Книжка малышка своими руками для детского сада из бумаги. Мастер-класс «Книжки-малышки своими руками Виды книжек малышек

Многие детские сады проводят тематические недели, в рамках которых предусматривается оформление книжек-малышек. Книжки-малышки – это книжечки для самых маленьких деток, которые еще не умеют читать, но с удовольствием рассматривают картинки.

Самостоятельное создание таких пособий несет ряд важнейших задач:

  • активизация и обогащение воспитательных навыков родителей;
  • развитие желания участвовать в коллективной деятельности как у родителей, так и у детей;
  • стимуляция детской речевой активности;
  • объединение детей и родителей эмоциональным настроением.

Книжка-малышка для детского сада своими руками может стать для малыша самой любимой игрушкой, ведь он тоже принимал участие в ее оформлении и вместе с родителями вложил в нее свой труд и частичку своей души.

Как сделать книжку-малышку своими руками для детского сада?

Для книжки нам понадобятся:

  • ножницы большие и маленькие;
  • карандаши, фломастеры и краски;
  • основа книги (бумага, картон, ткань);
  • клей;
  • нитка с иголкой;
  • различные оформительные элементы (цветная бумага, бусинки, кусочки тканей, рисунки, картинки.).

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

Странички книжки-малышки оформляются в зависимости от ее цели

Например, для развития мелкой моторики странички можно украсить кармашками, замочками, молниями, пуговицами, шнурками и бусинками; для тренировки тактильных ощущений следует использовать разнофактурные материалы; для формирования знаний о животных или растениях странички книжки можно украсить соответствующими рисунками и фотографиями.

Прежде всего, определяемся с размером книжки, количеством страниц и способом их крепления. Не следует делать книгу слишком большой, так как малышу будет неудобно ее держать, но и мельчить тоже не стоит. Оптимальные размеры − 10х20 см. Количество страниц зависит от фантазии мастера, но не нужно делать их много, достаточно 5-6 страничек. Если же идей слишком много и все они не поместятся на 6 страницах, то их можно реализовать в следующей книжке-малышке. Скрепить страницы в книжку можно с помощью степлера, клея, цветного переплета, цветных лент или шнурков.

Далее определяемся с материалом и формой. Странички можно сделать из обычных альбомных листов, цветной бумаги, картона или ткани. Форма книжки-малышки может быть любой: полукруг, квадрат, цветочек, сердечко.

ВИДЕО

Сюжет на каждой страничке должен быть разным и понятным для малыша. Детские психологи отмечают, что у маленьких деток хорошо развита зрительная память, поэтому иллюстрации в книжке должны быть яркими. Изображенные на картинках предметы должны быть хорошо знакомы ребенку, иначе они малыша не заинтересуют. Отличной задумкой является использование фотографий.

Используйте разные материалы: крупу, кнопки, флис, мех, тесьму, липучки. Книжка может содержать аппликации, например, сапог из кусочка кожи или цыпленок из крашеного меха. Очень интересно смотрятся картинки из крупы или мелких камешков. Но они должны быть хорошо приклеены, причем, нетоксичным клеем.

Книжка-малышка для детского сада своими руками должна быть не только красивой, но и безопасной для ребенка. Все детали должны быть хорошо приклеены или пришиты. Ни в коем случае нельзя использовать предметы сомнительного производства, так как они могут быть токсичными, а малыши так любят все тянуть в рот.

С самых первых дней ребенок изучает окружающий его мир. Задача взрослых - ему помочь в этом нелегком деле. Однако заниматься с маленьким ребенком можно только в игровой форме. Поэтому для совсем маленьких детей придумываются различные пособия и развивающие игрушки. Педагогам это отлично известно. Все они отмечают, что для занятий в раннем возрасте удобна мягкая детская книжка. Своими руками для детского сада ее сделать несложно.

С чего начать?

С самого начала нужно понимать, для какого возраста будет предназначаться книжка-малышка. Для совсем маленьких детей (до 1 года) важны тактильные ощущения. Поэтому в самодельной книге должны присутствовать материалы с разной фактурой и формой. Те, кто постарше (от года до 3-4 лет), уже с нетерпением изучают окружающий мир. Для них в книге можно сделать акцент на различные детали, придумать интересные игры и т.п. Дошкольники оценят уже книгу-историю, в которой нужно выполнять задания, чтобы помочь главному герою.

Далее нужно продумать, что будет в книге. В зависимости от возраста ребенка детская книжка своими руками для детского сада может быть изготовлена как сборник загадок и заданий, иллюстрированная сказка, семейная история и т.п. Она может быть посвящена развитию кого-то одного навыка или нескольких. Главное, чтобы мягкая книжка была яркой и привлекала внимание ребенка. Детей постарше можно даже привлечь к ее созданию.

Необходимые материалы

Итак, после того как стало понятно, как делается книжка-малышка своими руками для детского сада, можно собрать все необходимое для ее создания. А именно:

  • фетр и флис разных цветов для основы будущих страничек;
  • синтепон для их наполнения, если нужно сделать объемные странички;
  • обрезки материалов различных фактур (флис, лен, шерсть, шелк, бархат и т.д.);
  • разные застежки (шнурки, липучки, тесьма, молнии, замочки, кнопки, крючки, пуговицы и т.п.);
  • готовые аппликации фигурок животных;
  • предметы различной геометрической формы;
  • наполнители для фигурок (гречка, целлофан, фасоль, семечки, камушки, бусины и т.п.);
  • различные колокольчики, бубенцы, пищалки и шуршалки;
  • нитки;
  • иголка.

Порядок действий

В первую очередь нужно из фетра и флиса нарезать нужное количество страниц. Все они должны быть яркими и разных цветов. Их нужно сделать в 2 раза больше, чем задумано листов у книги.

Сразу же надо продумать обложку. Если детская книжка своими руками для детского сада будет собираться на кольцах (о способах сборки будет рассказано позднее), то ее можно делать такой же, как страницы. Если нет, то ее создание лучше отложить на потом, когда будет понятен размер корешка.

Теперь нужно разложить все будущие страницы и, согласно задумке, приготовить детали. Что на них можно сделать:

  • Нанизать на шнурок крупные бусы. Это будут импровизированные счеты.
  • На одной стороне сделать домик с квартирами разных цветов, а на другой - такого же цвета бабочек. Задача разложить их по цветам. Крепление выполняется при помощи липучек или пуговиц.
  • Можно предложить ребенку украсить новогоднюю елку, надев на пуговицы игрушки по цветам.
  • Сделать солнышко, лучики которого выполнены из различных материалов - тесьмы, замка на молнии, шнурка и т.п.
  • Можно предложить найти пару, например носку, или подобрать маме ее малыша, называя его имя, разложить предметы по полкам и т.п. Крепление можно делать на липучке, пуговицах и складывать в небольшие кармашки.
  • Наполнить фигурки животных различными пищалками и наполнителями для развития тактильных ощущений.

После того как все детали разложены, можно приступить к сборке. Если есть возможность, то, конечно, лучше сшить книжку на машинке. Однако никто не запрещает ее прошить вручную. Кстати, обметку можно также делать контрастной.

Для того чтобы детская книжка своими руками для детского сада была изготовлена, ее нужно собрать воедино. Проще всего нашить по одному краю петли и собрать на шнурке. Еще можно пробить дырки и продеть кольца. В обоих случаях можно по мере развития ребенка ее дополнять новыми страницами.

Если вами будет создаваться книжка-сказка своими руками для детского сада, то лучше собрать под общую обложку. Она должна быть в развороте как 2 страницы плюс размер корешка. Чтобы сборка удалась, нужно с одного края флисовых заготовок нашить небольшие полоски тонкой ткани. С их помощью уже закрепить страницы на обложке.

В заключение

Тем, кто делает подобную книжку впервые, многое может показаться сложным и невыполнимым. В первую очередь следует помнить о том, что она сделана любящей мамой для своего чада. Поэтому даже с кривой строчкой и неаккуратной отделкой она будет все равно лучшей для ребенка.

Если вы хотите развлечь себя и своего ребенка, есть отличное занятие! Книжку-малышку своими руками, можно сделать для ребенка любого возраста, даже такого, которому за 20.

Ведь смысл этой книжки зависит от материала и содержания. Советы также подойдут для тех, кому задали сделать книжку своими руками в качестве домашнего задания.

Материалы для самодельной книги, могут быть совершенно разными. Ограничить вас может только ваша фантазия или финансовая составляющая. Самые простые варианты, книга из бумаги и ткани. Вначале перед нами стоит главная задача, придумать сюжет и композицию.

Одноклассники

Книжка-малышка из ткани

Такая книжка делается даже для самых маленьких, ведь она развивает мелкую моторику рук. Но если вы хотите сделать книгу с загадками и заданиями, то лучше, если вашему малышу уже есть пять лет. Странички можно соединить друг с другом, двумя способами:

  • Прошить нитками корешок.
  • Сделать маленькие дырочки в листиках и связать их веревочкой или кольцами.

Благодаря этому способу, можно добавлять новые странички. Ткани лучше всего подходящие для такой книги: цветной флис и фетр. Такую ткань можно приобрести в художественном магазине.

Для детей до 3-х лет

Именно для детей этого возраста лучше сделать книгу из ткани , а не бумажную. Ведь ребенку сложно понять и осознать, что рвать книжку плохо. Помимо этого, использование разных по фактуре материалов, развивает тактильные ощущения. Постарайтесь не делать маленькие детали, которые легко оторвать и засунуть в рот.

Лучше сделайте аппликации из разных тканей, которые легко поддаются пришиванию накрепко, например — полиэтиленовые пакетики или клеенка.

Если вы думаете над идеей аппликации , есть несколько простых вариантов: чашки, солнышко, цветы, домики, машинки.

Можно сделать что-нибудь веселое, обыграв повседневные дела. Еще есть одна интересная идея: сшить из ткани большие фигурки и прикрепить к ним липучки, чтобы можно было отрывать и приклеить в книжку. Такие вещи, можно приобрести в швейном магазине.

Для детей старше 3-х лет

В этой возрастной категории, рамки ваших возможностей значительно увеличиваются. Можно даже попытаться сделать эту подделку вместе со своим чадом, если ребенок уже состоит в третьем классе.

Наполнение для книжки можно склеить с помощью безопасного клея. Материалы можно использовать разные, например:

  • Пуговицы.
  • Ленты.
  • Шнурки.
  • Ниточки.

Дальше можно заняться созданием передвижной картинкой, с помощью такой штуки можно научить ребенка правилам дорожного движения, научить завязывать шнурки, правильно расставлять предметы.

Если вы хотите научить этому ребенка, сделайте алфавит , солнце и планеты, а также светофор и дорожные знаки.

Чтобы сделать задание шнуровку, вам понадобится:

  • Обычный шнурок.
  • Кольцо, которое чуть больше шнурка.
  • Полоска ткани.
  • Нитки, иголка, ножницы.

Начало работы.

Ткань разрежьте на куски 2–2,5 см в длину, обработайте края. Потом проденьте один кусочек в одно кольцо, сложите его, вдвое и пришейте к книге. Пришить нужно так, чтобы из всех отрезков вышло два столбца.

Если вы можете вставить люверсы, то можете так сильно не мучиться. Плюс ко всему, можно добавить молнию, которую будет интересно расстегивать, и застегивать, а также кармашки, в которых будут спрятаны сюрпризы .

Дальше займитесь созданием машинки, которая будет продвигаться по шнурку. По поводу остальных предметов, достаточно будет сделать два отверстия и продеть в них ленту, а концы пришить к книжке.

Для маленьких девочек больше подойдет картинка с куклами, на которую можно будет прилепить наряды, прически, украшения.

Вот мы и разобрали несколько способов создания книжки своими руками. Не поленитесь и сделайте это, вы порадуете своего ребенка, а также он может похвастаться этим в детском саду или в школе в своем классе.

Бумажная книжка-малышка своими руками

Для ребенка старше трех лет, вполне подойдет бумажная книга. Такую книжку можно сделать по-разному, разберем несколько вариантов.

Книжка из листиков и веревочки .

Берем необходимое количество бумаги и пробиваем стопку дыроколом. Дальше достаем красивый шнурок или ленту, а затем продеваем сквозь дырки. Потом делаем красивый бантик. Это один из самых легких вариантов бумажной книги. У такого варианта, есть один существенный минус, эту книгу из бумаги очень тяжело листать.

Трансформация из бумаги.

Для этой работы вам потребуется:

  • Разноцветные и квадратные листики.
  • Клей.
  • 12 минут.

Поэтапное создание подделки:

Заключение

Вот мы и разобрали простые и легкие способы создания детской книжки. Основные различия и особенности таких подделок зависят от возраста ребенка.

Как сделать своими руками детскую книжку для малышей из картона и бумаги, фотографий и ткани? Как ее использовать для развития ребенка? Какие развивающие книжки можно сделать своими руками из подручных материалов?

Детские книжки, изготовленные своими руками, имеют разные задачи и делаются из разных материалов. Самые распространенные виды таких книжек – это:

1) Книжка из картона и бумаги — познавательная развивающая книжка для маленьких.

2) Фотокнижка.

3) Текстильная развивающая книжка.

Первый вид самодельных книжек — детская книжка из картона и бумаги.

Первая книжка для ребенка, которому только исполнится или скоро исполнится годик, должна состоять из крупных, четких, ярких, легко узнаваемых предметных картинок. Лучше всего если в одной книжке будут объединены картинки по одной теме. Например, «Еда», «Фрукты», «Игрушки», «На чем мы ездим» (самолет, поезд, машина, автобус, кораблик), «Зверюшки», «Птицы», «Мой день», «Зима», «Мебель», «Посуда», «Моя кукла» (разные действия – есть, спать, одеваться и т.д.). «Какая бывает погода» (солнышко, дождик, лужа, снег, ветер, голубое небо, тучи на небе).

Для самых маленьких хороши и самодельные книжки про конкретного животного или игрушку. Например, книжка-самоделка «Мой Мишка» может состоять из серии картинок: 1) мишка (Кто это? Где у мишки ушки? Глазки? Лапки? Животик? Ротик? Что мишка держит в руках? Да, мячик! Мишка с мячиком играет! Он бросает мячик: бум-бум-бум! Как мишка мячик бросает? Бум-бум-бум! А как мячик прыгает? Прыг-прыг-прыг! Какой мишка? Большой, пушистый, веселый); 2) действия мишки (Картинки с разными действиями: Что делает мишка? Спит, ест мед, ходит по лесу, сидит на полянке); 3) что любит мишка (мишка и малина, мишка и мед); 4) где живет мишка (мишка в лесу)

К сожалению выпускаемые издательствами книги для малышей под названием «Первые слова» чаще всего на одном развороте книжки содержат 10-20 или даже более мелких картинок по одной теме. Такие книжки подходят детям постарше, но не самым маленьким. Поэтому первые развивающие тематические книжки для знакомства ребенка с окружающим миром обычно делают мамы.

Где взять картинки для изготовления детской книжки своими руками?

1.Очень хороши для таких книжек современные рекламные буклеты различных магазинов или кафе, из которых можно вырезать фотографии. Предметы в рекламных буклетах изображены ярко, четко, привлекательно, реалистично, на контрастном фоне.

2.Можно использовать и картинки из раскрасок. Маленькие дети любят как цветные, так и черно-белые изображения, поэтому в книжке могут быть и те, и другие (кстати, по данным исследований, взрослые предпочитают в книгах исключительно цветные изображения в отличие от малышей).

3.Для первых книжек об окружающем мире можно брать готовые крупные реалистические картинки из журналов, распечатывать картинки и фотографии из Интернета на фотобумаге или цветном принтере.

4. Очень хороши картинки из календарей. Тем более, что календари после окончания года чаще всего выбрасываются. Можно поспрашивать их у знакомых.

4.Не бойтесь рисовать сами! В детстве у меня не было красивых развивающих книжек с множеством декоративных интерактивных элементов. Но у меня было иное – у меня была «мамина книга» из писем мамы для меня – маленькой девочки — в картинках. Мама рисовала мне предметы, людей, зверюшек (это были нераскрашенные контуры, переведенные ей из раскрасок и рисунков для вышивки), подписывая под картинками вопросы. Внизу картинок мама писала короткие стихи и рассказы. Я ей отвечала тоже картинками – письмами. Особенно часто такая наша «переписка в картинках» происходила, когда меня отправляли на все лето из города с бабушкой и дедушкой. Тогда я рисовала маме картинки-ответы на ее «письма», а бабушка их подписывала. До сих пор люблю рассматривать эти картинки! А как я их в детстве обожала – не передать словами! Мамины картинки и мамины книжки – живые в отличие от готовых фабричных, они «проспособлены» под интересы конкретного ребенка, его настроение в данный момент времени. Они учитывают события, которые происходят в жизни ребенка «здесь» и «сейчас». Поэтому мамину книжку ничем не заменить! Сейчас понимаю, какой огромный вклад моя мама внесла тогда этими своими простыми картинками в мое развитие. И это может сделать любая мама, ведь ребенок не оценивает художественные способности, для него важно совсем другое!

5. Еще один вариант получения нужных картинок для изготовления книжки своими руками — сфотографировать эти предметы и распечатать фотографии, вставив их в альбом.

Общаясь с детьми, обучая их, я тоже стала делать такие книжки. Как индивидуальные – для конкретного ребенка, так и общие (я их называю «самодельная библиотека»), которые можно передавать для чтения в другую семью и использовать многократно.

Как сделать развивающую книгу об окружающем мире для малыша?

Вариант 1. Детская книга из фотоальбома.

  • Купите фотоальбом на 36 фотографий размером 10Х15 см. Фотографий в альбоме не должно быть много, поэтому толстые альбомы лучше не покупать.
  • Вырежьте из плотного белого картона карточки 10Х15 см.
  • Наклейте на карточки картинки по выбранной теме.
  • Вставьте карточки в альбом.

Мне этот вариант нравится тем, что всегда можно достать нужные карточки и использовать их потом для игр с малышом.

Для прочности можно карточки заламинировать или покрыть пленкой с помощью негорячего утюга.

Для более старших детей можно будет делать такие книжки с сочинениями ребенка – его рассказами, загадками, сказками. Для самых маленьких – это предметные картинки с подписями.

Вариант 2. Детская книга в папке с файлами.

  • Купите папку с прозрачными файлами.
  • Возьмите листы картона А4. На них наклейте крупные картинки по теме. Можно наклеивать картинки и на двустороннюю цветную бумагу или цветной картон.
  • Вложите листы с картинками в папку. Между ними для прочности положите еще один лист картона.

Здесь могут быть варианты оформления:

  1. На одном листе – одна крупная картинка для рассматривания с подписью.
  2. На одном листе – одна крупная картинка плюс несколько мелких картинок, связанных с ней по теме. Например, крупная картинка – уточка с утятами плавает в озере. Мелкие картинки (они располагаются в правой колонке вертикально) – уточка, утенок, озеро, игрушечная уточка.
  3. На одном листе – крупная картинка плюс маленький рассказ (или стихотворение, или диалог в стихах об этом предмете, или простая загадка).
  4. Для детей постарше – 2 – 4 лет. На одном листе картинка данного предмета или игрушки, фото ребенка с этой игрушкой или предметом, распечатанный на принтере стихотворение или рассказ. Дети просто обожают такие индивидуальные книжки, в которых используются их фотографии!

Книга из папки с файлами также очень удобна тем, что всегда можно заменить одни листы на другие (например, с более сложными заданиями для ребенка по этой теме) или использовать отдельные листы в играх и беседах, достав их из книжки.

Вариант 3. Детская книга из альбомных листов.

  • Возьмите 8-10 альбомных листов, согните их пополам.
  • Сшейте посередине.
  • Можно сделать по-другому: выполнить дыроколом отверстия в листах и перевязать ленточкой (но учтите, что книга должна легко открываться и в открытом состоянии не складываться обратно, поэтому ленточку надо завязывать свободно).
  • Приклейте картинки на выбранную тему на альбомные листы. Напишите текст.

Недостаток такой книги – это ее непрочность. Поэтому книгу из альбомных листов лучше делать ребенку не раньше 2 лет и рассматривать ее вместе с малышом.

Вариант 4. Книга – альбом.

Купите обычный альбом для рисования с прочной картонной обложкой. На обложку приклейте картинку по теме и подпишите название альбома. Вклеивайте в него картинки на выбранную тему, выписывайте высказывания детей, записывайте стишки, песенки, загадки, рисуйте сами и вклеивайте рисунки ребенка или фото его лепки и конструирования. Такой альбом растет вместе с малышом. Вот на первых страничках первые слова малыша о первой картинке, первая песенка, которую он очень любит. Затем уже рассказ. А вот ребенок уже смог нарисовать что-то на эту тему! А теперь ему 4 года, и он сочинил самостоятельно загадку. А потом и сказку. А вот и математическую задачку придумал! А это – мамины задания для ребенка, вклеенные на отдельный лист. А вот – раскраска, распечатанная папой!

Для такого альбома нужно выбирать тему, которую любит конкретный ребенок. Для девочек это может быть альбом «Моя любимая кукла», для мальчиков – альбом о любимых машинах: игрушечных и настоящих. Могут быть и универсальные темы – например, темы о природе. Для старших дошкольников тема альбома может быть связана с Вашим семейным проектом — исследованием: «какие бывают моря»? Или «как к нам книга пришла»? Или «история нашей семьи».

Второй вид детских книжек, изготовленных своими руками — детская развивающая фотокнижка.

Фотографии ребенка и его близких обладают колоссальным потенциалом в развитии малышей. Но почему-то мы так привыкаем к картинкам, что зачастую этого потенциала просто не видим. Например, по привычке делаем пальчиковый или настольный театр только из изображений сказочных героев. А ведь такой театр может быть сделан с использованием фотографий ребенка и его семьи. Их можно приклеить на палочки или на цилиндры и разыгрывать много разных бытовых сценок, придумывать сказки. Малыш с радостью узнает своих родных и себя и участвует в таких инсценировках! А это очень благоприятно сказывается и на атмосфере в семье, и на развитии его речи!

Фотографии ребенка, его мамы и папы, братиков и сестричек, бабушек и дедушек можно и нужно использовать для изготовления развивающих книжек для детей раннего возраста.

Самодельная книжка с фотографиями – это переходная ступенька от бытового разговора с мамой к восприятию литературной речи. Ведь мама или бабушка, сделавшая книгу – это ее автор! А в книжке уже не обойдешься простыми словами и жестами, нужна развернутая речь! Такая самодельная книжка подталкивает маму и малыша вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, строить развернутые фразы.

Как сделать фотокнижку своими руками?

  • Сделайте книгу любым из предложенных выше способов и вставьте в нее фото себя и ребенка.
  • Первую страницу сделайте обложкой. Напишите там название книги, автора. Приклейте или нарисуйте картинку, из которой будет понятно содержание книги (чтобы малыш всегда смог узнать по картинке, что это за книга и о чем она).
  • Далее на развороты книги приклейте фотографии и напишите текст.

Текст в фотокнижке очень важен. Тогда разные взрослые, старшие братья и сестры, читая ее, будут читать одни и те же слова и будут знать, что говорить малышу. Ведь это – книга. А не просто альбом с фотографиями!

Фотографии должны быть большого размера, чтобы на них были ясно видны предметы.

Текст должен быть коротким из 3-5 простых предложений. В дальнейшем Вы всегда сможете дописать текст ниже и ввести в него новые детали. Но это должны быть красивые предложения с яркими образными словами. Примеры текстов Вы найдете в статье «Читаем малышам 1-2 лет», которую я сейчас готовлю для сайта.

Здесь возможны два варианта оформления: а) Можно на левую страницу разворота книги приклеивать фотографию, а на правую страницу писать текст. б) Можно вверху страницы приклеивать фотографию, а внизу писать текст.

Даже самого маленького ребенка можно привлечь к изготовлению такой книжки. Например, попросив его принести нужное фото: «А где наша собачка ав-ав? Вот она! Собачка как говорит! Собака лает ав-ав!», «А где наша Мурка? Как она говорит? Мяу! Вот наша кошечка Мурка!» Или попросить подать карандаш (этим мы учим понимать слова «на», «дай», «возьми», «положи», «отнеси»).

Когда малыш подрастет, можно будет посоветоваться с ним при изготовлении фотокнижки: «Какого цвета будут буквы?» (а заодно вспомнить цвета), «Какую картинку мы возьмем – маленькую или большую? (и вспомним о размерах), «Какую картинку об игрушках мы приклеим в альбом?» (пусть выберет из нескольких), «Где здесь ягоды? Отбери ягоды для следующей странички» (и малыш отберет фотографии ягод из имеющихся фото разных ягод, овощей, фруктов). А когда малышу будет уже три-четыре года, то вполне можно сделать фотокнижку вместе с ним в подарок бабушке или дедушке. Пусть малыш придумает подписи к фотографиям, а Вы их запишите.

Тематика самодельных фотокнижек для детей.

Тематика таких фотокниг может быть различной. Она зависит прежде всего от возраста и конечно, от интересов ребенка. Вот примерные темы:

Наша кошка/собака/попугай (их действия, любимая еда, как человек ухаживает за животным – например: собака на прогулке, папа кормит собаку, Рома играет с собакой, собака виляет хвостом, сидит, бегает, спит, лает, встречает с работы взрослых, выполняет команды)

Мои игрушки. Можно сфотографировать, как ребенок с ними играет. А еще интереснее для ребенка будет, если Вы сфотографируете для фотокнижки сценки-минирассказы: кукла (мишка, зайка) спит, кукла ест, кукла гуляет, кукла принимает гостей, куклы пляшут, кукла играет на барабане, кукла нарядилась, кукла познакомилась с клоуном, кукла рисует, кукла упала и другие. Сюжет всегда интересен малышу. Придумайте об этих фотографиях маленькие рассказики.

Совет из моего опыта: не выкладывайте сразу же все сюжеты в книжку! Часть из них Вы сможете использовать как сюрприз для малыша в дальнейшем! Иногда, когда малыш не засыпает, достаточно сказать, что когда он проснется, то увидит что произошло с игрушками в новой сказке! И он быстро засыпает! А после сна Вы достаете заранее заготовленный лист фотокнижки и читаете новую историю про знакомые игрушки!

Наши игрушки. Такую фотокнижку хорошо сочинять целой группой детей с трех лет и старше. Каждого ребенка фотографируют со своей любимой игрушкой в ходе игры. Рядом с его фотографией в книжке может быть:

1) картинка этой игрушки,

2) рассказ об этой игрушке ребенка,

3) раскраска,

4) стихотворение об игрушке

5) сказка об игрушке.

Такую фотокнигу можно передавать для чтения из одной семьи в другую, делиться с друзьями малыша.

Наш день — день всей семьи от пробуждения, завтрака и умывания до вечерней сказки и засыпания. В этой фотокнижке малыш усвоит представления о частях суток – утро, день, вечер, ночь.

Времена года. Примерные картинки.

Весна – малыш в резиновых сапожках на улице, малыш играет с корабликом, цветущие деревья во дворе, птицы на дереве.

Зима – слепленный снеговик, малыш на новогоднем празднике, мама на коньках в парке, папа на лыжах, малыш катается с горки.

Лето – на даче у бабушки, цветы во дворе, малыш купается в речке или море, ягоды в лукошке.

Осень – фото листьев и золотых деревьев, малыш с листочками, бабушка с грибами, урожай на даче.

Как я расту. Фото мамы и папы до рождения малыша. Фото новорожденного ребенка. Фото как он ползает, как он начал ходить. Фото бабушки и дедушки с ребенком. Первые слова и предложения.

Если фотокнижка сделана с душой и интересом, то малыш возвращается к ней снова и снова! Так и должно быть! Такая книга может обновляться, дополняться постоянно вместе с ростом ребенка.

Третий вид книжек — мягкая детская книжка из ткани.

Мягкие текстильные книжки, изготовленные своими руками, предназначены прежде всего для развития мелкой моторики ребенка. Их преимущество – прочность и безопасность для ребенка, экологичность материалов, привлекательность для детей и учет индивидуальных особенностей малыша. Ведь каждая такая книжка уникальна!

Чаще всего в мягких книжках используются:

  • звучащие элементы (пищалки, шуршалки, колокольчики, бубенцы),
  • разные наполнители (горох, гречка, синтепон, бусины, семена, камушки, крупная бусина, вшитая вовнутрь детали) для развития тактильных ощущений ребенка,
  • предметы и геометрические фигуры разного цвета, формы и размера,
  • готовые аппликации с персонажами,
  • разного вида застежки (молнии, пуговицы, карабины, кнопки, крючки, липучки, шнуровки)
  • разная фактура материалов – флис, хлопок, лен, шерсть, шелк, бархат, шнуры, тесьма, бахрома.

Мягкие книжки используются для сенсорного развития ребенка раннего возраста и развития речи.

Книжка может быть как тематическая, так и состоящая из разных сюжетов.

Идеи для детских развивающих мягких книжек:

1.Солнышко. Шьется центр из двух круглых деталей. Между деталями по кругу вшиваются нити и шнурки разной толщины и из разных материалов. Такому солнышку можно заплетать косички, завязывать бантики, закреплять резиночки.

2.Аналогичный элемент можно сделать и как осьминожку. Только ребенок будет украшать его щупальца. Вовнутрь можно вложить звуковой элемент.

3.Разноцветные бабочки. Шьется игровое поле, поделенное на квадраты (4 квадрата для первых игр, в дальнейшем игру можно дополнить новыми цветами и их оттенками). Каждый квадрат своего цвета – один желтый, один синий, один зеленый, один красный. Шьются бабочки этих же цветов: две желтые бабочки (большая и маленькая), две – синие (большая и маленькая) и так далее. Бабочки хранятся в цветных карманчиках того же цвета (по принципу: желтые – в желтом карманчике).

Вовнутрь каждой бабочки вшиваются наполнители. Получаются пары бабочек по звуку. Например, маленькая синяя бабочка и большая желтая бабочка имеют один наполнитель — целофан и шуршат.

Ребенок играет с бабочками по сюжету, предложенному взрослым – «Проснулась красная бабочка (ребенок достает бабочку из красного кармашка), полетела со всеми здороваться. Прилетела к синему домику (ребенок перемещает бабочку к синему квадрату). Тук-тук! Доброе утро! Здравствуй! Залетай к нам в домик!.. «

Примерные сюжеты для игры с бабочками:

  • Бабочка полетела в гости.
  • Спрячь бабочку от дождя (называем цвет бабочки и цвет домика).
  • Маленькие бабочки потерялись. Отведи их домой.
  • Найди пару (пару можно искать по цвету — большая желтая бабочка рядом с маленькой желтой или по звуку)
  • Одна или много (одна бабочка полетела, много бабочек полетели, одна присела на цветочек…).
  • Большие и маленькие.
  • Прятки (бабочка спряталась на цветок, под дерево, за домик…)

4.Зверюшки и люди – аппликации на липучке. Можно разыгрывать с ними диалоги, придумывать сказки.

5.Спираль – круг пришивается по спирали (персонаж — улитка или раковина), внутрь вкладывается бусина. Ребенок по спирали перекатывает бусину.

Крупные бусы на шнуре – пришитые к страничке «счеты».

Съемные картинки для классификации по цвету, форме, размеру, назначению (например, а) подобрать воздушный шарик того же цвета к контуру, б) с «бельевой веревки» снять одежду и положить одежду девочки в одну корзину, а одежду мальчика в другую, в) расставить игрушки на полках (выше – ниже),

Елка. На елку можно пришить пуговицы. Они похожи на разноцветные новогодние игрушки, и одновременно можно пристегивать к пуговицам контуры игрушек из фетра. Пуговицы должны быть разного цвета, фактуры, формы.

Поезд. Вагончики можно расставлять по цвету, рассаживать в них разные персонажи.

Важно, чтобы все действия малыша с любой развивающей мягкой книжкой, сопровождались диалогом с мамой. Например, по поезд мама рассказывает сказку: «Жил – был веселый паровозик. И он очень любил петь песенку. Ту-ту – пел паровозик. Как он пел? Туту – повторяет малыш. Прибежала к паровозику мышка-норушка: «пи-пи-пи, пусти меня покататься!». Кто прибежал? Мышка! Как мышка говорит? Пи-пи-пи! — Садись, мышка, поедем! — Ту-ту-ту — поехал паровозик. Вдруг пошел дождь кап-кап-кап (ребенок достает капельки из тучки, играет с ними и говорит «кап-кап-кап»). Испугалась мышка и спряталась в вагончике (нужно закрыть окошко на паровозике) Где мышка? Дождик прошел, выглянуло солнышко (ребенок прикрепляет солнышко)…».

Именно в интересном общении со взрослым в ходе игры и заключается развивающий эффект мягких книжек! Просто дать в руки ребенка книжку недостаточно! Надо постоянно вести развитие малыша вперед, показывая новые игровые возможности, помогая ребенку открывать новые и новые характеристики знакомой книжки, обозначать словом новые качества и действия, новые персонажи.

Вот несколько идей для мягких развивающих книжек, адресованных детям раннего возраста и сшитых своими руками.


Желаю всем вдохновения! И если сшить книжку может не каждая мама, то сделать первые два вида детских книжек своими руками доступно всем! Успехов!

Много полезной и интересной информации о развивающих занятиях для детей в раннем возрасте Вы можете найти в статьях:

Снова рада приветствовать вас в моем блоге! У вас есть свежие идеи от приятном досуге с ребенком. Давайте сегодня поговорим о том, как сделать книгу для детей своими руками! Полны энтузиазма и идеями? Поделитесь ими в комментариях, а я расскажу о своих открытиях и поделках.

Начну с книжек для малышей, а именно с того, как сделать мягкую развивающую книгу для своего малыша.

Для чего, из чего и как сейчас расскажу. Даже самому маленькому крохе, грудничку от 3-4 месяцев будет интересно играть с такой книжкой. Создавайте с помощью того, что есть под рукой: из фетра, бумаги, ткани, картона. Для чего они нужны:

  1. Мягкую книжку-малышку можно в любой момент постирать или добавить новые страницы.
  2. С ее помощью происходит естественное развитие крохи: сенсорное – малыш знакомится с формами, учится их распознавать; улучшается мелкая моторика – способствует более быстрому становлению речи, улучшает координацию пальчиков.
  3. Кроха в игровой форме может научиться считать, познавать окружающий мир и природу.

Не умею шить, что делать?

Особые навыки шиться вам не понадобятся и даже можно обойтись без машинки:

  1. Используйте фетр, он не требует обработки краев.
  2. Используйте простые формы — геометрические фигуры, ромашку, радугу, рыбка, озеро, все это не требует умений шитья или рисования.
  3. Нет машинки — можно пришивать просто иглой, главное хорошо закреплять, чтобы малыш не проглотил
  4. Используйте покупные аппликации, ленты, пуговицы, все это сейчас просто найти очень разнообразных форм
  5. Используйте простые сценарии. Для начала не обязательно ставить задачу сшить куклу и наряжать ее в разные наряды. Достаточно пришить ленточки разных цветов и изучать цвета, фигуры и т.п.

Конечно, если вы шьете на продажу, а спрос на такие книжечки очень большой, то нужен некоторый опыт, который, в принципе, нарабатывается уже после пошива 3-5 книг.

К делу

Для изготовления вам понадобятся:

  • основная ткань для страничек книжки;
  • фетровая ткань (можно купить по отдельности или приобрести в магазине готовый набор);
  • ножницы;
  • молнии;
  • ленты;
  • липучки;
  • шнурки;
  • кусочки наполнителя, это может быть синтепон/холлофайбер ил маленькие лоскутки, для наполнения страниц;
  • пуговицы/бусы/бисер (для тех деток, которые уже перестали все пробовать на вкус);
  • картон (для изготовления шаблонов);
  • молнии;
  • кнопки.

Хотите знать, как красиво, с изюминкой сделать книгу? Для этого нужно немного. Используйте атласные ленты, пуговицы, красивые бусины и разноцветный бисер, пуговицы.

Кроме того, вам понадобится иметь свое личное время, для изготовления. Не шейте при малыше. Он может взять иголку или ножницы в руки, ведь крохе все интересно. Лучшее время для творчества – беременность, подарите книгу на рождение.

Для начала рассчитайте длину материала, который вам понадобится. Затем из картона или бумаги сделайте заготовки-шаблоны для основных страничек, если они предполагают сложный сценарий. Вырежьте необходимое количество квадратов. Не забывайте, что на одну станицу уйдет 2 заготовки. Если в вашей книге будет 5 страниц, значит, понадобится 10 квадратов из ткани.

Сшейте с 3 сторон 2 заготовки, положите внутрь наполнитель (синтепон, например). Это необходимо, чтобы странички не мялись. Затем зашейте оставшуюся 4 сторону. Первая страничка готова. Для обложки используйте более грубый материал, или кладите немного больше наполнителя. Все что будет происходить дальше, зависит от вашей фантазии, усидчивости и, конечно, возраста малыша.

Первый опыт мамы

Как сделать аппликации

Понравившийся рисунок перенесите на бумагу, вырежьте, затем очертите на ткани, не забывайте оставлять небольшой отступ (припуск) для внутренних швов. Не забывайте, сшивайте 3 стороны наизнанку. Затем необходимо вывернуть изделие и аккуратно зашить на лицевой стороне. Это относится и к страницам книги. Для того чтобы она выглядела красиво и аккуратно.

Заранее приготовьте аппликации, которые будете использовать для описания сюжета на картинке.

Создавая самодельную книгу для слепых детей, старайтесь использовать разный материал: мягкий и плотный, шуршащий. Ведь через тактильное восприятие слабовидящий кроха учится познавать мир.

Развиваем мелкую моторику

Совмещаем приятное – игру, с полезным – развиваем маленькие пальчики. Что будет интересно ребенку? Ведь будет замечательно, если кроха научится шнуровать ботинки, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговки самостоятельно.

Для этого включите странички, где можно будет вплетать шнурок. Например, приклейте аппликацию ботика, сделайте маленькие дырочки, обработайте их, хорошо прошив по краям. Сначала продевайте шнурок вместе с малышом, затем он это станет делать сам. После 2 лет, кроха может осилить этот навык самостоятельно. После 3-3,5 учите завязывать узелок, вязать бантик.

Придумайте карманы на пуговицах. Например, листик на пуговице, под которым будет прятаться маленькая гусеница.

Крепко пришейте несколько разноцветных змеек небольшого размера. Малышу весело будет их открывать и закрывать снова и снова.

Изучение форм

Благодаря маленькой книжке ребенок научится различать большие предметы и маленькие. На странице сделайте 2 корзины, одна для маленьких предметов (кругов/квадратов/треугольников), другая для крупных.

Можно смастерить простые и сложные аппликации из мелких и более крупных геометрических фигур. Снеговик: самый большой круг помещаем в основание, на него сверху приклеиваем более маленький. По этому же типу сооружаем елку. Из прямоугольников, квадратов можно построить большой/маленький дом с окнами, а треугольник использовать в качестве крыши.

Развиваем мышление

Складывайте простые пазлы: изображение машинки, солнца, животных, корабль. Изучайте овощи и фрукты. Для этого можно использовать те же корзинки. В одну кладем фрукты, в другую овощи.

Изучайте явления природы. На дереве можно прикрепить листья на липучках, когда они опадают – наступает осень. Создайте снег своими руками, заполните пространство снежинками, соорудите снеговика. Если выглядывает солнце – наступает день, а когда оно прячется – ночь. Все просто и легко.

Изучайте животных. Например, возле домика живут домашние животные, а в лесу – дикие. Вскоре кроха сам разберется и без ошибок станет выполнять это нехитрое задание.

Создайте детскую книжку, волшебную сказку своими руками, используя готовые шаблоны героев на липучках.

Изучение цветов


Книжка из бумаги или картона

Книжки из бумаги подойдут для деток постарше, я своему сыну начала делать такие книжки с 10 месяцев, но тут все индивидуально.

Для чего нужна бумажная книга, если сейчас огромный выбор книг в магазинах, спросят многие. Во– первых, не все книги содержат адекватные картинки. В современных книгах можно найти непропорциональных людей, неадекватные образы, искаженные сказки, которые учат совершенно не так как хотелось бы.

У нас есть большая красивая книга «Гуси-лебеди», картинки в ней красивые, хорошие, добрые лица, человеческие, но содержжание сказки искажено. Девочка помогала яблоньке не по доброте душевной, а за то, что яблонька ее спрячет. Мы все помним сказку, как девочка бежала искала братца, встретила яблоньку, которая стонала под тяжестью яблок и помогла ей, сжалилась, хотя очень спешила. А на обратной дороге яблонька их скрала от лебедей. А печка мало того, что спрятала, еще потом и пирожком угостила. А в нашей новой книжке, что воспитывается? Это фото описанной сцены из нашей книги:

  1. адекватные картинки, не перенасыщенные цветами, искаженными лицами
  2. сценарий сказки, чему она учит: добру без корысти, или сделай мне одолжение, а я тебе за это помогу…

Конечно, очень сложно искать подвохи в сказках и не всегда удается разглядеть все в магазине, многие книги, которые мы покупали или нам дарили, были сожжены на костре))

Теперь о том, что можно придумать

Напечатать самому книгу, вставить туда хорошие картинки. Это не сложно, всего лишь нужно владеть базовыми навыками в Word. Второй вариант делать нарезку картинок из книг, журналов и клеить их в альбом, подписывать. Так можно делать и обучающие карточки и терапевтические сказки, и просто наши старые добрые сказки. Можно делать даже объемные сказки.

Можно привлекать старших братьев или сестер, можно клеить и с малышом. Уже с 1 года малыши любят делать аппликации. И самое главное, что через 4 года книжка не надоест, так как ребенок сам принимал участие. И через 5 лет ребенок уже взрослый может сам открыть почитать, что то дорисовать, дописать. Это нечто большее, чем просто книжка, это ваши совместные приятные воспоминания, такие сказки запомнятся намного дольше и заложат в личность гораздо более крепкие хорошие программы, чем такие книжки как наша «Гуси-лебеди в современной обработке»

Дело за малым – желание, фантазия, время и отсутствие лени.

Для детей постарше

Детям постарше нужны сюжеты посложней и поинтересней. Можно делать книги про планету земля, про космос, про производство, про страны, математические задачи.

Деткам постарше проще делать бумажные книги, но и мягкие книжки с играми крестики нолики или бродилками, которые можно брать в дорогу будут интересны и практичны. Даже шахматы и шашки можно сделать из ткани, они не занимают места, гораздо яре и оригинальней обычных.