Кружевные хитросплетения в русской глубинке. Русское кружево Способы плетения кружева

В этой статье я расскажу о русском кружеве – немного истории о том, какие материалы использовали при плетении кружева, о технике и способах плетения кружева.

Кружево – это уникальное явление в народном творчестве. Слово «кружево» имеет два разных употребления.

В одних случаях кружево воспринимают в качестве различных отделок в виде каймы по низу одежды и рукавах, а в других, как ажурное изделие – самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Существует много видов кружев и способов их плетения. В этой статье мы уделим внимание кружеву, сплетенному при помощи коклюшек.

Из истории кружева

Считается, что русское кружево появилось в XVII в. В то время использовали кружево, плетенное из золотных и серебряных ниток. Ценился больше сам материал – блестящая дорогая нить, а не работа мастериц. Признаком роскоши и богатства было использование такого кружева в качестве отделки, и применяли его для украшения парадной царской, церковной, боярской одежды, предметов светского и церковного обихода. Кружево плели также и из тонкого золотного шнурка, который формировал рельефность изделия, придавал ему более пышный и праздничный вид.

В XVIII в. получило распространение нитяное кружево, его использовали в украшении мужского и женского костюма нового западноевропейского покроя, в оформлении интерьера. Появилось кружево из шелковых и металлических нитей; из смешанных нитей кружево выглядело изящнее и изысканнее за счет своей цветовой гаммы. Постепенно золотную нить стали применять все реже, ее использовали как отдельную деталь узора.

В конце XVIII – начале XIX вв. появились крепостные мануфактуры по производству кружев. Одним из наиболее популярных видов кружева в то время были блонды – кружево, плетенное из белого шелка; оно ценилось очень высоко.

Нитяное кружево во второй половине XVIII, особенно в XIX вв. применялось в быту горожан – мещан и купцов, а крестьяне украшали им свадебные простыни, полотенца, подзоры и одежду. В это время кружевоплетение становится промыслом. Кружево выплетали из суровых или белых льняных, хлопчатобумажных ниток, редко применяли цветной шелк. Чтобы подчеркнуть узор, оттенить его на прозрачном фоне, применяли рельефную или цветную контурную нить – скань – или же обводили отдельные детали узора плотной нитью – белью.

В России в XIX в. насчитывалось 12 центров кружевоплетения, в каждом центре создавали свои, отличные от других рисунки.

В конце XIX — начале XX вв. особенно модными были готовые изделия из русского кружева: дамские пальто, платья, шарфы, предметы интерьера – накидки для подушек, покрывала, салфетки. В этих образцах сочетались разные приемы кружевоплетения. Иногда местные особенности утрачивались, а порой становились достоянием других кружевных центров. Мастерицы пользовались готовыми сколками, создававшимися под влиянием городской моды. Узор на них имел эклектический характер. Часто, чтобы ускорить процесс изготовления изделий, кружевницы использовали в плетении толстые нитки, делая кружево более толстым и редким.

Техника плетения кружева

Процесс плетения кружева происходит следующим образом. Выплетают кружево коклюшками (это деревянные палочки с «шейкой», на которую наматывается пряжа). Нити наматываются попарно, образуя основную единицу техники кружевоплетения – пару коклюшек. Плетение происходит путем перекладывания и перекрещивания коклюшек с нитями согласно рисунку. Сложность кружевного узора зависит от числа пар: иногда требуются сотни пар.

Подушка в виде валика, которая туго набита сеном, соломой или опилками, служит для закрепления рисунка или самого кружева по мере его изготовления. Для удобства работы подушку кладут на раздвижную подставку.

Для закрепления работы на подушке используют булавки. Толщина булавок должна соответствовать толщине нити. Вокруг булавок закрепляются кромки. В XIX в. в деревнях, где кружева плели в основном из толстой домашней пряжи, вместо булавок использовали шипы различных растений, а сейчас – своеобразные заостренные деревянные «булавки».

Сколок – это технический рисунок кружева. Он наносится на плотную и достаточно эластичную бумагу в виде точек, которыми обозначены места, куда должны втыкаться булавки. В начале сколка узор прорисован. Далее плетение руководствуется одними точками, или наколами, как их еще называют. Тамбурный или вязальный крючок служит для сцепления деталей узора в одном из способов плетения – сцепном.

Способы плетения кружева

Их всего три: численный, многопарный и сцепной, но был разработан еще один – парносцепной.

Самый простой – численный способ, основан на счете нитей, выполняется без предварительного рисунка путем повторения движения коклюшек по памяти. Этот способ использует несколько пар коклюшек, фон и узор в нем выплетаются одновременно. Численное кружево изготовлялось повсеместно, но этот способ плетения был практически утерян.

Многопарный способ плетения самый сложный. Этот способ применяет наибольшее число коклюшек, о чем свидетельствует само название. Иногда оно доходит до восьмисот пар! Это плетение производится постепенно, от кромки к кромке. Одновременно выполняют, строго следуя точкам сколка, фон и фигуры узора.

Сцепное кружево выполняется тоже по сколку, но коклюшек при плетении используется меньше, чем в многопарном – от шести до десяти пар. Основным узором служит непрерывная полоса – полотнянка, имеющая вид ленты или тесьмы. Полотнянка своими изгибами рисует основные формы орнамента. На поворотах она сцепляется с помощью вязального крючка особым приемом, называемым сцеп. Отсюда и название кружева. Небольшие расстояния в узоре между полотнянками заполнены мелкими связками – сцепами, большие – фоновой решеткой из шнурочков-плетешков.

Основные элементы плетения

Их всего четыре: плетешок, полотнянка, сетка и насновка. Из них может быть составлен любой кружевной узор. Используются они порознь, соединяются вместе или вводятся частично. Фактура изделия зависит от преобладания того или иного элемента.

Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Петлями плетешка окаймляют зубцы, им заполняют в виде розетки серединки цветочных мотивов.

Полотнянка напоминает полотняное переплетение нитей, поэтому ее так и называют. Полотнянка может служить самостоятельным скромным узором или сопровождать крупные, ей образуют главные части кружевного узора.

Сетка представляет собой сквозное плетение с косым направлением нитей.

Насновка – это маленький, плотно сплетенный овал с заостренными концами.

Хотя иноземное влияние Запада и, в особенности, Востока заметно в развитии русского кружевоплетения в разные эпохи его существования, все же русские кружева имеют самобытный и национальный характер. Русское слово «кружево» (в старину говорили «круживо») произошло, скорей всего, от слова «круг» - окружать, и служило в старину для украшения богатой царской или великокняжеской одежды.
Традиционное русское кружево отличается от того же фламандского не только внешним видом, но и технологией изготовления. На Руси издревле кружево создавалось двумя различными по технологии способами, а именно парным и сцепным способом. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, «подушка» и подставка, - для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее выполненному рисунку узора - сколку.
В России до сих пор есть несколько действующих кружевных центров. Всем известно, как славятся вологодские, вятские или елецкие кружева. Не отстают от них михайловские и белевские мастерицы, а также кружевницы, делающие узоры в технике кадомского вениза (Кадом – небольшой городок в Рязанской области, а вениз – искаженное от Венеция). Отдельные мастерицы сохранили производство кружева в Балахне и Кирише. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и различным сочетанием элементов кружева - плетешков, насновок, паучков и полотнянок разных видов.

Василий Верещагин Кружевница 1890е.

Василий Тропинин. Кружевница. 1823 г.

Первое упоминание о кружевах можно найти в Ипатьевской летописи, далее в XV веке о нем часто упоминается в грамотах князей. Больше всего исторических документов и образцов относится к XVII веку, поскольку уцелели даже некоторые церковные облачения и царские наряды. В эту эпоху развивались всякие рукодельные работы и «женское замышление» (так называли рукоделие) было в большом почете. Известно, что при дворе была должность «царских знаменщиков» (рисовальщиков), которые готовили рисунки и узоры для женских работ.
Историки отмечают, что нигде больше не было такого богатства и разнообразия материала для кружев, как в России. Мастерицы использовали «волоченое золото и серебро немецкое и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотую и серебряную бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так называемых блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков». Еще упоминается кружево – саженое и низаное жемчугом и перьями, с пухом и горностаем, с разным шелком, мишурой и фигурными штучками и даже бархатильное. Кстати, многие исторические документы доказывают, что кружево в России не было, как на Западе, достоянием только высшего класса. Кружева носили как цари и князья, так и купцы и крестьяне. Да и никаким ограничениям и запрещениям, как на Западе, кружевоплетение у нас не подвергалось.

Василий Тропинин Золотошвейка. 1825 г.

Василий Тропинин Золотошвейка. 1826 г.

Василий Тропинин Девушка за прошивками. 1830 г.

Василий Тропинин За прошивками 1830-е г.

При Петре I характер кружевного производства совершенно изменился. Россия не могла позволить себе роскоши ввозить из-за границ "розоватые брабантские манжеты", поскольку импорт (и не только в виде кружев) мог стать причиной разорения землепашества и мануфактур. Император издал указ о развитии собственных промыслов. По мнению историка С. А. Давыдовой, выдающееся значение в начале развития у нас кружевных работ имели две губернии - Новгородская и Рязанская.
Выписано было много иностранных мастериц, и жены наших вельмож, в угоду царю, стали сами учиться новым способам этого производства и вводить эти способы у себя в домашнем быту между дворовыми девушками.
Считается, что по указу Петра в Кадоме возникла кружевная артель, куда были выписаны несколько монахинь из Венеции, которые стали обучать местных женщин плести иглой узоры (кадомский вениз - уникальная игольная вышивка белым по белому). Кстати, вениз со времен Петра развивался как кустарный промысел, и таким оставался до начала ХХ века – до соц. революции. Таким образом, иноземное влияние проникло в Россию, а старинные способы плетения и самобытные узоры русских кружев еще долгое время сохранялись лишь в глуши отдаленных деревень и в женских монастырях.

И. А. Соколов Кружевница. 1926 г.

Д. Т. Тутунджан Вечный перезвон. 1966 г.

Д. Т. Тутунджан Плетея. 1965 г.

Самым старинным русским кружевом считается численное. Способ его производства, основанный на повторении того же рисунка посредством счета ниток, теперь утрачен. Потом стали употреблять узоры, предварительно наколотые на бумагу, и такое кружево получило название сколотого русского. Есть еще сцепное кружево, которое часто называется немецким, поскольку в них много схожего – например, узоры связаны редкой сеткой.
По способу производства и по рисунку русские кружева носят самые разнообразные наименования: «кованое», «плетеное», «шитое», «пряденое», «волоченое», «низаное» и «саженое» жемчугом, «кожутное», «кущащатое», «кружковое» и т.д. Весьма оригинальны были и названия узоров. Кроме типичных – «рыбка», «репеек», «дорожка», «оплет», «полотнянка», встречались весьма оригинальные – «протекай речка», «бровки-пытки-города», «мельницы», «денежки», «корабли и полукорабли» . Историки отмечают, что на Западе, пожалуй, только в Дании встречаются подобные оригинальные названия узоров – «петуший глаз», «паук», «лира», «труба», «перья».

Евгений Кацман Калязинские кружевницы. 1928 г.

К.А.Воробьев Портрет кружевницы Капиталины Васильевны Исаковой. 1960е гг.

В.К.Седов Кружевница. 2006 г.

В течение многих лет кружевное производство было популярно и востребовано, благодаря даровому крепостному труду в помещичьих усадьбах. Как ни странно, но после освобождения крестьян, кружевное дело в России пришло в упадок. Новый толчок развитию кружевного производства дала, основанная в 1883 году стараниями той же Софьи Давыдовой, Мариинская практическая школа кружевниц (просуществовавшая очень недолго!), находившаяся под Августейшим покровительством императрицы. Изделия учениц школы заслужили немало похвальных отзывов и медалей на многих выставках. Начальница этой школы, E. Е. Новосильцева, создала новый род кружева, которое получило за границей название «point de Moscou». За границей русские кружева пользовались большим спросом, их вывоз в Европу с каждым годом делался все значительнее.

Н.М.Ширякин Портрет кружевницы А.С. Брантовой из кружевной артели колхоза "Правда". 1947 г.

Н.П. Тимофеева Кружевница.

Эдуард Пустовойтов. Старушка за кружевом.

Советская власть искоренила кустарные производства. В том же Кадоме, в 1927 году 25 вышивальщиц объединили в промыслово-кооперативную артель "Пробуждение", ставшую со временем просто швейной фабрикой. Такая же история, думаю, произошла повсюду. Кружева перестали быть основной продукцией таких производств, которую стали приспосабливать к неприхотливому советскому быту. Историю кружев в «переходный период» от социализма к «капитализму с человеческим лицом» я не изучал, но надеюсь, что производством кружев сейчас занимаются хотя бы в Вологде, Ельце, Белёве и Кадоме, поскольку, несмотря на иностранное происхождение, русские кружева являются таким же национальным достоянием, как павлово-посадские шали, дымковская игрушка, оренбургские пуховые платки, матрешки и т.д.

Азат Галимов Болгарские кружевницы. Лидия. 2011 г.

Елена Баранова Кружевница.

Основной источник - статья Т. Б. Семячкиной из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Искусство кружева на территории России развивалось с давних пор, и на сегодняшний день насчитывает несколько столетий. Уже в XVI веке, гораздо раньше многих других видов, появилось золотое кружево.

Трудно словами передать красоту и утонченность золотых и серебряных кружев, которые опытные рукодельницы плели для украшения одежды высшей знати, бояр и даже самого царя.


Золотым кружевом щедро декорировались одежды для парадного выхода царей и бояр, а также для украшения облачения патриарха и высшего духовенства. Для отделки золотого кружева использовались жемчужины и бусины из различных .

Но спустя почти сто лет, а именно в XVIII веке, мастера перестали использовать чисто металлическое кружево . Дело в том, что с этих пор металлические (золотые и серебряные нити) начали добавлять к основе из льняных или шелковых нитей. Подобный был широко распространен, и повсеместно применялся для отделки сарафанов, для украшения жилетов и душегреек, а также для декорирования головных уборов.

В дальнейшем в России сформировались три различные техники плетения кружев, которые отличались между собой по способу и методике выполнения работы, а также видам и стилистике узоров. Среди техник русского кружева можно назвать следующие:

  • Численное кружево — представляет собой особым способом сплетенный неповторимый узор, который создавался мастером без предварительного эскиза, нанесенного на шаблон. Поэтому для повторения раппортов рисунка приходилось считать и запоминать количество стежков в каждой нити. Таким образом, рисунок имел возможность повторяться необходимое количество раз, и при этом получался идентичный узор.

Техника плетения численного кружева по праву считается древнейшей на территории России. Данный вид кружева выполняется на лицевой стороне изделия, таким образом работа не поворачивается. Одновременно в работе находится большое количество пар нитей — иногда их число может доходить до пятисот.

Опытные кружевницы обычно используют узоры прямого или кругового направления. Образцы численных узоров передавались по наследству и плелись по памяти, но каждая кружевница выполняла их по — своему. Численное кружево плели исключительно из черных нитей, в которые через равное расстояние добавлялись элементы белого или цветного орнамента.


Образец михайловского численного кружева из черных нитей
  • Парная техника плетения кружева — выполнялась по шаблону — сколку, на котором был нанесен рисунок будущего изделия. В определенных строчках нужные соединения нитей скреплялись с помощью булавок. Парное кружево было популярно и очень ценно тем, что его можно было сплести любой формы и ширины. В парных кружевах преобладали геометрические фигуры: ромбы, зигзаги, треугольники, которые связывались между собой с помощью кружевных элементов — » звездочек» или » паучков». Визуально их легко было принять за одну из разновидностей вышивки, декорированную мелким жемчугом. Центром их изготовления был город Елец.

  • Сцепная техника кружевоплетения — использовалась для изготовления изделий большого размера. В начале работы делали особую тесьму — вилюшку, которая проектировали и повторяла все изгибы будущего изделия. С помощью крючка и петель на ней закреплялись отдельно изготовленный детали.

Таким образом, получались крупные изделия (скатерти и покрывала), сделанные методом сборки из отдельных кружевных элементов. Зачастую сцепные кружева прикреплялись к темному или цветному фону, чтобы тонкие и изящные нити узора не перепутывались.


Наибольшей известностью пользовались вологодские сцепные кружева. В характере их орнаментов преобладали изображения растительных и животных мотивов, среди которых были павлины и декоративные петухи.


Плотный рельефный узор был выделен с помощью ажурных, изящно сплетенных решеток. При этом каждый из используемых орнаментов назывался по — своему. Рукодельницы назвали элементы по их внешнему виду — » куриные лапки», » петушиные гребни» и » копытца».

Для улучшения декоративных качеств кружевного полотна, а также для разнообразия изделий мастера вплетали в белоснежное кружево золотые, серебристые или ярко — красные нити. Получались очень красивые образцы кружев, которые впоследствии применялись для украшения одежды.

Русские кружева всегда отличались большим разнообразием орнаментов и узоров. К тому же, в каждом регионе были свои местные особенности плетения кружев, секреты изготовления которых передавались из поколения в поколение.

На сегодняшний день изящное кружево снова входит в моду. Кроме кружевных изделий ручной работы используется также машинный способ плетения кружев. А вручную его плетут не только опытные мастера, но и многие любители рукоделия — те, кто увлекается этим древнейшим видом народного промысла.


Кроме украшения многих предметов одежды, кружева также с успехом используются в качестве декоративных деталей в жилых помещений. Кружевными элементами можно украсить скатерть, покрывало на кровать или диван, шторы и занавески на кухне, и даже защитный полог над кроватью — балдахин. Впрочем, собственная фантазия подскажет вам, как еще можно использовать эти удивительные произведения народного искусства.


В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь - плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.

Как, например, в вологодском кружеве . В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева - плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент - снежинка с белой опушкой.

В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент - «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.

Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.

Единственное в мире цветное коклюшечное - михайловское кружево . Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии , в старинном городке Михайлове. Главный цвет - красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.

Слабо беленый лен с золотой нитью - визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.

Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города - и вы услышите звон коклюшек», - писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.

Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки - накидки и косыночки - главный ассортимент белёвских кружевниц.

Старинное название захожского, или киришского, кружева - галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу - сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) - от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.

Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода . Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка - балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.

Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство - 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева - геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.