Понятие виды и структура страховых пенсий. Виды страховых пенсионных пособий. Лица, имеющие право на страховую пенсию

Итак, с 1 января 2015 г. в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.

конституция пенсия социальное страхование

Страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Страховая пенсия по старости назначается бессрочно, т.е. выплачивается в течение всей оставшейся жизни пенсионера.

Законом № 400-ФЗ установлены следующие виды страховой пенсии:

страховая пенсия по старости;

страховая пенсия по инвалидности;

страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Лица, которые имеют право на получение страховых пенсий различных видов, должны выбрать только одну страховую пенсию. Получение сразу двух страховых пенсий запрещено.

В то же время допускается одновременное получение страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ, а также накопительной пенсии. Право на страховую пенсию имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (п. п.1 и 3 ст.4 Закона № 400-ФЗ), но только при выполнении трех основных условий:

1) застрахованное лицо достигло пенсионного возраста: мужчина - возраста 60 лет, женщина - возраста 55 лет (п.1 ст.8 Закона № 400-ФЗ);

2) страховой стаж застрахованного лица достиг минимального размера (п.2 ст.8 Закона № 400-ФЗ).

Законом № 400-ФЗ предусмотрено постепенное увеличение продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости. В настоящее время для назначения трудовой пенсии достаточно пяти лет страхового стажа. В 2015 г. продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, составит шесть лет (п.1 ст.35 Закона № 400-ФЗ). Начиная с 1 января 2016 г. продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, будет ежегодно увеличиваться на один год и в 2024 г. достигнет 15 лет. Здесь следует обратить внимание на то, что необходимая продолжительность страхового стажа будет определяться на день достижения гражданином пенсионного возраста, т.е. на день, когда женщине исполнилось 55 лет, а мужчине - 60 лет.

Те граждане, у которых страховой стаж к 2025 г. будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины - в 55 лет, мужчины - в 60 лет).

3) индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) должен составлять не менее установленной величины (п.3 ст.8 Закона № 400-ФЗ).

В 2015 г. минимальная величина ИПК, которую должен "заработать" гражданин для назначения ему страховой пенсии по старости, составит 6,6. В дальнейшем эта величина будет ежегодно увеличиваться на 2,4, пока не достигнет 30. В страховой стаж включаются периоды трудовой деятельности на территории Российской Федерации и иные периоды. Периоды трудовой деятельности на территории Российской Федерации включаются в страховой стаж только при условии, что в это время перечислялись страховые взносы в ПФР в пользу застрахованного лица. В целом новая пенсионная форма выглядит следующим образом. С 1 января 2015 г. при обращении гражданина за назначением пенсии ему будет назначаться выплата, которая состоит из двух частей - страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, при этом пенсионная выплата определяется по следующей формуле:

Пенсионная = Страховая + Фиксированная выплата.

Размер страховой пенсии будет определяться исходя из количества индивидуальных пенсионных коэффициентов, которые набрал гражданин.

Для расчета суммы страховой пенсии по старости индивидуальный пенсионный коэффициент умножают на стоимость пенсионного коэффициента, которая определяется на день назначения пенсии:

Страховая Индивидуальный Стоимость пенсионного

пенсия = пенсионный x коэффициента (СПК).

по старости коэффициент (ИПК) по состоянию на день, с которого назначается пенсия.

Рассмотрим более подробно накопительную пенсию.

Тема «Страховая пенсия» в России актуальна те только для пенсионеров, но и для работающих граждан. В последние годы на накопительную пенсию по стажу наложен жесткий мораторий. До конца неизвестно, сколько он продлится.

Учитывая этот нюанс, многие люди стараются переводить средства в негосударственный Пенсионный фонд. Благодаря накопленным вкладам за время работы, человек сможет получать достойную пенсию. В этой статье будет подробно говориться обо всех правилах оформления и функциональности данного нововведения.

Понятие

Определение «Страховая пенсия» четко прописано в Федеральном Законе от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховой пенсии».

Страховая пенсия – это денежная выплата, которая производится ежемесячно, в целях компенсации застрахованному лицу, если он потеряет трудоспособность при выходе на пенсию или при инвалидности. Кроме того, на такое обеспечение могут рассчитывать граждане при утере кормильца.

Стоит отметить, что страховые выплаты состоят из двух частей: страховая доля и фиксированная база. Независимо от выбранного варианта ежемесячная сумма не должна составлять меньше установленного прожиточного минимума в стране.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Формироваться страховая пенсия начинает с момента, когда человек первый раз трудоустроился. Каждый гражданин может выбрать способ пенсионного накопления:

В чем разница между трудовой и страховой пенсией? В первом варианте пенсия высчитывалась и начислялась в зависимости от общего трудового стажа. Если он прерывался, то это влияло на размер ежемесячных выплат, и не в лучшую сторону. На протяжении последних нескольких лет активно действует страховая пенсия.

На ее сумму напрямую влияет размер и количество выплат, которые производит работодатель в ПФР. В этом случае действует одно важное правило – чем выше заработная плата, тем больше денег будет высчитываться, а значит, при выходе на пенсию человек будет получать достойное ежемесячное пособие.

На данный момент для женщин пенсионный возраст составляет 55 лет, а для мужчин – 60 лет.

Какие виды существуют

Страховые пенсии в России делятся на три основных видов. Они зависят от способа начисления и потребностей человека:
  • по старости, пособие начисляют пенсионерам при достижении определенного возраста;
  • по утере кормильца, деньги получают родственники погибшего, при наличии соответствующих справок;
  • по инвалидности, для получения ежемесячных выплат необходимо предоставить медицинское заключение.

Если человек имеет хотя бы одну из вышеперечисленных причин для получения страховой пенсии, необходимо обратиться в Пенсионный Фонд. Благодаря своевременному оформлению документов человек будет регулярно получать финансовую помощь от государства.

Условия назначения

Все основные условия начисления страховой пенсии четко прописаны в Законе «О страховых пенсиях» глава 2 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

По возрасту

Для оформления пенсии по возрасту, необходимо предоставить документ, подтверждающий право на выплату ежемесячного пособия.

Существует несколько требований для получения положенной пенсии:

  • возраст человека (мужчины 60 лет, женщины 55 лет);
  • наличие хотя бы минимального стажа;
  • нужное количество балов.

Стоит отметить, что первый показатель из списка остается неизменным на протяжении уже нескольких десятилетий.

Однако два последних ежегодно изменяются, это прописано в законодательстве России от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

Ниже приведена таблица, в которой наглядно показаны действующие нововведения:

Год подачи документов в Пенсионный Фонд РФ Наличие минимального стажа (лет) Минимальное количество балов
2015 6 6,6
2016 7 9
2017 8 11,4
2018 9 13,8
2019 10 16,2
2020 11 18,6
2021 12 21
2022 13 23,4
2023 14 25,8
2024 15 28,2
2025 15 30

По инвалидности

Граждане России, которые потеряли возможность вести трудовую деятельность из-за инвалидности, могут рассчитывать на финансовую помощь от государства. Данное право прописано в законодательстве страны, в Законе от 24 ноября 1994 года №181-ФЗ.

В нем описаны такие условия для получения денежных средств по инвалидности:

  • присвоение инвалидности медицинской комиссией;
  • подтверждение страхового стажа.

В последние годы причина потери трудоспособности никак не влияет на размер страховых выплат. Для получения денежной компенсации, финансовая поддержка полагается всем гражданам, которые имеют стаж.

Во внимание берется даже один день трудовой деятельности человека, если предприниматель перевел взнос в ПФР. Однако если у человека вообще отсутствует трудовой стаж, ему начисляют минимальную страховую пенсию.

По утере кормильца

Если члены семьи потеряли трудоспособного родственника, им полагаются ежемесячные выплаты. Сумма пособия зависит от среднего коэффициента заработной платы погибшего.

На денежную компенсацию могут претендовать такие граждане:

  • иждивенцы, прямые родственники умершего. Основным требованием является – неспособность человека самостоятельно зарабатывать деньги. Например, это правило распространяется на молодых людей в возрасте до 24 лет, если они учатся на дневном отделении;
  • супруг или родители погибшего, если они воспитывают его ребенка, возрастом до 14 лет. Основным критерием является нетрудоспособность человека. К данному случаю относятся и такие родственники как, братья и сестры, внуки и другие;
  • усыновленные дети, имеющие такие же права, как и родственники;
  • пенсию назначают человеку, который ранее не был иждивенцем умершего. Получает он помощь, если потерял источник дохода. Стоит отметить, что в данном случае на размер выплат не влияет, сколько времени прошло с момента смерти.

Существует 2 условия для получения пенсии по утере кормильца. Первое – наличие трудового стажа у погибшего человека, не менее 1 дня. Второе – отсутствие преступной деятельности.

Стоит отметить, что данный вид ежемесячного пособия от государства назначают и гражданам, чей кормилиц имеет статус без вести пропавшего.

Особенности оформления

Страховая пенсия начисляется при наличии заявления от претендента на получение ежемесячных выплат. Для этого необходимо обратиться в местный Пенсионный Фонд.

Это можно сделать несколькими способами:

  • самостоятельно или через доверенное лицо (заверенное нотариально);
  • воспользовавшись помощью почтового отделения;
  • через официальный сайт ПФР;
  • через работодателя;
  • с помощью многофункциональный орган.

В Пенсионный Фонд России необходимо предоставить такие бумаги:

  • о назначение страховой пенсии;
  • паспорт гражданина РФ или вид на жительство дл иностранцев;
  • СНИЛС (свидетельство обязательного пенсионного страхования);

  • трудовая книжка;
  • справка о заработной плате за 5 лет.

Иногда специалисты ПФР могут требовать дополнительные документы, которые помогут уточнить все нюансы сложившихся обстоятельств.

Стоит отметить, что если с документами все в порядке, то пенсионные выплаты начинают начисляться с момента подачи заявления в Пенсионный Фонд.

Как выплачиваются

Ежемесячные страховые выплаты начисляются всем претендентам. Деньги можно получить двумя способами:

  • на почте;
  • на банковскую карту.

Человек может самостоятельно выбирать удобный для него способ получения страховой пенсии. В случае переезда, необходимо известить ПФР, чтобы денежные средства направлялись по новому адресу.

Благодаря слаженной работе учреждений, каждый нуждающийся гражданин получает своевременную финансовую помощь от государства.

Видео: Виды страховой Пенсии

Тема №4 Обязательное пенсионное страхование.

План

1). Понятие и правовая система обязательного пенсионного страхования.

2). Пенсионная система РФ: общая характеристика. Пенсии: понятие, виды. Страховые песни: понятие, виды, субъекты.

3).Страховая пенсия по старости: понятие, основания и условия приобретения права на пенсию. Размер пенсии по старости. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

4) Страховая пенсия по инвалидности: понятие и условия приобретения права на пенсию. Размер пенсии по инвалидности. Фиксированная выплата

5)Страховая пенсия по случаю потери кормильца: понятие, основания и условия приобретения права на пенсию. Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца и фиксированная выплата.

6)Порядок установления страховой пенсии. Документы, необходимые для назначения пенсии. Сроки назначения страховой пенсии.

7)Выплата страховой пенсии. Удержания из страховой пенсии.

8)Накопительная пенсия: понятие, субъекты накопительной пенсии, условия назначения, размер.

Понятие и правовая система обязательного пенсионного страхования.

Правовая система обязательного пенсионного страхования основывается на общих принципах обязательного социального страхования, рассмотренных ранее, но в тоже время имеет свои особенности.

Прежде необходимо уяснить, понятие «обязательное пенсионное страхование» - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения (абз.1 ч.1 ст. 3 Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Организация пенсионного страхования предполагает, что денежные средства, за счет которых выплачиваются пенсии, образу ются посредством обязательной уплаты страховых взносов в ПФР, о которых мы говорили в теме №2.

Тем не менее, необходимо обратить внимание на, то что в Законе №167-ФЗ дано понятие страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФР, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (абз. 6ч.1 ст. 3).

Тариф страхового взноса составляет 22% имеет следующую структуру:

6% солидарная часть предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, социального пособия на погребение умерших некоторых категорий пенсионеров, а также для иных целей. Эта часть взноса не учитывается при формировании страховой и накопительной пенсии.

- 16% тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях определения размера страховой пенсии без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии. Из индивидуальной части тарифа формируется и накопительная пенсия .

В соответствии с действующим законодательством тариф страховых взносов распределяется следующим образом:

1). для лиц 1966 года рождения и старше все страховые взносы направляются на финансирование на страховой пенсии . При этом из них:

6% - в солидарную часть тарифа (т.е на фиксированную выплату к страховой пенсии и иных целей);

16% - на индивидуальную часть тарифа страховых взносов, на формирование страховой пенсии.

2). для лиц 1967 года рождения и моложе 6 % тарифа также направляется на солидарную часть, а в отношении 16%возможно два варианта распределения тарифа страховых взносов:

а) - 6% - наформирование накопительной пенсии

- 10% -на страховую пенсию;

б) 16 % направить, на страховую пенсию, отказавшись от формирования накопительной пенсии.

Пенсионная система РФ: общая характеристика. Пенсии: понятие, виды. Страховые песни: понятие, виды, субъекты.

В Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает Россию социальны» государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты, закреплен принцип всеобщности пенсионного обеспечения .

Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Соответственно принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции РФ, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение.

К основным законодательным актам, регулирующим в настоящее время вопросы назначения и выплаты пенсий, относятся:

О страховых пенсиях: от 28.12.2013 №400-ФЗ;

О накопительной пенсии: от 28.12. 2013г № 424-ФЗ;

О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений: от 28.12. 2013 №422-ФЗ;

О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30. 11. 2011 N 360-ФЗ

Об обязательном пенсионном страховании в РФ: от 15.12.2001 № 167-ФЗ;

О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: от 30.04.2008 г. №56-ФЗ

О негосударственных пенсионных фондах: от 7.05.1998г. №75-ФЗ;

Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: от 24.07. 2002 №111-ФЗ;

О государственном пенсионном обеспечении в РФ: от 15.12.2001 №166-ФЗ. и др.

Нормы пенсионного права часто закрепляются в подзаконных нормативных актах, среди которых:

Указы Президента РФ;

Акты Правительства РФ;

Акты соответствующих министерств и ведомств (Минтруд, Минобороны, МВД, ФСБ России и др.);

Международные договоры и соглашения;

Акты Конституционного суда РФ

Сегодня структурно общая пенсионная система в современной России состоит из нескольких подсистем (относительно самостоятельных пенсионных систем), а именно:

- обязательного пенсионного страхования . Отличительными признаками института пенсионного страхования выступают государственный характер обязательного пенсионного страхования и использование распределительных и накопительных методов в системе страхования. Финансируется из ПФР за счет страховых взносов.

- государственного пенсионного обеспечения . Предоставляется государственным служащим (гражданской, военной, правоохранительной), нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовые пенсии и иные виды пенсий, военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных аварий и катастроф. Финансируются из федерального бюджета, за счет налоговых поступлений.

- профессионального пенсионного обеспечения . Предполагалось ввести для лиц, работающих в особых условиях труда. Финансироваться они должны были за счет отдельных страховых платежей, предназначенных для этих целей. Однако до настоящего времени закон о профессиональных пенсиях не принят.

- добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения. Финансируется за счет дополнительных добровольных страховых платежей. Однако до настоящего времени такое пенсионное обеспечение не получило широкого развития.

Причин этому несколько, главные из них:

Низкая з/п работающих, что не позволяет им делать отчисления на формирование негосударственных пенсий;

Устойчиво сложившееся недоверие населения к таким фондам;

Незначительная доходность инвестирования пенсионных накоплений, находящихся в ведении управляющих компаний.

Пенсионная система любого государства – не статичное явление, это система постоянно находится в развитии,

В РФ настоящее время осуществляется очередной этап преобразований в пенсионной сфере и связан он со Стратегий долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации , утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р, которая предусматривает социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на период до 2030 г.

Необходимость подготовки Стратегии обусловливалась экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования. Процесс старения населения и существенное увеличение доли пожилых граждан характерен для большинства Европейских государств, в том числе и для России.

Исходя из сказанного вытекает, что в качестве способа социального обеспечения при наступлении социального риска выступает пенсия.

Пенсия как вид социального обеспечения - назначаемая на постоянной или длительной основе уполномоченным государством органом ежемесячная денежная выплата гражданам пожилого или преклонного возраста, инвалидам, детям и другим нетрудоспоспособным, потерявшим законного кормильца .

Новое пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий:

Трудовые: страховую и накопительную;

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Критерием для их разграничения является источник выплаты.

С 1. 01 2015 г. пенсия, назначаемая в рамках системы обязательного страхования, сменила свое наименование с трудовой пенсии на страховую, что не означает, что страховая пенсия утратила свою взаимосвязь с трудовой деятельностью. Названная пенсия по-прежнему назначается лицам, которые в ходе трудовой или иной деятельности участвовали в формировании финансовых ресурсов пенсионной системы.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц (п.1 ст. 3 Закона о страховых пенсиях.)

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О страховых пенсиях » устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) по старости;

2) по инвалидности;

3) по случаю потери кормильца.

Право на страховую пенсию имеют:

Граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Нетрудоспособные члены семей граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 4 Закона о страховых пенсиях).

Лицам, имеющим одновременно право на различные виды страховой пенсии, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Причем пенсионеры могут получать пенсию в полном объеме независимо от факта работы.

3). Страховая пенсия по старости: понятие, основания и условия приобретения права на пенсию. Размер пенсии по старости. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

Приведенное выше родовое понятие «страховой пенсии» не исключает научной разработки видовых понятий, в частности такого как «страховая пенсия по старости».

Страховая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или трудового дохода лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим установленный страховой стаж и сформированные пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов (баллов).

Право на страховую пенсию по старости возникает у застрахованного лица по достижении определенного возраста. Нормальным пенсионным возрастом согласно Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. считается 65 и более лет.

Для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях будут необходимы три условия:

Достижение определенного возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет);

Наличие страхового стажа – 15 лет;

Наличие индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (баллов) (ст. 8 Закона о страховых пенсиях).

Федеральный закон «О страховых пенсиях» предусматривает также возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Основания для досрочного предоставления трудовой пенсии по старости различны. Пенсии назначаются досрочнов связи:

- с условиями труда, которые характеризуются опасностью, тяжестью, вредностью, интенсивностью, напряженностью (ст. ч.1ст. 30 Закона о страховых пенсиях). Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда установлены отдельным категориям работников, занятым:

1) на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) на работах с тяжелыми условиями труда;

3)на работах связанных с напряженностью и интенсивностью труда: педагогическим работникам и работникам здравоохранения; занимающимся творческой деятельностью на сцене в театрах или театрально зрелищных организациях; др. лица

Списки таких работ ут­верждаются Правительства РФ, они перечислены в постановлении Правительства от 16. 07. 2014 № 665.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, по инвалидности и в случае потери кормильца.

В качестве способа социального обеспечения при наступлении указанных факторов социального риска выступает пенсия.

Пенсия как вид социального обеспечения - назначаемая на постоянной или длительной основе уполномоченным государством органом ежемесячная денежная выплата гражданам пожилого или преклонного возраста, инвалидам, детям и другим нетрудоспоспособным, потерявшим законного кормильца .

В 2012 г принято распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ»: от 25.12.2012г. №2524-р.

Основными целями развития пенсионной системы являются:

Гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

Обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами развития пенсионной системы являются:

Обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

Достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

Обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

Поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

Обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;

Развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

Повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Для достижения указанных целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов пенсионной системы.

При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели:

Первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;

Третий уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).

Федеральные законы, обеспечивающие проведение реформы :

О страховых пенсиях от 28.12.2013 №400-ФЗ;

О накопительной пенсии от 28.12. 2013г № 424-ФЗ;

О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений: от 28.12. 2013 №422-ФЗ;

О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30. 11. 2011 N 360-ФЗ

Об обязательном пенсионном страховании в РФ: от 15.12.2001 № 167-ФЗ;

О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: от 30.04.2008 г. №56-ФЗ

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07. 2009 № 212-ФЗ

О негосударственных пенсионных фондах: от 7.05.1998г. №75-ФЗ;

Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: от 24.07. 2002 №111-ФЗ;

О государственном пенсионном обеспечении в РФ: от 15.12.2001 №166-ФЗ.

Кроме этого в развитие указанных законов принимались указы Президента и постановления Правительства, а также ведомственные нормативные акты.

Сегодня структурно общая пенсионная система в современной России состоит из нескольких подсистем (относительно самостоятельных пенсионных систем), а именно:

- обязательного пенсионного страхования . Отличительными признаками института пенсионного страхования выступают государственный характер обязательного пенсионного страхования и использование распределительных и накопительных методов в системе страхования. Финансируется из ПФР за счет страховых взносов.

- государственного пенсионного обеспечения . Предоставляется государственным служащим (гражданской, военной, правоохранительной), нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовые пенсии и иные виды пенсий, военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных аварий и катастроф. Финансируются из федерального бюджета, за счет налоговых поступлений.

- профессионального пенсионного обеспечения . Предполагалось ввести для лиц, работающих в особых условиях труда. Финансироваться они должны были за счет отдельных страховых платежей, предназначенных для этих целей. Однако до настоящего времени закон о профессиональных пенсиях не принят.

- добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения. Финансируется за счет дополнительных добровольных страховых платежей. Однако до настоящего времени такое пенсионное обеспечение не получило широкого развития.

Причин этому несколько, главные из них:

Низкая з/п работающих, что не позволяет им делать отчисления на формирование негосударственных пенсий;

Устойчиво сложившееся недоверие населения к таким фондам;

Незначительная доходность инвестирования пенсионных накоплений, находящихся в ведении управляющих компаний.

Новое пенсионное законодательство выделяет два вида пенсий:

Трудовые: страховую и накопительную;

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Критерием для их разграничения является источник для их выплаты.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц (п.1 ст. 3 Закона о страховых пенсиях)

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О страховых пенсиях » устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) по старости;

2) по инвалидности;

3) по случаю потери кормильца.

Право на страховую пенсию имеют:

Граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Нетрудоспособные члены семей граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 4 Закона о страховых пенсиях).

Лицам, имеющим одновременно право на различные виды трудовой (страховой) пенсии, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Причем пенсионеры могут получать пенсию в полном объеме независимо от факта работы.

2). Страховая пенсия по старости: понятие, основания и условия приобретения права на пенсию. Размер пенсии по старости. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

Приведенное выше родовое понятие «страховой пенсии» не исключает научной разработки видовых понятий, в частности такого как «страховая пенсия по старости».

Страховая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или трудового дохода лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим установленный страховой стаж и сформированные пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов (баллов).

Право на трудовую (страховую) пенсию по старости возникает у застрахованного лица по достижении определенного возраста. Нормальным пенсионным возрастом согласно Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. считается 65 и более лет.

Для назначения страховой пенсии по старости будут необходимы три условия:

Достижение определенного возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет);

Наличие страхового стажа – 15 лет;

Наличие индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (баллов) (ст. 8 Закона о страховых пенсиях).

Изложенные условия назначения страховой пенсии по старости могут быть определены как условия назначения пенсии на общих основа­ниях.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» предусматривает также возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Основания для досрочного предоставления трудовой пенсии по старости различны. Пенсии назначаются досрочно:

- в связи с условиями труда, которые характеризуются опасностью, тяжестью, вредностью, интенсивностью, напряженностью (ст. ч.1ст. 30 Закона о страховых пенсиях). Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда установлены отдельным категориям работников, занятым:

1) на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) на работах с тяжелыми условиями труда;

3)на работах связанных с напряженностью и интенсивностью труда: педагогическим работникам и работникам здравоохранения; занимающимся творческой деятельностью на сцене в театрах или театрально зрелищных организациях; др. лица

Списки работ, производств, профессий, должностей, специ­альностей и учреждений, с учетом которых назначается досроч­ная трудовая пенсия, и правила исчисления стажа работы ут­верждаются Правительством РФ. Они перечислены в постановлении Правительства от 16. 07. 2014 № 665.

При этом право на досрочные пенсии в связи с условиями труда во всех случаях предоставляется только лицам, имеющим специальный страховой стаж. Специальный стаж, как правило, составляет половину общего страхового стажа.

Пенсионная система в нашей стране постоянно совершенствуется с учетом требований современных реалий. К 2017 году в России сложилось несколько форм пенсионного обеспечения:

Государственные и негосударственные пенсии;

Обязательное пенсионное страхование.

Последнее предполагает согласно новому закону № 400-ФЗ от 28.12.2013г.«О страховых пенсиях», действующему в нашей стране с начала 2015 года, три вида страховых пенсионных выплат:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца.

Рассмотрим каждый вид выплат:

Страховая пенсия по старости. Этот вид пенсии получают те, кто утрачивает способность к трудовой деятельности из-за достижения определенного возраста (старости). Чтобы ее получать, необходимо достичь общеустановленного пенсионного возраста или получить право на досрочное назначение пенсии. Согласно статье 8 Закона №400-ФЗ указанная пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет.

Наличие минимального страхового стажа - одно из условий для назначения страховой пенсии по старости (в 2016 г. минимальный страховой стаж составляет 7 лет, далее с каждым годом требования к минимальному стажу будут увеличиваться на 1 год таким образом, чтобы к 2024 году минимальный страховой стаж составил 15 лет).

Следующее необходимое условие - наличие минимального количества индивидуальных пенсионных коэффициентов (в 2016 г. - 9 баллов, далее с каждым годом требования к минимальному количеству баллов будут увеличиваться и к 2025 году составят 30 пенсионных баллов).

Страховая пенсия по инвалидности. Получают те лица, кто имеет ограничения в трудовой деятельности из-за проблем со здоровьем, а не по возрасту. То есть на пенсию по инвалидности имеют право граждане, признанные инвалидами федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности и продолжительности страхового стажа. В случае полного отсутствия стажа назначается государственная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца: ею обладают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Таким образом, по общему правилу, для приобретения права на данный вид страховой пенсии лицо должно одновременно отвечать трем специальным условиям:

Относиться к членам семьи умершего лица, которое было застраховано в системе обязательного пенсионного страхования;

Находиться в нетрудоспособном состоянии (в силу несовершеннолетия, инвалидности или достижения общеустановленного пенсионного возраста);

Состоять на иждивении умершего лица, которое было застраховано в системе обязательного пенсионного страхования, к моменту его смерти.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона № 400-ФЗ одному из родителей, супругу или другим членам семьи, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.

Различия между перечисленными видами страховых пенсий следуют непосредственно из их названий, а также из следующего общего определения понятия страховой пенсии, данного в п. 1 ст. 3 Закона: «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом; при этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств»

Подобным образом в п. 1 ст. 5 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (здесь и далее в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) указывалось, что в соответствии с данным Законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

Трудовая пенсия по старости;

Трудовая пенсия по инвалидности;

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

При этом п. 2 указанной статьи предусматривал, что трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

Страховой части;

Накопительной части.

Таким образом мы рассмотрели страховые пенсии ознакомились с их видами и условиями при которых осуществляются назначение и выплаты.