Как объяснить ребенку что такое эгоизм. Мой ребенок эгоист, что делать? Эгоизм – с самых пеленок

3 6 525 0

Эгоистичный человек – не лучший друг, партнер и собеседник. Таких людей сторонятся, не доверяют, избегают серьезных дел. На самом деле, эгоистом не становятся за 1 день. Формированию зацикленности на себе и пренебрежению интересов других людей предшествует долгий процесс культивирования эгоизма.

То, в каких условиях воспитывалась личность с детства, ее окружение и прививаемые ценности обуславливают модель поведения и отношения к окружающим во взрослом возрасте.

Безусловно, каждый родитель желает своему малышу самого лучшего. Поэтому, последний кусочек – для ребенка. Если плачет – бросаем все и бежим утешать. Игрушку подороже и побольше – любимому чаду: «Что же, я плохая мать?».

В стремлении наполнить детство лучшим, нет ничего зазорного. Жертвовать периодически своими интересами и подстраиваться под потребности ребенка – это норма. Но, к сожалению, многие родители перебарщивают с заботой и обустройством комфортных условий для чада. Желая обеспечить любовь и максимально удовлетворить ребенка, взрослые забывают о важном факторе социализации – уважении к другим людям. Именно отсутствие уважения к окружающим, осознания того, что «другим тоже надо» – основные показатели детского эгоизма.

Психологи утверждают, что быть эгоистом, тем более ребенку, не плохо. Эгоизм – черта характера, которая помогает заботиться о себе, отстаивать позицию, получать желаемое. Без здорового эгоизма человеку сложно выжить в обществе, стать полноценным социальным элементом и чувствовать себя комфортно. Ключевое слово «здорового» .

Эгоистами часто называют детей, обладающий именно нездоровыми показателями.

Здоровый эгоизм

  • «Мама, убери брата из комнаты, он мешает мне делать уроки!» (ребенок отстаивает свои интересы).

Нездоровый

  • «Я заберу у брата все игрушки, потому, что я так хочу!» (ребенок не уважает интересы другого без адекватного обоснования).

Распознать тонкую грань между здоровым и нездоровым эгоизмом нелегко. Соответственно, пойти по неправильной «дорожке» и вырастить эгоиста – шансов много.

Если вы хотите свое “маленькое божество” превратить в нормального ребенка и научится себя вести так, чтобы не культивировать в нем деструктивную эгоистичность, эта статья для вас. Мы расскажем все о проявлении детского эгоизма и как на него правильно реагировать родителям.

Причины детского эгоизма

Пример родителей

Ребенок воспринимает поведение родителей как норму, которую в процессе роста и развития перенимает.

Если взрослые заняты только собой, в отношениях приуменьшают роли друг друга, не уступают, обижаются, если «не по-ихнему», тогда ребенок будет вести себя по такому же алгоритму. Чтобы требовать от ребенка обратного, вы сами сначала должны узнать, .

Возникает в семьях, которым малыш достался с трудом (долгие годы лечения от бесплодия, тяжелая беременность и т.д.). Боясь, чтобы с малышом ничего не случилось (подсознательный страх потерять долгожданного ребенка), родители кружат вокруг него и выполняют все прихоти, чтобы только не обиделся и не почувствовал себя нелюбимым.

Сильная опекаемость возникает, также, в неполных семьях, где родитель остался с ребенком (без папы, например). Взрослый, чувствуя свою вину за неполноценную семью или невозможность уделять время ребенку из-за работы, потакает прихотям, таким образом, снимая с себя вину.

Гиперопека приводит к тому, что ребенок не проявляет инициативы в самообслуживании, ведь за него все и так сделают.


Возведение ребенка на пьедестал

Малышом умиляются, восхваляют и боготворят, независимо от его поведения. Рассказал стишок – будущий Пушкин! Выплюнул еду – как же смешно получилось! У ребенка не развивается критичное отношение к собственному поведению и он волен делать все, что пожелает. При этом этичность, вежливость и уважение к другим не берется во внимание. Ребенок просто не научен взрослыми, что это такое вообще.

Причины формирования детского эгоизма находятся в плоскости взаимоотношений взрослых в семье, их личной мотивации и поведения.

Признаки эгоистичного ребенка

От рождения до 3-х лет

  • Он любознателен, поэтому вываливает содержимое шкафов и тумбочек. Не для того, чтобы в последствии нагрузить маму уборкой.
  • Он хочет есть, поэтому плачет. Не потому, что не понимает, что мама не успела приготовить.
  • Он забирает у соседа игрушку не потому, что хочет украсть, а потому что она очень красивая.

Дошкольники 3-6 лет

В этом возрасте может начать проявляться нездоровый эгоизм. Ребенок уже понимает, что живет в обществе, что есть другие люди и т.д. Может устроить истерику, если не получает желаемое. Может проявлять агрессию, замыкаться в себе, дуться и обижаться.

В этом возрасте, эгоистичность проявляется неадекватной реакцией на запрет. Чуть что не по его – сразу плач. И реакция на эмоции ребенка у родителей может как закрепить эгоистичность, так и предупредить.

Вы читали нашу статью о том, ? Если нет, очень рекомендуем.

Школьники и подростки

  • После 7 лет детский эгоизм приобретает устойчивую форму пренебрежения к другим и может проявляться в хамстве, когда дети начинают употреблять плохие слова в адрес взрослых, например, перебивать, не слушать вообще.
  • Может использовать физическую силу (догнать и отобрать, избить, ударить), если не получит желаемое словами. При этом озвучивать желаемое становится не нужным, так как окружающие «должны» телепатически понимать и мгновенно предоставлять.
  • Дети могут отказываться от своих обязанностей по дому или учебе, если мама не купит новые джинсы.
  • Или проявляться : если не получу по-хорошему, тогда украду, например.

Ужасные последствия, которые ожидают

Отношения с окружающими

Эгоисты – люди конфликтные, обидчивые. Если не получают желаемое, готовы обвинять других, тыкать носом в недостатки или недальновидность, указывать на бесчувственность и непонимание.

Другой чувствует себя нелепо, так как просьбы и требования эгоиста могут идти в разрез с возможностями или здравым смыслом. Кому захочется слушать обвинения, казалось бы, взрослого здравомыслящего человека, который должен сам решать свои проблемы?

Личная жизнь

Строить долгосрочные отношения с эгоистом проблематично, так как партнер выполняет роль не равноправного, а слуги.

Эгоисты, как капризные дети, вечно требуют внимания, заботы и бережного к себе отношения, не понимая, что это не всегда возможно. О взаимной заботе в таких парах вообще речи не идет, все только эгоисту.


Отношение к самому себе

У эгоистов часто завышена самооценка, они уверенны в своей исключительности и божественности. Ожидают от окружающих соответственного отношения. Жизнь демонстрирует иное, поэтому, эгоисты ощущают себя жертвами других людей и обстоятельств, ноют и всех ненавидят. И вряд ли задумываются над тем, какую роль сами играют в том, что что-то не получается.

Эгоизм – это отсутствие ответственности за то, что происходит в жизни.

Как перевоспитать детский эгоизм

Искоренить детский эгоизм под силу каждому родителю.

Главное, запастись терпением и осознанием того, что лучше сейчас перемучаться, нежели выпустить в жизнь неприспособленного к ней человека.

Определите обязанности ребенка по дому в зависимости от возраста.

  • 3-летний малыш может выбросить бумажки от конфет в мусорник;
  • 15-летний подросток – вымыть полы в доме.

Этим вы сформируете понимание, что есть обязательства перед другими.

  • Формируйте навыки самообслуживания. Ребенок должен уметь сам одеваться, есть, застилать кровать и учить уроки.

Не перехваливайте. Хвалите только за то, что сделано качественно по мере возможностей ребенка. Так вы научите доводить дела до конца, критично относиться к содеянному.

У нас на сайте есть полезная статья о том, чтобы не перехвалить. Рекомендуем прочитать.

  • Просите о помощи. Родителям следует просить о помощи не только когда уже сил нет, но и превентивно.

Вынести мусор, побыть с младшим братом, сделать бутерброд. Так вы научите заботиться о других и осознавать, что «не им единым». Обязательно благодарите за помощь, так вы подкрепите желание сделать еще и больше.

  • Меньше контроля. Предоставьте ребенку его зону ответственности.

Не стоит будить 14-летнего подростка в школу. Опоздает – это его ответственность, значит, получит нагоняй. В следующий раз встанет вовремя. Дайте ему возможность получить негативный опыт. Именно он формирует ответственность.

  • Рассказывайте о своих трудностях. Иногда не хватает времени, денег, здоровья. Поведайте ребенку об этом. Пусть учится сопереживать и входить в положение других.
  • Расширяйте круг собственных интересов, так ребенок поймет, что мир крутится не только вокруг него. Советуем начать .
  • Любите ребенка и говорите об этом.

Любящий родитель – это не тот, кто все разрешает. А тот, кто учит жить и чувствовать себя счастливым в конкретных условиях возможных лишений, препятствий, недополучений.

Запрещенные методы воспитания

Запрещенный метод № 1

Демонстративно озвучить: «С сегодняшнего дня ты начинаешь срочно жить иначе! Я прекращаю о тебе заботиться. Твои обязанности следующие…» .

Такая прокламация собьет с толку даже взрослого. 10 лет жил по-одному, а тут резко все меняется, с чего это? Ребенок не примет это всерьез и может устроить протестную акцию.

Запрещенный метод № 2

Намеренно высказываете недовольство эгоизмом: «Вот, вырастили на свою голову!».

Спрашивается, кто вырастил и кто позволил стать ребенку эгоистом? Его характер – ваша ответственность.

Метод № 3

Критиковать и акцентировать на эгоизме перед сверстниками или взрослыми. Так вы сами проявляете неуважение к ребенку.

№ 4

Перекладывать ответственность за эгоизм вашего чада на других: кружки, школы, садики. Не там воспитали эгоиста, а у вас дома.

№ 5

Никогда не приводило к смене мотивации. Если ребенка избили за то, что он не поделился конфетами, то в следующий раз он поделится из-за страха перед болью, но не по причине желания сделать приятно другому.Не делайте культ ребенка. Малыш – это счастье, но есть и другие члены семьи, которые требуют заботливого отношения.

  • Учите делиться, выслушивать, сострадать другим.
  • Объясняйте правила поведения в обществе и показывайте своим примером.
  • Занимайтесь чем-то помимо ребенка, чтобы снизить градус гиперопеки.
  • Хвалите за реальные достижения, а не за то, что у него красивые глаза.

Требуйте только то, чему он научен. Если не умеет складывать брюки – сначала научите, потом требуйте выполнения. А не: «Боже, какой ты неумеха!», – и сами сложили.

  • Просите о посильной помощи.
  • Четко озвучьте обязанности каждого члена семьи по ведению домашнего хозяйства.
  • Не пренебрегайте детскими коллективами, где ребенок учится социальному взаимодействию.

Учите решать свои проблемы самостоятельно. Оговаривайте варианты возможных решений, советуйте, но не разбирайтесь с одноклассником Колей, который тайно списал у вашего домашку.

Будьте уверенны в том, что вы хорошие родители даже тогда, когда ваш ребенок чего-то недополучает. Жизнь никогда не дает всего и сразу, ребенок должен это понимать. А вы должны стараться, ведь большая ответственность.

Заключение

Заключение

Детский эгоизм – это вопрос взрослых. Реакция ребенка на невозможность получить желаемое, ущемить свои интересы или чем-то пожертвовать всегда будет негативной. Это нормально. Ненормально родителям потакать всем прихотям, чтобы только чадо не расстроилось. Будьте благоразумны. Кто, кроме вас, научит справляться с эмоциями, уважать окружающих, вежливому поведению и любви к ближнему?

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для сайт

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Дети – это самое дорогое, что есть в нашей жизни, ее смысл и причина. Мы отдаем нашим детям все самое красивое, вкусное, да и вообще – лучшее, но иногда случается так, что наша любовь переходит все границы, да так, что ребенок вырастает эгоистом и самодуром ..

Эгоизм – с самых пеленок

С самого рождения мы, родители, собственноручно закладываем в своего ребенка чувство превосходства над остальными, можно даже сказать, что человек рождается эгоистом. Новорожденный маленький человечек просто не может обойтись без посторонней помощи, его нужно кормить, переодевать, купать и т.д., что, естественно, создает в мозгу ребенка некий стереотип, что он является «центром вселенной».

И это вполне естественно!

Психологи считают, что до трех лет ребенок-эгоист – это нормально, ведь в этот период своей жизни он еще не умеет особо общаться со сверстниками, делиться игрушками и сладостями. Его интересует только личная персона.

Это должно пройти до 4-летнего возраста . Хуже, если эгоизм у вашего чада не улетучивается после этого времени, и еще больше развивается.

Детские психологи утверждают, что даже в самом маленьком возрасте не нужно потакать и «лелеять» детский эгоизм , чувство собственного «Я» не должно переходить дозволенных рамок.

Ребенок может требовать что-то, капризничая или впадая в . Малодушные родители часто в таких ситуациях идут на поводу у маленького капризули, потом у них вырастает ребенок-эгоист, а что делать после этого — они понятия не имеют. Поэтому нужно прививать правильную модель поведения у детей, начиная с самого раннего возраста.

Почему дети эгоисты?

Кто виноват в том, что наши дети вырастают самовлюбленными и думающими только о себе людьми? Конечно же, мы с вами – родители и бабушки с дедушками .

Сайт сайт попробовал систематизировать типичные родительские ошибки, которые приводят к взращиванию маленького домашнего тирана:

  1. «Захваливание» ребенка и преувеличение значимости его личности . Не нужно беспричинно хвалить дитя, рассказывая ему, что он лучше всех. Поступая так, не удивляйтесь, почему дети растут эгоистами. Но и обратная ситуация – приуменьшение и замалчивание его достоинств – недопустима.
  2. Исполнение обязанностей и нужных дел за ребенка . Это приводит к безынициативности.
  3. Эгоистичность родителей при том, что ребенку декларируются нравственные нормы. Как известно, дети учатся на примере взрослых. Поэтому, если мама или папа действуют вопреки «стандартам», у детей образуется внутренний конфликт и представления становятся неопределенными.
  4. Навязывание своим детям личных установок и желаний , что может снижать у них интерес к жизни.
  5. Чрезмерная активность родителей в плане воспитания может снижать самооценку ребенка и подавлять его личность, что приводит к психологической незрелости.
  6. Подкуп чад за выполнение тех или иных действий . В таком случае ребенок ценит не результат выполненной работы, а ее «оплату». Кроме всего прочего, плата приводит к снижению энтузиазма и творческого потенциала.

Ребенок-эгоист : как перевоспитать

Самое первое, что нужно сделать, чтобы перевоспитать ребенка-эгоиста – осознать свои родительские ошибки как воспитателя. Нужно проанализировать, где произошел «сбой» и какие моменты педагогика вы упустили.

Вот несколько советов, как перевоспитать эгоистичную персону:

  • Не идите на поводу у ребенка , если он требует чего-либо истерикой. Просто не обращайте на него внимания в такие моменты. Через пару минут ваше чадо поймет, что криком ничего добиться нельзя.
  • Не делайте что-то за ребенка , что посильно ему самому, так вы приучите его самостоятельно справляться с разными задачами.
  • Разговаривайте с малышом, постарайтесь объяснить ему, что плачем нельзя ничего добиться.
  • Ребенок-эгоист хочет сам решать что-либо? Замечательно, предложите ему выбрать самому, что он сегодня наденет или что будет кушать, при этом ограничьте выбор двумя вещами или двумя блюдами.
  • Позвольте ребенку проявлять заботу о ком-то другом . Если у него есть младший брат или сестра, разрешите ему делать самые простые задачи по уходу за малышом, не ограничивайте их общение. Многие психологи едины во мнении, что один ребенок в семье – эгоист, так как все внимание уделяется только ему.

Также можно завести домашнее животное , о котором должен будет заботиться ваш сын или дочка.

Воспитание ребенка – это очень ответственная и непростая задача. Каждый родитель должен опираться не только на свое наитие, но и на здоровый разум в вопросах педагогики. Запомните, что детский эгоизм – это далеко не приговор, а негативные качества характера можно искоренить, набравшись терпения.

Несомненно, все мы страдаем эгоизмом и эгоцентризмом. И на самом деле, иной раз мы имеем даже преувеличенное мнение о самом себе и не способны видеть происходящее и самих себя глазами других людей, а также с иной позиции. У подростка тоже бывает ощущение, будто он находится в центре всех происходящих вокруг него событий, но он не рассматривает происходящее относительно самого себя. Он подчас обслуживает только собственные интересы и не только не понимает,но и не замечает развитие ситуации в социуме. Подростки от собственной непопулярности иногда начинают "сводить с ума" сами себя и друг друга. Это происходит потому, что они не понимают ровесников, взрослых и самих себя. Ж.Ж.Пиаже (1967) первым обнаружил, что особенность эгоцентризма подростков - в вере во всемогущество мышления. Им кажется, что мир должен подчиняться идеальным схемам, а не реальности. Дэвид Элкинд (Elkind 1967,1968) развил теорию подросткового эгоизма. Он считает, что эгоизм подростков заключается в вере, что окружающие уделяют внимание исключительно вещам, которые самому подростку кажутся важными. Это своеобразный ответ на реакцию неких воображаемых зрителей, которых представляет себе слишком застенчивый подросток. Подростки видят себя главными героями, а все остальные оказываются для них зрителями. Ощущение того, что все окружающие смотрят на подростка и критикуют, заставляет девочку-подростка часами вертеться перед зеркалом, которая пытается уложить волосы "так как надо". Озабоченность подростков собственной внешностью или поведением, переходит и на их социальные отношения с кругом общения. Ещё одним аспектом подросткового эгоцентризма является чувство собственной неповторимости, уникальности. "Фантазии, иллюзии, сказки о самом себе"- подросток рассказывает себе сам, записывает в своих личных дневниках, альбомах и при этом снова и снова помещает себя самого (или себя саму)на первое место. Иллюзии о самом себе также вызывает уверенность в том, что все неприятности происходят только с другими. Данное заблуждение может вызвать чувство пренебрежения ко всем известным опасностям и факторам риска. Таковыми могут быть: беспорядочные сношения, управление в нетрезвом виде мотоциклом, автомобилем, опасные эксперименты с психоактивными веществами, экстремальные увлечения экзотическими формами поведения, вплоть до аморального и проступочного (девиантного). Здесь приведены только некоторые примеры безрассудного поведения подростков, которые уверены и думают: "со мной этого никогда не случится". Стремление к риску у мальчиков-подростков в семь раз сильнее, чем у девочек. У мальчиков возникает синдром молодого мужчины, у девочек - синдром молодой женщины. Д.Б. Эльконин отмечал, что чувство взрослости, как особая форма самосознания, характерна для начального периода подросткового возраста, в котором с самого начала, становление морально-этических норм взросления является основной по своему содержанию. Без этого содержания чувство взрослости не может существовать, потому что, собственная взрослость в представлении подростка - это прежде всего отношение к нему самому как к взрослому. Подростком в первую очередь происходит естественное усвоение морально-этических норм именно в той части, в которой ярче всего проявляется специфика различий во взаимоотношениях взрослых, с умением выделять и понимать такие отличия, а также осознавать некое другое отношение взрослых к детям. Такое их усвоение происходит как органически необходимый процесс для складывающихся отношений и внутри коллектива подростков. Факты многочисленных наблюдений показывают, что становление чувства взрослости у подростка происходит в процессе усвоения морально-этических норм,которое в них рождается из жизни взрослых. Их усвоение происходит на практике во взаимоотношениях как со взрослыми, так и с товарищами. Важнейшим этапом развития ребёнка, как социального существа, является выделение периода общения его с товарищами в самостоятельную и особую сферу деятельности. Система всех коррекционных мероприятий должна опираться на само содержание становления чувства взрослости,чтобы на её основе формировать социальное сознание морально-этических норм подростка..
Литература:
1.Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков.СПб.:"Прайм-Еврознак",2004
2.Ле Шан.Э. Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума. СПб.:Прайм-Еврознак,2008.
3.Психология человека от рождения до смерти. СПб.:Прайм-Еврознак,2002
4. Эльконин Д.Б. Детская Психология.М.:"Академия",2006.

Эгоцентризм
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/egocentrizm
Эгоцентризм - неспособность индивида изменить исходную познавательную позицию к некоторому объекту, мнению или представлению сочетающуюся с сосредоточенностью личности на собственных целях, даже перед противоречащей его опыту информацией.
Эгоцентрист когда не может, а когда-то и не хочет понять, что люди - другие, не как он, что другие люди на многие вещи смотрят по своему, а не как он, что у них свои и взгляды и потребности.
Окружающий эгоцентрика мир ему не интересен, особенно внутренний мир других людей. Прежде всего эгоцентрику интересен мир самого себя, вплоть до самовлюбленности.
Эгоизм и эгоцентризм
Как правило, эгоцентризм связан с эгоизмом и нередко является его крайним выражением. Однако нередки случаи, когда эгоцентризм проявляют даже вполне альтруистичные люди - например, когда родители заботятся о ребенке, исходя из своих представлений о том, что будет для него радостью. "Я люблю книги по истории - и ребенка порадую книгами по истории!" - Эгоцентризм...
Виды эгоцентризма, его проявление
Рассматривают несколько видов эгоцентризма:
Познавательный, характеризующий восприятие и мышление;
Моральный эгоизм - говорящий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;
Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации другим людям. Заключается в пренебрежении смысловым наполнением понятий.
Когда и у кого более выражен эгоцентризм
Наиболее ярко проявляется к 12-14 годам и в старости. У взрослых людей эгоцентризм более выражен у женщин.
Преодоление эгоцентризма заключается в изменении точки зрения, происходящим в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличающимися от его собственной; формировании способности принимать роль другого человека, что связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, которая базируется на интеллектуальных процессах сравнения, аналогии и др.
Преодоление детского эгоцентризма является одной из основных задач воспитания.
Преодоление эгоцентризма
Общие условия преодоления эгоцентризма:
человек этого хочет сам и понимает, зачем это ему надо.

Бывает так, что у любящих родителей вырастает ребенок эгоист . С самого рождения малыш привыкает к тому, что он всегда в центре внимания. Родители ему во всем помогают, кормят, одевают. Стоит только ему заплакать, как мама сразу прибегает к нему. А со временем родители замечают, что из любимого малыша вырастает ребенок эгоист. Почему это происходит? Как воспитывать ребенка эгоиста?

Ребенок эгоист: в рамках нормы

Психологи считают, что до трехлетнего возраста детский эгоизм - это нормально. В это время ребенок заинтересован только в том, что приносит ему пользу и радость. Он еще не умеет общаться со сверстниками, не умеет делиться. Обычно дети к четырем годам перестают концентрироваться на собственном «я», начинают проявлять интерес к коллективу, учатся делиться и находить компромиссы.

Медики утверждают, что даже естественный эгоизм маленького ребенка не должен переходить рамок дозволенного. Если ребенок постоянно что-то требует от родителей, капризничает, а родители ему во всем потакают, это приведет только к тому, что у них вырастет ребенок эгоист . Даже ребенку до трех лет нужно объяснять, как стоит себя вести в коллективе, для чего необходимо делиться и так далее, чтобы в будущем ему было легче отвлечься от собственного «я».

Ребенок эгоист , как воспитывать кроху?

Многие родители, которые столкнулись с проблемой детского эгоизма, допускают множество ошибок в воспитании ребенка эгоиста:

Бывает так, что ребенок эгоист получает слишком много похвал от родителей, безусловно, не стоит занижать достоинства крохи, но также не нужно и преувеличивать его значение;

Некоторые родители навязывают детям свои желания, тем самым снижая интерес ребенка к жизни;

Не дают ребенку ничего делать самостоятельно;

Родители удовлетворяют все желания малыша, как только он закатит истерику;

Не приучают ребенка к труду, к игре со сверстниками.

Советы родителям о воспитании ребенка эгоиста:

Постарайтесь научиться преодолевать детские истерики, не идите на поводу у ребенка, даже если малыш плачет, не реагируйте на него, он все равно успокоится, когда поймет, что на него никто не смотрит;

Постарайтесь объяснить малышу, что плачь не поможет решить вопрос;

Никогда не делайте все вместо ребенка, приучите его справляться со многими задачами самостоятельно;

Дайте ребенку понять, что за свои поступки необходимо отвечать, пусть он знает, что за непослушание его ждет наказание;

Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать некоторые решения, например, пусть он сам выберет один из двух вариантов одежды;

Напоминайте своему ребенку о том, что нужно со всеми дружить, помогать другим, показывайте это на своем примере;

Планируйте с ребенком хорошие поступки, которые вы должны совершать каждый день: навестить бабушку, чтобы занести ей продукты, угостить воспитательницу сладким, так как она его очень любит;

Объясните ребенку, что такое сопереживание, научите его сопереживать.

Ребенок эгоист - это не приговор, негативные качества характера малыша можно исправить с помощью воспитания. Наберитесь терпения, и все получится!

Детский эгоизм относят к черте характера, демонстрирующей не лучшую сторону личности ребенка. Проблема детского эгоизма заключается в том, что он доставляет неудобство, не только малышу, но и взрослому окружению, вызывая у всех замкнутый круг бесконечного недовольства. Детский эгоизм обусловлен поведением о личной выгоде или пользе, при этом ребенок ставит свои интересы выше интересов других. Под здоровым эгоизмом подразумевается стремление малыша ко всему положительному, приятному, радостному, что благоприятствует росту и самоутверждению крохи. Поэтому малыш пристает с бесконечными просьбами посмотреть, что он сломал, нарисовал, построил, помыл, сделал. И это не зазнайство, а потребность заявить о себе и занять свое место среди других. Многое зависит от взрослых, каким малыш вырастит. Эгоизм не является врожденным качеством, его относят к приобретенному явлению, часто взлелеянному любящими родителями.

Если в семье постоянно преувеличивают значение детской личности, восхищаются ее поступками, обсуждают ее таланты, способности и сравнивают малыша с другими менее успешными детьми, то это неминуемо приведет к развитию себялюбия и формирования эгоизма у ребенка. Удовлетворение и прихотей, задаривание малыша игрушками и потакание всем желаниям способно воспитать домашнего тирана.

С самого рождения крохи эгоизм выступает нормой и единственным способом выжить. На первом году жизни, как только малышу что-либо не понравится или понадобится, он об этом сообщает громким плачем. Ребенок не думает о других личностях, об их потребностях и желаниях, для него важно, чтобы его потребности были удовлетворены.

Постепенно подрастая, кроха учится ползать, ходить, говорить и по-прежнему все внимание взрослых фокусируется на нем единственном, однако об эгоизме говорить еще рано. Переломным моментом является, когда малыш начинает отделять себя от других, противопоставляет и осознает свое «Я». Зачастую это осуществляется к трем годам, когда кроха начинает в своей речи использовать местоимение «Я». Вот на этом этапе взаимодействия с социумом и необходимо искать способы предотвращения формирования детского эгоизма.

Эгоизм способен расцветать в семье, тогда как в детской среде он быстро получает отпор. Поэтому взрослым не стоит замыкать кроху в семье, а следует расширять его зону общения со сверстниками. Малыш проходит адаптацию в социальной среде: отнял игрушку — дал игрушку, помог сверстнику забраться на горку – толкнул с горки, ударил — обнял и прочее. Если родители отмечают только негативные поступки крохи, а хорошие не замечают, то у ребенка возникнет повод для озлобления.

Так постепенно появится форма отчужденного эгоизма, а систематические обвинения в эгоизме способны привести к принятию малышом образа «эгоиста». Зачастую это присуще в школьном возрасте. Чем это опасно? Такой образ способен понравиться ребенку, поскольку эта позиция дает возможность освободиться от душевных переживаний за плохой поступок. Закрепление эгоистичного образа у школьника способно привести к самоуважению своей личности такой «крутостью», когда ребенок «всех взрослых строит». В будущем сформированный таким образом эгоизм способствует появлению трудных подростков. Во взрослой жизни с таким «багажом» возникнут трудности в межличностных отношениях.

Проблема детского эгоизма заключается в том, что, взрослые, не улавливая возрастную грань и продолжая убеждать ребенка в том, что он самый лучший и единственный сами взращивают эгоиста. С возрастом у подростка возрастут потребности и требования, и вымогательство превратится в черту характера с душевной черствостью. Эгоизм несет негативные последствия не только для окружающих, но и для самого подростка. Иногда эгоизм принимает форму эгоцентризма, для которого характерна неспособность принимать и допускать отличную от своего мнения точку зрения.

Как бороться с детским эгоизмом? Борьба заключается в том, что малышу необходимо многое объяснять, не избегать запретов, ребенок должен понимать слово «нельзя». Родители должны воздерживаться от удовлетворения всех подряд требований «мне, хочу, дай». Важно малыша учить помогать взрослым, убирать после себя разбросанные вещи, складывать игрушки.

Как преодолеть детский эгоизм? Малышу стоит уделять достаточно много внимания, для того чтобы он не испытывал необходимость его выпрашивать капризами и слезами. Если кроха знает, что его любят и он нужен, если ему комфортно и он не «борется» за внимание, то в этом случае малыш будет думать о других, поскольку другие думают о нем. Для формирования полноценной личности необходимо постоянно хвалить ребенка, только важно не переусердствовать в сравнении с успехами других детей.

Искоренить эгоизм у ребенка можно, если не вестись на манипуляции крохи. Если было сказано «нет», то следует придерживаться своей линии до конца. Иначе ребенок быстро научится добиваться желаемого, при этом, не заботясь об интересах других. Необходимо демонстрировать малышу пример заботы о других. Не стоит отдавать ему последнюю конфету, а нужно разделить ее между малышом и папой. Следует выражать искреннюю радость, если малыш сложил свои игрушки и помог убрать взрослым. Забирая кроху из детского садика, важно интересоваться не только тем, чем он занимался сегодня, но и тем, чем были заняты его друзья: что рисовали, какие фигурки лепили из пластилина. Заметив признаки эгоизма у ребенка, не следует впадать в панику и наказывать малыша. Следует понаблюдать за крохой, подумать, какие именно ошибки были допущены взрослыми в воспитании и, постепенно стараться искоренить их.

Перечислим типичные ошибки взрослых, ведущие к формированию эгоизма у подростков:

— преувеличение значения личности подростка. Здесь важна адекватность оценки: не следует хвалить без причины, не стоит замалчивать реальных достоинств подростка;

— навязывание ребенку личных прагматических установок и желаний, которые будут снижать интерес и к жизни у ребенка;

— выполнение дел за ребенка, что лишит их собственной инициативы;

— личный эгоистический пример взрослых нарушающий нравственные представления ребенка из-за внутреннего конфликта;

— подкуп детей за работу по дому, за школьные отметки;

— чрезмерная, большая воспитательная активность семьи, которая снижает детской личности.

Советы психолога — как бороться с детским эгоизмом:

— снять мелочную опеку (разбудить утром, напомнить о важных делах; сидеть при выполнении уроков; обслуживать во время приема пищи и после);

— дать возможность ребенку получить отрицательный опыт за его действия или бездействия, позволить самостоятельно принимать решение;

— следует приучать к посильной помощи дома для всех;

— важно поощрять позитивные оценки в адрес его друзей;

— необходимо расширять социальную среду ребенка, учить его в ней жить.