Логоритмика для детей от 2 лет. Логопедическая ритмика для малышей. Упражнения на мелкую моторику рук

В картотеке упражнений можно найти занятия для разных возрастов и групп. Особое значение имеют логоритмические игры для детей с ОВЗ. Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию.

Выполнять логоритмические игры следует в определенное время ежедневно.

Логоритмические игры для детей 3-4 лет

В этом возрасте важно научить ребенка составлять смысловые предложения, закреплять ориентировку в пространстве, чувствовать свое тело и управлять им. Таким образом, проводя логоритмические игры, нужно обращать внимание на развитие общей моторики и чувства ритма. Подойдут музыкальные игры, упражнения с хлопками и совмещение с артикуляционной гимнастикой.

Упражнение

Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянут звук «уууу»)

Облака плывут над сушей. (машут руками над головой, тянут звук «оооо»)

Пошел дождь и даже гномики (стучат по ладошке пальцем)

Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседают) (М.А. Мордвин)

В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию. Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто повторять его ежедневно. В 3-4 года у ребенка преобладает эмоциональная память, поэтому игры должны носить добровольный характер, вызывать положительные эмоции. Восприятие ребенка переходит от деятельности с предметом к предмету-заменителю, поэтому важно использовать в занятиях такие заменители, предварительно объясняя, что они значат (пример: синие круги — облака, желтые — цыплята).

Упражнение с предметом-заменителем (кружки — одуванчики)

Вышли с леса на полянку («идут» ногами, попутно машут руками, как при ходьбе)

И увидели цветы, (тянут звук «оооо»)

С круглой шапкой белоснежной (показывают руками шапку)

Как у старенькой зимы. (тянут звук «уууу»)

Одуванчиком зовется,

Ты спеши в него подуть. (сдувают с ладошки кружок)

Быстро с шапкой расстается. (трясут кистями рук сверху вниз)

Улыбнуться не забудь. (широкая улыбка, не сжимая зубы)

(М. А. Мордвин)

Короткие игры можно проводить перед прогулкой на улицу или во время водных процедур:

Моют свои пальчики озорные зайчики. (намыливают руки, протирают каждый пальчик, начиная с большого).
вытирают лапки сухо и скорей идут на кухню. (вытирают руки, пропрыгивают в строй).

Таким образом, дети будут заняты полезным делом, а педагогу будет проще организовать их деятельность.

Логоритмические игры для детей 4-5 лет

К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.

Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)

Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)

На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)

И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)

Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:

Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)

Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)

Кукла Маша уснула. (сопят носом)

Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:

— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)

У меня есть гребешок. (потрясти головой)

— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)

Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)

— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)

Хвост и грива золотая (потрясти головой)

Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.

Игра 1

Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.

Игра 2

Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.

Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет

В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).

Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)

Прошла ее пора. (растирают ладони)

Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)

И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)

Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет .

Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:

Все снежинки ветер кружит, (кружатся)

Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)

Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)

Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)

Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.

Логоритмические игры для детей с заиканием

В логоритмические упражнения для входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:

В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:

Маша мыла мылом Милу.

Упражнение:

Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)

Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)

Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:

Рано утром ходят в гости —

Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)

Черепаха с толстой тростью

В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)

Всех созвал зверей бельчонок,

Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)

Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)

Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)

Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)

Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)

Чтобы в танце покружиться

Плавно по полу скользя. (кружатся)

(М. А. Мордвин)

От плавных движений рук к быстрым:

Наклоняют еле-еле

Прям к земле макушки ели. (медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)

В небесах порхает птичка,

Как над глазиком ресничка (встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)

(М. А. Мордвин)

Упражнения желательно выполнять под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.

Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.

Логоритмические игры и упражнения для детей с ОНР

При ОНР нарушается фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дети с таким нарушением быстрее устают, сложнее усваивают материал, но без нарушения интеллектуальной сферы деятельности. Их эмоциональная сфера подавлена. Занятия логоритмикой направлены на преодоление психологического барьера, социальную адаптацию, и, главное, на исправление речи. Для того, чтобы дети не уставали, занятия проводятся короткие, с быстрой сменой деятельности, но большей эмоциональной нагрузкой:

Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у груди)

Поглядеть который час. (прикладывают руку ко лбу, как-будто вглядываются вдаль)

Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)

Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)

Материал повторяется в несколько раз больше, чем при работе с обычными детьми. Большая часть игр направлена на пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь:

Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу.

Соответственно, в играх должно присутствовать немалое количество музыкальных вставок и песен. Для укрепления мышечного тонуса используются . Важно , воображение. Для этого можно позволять детям самим придумывать движения или игры. В логоритмике обязательно должны присутствовать артикуляционная и пальчиковая гимнастика, танцы, гимнастика:

Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик трут от основания к кончику.

пять друзей все время рядом

Назовем их все, ребята:

Сбоку, словно часовой

Этот палец звать "Большой".

Указательный с ним рядом

Всем покажет то что надо.

Лучший друг его соседний

Называется он "средний".

У него есть постоянный

Друг с названием "безымянный"

А мизинчик меньше ростом,

Отыскать его так просто.

(М. А. Мордвин)

После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки:

  • Вдох-выдох. Глубокий вдох носом. Глубокий выдох горлом.
  • Поочередное дыхание животом-грудью.
  • Были мы голодные, спрятались животики (втягивают живот)
    Мы поели каши сладкой, животы теперь в порядке (надувают живот)

Все занятия должны приносить радость и вызывать желание в них участвовать.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией

В зависимости от классификации афазии подбирается определенный комплекс логоритмических игр. Так как при афазии происходит распад всех функций речи, как внешней, так и внутренней, то занятия проводятся с большей тщательностью и продолжительностью. Важно научить больного распознавать обращенную к нему речь и реагировать на нее. Так же большое внимание уделяется эмоциональной сфере больных афазией и помощь в умении выразить просьбы. Занятия основываются на остаточных умениях больных. Занятия начинаются с пассивных упражнений, постепенно усложняясь. Ускоряется темп и ритмика. Особое внимание уделяется кистям рук:

Дорога закрыта. (кисти сомкнуты пальцы вверх, тянут кисти руки на себя)

Полицейский открыл дорогу. (кисти вместе, пальцы от себя, делают ровную «дорогу»)

Машины разъехались по сторонам. (кисти разводятся в стороны)

Постепенно можно начинать использовать счетные упражнения и игры:

Раз, два, три, четыре, пять! —

Мы идем с тобой искать,

Взяв корзинку с угощением,

Озорное приключение.

В лампе прячется один —

Ото всех волшебный джинн.

У него два младших брата —

Два веселых акробата.

В цирке лампу ты потри

И их станет сразу три.

В их руках четыре гири —

Нет сильней их в целом мире.

Мы похлопали в ладоши

И пошли есть пять пирожных.

(М. А. Мордвин)

Игры следует подбирать с учетом возможностей больного, расширяя его словарный запас и развивая сенсомоторику. Положительное влияние оказывают игры с использованием диалога (например, «Съедобное — несъедобное», «Назови цвет» и далее усложняя диалог). Большое внимание уделяется письму. Нужно научить рисовать линии под определенную музыку. Использовать стоит различные материалы: карандаш, кисть, фломастер и пр.

В логоритмических играх стоит уделять внимание координации движений и ритмичности. Полезны игры на ориентировку в пространстве (кружение, ходьба с закрытыми глазами, ходьба по шнуру). Речевые упражнения должны проговариваться четко и внятно. Они могут быть как групповыми, так и одиночными. Логоритмические игры должны проводиться целенаправленно, от 20-ти минут в день. Заключительные упражнения включают в себя постановку дыхания, расслабление мышечного тонуса и снятие эмоциональной нагрузки.

Различные проблемы речевого развития встречаются у многих современных детей. Для того чтобы ребенок избежал дискомфорта в дальнейшей жизни, родителям рекомендуется с самого раннего возраста заниматься улучшением и постановкой его речи. С этой целью педагогами и врачами используется логоритмика для малышей – интегрированная методика развития речевых, слуховых и координационных навыков.

Логоритмика – метод работы с детьми в игровой форме в коррекционной педагогике, в котором комплексно применяются двигательные, словесные и музыкальные элементы. Она позволяет усовершенствовать соответственно возрастной норме:

  1. Слуховые и зрительные анализаторы;
  2. Общую координацию движений, а также мелкую моторику;
  3. Процесс дыхания и владения аппаратом для артикуляции;
  4. Психическую деятельность малышей (развивается внимательность, улучшается запоминание и аналитическое мышление);
  5. Умение расслабляться и контролировать мышцы тела.

Каким деткам не обойтись без логоритмики?

  1. Заикающиеся;
  2. Имеющие проблемы с темпом речи;
  3. Имеющие проблемы с ориентированием в пространстве и освоением двигательных навыков;
  4. Страдающие дизартрией, или с диагнозом ЗРР;

Средства логоритмики включают в себя :

  • Стихи;
  • Игры;
  • Упражнения.

Благодаря увлекательным урокам дети с помощью логопедов имеют возможность лучше узнать окружающий мир. Особенно актуально это для малышей 2-3 лет.

Овощи и фрукты

С помощью логоритмики дети, когда пойдут в логопедический сад или придут на занятия кружка, могут без труда выучить, какие овощи растут в огороде, и какую пользу они приносят человеку. Для примера приведем следующий стишок (предварительно рекомендуется приготовить вместе с малышом салат из капусты):

Вместе мы капусточку порубили, порубили!

(Руки согнуты в локтях, ладошки сложены, как лопаточка, – ребенок двигает перед собой каждой рукой вниз и вверх по очереди)

Вместе мы капусточку посолили, посолили!

(Руки согнуты в локтях, ребенок собирает пальцы щепоткой и двигает ими так, будто что-то солит)

Вместе мы капусточку славно-славно потерли!

(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и трет один об другой)

Вместе мы капусточку славно-славно сжали!

(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и, чередуя правую и левую руки, выпрямляет пальцы и снова стискивает их в кулак)

Мы такие умницы – приготовили капусту!

Сколько красивых цветов растет в саду между деревьев! Их узнать и запомнить поможет песенка:

Эти алые цветочки

(Ребенок сгибает руки в локтях, приподнимает над головой, ладони соединяет вместе, показывая «ковшик»)

Все открыли лепесточки

(Дети расставляют пальцы рук по сторонам)

Ветерок легко летает –

Лепесточки колыхает.

(Малыши быстро двигают пальцами)

Эти алые цветочки

Вдруг закрыли лепесточки.

(Ладони опять соединены в виде «ковшика»)

Начали бутонами качать,

(Кисти рук сведены вместе, дети раскачивают ими вправо-влево)

И заснули, просыпаться не хотят.

(Соединенные вместе ладошки крохи прикладывают к щеке, показывают, что спят)

Комплексы зарядки гимнастики для детей 2-3 лет. Детская гимнастика

Животные

Не менее разнообразен и животный мир. Сколько зверей, птиц и насекомых можно встретить в лесу – логоритмика для малышей поможет с ними познакомиться.

Первыми на пути встречаем жуков-танцоров:

На полянке два жука

(Дети танцуют, руки на поясе)

Танцевали гопака:

Правой ножкой топ, топ!

(Топают правой ногой)

Левой ножкой топ, топ!

(Топают левой ногой)

Ручки вверх, вверх, верх!

(Встают на носочки, тянутся вверх)

Кто поднимет выше всех?

Не обойтись без истории про медведя:

Мишка по лесу бродит, косолапит,

А в берлоге зимой – сосет лапу.

(Детки ходят на внешней стороне стопы, переваливаясь с ноги на ногу)

Летом шишки собирает, и когда везет –

Он частушки сочиняет и потом поет.

(Приседания, малыши собирают шишки)

Одна шишка угодила мишке точно в лоб –

Он страшно рассердился, и лапами – топ-топ!

(Топанье ногами)

Уроки логоритмики помогут малышам в 2-3 года узнать про зайца:

Сидит зайчишка серенький,

(Дети приседают, подобно зайчикам)

Ушки зимой беленькие –

Ими быстро-быстро шевелит.

Только так, только так!

(Показывают ладонями уши и двигают ими)

Зайка что-то засиделся,

Он замерз – но вот согрелся,

Лапками похлопал – раз, второй –

Молодец, он наш герой.

Хлоп-хлоп-хлоп!

(Детки аплодируют)

Чтобы не замерзли ножки,

Он попрыгал по дорожке.

Умный заинька!

Прыг, прыг, прыг!

(Подпрыгивают, стоя на новочках)

Логоритмика по методике Екатерины Железновой

Логоритмика для дошкольников будет особенно эффективной, если при проведении занятий использовать методику Екатерины Железновой.

Музыкальная логоритмика направлена на развитие звукового восприятия у детей, навыков чистой речи, усовершенствование координации движений и улучшение психических свойств. Об окончательных результатах можно судить через полгода-год.

Игры


Элементы логоритмики активно используются в следующих играх :

  1. «Ветер и деревья»
  • Сильный-сильный ветер подул (дети машут ладонями перед собой);
  • Деревья покачал и к земле нагнул (руки над головой, дети делают ими махи над головой, и одновременно наклоняются вправо и влево);
  • Ветер устал и уснул (руки опускаются вниз);
  • А деревья – вот какие выросли! (Дети снова поднимают руки вверх и встают на носочки).
  1. «Почтальон»
  • Слышен звук: стук да стук! (Ударяют кулачками по столам);
  • Кто же там делает «Тук-тук»? (Аплодируют);
  • «Это почтальон! Почту вам отдам» (Делают движение, будто открывают дверь);
  • «Приходите в гости, очень рады вам!» (Повторяют три хлопка в ладоши).

Упражнения

Физическое развитие ребенка в 2-3 года – важная часть воспитательного процесса, поэтому гимнастика с элементами логоритмики применяется педагогом на каждой встрече с детьми.

Существуют различные упражнения: (логоритмика по системе Железновой) :

  1. «Прогулка в лесу»

По тропинке мы прошли – и раз, и два, и три.

(Дети маршируют друг за другом)

Ведет дорожка нас сред листиков и трав,

Шагаем смело мы вперед, голову подняв.

(Детки идут «гуськом»)

Вот мы камни увидали,

Перепрыгивать их стали.

(Прыгают и перемещаются вперед)

Перед нами вот – ручей, подойдем к нему скорей.

Руки в стороны разведем, смело речку перейдем.

(Прямые руки разводят по сторонам, идут на носочках)

Лес осенний вижу вокруг, по нему бегу я и мой друг!

(Дети бегают, образуют круг)

  1. «Птенцы в гнезде» (Игра для пальчиков)

Птица крыльями махает, и в гнездышко залетает.

(Пальчики левой руки обхватывают правой ладошкой и шевелят ими)

Птенцам новости расскажет, где еду им собирает.

(То же самое для правой руки)

  1. «Маленькие лягушки» (массажные движения)

Выполнять эти упражнения по логоритмике можно и дома с помощью родителей.

Наши лягушата утречком проснулись –

Улыбнулись, встали, потянулись.

Спиночки прогнули, и чуть-чуть вздохнули.

В ладоши похлопали, пятками затопали.

Постучали ладошками по ручкам вот немножко,

Потом до груди коснулись и еще раз улыбнулись.

Хлоп и хлоп, шум и гам, теперь стучим по бокам.

Похлопали ладошки снова наши ножки.

Теперь ладошки гладят спинку, ручки, ножки.

Прыгают лягушки раз и два, говорят «Ква-ква-ква!».

  1. «Гуляем под дождем»

Приемы современной логоритмики применяются в подвижных играх (интегрированная технология).

Играет первая музыкальная тема, дети гуляют по залу.

Играет вторая музыкальная тема, дети танцуют импровизированный танец.

Когда играет третья музыкальная тема, педагог громко говорит «Начался дождь!» и раскрывает большой зонт над головой. Все малыши должны успеть под него спрятаться.

Упражнения и правила, как заниматься с ребенком

Не всем детям показана работа в коллективе. Как заниматься с ребенком родителям, чтобы логоритмика Екатерины Железновой принесла ему пользу?

  • Ребенок в два-три года запоминает стихи и движения в процессе повторения. Изначально он подражает взрослому, повторяя за ним;
  • Занятия проводить два раза каждые семь дней ближе к вечеру (при заикании – три-четыре раза каждые семь дней);
  • Малыш должен находиться в комфортной обстановке (используйте любимые игрушки, чтобы для него урок был, как веселая игра);
  • Каждое упражнение нуждается в повторении;
  • Музыка подбирается в индивидуальном порядке;
  • Изменяйте стихи и игры под нужды конкретного ребенка;
  • Если логоритмика используется для маленьких детей 2-3 лет, то на крох запрещено сердиться, если у них что-то не получается.

Логоритмика – эффективное средство для нормализации речи и общего развития детей дошкольного возраста, которое будет полезно любому малышу. Вы можете предпочесть обучение в группе или проводить самостоятельные занятия дома и результат не заставит себя ждать.

Гимнастика с Лисой для детей 2-3 лет

инструктор по физической культуре

Демина Елена Алексеевна

МАДОУ «Детский сад № 22» г. Перми.

Тема: « Заячья избушка »

Цель: активизация родителей, привлечение их внимания к коррекционным и педагогическим задачам, направленным на коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка средствами логоритмических игр и упражнений.

Задачи для родителей:

помочь родителям научиться играть и общаться с ребенком;

познакомить родителей с музыкальными, коммуникативными, пальчиковыми играми и речевыми упражнениями.

включить родителей в образовательный процесс, установив партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

Задачи для детей:

Неречевые: вызвать положительные эмоции, развивать координацию движений, произвольное внимание и переключаемость внимания, чувство ритма, навыки коммуникации посредством игры, мелкую и общую моторику, музыкальный слух.

Речевые: развивать речевое дыхание, координацию речи с движением, артикуляционную моторику, активизировать словарь.

Оборудование:

Игрушка заяц, маска волка, погремушки, колокольчики, деревянные ложки, фитбольные мячи, картинки с изображением зайца белого и серого, капусты, моркови, травы, фонограмма «Музыкальные игрушки», фонограмма с музыкой игры «Зайка серенький сидит», «Заяц и волк», «Колыбельная», ноутбук, музыкальный центр.

Участники: дети 1 младшей группы 2-3 лет и их родители, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитатель.

Место проведения: спортивный зал.

Ход занятия:

I . Организация детей.

Педагог. Отгадайте, кто пришел к нам в гости?

Зимой он в шубке белой,

А летом серым стал.

Весь день по лесу бегал,

Но даже не устал.

Любитель грызть морковку.

В капусте знает толк.

А, кто он? Угадай-ка!

Зовём его мы…...(Зайка). Демонстрация картинок зайца белого и серого.

Педагог.

Что ест заяц? (ответы детей)Демонстрация картинок моркови, капусты, травы и т.д.

II . Основная часть. .

1. Речь с движением муз Е. Железнова (интернет ресурс)

Цель: развитие общей моторики, слухового внимания

Педагог. А теперь превращаемся в зайчиков.

Логоритмика - это вид активной коррекционной терапии различных речевых нарушений при помощи объединения движений, музыкального ритма и слов.

Несмотря на то, что как инструмент коррекционной работы это метод применяется сравнительно недавно, польза ритмичных движений, выполняемых в определенном темпе, отмечалась уже много лет назад.

В последнее время специалисты все чаще отмечают у детей сочетание отставаний в речевом и двигательном развитии. Ритмические движения с произнесением текста идеально справляются с этой проблемой:

  • Развивается моторика и координация движений, улучшается контроль над движениями.
  • Устанавливается правильное речевое дыхание.
  • Тренируется слуховое восприятие - как музыкального слуха, так и фонематического.
  • Нормализуется психическое состояние у детей, улучшается мышечный тонус.
  • Улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  • Развивается речевая моторика, улучшается артикуляция.

Кому нужна логоритмика?

Логопеды широко используют этот метод работы с детьми как достаточно эффективный и не вызывающий затруднений. Как правило, все детишки охотно двигаются под музыку, повторяя за педагогом движения.

Логоритмика показана детям 3-4 лет в случаях:

  • Дизартрии, различных нарушений в произношении звуков.
  • Отставании речевого развития.
  • Заикания.
  • Нарушениях темпа речи.
  • Недостаточно развитой мелкой и крупной моторики, координации движений.

Помимо коррекции речевых нарушений приемы логоритмики показаны также детям, склонным к частым заболеваниям, а также находящимся на стадии активного формирования речи.

Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет

  1. Основным принципом является подражательная деятельность. Педагог показывает движения и проговаривает стихотворный текст, а дети повторяют. Предварительно слова не заучиваются, они постепенно запоминаются в процессе занятий.
  2. Никаких сложных танцевальных па или длинных текстов! Отличительная особенность логоритмики - легкость выполнения и доступность для каждого ребенка.
  3. Обычно занятия проводятся пару раз в неделю, но в случае необходимости логопед назначает дополнительные упражнения. К примеру, при заикании придется заниматься немного чаще.
  4. Длительность самого урока - около получаса. Однако в течение занятий сами упражнения не занимают много времени, сменяясь одно другим. Таким образом удается «охватить» все проблемные аспекты.
  5. Обязательно проведение упражнений под музыку. Она задает темп движениям и речи, а также создает положительный настрой у детей.
  6. Занятия должны быть детям в радость. В процессе используются различные игрушки, музыкальные инструменты, элементы костюмирования.
  7. Обязательна опора на лексические темы. Сложность тестов корректируется в зависимости от навыков у детей и должна идти от простого к сложному.
  8. Подбор упражнений подстраивается под индивидуальную необходимость. Здесь нет жесткого набора элементов. Если что-то не получается, берется более легкое упражнение, но увеличивается акцент на данную проблему.

В группе или индивидуально?

Если у ребенка нет ярко выраженных проблем, требующих серьезной коррекции, а логоритмика используется для улучшения моторики и общих речевых функций, заниматься можно и в группе. Дети с удовольствием притопывают и прихлопывают под музыку, поют и проговаривают стихи.

В группе получается веселее и интереснее. Кроме того, коллективные игры могут полезны для социализации детей, не склонных к общению.

Однако в случае, когда ребенку необходим упор на конкретные упражнения, важно чтобы занятия проходили по соответствующей программе. Если вам предлагают индивидуальные уроки логоритмики - не стоит отказываться. В таком режиме план работы всегда корректируется под требования состояния ребенка, а значит и результат будет намного заметнее.

Коррекция речевых нарушений при помощи логоритмики

Речь представляет собой сложный процесс скоординированной работы органов дыхания, слухового и зрительного восприятия, артикуляционного аппарата и нервной системы. Задача логоритмики - сделать работу этой системы целостной и стабильной.

Логоритмические занятия результативны в двух направлениях:

  • речевой активности
  • неречевой активности.

Стимулирование неречевых процессов подразумевает улучшение общей моторики, координации движений, мышечного тонуса, функций высшей психической деятельности - внимания, памяти и т.д.

Для коррекции речевой деятельности ведется работа по развитию дыхания, ритма речи, фонематического слуха, артикуляционной моторики.

Структура логоритмического занятия подчиняется этим задачам, включая все необходимые элементы:

  1. Ходьба, бег, упражнения на общую моторику обеспечивают развитие мышц и координации.
  2. Дидактические игры под музыку или с использованием музыкальных инструментов служат для развития чувства ритма, внимания, памяти и стимулирования активного словаря.
  3. Пальчиковая зарядка, песни с подключением движений рук помогают улучшить мелкую моторику, стимулировать развитие речи.
  4. Артикуляционная гимнастика направлена на улучшение работы речевого аппарата и устранение нарушений в произношении звуков.
  5. Использование чистоговорок и скороговорок в играх, специальных дыхательных упражнений улучшают произношение и контроль за дыханием по время речи.
  6. Игры с элементами словотворчества способствуют развитию активного и пассивного словарного запаса у детей, развивают мышление и чувство родного языка.
  7. Коллективные игры помогают детям социализироваться, развивают эмоциональную и психическую сферы, улучшают настроение.

Замечательное достоинство логоритмики как метода коррекции — это доступность, присутствие положительных эмоций во время занятий и гибкость использования для специалистов. Не все элементы, описанные выше, должны присутствовать на уроке в обязательном порядке. Логопед, ориентируясь на задачи, стоящие перед ним, строит собственный план занятий.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Специалисты по раннему развитию детей считают, что между моторикой ребёнка и его речью существует прямая зависимость. Вот почему нередки случаи, когда нарушения разговорной речи у малыша сопровождаются отставанием в двигательном развитии. Помочь в таких случаях может логоритмика для детей 3–4 лет.

Логопедическая ритмика (логоритмика) - это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития у детей при помощи движений, совмещённых с музыкой и словами. Занятия логоритмикой очень полезны для малышей, поскольку они:

  • развивают правильное речевое дыхание;
  • формируют понятие ритма слова или музыки;
  • способствуют развитию моторики рук и пальцев;
  • вырабатывают ловкость, равновесие, координацию движений;
  • укрепляют и тренируют мышцы.

Как провести с малышом логоритмическое занятие?

Для выполнения логоритмических упражнений с ребёнком 3–4 лет не требуется специальной подготовки. Взрослый показывает движения, а кроха их повторяет. Готовясь к проведению занятий, следует учесть несколько принципов, чтобы обучение было успешным:

  • Все движения и слова должны быть предельно простыми: никаких сложных па и длинных текстов. Именно благодаря простоте достигается максимальный эффект от логоритмических упражнений.
  • Занятия проводите 2–3 раза в неделю и не больше, чем по 20–30 минут, чтобы малыш не устал.
  • Заранее позаботьтесь о музыкальном сопровождении. Музыка должна задавать темп и ритм движениям и словам. Лучше всего для каждого упражнения подобрать отдельный саундтрек. Это может быть классическая музыка, песенки из мультфильмов, звуки природы и т.п.
  • Главное условие: занятия должны нравиться ребёнку, он должен получать только положительные эмоции. Не забывайте постоянно хвалить малыша, подбадривать его, радоваться вместе с ним успехам.
  • В процессе занятий вы можете использовать различные игрушки и музыкальные инструменты. Это оживит игру и повысит действенность упражнений.

Подбор упражнений индивидуален для каждого ребёнка. Всё зависит от проблемы, которую вы хотите преодолеть: если у малыша нелады с моторикой - увеличьте число двигательных упражнений; если страдает звукопроизношение - уделите внимание артикуляции. Но в любом случае вам не обойтись без пальчиковой гимнастики, некоторые упражнения которой мы предлагаем вам освоить.

Пальчиковые упражнения по логоритмике

Все упражнения нужно проводить в виде увлекательной игры, стишки можно читать, а можно и петь. Главное, чтобы у ребёнка было хорошее настроение и желание играть.

Зайчик

Зайчик серенький сидит

(Сидим, как зайчики)

И ушами шевелит -

Вот так, вот так!

(Шевелим ушками-ладошками).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

(Хлопаем в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

(Прыгаем, как зайчики).

Готовим капусту

Мы капусту рубим, рубим!

(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз: если левая рука вверху, то правая - внизу).

Мы капусту солим, солим!

(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы - большой, указательный и средний - собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим).

Мы капусту трём, трём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трём кулачки друг о друга).

Мы капусту жмём, жмём!

(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак).

Вот какие мы молодцы - приготовили капустку!

Майский дождик

Майский вдруг закапал дождь:

«Кап-кап-кап-кап».

(Ритмично щёлкаем пальцами рук).

И по лужам ты идёшь:

«Так-так-так-так».

(Ритмично притопываем).

Ветер шелестит листвой:

«Ш-ш-ш-ш».

(Ритмично потираем ладонью о ладонь).

Спрятал кудри под травой:

«Тш-тш-тш-тш».

(Ритмично потираем ладонями о колени).

Дождь сильнее застучал:

«Тук-тук-тук-тук».

(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой).

Скоро дождик ливнем стал:

«Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук».

(Хлопаем в ладоши).

Солнышко

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(Ритмично скрещиваем руки над головой).

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(Плавно покачиваем руками вверху).

Летом нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки.

(Потираем щёки).

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.

(Постукиваем пальцем по носу).

Золотят веснушки деток -

Очень нравится им это!

Прогулка по лужам

Шлёп-шлёп-шлёп -

Иду по лужам.

(Ритмично постукиваем ладонями по ногам).

Хлюп-хлюп-хлюп -

Вода в ботинках.

(Притопываем ногами).

Кап-кап-кап -

Мне зонтик нужен.

(Поднимаем руки вверх и ритмично щёлкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз).

Оп-оп-оп -

Вода по спинке.

(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям).

Буль-буль-буль -

Упала шапка.

(Приседаем).

Ой-ой-ой, кругом вода.

(Кружимся).

Да-да-да, себя так жалко.

(Киваем головой).

Одевайтесь в дождь всегда!

Машина

«Би-би-би» -

Гудит машина.

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой).

«Тук-тук-тук» -

Мотор стучит.

(Хлопаем в ладоши).

Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами).

Шины трутся о дорогу.

«Шу-шу-шу» -

Они шуршат.

(Потираем ладони).

Быстро крутятся колёса.

(Показываем ручками, как крутятся колёсики).

Использовать для логоритмических упражнений можно любой стишок, который нравится вашему карапузу. Придумайте под него различные движения, подберите соответствующую музыку и выполняйте вместе с малышом.

Кроме пальчиковой гимнастики на занятиях по логоритмике вы можете поиграть с малышом в различные игры.

Логоритмические игры

Помимо пользы для развития речевого аппарата ребёнка, логоритмические игры позволяют ему перевоплощаться в различных персонажей, двигаться в соответствии с выбранным образом, что способствует проявлению творческих способностей.

Курочка на грядке

Возьмитесь с малышом за ручки и потанцуйте с ним, как будто вы курочка с цыплёнком. Помашите крылышками, поклюйте зёрнышки, поройтесь лапками.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки!


Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зёрнышки ищите!

Весёлый оркестр

Представьте, что вы с малышом играете на различных музыкальных инструментах. Если у вас нет барабана, дудочки, скрипки - замените их любыми предметами. Главное, чтобы было весело и шумно.

Барабаню в барабан:

Очень громко, знаю сам.
«Бам-бам-бам» да «бам-бам-бам».

Барабанит барабан:
«Бам-бам-бам» да «бам-бам-бам».

«Ду-ду, ду-ду-ду» -
Дую я в свою трубу.
Быть я трубачом смогу!
«Ду-ду, ду-ду-ду».

Скрипку в руки я возьму
И смычком я проведу.
Звук чудесный - просто диво,
Скрипка так звучит красиво.

Три струны всего - «трям-трям».
Инструмент известен нам.
Балалайку я возьму -
Плясовую заведу.

Игры с пёрышком

Воспользуйтесь обычным пёрышком. Сдувайте его с ладошки, с кончика носа, поиграйте им в «футбол», двигая дыханием по столу. Пусть карапуз сам покружится, как пёрышко, под плавную музыку.

Зовут меня Пёрышко,
Я лёгкий как пёрышко,
И ветер легко меня может с собой унести
В далёкие страны,
К морям-океанам,
Куда не проехать верхом и пешком не пройти.

В качестве логоритмических упражнений можно надувать с малышом мыльные пузыри, дуть на бумажные кораблики в ванной, играть на различных свистульках.

Не забывайте и про скороговорки и чистоговорки. Проговаривание карапузом различных словосочетаний стимулирует артикуляцию и способствует чистоте произношения.

Логопедическая ритмика положительно влияет на ребёнка. Замечено, что дети, с которыми регулярно проводят занятия, умеют выразительно двигаться, ритмичны и грациозны, хорошо поют. Кроме того, логоритмические упражнения:

  • нормализуют психическое состояние малыша;
  • развивают у него музыкальный и фонематический слух;
  • тренируют все виды памяти: зрительную, слуховую, речевую, музыкальную;
  • обогащают словарный запас ребёнка;
  • способствуют приобретению им красивой осанки и походки.

Уверены, что разнообразные и увлекательные логоритмические игры и упражнения не наскучат вашему карапузу и вам удастся в непринуждённой форме достичь важной цели - развить у ребёнка правильную, чёткую речь.

Успехов вам, дорогие читатели! До свидания!