Лепка тема кто под дождиком промок. Анимированные алгоритмы выполнения художественно-продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Тематическая неделя "Осень". «Как от холода спастись»

Описание работы

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность требует воспитания творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Нам, взрослым необходимо развивать в наших детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Художественная деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Содержание
Введение.................................................................................................3
Глава 1 Теоретическое, методическое обоснование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой…………………………………………………………..7
1.1 Значение лепки, её своеобразие как вида изобразительной деятельности ……………………………..........................................7
1.2 Техника лепки………………………………………………… 11
1.3 Задачи обучения лепке, тематика занятий в старшей группе..20
1.4 Методы и приёмы обучения лепке в старшей группе……… .23
1.5 Методика проведения занятий по лепке в старшей группе… 26
1.5.1 Методика проведения занятий по предметной лепке………..28
1.5.2 Методика проведения занятий по декоративной лепке……...30
1.5.3 Методика проведения занятий по сюжетной лепке………….32
1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу…………………...34
1.6 Условия развитие творческих способностей…………………...36
Выводы по теоретической главе……………………………………43
Глава 2 Анализ результатов опытно-практической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой ………………………………………….. 45
2.1. 1 этап опытно-практической работы / Определение сформированности изобразительных технических умений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста……………………46
2.2. 2 этап опытно-практической работы / Разработка и апробация системы занятий по лепке направленных на развитие творческих способностей …...................................................................................................50
2.3. 3 этап опытно-практической работы / Определение эффективности проведённой работы. ………………………………58
Выводы по опытно-практической главе …………………………..60
Заключение……………………………………………………… 62
Список литературы…………………………………………… 65
Приложение

Файлы: 1 файл

Подводя ребят к сюжетной лепке, нужно помнить, что она включает в себя изображение предметов в определённом взаимодействии. Обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошку с котятами, утку с утятами и т. п.

Первые задания направляют детей на то, чтобы, вылепив предметы, они поставили их рядом на доске: в дальнейшем можно показать, как

устанавливаются фигурки на лепной подставке в виде скульптурной композиции. Расстановка фигур представляет некоторую сложность для пятилетнего ребенка: нужно согласовать размер фигур между собой и с размером подставки, найти место для каждого предмета, установить его в нужном положении, прочно прикрепить к подставке.

Одной из любимых тем во время лепки является изображение животных. На данную тему разными авторами разработано много занятий. Мне очень нравится занятие, разработанное И.А. Лыковой автором программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». Это занятие «Кто под дождиком промок?» (Приложение 10)

На занятие автор предлагает решать задачи по самостоятельному выбору сюжета для лепки, в соответствии с заданной темой; по передаче выразительных образов (промокшие под дождём животные). Продолжить работу над освоением скульптурного способа лепки (лепки из целого куска глины) путём вытягивания и моделирования частей. Для более интересного проведения занятия автор рекомендует провести предварительную работу, такую как беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В. Сутеева «Под грибком».

В начале занятия воспитатель читает стихотворение о дожде, а также предлагает вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и ощущают себя животные во время дождя. Воспитатель предлагает вылепить туловище животного скульптурным способом, а потом добавить к нему детали. Затем задаёт детям вопросы: «Какое животное вам хочется слепить?». Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с выбором. В ходе занятия помогает индивидуальными советами и наводящими вопросами. В конце занятия предлагает детям вылепить для животных укрытие (кустик, норку, гнёздышко и т.д.). После занятия детям

предлагается спрятать промокших животных под осенними листочками и послушать стихотворение Г. Лагздынь «Шорохи осени».

Важно, чтобы дети знали разные способы лепки и умели ими пользоваться самостоятельно. Способ лепки из целого куска глины даёт возможность придать фигурке большую динамичность, так как от ребят в самом начале лепки требуется определиться с основным положением фигурки. Изображение динамики – одно из важных выразительных средств (22, 102)

1.5.4 Методика проведения занятий по замыслу

Занятия по замыслу у детей старшей группы носят более глубокий характер, чем в средней группе. Объясняется это тем, что у ребят больше знаний об окружающем, больше умений в области лепки. Занятия по замыслу требуют большой предварительной работы и предполагают то, что дети знают множество способов лепки. Проводятся как итоговые занятия и в летний период.

На занятиях расширяются представления детей о форме и пропорциях. Дети учатся изображать форму, самостоятельно применяют знакомые способы лепки; учатся сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работу товарищей, т.е. воспитывается активность и самостоятельность мышления.

Занятия по замыслу – важный момент в обучении детей старшей группы. Необходимо, чтобы они проявляли больше самостоятельности в задумывании темы и её выполнении, в выборе доступных выразительных средств, планировании своей работы. Задуманная тема, как правило, не оставляется ребёнком, он доводит её до конца. Во время занятия воспитатель должен активно руководить каждым ребёнком: задавать наводящие вопросы по теме; если нужно давать совет в отношении установки фигуры,

изображения формы, пропорций. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают или о котором им читают. Целевая установка даёт возможность заинтересовать детей и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета. Таким образом, можно сказать, что успешное выполнение творческих заданий в лепке зависит от накопленных детьми знаний, умений, навыков и умелого руководства воспитателя.

Необычная тема для занятии по замыслу предложена в книге И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду» . Это занятие «Ходит Дрёма возле дома» (Приложение 11). На этом занятие предлагается работать над созданием выразительных лепных образов, над сочетанием разных способов и приёмов лепки, над планированием своей работы в задумывании образа, делением материала на нужные части, последовательности в лепке, а также над развитием воображения, чувства формы и пропорций. Перед занятием проводится предварительная беседа о значении сна для здоровья человека. Также воспитатель читает народные песенки и потешки, исполняет колыбельные. Для занятия потребуются готовые картонные формы – овалы и прямоугольники (кроватки, постельки, колыбельки).

В начале занятия воспитатель читает слова из русской народной песенки «Сон». Спрашивает у детей о том, как можно слепить спящих людей или зверей. (Дети дают ответы) Воспитатель обобщает ответы детей и показывает новый способ лепки на готовой форме. Для этого нужно рассмотреть вместе с детьми форму кроватки (овальная или прямоугольная). Затем слепить матрас, по форме кроватки, а также простынь. Затем слепить подушку, слепить одеяло. Для проявления творческих способностей воспитатель предлагает вылепить игрушку, которая будет спать в нашей постельке (лепится голова человечка или животного). Считаем положительным использование приёма на занятии - совет по украшению по одеяла и подушки узором. После объяснения воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Сонные стихи», в котором описано, где и как спят разные лесные зверюшки. Затем дети приступают к самостоятельной лепке. В конце занятия проводится выставка детских работ. Это занятие также направлено на стимулирование речи детей, что нашло отображение в составлении историй о снах игрушек.

    1. Условия развитие творческих способностей

Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое здание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т.п.

Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве.

Однако многие учёные придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своём роде. Ребёнок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития (биогенетическая теория), только повторяет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом этапе они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятельности ребёнка.

Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала «Творчество» , открывшаяся статьёй известного художника Н.Н. Жукова «Нет, это искусство». Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чём ещё в сороковых годах предупреждала Е.А. Флёрина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность. Обучение «засушило» детское творчество. Н.П. Сакулина признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развития малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л.С. Выгодским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флёриной и другими, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает это для себя. (1, 28) Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин «творчество», ограничивая его словом «детское».

Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребёнок одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.

В последние годы отчётливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы – понимании психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Известный психолог Г.Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребёнка. Человек рассматривается как личность с первых дней жизни. Развитие – способ существования личности.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

1. отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

Искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, условные ситуации;

Увлечённость, захваченность деятельностью;

Специальные художественные способности;

Видоизменение мотивов деятельности, доставляющие детям удовольствие своими результатами;

Возникновение потребностей, интереса к творчеству.

2. способы творческих действий;

Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала; применение известного в новых ситуациях;

Самостоятельные поиски наилучшего решения задания;

Нахождение новых приёмов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в применении, нахождении своих оригинальных приёмов решения творческих заданий;

Быстрота реакций, находчивость в действиях.

3. качество детской продукции.

Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;

Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (1, 31).

Процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенциала к такому развитию важно создать условия.

Условия развития творчества

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребёнка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребёнком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребёнок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любы вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребёнку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идёт о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., направленная на развитие творчества, должна ограниченно войти в жизнь ребёнка (1, 131).

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Сценарии организованной образовательной деятельности

Тематическая неделя: «Осень»

    О.Д. (лепка) «Кто под дождичком промок?»

    О.Д. (рисование) «Загадки с грядки»

    О.Д. (Аппликация) «Осенние деревья»

Казеева Таисия Александровна

педагог дополнительного образования

2015 г.

Тема «Кто под дождиком промок?»

Вид деятельности: Лепка из пластилина

Цель: Учить создавать образ промокшего зайчонка, комбинированным способом лепки.

Задачи. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (промокшие под дождём зайчики). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение комбинированного способа лепки, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).

Предварительная работа . Беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто Зайка, В.Сутеева Под грибком.

Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин, стеки, бусинки, листики на каждого ребенка вырезанные педагогом, зубочистки, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Г. Лагздынь:

Дождливый разговор

Дождь стучит с утра в окошко: - Не ходи гулять, Антошка! Не дойдёшь и до калитки! Промочу до самой нитки! Я из туч! Могуч! Всесилен! Я не просто дождик! Ливень!..

Педагог предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождём неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шёрстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т.е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съёжившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжались в комочек растопырили перышки.

Сейчас мы с вами будем лепить зайчика, промокшего под дождиком. Лепить будем из пластилина Попробуем, лепить туловище из целого куска глины, а потом добавим мелкие детали - ушки, лапки хвостик.

Дети отрезают нужное количество пластилина и начинают лепить. Педагог помогает детям индивидуальными советами и наводящими вопросами (Как ты покажешь, что шёрстка у зайчонка намокла от дождя? - Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя.)

А теперь поможем бедняжке – промокшему зайчонку, спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кустик.

После занятия. Педагог предлагает детям спрятать промокших зайчат под осенними листочками и читает детям стихотворение Г. Лагздынь:

Шорох осени

Шорохи в ворохе Листьев опавших! Шуршащие звуки Листочков уставших! Невнятный, чуть слышный, Тревожный шумок... Ещё шебаршанье -И шорох умолк - Ш-ш-ш-ш-ш.

Сценарий образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Тема «Загадки с грядки?»

Вид деятельности: Рисование.

Цель: учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках.

Задачи : создавать выразительные цветовые образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

Предварительная работа: загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре. Уточнение представлений о том, что такое овощи, кто какие овощи любит, что из них можно приготовить, как овощи заготавливают на зиму?

Материалы: гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки, овощи (муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде.

Ход образовательной деятельности: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру – послушать загадки, но ответ на загадки не произносить вслух, а рисовать. Педагог загадывает по одной загадке, давая детям время подумать и нарисовать отгадку. Дети рисуют каждый овощ – отгадку последовательно на одной из части листа сложенного два раза пополам. Педагог создает игровую ситуацию: «Листочек бумаги – это как будто грядки, на которых сейчас «вырастут» овощи, а как они называются, вы отгадаете, послушав загадки».

ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ.

Красна молодица

Под землей таиться,

Только хвост торчит наружу,

Хвостик тоже можно кушать (Свекла)

Педагог советует нарисовать свеклу, смешивая красный и синий цвета красок. Ориентируясь на последовательность, дети рисуют свеклу.

Барыня- сударыня

В белых кружевах-

Квашена да варена

Скоро будет в щах.

(Капуста)

Объяснить детям что большой круг светло – зеленого цвета и, не дожидаясь, когда краска высохнет, нужно нарисовать по нему волнистые линии темно – зеленого и сине – зеленого цвета, будто это листья капусты, свернутые в вилок.

Весь в веснушках свитерок

И зеленый хохолок –

Прячет носик в грядку ловко

Ярко -рыжая

(Морковь)

Педагог спрашивает детей, как можно получить оранжевый цвет. Уточняет, что для этого нужно к желтой краске добавить немного красной: чем больше красного цвета, тем ярче морковка. Дети дорисовывают зеленый «хвостик».

Круглый он как шарик,

Красный как пожарник,

Толстый важный как сеньор,

Что же это? ....(помидор)

Ориентируясь на последовательность, дети рисуют помидор. Уточнить что у помидора тонкая, гладкая кожица и он блестит, для этого ему необходимо нарисовать белой краской блик- отражение света.

В конце занятия педагог предлагает детям рассмотреть «грядки» с овощами и показать их друзьям. Отмечает те рисунки, в которых детям удалось нарисовать овощи, как настоящие.

Сценарий образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Тема "Осенняя березка"

Вид деятельности: Аппликация с элементами рисования.

Цель: Учить детей создавать выразительный образ осенней березы,

Задачи : Творчески применяя разные техники аппликации. Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации (обрывание, сминание) и показать её изобразительно; выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлением природы.

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Любование березой, листопадом. Игры с осенними листочками.

Д/и "Когда это бывает"

д/и "С какого дерева листок" Беседа по содержанию репродукции, картин известных художников - пейзажистов

Материалы: Листы бумаги голубого цвета, полоски или обрезки цветной бумаги желтого, оранжевого зеленых цветов, листы белой бумаги, клей, салфетки матерчатые, фломастеры или цветные карандаши, акварельные краски и кисти.

Ход образовательной деятельности:

Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо (показываю его)

Посмотрите, как необычно украшен конверт.

Чем он украшен? (листочками)

А кто-нибудь из вас, догадался от кого это письмо? (нет)

Прочитаем? (Да)

Куда? в Детский сад

Кому? Детям старшей группы

От кого? От Осени.

Педагог: - Дети это письмо нам прислала осень!

Хотите узнать, что написано в этом письме? (Да)

"Дорогие ребята! В осеннем лесу случилось беда, пропали березки. Помогите вернуть их обратно. Осень."

Педагог: - Дети, поможем осени! (Да) Замечательно!

Послушайте стихотворение В.Трутневой про берёзу.

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах.

Дети скажите, какого цвета листочки у березки осенью? (Желтые, золотые, оранжевые, коричневые)

Что можно сказать о наряде березки, какой он? (Золотой)

А что можно сказать про её ствол? Какая березка? (Белоствольная)

Педагог: - Береза - главное дерево России, символ нашей страны. Поэтому дереву сразу можно узнать - русский лес. Ребята хотите превратиться в осенние березки? (да) Выходите, вставайте в кружок. Физкультурная минутка

Опадают листочки

Превращаются в листву

Их подхватывает ветер

И медленно кружит в воздухе

Листочки тихо, попадают на землю. (выполняются движения по тексту)

Педагог: - А сейчас мы с вами поможем осени и создадим красивые картины с русскими красавицами - золотыми березками. Показать детям способ создания выразительного образа осенней березы и приемы обрывной аппликации.

Для создания кроны дерева можно использовать разные способы:

Мы нарисуем акварельной краской живописные пятна, смешивая разные цвета – желтый, оранжевый, немного зеленый и красно-коричневый.

Пока наши листочки будут сохнуть мы порвем разноцветную бумагу на маленькие кусочки, из них мы сделаем листья.

Ствол будем вырезать из белой бумаги, и на нем нарисуем, черные полоски.

В конце занятия оформляется экспресс - выставка "Осенние деревья"

Используемая литература:

    И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. «Цветной мир» –М., 2014 г. С. 54,46, 70.

Тема: «Кто под дождиком промок»

Программные задачи: Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (промокшие под дождём животные). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путём вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).

Предварительная работа: Беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В.Сутеева «Под грибком».

Оборудование: Глина, стеки, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.

Ход занятия:

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Г. Лагздынь: Дождливый разговор

Дождь стучит с утра в окошко:

Не ходи гулять, Антошка!

Не дойдёшь и до калитки!

Промочу до самой нитки!

Я из туч! Могуч! Всесилен!

Я не просто дождик! Ливень!..

Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождём неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шёрстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т.е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съёжившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжались в комочек растопырили перышки.

Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших под дождиком. Лепить будем из глины - она такая же влажная, как шёрстка или перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из целого куска глины, не деля его на части, а потом добавим мелкие детали - ушки, хвостики.

Представьте себе животное, которое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с замыслом.) Дети отбирают нужное количество глины и начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и наводящими вопросами («Как ты покажешь, что шёрстка у зайчонка намокла от дождя? - Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».)

А теперь поможем бедняжкам - промокшим животным, спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кустик, норку или гнёздышко.

После занятия. Воспитатель предлагает детям спрятать промокших и озябших лесных зверушек под осенними листочками и читает детям стихотворение Г. Лагздынь: Шорох осени

Шорохи в ворохе

Листьев опавших!

Шуршащие звуки

Листочков уставших!

Невнятный, чуть слышный,

Тревожный шумок...

Ещё шебаршанье –

И шорох умолк –

Ш-ш-ш-ш-ш...

Осень в резиновых ботинках

В светлых резиновых ботиках,

Под шелестящим зонтиком

Осень гуляет по лужам.

Осень чихает простужено.

Чаю ей выпить нужно –

Чаю с лимоном и мёдом…

Осень поищет брода

В самой глубокой луже

И завернёт к нам на ужин.

Выпьет горячего чаю,

С нами слегка поскучает

И снова подставит зонтик

Под шелестящий дождик.

(В. Шипунова)


Тема: «Кто под дождиком промок»
Программные задачи: Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (промокшие под дождём животные). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путём вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой).
Предварительная работа: Беседа о дожде и дождливой погоде; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В.Сутеева «Под грибком».
Оборудование: Глина, стеки, дощечки или клеёнки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Г. Лагздынь: Дождливый разговор
Дождь стучит с утра в окошко:
- Не ходи гулять, Антошка!
Не дойдёшь и до калитки!
Промочу до самой нитки!
Я из туч! Могуч! Всесилен!
Я не просто дождик! Ливень!..
Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождём неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шёрстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т.е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съёжившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжались в комочек растопырили перышки.
- Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших под дождиком. Лепить будем из глины - она такая же влажная, как шёрстка или перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из целого куска глины, не деля его на части, а потом добавим мелкие детали - ушки, хвостики.
Представьте себе животное, которое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель подходит к детям и помогает определиться с замыслом.) Дети отбирают нужное количество глины и начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и наводящими вопросами («Как ты покажешь, что шёрстка у зайчонка намокла от дождя? - Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».)
А теперь поможем бедняжкам - промокшим животным, спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кустик, норку или гнёздышко.
После занятия. Воспитатель предлагает детям спрятать промокших и озябших лесных зверушек под осенними листочками и читает детям стихотворение Г. Лагздынь: Шорох осени
Шорохи в ворохе
Листьев опавших!
Шуршащие звуки
Листочков уставших!
Невнятный, чуть слышный,
Тревожный шумок...
Ещё шебаршанье –
И шорох умолк –
Ш-ш-ш-ш-ш...
Осень в резиновых ботинках
В светлых резиновых ботиках,
Под шелестящим зонтиком
Осень гуляет по лужам.
Осень чихает простужено.
Чаю ей выпить нужно –
Чаю с лимоном и мёдом…
Осень поищет брода
В самой глубокой луже
И завернёт к нам на ужин.
Выпьет горячего чаю,
С нами слегка поскучает
И снова подставит зонтик
Под шелестящий дождик.
(В. Шипунова)
285115071120

Светлана Черная
Перспективно-тематическое планирование в старшей группе НОД по изобразительной деятельности «Рисование и лепка»

Сентябрь

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование сюжетное «Веселое лето»

Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавать движения человека. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 22

2-я неделя

Тема: «Веселые человечки» (малыши и малышки)

Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигурки из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 18

3-я неделя

Рисование:

Тема: «Деревья в нашем парке» -учить выделять общие существенные признаки деревьев и различия; учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, осина,цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами; развивать связную речь, активизировать и пополнять словарный запас.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 34

4-я неделя

Тема: «Наш пруд» Закреплять название и строение птиц.

Развивать творческие способности и воображение. Развивать чувство формы и пропорций. Закрепить умение оттягивания от всего куска пластилина столько, сколько понадобится. Свободно применять знакомые приемы лепки (загибание, прищипывание, вытягивание, сглаживание пальцами)

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 36

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Октябрь

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: «По содержанию загадок и стихов. Загадки с грядки»

Передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные и фантазийные образы;самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка;уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 47

2-я неделя

Тема: «Листья танцуют и превращаются в деревья»

Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приёмы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой. Развивать чувство формы и композиции.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 48

3-я неделя

Рисование:

Тема: Осенние листья (Краски осени) Учить детей рисовать с натуры, передовая форму и окраску осенних листьев. познакомить с новым способом получения изображения - наносить краску на листья, стараясь передать окраску и «печатать» ими на бумаге. развивать чувство цвета, воображение, поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду

4-я неделя

Тема: «Кто под дождиком промок»

Формировать умение самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (Промокши под дождем животные). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы или процарапывания стекой).

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 54

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Ноябрь

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование декоративное по мотивам народной росписи «Золотая хохлома и золотой лес»

Продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек – самоделок. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 68

2-я неделя

Тема: «Экспериментирование с художественным материалами. Пернатые, мохнатые, колючие…»

Вызвать интерес к экспериментированию пластическими материалами художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). Инсценировать поиск изобразительно-выразительных средств (процарапывание, обработка тканью грубой фактуры, прокалывание, отпечатки). Совершенствовать технику скульптурной лепки, развивать воображение.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 72

3-я неделя

Рисование:

Тема: «Лисонька-кумушка и лисонька-голубушка»

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 76

4-я неделя

Тема: «Рельефная по содержанию небылицы «Ничего себе картина, ничего себе жара»

Создание фантазийных композиций по содержанию шутки- небылицы; развитие воображения и чувства юмора. Инициировать самостоятельный поиск адекватных изобразительно-выразительных средств (сочетание различных способов и приёмов работы, в зависимости от характера образов).

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 84

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Декабрь

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование с элементами аппликации «Белая Берёза под моим окном…» (Зимний пейзаж)

Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Продолжать учить сочетать в рисунке разные художественные материалы для передачи заснеженной кроны. Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом). Воспитывать у детей любовь к природе, посредством восприятия поэзии, живописи и фотографии.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 94

2-я неделя

Тема: «Снежный кролик» из солёного теста.

Продолжать показывать детям как создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу, лепить последовательно начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций, творческое воображение.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 90

3-я неделя

Рисование

Тема: «Волшебные снежинки» (краски зимы)

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объёмного предмета. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок, вырезанных звёздочек для украшения интерьера группы.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 96

Лепка (тестопластика)

Тема: «Звонкие колокольчики»

Учить детей созданию объёмных полых (пустых внутри) поделок из солёного теста и декоративное оформление по замыслу. Синхронизировать работу обеих рук.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 106

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Январь

НОД Программное содержание Литература

2-я неделя

Рисование

Тема: «Начинается январь, открываем календарь…»

Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: смешивать разные краски, получая «зимние», «весенние», «летние», «осенние» цвета и оттенки (голубой, розовый, оранжевый). Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать желание создать календарь своими руками

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 108

3-я неделя

Лепка коллективная

Тема: «Мы поедем, мы помчимся…» (упряжка оленей)

Учить создавать из отдельных фигурок красивую композицию. Расширять спектр спектр скульптурных приёмов лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек, ноги из трубочек коктейля). Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр110

4-я неделя

Рисование

Тема: «Весело качусь я под горочку в сугроб…»

Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами: выделения главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.) Расширить возможности применения техники обрывной аппликации. Воспитывать самостоятельность, воспитывать интерес к искусству.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 118

4-я неделя

Лепка коллективная

Тема: «На арене цирка»

Уточнение и активизация способа лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра (валика, согнутого дугой

и надрезанного с двух концов. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 120

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Февраль

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование

Тема: Рисование сюжетное «Наша группа»

Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о жизни детей в своей группе (в детском саду). Учить рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, передавать движения, взаимодействия и отношения детей. Вовлекать детей в коллективное обсуждение общего замысла.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 128

2-я неделя

Тема: «Ходит дрёма возле дома»

Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетания разны е способы и приемы лепки. Пояснить связь между пластической формы и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 132

3-я неделя

Рисование по замыслу

Тема: «Фантастические цветы»

Учить раскрашиванию фантазийных цветов с оригинальными формами лепестков и соцветий. Закрепить знания основных и получения дополнительных цветов. Развивать творческое воображение, чувства цвета и композиции при создании фантастического образа. Воспитывать интерес к цветковым растениям и желание любоваться ими.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 134

4-я неделя

Тема: «Кружка для папы»

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками.

Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета. Формировать интерес к истории своей страны и семьи. Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 142

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Март

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование по представлению

Тема: «Милой мамочки портрет»

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - портретом. Учить передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорции. Закреплять приемы рисования акварелью. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 144

2-я неделя

Лепка рельефная декоративная

Тема: «Солнышко покажись!»

Учить детей создавать солнечные образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки и др.). развивать чувство ритма и композиции.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 150

3-я неделя

Рисование декоративное

Тема: «Солнышко, нарядись»

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). Обратить внимание на декоративные элементы, объяснить символику. Развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Умело пользоваться кистью.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 154

4-я неделя

Лепка декоративная

Тема: «Весенний ковер (плетение из жгутиков)»

Продолжать знакомить детей с видами народного декоративного – прикладного искусства. Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналоги между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 168

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

Апрель

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование экспериментирование

Тема: «Я рисую море…»

Вызвать интерес детей к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками: «рисование по-мокрому фону», «набрызг», «тампонирование» и др. Создать условия для детского экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Продолжать учить детей применять освоенные ранее умения в творческой изобразительной деятельности. Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, цвета и композиции.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 174

2-я неделя

Лепка рельефная

Тема: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Познакомить с новым приёмом лепки – цветовой растяжкой. Формировать опыт деятельности передачи выразительных образов. Формировать опыт деятельности дополнения образов, самостоятельно придуманными деталями. Закрепить знание жанров живописи. Побуждать к творческой активности, самостоятельности и инициативности И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 178

3-я неделя

Рисование коллективное по замыслу

Тема: «Морская азбука»

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о море разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к рисованию морских растений и животных. Познакомить с понятием «азбука», «алфавит».Воспитывать эстетическое отношение к природе.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 180

4-я неделя

Тема: «Плавают по морю киты и кашалоты»

Продолжить освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула, прикреплять к фону (основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентироваться на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище конусом + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 182

НОД Изобразительная деятельность: Рисование/Лепка

НОД Программное содержание Литература

1-я неделя

Рисование-экспериментирование

Тема: «Зелёный май»

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 198

2-я неделя

Лепка с натуры

Тема: «Чудесные раковины»

Познакомить детей с названиями раковин и их обитателями. Совершенствовать умение расплющивать (шар, конус). Видоизменять их для создания выразительных образов: прищипывать, оттягивать, вдавливать, рассекать (делать насечки, дополнять полосками, точками.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр194

3-я неделя

Рисование-фантазирование

Тема: «Чем пахнет лето?»

Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Инициировать поиск адекватных изобразительно-выразительных средств; Обогатить межсенсорные связи (цвет + форма + запах); Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии – графические символы запахов; Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 206

4-я неделя

Лепка сюжетная

Тема: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Учить лепить по выбору луговые растения:(Ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы). Формировать коммуникативные навыки. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе.

Интеграция разных видов деятельности: Познание, коммуникация, художественное творчество. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий. Подготовка композиционной основы. Беседа о луговых цветах; беседа о том, что делают на лугу взрослые.

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Стр. 202