Математическая сказка «Гуси-лебеди. Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для детей подготовительной группы
Математическая
сказка
«Гуси лебеди»
Подготовила:
Учитель начальных классов Алишева А.Т
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Задачи:
Обучающие :
закрепить умение решать задачи на сложение и вычитание изученных видов;
формировать вычислительный навык;
сравнивать числа;
закрепить знания о геометрических фигурах;
Развивающие :
развивать математическое мышление, память, наблюдательность, внимание;
развивать умение детей решать простые арифметические
задачи, выделяя в задаче условие, вопрос, решение и ответ;
Воспитательные :
Воспитывать дружеское отношение в классе;
интерес к математике;
взаимовыручку.
Оборудование:
Инсценировка леса: деревья, яблоня, печка, тропинка, избушка,; пирожки с примерами, цветочки, конверт с заданиями.
пособие с изображением геометрических фигур.
Актеры: Девочка, мальчик, Баба – яга, Яблоня, Печка, Молочная река.
Ход занятия:
В зал забегает девочка и просит о помощи.
Маша:
Меня зовут Маша, и у меня случилась беда. У меня украли братца Ваню.
Учитель:
Давайте Маше поможем! Вам придётся преодолевать трудности и препятствия на пути. Вы готовы?
Дети:
Да.
Учитель:
Но сначала мы отгадаем загадку. И узнаем, из какой сказки она к нам пришла.
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
Дети:
Гуси-лебеди
Учитель:
Правильно. А сейчас, для того чтобы нам попасть в сказку, мы закроем глаза, три раза повернёмся влево, три раза повернёмся в право и с закрытыми глазами посчитаем от 1 до 10. А сейчас открывайте глаза и посмотрите. Мы очутились в сказке.
Учитель:
Для того чтобы нам продолжить путь, скажите, кто первый встретился Машеньке на пути.
Дети:
Печка
Учитель:
А вот и печка. Давайте ласково поздороваемся с печкой.
Дети:
Здравствуй печечка!
Учитель:
Печка приготовила нам задания. Давайте сядем за столы и выполним задание.
Задание №1 ( достаю из печки пирожки, и на них написаны примеры на сложение, вычитание, умножение и деление)
4х4= 12:4= 20:4= 15-7=
3х5= 2x10= 16:2= 20-3=
2 х 5= 15+4= 3x5+5= 16-6=
Учитель:
Молодцы.
Учитель:
Ребята, а кто следующий встретился на пути.
Дети:
Яблоня
Учитель:
Ребята, а давайте превратимся в гусей – лебедей и полетим к яблоне. (Дети по кругу летят, машут крыльями, гогочут)
Учитель:
А вот и яблоня. Ребята, поздоровайтесь с яблонькой.
Дети:
Здравствуй яблонька!
Учитель:
Давайте спросим куда гуси - лебеди полетели.
Яблоня скажи куда гуси - лебеди полетели?
Яблоня:
Выполните мое задание и я вам скажу. (отдает конверт с заданиями)
Задание №2
№1- Условие: 4 котёнка играли с клубочком. К ним прибежал ещё один котёнок.
Вопрос: Сколько всего стало котят?
Решение: 4+1=5
Теперь можем ответить на вопрос задачи?
Ответ: Всего стало 5 котят.
№2 – Условие: С одного поля собрали 40 ведер картофеля, со второго – на 10 ведер больше, а с третьего – на 10 ведер больше, чем со второго. Сколько ведер картофеля собрали с третьего поля?
Решение: 40+10=50 ведер картофеля со второго поля.
50+10=60 ведер собрали с 3 поля.
Ответ: 60 ведер картофеля.
Молодцы.
Учитель:
- Ребята посмотрите это, наверное, яблонька нам сейчас ответ даст.
Яблоня:
Молодцы идите, прямо никуда не сворачивайте.
Учитель:
Кто следующий встретился на пути у Машеньки.
Дети:
Молочная река, кисельные берега
Учитель:
Вот и молочная река, кисельные берега. Давайте с рекой поздороваемся ласково.
Дети: Здравствуй реченька!
Дети: (хором спрашивают) молочная река, кисельные берега скажи, куда гуси-лебеди полетели.
Молочная река:
– поиграйте со мной, скажу.
Физминутка "Гуси-Лебеди"
Белые лебеди,
Лебеди летели
И на воду сели,
Сели, посидели.
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
Речка:
Молодцы ребята. Вы очень смелые, быстрые, отважные и дружные. Вы справились и прошли этот не лёгкий путь. Вы у цели. Гуси – лебеди приземлились с Ваней сразу за мостиком, но там Баба – яга.
Баба – яга забегает в зал и говорит:
Решите последнее задание и я отпущу Ваню.
Задание№3
(У каждого ребёнка на столе набор счётных палочек)
Возьмите 4 палочки и составьте из них , а из трех палочек - ∆.
Чем похожи эти фигуры? (У них есть углы и стороны)
Чем отличаются? (У - 4 угла и 4 стороны, у ∆ - 3 угла и 3 стороны)
Баба – яга отпустила Ваню.
Маша и Ваня вместе радуются и благодарят детей за помощь.
Маша:
Спасибо вам большое ребята, я очень рада, что вы помогли мне найти моего Ванечку.
Заключительная часть.
Маша и Ваня прощаются.
Анализ
Учитель:
– А теперь мы должны оценить свою работу. Посмотрите, у вас на столах лежат цветочки. Подумайте, как вы работали на занятии: красный цветок – очень хорошо, синий – хорошо, но могли бы лучше. Возьмите цветок, который вы выбрали, и пройдите к избушке.
(Дети по одному выходят к домику и выкладывают тропинку из цветов.
– Какая красивая полянка из цветов получилась! Наше путешествие закончилось. Иванушку мы спасли, пора возвращаться домой.
Ребята нам нужно возвращается в школу. Давайте закроем глаза три раза. Повернёмся влево вправо и посчитаем от 10 до 1.
Вот мы и в нашей школе. Всем большое спасибо за мужество и смелость. До свиданье друзья.
Цель:
Задачи:
Оборудование:
Печка, дерево яблони с пиктограммами эмоций (яблоки), дощечки, ткань-речка, избушка, аудиозапись с голосом печки, яблоньки, речки, магнитофон, яблочки угощения для детей.
Ход занятия:
Звучит мелодия из сказки.
В: Не бывает в наши дни чудес на свете
Для тех, кто не верит в чудеса!
Нет Кощея — это знают даже дети!
А сказки живут тут и там.
Это присказка — не сказка
Сказка будет впереди.
Пс: Давайте возьмемся за руки и скажем слова:
(в это время поставить стул с куклой Машей)
В круг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.
Вбегает Маша, плачет. (Кукла, озвученная педагогом- психологом)
М: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что я вас встретила. Помогите мне, пожалуйста, унесли Иванушку гуси- лебеди, пошла, искать его и не нашла.
В: Ребята, а из какой сказки прибежала к нам Маша?
Д: Из сказки «Гуси- лебеди»
В: Поможем Маше найти ее братца? А ты, Маша, иди домой и жди родителей. Пойдемте, ребята.
В: П/игра «По ровненькой дорожке»
По камушкам, по камушкам,
По кочкам, по кочкам
Мы к печке подошли.
В: Ребята, посмотрите, на нашем пути печка. Маша тоже встретила печку, да только она ей не помогла. Как вы думаете почему?
Д:————-
В: Как Маша обратилась к печке? Какие слова говорила и каким голосом?
Д:—————
В: А как надо было попросить печку?
(дети демонстрируют, как надо было обратиться к печке)
(Воспитатель открывает печку)
Пс. П/игра «По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки,
По камушкам, по камушкам,
По кочкам, по кочкам
Мы к яблоне пришли.
Пс: ребята, посмотрите, какая красивая яблонька, да яблочки на ней не простые, а волшебные. Разгадаем волшебство, дальше сможем идти.
Эмоциональный этюд
Ребята, как тяжело нашей яблоньке. Как вы думаете почему? Потому что на ней висят помимо радостных яблочек злые и грустные. Поможем яблоньке освободиться от плохих, негативных эмоций? (Дети показывают эмоции)
Подходите по одному и снимайте злую или грустную эмоцию, покажите ее, пожалуйста. Вот и остались одни радостные эмоции, нашей яблоньке стало легко и весело. (Дети показывают эмоцию радости)
Посмотрите как легко стало нашей яблоньке.
Пальчиковая гимнастика «Яблонька»
У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты
На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе
Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад
Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко
В сладко яблочко вопьюсь, Соединить запястья, ладони развести
Пс. Ребята, гуси-лебеди полетели.(Идем по кругу в центр, подходит воспитатель и проводит физкультминутку)
Физкультминутка «Гуси»
Гуси прилетели Машут крыльями
Возле моря сели Приседают
Искупаться в море синем гуси захотели Плавательные движения
Лапки обмывали Ладонями поочередно потирают руки
Крылья полоскали Махи внизу руками
А соленую водицу гуси пить не стали Повороты головы в стороны
Полетим до дому к берегу родному. Махи руками
В: Посмотрите, перед нами избушка, куда отнесли гуси- лебеди Иванушку.
А на нашем пути разлилась речка.
Кто знает, как можно перебраться на другой берег?
Д: —————
В: Мы построим свой мост «Вежливых слов» . Каждый из вас возьмет дощечку и прежде, чем положить ее назовет вежливое слово или выражение.
Дети строят мост.
В: А вот и Ваня, нашли мы братца, пора возвращаться домой.
(Идем по кругу в центр)
П/игра «По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки,
По камушкам, по камушкам,
По кочкам, по кочкам
Мы к дому подошли.
Встречает Маша.(Кукла, озвученная психологом)
М: Спасибо вам большое!
Почему вам помогли печка, яблонька и речка, а мне нет?
Д:————-
М: Мама с папой вернулись с ярмарки и передают вам гостинцы за ваши добрые сердца!
Пс: Нам пора возвращаться в детский сад.
Выход из сказки.
Мы веселые ребята,
Мы ребята – дошколята
Все сегодня потрудились
Снова в группе очутились!
Концовка.
Спасибо! Давайте похлопаем в ладоши и погладим себя по голове. Какие мы молодцы.
Видео занятия
Самоанализ педагога
Цель: Через игровые, проблемные ситуации воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания.
Задачи:
1. закрепить представления детей об эмоциональных состояниях: радость, злость, грусть;
2. подводить к умению интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (просьба);
3. обогащать и активизировать словарь вежливых слов;
4. развивать координацию движений, общую и мелкую моторику;
5. способствовать снятию психоэиоционального напряжения;
6. воспитывать умение слушать говорящего, не перебивать, сопереживать героям сказки.
Форма организации занятия: групповая
Форма проведения: игра-путешествие.
С помощью метода «вхождение в сказку» воспитанники включались в образовательную деятельность.
Для решения поставленных задач использовались игровые технологии. Введение в игровую, сказочную ситуацию активизировало внимание детей, повышало интерес к занятию.
Для активизации внимания, использовались сюрпризные моменты (появление сказочных героев);
— для поддержания интереса детей присутствовали технические средства (запись голосов);
— для удовлетворительной двигательной активности детей, воспитанниками осуществлялся переход из одной групповой зоны в другую, сопровождающийся стихотворным текстом, проведена физкультминутка;
— для развития мелкой моторики была использована пальчиковая гимнастика;
Для знакомства детей с эмоциями – пантомимический этюд и пиктограммы. Эмоциональный фон на занятии был положительный.
Через проблемную ситуацию, у детей развивалось умение интонировать реплики героев, вежливо обращаться с просьбой к героям, развивалась диалогическая речь детей и обогащался словарь вежливых слов.
В результате, цели были достигнуты, задачи решены.
Математическая
сказка
«Гуси лебеди»
Подготовила:
Учитель начальных классов Алишева А.Т
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.
Задачи:
Обучающие :
закрепить умение решать задачи на сложение и вычитание изученных видов;
формировать вычислительный навык;
сравнивать числа;
закрепить знания о геометрических фигурах;
Развивающие :
развивать математическое мышление, память, наблюдательность, внимание;
развивать умение детей решать простые арифметические
задачи, выделяя в задаче условие, вопрос, решение и ответ;
Воспитательные :
Воспитывать дружеское отношение в классе;
интерес к математике;
взаимовыручку.
Оборудование:
Инсценировка леса: деревья, яблоня, печка, тропинка, избушка,; пирожки с примерами, цветочки, конверт с заданиями.
пособие с изображением геометрических фигур.
Актеры: Девочка, мальчик, Баба – яга, Яблоня, Печка, Молочная река.
Ход занятия:
В зал забегает девочка и просит о помощи.
Маша:
Меня зовут Маша, и у меня случилась беда. У меня украли братца Ваню.
Учитель:
Давайте Маше поможем! Вам придётся преодолевать трудности и препятствия на пути. Вы готовы?
Дети:
Да.
Учитель:
Но сначала мы отгадаем загадку. И узнаем, из какой сказки она к нам пришла.
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
Дети:
Гуси-лебеди
Учитель:
Правильно. А сейчас, для того чтобы нам попасть в сказку, мы закроем глаза, три раза повернёмся влево, три раза повернёмся в право и с закрытыми глазами посчитаем от 1 до 10. А сейчас открывайте глаза и посмотрите. Мы очутились в сказке.
Учитель:
Для того чтобы нам продолжить путь, скажите, кто первый встретился Машеньке на пути.
Дети:
Печка
Учитель:
А вот и печка. Давайте ласково поздороваемся с печкой.
Дети:
Здравствуй печечка!
Учитель:
Печка приготовила нам задания. Давайте сядем за столы и выполним задание.
Задание №1 ( достаю из печки пирожки, и на них написаны примеры на сложение, вычитание, умножение и деление)
4х4= 12:4= 20:4= 15-7=
3х5= 2x10= 16:2= 20-3=
2 х 5= 15+4= 3x5+5= 16-6=
Учитель:
Молодцы.
Учитель:
Ребята, а кто следующий встретился на пути.
Дети:
Яблоня
Учитель:
Ребята, а давайте превратимся в гусей – лебедей и полетим к яблоне. (Дети по кругу летят, машут крыльями, гогочут)
Учитель:
А вот и яблоня. Ребята, поздоровайтесь с яблонькой.
Дети:
Здравствуй яблонька!
Учитель:
Давайте спросим куда гуси - лебеди полетели.
Яблоня скажи куда гуси - лебеди полетели?
Яблоня:
Выполните мое задание и я вам скажу. (отдает конверт с заданиями)
Задание №2
№1- Условие: 4 котёнка играли с клубочком. К ним прибежал ещё один котёнок.
Вопрос: Сколько всего стало котят?
Решение: 4+1=5
Теперь можем ответить на вопрос задачи?
Ответ: Всего стало 5 котят.
№2 – Условие: С одного поля собрали 40 ведер картофеля, со второго – на 10 ведер больше, а с третьего – на 10 ведер больше, чем со второго. Сколько ведер картофеля собрали с третьего поля?
Решение: 40+10=50 ведер картофеля со второго поля.
50+10=60 ведер собрали с 3 поля.
Ответ: 60 ведер картофеля.
Молодцы.
Учитель:
- Ребята посмотрите это, наверное, яблонька нам сейчас ответ даст.
Яблоня:
Молодцы идите, прямо никуда не сворачивайте.
Учитель:
Кто следующий встретился на пути у Машеньки.
Дети:
Молочная река, кисельные берега
Учитель:
Вот и молочная река, кисельные берега. Давайте с рекой поздороваемся ласково.
Дети: Здравствуй реченька!
Дети: (хором спрашивают) молочная река, кисельные берега скажи, куда гуси-лебеди полетели.
Молочная река:
– поиграйте со мной, скажу.
Физминутка "Гуси-Лебеди"
Белые лебеди,
Лебеди летели
И на воду сели,
Сели, посидели.
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
Речка:
Молодцы ребята. Вы очень смелые, быстрые, отважные и дружные. Вы справились и прошли этот не лёгкий путь. Вы у цели. Гуси – лебеди приземлились с Ваней сразу за мостиком, но там Баба – яга.
Баба – яга забегает в зал и говорит:
Решите последнее задание и я отпущу Ваню.
Задание№3
(У каждого ребёнка на столе набор счётных палочек)
Возьмите 4 палочки и составьте из них , а из трех палочек - ∆.
Чем похожи эти фигуры? (У них есть углы и стороны)
Чем отличаются? (У - 4 угла и 4 стороны, у ∆ - 3 угла и 3 стороны)
Баба – яга отпустила Ваню.
Маша и Ваня вместе радуются и благодарят детей за помощь.
Маша:
Спасибо вам большое ребята, я очень рада, что вы помогли мне найти моего Ванечку.
Заключительная часть.
Маша и Ваня прощаются.
Анализ
Учитель:
– А теперь мы должны оценить свою работу. Посмотрите, у вас на столах лежат цветочки. Подумайте, как вы работали на занятии: красный цветок – очень хорошо, синий – хорошо, но могли бы лучше. Возьмите цветок, который вы выбрали, и пройдите к избушке.
(Дети по одному выходят к домику и выкладывают тропинку из цветов.
– Какая красивая полянка из цветов получилась! Наше путешествие закончилось. Иванушку мы спасли, пора возвращаться домой.
Ребята нам нужно возвращается в школу. Давайте закроем глаза три раза. Повернёмся влево вправо и посчитаем от 10 до 1.
Вот мы и в нашей школе. Всем большое спасибо за мужество и смелость. До свиданье друзья.
Управление образования
Администрации Краснокутского муниципального района
Саратовской области
Конспект занятия
(непосредственно-образовательной деятельности)
«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
(старшая группа 5-6л.)
Воспитателя
МДОУ «Детский сад №24
«Солнышко» г.Красный Кут
Саратовской области
Алтынбаевой Мяхузи Файзиевны
2013 год
Вид: интегрированное занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).
Интеграция областей : Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.
Цель:
Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у детей и формирование представлений у детей об обобщающем понятии «Семья».
Программное содержание:
1.Образовательная задача: закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье, развивать чувство единства, эмоциональной поддержки
2.Развивающая задача : закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку развивать логическое мышление, память
3.Воспитательная задача : продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.
4.Оздоровительная задача : развитие положительных эмоций, чередование статических и активных движений во время всего занятия.
5.Речевая задача:
продолжать развивать диалогическую речь детей; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Технологии:
ТРИЗ, здоровьесберегающая технология (физминутка, пальчиковая гимнастика), ИКТ, проектная технология, игровая технология.
Методические приёмы:
1. Наглядные
(использование демонстрационного и раздаточного материала, показ иллюстраций, карточек,
2. Словесные (пословицы, поговорки, вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности, проблемные вопросы, напоминание, указание к действию, метод моделирования, поощрение, оценка деятельности детей)
3. Игровые (игровые упражнения и задания)
4.Практические (лепка пирожков из соленого теста, исполнение танца)
Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, текста песни «Бабка-Ёжка»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: печь, яблоня, 1 свежее яблоко, корзина, ёлка, план-схема; цветок, грибок, сюжетное оформление «Речка», «Дом», противень,
Раздаточный: солёное тесто, доски для лепки, салфетки, пирожки печеные, яблоки (плоскостные 8 шт.), карточки для моделирования;
ТСО: музыкальный центр, аудиозапись.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети располагаются полукругом возле воспитателя.
Здравствуйте, дети. Я хочу поближе познакомиться с вами. Я протяну ладонь и назову своё имя, а вы по очереди сверху положите свою ладошку и назовите своё имя. Вот мы и познакомились.
Воспитател ь: - Ребята, я видела чудо сегодня во сне:
Герои всех сказок явились ко мне!
Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей -
Все творили добро!
Семь гномов волшебных, и славный Иван
Спасают Царевну из западных стран.
Лиса, Вини - Пух и Конек – Горбунок
Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!
И просит Емеля, лежа на печи:
Ты книжку открой, и все сказки прочти!
Воспитатель : - Как вы думаете, о чем я видела сон ?(выслушивает ответы детей : о сказках) Правильно, о сказках! Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? (ответы детей: «В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.) . Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.
Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может - быть попадем в какую-нибудь сказку.
Часть 1 - 4 минуты
(Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач, открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девочку).
Воспитатель: - Ребята, по-моему, мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девочку, и почему она плачет?
(Предлагаю детям выяснить, что случилось, побуждаю детей вести диалог со сказочным персонажем)
Дети: Здравствуй, девочка!
Ребёнок : Как тебя зовут, и почему ты плачешь?
Девочка рассказывает :
Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).
Вопросы детям: Ну, что ребята, вспомнили, из какой сказки Машенька? (Гуси – лебеди)
-А кем ей приходиться Ванечка? (Братец)
- Что же, произошло с ним? (Унесли гуси – лебеди)
_- Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки)
Ответы детей: родители будут переживать за Ванечку, беспокоиться, плакать и т. д.
Воспитатель: Ребята, нам нужно успокоить Машеньку и предложить свою помощь. Я уверена, что Маше можете помочь вы, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер.
Ребёнок: - Машенька, не плачь, мы все вместе пойдём искать твоего братика Ванечку.
Воспитатель : - Ну, что ж, ребята, в добрый путь.
(Рассматриваем «следы»)
Ребята, как вы думаете, чьи это следы? (Детей).
Как нужно их разложить? (Парами)
Задание: Девочкам разложить с правой стороны – прямо.
Мальчикам - с левой стороны.
Вопрос: Сколько пар следов разложили? (5).
(Дети проходят по следам прямо. На пути встречается печка)
Часть 2 – 6 минут
Воспитатель: -- Ребята, а вот и печка нам встретилась на пути. Может она знает, куда гуси-лебеди полетели? (Побуждаю детей вести диалог с печью)
Здравствуй, матушка-печь! (все дети)
Ребёнок: -Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели? Унесли они Ванечку.
Печь: - Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: тесто уже готово для выпечки, нужно слепить пирожки, выложить их на противень и посадить в печь.
Воспитатель:- Поможем, печке? (Да) (Приглашаю детей к столу)
Приподнимите рукава. Влажной салфеткой протрите руки. Лепить нужно чистыми руками.
Пальчиковая гимнастика:
«Знаю я, что у меня, дома дружная семья.
Это – мама, это – я, это – бабушка моя,
это – папа, это дед, и у нас разлада нет.
(Показ и объяснение приема лепки пирожка)
Вопросы детям во время липки:
Из чего пекут пирожки? (Из муки)
А мука из чего получается? (Из зёрен пшеницы)
Кто у вас в семье печет пирожки?
С какой начинкой вы любите пирожки?
(После окончания лепки выкладываем пирожки на противень и ставим в печь. Протираем руки влажной салфеткой)
Печь : - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, вот вам план – схема, по ней и идите, она вас и выведет туда, куда гуси-лебеди полетели.
Воспитатель : Ребята, давайте поблагодарим печь за помощь.
Дети: - Спасибо, печка.
(По схеме находим цветок, грибок, ёлку, Яблоню)
Часть 3 -
8 мин
(Предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).
Дети: -Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.
Яблоня (в записи): Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Не созрели яблоки на моей яблоне. Помогите вернуть их
(В корзине находим одно яблоко) .
Воспитатель : Яблоко - это фрукт или овощ?
Из чего может вырасти яблоня? (Из семечка)
А где находиться у яблока семечко? (Внутри яблока)
Задание: - Выложить карточки – яблоки на мольберт, с последовательностью роста яблони.(Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)
Вопрос:- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода).
А, теперь нужно развесить яблоки на яблоню (Дети перевёрнутой стороной развешивают яблоки).
Воспитатель: - Мы сейчас рассмотрим яблоко (метод моделирования).
1.Что нам помогает увидеть яблоко, его цвет, форму, величину? (Глаза)
Мы посмотрели и увидели, что оно красного цвета, по форме – круглое, по величине - большое (дети находят соответствующие обозначению карточки и выкладывают на магнитную доску)
Вывод: яблоко - красное, круглое, большое (2 раза)
2.«Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое) - А если надавить на него рукой? Мягкое или твёрдое?
С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое, твёрдое?
(Дети размещают карточки, обозначающие: руку и символы, обозначающие признаки: гладкий, твёрдый.)
3.Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? (Надкусить, попробовать)
Какие бывают яблоки на вкус? (Кислые, как лимон. Сладкие, как конфета)
(Дети размещают карточки: РОТ-ЛИМОН-КОНФЕТА---СОК.
(Яблоня указывает путь к реке. Даёт картинки, из которых нужно сложить тропинку к реке)
Воспитатель: - Что изображено на картине? (Ручей)
В слове РУЧЕЙ где находится звук Р? В начале, в середине или в конце слова?
(те же вопросы со словами ОЗЕРО, ПРУД)
Вывод: это – водоемы.
Часть 4- 2 минуты
Подходят к молочной реке – кисельные берега.
Воспитатель: - Река на пути, куда нам дальше идти? Может у реки спросим? (побуждаю самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать как найти дорогу).
Ребёнок: - Молочная река - кисельные берега, подскажи нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Река (аудиозапись)-Скажу, но сначала я хочу послушать пословицы и поговорки о семье.
Дети: «В родной семье и каша слаще».
«Семья в куче – не страшна и туча»
«Семья сильна – когда над ней крыша одна».
«Везде хорошо – но дома лучше».
«В дружной семье и в холод тепло»
«При солнышке – тепло, при матери – добро»
«Жалей отца с матерью – других не найдёшь»
«В семье дружат – живут не тужат»
(Река хвалит детей и указывает путь)
Река :- Идите вдоль берега и окажитесь в лесу, там и ищите Ванечку.
(Дети благодарят речку и идут по указанному пути)
Физминутка: «Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.
Влево – вправо повернулись, и цветочкам улыбнулись.
По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.
Часть 5 – 5 минут: Воспитатель: «Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы)
Воспитатель:- А, вот и избушка. Вспомните, кто живёт в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Баба – яга нас почуяла. Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.
Баба-Яга (выходит из избушки): - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Воспитатель : Ребята, нужно вежливо попросить Бабу – Ягу вернуть нам Ванечку.
Ребёнок: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.
Баба-Яга : - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!
Воспитатель : Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А каково сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы ).
Баба Яга : Семья, семья, а что такое семья?
Воспитатель предлагает детям: Ребята, объясним Бабе Яге, что такое семья. Вика, расскажи, пожалуйста, кто живёт в вашей семье? А как члены семьи относятся друг к другу (предлагаю детям объяснить Бабе Яге, кто является членом семьи(мама, папа, дети, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.), и какие у них отношения друг с другом, (задаю наводящие вопросы, уточняю. Подвожу детей к обобщающемуся понятийному слову «семья»).
Баба-Яга (выслушивает объяснения детей, сокрушается): Семья! Любовь! А я тут, одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет ).
Воспитатель : И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может, пожалеем, ласковое слово скажем ей? (побуждает детей к сочувствию ) У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье(дети приглашают Бабу Ягу в гости ).
Баба Яга (радостно) : – Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут (возвращает мальчика Иванушку, дети благодарят ее, еще раз приглашают в гости).
Воспитатель: Баба Яга, а ребята на прощание хотят спеть песню и приглашают тебя присоединиться к ним. (Песня «Бабка-Ёжка»)
Воспитатель : Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться. Скоро родители Маши и Ванечки вернутся.
(Возвращаясь из сказки по той же дороге, с детьми подводим итог занятия.)
Воспитатель: Ребята, если бы мы были не вежливы с Б. Ягой, чтобы произошло?
Вернула бы она Ванечку?
Какое задание выполнили по просьбе Реки?
Какой путь она нам указала? (Дети ещё раз благодарят Реку)
О чём просила Яблоня? Какой путь она указала? (дети благодарят и Яблоню)
Чем мы помогли Печке? Какой путь она указала? (Печь угощает детей пирожками. Дети благодарят Печь. Обращаю внимание детей на то, что пирожками будут угощаться в группе, сначала помыв руки).
(Машенька благодарит детей за помощь). Все радуются, что семья восстановилась.
Воспитатель: Положите свои ладони на мою ладонь. Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту,
Попрощаемся с нашей сказкой «До свидания, сказка!» и помашем ей рукой.
страница 1
Цель занятия: Совершенствовать фонематический слух.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить умение находить место звука в словах;
Закрепить умение определять место слов в предложении;
Закрепить умения делить слова на слоги;
Закрепить знания о гласных и согласных звуках, об их различии;
Совершенствовать диалогическую, устную речь.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание;
Развивать фонематический слух детей.
Воспитательные:
Воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помогать товарищам;
Воспитывать интерес к сказкам, несущим доброту, справедливость.
Ход занятия:
На ковре.
Я предлагаю сегодня отправиться путешествовать по сказке. А по какой сказке - угадайте сами. Только ответ тихонечко произнесите мне на ушко. Договорились?
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька спаси меня,
Реченька спаси меня,
Печка помоги!
(Гуси - лебеди ).
Правильно гуси - лебеди.
С кем случилась беда в этой сказке? (С Иванушкой).
Почему это произошло? (Алёнушка заигралась и недоглядела).
Хотите помочь Алёнушке искать Иванушку? (Да).
Только имейте в виду, что для этого нам придётся попасть в сказку и выполнить там не простые задания. Готовы ли вы? (Да).
Итак, сейчас мы произнесём волшебные слова, только говорить их будем разным голосом. Послушайте:
-Ра- ра- ра - ждут нас чудеса (тихо).
Са- са- са - начинаеся игра! (громко).
Запомнили? Теперь давайте вместе.
Дети повторяют, воспитатель предлагает занять места за столами.
Молодцы. Б-я сидит в своей избушке и думает: «Нет, не найдёт меня Алёнушка. А если найдёт, то не справится она с моими заданиями и не спасёт Иванушку. Поможем Алёнушке справиться с заданиями Бабы-яги? (Да).
Только знайте, что сила Бабы-яги в лебедях и по мере выполнения заданий - лебеди будут исчезать. Не будет лебедей - не догонит Яга Алёнушку и Иванушку.
Итак, скажите мне, дети, где живет Баба-Яга? (В дремучем лесу). А что там творится - узнаете, послушав небольшое стихотворение. Только мне нужна будет ваша помощь - я читаю начало строчки, а договариваете окончание.
Фонетическая зарядка.
В лесу волки воют у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с.
Что вы произносили? (Звуки).
Что такое звуки, ребята? (мы их слышим и произносим).
Какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
А как я узнаю - гласный звук я сейчас произнесла или согласный? (Гласные можно растягивать, петь, ничего не мешает, а при согласных - встречаются преграды - губы, зубы, язык).
Молодцы, с первым заданием справились. (Убираю первого лебедя ).
Итак, идёт Алёнушка по лесу и видит - стоит … (Яблонька). А на яблоне растут… (Яблоки). Верно, молодцы. Подошла Алёнушка к яблоне и что-то у неё спросила. Что? (Куда Гуси-лебеди полетели……..). Правильно, съешь моё яблочко - скажу. Набрала Алёнушка много яблок, а яблочки не простые, со словами. И пока она их собирала - в словах первые буквы отпали, рассыпались под деревом. Бедная Алёнушка не знает, что ей делать, в школу она не ходила, букв не знает. Поможем ей подобрать первую букву в слове? (Да).
Воспитатель раздаёт каждому на стол яблочки со словами, дети подбирают первую букву (буквы приготовлены заранее).
(Убираю второго лебедя ).
Говорит речка:
Я тут столько лет протекаю, люди приходят, искупаются, попьют моего молочка и уходят. Никто со мной не играет. Поиграйте со мной, тогда скажу, куда гуси полетели.
Поиграем, ребята? (Да).
В речке зачерпываю слова, зачитываю, а дети определяют твёрдый или мягкий первый звук, соответственно показывают синий или зелёный флажок.
Спасибо, что поиграли со мной. Идите теперь всё прямо и прямо, пока не увидите третьего помощника.
Какого, ребята? (Печку).
(Убираю третьего лебедя ).
А печка испекла пирожки, но не обычные с капустой и грибами, а со словами. Из этих пирожков печка предложение пыталась собрать, но все пирожки перепутались, слова перемешались и предложение у печки не получается.
Давайте прочитаем, какие слова выпекла наша печка. Поможем собрать предложение? (Да).
Одного вызываю к доске составлять предложение из пирожков со словами, остальные выкладывают на столах с помощью схемы.
(Убираю четвёртого лебедя ).
Вот наелась Алёнушка пирожков - устала, спать захотела, а ей нельзя спать, нужно дальше идти, Иванушку выручать.Нужно взбодриться Алёнушке. Давайте и мы встанем тихонько у своих стульчиков, тоже взбодримся.
Физминутка:
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка Яга живет (наклоны)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)
Дыбом волосы стоят.
А вот и дом Бабы-яги.
Вышла Баба-яга и говорит:
Справились со всеми заданиями, все мои помощники гуси - лебеди исчезли. Но с моими заданиями точно не справитесь. Слушайте загадку:
На опушке,
На дорожке,
Стоит дом
На курьих ножках.
Справились. Но написать точно это слово не сможете. (Дети выходят по одному, пишут ). Ну а уж на слоги не поделите. (Дети делят хлопками). Последнее задание – самое трудное – вы никогда не сможете сделать звуковой анализ слова. (Сможем).
Ух, какие молодцы, нет больше у меня для вас заданий, ничего больше не могу придумать, справились.
Пришлось Бабе – яге отдать Иванушку Алёнушке, а сама улетела она в далёкие края, чтобы никогда не встречаться с такими умными детьми, как вы и никто её больше не видел. А Алёнушка с братцем вернулись домой, они успели вовремя, до приезда родителей и рассказали, какие испытания прошли, как Алёнушка старалась спасти Иванушку, а Иванушка рассказывал, как он не боялся Бабу – ягу, ему не было страшно. Конец нашей сказки.
Вам понравилось путешествие по сказке? А что больше всего понравилось? А что было самым трудным, какое испытание? Что вы испытали, когда спасли Иванушку? Все вы постарались, все были молодцы, спасибо. Можете идти отдыхать.