлились, дух наш настолько пленен плотью, что мы, и видя, не видим, и слыша, не слышим (Мф. 13,13). Даже когда смерть для нас становится уже явно близкою, мы и тогда склонны считать ее для себя чем-то невозможным. Начиная новый год, следует подумать: а не последний ли он в нашей жизни?

Внимая Божественным велениям, учению святой Церкви и зову совести, будем молиться Богу во всякое время (Пс. 31,6), надеяться на Него во всякое время (Пс.61,9) и благословлять Его во всякое время. По словам апостола Павла, доколе есть время, будем делать добро всем (Гал. 6,10).

Господи! Благослови венец лета благости Твоея, утиши раздоры Церквей, угаси шатания языческие, еретические мудрования разори силою Духа Твоего; всех нас приими в Царство Твое, Твой мир и Твою любовь дай нам, Господи Боже наш, ибо Ты все дал нам. Дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.

СЛОВО на Новый год

Ныне везде слышатся - и еще долго будут на устах наших, пока не скажутся каждому из ближних и знаемых - обычные слова новогоднего приветствия: «с новым годом - с новым счастьем». Внутренний и глубокий смысл этих приветственных слов не подлежит сомнению. В сущности своей они означают, что нет на земле человека, который удовлетворился бы своим старым счастьем, считая его истинным и полным, - нет положения и состояния, которым исключалось бы пожелание счастливой перемены. В жизни отдельных людей, в истории целых народов, в системах философов, мечтаниях поэтов и простых размышлениях каждого из нас - мы везде встречаемся с проявлениями стремлений человечества к счастью, как к чему-то, что было когда-то изведано, но ныне в своей полноте не проявляется. Отсюда возникает искание счастья с ненасытной жаждой к нему, - оно является двигателем всех забот человеческих, создает ту суету жизни, от которой нигде человек не свободен. Жить и быть счастливым - вот задача, которую поставляет себе человек, - усилие разрешить ее написано и на вдумчивом челе богача, снаряжающего корабли свои в заморское плавание, и в усталых очах бездомного скитальца, прилегшего под кустом отдохнуть на котомку свою.

Радостно видеть напряженную деятельность человека в искании счастья, хочется пожелать ему этого счастья, так как для него и создал Господь человека, - но нельзя умолчать и о той непреложной истине, что если человек ищет своего счастья только здесь на земле, то оно, это желанное счастье, всюду и без малейших исключений, лишь манит и обманывает человека., «Счастье улыбается, счастье улыбнулось».... - в этих обычных словах народной мудрости весьма метко и верно изображается изменчивость нашего здешнего счастья. Действительно, земное счастье только улыбается, но никогда, как следует, от души, не посмеется человеку. Как призрак, оно принимает то ясные, блестящие формы, то расплывается в тусклом тумане; как болотный огонек скользит оно над бездной жизни, прикрывая собой целую пучину нечаянных и неведомых несчастий, пока, наконец, как степной мираж, блещущий при сиянии солнца и погибающий под грозой и тучами, не разлетится оно, это счастье земное, без остатка и без возврата под ударом самого страшного из несчастий земных - смерти и могилы. Таково наше счастье земное. Ужас объемлет душу, когда всмотришься душевным взором в его непрочный, обманчивый блеск. Между тем человеку хочется жить, - в сознании самой жизненной силы видится счастье ему. Поэтому первый день нового года является великим праздником, великим торжеством жизни. В этот день и св. церковь, возглашая, как бы по преимуществу, многая лета всем чадам своим, всерадостно и благодатно освящает наше желание жизни, - значит и она находит в жизни нашей великий смысл и счастье для человека, которого и просит для нас у Господа особым молитвенным последованием. В чем же полагает она этот смысл и счастье жизни?

Девятнадцать веков тому назад, когда все человечество представляло собою печальную картину разочарованности в бесплодных исканиях смысла жизни и счастья, когда не только язычество утратило всякую надежду на земное счастье и презирало жизнь, как страдание, - и даже избранный Богом Израиль окончательно погибал в погоне за земными призраками счастья - двенадцать рыбарей галилейских из уст Самого Спасителя, воплотившегося Сына Божия, пришедшего осчастливить мир, сподобились услышать и передать миру учение о том, в чем состоит истинная жизнь, а следовательно и истинное счастье человека: «се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога и Его же послал eси, Иисус Христа» (Иоан. 17, 3). Вот в чем наше вечное, непреложное, ничем не разрушимое счастье, легко достижимое всеми при некотором подчинении своей воли требованиям Божественного учения.

Земная жизнь наша слагается в три главные формы существования, - в форму семьи, общества и государства; в какой бы из этих трех форм бытия своего ни помыслил себя человек - только тогда каждая из этих областей его жизни и деятельности принесет человеку счастье, достаточное для земли и неба, когда все они вообще и каждая порознь сложатся по заповедям Христа, «освятятся и созиждутся Его святейшим именем, о Нем же едином подобает спастися», т.е. найти истинное, настоящее счастье.

Вот пред нами самая обширная, величественная и сложная форма земной жизни, жизнь государственная. Здесь миллионы отдельных жизней сливаются в одну великую единицу, в единую вековую жизнь, устраивая свое счастье. Но государственная жизнь способна принести то счастье, к которому должна идти она, всему народу и каждой отдельной личности лишь тогда, когда в основе этой жизни, во всем ее выполнении, незыблемо лежит святой завет учения Христова: «воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови» (Мф. 22, 21) - когда, в силу жизненного понимания этого завета, «всяка душа в государстве, не за страх, а за совесть власти предержащей повинуется» (Рим. 13, 7. 1), когда отдельные лица и учреждения, призванные служить общему ходу государственной жизни, руководятся в деятельности не личными побуждениями, а общей полезностью своей службы, ответственностью за нее пред Богом, царем и отечеством, - служат самоотверженно, до последней капли крови, имея перед собой пример Сына Божия, который говорит: «Аз приидох не да послужат Ми, но послужити и дати душу свою избавление за многих» (Мф. 20, 28). Такое государство и такое служение ему может быть только там, где знают Единого истинного Бога и Его же послал Он, Иисуса Христа, - в таком государстве можно быть счастливым.

Тоже самое увидим, если от этой сложной области земного бытия перейдем к жизни общественной. Здесь люди в стремлениях к счастью, чтобы яснее видеть сложный круг своих обязанностей, действий, занятий и интересов разделяются на сословия. Стремление к счастью указывает людям необходимость избирать из своей среды представителей, собирать их в определенные места для совещания по вопросам местным и для всенародной думы о том, как лучше устроиться в жизни государственной, - оно побуждает собирать и слагать в общую сокровищницу трудовое сбережение, доверяя его надежной совести, чтобы правильным хранением и употреблением получить на него честный прибыток деланием общественным в торгово-промышленных, благотворительных и многих других различных предприятиях общественной жизни. Сложившаяся на таких началах общественная жизнь только тогда доставит человеку искомое счастье, когда члены общества, все вообще и каждый в отдельности, знают Бога и живут по заповедям Христовым, - только в этом случае общественные собрания наши будут святилищем чести и единением душ, местом выражения наших дум о счастии общем, по Божьему сложившихся и направленных, без личных целей и сомнительных намерений, только при таком общем настроении всех смиренный труженик, вручая сбережения свои общественной охране, будет мыслить, что соблюдется его добро и приумножится, дойдет по назначению, если таковое указано было нашим доверием к общественным деятелям.

От общественной жизни перейдем теперь в самую узкую и тесную форму земного бытия, область семейную. Здесь под мирным кровом любви, в уютном уголке, за тихой трапезой, среди милых лиц, друг другу преданных, человек чаще всего ищет своего земного счастья. Понимание счастья в идее государственной доступно не всякому, - это есть идея разума, отвлеченная и высокая; понимание идеи общественной доступно многим, но не всем, - это есть идея воли, требующей выработки и развития; идея семейственности доступна всякому, - это идея сердца, которое одинаково осязательно трепещет и бьется в груди каждого человека. Вот почему здесь именно, в семье, каждый видит свое счастье, скромное и не широкое, но укрытое отовсюду, спокойное и безмятежное. Но и семейная жизнь дает счастье только тогда, когда в ней члены семьи знают Бога и учение Христово приемлют, как руководственное начало в жизни. Тогда сознается в семье и свято хранится заповедь Христова о том, что «еже Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), - тогда семья является прочным союзом для переживания всех треволнений жизни, союзом беспримерным и единственным в мире, который внешне прекращается только смертью. В семье, знающей Бога, под таинственным осенением св. Духа, вмещается малая церковь Божия, которой не прикасается ничтоже скверно; здесь как бы возвращается человеку некоторое подобие первобытной искренности и простоты отношений; здесь, и только здесь и нигде больше, радуются счастью без зависти и утешают в скорби - без злорадства. В семье старшие члены живут мыслью отдать жизнь свою и заботы для общего семейного счастья и радости, а младшие твердо помнят, что благословение отчее утверждает домы чад, стремятся быть достойными его и боятся, как грозы небесной, клятв материнских, искореняющих домы до основания.

Итак, каждая форма жизни дает нам счастье лишь тогда, когда слагается на земле, но живет небом, т. е. оживляется познанием Единого истинного Бога и заветами Сына Божия. Лишь только исчезает или даже слабеет только в них это познание - и государство, и общество, и семейство гибнут и распадаются, а если и живут, то жизнью тяжелой, беспорядочной, - в ней то и бывает счастье лишь мимолетным призраком, той улыбкой солнечного дня, которая на время оживляет нас, но не греет полным солнечным лучом. Познание истинного Бога, исполнение Его заповедей да будут желанием нашей души, делом всей нашей жизни в наступающее лето, - тогда счастье полное и нерушимое придет к нам. Благослови венец лета благости Твоея, Господи, - а мы «во свете Лица Твоего пойдем» в делании нашем, да сподобимся достигнуть счастья земного Твоим благоволением небесным. Аминь.
Законоучитель гимназии свящ. Ал. Васильев.

Новый год

Один всплеск волны на безбрежном океане жизни, и целый год с множеством дум, порывов, сладких мечтаний, тяжелых разочарований, перемежающихся радостей и горя остался где-то позади. Вечно-текучее время поставило нас на рубеже между вчера и сегодня, между старым годом и новым, у таинственной завесы неведомого будущего.
Пред нами новый год!
Обычно мы равнодушны к смене дней и ночей и нередко, забывая о ней, день обращаем в ночь, а ночь в день. А пред новым годом в тяжком раздумье, - как сказочный богатырь на перекрестке, - останавливаются и беспечная молодежь, и уверенный в себе и своих силах зрелый муж, и согбенная под тяжелой жизненной ношей седая старость.
Правда, и этот день многие встречают с ленящимися бокалами и неудержимым весельем. Но это веселье - кажущееся. Под этой обманчивой маской скрывается тяжелая дума о том, что грядущий год готовит. В то же самое время до тесноты переполнены богомольцами всех возрастов и положений храмы в полночный час, - как под Светлое Христово Воскресенье, и в Новый год...
Что значит их исключительно горячие, несущиеся из глубины сердца мольбы к Отцу Небесному? Искреннее сознание своей вины пред Высшей Правдой, - сознание своего ничтожества пред Божественным всемогуществом и желание робко, как провинившиеся пред родителями дети, прижаться к краю ризы Господней и укрыться под ней, - подобно птенцам, ищущим убежища под крыльями наседки, - от грядущего неведомого с его невзгодами, - вот что, как единая мысль и единое чувство, наполняет души богомольцев и светится в их молитвенно устремленных к Пречистому Образу Спасителя глазах.
А то страшно без этой опоры в душе созерцать неукоснительное движение жизни, ее приближение к могиле и тлению.
Прислушайтесь, как замечательно об этом говорит преп. Ефрем Сирин. «Дни текут и улетают: часы бегут и не останавливаются; в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Дни разоряют жизнь твою, часы подламывают здание ея, и ты спешишь к своему концу, потому что ты - пар. Дни и часы, как тати и хищники, скрадывают и расхищают тебя, - нить жизни твоей постепенно отрывается и сокращается.
Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб, и вместе со днями и часами исчезает на земле и жизнь твоя. Жизнь, которою живешь ты сегодня, уходит и улетает с концом этого же дня, потому что каждый день берет свою часть из твоей жизни и с нею уходит; и в быстром времени часы уходят, исчезают и обращаются в ничто.
Как спешно текут дни, так быстро пролетает и жизнь, - нет ей возможности остановиться и стать на одном месте»...
Страшно становится от этого неуклонного течения жизни.
И невольно душа тянется к Создателю времен и сроков и ищет у него опоры и утешения... («Совр. Лет.», № 1).

Новогодний молебен.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В предстоящую новогоднюю ночь многие люди будут ликовать, радоваться, веселиться душой, потому что прожитое время – остаётся в прошлом, а новое время, непрожитое, предстаёт воображению как неведомая блаженная страна, и люди потому и будут веселиться, что ждут от этого нового отрезка времени радости, покоя, здоровья, взаимопонимания, мира – всего самого доброго, самого хорошего. Когда-то считалось, что нужно весело встретить Новый год, чтобы весь год был весёлым. Мы с вами не первый год живём на свете и знаем: веселись, не веселись, плачь, не плачь в новогоднюю ночь, а предстоящий год будет таким, каким Бог даст. Будет в нём и радость, будет и печаль, будут горе и болезнь, но будет и счастье и удача, будут слёзы, но будет и смех.

Если бы мы не были христианами, если бы не верили в то, что Бог наш всех нас знает, обо всех нас помнит и каждому из нас приготовил обитель в Своём Небесном Царстве, если бы мы забыли или не знали о тёплой Божеской заботе о нас, впору нам было бы ужасаться и печалиться перед каждым новым днём, перед каждым непрожитым часом, чувствуя, что смерть, как бандит с ножом, может подстерегать нас на каждом шагу. Что скрывать: каждый из нас знает, что жить так, жить, каждую секунду ожидая подвоха, ужаса, удара, – невыносимо! Но мы слышим слова церковной молитвы, слова пророка Иезекииля: “Бог не хочет смерти грешника”. И слова эти, слова правды и утешения, не дают угаснуть нашей надежде, не дают впасть в отчаяние даже в самые трудные дни, в самые обезбоженные, в самые холодные минуты.

Бог помнит о нас! Бог любит нас! Скоро, очень скоро, всего лишь через неделю, торжественные церковные песнопения напомнят нам, как любит нас наш Бог. Они напомнят нам, что Он сделал для того, чтобы грешник не умер, но имел Жизнь Вечную.

По правде говоря, не так уж и важно, как мы будем жить на этом свете, в этой временной жизни. Гораздо важнее – помнить о жизни Будущего Века. Гораздо важнее – позаботиться о том, какими предстанем мы в Вечности, у Божьего престола, в Царстве Небесном. Поэтому сегодня, на пороге Нового года, мы молимся не о времени, а о Вечности. В евангельском отрывке, который только что читался на молебне, Господь говорит о Себе: “Он послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу...”(Лк.4.18). И это ведь сказано о нас грешных! Это ведь мы, измученные собственными страстями, злобой, раздражением, вечным неудовольствием, постоянно в своих молитвах твердим о себе: дай, наполни, исцели, сохрани, а о врагах: покарай, сокруши, накажи. А надо бы, как учит нас Господь, набраться сил, набраться мужества и сказать: “Господи, нет у меня врага страшнее и злее, чем я сам! Освободи меня от плена страстей и грехов моих. Отпусти измученного на свободу!”

Какой бы простор открылся нашим очам, какая бы радость охватила всё наше существо, если бы мы вдруг по дивному дару благодати Божией увидели, что мир, какой он ни есть, прекрасен, если тиха и смиренна душа наша! Как хотелось бы, чтобы в наступающем году в душах наших воцарились мир и доброжелательность и сохранялись в них долго-долго, что бы ни происходило вокруг! Как хотелось бы, чтобы “ныне исполнилось писание сие” и мы, православные, стали бы для всего мира закваской добра, прощения и благодушия.

Да, у нас пост, а у безбожного мира – ночь весёлых плясок, песен и дурачеств. Слишком легко было бы осудить нам этот мир, отринув с отвращением языческие традиции. Но давайте удержимся сегодня от этого. Давайте не станем горделиво презирать людей, ничего не знающих о Боге. Давайте лучше пожалеем их и помолимся о них. Христиане призваны нести в мир радость о Господе, нести в него свои раскрытые сердца, а не умножать в нём нестроение, несогласие и ненависть. Мы не знаем, кому из нас Бог судил пережить этот год, а кто стоит уже на пороге Вечности; поэтому простим сегодня от сердца всем и всем и каждому пожелаем спасения, любви, радости и здоровья. Давайте скажем на пороге Нового года вместе со всею Церковью: “Мир всем!” Аминь.

Год 2013 от Рождества Христова списать за ненадобностью. Иногда при таких радикальных чистках, всё-таки дрогнет рука. Может оставить. Вдруг сгодится. Что там впереди?

Традиция, невесть откуда взявшаяся, требует от каждого вспомнить значимые события в уходящем году. Авторитетные ребята, кому вопросы задают, надувают щёки и выдумывают, какую ни будь чепуху, мол, вот произошло знаменательное событие. В шахты новые суперсовременные ракеты вставим. И радостные аплодисменты. Ура! Нас боятся.

Ушедший год, как разрушенный сортир, наполнил атмосферу зловонием разлагающего трупа советской идеологии. Взбесившийся принтер такого наворочал! Стыдно об этом не только говорить, но и думать.

Однако праздник. Требуется хорошее.

Требуется о хорошем.

Сообщения из Волгограда поменяли повестку дня. Праздничный салют не нужен. Нужен салют в память невинно убиенных. Боль горя незнакомых близких парализовала. Всё стало мелким, ничтожным, и одновременно обострилось до боли в каждой клетке.

Всем убиенным – мир вам и покой. Простите! Вы убиты нашим общим равнодушием, разгильдяйством, ненавистью, мстительностью и лживостью. Простите.

Каждому, кто оказался в больнице, дай вам Бог исцеление. Родным страдальцев, каждому, кто стоит теперь в напряжении, кто не может заснуть, кто воздыхает в беспомощном ожидании – дай вам Бог силы выдержать, выстоять и остаться человеком. Мы с вами в эти минуты горя и боли.

Каждому, кто вместо праздничного стола, оказался у стола операционного, дай вам Бог, чтобы не дрогнула рука, и каждый раненый встал, исцелённым. Мы молимся о вас.

Каждому кто обеспечивает безопасность страны, безопасность всех и каждого – уйдите с глаз долой. Вам дали зарплату – полмиллиона. Вам дали властипо самое не могу. Вы ни перед кем не отчитываетесь. Вы всё можете. И ничего не умеете.

Попросите прощения у погибших. Помолитесь Богу в покаянии, за весь ужас новогодней войны, которую вы проиграли. Убиенные вас не простят. Да и оставшиеся в живых тоже.

Хоть один, какой ни будь захудалый подполковник, если уже генералам слабо, уйдите в отставку. Нет. Ни один не повинится. Ни один не уйдёт. Не из того теста сделаны.

Хочется скорее в баню. Пропарить себя. Эх, пропарить бы ещё память. Да душу бы пропарить духмяным жаром неземного духа.

Есть ещё такой огонёк, где, не взирая на лица, и не вспоминая прошлого, Божья благодать выжаривает всех вшей лживости, продажности, кумовства, соглашательства, или можно сказать по религиозному, все грехи смывает в небытие.

Это огонь Святого Духа, в свете которого не скроешь ни поступков, ни слов, ни дел. Ибо всё обнажено пред Ним. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». Евр.4:13.

Здравствуй Новый год.

Новый, значит, новый. Не больше и не меньше. Новое всё. Новое состояние души, чистое, как у новорождённого младенца. Новые чувства, светлые, бескорыстные, беззлобные. Новые мечты, светлые, радостные, просторные.

Новые отношения. К себе. К жизни. К родителям. К церкви. К Богу. К окружающим. К друзьям. К павшим в предновогодней суматохе, в приготовлении праздника детям своим, старикам своим….

Иногда кровь становится таким огнём. Кровь братьев и сестёр.

Тогда особенно желанным, предстаём новый мир, где не будет плача.

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Откр.21:4.

Я верю и плачу…