Обычаи у армян свадьба. Современные армянские свадебные традиции. Фото свадебных обрядов. Ншандрек: обручение по армянским свадебным традициям

Армянская свадьба богата изобилием традиций, а большинство из них сохранились по сей день. Она отличается таинственностью ритуалов, радушием и веселыми гуляниями.

Как все начиналось

В Армении отношения будущих мужа и жены всегда начинались со сватовства. Сватовство у армян отличалось от других стран, так как всегда проходило таинственным образом. Сваты приходили в дом к невесте в темное время суток, чтобы никто не узнал об этом событии, если вдруг случится отказ. Считалось зазорным сразу же согласиться на предложение замужества. Тогда о невесте думали плохо, предполагая, что у нее есть существенные недостатки и отец хочет поскорее от нее избавиться.

Армянские обычаи сватовства в первый визит строились на псевдо отказе и полном отказе. К примеру, если родители невесты ссылались на решение дальнего родственника, который пребывал в отъезде, это означало, что в следующий визит можно будет получить согласие на свадьбу. Когда же родители указывали на чрезмерную молодость пары, положительного ответа не было смысла ждать.

Очень интересно у армян проходило деление невесты, если на ее руку было несколько претендентов. Все они собирались в условленный вечер в доме девушки, садились за стол и на середину выкладывали свои подарки. Будущая невеста не имела права голоса, ей разрешалось только лишь изъясняться жестами. От девушки требовалось выбрать понравившийся подарок, после чего даритель становился ее женихом. Но чаще всего девушки заблаговременно договаривались о предмете подарка и знали, что подарит их настоящий любимый.

Армянское сватовство включало в себя разделение хлеба между отцами жениха и невесты. Для этого пекли лаваш, а потом скручивали его в виде свитка. Родителям предстояло разорвать этот хлеб на части, что означало единение семей и начало их родства. Во время этой церемонии всегда присутствовал священник, который стоял между отцами и благословлял их на дружбу и приязнь.

Сватовство по армянским традициям предполагало и третий визит сватов. Это был день назначения помолвки. По-армянски ее называют «хоскап», то есть скрепление словом. Она представляла собой мини свадьбу, которую проводили в узком кругу в доме невесты. Армянская помолвка состояла из небольшого застолья и обряда подношения подарков, которые предназначались невесте и ее матери. Среди них были и ювелирные изделия, но традиция подносить обручальное кольцо с бриллиантом появилась лишь в середине прошлого столетия.

Помолвка у армян считалась отправной точкой для свадебного приготовления. С этого момента молодых разлучали и не разрешали видеться до наступления свадьбы. Но молодежь была хитрой и находчивой, так как обручение армянских новобрачных могло затянуться не на одну неделю. Жених зачастую пробирался к невесте через окно или балкон, и с разрешения ее матери, мог находиться в комнате молодой. Они могли разговаривать и видеть друг друга, но дотрагиваться жениху к невесте было запрещено.

Подготовка к венчанию

За несколько дней до знаменательного события мужчины и женщины проводили свои ритуалы. Подготовка к армянской свадьбе с женской стороны начиналась из выпекания свадебного лаваша. Ритуалы проводились в обоих домах, а обрядовый день имел название «таштадрек», что означает «поставить корыто». Близкие невесте девушки и юные мальчики начинали просеивать муку. Это действие сопровождалось обрядовыми песнями и танцами. Потом все превращалось в игру: молодежь обсыпала друг друга мукой. Каждый гость клал в сито какую-нибудь сладость, например, орехи или сухофрукты, а когда вся мука просеивалась, ими можно было полакомиться.

В некоторых районах Армении просеивать муку доверяли одному человеку — попадье. Она это делала без слов, чтобы невеста была немногословной, а еще с закрытым лицом, что оберегало молодую от безумия. Армяне считали, что связь с образованными людьми — священником и попадьей — не дает внезапно сойти с ума. Другие регионы страны доверяли этот обряд исключительно женщинам и не забывали о субординации. Начинала процедуру самая старшая дама и передавала сито посаженной матери, а потом к этому подключались остальные девушки. Солить и месть тесто позволялось в той же очередности.

Приметы на армянскую свадьбу тесно связаны с закалыванием вола. Его мясо в дальнейшем использовали для приготовления свадебного застолья. В основном вместо вола использовали быка. У армян это животное ассоциировалось с пахотой и плугом, что символизировало плодородие и достаток. В советское время для этого ритуала жертвоприношения заранее покупали теленка, когда парень был еще юн, и откармливали до нужного времени. Жизнь ритуального быка ассоциировали с жизнью сына, его лелеяли и всячески оберегали.

На ритуал жертвоприношения приходили мужчины со стороны жениха. Животное связывали и укладывали на земле. Жених наносил первый удар и ставил ногу на поверженного зверя, как победитель. Для этого обряда всегда выбирали пятницу.

Армянское венчание начиналось с подготовки в доме кавора — посаженного отца, где проводился ритуал купания жениха. Для этих целей использовали специальный таз, куда усаживались спиной к спине жених и его главный неженатый друг — азаббаши. Их обливали водой с кувшина. Струя воды символически отделала холостых друзей и жениха, который собирался создать семью.

Дом кавора был местом также для ритуального одевания молодого. Каждый предмет одежды, который на него надевали, восхваляли и торжественно превозносили. Также во время одевания друзья жениха выполняли обрядовые танцы, кружа вокруг него. Танцуя, парни украшали свадебное дерево из веточек ивы. Оно называется «арсаники цар», и символизирует плодородие и благополучие. Раньше по традиции его украшали сладостями и различными фруктами, такими, как гранат или яблоки. Верхушку дерева всегда увенчивали свечи. Армянская свадьба в России до сих пор придерживается обряда с украшением арсаники цар, только теперь вместо ивовых ветвей украшают меч, используя бумажные купюры и конфеты. Арсаники цар во время торжества держит главный друг жениха, который еще выполняет функции его телохранителя на время свадьбы.

Свадебная церемония

Брак в Армении всегда начинался с очень необычной традиции. Перед приездом жениха в доме невесты разыгрывалось настоящее театральное действие по краже курицы из курятника. Делал это самый ловкий юноша, которого прозывали Лисом. Гости и родственники невесты препятствовали ему совершить кражу, но он все равно должен был это сделать, и вместе с птицей проникнуть в дом невесты. Там он оповещал о том, что жених уже в пути, за что получал подарки. На этом функция Лиса не заканчивалась. После того, как пройдет церемония венчания, ему надо было попасть в дом жениха раньше свадебной процессии и тоже сообщить о скором приезде молодых. На современных свадьбах тоже присутствует Лис, только теперь он ездит в машине без верха, украшенной лисьим мехом.

Невесте не приходилось думать, что одеть на армянскую свадьбу, так как наряд для нее приобретала сторона жениха. В день торжества невесту одевала замужняя родственница, у которой первенец — сын. Молодой заплетали две косы, после чего она больше не могла выйти на улицу, не покрыв головы.

Свадебная процессия всегда была очень шумной и веселой. В это время звучат песни, пляшут и стреляют в воздух, чтобы прогнать злых духов. Невеста всегда должна была идти позади жениха, но никто не мог пройти между ними.

Венчание в армянской церкви правила имело особенные. Священник повязывал новобрачным специальную ленту из красных и зеленых нитей, увенчанную крестом, на лоб, шею и руки, а конца запаивал воском. Когда заканчивалось венчание, свадебная процессия отправлялась домой другой дорогой, чтобы обмануть злые силы.

Все съезжались в дом к жениху, где уже были накрыты столы и приготовлены подарки. Сюда же привозили приданое армянской невесты, которое приготовила для нее мать. С приездом молодых начинались разнообразные игры и карнавальные действия. Самое популярное из них — шуточная драка между родителями жениха. При этом его мать обязательно должна была победить мужа, а потом сесть поверх него в качестве победительницы. В это время пелись смешные песенки, веселые и потешные, в основном про невестку и свекровь. Но некоторые особенности армянской свадьбы до сих пор остаются актуальными. Например, встреча свекровью молодых, когда она покрывает их плечи лавашем.

Проходило от трех до семи дней после свадьбы, когда священник вновь приходил к молодым. Но это уже было не венчание в армянской церкви, а «обряд тагравец» или «снятие венца». Он читал над молодоженами молитвы и снимал с них ленту нарот.

За дни свадебного торжества молодых постоянно осыпали сладостями, зерном и денежными монетами. Все это символизировало достаток и благополучие новообразовавшейся семьи. Также сторона жениха выплачивала выкуп невесты на армянской свадьбе. Родители молодого еще платили за торжество и всегда компенсировали потраченную на пир сумму стороне невесты.

Армяне очень строго относились к целомудренности молодой жены. Армянские невесты обязаны были быть девственницами и это всячески проверяли. В древние времена кухарка или замужняя родственница невесты стояла под дверью во время брачной ночи, после чего оповещала родителей жениха о том, что молодая была девственницей. В ХХ веке появился новый обряд. Наутро после бракосочетания, мать девушки получает красные яблоки и бутылку коньяка, если ее дочь оказалась девственницей. Эту новость разглашали по округе оружейными выстрелами, а потом продолжали празднество.

Выйти замуж за армянина – это значит следовать всем армянским традициям. Нет ничего красивее, хлебосольнее и веселее армянских свадеб. Сотнями лет, какие бы события не происходили на этой земле, народ бережно сохраняет обычаи и традиционное поведение на большом многочисленном празднике, где приглашают на торжество всех ближних и дальних родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. Армянская свадьба отмечается с большим размахом в течение нескольких дней. Масштабный и самый главный праздник рождения новой семьи требует тщательной подготовки, в ней участвуют все родные и близкие.

Традиции сватовства в Армении

Для ответственной церемонии сватовства выбирают сваху (миджнорд кин), знакомую семье будущей невесты, но из семьи юноши. До дня сватовства сваха посещает дом родителей невесты и старается уговорить их отдать замуж дочку. После утвердительного ответа в дом девушки приходят родственники будущего жениха (сваты). Только после этого невеста может пойти выбирать свадебное платье.

Приходят на серьезный разговор только мужчины и тот, кому родители юноши доверяют кавор, это может быть уважаемый родственник. В ходе сватовства оговаривается повод торжественного прихода и звучит просьба о руке невесты. Традиционно родители невесты сразу не соглашаются на брак, сватам придется прийти вновь и получить одобрение на следующую весьма важную церемонию — обручение.

Обручение армянских новобрачных

Свадебное торжество не обходится без обряда обручения, или как в народе говорят «помолвка». В оговоренный заранее день в доме жениха собираются родные с многочисленными дарами для невесты, часто ювелирные золотые, заранее подготовленные украшения. Накрывается торжественный стол, родные произносят пожелания счастья и крепкой семейной жизни молодоженам. Позже непродолжительного застолья у жениха, они идут в семью невесты, их ждут за празднично накрытым столом.

Церемония помолвки начнется с выведения кавором невесты с подругами за стол к жениху. В ходе застолья у невесты ее одаривают золотыми и серебряными украшениями. Кавор объявляет о состоявшейся помолвке, жених надевает в знак этого кольцо с камнем на безымянный палец невесты. Именно с обручения, как считали издавна, между семьями будущих молодоженов начнутся родственные доверительные отношения.

На церемонии обручения оговаривается день будущей свадьбы и выбирается свадебное платье вместе с другими атрибутами этого праздника. В это время в доме невесты звучат грустные мелодии, один раз звучит музыкальная композиция «Узундара», после танца под которую, будущую жену уводят от отчего дома. В конце церемонии отец невесты отдает руку дочери жениху, как бы соединяет их судьбы и таким образом благословляет.

Приметы на армянскую свадьбу

Согласно древним поверьям подвенечное платье дарят традиционно родители будущего мужа. Уважаемый кавор, родные жениха, его друзья в назначенный день забирают девушку из дома. Торжественная делегация подходит к дому будущей жены с громкой зажигательной музыкой и неподдельным веселым шумом. С песнями и танцами они преподносят родным невесты «сини», это блюда с горой подарков для невесты и ее родных, свадебное платье и украшения, восточные сладкие лакомства, эксклюзивные вина и фруктовые плоды. Невеста облачается, помогают ей подруги, происходит действо при жене кавора каворкин.

В храме готово все и начинается таинство, священник с молитвами повязывает к рукам молодоженов нити зеленого и красного цветов, сплетенными вдвое, по возвращении к дому, говорят старые легенды, они отгонят злых духов от молодых.

В ходе церемонии венчания жених надевает обручальное кольцо на безымянный палец левой руки невесты. В то же время в доме жениха уже готов шикарный праздничный стол, он должен быть великолепным и переполненным деликатесами и напитками, это долг чести. На праздничном застолье в родные и друзья произносят тосты за здоровье молодых, желают им совместной безоблачной жизни и дарят подарки, чаще всего это деньги и золотые ювелирные украшения.

Традиция подтверждения невинности будущей жены

В традиционных патриархальных армянских семьях остается и соблюдается обряд подтверждения невинности будущей жены. После первой брачной ночи в родной дом честной и ответственной невесты отправляется гонец с хвалебным для родителей красным яблоком.

За невестой всегда давалось приданое деньгами и необходимыми в хозяйстве вещами. Размер приданого традиционно обсуждали в полушутливых разговорах при сватовстве и обручении. Родители жениха могут отказываться, что никакого приданого им не нужно, только бы состоялась армянская свадьба. Как у многих народов свадьбу справляют осенью после уборки урожая или вначале зимы, закрома в это время заполнены, созревают молодые вина. Пользу осенних бракосочетаний подтверждали это древние трактаты по медицине, написанные на армянском языке, организм насыщен в это время жизненными силами.

Особенности празднования армянской свадьбы

Старинный способ созвать всех на свадебное торжество, приглашение проводилось музыкантами, они с крыши дома жениха исполняли музыкальные композиции, оповещающие село о торжестве. Приглашали каждого и устно, кавора, уважаемых гостей приглашали целой делегацией. Гостей всегда приглашали много. В древние времена для проезжающих купцов посылали праздничное угощение, отдельно накрывались достойные столы неимущим односельчанам. От родных невесты дарили практичные вещи, которые пригодятся как часть приданого. Гости от семьи жениха дарили золотые ювелирные украшения для невесты, чтобы показать родных жениха обеспеченными людьми и знатными.

До свадьбы обсуждались кандидатуры родных и друзей, отправляющихся за невестой. Они выбирали макарапета, главенствующего в праздничной делегации. Каждое его слово было непререкаемо для всех гостей в течение свадебного торжества, макарапет был в числе организаторов свадьбы, развлечений с массой переодеваний и шуточными состязаниями. Макары-делегаты выступали в роли охранников жениха от всех неожиданностей. Жених в течение торжества подчинялся им.

Макарами проводилась церемония омовения, бритья и облачения жениха перед торжеством. В разные исторические времена армяне жили во враждебном окружении племен турок и курдов, всегда существовала опасность кражи армянских невест даже из-под венца, поэтому Макары всегда были мужественными вооруженными защитниками, они обеспечивали безопасность церемонии. Тогда выйти замуж за армянина считалось престижно.

Во время торжества родственники жениха не уступали лидерства в веселых песнях, танцах и развлечениях, показывая свою большую радость в приобретении невесты. Родственники же ее слегка грустили, особенно ее мать, она не танцует, понимая, что дочь уходит от них навсегда. Кавору дарят от матери девушки большое блюдо с традиционными угощениями, молодым дарят символ вечного древа продолжающейся жизни. Великолепные традиционные песни звучат под тосты, все поздравляют друг друга.

На пороге дома жениха свадебную делегацию встречает с радостью свекровь, она к плечам молодоженов для благополучия кладет лаваш, дает для мира в семье молодым мед, желая сладкой жизни в дальнейшем, осыпая их цветами и изюмом для достатка. Зажигательные музыкальные композиции «Кочари», «Шалахо» и мелодия грузинской диаспоры армян «Кинтаури» сопровождают церемонию.

Армяне - древний народ, который с огромным почтением относится к своим историческим корням, уважает уникальные традиции и национальные обряды. Армянская свадьба - серьёзный повод вспомнить старинные ритуалы, отдать дань памяти своим предкам. Торжество здесь празднуется с широким размахом, обилием гостей, щедрым угощеньем, национальными танцами и песнями.

Выбор будущей невесты

В древние времена судьбу молодых определяли родители жениха, тщательно выбирая невестку из числа свободных девушек в округе. Армяне ценили благосостояние, поэтому достаток семьи девушки был важным фактором. Строгие родители обращали внимание на здоровье молодой, а также её приданое. А вопреки мнению парня, внешность девушки старшим поколением почти не учитывалась, достаточно было не иметь физических недостатков. Если молодой джигит имел смелость ослушаться родителей, его семья могла проклясть его, лишить наследства. Подбором кандидатуры занимались специальные люди — дибончи.

Разумеется, современное бракосочетание армян происходит по новым канонам, в соответствии с которыми молодые люди самостоятельно могут выбрать суженую. Но в некоторых семьях жива традиция последнего слова родителей, и как правило, парни совсем не против, полностью доверяя им.

Сватовство по-армянски

Бракосочетание в Армении не проходит без процесса сватовства. Ранее такая традиция, предшествующая армянской свадьбе, носила очень серьезный характер. На сегодняшний день это мероприятие проводится не менее торжественно, но имеет больше шуточный оттенок.

После того как влюбленный жених объясняется с девушкой, необходимо сообщить важное известие своим родителям. Армянские парни очень уважают свою мать, поэтому именно она первой узнает счастливую новость. Затем весть сообщается главе семейства, на плечи которого ложится процесс сватовства. Прежде всего ему понадобится выбрать свиту доверенных людей, с которыми он должен отправиться с визитом в семью потенциальной невесты. По традиции армянской свадьбы сватами выбирают как мужчин, так и женщин.

Семейство невесты, извещенное дочерью, хорошо подготавливается к предстоящему событию: убирает дом, накрывает богатый угощеньями стол, приглашает ближайших родственников. В первую встречу родители девушки ведут себя прохладно, якобы отказывают в браке. Но семью жениха этот факт не смущает, подобное действие носит ритуальный характер. А вот после третьего визита родичи суженного наконец-то получают долгожданное согласие на брак. Счастливый исход мероприятия завершается роскошным пиром с неизменным национальным напитком — коньяком. Угощение на предсвадебном торжестве выставляется соответственно принятым нормам:

  • На праздничном столе главенствуют мясные блюда: армянский шашлык из баранины и говядины, хаш, толма.
  • Вместо гарнира к мясу подается большое количество зелени: петрушки, кинзы, укропа.
  • Вся пища преподносится на фамильной посуде: дорогом фарфоре, фужерах из изысканного хрусталя.
  • Вместо сладкого десерта на столе можно найти южные фрукты.
  • Праздничный напиток армян — коньяк многолетней выдержки или домашняя водка.

За роскошной трапезой родственники произносят хвалебные тосты в честь друг друга, обговаривают моменты предстоящего торжества.

Дополнительной любезностью на армянской свадьбе является обычай после визита родителей жениха угостить и других его родичей. Многочисленная родня новобрачного бурно участвует в переговорах, обсуждаются насущные вопросы в связи с предстоящим торжеством. После всех визитов вежливости глава семейства жениха снова отправляется в дом суженой сына, чтобы окончательно установить дату события и составить список приглашенных.

Обручение

Помолвка или обручение не менее важно, чем само бракосочетание, и его необходимо тщательным образом подготовить. Заранее выбирается крестный отец для детей молодоженов, он же играет роль посаженного отца, которого в народе называют кавором. Эта персона занимает на армянской свадьбе почетное место рядом с родным отцом жениха.

Торжество берет старт в доме новобрачного, куда съезжается многочисленная родня, друзья и соседи. Для них накрывается роскошный стол, который буквально ломится от угощений. Гости немного закусывают, выпивают за здоровье молодых и отправляются в путь к дому новобрачной. Причем угощенья складываются на огромные подносы вместе с щедрыми подарками и забираются с собой.

Перед домом невесты отец парня проводит особый ритуал. Остановившись на пороге, глава семьи жениха торжественно вручает ему ншан — свадебное подношение для невесты. Этот атрибут представляет собой ювелирную драгоценность: красивое кольцо, изящный браслет или тонкую филигранную цепочку. Подарок передается девушке, которую по традиции выводит жена посаженного отца.

Теперь гостям разрешается войти в празднично украшенный дом. Родители невесты очень стараются произвести впечатление на гостей, поэтому застолье проходит впечатляюще: с шикарным угощением, веселыми танцами и народными песнями. Во время застолья родственниками обеих сторон окончательно утверждается дата свадьбы.

Как проходит обряд кройки платья невесты

Армянская невеста на свадьбе блистает роскошью наряда, а между тем, чтобы его смастерить, необходимо соблюсти еще один самобытный обычай, почти утраченный сейчас. За несколько дней до бракосочетания родственницы жениха отправляются помогать девушке кроить и шить подвенечный убор. Жена кавора даже приобретает ткань для наряда, но процедура все же носит символический характер.

В доме невесты супруга посаженного отца должна сделать выкройку платья, то есть нарезать материал. В процессе кройки жена явора резко бросает ножницы, возмущаясь, что они тупые, и помогать невесте она не будет. Такой обычай имеет следующую подоплеку: если жена кавора платье не раскроит, свадьба не состоится. Поэтому женщину задабривают деньгами, и она продолжает работу. Во время проведения ритуала присутствующих гостей обильно угощают.

Предсвадебные хлопоты

Армянская свадьба — яркое мероприятие, богатое разнообразными событиями и ритуалами, такими как:

Смотрины. Если помолвка состоялась, жених отправляется на смотрины, прихватив близких родственниц, чтобы они помогли оценить девушку лично. Делегация не приходит с пустыми руками, жених и родня несут богатые дары в дом. После мероприятия мать невесты торжественно разрешает молодым видеться до брака. По этому поводу соседским детям выносятся сладости и фрукты.

Къясум трел — встреча будущих родичей. Перед армянской свадьбой принято проводить собрание мужчин двух семейств: кавор и глава семьи жениха встречаются, чтобы обсудить финансовые моменты, связанные с проведением мероприятия.

Если все вопросы родственниками решены, расходы подсчитаны, наступает этап полноценной подготовки события. Доверенные люди подбирают место проведения праздника, составляют меню, посылают гостям приглашения, выбирают веселого ведущего, который создает и подготавливает сценарий.

Армянские тосты

Для армян тосты представляют неотъемлемый атрибут праздников, в том числе и бракосочетания. У данного народа торжественные речи — это не просто обычные пожелания, а целые легенды, притчи с аллегориями о животных, природе, прославляющие доблесть и щедрость джигитов, красоту кавказских женщин.

Танец невесты

По старой традиции армянской свадьбы, невеста проводила торжество в молчании, есть и пить ей также запрещалось. При этом молодой жене полагалось станцевать красивый и самобытный танец, зажечь таким образом огонь в глазах мужа. Во время народного танца к девушке присоединялись гости и бросали ей под ноги монеты.

Послесвадебные традиции и обряды

Грандиозное армянское бракосочетание длится несколько веселых дней, после которых проводится ряд мероприятий:

Послесвадебный подарок. Родители невесты после всех гуляний присылают молодым подарки к обустройству дома, отдают приданое.

Мытье головы. После свадьбы молодая жена, занятая новым домом и общением с мужем, долгое время не видится с матерью. Поэтому первая суббота после замужества посвящается свиданию родных людей. Мама приходит к родной дочери, чтобы помочь ей привести себя в порядок: вымыть голову, расчесаться и принарядиться.

Бракосочетание у армян — грандиозное и прекрасное событие, которое обязательно стоит увидеть. Национальная музыка, красивые костюмы, щедрое и обильное угощение, радушные хозяева — все это неизменные моменты армянской свадьбы.

Одним из наиболее радостных событий армянского быта, отмечаемых особенно торжественно и пышно, является празднество по поводу образования новой семьи – свадьба. Она всегда считалась самым важным моментом человеческой жизни и становилась поводом для выражения нескрываемой радости и исключительной ответственности родителей.
Свадьбе предшествовало сватовство, в котором раньше жених не принимал участие. Сейчас со сватами в дом невесты идет и жених. В качестве сватов приглашаются близкие старшие родственники. Когда в результате переговоров сваты получают согласие, обе стороны обсуждают дату помолвки. Родственники жениха с музыкантами и подарками, оформленными в виде традиционных нарядных подносов приходят в дом к невесте. Невеста наряжается с помощью подружек в отдельной комнате.
Обряд помолвки начинается, когда кавор (крестный в семье жениха) или тамада выводят невесту в сопровождении подружек из комнаты, ведут к столу и усаживают рядом с женихом, место которому отводится во главе стола на самом почетном месте. Если случилось так, что нет кавора у этой семьи, то для новообразуемой семьи выбирают кавора их числа уважаемых людей — друзей, знакомых или родственников. При этом кавор в армянской семье — это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов, т. е. человек, ответственный перед Богом за мир, согласие и благополучие во вновь образующейся семье.
После объявления о помолвке старшим по столу(тамада), в данном случае это кавор, жених собственноручно надевает кольцо (желательно с камнем) на безымянный палец правой руки невесты. Обручальное кольцо на безымянный палец левой руки надевается в церкви во время венчания.
День свадьбы также назначается в процессе обсуждения сторонами жениха и невесты.
За день до свадьбы в доме жениха и невесты за столом собираются старшие из близких родственников и соседей, под спокойную народную музыку произносят тосты, беседуют, дают наставления, благословляют, танцуют и поют.
На протяжении веков по экономическим причинам было необходимо молодоженам основывать свое собственное хозяйство в составе всего рода в семье, состоящей из трех поколений, где они должны были жить и работать. Все, что заработали молодые, входило в общий семейный бюджет. Молодая семья не имела права предпринимать какие-то новые инициативы без разрешения старших в доме.
За невестой давалось приданое – часть имущества ее семьи в денежном и натуральном выражении. Раньше, отдавая дань традиции, размер приданого обсуждался в шутливо-юмористической форме в доме невесты в присутствии отца жениха и местного священника в качестве «мирового судьи». Однако уже, наверное, лет сто, никто не обсуждает размер приданого. Наоборот, проявляя благородство и выказывая свое отношение к невесте, и жених, и его родители говорят: «никакого приданого не нужно, лишь бы твоя нога ступила в наш дом!».
Свадьбы обычно справлялись осенью и вначале зимы, когда были закончены полевые работы и закрома были полны всяческого добра, а карасы – молодого вина. Кроме того есть древние армянские медицинские трактаты, в которых говорится о пользе бракосочетания именно осенью или в начале зимы, когда организм насыщен жизненной силой. Приготовления к свадебному пиршеству начинались в четверг и продолжался 7 дней. Вообще в дохристианской Армении число 7 имело магическое значение. Самым старинныv способом приглашения на свадьбу считается приглашение через музыкантов, когда они поднимались на плоскую крышу дома жениха и играли определенные мелодии, оповещая все село о предстоящей свадьбе в этом доме. Затем, конечно каждого устно приглашали. Особо уважаемых и знатных гостей, в том числе кавора приглашали особой делегацией, посетив его дом и преподнеся красное яблоко- знак особого почтения.
Гостей приглашали много, не дай Бог, кого-то забыть. В старину для купцов, путешествующих с караванами и остановившихся на привал в данной местности, посылали угощение, для нищих накрывали стол.
Приглашенные со стороны невесты дарили то, что невесте пригодится в новой семье, что она может взять с собой как приданое. Гости со стороны жениха дарили тоже еще более ценные подарки, то, что пригодится в новой семье, но в основном – золотые украшения невесте. Ведь чем больше золота будет на невесте, тем знатнее и респектабельнее показывает себя род жениха. До недавних пор считалось неправильным дарить золото невесте гостям с ее стороны.
За день до свадьбы отец жениха в дом к невесте приводил годовалого бычка, или в крайнем случае (как договорятся) барана, с красной лентой на рогах – «на мясо».
Заранее, до свадьбы стороны обсуждали количество «макаров» (тагворци) (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары выбирали из своего состава главного – макарапет или макар-баши. Его слово было законом для всех в течение всей свадьбы, Макарапет организовывал проведение в течение свадьбы различные развлечения и сценки, с переодеваниями и шутливыми состязаниями.
Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей.
Жених молча и беспрекословно им подчинялся, даже попыткам девушек шуточной кражи его шапки. Макары организовывали обряд купания, бритья и одевания жениха перед свадьбой. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому Макары – это мужественные вооруженные молодые парни 20-50 чел, задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии.
Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем.
С танцами перед домом или во дворе женщины из близкой родни или сестры жениха преподносят «сини» — подносы с подарками невесте – в одном свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости.
Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха. Невесту одевают во все, что ей принесли в присутствии ее подружек («цахкаворнер» — девочки с цветочными украшениями, красочно одетые) и каворкин, (жена кавора), т.е. одной представительницы со стороны жениха.
Во время всей свадьбы сторона жениха должна была не уступать первенство в танцах, т.е. показывать большую радость и веселье, ведь они приобретают такую прекрасную девушку. А сторона невесты немного грустит, особенно мать невесты не танцует, а печалится, что ее родное дитя улетает из отчего дома.
Для кавора обязательно преподноситься поднос с обильными деликатесами со стороны матери невесты, а для невесты и жениха – украшенное сладостями и фруктами дерево (символ древа жизни). С начало поднос и дерево на руках танцуют брат и сестра или другие близкие молодые родственники невесты, потом всё ставят на стол кавора, за что кавор должен платить.
Прекрасные народные мелодии играются под определенные тосты, за родителей, за кавора и т.д. В доме невесты почти все мелодии – лиричные и немного грустные –Один раз играется мелодия танец невесты, «Узундара» («узин таран» – сосватали и увели), под которую невеста с женихом выходят танцевать, и после которой ее уводят из родного дома. Во время этого танца гости осыпают их деньгами – для будущей семьи, после этого танца подходит отец невесты и руку своей дочери кладет в руку жениха, соединяет их судьбы и благословляет.
Ни одна невеста, когда играет та особая мелодия, под которую уводят невест из дома, не может удержаться от слез, видя грусть своих родителей. В доме невесты празднуют недолго – 2-3 часа, чтобы успеть обратно домой, где ждут остальные гости и многодневное веселье.
Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп.
У ворот дома жениха процессию встречает мать – свекровь, кладет на плечи молодым хлеб-лаваш – для благополучия, давая отведать жениху и невесте по ложке меда для счастья и мира в семье, сладкой и полезной любви, осыпают молодых цветами, сладкими сухофруктами и изюмом, чтобы дом их был полной чашей.
Музыка здесь уже самая зажигательная – «Кочари», «Шалахо», танец грузинских армян «Кинтаури». Вся родня жениха и определенное количество гостей сопровождающих невесту, веселятся от души.
На колени невесте подсаживают маленького мальчика из рода жениха, чтобы первенцем у молодых был мальчик, такой же красивый и здоровый.
В современной жизни армянские свадьбы в своей сути мало изменились, но в деталях они, конечно, впитывают многие нюансы из традиций разных народов, среди которых они живут.

Текст Еразик Арутюнян
Рисунки Альберта Габриеляна

Армяне всегда верили в приметы и суеверия. Многие из них дошли до наших дней еще с дохристианских времен, некоторые из них появились позже. Торжество бракосочетания не исключение, на армянских свадьбах наблюдается целый ряд действий, примет и суеверий, пришедших к нам из прошлого.

1. Дождь или снег в день свадьбы к счастью (погода радуется событию).

2. Если накануне свадьбы в доме чихнет кот или собака - невеста будет счастлива в замужестве.

3. Длинное платье невесты - длинная супружеская жизнь.

4. После того, как невеста одела свадебное платье, жена кавора (крестного) крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой.

5. До свадебной церемонии жених не должен видеть невесту в свадебном платье.

6. Перед тем как жених заберет невесту из отчего дома, мужчина (из братьев невесты) у дверей, с кинжалом в руках просит за неё выкуп. Чем дороже выкуп, тем счастливее жизнь новобрачных.

7. Закрытая обувь невесты к счастью в доме.

8. Жениться с родительскими кольцами - повторить их семейные отношения.

9. Кольцо невесте и жениху нужно надевать до основания пальца, чтобы любовь в семье была крепкой.

10. В отличии от других народов, армяне носят обручальные кольца на безымянном пальце левой руке. Считается что вена (или нерв) безымянного пальца ведёт прямо в сердце, как символ вечной любви.

11. Во время венчания, если свечи молодых горят ровно и плавно, семейная жизнь будет спокойной.

12. Куклы на капоте машины - защита молодоженов от дурного сглаза.

13. Чтобы у семьи был достаток в доме, перед входом домой свекровь кладет на плечи жениха и невесты по целому лавашу.

14. После венчания свадебный кортеж должен направиться по другой дороге, чтобы молодожены не возвращались к своей прежней жизни.

15. Кто первым переступит порог дома, тот и будет лидировать в семье.

16. На пороге дома жених и невеста разбивают тарелки и переступают через её осколки. Разбитые осколки - длинная супружеская жизнь без ссор.


17. На свадьбу не дарят часы и режущие столовые приборы, чтобы не сократить век семейной жизни и не поссорить новобрачных.

18. На пороге дома мать жениха угощает новобрачных мёдом, чтобы их жизнь была такой же сладкой.

19. Во время свадебного торжества на колени невесты сажают мальчика, чтобы первенец в семье был мужского пола.

20. В течении праздника, жених и невеста раздают гостям свадебные таросы (տարոս), которые принесут благополучие другим семьям, а незамужним и неженатым предзнаменуют скорую свадьбу.

21. Девушка, поймавшая букет невесты, вскоре выйдет замуж.