Как облегчить адаптацию ребенка. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Поверить в своего ребенка, понять, что о не так слаб, как вы думаете

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как облегчить адаптацию

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?

Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  1. четкий режим дня;
  2. отсутствие родных рядом;
  3. постоянный контакт со сверстниками;
  4. необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  5. резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко, а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 - подъем, умывание, одевание; 8:30 - крайнее время для прихода в сад; 8:40 - завтрак, 10:30 - прогулка, 12:00 - возвращение с прогулки, 12:15 - обед, 13:00 - 15:00 - дневной сон, 15:30 - полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.

Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье - это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде . Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации , чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке - заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама - спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду - раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться . Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  3. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.


Советы психолога

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Кому адаптироваться легче?

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее , за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

Детям, физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».

Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

Детям, чей режим близок к режиму сада . За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду.

Детям, чей рацион питания приближен к садовскому . Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Чем могут помочь родители

Режим адаптации. Сначала ребенок приходит в сад на 2 часа , постепенно количество часов увеличивается. Вопрос посещения ребенком полного дня решается сотрудниками детского сада , так как процесс адаптации носит индивидуальный характер (время привыкания к детскому саду у каждого малыша разное; может длиться от 2-х недель до полугода ). Поэтому родителям следует продумать время отпуска на период адаптации.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде .

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка .

Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например от соски) в период адаптации.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера . Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.

Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы.

Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую) . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы.

Призовите на помощь сказку или игру . Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями.

Спокойное утро

Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш :

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться .

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).

У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Желаем удачи Вам и Вашему ребенку!

Инструкция

Подготовка ребенка к детскому садику начинается до него. Стоит почаще ходить с малышом на детскую площадку и играть с другими детьми. Необходимо, чтобы дети как можно чаще меняли домашнюю обстановку и проводили больше времени с другими людьми, адаптировались к обществу.

Нужно учить ребенка играть общими игрушками, делиться своими и меняться ими. А так же общаться с другими детьми, знакомиться и представляться. Только один вопрос "как тебя зовут?" уже ломает многие барьеры в общении. Для начала родители сами могут на площадке начинать спрашивать имена других детей, а потом подключить к этому своего малыша. Это позволит ему избежать многочисленных конфликтов, стеснения и страхов.

Желательно дома играть с ребенком в детский сад и в ролевых процессах показывать, что делает воспитательница, какую вкусную кашу готовит повар, как весело детям играть и заниматься в саду. Также на словах стоит отзываться о процессе пребывания в детском саду только в положительном ключе. У ребенка должны быть исключительно позитивные представления о своем первом образовательном учреждении.

До начала учебного года можно погулять с малышом несколько раз у предполагаемого детского сада, объяснить ему, что здесь он будет играть с другими ребятами, заниматься и познакомится с воспитателями. Если есть такая возможность, то зайти на территорию и поиграть на веранде или в песочнице. Первое предварительное знакомство с обстановкой и местностью значительно облегчит ощущения ребенка, когда он уже по-настоящему пойдет в сад.

Приучайте ребенка к режиму детского сада до похода туда. Это очень важный и необходимый момент. Многие дети не спят дома в тихий час, не кушают по режиму, гуляют поздно вечером. А в детском саду сталкиваются с установленными правилами, которых нужно обязательно придерживаться. Малыш может не понять, почему он должен ложиться спать днем, если давно этого не делает дома. Так что за месяц или два до начала учебного года нужно ввести дома правило "тихого часа" и лучше в то время, когда проходит тихий час в саду. Так же ввести режим подъема и отправления ко сну. Ведь ребенок, просыпающийся в 10 утра не сможет спокойно просыпаться в 7 утра, чтобы отправиться в сад. Это повлечет массу истерик, стресса и слез. Режим дома должен быть максимально приближенным к режиму сада.

Оставлять ребенка в детском саду стоит постепенно и не спеша. Для начала можно оставить малыша только на 2-3 часа, чтобы он познакомился с новой обстановкой, воспитателем и нянечкой. Дальше часы нужно увеличивать и оставлять уже до обеда. При этом необходимо смотреть как ведет себя ребенок в саду. Не стоит спешить и увеличивать время пребывания в учреждении лучше медленно, каждые 2-3 дня. И только когда ребенок без проблем остается на обед и на тихий час, то можно попробовать оставить его на полный день.

Нельзя затягивать процесс прощания с ребенком в саду по утрам. Это только еще больше расстраивает малыша и провоцирует больше слез. Дети всегда чувствуют настрой мамы и ее готовность самой разрыдаться. Так что лучше всего крепко обнять, поцеловать ребенка и сказать, что заберете его после прогулки, после обеда или после сна. Затем сразу уйти и не заглядывать в окна. Если ребенок заметит у здания сада родителя, нервно заглядывающего в окна группы, это только усугубит настроение малыша.

Никогда не обманывайте ребенка и не говорите, что "скоро за ним придете". Это "скоро" для него может означать "придет через 5 минут, через 1 час итд". А на самом деле родитель заберет его только лишь после обеда. Такое ожидание очень мучительно для детей и они каждую минуту надеяться и ждут, что вот-вот мама заберет его. Лучше твердо сказать, что вернетесь за ним сразу после тихого часа. Тогда малыш понимает примерное время, когда за ним придут. Только ни в коем случае нельзя опаздывать или приходить позже. Такой обман сильно травмирует психику детей и подрывается их доверие.

Не стоит ругать ребенка в детском саду при других детях или воспитателях. А так же угрожать ему, что сейчас оставите его и уйдете, если он не прекратит плакать и истерить. Вы для него опора, центр земли и вселенной. От родителей он ждет только поддержку, заботу, внимание и понимание. Плач в садике - это нормально.

Никогда не поощряйте разовое посещение ребенка детского сада. Фраза "Сходишь в садик и я куплю тебе шоколадку за это" приведет только к тому, что ребенок со временем начнет манипулировать родителями и постоянно ждать каких-либо подарков за вполне обычное событие - поход в детский сад. Ребенок должен понимать, что детский сад - это его постоянно место проведения времени до школы, это новый, но вполне нормальный, обычный и логичный этап в его жизни, к которому он должен привыкнуть.

Адаптация в детском саду. Консультация для родителей

"Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду "

Цель: Повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах адаптации ребенка к условия детского сада.

Родителям необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной

домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Детский сад - новый период в жизни ребенка . Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плаче м.

Способы уменьшить стресс ребёнка :

1.Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму .

2. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи) .

3.Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

4. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
5. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению, но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним. Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад", Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив - вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

6. Важное средство общения в дошкольном учреждении - это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
7. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в детском саду .

8.Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

9. Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить - вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

10.В выходные следует придерживаться режима дня, принятого в ДУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
11.Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери, Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
12.Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Помните , что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали - укладывали спать . Поэтому старайтесь больше уделять внимание ребенку.

Когда речь идет об адаптации малыша к саду, очень много говорят о том, как трудно ребенку и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится не в меньшем стрессе и переживаниях!

Чтобы помочь себе, нужно:

1. Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенность мамы, адаптируется гораздо быстрее.
2. Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет!

Плач - это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательн о справитесь.
3. Заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.



Вот и настало время, когда мама должна расстаться со своим малышом. Не важно, что сначала это расставание будет длиться не больше
часа-двух. Привыкать к детскому саду особенно сложно маме и ребенку, которые никогда раньше не расставались. Но все же, если постараться, то пребывание ребенка в саду станет не проблемой для семьи, а развлечением для малыша и свободным временем для мамы.

Когда разлучаться с малышом

Официально в нашей стране ребенка в детский сад можно устроить, когда ему исполняется два года. Но если очень постараться, можно отдать малыша и раньше. Вот только стоит ли? Мнение педагогов и психологов разделяются, когда речь заходит о возрасте, с которого ребенок должен посещать сад. Тут все индивидуально.

Когда ребенка отдают в сад в двухлетнем возрасте, есть свои положительные моменты. В яслях дети быстрее привыкают к саду, ведь уже в трехлетнем возрасте малыш понимает свое «я» и начинает проявлять характер с новой силой. За год пребывания в яслях дети становятся уверенными в себе, учатся самостоятельно кушать, одеваться, меньше болеют, быстрее привыкают к детскому коллективу.

Но, как правило, двухлетние малыши еще не умеют говорить, и родителям страшно расставаться с детьми, ведь они не расскажут, что делали в саду.

Большинство трехлетних детей уже умеют говорить, им легче объяснить, почему мама оставляет их в саду, их легче чем-то занять, они умеют играть. Но такие дети дольше привыкают к саду.

Так что, дорогие родители, все индивидуально. И как вы будете знать, готов ли ваш ребенок, если не попробуете? В конце концов, если малыш уж никак не сможет ходить в ясли, всегда можно его оттуда забрать и на следующий год отправить в младшую группу.

Адаптация начинается дома

Именно так. Адаптация к детскому саду начинается не с того момента, когда малыш переступает порог детского учреждения, а дома, когда родители заводят разговоры о садике. Именно настроение родителей передается ребенку.

Вы когда-нибудь произносили фразу, когда ваш малыш отказывался слушаться: «Вот отдам тебя в садик, тогда и будешь знать!..» А не стоит такого говорить. Никогда не пугайте детей садиком. Мы думаем, что дети не слушают и не запоминают сказанного, но, поверьте, они все «мотают на ус».

Описывайте детский сад только в положительных тонах. Например, если ваш ребенок заигрался на детской площадке и не хочет идти домой, можете сказать: «Ничего, скоро будешь ходить в садик, там так много детей, с которыми можно дружить, так много игрушек, будешь играть целый день...». Или что-то в этом роде.

Когда настанет тот день, когда надо будет отвести малыша в группу, постарайтесь не нервничать, ведь дети чувствуют настроение родителей. И не в коем случаи не плачьте вместе с ребенком. Тогда его будет еще сложнее успокоить.

О воспитателях положительно и уважительно

Все родители хорошо понимают тот факт, что от воспитателя на 90% зависит то, как привыкнет ребенок к саду. О том, как попасть к хорошим специалистам, надо говорить отдельно. Но, предположим, вам повезло, и о воспитателях вашего крохи отзываются неплохо. Всем родителям важно помнить, что все дети рассказывают в саду о том, что происходит дома, и наоборот.

Не отзывайтесь неуважительно о воспитателях, ни в коем случае не давайте им прозвищ, даже если вас что-то не устраивает в их работе. Но даже если ваш малыш скажет в саду что-то плохое о воспитателях, это не самое страшное. Ребенок уловит отношение родителей к персоналу, и не будет видеть в работниках сада авторитета.

Очень часто бывает так, что родителям не нравится то, как ребенка покормили, одели, не погладили по голове, не выучили алфавит… А вашего малыша может все устаивать. Есть родители, которым очень сложно угодить. Но если ваш ребенок здоров, цел, сыт, счастлив, и хочет идти в сад на следующий день, подумайте, стоит ли критиковать персонал дома. Если же вы очень хотите что-то выяснить с работниками сада, сделайте это так, чтобы малыш не видел.

Используйте ролевые игры

Ролевые игры - хороший друг родителей. Поиграйте с ребенком в детский сад. Рассадите игрушки, дайте им задание, покормите, уложите спать. Если у вашего ребенка есть любимая игрушка, давайте ее малышу с собой в сад. Это хорошо помогает, когда ребенок не хочет рассказывать, как прошел его день в саду. Можно спрашивать куклу, медвежонка или паровозика Томаса, что он делал в садике, с кем играл, что ел на обед. Таким образом, сам того не зная, ребенок сможет рассказать, как прошел его день, а мама сможет увидеть, как ее малыш адаптируется в новом коллективе.

В ролевых играх есть еще один положительный момент. Дайте малышу роль воспитателя, а себе возьмите роль какого-то ребенка. Ваш ребенок будет копировать поведение воспитателей, и вы сможете увидеть, как в саду относятся к детям.

Учите ребенка дружить

Для адаптации к саду важно научить ребенка общаться с другими детьми. Знакомьтесь с другими ребятами. Научите своего малыша меняться игрушками. Если ребенок научится дружить, делиться, играть вместе, то ему станет легче адаптироваться в среде сверстников.

Хорошими помощниками в адаптации ребенка к детскому коллективу могут стать центры раннего развития. Конечно, водить туда ребенка каждый день недешево, но несколько раз в месяц посетить можно. Для малыша это будет очень полезный опыт общения с детьми, взрослыми воспитателями, а, самое главное, мама будет рядом.

Пусть ребенок привыкает постепенно

Никто не знает своего малыша лучше, чем его мама, но все же к мнению воспитателей также важно прислушиваться, ведь все их рекомендации построены на многолетнем опыте работы с детьми. Не оставляйте ребенка слишком долго в первые дни, даже если вам кажется, что он довольно самостоятельный.

Одни мои знакомые отдали свою дочь в сад полуторогодовалом возрасте. В первый день посещения сада ее мама сказала, что хочет оставить девочку на целый день. На все объяснения воспитательницы, что это очень много для первого раза в саду, она отвечала: «Ребенок не будет плакать». Ребенок действительно не плакал. Но вот только через некоторое время родители заметили, что у их дочери начался нервный тик. После осмотра невролог объяснил, что девочка переживала все эмоции в себе, не выплескивала их наружу, как другие дети. Отсюда и проблемы. А надо было просто довериться специалисту и позволить своему ребенку привыкать к саду постепенно.

Откорректируйте режим дня малыша

Очень важным моментом для адаптации ребенка в саду есть режим его дня. Но родители часто упускают из виду такой важный пункт. Постарайтесь организовать день малыша так, чтобы он максимально соответствовал режиму в детском саду. Например, постарайтесь просыпаться не позднее восьми утра, давайте малышу завтрак в промежутке между девятью и десятью утра. Обязательно гуляйте с ребенком не меньше часа. Обед организуйте не позднеечаса дня, и обязательно уложите ребенка спать.

Многие родители очень стараются, чтобы ребенок всегда был чистым, опрятным, вел себя тихо и сидел возле мамы. Если вы дадите своему ребенку набегаться, выкричатся, скакать, прыгать, лазать - проблем с едой и дневным сном не возникнет.

А когда малыш привыкнет спать дома, то и в саду он с удовольствием будет отдыхать в постели.

Это касается и того, когда вы укладываете ребенка спать на ночь. Чем раньше заснет ребенок вечером, тем легче он проснется. А если малыш выспался, его легче одеть утром, он меньше капризничает, и, соответственно, меньше плачет в саду.

Составляйте простое меню

Меню вашего ребенка также имеет большое значение при адаптации к детскому саду. Научите его кушать простую пищу: супы, каши, салаты. Все мы понимаем, что иногда накормить ребенка просто нереально, и заботливые мамы идут на немалые ухищрения, чтобы заинтересовать своего кроху приготовленным блюдом: украшают, выкладывают в форме зверюшек. Но в садике этого делать не будут.

Так что же делать? Во-первых, убрать перекусы. Ребенок не умрет з голоду без печеньки или булочки между завтраком и обедом.

Во-вторых, не заставлять кушать. Чем больше мы запихиваем в ребенка, тем хуже он ест.

А, в-третьих, тот самый простой секрет - дайте ребенку набегаться и наиграться. Это пустяки, что он измажется или даже собьет коленку. Но голодный ребенок «сметает» все, что ему предложат.

И папам надо что-то делать

Некоторые мамы слишком болезненно расстаются с детьми, словно отправляют их не в сад, а в армию, долго их успокаивают, уговаривают. Наши дети умные, и все «секут» - если мама так боится меня оставлять, значит там страшно.

Но есть одна хитрость. Попробуйте отправлять ребенка в сад с папой. С отцами они ведут себя тише, меньше капризничают и не давят на жалость.

Болеют, потому что плохой уход?

Этот пункт касается скорее даже бабушек, чем мам, ведь бабушки очень трепетно относятся к своим внукам. Да, ребенок будет болеть. Но это лишь ответ организма на стресс, который переживает малыш.

Кажется, ну что тут такого - несколько часов в детском саду. Но это большое эмоциональное потрясение, которое переживает малыш. Представьте себе, что вы проснулись, скажем, в Токио, без знания языка, денег и надежды вернуться домой, и вам надо как-то прожить этот день. Разве тут не заболеешь?

Но многие мамы и бабушки уверенны, что дети сидят целыми днями в мокрых штанах на холодном полу, их никто не переодевает, не кормит, не ухаживает за ними, от того и болеют.

Мой ребенок ничего не умеет!

Это уже даже не вопрос адаптации, а страхи почти всех мам. «Мой ребенок еще в памперсе», «Он сам не ест», «Он еще не умеет говорить», «Мой малыш сам не одевается» - только и слышно на детских площадках.

Дорогие мамы, не паникуйте. Поверьте, ваши дети стают самостоятельнее, когда родительской опеки становится меньше. Дети обожают, когда их хвалят. Если воспитательница похвалит одного малыша, который самостоятельно покушал, многие также захотят, что бы и их отметили. Дети способные, и иногда их легче научить другому взрослому, чем родителям.

Все родители с ужасом думают о том, как пройдет адаптация их малыша в их первом детском учреждении. Но если постараться и отнестись к этому процессу спокойно, все пройдет довольно гладко, а родители и дети с удовольствием начнут новый этап в своей жизни.