Кровная месть: как обычай существует в наши дни. Кровная месть у народов кавказа Кровная вражда у кавказских народов 5 букв

В чеченском языке кровная месть зовется «чир». Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату – своду неписаных законов, по которым жили еще до принятия ислама вайнахи – предки современных чеченцев.

Поводом к кровной мести чаще всего становится убийство. Собираются старейшины тейпа и проводят разбирательство. Если они устанавливают виновность подозреваемого, то начинается обряд «кровничества». К родным убийцы отправляют посланника, который сообщает им о решении семьи пострадавшего объявить кровную месть. С этого момента закон «кровь за кровь» вступает в силу.

В случае, если убийство непредумышленное (скажем, это гибель в ДТП или от шальной пули), то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Порой родные жертвы отказываются от выкупа, и это считается верхом благородства.

Но если выясняется, что в момент наезда или «случайного выстрела» убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться.

Кстати, женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают. Но в то же время женщина может сама осуществить кровную месть, если в ее семье не осталось мужчин. А если убили женщину, то за нее убивают двоих мужчин из семьи убийцы.

Чаще всего семья, которой объявили «чир», после этого переезжает в другое место. Таких людей называют «Луровелла», что означает «скрывающиеся от кровной мести».

В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления. В адате существовало такое понятие, как «куйг бехки» («виновная рука»), то есть преследовать можно было только непосредственно убийцу. Причем кровников часто прощали – это считалось более достойным поступком, чем месть. В XIX веке при имаме Шамиле закон скорректировали: теперь пострадавшая сторона могла сама выбирать, кто попадет «под раздачу». Обычно это были ближайшие родичи виновника по отцовской линии. Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи.

Мстить могут только ближайшие родственники убитого. Если месть осуществит, к примеру, его друг, это уже будет считаться не кровной местью, а убийством, что приведет к появлению новых кровников. Порой преступника убивают его собственные родные, чтобы избежать дальнейших кровопролитий.

Обычай кровной мести представляет собой принцип судопроизводства, который заключается в том, что совершивший убийство (или один из членов его семьи) обязательно наказывается смертью в качестве возмездия. Традиция «око за око» является частью правовой системы, в которой государство не способно обеспечить правопорядок, поэтому семья жертвы считает своим долгом отплатить убийце за нанесенную боль и восстановить, таким образом, честь своего рода.

Обычай кровной мести часто практикуется:

  • на Кавказе;
  • в странах Ближнего Востока;
  • в Албании, Черногории;
  • в Южной Италии, Сардинии, Корсике - носит название «вендетта».

По кавказским обычаям, кровная месть срока давность не имеет, и может быть осуществлена даже после смерти убийцы и его родственников, через 50 или даже 100 лет, поэтому конфликтные ситуации предпочитают решать сразу, не перекладывая ответственность за случившееся на будущие поколения.


Кто прибегал к этому методу в древности?

В древности к такому кардинальному «урегулированию» прибегали вайнахи (чеченцы, ингуши), осетины, кабардинцы и дагестанцы. С приходом Советской власти отдельные народы старались искоренять данную традицию, но в ингушском и чеченском обществе обычай живет в наши дни.

Вступление в силу

Кровная месть вступает в силу с момента, когда о ней было объявлено. В дом к совершившему тяжкое преступление, направляется старейшина села и сообщает о решении, принятом семьей убиенного. После чего есть два варианта развития события – убийца и его семья может удариться в бега, тогда их будут называть «луровелла» (тот, кто скрывается от кровной мести) или будет договариваться о процессе примирения.


Совет

Если подозреваемый считает себя невиновным, он может дать клятву на Коране в присутствии старейшины, который перед Аллахом отвечает за правдивость его подопечного.

Если выяснится, что человек, давший обет, виновен, прощение аннулируется. Обязанность мщения – прерогатива кровных родственников, если месть свершится другом, это будет считаться новым преступлением, которое потребует дальнейшего рассмотрения. Смерть от кровной мести переносится женой и родными убийцы легче, чем уход из жизни по другим причинам.


Как расценивается кровная месть в законодательстве Российской Федерации?

УК РФ рассматривает мотив кровной мести как обстоятельство, отягчающее вину подсудимого, и предусматривает наказание в виде пожизненного заключения либо лишение свободы сроком на 8 – 20 лет.


Кровная месть в Италии была распространена до начала 20 века, в некоторых областях сохраняется и сегодня. Отдельные эпизоды были зафиксированы на Балканах и в современной Черногории, где принято мстить не только за лишение жизни, но и за преступления, совершаемые против чести семьи. Обидчиком выступает не только сам убийца, а и все его родственники-мужчины, и механизм кровной вражды может быть запущен на долгие годы. Женщины активно участвовали в акте возмездия, убив обидчика самостоятельно или воспитывая своих детей в духе отмщения.


Ритуал кровной мести

В Италии традиция обычно сопровождалась целыми ритуалами, но с одним условием: кровная месть не должна была быть мучительной, а уже после смерти с телом жертвы могли поступить по-варварски, что служило актом запугивания и восстановления справедливости. Отомстить могли не только прямым родственникам, но и всем, кто считался частью клана или семьи.


Кровная месть

За что объявляли кровную месть

Объявить кровную месть могли за излишнюю болтливость, прелюбодеяние, присвоение чужих денег, проведенные, втайне от боссов, сделки с наркотиками. Для каждого случая действовали свои законы «омерты», которые первый раз были официально найдены в 2007 году у одного из мафиози. Журналисты назвали правила вендетты «10 заповедей Коза Ностры» и это было первое за все время существования мафии документальное подтверждение обычая кровной мести.


Вывод:

Обычай кровной мести чреват негативными последствиями – зачастую убийство за тяжкое преступление сопровождается более жестокими деяниями, что может вылиться в затяжные кровавые конфликты. Вопреки мнению, мщение не отражено в Библии и даже в Коране и шариате традиция не находит подтверждения. В нашей стране кровная месть считается фактором, отягощающим совершение преступления, и подлежит осуждению на всей территории страны.


Кровная месть

Сайпулаев З.М.

2 курс4 группа ДБО Научный руководитель

проф. Исмаилов М.А.

Кровная месть и примирение в Дагестане.

В своей статье, я хотела бы раскрыть вопрос кровной мести, а так же примирения в Дагестане, во все времена. Человеческое общество в течение всей своей истории всегда находили разнообразные формы разрешения конфликтных ситуаций, наиболее показательным является - кровная месть,где примирение является логическим завершением мести. Безусловно, примирение было представлено по-разному.

В современном Дагестане создана комиссия по адаптации боевиков,а в Чечне комиссия по примирению. Рассмотрим проблемы мести в дореволюционном Дагестане.

Взаимные обязанности помощи, защиты и мщения за обиды составляют одну из важных черт родового строя. "...Безопасность индивида зависела от его рода; ...родственные узы были могущественными элементом взаимной поддержки...Нанести обиду кому-либо значило нанести обиду его роду и оказать помощь кому-либо значило вступиться за него совместно со всеми его родичами", - писал Л. Г. Морган, характеризуя ирокезский род1.

Именно из кровных уз рода возникла по Ф. Энгельсу обязанность кровной мести. "Если члена рода убивал кто-нибудь из чужого рода, весь род убитого был обязан ответить кровной местью"2.

Кровная месть в Дагестане во П половине XIX - начале XX вв. не имела ничего общего с кровной родовой местью, которая применялась при нанесении ущерба единому коллективу родственников. Она, как отмечали очевидцы, была широко распространена в научаемое время, но характер ее совершенно изменился.

Кровная месть как явление общественной казни, хотя специально в ней исследовалась, вызывала значительный интерес у авторов П половины XIX - начала XI вв.

Особое мecтo в этом отношении в дореволюционной литературе принадлежит выдающемуся историку, этнографу, правоведу М. Ковалевскому предметом исследований которого являлось как обычное право в частности так и общественный строй дагестанских народов в целом. Несмотря на то, что М. Ковалевским был допущен ряд ошибочных выводов относительно существующих по eгo мнению в рассматриваемое нами время на Кавказе родовых отношений значение его труда огромно.

Большой фактический материал по интересующему нас вопросу собрал и опубликовал начальник Среднего Дагестана генерал А. В Комаров.

Попутно этой темы касались и другие дореволюционные авторы.

Советские историки и этнографы в своих грудах, посвященных исследованию отдельных народов, а также общественному строю всех дагестанских народов, уделили внимание и изучению института кровной мести. Среди них следует отметить прежде всего исследования М.О. Косвена1, С.Щ. Гаджиевой2, Р. М. Магомедова3, Х.-М. Хашаева и других.

В данной работе сделана попытка охарактеризовать институт кровной мести П половины XIX - начала XX в с точки зрения влияния на него двух факторов - обычного права и русской администрации. Подобная постановка вопроса и определила основной круг источников, использованных нами при написаний статьи, - это некоторые издания адатов и документы царской администрации. В работе частично затрагивается вопрос о мероприятиях Шамиля, имеющих отношение к кровной мести.

В отчете начальнику Дагестанской области за 1865 год начальник Северного Дагестана писал: "…мщение за кровь считается в Дагестане одною из самых священнейших обязанностей близких родных убитого; чувство мести до того еще сильно в народе, что несмотря на строгое воспрещение кровомщения и наказание нарушителей этого воспрещения ссылкою в Россию , случаи, в которых здешние жители жертвуют свободою для удовлетворения чувства мести, бывают нередки.

Множество дел по дракам, по ранениям, а в особенности по кровомщению решалось по свидетельству Беккера в Касумкентском доме окружного управления , где помещался и суд .

О широком распространении в Дагестане кровной мести свидетельствует и тот факт, что зал Дагестанского народного суда в Темир-Хан- Шуре в той его части, которая предназначена для свидетелей , разделен был на - двое досчатой перегородкой, в которой имелась дверь. При слушании дела о преступлении , требующей кровной нести, эта дверь наглухо запиралась, чтобы месть не была осуществлена прямо на суде. Таким образом свидетели-родственники убитого и убийцы были разделены перегородкой. Эта часть помещения суда называлась "кровником", по адату кровомщение полагалось за убийство , изнасилование женщины, прелюбодеяние с замужней женщиной, мужеложество с насилием. Однако на практике, в повседневном быту, рамки действия кровной мести по существу были безграничны. Малейшее оскорбление влекло за собой убийство, а последнее - месть.

Поводом для кровопролития могло послужить нечаянное прикосновение мужчины к лицу, руке или даже к платью женщины, что считалось бесчестьем для нее и позором для ее родителей1. Такое "оскорбление" редко прощалось. Иногда подобные "дотрагивания" практиковались и с определенной целью отомстить жениху, отцу, брату девушки.

Поводы для убийств и других преступлений, влекущих за собой кровную месть, иногда бывали совсем пустяковые, а кровная месть, к которой они приводили, захватывала несколько поколений людей и длилась многие годы. Один из таких типичных случаев нашел отражение в сатирической лакской сказке, в которой рассказывается о том, как охотник нашел в горах пчел, собрал торбу меду и принес еro лавочнику. Когда лавочник пробовал мед, капля упала на землю. Муха слизала ее ласка, принадлежащая лавочнику съела муху, собака охотника загрызла ласку, лавочник убил собаку, а охотник – лавочника. Тогда к месту происшествия пришли родичи охотника и лавочника; началась кровавая схватка, в которой погибло множество людей.

А. Руновский со слов Шамиля писал, что для возбуждения кровной мести не обязательно было совершить тяжкое преступление, "поводом к убийству и к прямому его следствию - к кровомщению, могли служить... самая ничтожная брань, самое малое воровство, как например воровство курицы".

Женская честь и ее сохранность были дороги для всех горцев, поэтому всякое покушение на нее являлось одним из главных поводов для кровной мести. "Ежегодно сотни трупов, - писал В.С. Кривенко, - свидетельствовали о проявлениях ревности и желании сохранить в чистоте супружеское ложе. Мстителями за поруганную честь являлись мужья, братья, сыновья и другие родственники. Бывали случаи, что 12-летние мальчики поднимали оружие и убивали оскорбителей материнской чести. Чаще всего поводами для убийств, а следовательно и для кровной мести являлись поземельные пастбищные и вообще имущественные споры.

Кровная месть уносила в могилу массу людей. Это были ничем неоправданные жертвы. Особенно нежелательны такого рода людские noтeри были во время войны горцев под предводительством Шамиля против царизма. Поэтому Шамиль начал предпринимать некоторые меры для ограничения кровной мести. Сберегая народ для войны, Шамиль стремился цену крови заменить денежной пеней и примирением кровников но хотя это нe всегда удавалось.

Следующей мерой Шамиля по частям реформ в области кровомщения был запрет кровомстителям обращать свою месть на родственников убийцы, теперь кровью за кровь отвечал именно тот, кто ее пролил, неисполнители этого приказа Шамиля объявлялись ослушниками против Корана, а следовательно подвергались смертной казни .

Шамиль лишил убийц возможности укрываться в селениях, входивших в имамат. Он завел порядок, по которому всякий горец отправляясь из своего наибства в соседнее, должен был получить от своего наиба билет, удостоверяющий его личность в указывающий цель выезда и срок . Убийца, не имея на руках такого документа не имел возможности заехать в какой-нибудь населенный пункт, так как это грозило ему быстрейшим раскрытием и расправой. "Эта последняя мера и была тем невиданным до сих пор врагом, которого убийца встречал везде где ни появлялся"1.

Кроме того Шамиль запретил разрушать недвижимость имущества , что предписывалось адатами некоторых обществ, из сказанного можно заключить, что Шамиль не мог да и не стремился полностью покончить с кровной местью, он лишь предпринял некоторые меры по ее ограничению, поскольку это сказывалось на ходе военных действий. Отвергнув адат, борясь за его искоренение, он в рвении всех вопросов и в частности вопросов кровной мести, опирался на Шариат, вернее, на свои "низамы", составленные на основании шариата с учетом потребностей страны. При этом преследовалась не только цель, указанная выше, но и необходимость как-то унифицировать разбирательство дел по убийствам, так как каждое село в этом отношении придерживалось своего обычая.

Кровная месть – древний обычай, возникший в родоплеменном строе, и сохранившаяся по сей день у некоторых народов.

В настоящее время кровную месть иногда применяют в Чечне и в Дагестане. У каждого народа правила мщения понемножку отличались друг от друга, но основным принципом было отомстить за убитого родственника. У одних считалось достаточным убить одного из представителей семьи обидчика, у других кровная месть должна была продолжаться до тех пор, пока число убитых не сравняется.

Обычно кровная месть применялась по отношению к убийцам, насильникам, и лицам совершивших другие тяжкие преступления. Так же наказывалось прелюбодеяние с замужней женщиной (руки провинившегося привязывали к ногам и бросали в яму, после чего мужчины прибивали его камнями, такое же наказание было для женщин). Общины горцев старались регулировать наиболее архаичные правовые нормы . Особенно это касалось кровной мести которая могла привести к взаимному уничтожению враждующих тухумов. В советское время применялись различные меры для предотвращения кровной мести. Так сторона, отказывающаяся от примирения, могла быть привлечена к уголовной ответственности путем лишения свободы на срок до двух лет и проведением воспитательных мер. Примерный обряд примирения кровников заключался в следующем. Родственники убитого собирались все вместе в назначенный день. Старики, кадий приводили убийцу и ставили его вдали от родственников убитого, так, чтобы можно лишь рассмотреть его лицо. Кадий становился посередине и молился о примирении враждующих, оканчивая молитву чтением фатихи, которую повторяли за ним и примиряющиеся. По окончании молитвы, кадий вытирал лицо руками в знак благодарности богу за ниспосланный мир. После этого прощения все родственники убитого приглашались на угощение. Как только подходили к дверям дома, где предполагалось угощение, убийца с обнаженною головою падал на землю и не вставал до тех пор, пока ближайший родственник не скажет ему: «встань, мы простили тебя». Присутствующие должны были поднять его. Во время угощения прощенный канлы стоял без папахи и пил из одной чашки с родственниками убитого. По окончании угощения, родственники убитого возвращались домой. У ворот стояла заранее приготовленная лошадь, оседланная и обвешанная оружием. Ближайший родственник убитого брал лошадь и раздавал оружие остальным своим родственникам. Женщины семейства убитого получали в подарок отрез шелкового материала на платье1.

В наше время от былого обычая кровомщения мало что осталось, но все таки время от времени где-то он дает о себе знать. Если бы нам удалось полностью изжить этот дикий обычай, это было бы большим народным счастьем.

Кровная месть в Чечне выполнялась следующим образом: При убийстве кого-либо из членов родовой общины сразу же собирался совет старейшин погибшего, в этот совет входили и близкие родственники убитого. После выяснения обстоятельств и причин убийства старейшины принимали решение об отмщении за пострадавшего.

Род преступника так же собирал свой совет старейшин, который искал пути примирения с родом убитого. Очень часто обе стороны не находили компромисса. Поэтому их старались мерить нейтральные семьи, которые не имели отношения к враждующим. Они собирали совет всего племени и предлагали условия для примирения.

Итак кровная месть – является видом мести, возникающий на почве личных отношений. Кровная месть в Дагестане была очень широко распространена, кровная месть при убийстве выступает как обычай, пережиток прошлого, в силу которого родственники убитого или лицо, считающее себя обиженным, обязаны или "вправе" лишить жизни обидчика. Она представляется им как справедливое возмездие за причиненное зло. В силу того что кровная месть была очень распространена и ее наступление не зависело от тяжести преступления, т.е. поводом для кровной мести могло послужить самое малое воровство, как например воровство курицы. Кровная месть уносила в могилу массу людей. Это были ничем неоправданные жертвы. Нередко кровная месть тянулась годами и это приводило к истреблению целых фамилий и тейпов. Шамиль не стремился полностью покончить с кровной местью, он лишь предпринял некоторые меры по ее ограничению, поскольку это сказывалось на ходе военных действий. Конечно,кровная месть в наше время не так актуальна, как это было раньше в Дагестане, но и сейчас это явление иногда присутствует и в наше время.

На вопрос: «Что такое кровная месть?» современный россиянин ответит примерно так:«Кровная месть (вендетта, от итал. vendetta - мщение) это обычай, сложившийся при

родовом строе как универсальное средство защиты рода. Состоит в обязанности

родственников убитого отомстить убийце или его родным. Существует среди некоторых

народов Северного Кавказа. Мотив кровной мести является одним из отягчающих

обстоятельств убийства в некоторых республиках и даже в России». Но даже это

обстоятельство искоренило ли этот обычай у народов Северного Кавказа, в частности у

народов Дагестана? Современная практика показывает, что нет. Отношение к обычаю кровной мести двоякое. Почему? Во времена царской власти в

Дагестане на почве кровной мести или по другим причинам, коренящимся в

пережитках родового быта, погибало в среднем 600 человек в год. В настоящее время

также имеют место преступления, совершенные на почве кровной мести. Из 170

убийств, зарегистрированных Прокуратурой РД в 2007 году (42 составляют покушения

на убийство, 7 – без вести пропавшие) на почве кровной мести совершено 4преступления. Следует учесть, что при расследовании дел подобного рода следователине всегда могут установить действительный мотив преступления. Поэтому реальныйуровень преступности на почве кровной мести по оценкам специалистов являетсяболее высоким, чем представляет официальная статистика . Таким образом, сегодняобычай кровной мести перестал быть если не социально одобряемой, то, во всяком

случае, законной формой восстановления социальной справедливости. Если взглянуть в

отчеты МВД Дагестана, то можно увидеть, что в середине 2000-х годов около 15% всех

убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью. Думается,что одних этих цифр достаточно для того, чтоб понять, насколько актуален этот вопрос наКавказе. В то же время, правоохранительные органы Дагестана подчеркивают, что именноинститут кровной мести блокирует разгул преступности в горных районах. Кстати, надоотметить, что обычай кровной мести больше распространен именно там.

С одной стороны, обычай кровной мести оказывается сдерживающим фактором напути тех, кто намерен совершить убийство. Человек понимает, что, если он убьет кого-то

(или сделает что-то плохое), то родственники убитого будут преследовать его до тех пор,пока не прольется кровь убийцы. Поверьте, это действует на людей намного лучше, чемзаконное лишение свободы. То есть главный постулат обычая кровной мести: отомстить заубитого – обязанность каждого мужчины рода. В некоторых горных аулах Дагестана до сихпор на кладбищах есть специальное место, где хоронят тех, кто умер, не исполнив «кровногодолга» или не примерившись с врагами. Но живя в современном обществе, где даже насмертную казнь введен мораторий, мы не можем позволить кому-то (пусть даже и оченьобиженному человеку) вершить самосуд.

Сам по себе институт кровной мести – канлы (канлыят) – универсальный,

межотраслевой институт обычного права как один из исходных в его системе играл важнуюроль в жизни общества. Основывался он на принципе талиона. Канлыят – «кровная местьубийце или его родственникам, роду со стороны родственников; сородичей убитого». Это –древнейший обычай, отдельные случаи следования которому можно встретить и в наши дни.Кровная месть, одна из характерных черт семейного и общественного быта, отражаетуровень социально-экономической жизни народа, вскрывает особенности сословно-классовых отношений, специфику хозяйственного быта и правовых норм, характеризуетэтику и мораль общества на определенном этапе исторического развития. Местное обычноеправо узаконивало и регулировало один из основных видов насилия в горском обществе -кровную месть. Что представлял собой этот институт?Ни у кого из современных кавказоведов не вызывает сомнения, что кровная месть(авар, бидул къисас, от араб, шариатского термина кисас, в лакском языке несколько

наименований: «оьттул кьисас», «оьттул интикам», «бадал») была издавна широко

распространена не только у аварцев, но и во всех районах Северного Кавказа. А.В. Комаровотмечает: «Общее для всех адатов в Дагестане: везде убийство наказывается кровомщениеми примирением на известных условиях». На это же указывают Ф.И. Леонтович, Н. Рейнеке идр.Поводом для кровной мести было убийство, ранение, похищение девушки, захват

земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д. В

Дагестане, по сведениям А.В. Комарова, адаты в конце XIX - начале XX вв. позволялиубить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойманного на месте преступления вора, похитителя женщины.

Обычай возник как мера обороны.

Члены рода должны были оказывать друг другу помощь и поддержку. Обида члену

рода была равносильна обиде, нанесенной всему коллективу. Каждый полагался на свой род

как на силу, способную защитить его от любых врагов. «Отсюда, из кровных уз рода,

возникла обязанность кровной мести», - указывал Ф. Энгельс. Кровная месть -

характерная норма обычного права сельской общины - корнями своими восходит к

родовому быту. Но сельская община - это общность людей на соседских началах, а обычайкровной мести отражал отношения между кровнородственными, а не территориальнымигруппами. В основе кровной мести лежал принцип нанесения равного ущерба, возмездия запотерю производящей единицы, за ослабление коллектива. С ростом дифференциацииобщества кровная месть стала инструментом социального гнета и выражением сословногонеравенства. Однако нельзя не учитывать значения обычая и как средства демонстрациисилы и мощи рода, что является, по мнению A.М. Ладыженского, краеугольным камнемобычая. Дифференциация общества, усиление одних родов за счет слабости другихспособствовали дальнейшему развитию обычая. Дифференциация, антагонистическийхарактер сложившихся общественных отношений, развитие частной собственности наорудия и средства производства обусловили превращение родового обычая в правовуюнорму. «Месть из нормы бытовой с появлением частной собственности на скот, землю ирабов становится правовым обычаем и в качестве такового пережиточно сохраняется уразличных народов в течение весьма длительного исторического периода».

Убийство вызывало немедленное мщение со стороны родственников убитого. Кроме

того, преследовался как кровник человек, нанесший рану, оскорбивший словом или делом,затронувший честь матери, сестры, дочери, жены. «Однако на практике, в повседневномбыту рамки действия кровной мести по существу были безграничны. Малейшее оскорблениевлекло за собой убийство, а последнее - месть», - пишет B.П. Егорова о дагестанцах. Этоже в полной мере относится и к лакцам. За оскорбление словом или действием женщинывиновный преследовался и родственниками отца, и родственниками мужа. Поводом длямести могло послужить и оскорбление гостя. Способствовало сохранению кровной мести ибытование обычая похищения женщин. Родственники женщины и ее мужа преследовалипохитителя, и хотя адат лакцев допускал в таких случая примирение на известныхусловиях, тем не менее, дело часто заканчивалось убийством обидчика. Акт этот вел за собойместь со стороны родственников убитого, и таким образом, кровная вражда могла затянутьсяна долгие годы. С. Габиев считает даже, что похищение женщин и последующая кровнаявражда являлись главным тормозом роста населения Лакии. Однако в условиях господстваэндогамии похищения женщин и девушек совершались не столь часто и носилиэпизодический характер. Убийством наказывалось нередко оскорбление девушки действием,известным у лакцев под термином «бугьан». Мужчина при свидетелях или целовал девушку,или притрагивался к ней рукой. После этого либо мужчина, добившись примирения с

родственниками девушки, женился на ней, либо, желая оскорбить ее родственников,

отказывался от женитьбы и подвергался их преследованию как кровник, либо, не получив

разрешения жениться на девушке, опять-таки преследовался ее родственниками. К

оскорбленной таким образом и не вышедшей замуж за оскорбителя девушке никто уже не

решался посвататься, и она до конца своих дней ходила с клеймом «опозоренной».

Последний из перечисленных вариантов у лакцев был наиболее редким. Некоторые

исследователи полагают, что мужчина подвергался преследованию даже в том случае, если

его прикосновение к девушке было не злонамеренным, нечаянным.

Возможность возникновения кровной мести из-за «ничтожно малого повода» делала ее

особенно опасным явлением для общества.

Преследованию как кровник подвергался только совершеннолетний мужчина или его

совершеннолетние родственники. Позор и общественное осуждение на голову того, кто в

порыве мести убивал немощного старика или подростка. Не подлежали мщению также

больные и умалишенные. Адат допускал осуществление акта мщения в любой обстановке,

при любых ситуациях. Однако в отдельных случаях кровомщение считалось недостойным, унизительным для мужчины: убийство безоружного, удар или выстрел в спину, убийство

молящегося, спящего, страдающего временным недугом до его выздоровления. По нашим

сведениям, если у убийцы случалось горе, несчастье - умирал близкий, сгорал дом и др.,

мщение на время откладывалось.

Как уже указывалось, кровная месть на женщин не распространялась, мстителем

женщина не выступала. Но были и такие села, в которых, в случае отсутствия

совершеннолетних мужчин, мстили женщины (село Ругуджа Гунибского района). Однако от

нее многое зависело, так как, содействуя в одних случаях примирению с кровником и

разжигая ненависть к врагу в других, она влияла па поступки своего отца, брата, сына, мужа.

Учитывая это, царская администрация пресекала возможность подстрекательства («гьутI

бан») к мщению. Так, в 1869 г. окружной суд постановил выселить из с. Кая

Аштикулинского наибства женщину, подстрекавшую сына к мщению.

К кровной мести между тухумами и даже целыми селениями могли привести

малоземелья Нагорном Дагестане. Наиболее частным случаем таких столкновений были

споры о праве пользования пастбищными участками и водой. Они нередко приводили к

ссорам и дракам, в свою очередь кончавшимся ранениями и убийствами, за которые адат

устанавливал кровоотмщение. Появление кровной мести между тухумами часто были

связаны с умышленным убийством или ранением, а также оскорблением словом или

действием. Оскорблением, которое можно было смыть только кровью обидчика, считались

также кража с целью оскорбления или нанесение увечья лошади или собаке истца.

Всякая личная обида, хотя бы она была вызвана необходимостью самозащиты,

неосторожностью или случаем, причинена была сумасшедшим, даже животным, имела

своим последствием кровную месть, причем уклониться от мщения, допустить обидчика к

выкупу грозящего возмездия – считалось позором. Таково было положение уголовного права кавказских горцев в древний период.

Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный

платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и все это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом честидля всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась - в случаенепримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.

В многочисленных трудах, исследованиях дореволюционных и советских историков

обычай кровной мести нашел свое отражение. Между тем, в нашем распоряжении имеютсялишь единичные описания случаев кровоотмщения в Нагорном Дагестане в дореформенную

эпоху. Причем, это весьма нетипичные примеры, при которых столкновения между

тухумами или джамаатами спорадически продолжались в течение нескольких поколений и

периодически вспыхивали со второй половины XIX по XX в. Например, в даргинском с.

Кадар Нагорного Дагестана два тухума враждовали около 200 лет, с XVII до 60-х годов XIX

в. А как известно из практики прошлого столетия, обычно кровная месть не затягивалась так

Путешествовавший по Северному Кавказу в1781-1783гг. квартирмейстер на русской

службе Штедер писал о кровной мести у осетин: «Кровавая месть и самовольные действия

были обязательны среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта

обязанность не была выполнена. Мщение, грабеж и убийство считались добродетелью,

вследствие чего погибать считалось славным».

Обычай кровомщения универсален для обществ, находящихся на стадии родового

строя или сохранения его остаточных явлений, о чем писал крупный этнограф-кавказовед

М.О. Косвен: «Забота о самосохранении заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы

обиженным был лишь один из членов рода. Месть становится долгом, делом чести,

священной обязанностью». Существование этого обычая на Кавказе, хотя и в

видоизмененных формах, говорит об архаичности и стойкости традиционной общественной

жизни у некоторых горских народов Северного Кавказа. Гидатлинские адаты XV-XVII вв. и

большинство других записей адата, сделанных в позднесредневековом Дагестане,

устанавливают в возмещение за убийство и ранение или смертельное оскорбление

(изнасилование жены, прелюбодеяние) не талион, а цену крови (дият). Сохранилось немало

договоров между разными общинами об унификации этого штрафа.

При самостоятельности родовых союзов (см. Тохум) и отсутствии государственной

власти, споры по поводу обид, нанесенных членами одного рода члену другого, не могли

иметь других последствий, кроме самосуда родов. Этот самосуд принимал двойную форму,

смотря по характеру самой обиды. Обиды имущественные, к числу которых горцы относят

не только случаи неисполнения принятых обязательств , но и преступления против

собственности (воровство), дают повод к имущественному самоуправству.

Сам обиженный или любой из членов его рода имеет право обратиться к

насильственному захвату имущества обидчика или кого-либо из членов его рода. Такое

допускаемое адатом самоуправство известно на западном Кавказе под именем "баранты", а

на восточном - "ишкиля".

Под обидами личными горцы понимают такие преступные действия, в которых

обиженным, по их воззрениям, является не частное лицо, но весь его род (убийство, увечье, поранение, оскорбление семейной нравственности). Такие обиды влекут за собою

кровомщение. Последнее составляло обязанность не одних ближайших родственников-

наследников, но и каждого, кто входит в состав одной с ними родовой группы. Род мстил

роду, аул – аулу.

Позднее, под влиянием различных культурных влияний и, главным образом, шapиaтa, а

также по причине всеми сознаваемой необходимости положить предел неограниченности

кровомщения, грозившей истреблением враждующих родов, горцы отступили от

вышеизложенного взгляда на кровную месть. Вместо неограниченного самосуда родов

начинает пробиваться начало личной ответственности. Район действия кровной мести,

простиравшийся на весь род, начинает ограничиваться ближайшими родственниками

преступника и его жертвы. Только последние считаются канлы, т. е. подлежащими мести, все

же прочее родичи отвечают только имуществом. Вместо неограниченности мести в адат

начинает проникать учение о равенстве возмездия и о том, что преступность лежит не

столько в материальном вреде, причиненном частному лицу, семье или роду тем или другим

действием, сколько в злой воле виновника.

С проникновением в адат понятия умысла прежняя всеобщность кровомщения должна

была ограничиться случаями умышленных убийств, увечий и поранений.

Вместе с тем устанавливается воззрение, что убийство и ранения при необходимой

обороне, убийство вора или грабителя в момент совершения им преступного действия,

убийство застигнутого на месте прелюбодея не дают повода к возмездию; что в применении

кровомщения к обидам должна быть установлена известная градация; что размер возмездия

измеряется тяжестью обиды и что неосторожные и случайные действия, как бы значителен

ни был причиненный ими вред, подлежат возмездию в меньшей степени, чем

предумышленные, а убийства, поранения и увечья, нанесенные животными или

неодушевленными предметами, при отсутствии вины со стороны их хозяина, и вовсе

ненаказуемы.

С воспринятием адатом вышеупомянутых начал, народное воззрение на бесчестье,

постигающее того, кто не смыл обиды кровью, заменяется более человечным учением о

чести, ожидающей того, кто простит кровника под условием выкупа и тем более – помимо

него. Вместе с этим вырабатываются адатом различные способы достигнуть примирения с

родом обиженного.

У разных народов Кавказа уголовное право находится на различных ступенях развития.

В Аварском округе Дагестанской области адат, допуская еще "поток и разграбление",

различает неосторожное и случайное убийство от умышленного и требует кровной мести на

началах талиона только для последнего. Наиболее близко к древним воззрениям стоитуголовное право в обществах Гунибского, Даргинского, Андийского округов Дагестанской

области. Здесь нет различия между умышленным и неумышленным убийством; всякая

личная обида вызывает неограниченное кровомщение, разорение всего имущества

виновного, его семейства и его рода и изгнание из аула не только убийцы, но и всего его

семейства.

В большинстве районов Нагорного Дагестана с сильной независимой общиной

последняя устанавливала систему композиций за кровную месть, которая здесь охраняла в

основном права свободных общинников (узденей). Чтобы предотвратить взаимное

истребление целых тухумов, было принято высылать убийцу (а в некоторых районах и его

ближайших родственников) далеко за пределы владений общины. Несколько десятков

селений Дагестана основаны тухумами кровников, бежавшими от кровоотмщения. В Анди

можно найти фамилии выходцев из Цудахарского и Акушинского «вольных обществ», а в

Гидатле. Акуше, Цудахаре - андийские фамилии и т.д.

В Гидатле для примирения враждующих фамилий собирались старики всех 6 селений,

составлявших Гидатлинское «вольное общество», и устраивали примирение. Положение

кровника и простого путешественника среди горцев регулировалось обычаем

гостеприимства, распространенным практически у всех мусульманских и христианских

народов региона.

Естественная смерть убийцы или его арест административными властями не

прекращали месть.

В первом случае мстили ближайшему родственнику виновного (отцу, брату, сыну, дяде

и т. д.), а во втором кровник преследовался после отбытия административного наказания .

Случалось, что две семьи имели одного кровника. Убийство последнего считалось

осуществлением мести обеих групп родственников, если они до этого при свидетелях

заключали соглашение по принципу «наш враг - ваш враг». Без этого убийство кровника

одной из сторон не давало удовлетворения другой. После подобного соглашения и

осуществления акта отношения становились близкими и дружественными, и такая дружба

считалась почетной.

В Нагорном Дагестане похожие отношения иногда устанавливались между ханствами и

«вольными обществами». Недаром в Ботлихском, Годоберинском, Чамалинском и ряде

других андийских языков слово «аварцы» (подданные Аварского ханства) стало синонимом

«гостя, кунака».

Церемония примирения состояла в следующем. Члены враждующих фамилий

становились в два ряда, на некотором расстоянии друг против друга. Между ними стояли

почетные старики нейтральных фамилий. Один из самых уважаемых стариков читалмолитву, затем произносил речь, заклиная навсегда прекратить вражду. После этого мир

объявлялся восстановленным, и устраивалось угощение. Расходы на угощение в некоторых

общинах брали на себя нейтральные фамилии, организовавшие примирение. Примирение

иногда сопровождалось уплатой виновной стороной пострадавшей семье некоторой

компенсации; но это делалось негласно, чтобы не сказали, что пострадавшие помирились из

корыстных побуждений, подкупленные деньгами или имуществом. После примирения

кровники назывались «братья крови» (авар, бидул вац1ал).

Как видно значительное число конфликтов в традиционных горских обществах были

обусловлены стереотипом поведения и ментальными особенностями горцев, на почве

которых имело место кровная месть. Горцы дорожили честью, достоинством и репутацией,

как своими, так и тухума, наряду с жизнью, посягательство на которую было сопряжено с

конфликтами. В этой связи оружие для горцев являлось фактором конфликтного потенциала,

наличие которого в большом количестве держало все общество в психологическом

напряжении.

Частыми в горах были случаи, когда объектом конфликтного потенциала являлась

женщина, ущемление чести которой задевало каждого члена тухума и возбуждала тухумную

солидарность. С учетом этого шариат и адат строго регламентировали общественные

взаимоотношения, связанные с женщинами, в том числе и бракоразводные процессы.

Ментальность горцев, основанная на строгой нравственности, предусматривала моральную

чистоту тухума и джамаата посредством остракизма аморального представителя или его

физического устранения.

В регламентации общественных отношений, в том числе в целях профилактики

конфликтов, значительную роль играли этика и культура поведения в обществе, основанная

на морально-нравственных предписаниях, которые способствовали обеспечению

динамической стабильности в джамаатах. Наряду с моральными предписаниями адат и

шариат коррелировали в регламентации общественных отношений и разрешении

социальных конфликтов. При этом проблемы самоуправления в джамаатах и регламентация

общественной жизни в общине являлись прерогативой норм обычного права – адатов.

Острые социальные конфликты на почве убийств и поранений в традиционных горских

обществах носили распространенный характер, а их наличие предусматривало эффективные

формы и методы их профилактики и разрешения. Наиболее совершенной с точки зрения

социальной адекватности и эффективной с точки зрения соответствия ментальности горцев

формой разрешения острых социальных конфликтов был маслаат. Являясь самобытной

формой разрешения конфликтов у народов Дагестана, маслаат трансформировался вместе с

общественными отношениями и приобрел свой завершенный вид к середине XIX в., послечего под влиянием российских порядков и законов актуальность маслаатной формы

Кровная месть - является видом мести, возникающий на почве личных отношений. Кровная месть при убийстве выступает как обычай, пережиток прошлого, в силу которого родственники убитого или лицо, считающее себя обиженным, обязаны или "вправе" лишить жизни обидчика. Она представляется им как справедливое возмездие за причиненное зло.

Кровная месть в Дагестане во 2-й половине ХIХ - начале ХХ вв. не имела ничего общего с кровной родовой местью, которая применялась при нанесении ущерба одному коллективу родственников. Она, как отмечают очевидцы, была широко распространена в те времена, но характер ее совершенно изменился.

У кумыков адат кровной мести назывался "душман къавлав" (преследование врага), "къангъа къан" (кровь за кровь). Тухумная (родовая) солидарность выражалась вообще в защите всеми членами рода общих интересов против посягательства извне. Средством самообороны рода была кровная месть. "Кровная вражда некоторых семейств, - писал А.В. Комаров, - переходила из рода в род; иногда кровомщение завязывалось между селениями и длилось целые столетия. Жители некоторых селений, опасаясь от кровомщения, переходили на другие места и основали новые селения в чужих обществах". "Несмотря на судебную кару, - отмечал П.Ф. Свидерский о южных кумыках, - родственники убитого считают своим священным долгом пролить кровь убийцы или его родных, происходит новое убийство или ранение, влекущее с обратной стороны снова кровную месть, говорят, иные семьи враждуют таким образом целыми поколениями". Отсутствие единой государственной власти , феодальная раздробленность, способствовали сохранению этого пережитка родового строя при сравнительно развитой форме феодальных отношений. После присоединения Дагестана к России царская администрация проводила в Дагестане некоторые мероприятия с целью ограничения кровной мести. Однако царская администрация не могла вести действенную борьбу с этим вредным пережитком.

"Кровный враг - один" (душман бир болур), - утверждали кумыки. Однако ряд обычаев глубокой старины указывает, что в более ранний период нападение одного тухума на другой с целью кровной мести совершалось всеми родственниками убитого, и месть могла быть направлена на любого из членов рода убийцы. "Среди врагов не бывает пестрого, черного" (душманны аласы, къарасы болмас) - гласила старинная пословица. Самого убийцу называли "баш душман" (главный враг). Сохранявшийся культ предков требовал пролития крови за кровь (обязательной кровной мести). Принцип "кровь за кровь" приводил иногда к полному уничтожению одного из враждовавших тухумов. По адатам кумыков, в XIX веке обязанность кровомщения лежала только на ближайшем родственнике. Все же продолжал сохраняться и прежний обычай, по которому после совершенного убийства как сам убийца - "къанлы", так и все его ближайшие родственники должны были немедленно покинуть свои дома и укрываться в течение 30-40 дней у князя или другого влиятельного лица, дома которых были гарантированы от вторжения мстителей и охранялись всем джамаатом. Такое укрытие называлось "къамав".

Началом примирения считалось согласие родственников убитого принять "алым" (выкуп). Алым в 60-х годах XIX века в среднем по адату равнялся 60 рублям. Однако величина его была различна в отдельных обществах и зависела от числа родственников убийцы.

Это считалось выкупом со стороны тухума, а не самого убийцы. Сам же убийца, как будет отмечено ниже, должен был внести особый взнос.

По обычаю "къанлы", убийца должен был тайком покинуть селение на определенный срок (3-5, а иногда и 8- 0 лет). Продолжительность срока часто зависела от социального положения убийцы, его влияния на общественные дела или от влияния тухума убитого и т. д. Что касается его родственников, то они по истечении 30-40 дней после совершения преступления должны были просить общество организовать предварительное примирение с родом убитого. Без совершения этого акта никто из родственников убийцы не имел права находиться в своем доме, показываться ни днем, ни ночью на улице во избежание преследования - "душман къавлав". Для ведения переговоров о примирении общество выделяло депутацию из влиятельных лиц (кадия, муллы, первостепенных узденей, в отдельных случаях князей). После получения в результате неоднократных визитов разрешения на примирение от старейших членов пострадавшей стороны (тамазалар, къартлар, акъсакъаллар) совершался обряд "бет гермек" (лицезрение), который можно считать началом прекращения вражды между двумя родами. Оба враждующих тухума выходили на плошадь. Тухум убийцы под большой охраной должен был стоять на определенном расстоянии от родни убитого. Между ними размещались собравшиеся со всего селения почетные люди во главе с кадием. Присутствие на площади двух враждебных тухумов означало прекращение "погони за врагом". Обряд примирения заканчивался чтением кадием молитвы - первой суры Корана ("Альхам"). Повторив за кадием текст "Фатиха", обе стороны расходились по домам.

После этого род убитого переставал преследовать род убийцы, но продолжал искать самого убийцу. Несмотря на совершение обряда примирения, оба тухума до полного примирения не общались между собой. Сторона убийцы обязана была уступать дорогу, не причинять им никаких обид. В случае нарушения этих правил, потерпевшая сторона могла убить первого попавшегося представителя тухума убийцы. Как мы уже отмечали выше, сам убийца должен был выйти в "къанлы" в какое-нибудь дальнее общество. Убийца всегда находился под страхом возмездия, не мог свободно выходить на улицу, так как опасался тайной слежки потерпевшей стороны. В течение всего периода "къанлы" он не имел права, носить нарядную одежду и т.д.

По истечении установленного срока изгнания (5-10 лет) его тухум ходатайствовал перед родом убитого о разрешении ему вернуться домой. Джамаат снова добивался организации примирения, на этот раз окончательного. Просьба о примирении обычно приурочивалась к какому-нибудь религиозному празднику, посту, когда верующие легче соглашались простить нанесенные обиды, считая это богоугодным делом. В отдельных случаях, чтобы получить согласие на примирение, возбуждалось не одно ходатайство и направлялась не одна депутация в дом убитого.

Обряд примирения у кумыков различных обществ различался в деталях. Каждое общество или район имели локальные особенности. Однако предписание роду убийцы идти в дом убитого с повинной и просить прощения был единым для всех обществ. Кумыки этот обычай примирения соблюдали со всей строгостью. Чем торжественнее организовывался обряд примирения с родом убитого, чем больше в нем участвовало людей, тем мягче оказывался прием кровников пострадавшим тухумом.

Чтобы придать как можно больше торжественности акту примирения, процессия направлялась по самой многолюдной центральной улице. Впереди шли почетные представители общества, за ними убийца и весь его тухум. охраняемый со всех сторон народом. Рядом вели оседланную лошадь, на которой лежали ружье и панцирь (в прежние времена), корову или быка, несли сахар, два метра шелковой материи, саван. Все это было компенсацией расходов на похороны убитого. Кроме того, убийца должен был от себя внести 100 руб. выкупа и, если позволяло состояние, сделать подарок матери и сестре убитого в виде материи на платья. Как убийца, так и весь его род должны были идти босиком, обнажив руки до локтей и ноги до колен, без головного убора и, приближаясь к дому покойника, ползти на четвереньках. Среди родственников убийца выделялся отросшими волосами, одичавшим видом.

Акт примирения начинал сам убийца, который, подползая к матери убитого на четвереньках, с поникшей головой, просил о пощаде, выражал свою глубокую скорбь, а также готовность нести любое наказание, для чего и подставлял шею. Обращение убийцы именно к женщине-матери указывает на древность этого обычая, на былую первостепенную роль женщины. По преданиям кумыков, только мать могла отрезать прядь волос с головы убийцы, что означало предоставление кровнику права снять траур. Последний обряд впоследствии (в XIX в.) стал исполнять брат, отец или другой родственник. Получив от матери ответ - "прощаю", "да простит бог", убийца также подходил к каждому из родственников, соблюдая степень родства. То же самое повторяли все его родственники. После этого начиналось общее оплакивание умершего, особенно на женской половине.

Касаясь этого обряда у кумыков Терско-Сулакского междуречья, Н. Семенов писал: "В ритуал этого обряда, между прочим, входит довольно щекотливая для самолюбия участвующих в ней церемония шествия депутации от ворот дома родственников убитого с непокрытою головою, а потом стояние с непокрытою головою, у порога дома, до тех пор, пока оскорбленные убийством не объявят своего согласия или несогласия на примирение".

В день примирения, судя по данным наших старейших информаторов, никаких угощений не подавалось. На следующий день весь тухум покойного и все, кто участвовал в организации примирения, шли в дом убийцы, который обязан был подать богатое угощение и стоя обслуживать всех гостей. На таком приеме употреблялись и спиртные напитки. После организации общего примирения между двумя тухумами устанавливались самые близкие отношения, иногда даже более сердечные, чем кровнородственные. С этого времени представители двух тухумов называли друг друга "къан къардашлар" (кровные братья). Дружественные связи после примирения нередко закреплялись выдачей замуж девушки в пострадавший род.

Авторитет, честь своего тухума должны были постоянно поддерживать все члены тухума. Когда воспитательные меры воздействия не приводили к желаемым результатам, нарушителей норм поведения изгоняли из рода. Еще в XIX в. наблюдались факты удаления из тухума за неоднократно совершенные тяжелые преступления. Могли быть изгнаны как мужчины, так и женщины.

Возникает вопрос: допустим, наши предки создали более эффективную систему наказания за серьезные преступления, чем ныне действующая - но возможно ли ее использование в современном правотворчестве РФ и РД?

Очевидно, что было бы неправильным и невозможным с завтрашнего дня возродить кровную месть в ее первозданном виде. Однако некоторые ее стороны - общественный контроль за случаями убийства, особые права родственников убитого, возможные формы солидарной ответственности близких к убийстве людей, компенсации и расходы за счет убийцы и тех его близких, которые пользовались полученными от него благами : наконец, влияние на исполнение приговора - все это заслуживает внимание законодателей уже сегодня.

Список литературы

1. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале XIX века. М.,

2. Бекишиева С.Р. К вопросу об источниках (формах) обычного права народов Дагестана

// Россия и Кавказ: история и современность: Материалы Международной научной

конференции. Махачкала: Издательство «Наука ДНЦ», 2010. С. 361-366.

3. Бекишиева С.Р. Проблемы применения примирительных процедур на Северном

Кавказе в современный период//http://www.rusnauka.com.

4. Бобровников В.О. Мусульмане Северо-Восточного Кавказа: Обычай, право, насилие.

5. Гидулянов Л. Адаты народов Кавказа. Обычное право народов Северного Кавказа,

армян и тюрков. Аталычество.http://ru.wikipedia.org.

6. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе, М., 1890.

7. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон, М., 1886.

8. Комаров А.В., Адаты и судопроизводство по ним; М. Ковалевский, Дагестанская

народная правда. Этнограф. Обозр, № 1, 1890 г.

9. Леонтович Ф. И., Адаты кавказских горцев. Различные адаты горцев напечатаны

главным образом в «Сборнике сведений о кавказских горцах» (т. I - Х, Тифл., 1868-81).

10. Лугуев С.А. О кровной мести у лакцев во второй половине XIX-нач. XX вв. В сб.

Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Дагестанский этнографический сборник.

Махачкала 1980. С.89-107.

11. Магомедова З.А. Сведения исторического характера в письмах наибов Дагестана

(середина XIX в.)// Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2013. № 4 (36).

12. Мусаева А.Г. Некоторые сведения о союзе вольных общин нагорного Дагестана –

Бакъльулал (Гумбете) в XIX – начале ХХ в. (историко-правовой аспект) // Современные

проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL:www.science-education.ru/120-15762.

13. Мусаева А.Г. Правовые и этическо-нравственные способы самоочищения в

дагестанском обществе.// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.

2014. № 12-2. С. 75-77. 14. Мусаева А.Г. Характерные черты адатного права у горцев Дагестана//Гуманитарные,

социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10-1. С. 243-245.

15. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.

16. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура М., 1997.

Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке Казиев Шапи Магомедович

Кровная месть

Кровная месть

Кровной местью обычно наказывалось убийство, некоторые другие тяжкие преступления, а также изнасилование и прелюбодеяние с замужней женщиной (прелюбодеев сажали в яму, привязав руки к ногам, после чего мужчины побивали камнями мужчин, женщины - женщин).

Выход в канлы сопровождался определенным взысканием деньгами или имуществом (алым, дият) в пользу обиженного или его наследников. Наказание это усиливалось тем, что в некоторых случаях вместе с виновным изгонялось несколько его ближайших родственников или все семейство, живущее в одном с ним доме, а порой разрушался и сам дом.

Общины горцев старались регулировать наиболее архаичные правовые нормы. Особенно это касалось кровной мести, могущей привести к взаимному уничтожению враждующих тухумов.

У чеченцев, как пишет 3. Шахбиев: «…При убийстве кого-либо из членов тайповой общины сразу же собирался совет старейшин тайпа погибшего, в котором принимали участие и близкие родственники пострадавшего. После установления подробных обстоятельств и причин убийства совет старейшин принимал решение об отмщении за убитого. Тайп преступника также собирал свой совет старейшин, который искал пути для срочного примирения с тайном убитого. В таких случаях противоположные стороны очень часто не уступали друг другу. И поэтому для их примирения вмешивались представители нейтральных тайпов, и тогда уже собирался совет племени, который и вырабатывал условия примирения».

В Дагестане и у других народов адаты запрещали убийство кровника в мечети, в присутствии суда, начальства и на общественной сходке. В Аварии и Ункратле с лиц, совершивших убийство по неосторожности (случайно), детей и сумасшедших брался штраф.

Нередко община давала шанс на спасение изгоняемому убийце. Свод решений Цекобского сельского общества Дагестана гласил: «Родственников убийцы из селения не изгоняют; наследники убитого не вправе убить кровника своего до тех пор, пока общество через своих исполнителей не доставит его до надежного места выселения». В противовес изгнанию «своего кровника» общество заботилось о невыдаче других кровников, ищущих у него покровительства. Вопрос этот считался делом чести. В рассматриваемый нами период канлы были рассеяны по всему Дагестану и надежно укрыты до примирения. Нередко они так и оставались на жительство в приютивших их селениях.

А. В. Комаров, обстоятельно изучивший адаты народов Дагестана, свидетельствует: «В народе считается добрым и богоугодным делом помогать убийце в примирении не только словами, но и делом. Часто, в случае несостоятельности канлы и его родственников, средства на расходы по примирению дают односельцы. Общее уважение и похвалу заслуживают родственники убитого, согласившись простить раскаявшегося неумышленного убийцу без всякого вознаграждения. Обряд примирения совершается различно. У кюринцев он состоит в следующем. Когда получится согласие родственников убитого на примирение и выкуп будет выдан им сполна, тогда на убийцу надевают саван и опоясывают его шашкой. В этом наряде старики и почетные люди ведут его в дом ближайшего родственника убитого в знак того, что он сам является с повинною головою, принося с собою оружие для отмщения за кровь убитого им и саван для погребения. На подходе к воротам дома убийцу останавливают, из дома выходит выбранный из числа родственников убитого, снимает с канлы шашку, саван и папаху и гладит его по голове. Мулла читает фатихе («Открывающая»- первая сура Корана - Авт.) и затем всякая вражда считается совершенно оконченною.

У кумыков родственники убитого собираются все вместе в назначенный день. Старики и кадий приводят убийцу и ставят его вдали от родственников убитого, так, чтобы только можно было рассмотреть его лицо. Кадий становится посредине и молится о примирении враждующих, оканчивая свою молитву чтением фатихе, которую повторяют за ним и примиряющиеся. По окончании молитвы кадий отирает лицо руками в знак благодарности Богу за ниспосланный мир. После этого прощенный приглашает всех родственников убитого на угощение; как только они подойдут к дверям дома, где делается угощение, он с обнаженною головою падает на землю и не встает до тех пор, пока ближайший родственник убитого не скажет ему: «Встань, мы прощаем тебя», и прочие присутствующие должны поднять его. Во время угощения прощенный канлы стоит без папахи и пьет из одной чашки с родственниками убитого.

По окончании угощения родственники убитого возвращаются домой. У ворот становится заранее приготовленная лошадь, оседланная и обвешанная оружием. Ближайший родственник убитого берет лошадь и раздает оружие остальным своим родственникам. Женщины семейства убитого получают в подарок шелковой материи на платье. Подобные обряды, с некоторыми изменениями, совершаются при примирении и в остальных частях Дагестана. Примирившийся убийца считается кровным братом (канкардаш), то есть заменяет собою убитого им в его семействе. Ему вменяется в обязанность как можно чаще посещать могилу убитого и вообще оказывать всевозможные услуги его родственникам…

С естественною смертию канлы прекращается кровомщение за сделанное им убийство. Взысканный с него алым или дият обращается в полную собственность родственников убитого, которые, кроме того, получают вознаграждение за позволение похоронить умершего на кладбище его селения…»

По словам А. В. Комарова, «везде убийство наказывается кровомщением или примирением на известных условиях; везде дозволяется безнаказанно убивать вора, пойманного на месте преступления, грабителя, ближайшую родственницу, замеченную в любовной связи; везде раненый лечится за счет ранившего, уличенный вор возвращает краденое и т. п.».

Отмечая преимущественно экономический, фискальный характер наказаний, налагавшихся горским судом на правонарушителей, А. В. Комаров писал: «К безусловной смертной казни по адату никто не присуждается; но есть случаи, в которых предоставляется право убивать виновного безнаказанно всякому, кто захочет и может это сделать. Так, например, в Цудахарском обществе виновный в воровстве из мечети, кроме уплаты в 12 раз более стоимости украденного, изгоняется из общества и считается канлы всех жителей того селения, где им сделано преступление».

В Гидатле за умышленный поджог моста виновный подвергается штрафу в 100 котлов, изгоняется из общества и считается кровным врагом всех и каждого, как убийца.

В магале Терекеме Кайтаго-Табасаранского округа, если женщина бежит от мужа и по получении развода не захочет выйти замуж за того, к которому бежала, считается канлы всему обществу.

У кумыков владения Тарковского и ханства Мехтулинского виновные в убийстве своего бывшего врага после примирения с ним, в разрытии могил и похищении саванов с покойников, - могут быть убиты каждым.

За разврат, отцеубийство и некоторые другие преступления, наносящие, по мнению народа, бесчестье для целого семейства, не только дозволяется, но как бы вменяется в обязанность самому ближайшему родственнику убить виновного без всякого суда или разбора дела…

Домашний арест употребляется лишь в виде предохранительной меры. Так, например, родственники убийцы не должны выходить из дома до известного срока, иначе могут быть ранены и даже убиты безнаказанно родственниками убитого. В тех селениях, где по адату убийце дозволяется оставаться в своем доме, он, до примирения с родственниками убитого, не выпускается из дома». Вполне обоснованным представляется вывод, сделанный историком права М. М. Ковалевским в его труде «Закон и обычай на Кавказе»: «Несмотря на пестроту племенного состава и разнообразие языков, жители Дагестана придерживаются более или менее одинаковых начал права».

В Осетии долгое время судопроизводство по адату вообще не осуществлялось. Были общины, где роды мирно уживались друг с другом в течение столетий. Но так было не везде. Составители «Сборника сведений о Кавказе» писали: «Во многих местах Осетии никогда не доходило до организации народных судов… Каждое, даже самое ничтожное, нарушение права могло довести до самоуправия и даже до самой кровавой мести, потому что обиженный оказывал сопротивление, и словесный спор обыкновенно переходил в ссору, которая оканчивалась убийством. Таким образом, очень часто из-за самых ничтожных пустяков доходило до ужасных кровопролитий, от которых погибали сотни людей. Так было в Осетии еще в начале нынешнего столетия, и мы могли бы даже привести примеры кровавых родовых споров из 20-х и 30-х годов…

Кровавая месть не только дозволена, но и даже вменяется в обязанность свободному человеку. Это считалось необходимою обязанностью при убийстве, все равно, с намерением или без намерения совершенном, ранении, тяжких оскорблениях и нарушении важных личных прав. В подобных случаях скоро мириться с противником, брать выкуп или удовлетворение считалось слабостью или малодушием».

Вражда между сильными родами порой тянулась десятки и сотни лет; захватывались и уничтожались целые аулы; людей убивали или продавали в рабство. Лишь в конце XVIII - начале XIX века общинному самоуправлению в Осетии удалось в какой-то мере взять под контроль кровавые распри. Авторы этнографического очерка об осетинах свидетельствуют: «Старикам, которые при вспышках споров принимали на себя роль посредников, удавалось часто, по крайней мере, в лучших аулах, водворить между враждебными сторонами примирение. Примирение это состояло вначале большею частью только в заключении перемирия. В подкрепление этого перемирия между обоими враждующими дворами или родами сторона преступника посылала противной стороне, как бы в знак особенного почета, в подарок быка, корову или известную сумму денег… По заключении перемирия враждующие стороны могли свободно ходить по аулу, но они не имели права говорить между собою до окончательного примирения. Только виновника не выпускали из дому, дабы не возбудить ярости мщения противной стороны.

Старики между тем всячески старались или заключить непосредственно прочный мир, или, по крайней мере, привести в исполнение выбор третейских судей. Большею частью прибегали к последнему… Дело передавалось в руки этих судей, и враждебные стороны торжественно давали обещание перед стариками подчиниться беспрекословно приговору судей.

Если ответчик не признавал за собою вины, то дело решалось присягою с присяжными. Если ответчик пропускал срок присяги, то тогда судейский приговор вступал в законную силу. В последнем случае дело de facto оканчивалось; в первом же случае род ответчика должен был удовлетворить противную сторону по приговору. Это удовлетворение состояло преимущественно в уплате признанного выкупа, который, смотря по роду преступления, был весьма различен.

Стоимость выкупа, определенного судьями при совещании, оставалась их тайной, то есть приговоренной стороне не объявляли размера выкупа. Уплата его распределялась судьями на сроки. Приговоренной стороне сообщали только: «Вы должны к такому-то и такому сроку дать истцу часть земли, которая бы равнялась стоимости стольких-то коров». По истечении этого срока и по уплате следуемого с приговоренных им снова и уже в последний раз объявлялось: «Дать медной и железной посуды по стоимости стольких-то коров» (наибольший выкуп за преднамеренное убийство по осетинскому обычному праву равняется 324 коровам или, по меньшей мере, 3240 рублям, - сумма, которую частное лицо не могло выплатить).

Если виновная сторона пропускала тот или другой срок оплаты, то с этим de jure являлась возможность тотчас же возобновить кровомщение. Если кровомщение снова начиналось, то в таком случае уже заплаченное тотчас же возвращали; но до этого доходило очень редко, потому что предпочитали лучше ждать и требовать судебным порядком.

По уплате всего выкупа приговоренных обыкновенно обязывали для закрепления мира задать обиженным торжественный пир к известному сроку, и для этого пиршества должно быть заколото столько-то баранов и сварено столько-то котлов пива или же водки. Такой пир сопровождался многими церемониями. Смысл этих церемоний очень прост: преступник просит у обиженного или у наследников его прощения, которое обыкновенно и получает. После этого начинается сильная попойка: едят, шумят, поют и по окончании всего расходятся совершенно удовлетворенные по домам, если только торжество обходилось без нового убийства… Прощенный убийца с этого времени считается «кровным братом», родственником убитого, он отправлялся нередко на могилы убитого и родственников его, приносил в честь их яства и делал возлияние. Так мирится осетин со своими кровными врагами!»

Тем не менее, феодальные распри в Осетии продолжались. С целью их прекращения и разбора взаимных претензий Кавказская администрация учредила в 1830 году во Владикавказе специальную комиссию, функции которой во многом совпадали с деятельностью Временного кабардинского суда в Нальчике.

В Абхазии, как писал фон дер Ховен: «За убийство зовут обыкновенно на суд, когда родственники убитого слабее и не в состоянии отомстить убийце, или когда кровомщение делается бесконечным. Судьи налагают на виновного пеню по званию убитого, что и служит главным различием состояний и точною оценкою силы и звания фамилий кровомстителей…»

Ф. Ф. Торнау, по поводу судебных дел о кровомщении у соседних с абхазами черкесских племен, пишет в «Воспоминаниях кавказского офицера»: «Канла переходит по наследству от отца к сыну и распространяется на всю родню убийцы и убитого. Самые дальние родственники убитого обязаны мстить за его кровь; даже сила и значение какого-нибудь рода много зависят от числа кровомстителей, которых он может выставить. Канла прекращается не иначе как по суду, с уплатою кровавой пени, когда враждующие стороны того пожелают. Они могут судиться духовным судом, по шариату или по адату, произносящему свои решения на основании обычая. По силе шариата все мусульмане равны перед Кораном, и кровь каждого из них, князя или простого землевладельца, ценится одинаково. Адат признает постепенное значение различных сословий, и жизнь князя стоит дороже жизни дворянина, имеющего, в свою очередь, преимущество над простым вольным человеком. По этой причине люди высшего звания предпочитают адат, а низшие стараются подвести дело под шариат.

Одно соглашение враждующих сторон передать дело канлы решению шариата или адата порождает столько споров и ссор, что горцы прибегают к суду только в крайнем случае, когда канла угрожает принять слишком большие размеры, или когда весь народ заставляет семейство кончить свою распрю этим способом».

Евреи-горцы тоже руководствовались адатами, в основе которых лежали общепринятые в горах обычаи и нормы поведения.

Этнограф И. Анисимов в своей книге «Кавказские евреи-горцы», вышедшей в 1888 году, пишет: «Каждая капля крови, по мнению еврея-горца, должна быть отомщена, и покойник до тех пор не успокоится, кровь его не перестанет кипеть и он не будет принят к престолу Всевышнего, пока не будет взята кровь за кровь. Долг мести переходит от одного близкого родственника к другому, и мстить могут родственники убитого не только убийце, но и всякому, попавшему им на пути из его родственников. В последнее время, однако, благодаря увеличению полицейского надзора в селах и городах, убийцы находят защиту и избегают мести, заплатив за кровь убитого назначенную «адатом» (обычным правом) сумму».

Из книги Тюремная энциклопедия автора Кучинский Александр Владимирович

Месть, дерзость, любовь Царская каторга побеги карала жестоко. Однако среди каторжан целыми десятилетиями воспитывалась странная вера в их безнаказанность. Многие считали побеги даже законными. Ни розги, ни новый срок не могли убить эту веру. Те, кто прошел отшлифованную

Из книги Веселые и грустные истории про Машу и Ваню автора Колесников Андрей

«Что такое месть?» Маша позвонила и закричала в трубку:– Папа, я заняла первое место! Папа, первое место! Я выиграла!Я онемел просто. Это была первая такая победа. Теперь я знаю, что не последняя.Утром все еще было очень плохо. Накануне случилась трагедия. Один мальчик, с

Из книги Миллениум, Стиг и я автора Габриэльссон Ева

Месть богов В книгах трилогии описывается, как Лисбет Саландер делает себе татуировки в память о том или ином зле, которое ей причиняли окружающие и за которое она желала отомстить. Эти татуировки глубоко врезались мне в память.Многие недели после смерти Стига я не

Из книги Эволюция войн автора Дэйви Морис

Глава 9 КРОВНАЯ МЕСТЬ Убийство члена группы всегда и везде, насколько нам известно, считалось преступлением, которое должно быть наказано. Запрет на убийство соплеменника был самым важным табу всех народов. Повеление «не убий» (соплеменника) было необходимым условием

Из книги Грязный футбол автора Дрейкопф Марсель

Месть чиновника Финал Кубка европейских чемпионов 1960 года, в котором «Реал Мадрид» одолел франкфуртский «Айнтрахт» со счетом 7:3, до сих пор считается лучшим финалом в истории европейского клубного футбола. Вся Европа, прильнув к экранам телеприемников, восхищалась тем,

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Месть по-турецки Небольшой швейцарский городок Бюрен, идиллическое местечко неподалеку от Берна, славится двумя вещами: во-первых, тем, что поэт Роберт Вальзер как-то выпил бокал вина в местной гостинице «Левен», а во-вторых, своими газонами и деревенским бюветом, которые

Из книги Ингуши автора Яковлев Николай Феофанович

Месть Монтесумы Английское пиво некоторые считают так себе, слабым напитком, но в стране-хозяйке чемпионата мира-1966 многие полагают, что их команде удалось бы сохранить титул в 1970 году в Мексике, если бы ее игроки утоляли жажду, как они привыкли, «Элем» или

Из книги Мстители гетто автора Смоляр Гирш

Кровная месть Кровной местью обычно наказывалось убийство, некоторые другие тяжкие преступления, а также изнасилование и прелюбодеяние с замужней женщиной (прелюбодеев сажали в яму, привязав руки к ногам, после чего мужчины побивали камнями мужчин, женщины -

Из книги Подлая «элита» России автора Мухин Юрий Игнатьевич

ГЛАВА III КРОВНАЯ МЕСТЬ И ИСТОРИЯ НАГОРНОЙ ИНГУШИИ (Убийства и месть, мстители и ответчики, «нападение на дом», пени за убийство, пени за ранения, суд посредников, присяги, соучастие в убийстве, право убежища, «охрана труда», пени за кражи, происхождение «хороших» и «плохих»

Из книги Пароль - Родина автора Самойлов Лев Самойлович

ГЛАВА IV КРОВНАЯ МЕСТЬ В ТЕПЕРЕШНЕЙ ИНГУШИИ (Кровная месть и начатки феодализма, кровная месть и разложение рода, ее экономическое и политическое значение; комиссия по примирению кровников 1920 года, обряд примирения, «воровские аддаты», кровная месть и международное

Из книги Путин автора Хатчинс Крис

ЧАСТЬ ВТОРАЯ МЕСТЬ I. ПРОЩАЛЬНОЕ ПИСЬМО - Погодите минутку!Медлить нельзя. Дороги каждая минута. Мы должны успеть попасть на площадь, где собираются рабочие колонны, покуда там еще людно. В толпе останутся незамеченными пятеро вооруженных, которые сейчас покинут гетто»

Из книги Энциклопедия русской жизни. Моя летопись: 1999-2007 автора Москвина Татьяна Владимировна

Месть за князя Вот и давайте рассмотрим события (в современном летоисчислении по Лихачеву), последовавшие за приездом Рюрика с варягами-русью на северо-западные окраины России.862 год – Рюрик принял княжение в Новгородской земле.864 год – княжеский престол в Киеве

Из книги За речкой шла война… автора Прокудин Николай Николаевич

ПАРТИЗАНСКАЯ МЕСТЬ Ноябрьские ветры продували лес. Водили хороводы желтые листья. Земля, запорошенная снегом и скованная легким морозцем, к середине дня подтаивала и гляделась в облачное небо небольшими темными лужами.Ранним ноябрьским утром вернулся из Москвы,

Из книги автора

Глава 13. Месть Путина Удобно устроившись в кресле Президента, чтобы провести в нем как минимум четыре года, Путин осознал, что теперь ему предстоит решить множество проблем. Некоторые из них были серьезными, другие просто досаждающими. К последней категории относились

Из книги автора

Православная месть Лучший вариант ответа России – США: не ругаться бесплодно, а затаиться. Это ставит в тупик прямолинейную Америку Когда-то на евразийском континенте водилось могучее племя, известное под именем «русские православные». Они свободно переходили через

Из книги автора

Глава 21. Сладкая месть Естественно, офицерский корпус – не сборище пьяниц, развратников и сумасбродов, но это и не оловянные солдатики, хотя бывают и такие. Военная машина, возможно, сама по себе ржавый бездушный механизм, но те кто служат, не винтики и колесики, а живые

Обычай кровной мести, который практикуется, в частности, у чеченцев, многим кажется диким средневековым пережитком. Но не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. По сути дела эта традиция защищает от разгула насилия.

По закону адата

В чеченском языке кровная месть зовется «чир». Традиция эта не мусульманская, она восходит к адату – своду неписаных законов, по которым жили еще до принятия ислама вайнахи – предки современных чеченцев.

Поводом к кровной мести чаще всего становится убийство. Собираются старейшины тейпа и проводят разбирательство. Если они устанавливают виновность подозреваемого, то начинается обряд «кровничества». К родным убийцы отправляют посланника, который сообщает им о решении семьи пострадавшего объявить кровную месть. С этого момента закон «кровь за кровь» вступает в силу.

В случае, если убийство непредумышленное (скажем, это гибель в ДТП или от шальной пули), то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Порой родные жертвы отказываются от выкупа, и это считается верхом благородства.

Но если выясняется, что в момент наезда или «случайного выстрела» убийца был пьян, то кровная месть может осуществиться.

Кстати, женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают. Но в то же время женщина может сама осуществить кровную месть, если в ее семье не осталось мужчин. А если убили женщину, то за нее убивают двоих мужчин из семьи убийцы.

Чаще всего семья, которой объявили «чир», после этого переезжает в другое место. Таких людей называют «Луровелла», что означает «скрывающиеся от кровной мести».

В древности кровная месть осуществлялась только в отношении самого виновника преступления. В адате существовало такое понятие, как «куйг бехки» («виновная рука»), то есть преследовать можно было только непосредственно убийцу. Причем кровников часто прощали – это считалось более достойным поступком, чем месть. В XIX веке при имаме Шамиле закон скорректировали: теперь пострадавшая сторона могла сама выбирать, кто попадет «под раздачу». Обычно это были ближайшие родичи виновника по отцовской линии. Иногда бывало так, что убивали самого уважаемого из семьи.

Мстить могут только ближайшие родственники убитого. Если месть осуществит, к примеру, его друг, это уже будет считаться не кровной местью, а убийством, что приведет к появлению новых кровников. Порой преступника убивают его собственные родные, чтобы избежать дальнейших кровопролитий.

Как происходит примирение?

Срока давности кровная месть не имеет. Если человек, которого обвинили в преступлении, умирает, то убить могут его братьев, сыновей, внуков или других родственников мужского пола. Поэтому считается, что чем быстрее наступит примирение, тем лучше.

Процесс примирения обычно инициирует семья виновного. К кровникам отправляется посредник, заявляющий о желании примириться. По правилам, примирение может произойти не ранее чем через год после объявления «чира». Все это время те, кому объявлена кровная месть, должны находиться в изгнании, скрываться.

Процедура примирения выглядит так. После того как достигнута договоренность между двумя сторонами, в назначенное время в назначенном месте (как правило, на околице села) встречаются представители обеих сторон, причем «по протоколу» они должны быть в темных одеждах и с покрытыми головами и не должны поднимать головы и смотреть в глаза «противной стороне».

Сначала звучит ритуальное приветствие и читаются молитвы. Затем следует сам обряд. Ближайший родственник убитого обривает голову и бороду убийцы, после чего тот считается прощенным. Мол, если во время бритья удержался от соблазна перерезать врагу горло – значит, простил…

Зачем нужна кровная месть?

Если тот, кого подозревают в убийстве, считает себя невиновным, и нет неопровержимых доказательств его причастности к преступлению, то он может снять с себя подозрения, поклявшись на Коране. Это происходит на глазах у десятков свидетелей. Случается, что преступник лжет и на Коране. «Кхера дуй» (ложная клятва) в исламе считается одним из тягчайших преступлений. Если выясняется, что человек солгал, то прощение аннулируется, а от клятвопреступник а отворачиваются все его родные.

В чем же смысл кровной мести? В том, чтобы люди поняли: убийство – страшный грех, и если ты убил, то грех этот падет не только на тебя, но и на головы твоих близких. То есть ужасный на первый взгляд обычай по сути удерживает от совершения преступлений.