Итоговое занятие по фэмп вторая младшая. Как заинтересовать малышей математикой: проводим занятия по фэмп во второй младшей группе детского сада. Приёмы формирования математических представлений

МБДОУ «Детский сад 262»

Конспект итогового занятия по ФЭМП во второй младшей группе №7 по сказке «Теремок»

Подготовила: Барышникова Н.Ю.

Барнаул - 2017 г.

Цель: закрепление знаний по ФЭМП, приобретённых за учебный год.

Задачи:

Упражнять в счете от 1 до 5.

Закрепить умение сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления (больше, меньше, поровну, сколько, столько же).

Развивать умения различать геометрические фигуры.
- Закреплять понятия «узкий – широкий», «длинный – короткий», «большой-маленький»
- Формировать умения сравнивать количество предметов.
- Развивать внимание, фантазию, память, мелкую моторику рук, речь.
Материал: .

Иллюстративный материал по сказке. Раздаточный материал: геометрические фигуры (кружочки и квадратики) для выкладывания «бус» для лягушки, разрезные картинки по количеству детей для игры «Найди пару», счётные палочки, заплатки и клей для заячьих шубок.

Ход занятия:

(звучит фоном запись «Приходи сказка»)
В: Ребята, а вы любите сказки?
А предлагаю вам поиграть в сказку.
А вот чтобы узнать в какую, вы должны отгадать загадку.

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
Лягушку, зайку и лису
И даже мишку пригласила
И в доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.

Что это за сказка?
Дети: Теремок

В: Правильно! Итак, сказка начинается!
(Звучит вступление к сказке «Теремок», иллюстрация теремка)



Как по полю, полю Мышка бежала,
Теремок увидала. (звучит музыка для выхода мышки + иллюстрация мышки возле теремка )
К теремку дорожки ведут -
Посмотрела Мышка на дорожки,
Огорчилась немножко – не знает, по какой лучше идти.

Давайте поможем мышке выбрать дорожку.

(Д/и «Сравни дорожки» по ширине, и подсказывают мышке, что по широкой дорожке бежать легче.)

Воспитатель: Побежала Мышка по широкой дорожке, а вдоль нее деревья растут.
- Посмотрите, ребята, какие здесь растут деревья? Назовите- какие это деревья? (ёлочки и берёзки)
- Сколько берез? 4
- Сколько елок? 3
- Каких деревьев больше? На сколько больше?
- А каких деревьев меньше?

Забежала Мышка в теремок и стала там жить – поживать и песни распевать.
-А скажите, ребята, сколько сейчас зверушек в теремке живет?

Сказка продолжается:
Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Лягушка скачет по болоту,
В теремке ей жить охота. (звучит музыка для выхода лягушки+ иллюстрация с лягушкой)

А давайте лягушку пригласим на разминку «Пяточка – носочек»
и пусть она с нами отдохнет.
Встали, ручки, ножки приготовили и начали!!!

Физминутка «Пяточка-носочек»

Ой, ой, ой, беда, беда!
Пока лягушка скакала,
Она бусы потеряла.
Плачет бедняжка:
Помогите детвора!
Соберите бусы!
Поможем лягушке-квакушке бусы собрать?

Д/и «Собери бусы».
(Работа с раздаточным материалом – чередование фигур по форме и цвету).

Посмотрите, ребята, у всех получились бусы как на этой
полоске? Молодцы.

Прискакала к теремку Лягушка.
Пустила ее Мышка – норушка жить в домик.
Стали они вместе жить,
Песни петь и не тужить.
И вы не скучайте,
Зверушек сосчитайте!
Сколько теперь живёт зверушек в домике? (Двое)

(звучит музыка для выхода зайки+ иллюстрация зайки возле теремка)
Как по полю, полю Зайка бежит,
У дверей остановился и кричит:
– Ой, беда, беда, беда,
Шубку я порвал вчера.
Вы пустите меня в теремок
Обогреться – я весь продрог.

Давайте поможем Зайке шубку починить, заплатки подобрать.
Д/и «Найди заплатку » (с геометрическими фигурами)Дети приклеивают заплатку нужной геометрической формы.

Воспитатель:
Зайку мышка тоже пустила в теремок жить.
Сколько зверушек теперь в теремке живет? (Трое)

Тихо, тихо, не шумите,
Кто-то к нам идет сюда.
Ну, конечно же, Лиса .

(звучит музыка для выхода лисы+ иллюстрация лисы возле теремка )

– Что за чудо теремок – теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вы пустите в теремок меня
Будем с вами мы друзья.

Пустили и Лисичку в теремок жить,
Ведь она знает много игр. Лисичка хочет с вами поиграть.

Игра «Найди пару» (разрезные картинки) Каждый ребенок под стулом находит половинку разрезной картинки, звучит музыка и он двигается по ковру. Как только музыка закончилась, нужно быстро найти свою пару!

А сколько зверей теперь живёт в теремочке? (Четыре)

Воспитатель:
А по лесу уж Медведь идет (звучит музыка для выхода медведя+ иллюстрация медведя возле теремка)
Вдруг увидел теремок и как заревет.
Хочет Мишка к теремку подойти,
Да болото у него на пути.

А через болото проложены два мостика.
Какого они цвета?
Подскажите Мишке, какой мостик короткий? (жёлтый)
Красный мостик какой? (длинный)

Подошел Медведь к теремку и ревет: – Вы пустите меня в теремок!
Испугались звери. Что случилось, когда медведь залез на теремок? (сломал). А почему теремок сломался? (потому что мишка большой)

Что делать? Надо им помочь построить новый домик!

Сколько зверушек будет жить в новом теремке? (Пять)

Посмотрите, какой теремок мы построим из палочек для зверей.

Д/и «Выкладывание из счётных палочек».


(Дети строят теремки из счётных палочек по образцу)

Ну, вот, теперь наши звери не замёрзнут. Вы им помогли.
Ребята, а в какую сказку мы сегодня играли? (Теремок)
А сколько в теремочке нашем зверей живёт? (Пять)
Во что вам больше всего понравилось играть?
Жители Теремка вам прислали мега-раскраску и новые карандаши за то, что вы были молодцы и справились со всеми заданиями.

Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность. В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.

Задачи на формирование элементарных математических понятий во второй младшей группе и приёмы их осуществления

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).

Задачи формирования элементарных математических представлений

Во время образовательной деятельности дети четвёртого года жизни должны усвоить такие понятия:

  • Множество (группа). Дошкольники учатся определять общий признак у совокупности предметов (к примеру, все мячики имеют круглую форму, эта группа кубиков синего цвета, другая же - большого размера), составлять группы из одинаковых предметов и вычленять из них отдельные. Более трудная задача - отыскивать однородные предметы в окружающей среде (например, принести все зелёные кубики).
  • Количество. В младшем возрасте изучение чисел ещё не вводится, количество предметов определяется только такими понятиями, как «один», «много» либо «ни одного» (так малыши отвечают на вопрос педагога «сколько?). Воспитанники младшей группы также обучаются сравнивать группы предметов путём сопоставления (к примеру, на каждую ёлочку нужно посадить белочку), устанавливать равенство между неравными группами (добавить ещё одну белочку, чтобы их стало столько же, сколько ёлочек). Малыши осваивают понятия «больше», «меньше» и «поровну» (синоним «одинаково»). В дальнейшем качественные отношения плавно перейдут в понимании дошкольников в количественные.
  • Величина. Малыши учатся сравнивать предметы по конкретному признаку - это размер, длина, ширина и высота, оперируя понятиями «длинный» и «короткий», широкий» и «узкий», «высокий» и «низкий», «большой» и «маленький», «равные». Для сравнения они осваивают приёмы наложения и приложения.
  • Форма. Дети знакомятся с основными геометрическими формами - кругом, квадратом и треугольником, исследуют их, используя зрение и осязание. Дошкольники должны узнавать эти формы, невзирая на разный размер и цвет.

Также у малышей должны быть сформированы навыки:

  • Ориентировки в пространстве. Ребята учатся ориентироваться в расположении частей своего тела, различать направления относительно себя (справа или слева, вверху или внизу), на плоскости.
  • Ориентировки во времени. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», учатся правильно их употреблять в речи.

Фотогалерея: математические понятия и навыки, которые должны освоить воспитанники второй младшей группы за год обучения

Малыши должны узнавать круг, квадрат и треугольник независимо от их цвета и размера Одна из задач обучения в младшем дошкольном возрасте - знакомство с понятием количества Воспитанники второй младшей группы осваивают понятие величины Во второй младшей группе малыши учатся ориентироваться в пространстве относительно себя
Дети 4-го года жизни знакомятся с понятием «части суток»

Фотогалерея: задания на ориентировку в пространстве

«Кто где находится?» «Что слева, что справа?» «Кто под стульчиком, кто на стульчике?» «Кто на берегу, а кто в воде?» «Кто перед домиком, кто в домике?»

Фотогалерея: задания на формирование понятий «большой», «маленький», «длинный», «короткий»

Овечка большая, а ягнёнок маленький Кот большой, а мышка маленькая Кот большой, а котёнок маленький Карандаши разной длины Сравнение лент по длине Пример картинок для сериации по величине Картинки для сериаций по размеру «Замочки и ключи»

При работе с ребятами младшего дошкольного возраста воспитатель использует особые приёмы обучения.

Приёмы формирования математических представлений

  • Эмоциональное воздействие. Малыши гораздо лучше усваивают любой материал, если он преподнесён эмоционально. В этом поможет соответствующий тон педагога, умение сопереживать происходящему на занятии, радоваться и огорчаться вместе с детворой, выразительно преподнести ту или иную проблемную ситуацию.
  • Игровой приём. Основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому введение игрового компонента обязательно на занятиях по ФЭМП. Это могут быть дидактические или подвижные игры, причём желательно задействовать в них всех детей, чтобы никому не приходилось долго ждать очереди. Однако игровые приёмы должны выполнять свою задачу - помочь освоению определённого математического понятия, а не просто развлекать ребят. Особенно они уместны на этапах повторения и закрепления. Когда какое-то свойство выделяется впервые, игровые моменты можно свести к минимуму.
  • Обучение должно быть наглядно-действенным. Ребёнок следит за движениями взрослого, слушает его инструкции (предельно чёткие и ясные) и повторяет манипуляции с дидактическим материалом. Педагог обязательно должен давать подробный образец действия, иначе малыш не справится с заданием и быстро утратит к нему интерес. Наглядность должна быть выразительной - воспитатель использует картинки и игрушки, у которых конкретное свойство выражено отчётливо, без ненужных деталей. Для лучшего восприятия малышам рекомендуется обследовать предмет с помощью осязания, например, провести ручкой по лентам (сравнение их по длине).
  • Во второй младшей группе особенно актуален приём повторения. Для лучшего усвоения знаний воспитатель многократно показывает и обозначает конкретный способ действия, меняя в то же время наглядный материал. Дошкольники также два или три раза выполняют однотипные упражнения, изменяя приёмы работы (чтобы избежать утомления).
  • Для поддержания внимания и активности маленьких детей необходима смена характера деятельности. Недопустимо, чтобы в течение всего занятия дети сидели за столами. Они обязательно должны подвигаться, какое-то задание можно выполнить на ковре. Кроме того, избежать утомления поможет интеграция образовательных областей, например, соединение математики и изобразительного искусства: ребята складывают из бумажных геометрических фигур простое изображение (домик), а затем наклеивают его на основу.
  • Каждое новое свойство и понятие педагог закрепляет с помощью точного слова. Причём проговаривать его следует не спеша, с выделительной интонацией. Малыши хором повторяют слово за воспитателем (несколько дошкольников могут сделать это индивидуально по просьбе педагога). Как показывает практика, наибольшие трудности для малышей представляет употребление в речи союзов «а», «и», которые отражают математические отношения. Вначале педагог помогает ребятам наводящими вопросами, а после этого просит обобщить рассказ (Сколько белочек? Сколько шишек? А теперь скажи о белочках и шишках). Если же ребёнок затрудняется с ответом, то можно начать фразу, а он её уже закончит.
  • В свободное от занятий время полезно давать младшим дошкольникам поручения, закрепляющие математические знания. Например, воспитатель просит малыша принести столько же ложек, сколько ребят сидит за столом либо достать из коробки карандаши и раздать каждому ребёнку по одному.

Фотогалерея: приёмы обучения, необходимые при работе с малышами

Смена деятельности - обязательный приём для работы с детьми второй младшей группы Привлечь внимание дошкольников поможет игровой компонент, например, появление необычного героя на занятии Педагог должен предоставить малышам максимум наглядного материала

Мотивация познавательной деятельности детей (рассматривание картинок, беседы, игры)

Внимание малышей 3–4 лет ещё неустойчиво, поэтому, чтобы заинтересовать их познавательной деятельностью, занятие по ФЭМП следует начинать с сюрпризных моментов, появления игрушечных персонажей, необычных вещей, прихода гостей.

Чтобы мотивировать дошкольников к деятельности (как познавательной, так и изобразительной), можно успешно использовать следующие мотивы: просьба сказочного героя или игрушки о помощи, приглашение отправиться в путешествие, превращение (в волшебника, представителя какой-либо профессии) и создание ситуации успеха (просьба педагога научить игрушку или персонажа чему-то, чего он не умеет). Все эти мотивы приемлемы при работе на математическом занятии с воспитанниками второй младшей группы.

К примеру, педагог вносит плюшевого Мишутку и замечает, что он почему-то грустит. Мишутка «шепчет» на ушко воспитателю, что он нечаянно рассыпал две коробки с кубиками. В одной были большие, в другой поменьше, а вот теперь они перемешались на ковре. Одному Мишке, конечно, не справиться, и он просит ребят помочь ему рассортировать кубики по коробкам. Такая просьба воодушевит малышей, и они с радостью согласятся помочь любимой игрушке, одновременно осваивая понятие количества.

Мишка грустит, что у него рассыпались и перемешались кубики

Другой вариант мотивации - в группе появляется курочка (игрушка). Она также печальная. Дети высказывают свои предположения по поводу её состояния: птичка заболела, устала, ей скучно. Воспитатель выясняет у курочки, что ей, действительно, скучно: не с кем поиграть. А помочь могут ребята - сложить из геометрических фигур цыплят, с которыми она сможет играть.

Ещё один вариант начала занятия - слышен стук в дверь, педагог заносит куклу и демонстрирует её детям. Это девочка Маша, она «рассказывает», что не послушалась родителей, ушла одна в дремучий лес и, конечно, заблудилась. Дети при помощи воспитателя догадываются, что это героиня знакомой им сказки «Три медведя». Проходит короткая беседа о том, что всегда нужно слушаться маму и папу, а затем Маша просит ребят помочь ей найти дорогу к дому. Девочка сообщает, что живёт в большом красивом доме, к которому ведёт широкая дорожка. А дома вместе с ней и родителями живут животные - котёнок, щенок и петушок. Исходя из этих сведений строится основное содержание занятия: выбрать из двух дорожек широкую, отобрать нужных животных и определить их количество (много).

Занятие можно начать с появления героини знакомой сказки

Воспитатель может использовать как мотивацию для малышей мотив путешествия. К примеру, детям предлагается отправиться в лес к милым лесным жителям, с которыми можно поиграть в интересные игры, но для этого нужно проявить внимание и сообразительность. Поедут малыши на поезде - педагог назначает одного ребёнка паровозом, а остальные становятся вагончиками, все вместе имитируют движения и звуки, которые издаёт поезд.

Для большего эффекта можно включить аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково» или всем вместе спеть весёлую песенку о путешествии на поезде.

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.

Чу-чу, чу-чу-чу-чу,
Бежит паровоз.
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

Приехали в лес,
Остановка опять,
Вставайте, ребята,
Идите гулять.

Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан

Занятие по математике можно начать с путешествия на воображаемом поезде

Методика проведения НОД по математике в младшем дошкольном возрасте (формы работы, структура)

Занятия по ФЭМП во второй младшей группе начинаются с середины сентября, поскольку первые две недели у малышей проходит адаптационный период (ведь часть из них не посещали первую младшую группу, а пришли в сад в возрасте трёх лет). До октября воспитателю лучше заниматься математикой поочерёдно с двумя подгруппами детей, а затем уже вовлекать в познавательную деятельность сразу весь коллектив.

Структуру занятия определяет его содержание: изучение нового понятия, повторение и закрепление изученного или же проверка усвоенных знаний. Каждое занятие всегда имеет три этапа:

  1. Мотивационно-побудительное начало (2–3 мин).
  2. Основная организационно-поисковая часть (10 мин).
  3. Заключительная часть (2 мин).

В перерывах между познавательной деятельностью обязательно нужно провести физкультминутку, подвижную игру или пальчиковую гимнастику - это снимет напряжение воспитанников (физическое и умственное).

Физкультминутка или подвижная игра обязательно включается в структуру математического занятия

Занятие во второй младшей группе длится 15 минут, но если дошкольники знакомятся с незнакомым материалом (что требует от них большего напряжения), то его допустимо немного сократить до 10–12 минут. При этом педагог внимательно следит за состоянием и поведением детей - ведь утомление неизбежно ведёт к утрате интереса.

На занятии ФЭМП с ребятами четвёртого года жизни педагог использует различные формы работы. В процессе индивидуальной деятельности дошкольники занимаются с раздаточным материалом. Каждому воспитаннику он выдаётся в отдельном комплекте - коробочке, конверте либо на подносе. Если же ребята складывают фигуру из однородных элементов, например, домик из счётных палочек, то можно поставить один поднос на столик для двух детей.

Работа с раздаточным материалом позволяет почувствовать свою самостоятельность

Хорошо, если до занятия дети уже ознакомились с данным материалом: тогда им проще будет сосредоточиться на свойствах объектов. Игрушки либо бумажные фигурки не должны быть чересчур мелкими и тяжёлыми. Дошкольников следует приучать бережно относиться к обучающим пособиям, а после завершения работы складывать их обратно на поднос, в конвертик и т. д.

Также во второй младшей группе можно организовывать парную работу, когда два малыша одновременно выполняют задание. К примеру, один делает из кубиков длинный диванчик для большой куколки, другой же - более короткий для маленькой. Двум детям можно сравнить по длине свои пальчики либо ладошки по ширине.

Подвижные игры и физкультминутки, конечно же, предполагают коллективную работу.

Варианты тем, временной план занятий

Согласно задачам обучения педагог подбирает темы для занятий математикой во второй младшей группе. В ходе НОД решаются одна или две задачи (например, повторить сравнение двух совокупностей предметов и учиться различать левую и правую руку). В конце учебного года (май) обычно проводятся итоговые занятия: дети систематизируют свои знания, воспитателем оцениваются компоненты их готовности к дальнейшему математическому развитию.

Таблица: тематическое планирование по ФЭМП воспитателя второй младшей группы Л.В. Полетаевой


п/п
Тема Цели
1. «Шар и куб» Закрепить умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от их размера и цвета.
2. «Кошечки» Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький».
3. «Путешествие в зоопарк» Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало».
4. «Цветочки» Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и группы одного предмета, учить понимать слова «много», «один», «ни одного».
5. «Гусеница» Познакомить с кругом; учить отвечать на вопрос «сколько?», учить определять совокупности словами «много», «один», «ни одного».
6. «Колобок» Учить сравнивать круги по размеру - большой, маленький.
7. «Андрюша и цыплёнок» Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»; закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало».
8. «Путешествие в лес за грибами» Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»; сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.
9. «Царевна Несмеяна» Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очерёдности, которую предлагает педагог.
10. «Заплатки для ковриков» Закрепить умения определять количество предметов (один и много), пользоваться понятиями «один», «много», различать и называть круг и квадрат.
11. «Путешествие в лес» Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
12. «Круг и квадрат» Закреплять умение различать и называть круг и квадрат; совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, находить один и много предметов в окружающей обстановке.
13. «Кот и мыши» Учить сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать слово «поровну», ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку.
14. «Новогодняя ёлочка» Учить сравнивать предметы по длине, изображать ёлочки; развивать творческое воображение, мелкую моторику; активизировать употребление в речи слов «короткий», «длинный», «низкий», «высокий».
15. «Зайчата» Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «широкий», «узкий», «шире», «уже».
16. «Белочка и зайчик» Совершенствовать умения сравнивать два предмета по ширине; закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
17. «Треугольник» Познакомить с треугольником; учить различать и называть фигуру, пользоваться словами «шире», «уже», «одинаковый по ширине».
18. «Домик для лягушки» Продолжить знакомить с треугольником; учить сравнивать треугольник с квадратом.
19. «Фотография лошадки» Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
20. «Петушок» Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже».
21. «Ёлочки» Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, двух равных групп предметов способом наложения и приложения.
22. «Самолётик для папы» Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями «больше», «меньше», «столько - сколько».
23. «Две куклы» Учить сравнивать две неравные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами «больше», «меньше», «столько», «сколько».
24. «Открытки для мам» Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, обозначать результаты соответствующими словами.
25. «Соревнование» Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.
26. «Кораблики» Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один); закреплять способы сравнения предметов.
27. «Цыплёнок» Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трёх (без счёта и называния числа).
28. «Русская народная сказка «Теремок» Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами «большой», «маленький».
29. «Игрушечный магазин» Учить различать определённое количество движений и называть их словами «один», «много».
30. «Утро и вечер» Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер; развивать мышление.
31. «История про «бабушку и дедушку» Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения и приложения.
32. «Котята»
33. «Знакомство» Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию; помочь каждому ребёнку почувствовать удовлетворённость процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий.
35. «День рождения доброй волшебницы» Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб; развивать внимание, мышление, память, воображение.

Таблица: фрагменты конспектов занятий по математике во второй младшей группе

Автор и тема НОД Ход занятия
Антонова О.
«Раз фигурка, два фигурка»
Педагог сообщает дошкольникам, что к ним придёт гость и загадывает загадку:
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.
Кто это, ребята? (Медведь)
В группе появляется плюшевый Мишутка, который хочет поиграть с ребятами.
Игровое задание «Разложи кубики по коробочкам» (Выполняется на ковре).
Нужно рассортировать по коробочкам большие и маленькие кубики, которые медведь случайно рассыпал. Дети называют также цвета предметов и по просьбе воспитателя показывают большой и маленький.
Проводится физкультминутка «Мишка»:
Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри - раз, два, три!
Задание «Один-много» (индивидуальная работа с раздаточным материалом за столами: жёлтые тарелочки и зелёные кружки в коробочке). Кружки кладутся и убираются из тарелочек - закрепляются понятия «ни одного», «один», «много».
Проводится подвижная игра «Ровным кругом»: дошкольники идут по кругу, взявшись за руки, повторяя за воспитателем слова:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идём за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
На последние слова нужно выполнить определённые движения, которые показывает педагог: подпрыгнуть, топнуть ногой, присесть и т. д.
Ребята прощаются с Мишуткой, и он уходит.
Моткова Л.В.
«Птички-невелички»
Педагог предлагает ребятам поиграть с птичками: показывает игрушечные фигурки, а затем раздаёт их детям. Закрепляется понятие «Один - много» (у каждого одна птичка, а у всех вместе их много). Малыши показывают, как птички летают - совершают движения игрушкой в воздухе.
На доске располагается горизонтальная дорожка. Туда нужно посадить птиц в один ряд, назвать их количество (много), определить, одинаковые ли оно по размеру (разные - большие и маленькие). Отвечают несколько человек (по выбору воспитателя).
Педагог предлагает дошкольникам покормить птичек - для этого детям раздаются жёлтые магниты (зёрнышки). Воспитатель ставит магнитик под первой птичкой, а затем дети «кормят» других (поочерёдно к доске выходят несколько человек). Оказывается, что одной птичке зёрнышка не хватило - птичек больше, чем зёрен. Нужно уравнять их количество. Педагог подводит малышей к разным способам уравнения - добавить ещё одно зёрнышко либо убрать птичку.
Игровое задание «Закроем окошечки в домиках». На столах лежат цветные домики. Каждый ребёнок получает несколько геометрических фигур (от 3 до 6 - согласно уровню развития). Воспитатель рассказывает стихотворение:
Птички в домиках сидят,
И в окошечки глядят.
Дунул ветер! (дети дуют) Помогите!
Все окошки затворите!
А дети в это время должны закрыть окна всех домиков окошками - геометрическими формами (подбирая подходящие). Малыши, свободно передвигаясь между столами, закрывают все окошки разноцветными геометрическими фигурами.
Проводится подвижная игра по желанию детей – «Птички и кот» либо «Птички и автомобиль».
Графическое задание. На магнитной доске находятся большая и маленькая птички, а рядом гнёздышки также разного размера. Нужно соединить линией птичку и гнёздышко соответствующего размера: воспитатель делает это маркером на доске, а дети затем выполняют то же самое задание на индивидуальной карточке.
Подводятся итоги занятия, дети рассказывают, какие игры им наиболее понравились.
Симонова Е.А.
«В гостях у лесных жителей»
В гости к ребятам из леса приходит медведь Миша (игрушка). Воспитатель предлагает малышам отправиться в лес, для этого он произносит волшебные слова: «Вокруг себя ты повернись и в лесу очутись».
На доске выставляются силуэты ёлок: закрепляется понятие высоты (деревья высокие и низкие) и количества (ёлок много, а медведь один).
Проводится физкультминутка (дети выполняют движения согласно тексту - трут себе бока, гладят ножки, щекочут ушки и т. д.):
Мишка выбился из сил,
Ягоды, грибы носил,
Мы потрём ему бока,
Чтобы их размять слегка,
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнуть немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка,
Он в лесочек убежал,
Нам спасибо прорычал.
Воспитатель сообщает, что Мишка тоже делал зарядку и уронил свою корзинку. Из неё просыпались геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, которые нужно помочь ему собрать.
В группе появляется ещё один гость из леса - белочка. Мишка хочет подарить ей красивые ленточки. Дети при помощи воспитателя выясняют, что они отличаются по цвету, длине и ширине. Чтобы сравнить ленты по длине и ширине, нужно наложить их одна на другую: дошкольники выполняют задание.
Путешествие в лес заканчивается, Мишка оставляет угощение и прощается.

Особенности проведения открытого занятия в соответствии с ФГОС

Во второй младшей группе практикуется проведение открытых занятий по математике. Это ответственная работа для воспитателя и дошкольников прежде всего потому, что дети 3–4 лет могут по-разному повести себя в присутствии гостей. Малыши в этом возрасте непредсказуемы: кто-то может заплакать, а кто-то всё занятие разглядывать взрослых, не обращая внимания на действия воспитателя. Поэтому целесообразно открытое занятие проводить с подгруппой детей. Кроме того, ребят нужно заранее психологически готовить, объяснять, что в группу придут гости, которых не нужно бояться.

В начале занятия нужно показать малышам гостей, пусть они рассмотрят их, поздороваются - это удовлетворит детское любопытство, и педагог сможет спокойно продолжать занятие.

Открытый просмотр по математике отличается от обычного занятия. Воспитатель должен продемонстрировать какую-либо новаторскую методику, инновационный приём подачи материала, необычный дидактический материал, эффективные формы работы с детьми. В этом случаи коллегам будет интересно, и они обогатят свой педагогический опыт, почерпнут для себя что-то новое и полезное.

Не нужно заранее репетировать с малышами все игры и вопросы, которые будут представлены на открытом занятии. В этом случае им не будет интересно - и гости это сразу поймут. Лучше отрабатывать с детьми аналогичные задания, но с использованием другого дидактического материала (наглядного и раздаточного). Что касается физкультминуток и пальчиковой гимнастики, то можно заранее провести её с ребятами.

Таблица: фрагмент сценария открытого занятия на сказочную тематику «Стоит в поле теремок» воспитателя Т. Б. Чернец

Этап НОД Содержание этапа
Вступительная часть Воспитатель обращает внимание дошкольников на гостей, ребята здороваются с ними. Педагог предлагает ребятам взяться за ручки, улыбнуться друг дружке и прекрасному дню, а затем приглашает детей совершить путешествие в сказку.
Загадка про поезд:
Еду в нём на верхней полке
К солнышку, на юг.
А колёса без умолку
Тук - тук - тук.
Основная часть Дошкольникам предстоит отправиться в сказку на волшебном паровозике. Педагог раздаёт им билеты - на них нарисованы геометрические фигуры. Каждый ребёнок занимает место в соответствии со своей фигурой (на стульчиках также есть картинки) Кондуктор (воспитатель) проверяет билеты и поезд отправляется в путь.
Объявляется остановка - дети выходят из поезда. На полу они видят длинную и короткую дорожку. Педагог показывает игрушечную мышку и рассказывает:
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Как по полю мышка бежала,
Теремок увидала.
Малыши должны определить, по какой дорожке мышка быстрее доберётся до теремка (сравнивают дорожки по длине).
Воспитатель продолжает рассказывать сказку - появляется лягушка. Она плачет, потому что, пока скакала, потеряла свои бусы. Нужно помочь лягушке - выложить бусы из геометрических фигур (индивидуальная работа с раздаточным материалом под указания педагога - он называет фигуры, которые нужно брать).
Появляется зайчик. У него беда - порвались шортики (зацепился за кустик, пока спешил в теремок). Нужно ему помочь - подобрать заплатку к дырке (в виде круга, квадрат или треугольника).
Проводится физкультминутка «Зайка»:Зайке холодно сидеть,
нужно лапочки погреть (дети трут руки).
Лапки вверх, лапки вниз,
на носочках поднялись (действия по тексту).
Лапки ставим на бочок,
на носочках скок - скок -скок (прыжки).
Лиса украшает теремок флажками, а дети называют их цвета. Проводится игра «Какого флажка не стало»: ребята закрывают глаза (наступила ночь), а воспитатель убирает один предмет (игра повторяется несколько раз).
Появляется большой медведь. Дети при помощи воспитателя рассуждают, влезет ли он в теремок (нет, так он слишком большой). Чтобы утешить медведя, ребята решают построить ему потом новый большой дом.
Итоговая часть Дети называют сказку, в которой они побывали и делятся впечатлениями. Педагог хвалит всех ребят.

Видео: открытый просмотр по ФЭМП во второй младшей группе

Занятие направлено на изучение понятия количества. Присутствуют игровые персонажи (бабушка - взрослый и зайчик - его роль исполняет воспитанник группы).

Как провести с малышами анализ занятия

Во второй младшей группе педагог начинает проводить анализ каждого занятия, в том числе и математики. Беседуя с детьми, он просит их вспомнить, чем они занимались, что особенно понравилось, а что показалось трудным. В этом возрасте важно хвалить всех воспитанников, поскольку указание на ошибки ребёнок четвёртого года жизни может воспринять неправильно: расстроится, замкнётся в себе и в следующий раз не захочет ничего делать. Педагог должен рассказать ребятам, чему они научились на занятии и некоторым малышам деликатно указать, над чем нужно поработать (ни в коем случае не говорить, что задание было сделано плохо).

Если же занятие по математике было открытым, то присутствующие педагоги проводят его анализ по определённому плану (это делает и сам воспитатель для самоанализа).

Приведём примерные пункты такого плана.

  1. Уровень развития дошкольников, их поведение и атмосфера в коллективе (соответствует возрасту, все дети были активны, хорошая дисциплина, взаимоотношения детей дружеские).
  2. Оценка содержания и структуры НОД (занятие не затянуто, дети усвоили материал и при этом не устали, материал изложен последовательно, все этапы взаимосвязаны).
  3. Подбор дидактического материала (наглядность и раздаточные пособия соответствуют теме занятия, дидактический материал выразительный и интересный).

Картотека занимательного материала (загадки, задачи, стихи, считалки математического содержания)

Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал - загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).

Если воспитатель предлагает малышам загадки, то отгадку желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.

Математические загадки для второй младшей группы

  • У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
  • Много рук, нога - одна (дерево).
  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы).
  • Есть у каждого лица два красивых озерца.
    Между ними есть гора.
    Назови их, детвора (глаза).
  • Два глядят, а двое слушают (глаза и уши).
  • У него два колеса и седло на раме,
    две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
  • Два коня у меня, два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда, словно каменная! (коньки).
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест (вилка).
  • Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
  • Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
  • У него глаза цветные,
    Не глаза, а три огня,
    Он по очереди ими
    Сверху смотрит на меня (светофор).
  • Четыре ноги, а ходить не может (стол).
  • Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
  • Шевелились у цветка все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
  • Пять братцев в одном домике живут (варежка.)

Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.

  • Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    Кто же я такой, друзья? (Круг)
  • Он давно знаком со мной,
    Каждый угол в нём - прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его… (Квадрат)
  • Возле леса на опушке
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

Стихотворения с математическим содержанием

К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить - подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:

  • На одной ноге кружится,
    Беззаботна, весела.
    В пёстрой юбке танцовщица,
    Музыкальная… (юла).
  • Овальная лягушка,
    Но вовсе не зверушка,
    А овощ-молодец -
    Зелёный… (огурец.)
  • Небо, будто синий дом,
    Есть одно оконце в нём:
    Словно круглое оконце
    В небесах сверкает… (солнце.)

Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:

  • Взял треугольник и квадрат,
    Из них построил домик.
    И этому я очень рад:
    Теперь живёт там гномик.
  • Мы поставим два квадрата,
    А потом огромный круг.
    А потом ещё три круга,
    Треугольный колпачок.
    Вот и вышел развесёлый чудачок.
  • На зарядку солнышко поднимает нас.
    Поднимаем руки мы по команде «раз».
    А над ними весело шелестит листва.
    Опускаем руки мы по команде «два».
  • Вышли мышки как-то раз
    Поглядеть, который час.
    Раз, два, три, четыре -
    Мыши дёрнули за гири…
    Вдруг раздался страшный звон,
    Убежали мышки вон.

Математические считалки

Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:

  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет,
    Но охотник не попал,
    Серый зайчик убежал.
  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Что нам делать? Как нам быть?
    Нужно заиньку ловить.
    Снова будем мы считать:
    Раз, два, три, четыре, пять.
  • Жили-были сто ребят.
    Все ходили в детский сад,
    Все садились за обед,
    Все съедали сто котлет,
    А потом ложились спать -
    Начинай считать опять.
  • Один, два, три, четыре.
    Кто живёт у нас в квартире?
    Папа, мама, брат, сестрёнка,
    Кошка Мурка, два котёнка,
    Мой щенок, сверчок и я -
    Вот и вся моя семья!
    Один, два, три, четыре, пять -
    Всех начну считать опять.

Досуг и развлечение по математике

Как показывает педагогическая практика, дошкольники очень любят математические досуги и развлечения. И приобщать детей к этой весёлой и интересной совместной познавательной деятельности можно со второй младшей группы. От обычного занятия они отличаются непринуждённой обстановкой и лёгкой атмосферой. Дети могут свободно передвигаться по группе или музыкальному залу (если мероприятие проводится там), быть более активными - больше рассуждать, свободно высказываться делать предложения.

Если какой-то малыш в ходе развлечения устал или потерял интерес, то он вполне может сменить вид деятельности (воспитатель заранее продумывает, чем занять таких детей).

Задача педагога - продумать увлекательную игровую программу, для этого обычно используются игровые персонажи, но не просто игрушки, а ростовые куклы или переодетые взрослые (можно подключить коллегу, младшего воспитателя или кого-то из родителей, которые желают проявить свои актёрские способности). Обязательно присутствует сюрпризный момент, который вызовет у малышей всплеск активности.

Яркий игровой персонаж - обязательная составляющая математического досуга в ДОУ

Сценарий математического развлечения лучше всего составлять по мотивам знакомой малышам сказки или мультфильма, при этом действия не должны быть чётко привязаны к плану, оставляя место для творческой импровизации ведущего. Материал должен быть ребятам хорошо знаком, не вызывать затруднений, поскольку главная цель досуга - развлекательная. Педагог должен подыскать необычный и интересную наглядность и дидактические пособия.

Проведение математического досуга требует от воспитателя определённого педагогического мастерства. Например, перед мероприятием следует проанализировать индивидуальные особенности своих воспитанников. Ведь у кого-то из детей есть проблемы с речью, кто-то боится проявлять инициативу. В соответствии с этим нужно подбирать ребятам задания, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и радостно.

Математический досуг не нужно проводить слишком часто (не чаще одного раза в квартал): пусть для дошкольников это будет маленький праздник. К тому же, чтобы это мероприятие прошло достойно, нужна большая подготовка.

Таблица: фрагмент конспекта математического развлечения во второй младшей группе

Автор и тема Ход мероприятия
Курчукова Е.В.
«Что за чудо - эти сказки!»
(проводится в музыка
льном зале)
Перед детьми появляется Колобок, который сообщает ребятам, что заблудился и хочет вернуться в свою сказку. Воспитатель предлагает дошкольникам отправиться в путешествие, раздаёт им рули. Каждый ребёнок называет цвет своего руля.

Под музыку и слова педагога дети отправляются в путь:
У нас машины разные,
Синие и красные.
Жёлтые, зелёные
Для поездки в сказку готовые.
Мы сначала тихо едем,
(идут шагом)
А потом быстрей, быстрей.
(бегут в умеренном темпе)
Тихо, тихо не спешите,
И свои машины остановите.
Остановка в первой сказке. Ребят встречает Мишка и проказница мышка. Персонажи перемешали всю посуду (у Мишки она большая, а у мышки - маленькая), и теперь не знают, из чего им есть и пить. Дети сортируют предметы.
Проводится физкультминутка:
У медведя дом большой,
Ой-ой-ой (тянутся руками вверх).
А у мышки маленький,
Ай-ай-ай (приседают).
Мишка сам пошёл домой,
Ой-ой-ой (шагают на месте).
И мышка запрыгала.
Ай-ай-ай (прыгают).
Колобок говорит, что это не его сказка и дети «едут» дальше.
Остановка «Гуси-лебеди». Ребята видят изображение или муляж печки, которая напекла румяные пирожки. Малыши определяют их количество (много), форму (круглые, квадратные, треугольные), а затем берут себе по одному. Каждый ребёнок должен положить свой пирожок на тарелочку с соответствующей картинкой (геометрическая фигура).
Следующая остановка - сказка «Теремок». Используя её героев, воспитатель проводит дидактическую игру «Кто спрятался».
Наконец, дошкольники добираются до сказки «Колобок». Герой прибывает к себе домой и прощается с ребятами. Дети «едут» обратно в детский сад.
Воспитатель подводит итоги занятия: выясняет, что детям больше всего понравилось, они называют все увиденные сказки.

Задания и темы самообразования воспитателя по ФЭМП во второй младшей группе

Математика предоставляет большие возможности в выборе темы для самообразования воспитателя. Самое важное - поиск новаторских игровых и занимательных приёмов, необходимых для обучения детей данного возраста. Ведь очень интересно разрабатывать новые пособия, своими руками создавать дидактические игры, которые впоследствии очень пригодятся для повышения квалификации педагога.

Отчёт по своей теме самообразования воспитатель может творчески оформить, например, в виде презентации для коллег, выставки для родителей. Можно даже организовать творческий мини-спектакль - разыграть математическую сказку, где героями будут малыши.

Приведём примеры возможных тем по самообразованию, связанных с математикой.

  1. Роль дидактической игры при обучении детей второй младшей группы математическим понятиям.
  2. Развитие мелкой моторики на занятиях по ФЭМП во второй младшей группе.
  3. Математические сказки для воспитанников второй младшей группы.
  4. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении младших дошкольников математике.

В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей.

Программное содержание:

1.Закрепить понятия много, один. Закреплять знания цвета.
2.Тренировать умение различать геометрические фигуры.
3.Упражнять детей в сравнении по ширине, длине предметов и обозначать словами: широкий, узкий, высокий, низкий.
4.Развивать речь, внимание, мыслительные операции.
5.Продолжать совершенствовать навык детей ходить друг за другом, закреплять умение ходить по мостику;
6. Использовать в речи слова: «здравствуй» и «до свидания».
7. Продолжать учить отгадывать загадки;
8. Закреплять правильное произношение звуков Ч, Ш, С, ЧК, Д.
Демонстрационные материалы к занятию: фланелеграф; демонстрационные картинки: елочки (высокая и низкая), белка, желудь, орех, гриб, шишка; маска зайца; аудиозапись песни «Мы на луг ходили...»;
2 полоски синей ткани (широкий и узкий);
Игрушка кошка, конверт с заданиями;
Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат,треугольник); счетные палочки; карточки с точками (один, много, пусто);
Ход занятия:
Дети заходят в группу.
- Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.
-Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное путешествие. А на чем можно путешествовать? (Ответы детей: на автобусе, на поезде, на самолете)
-Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать на чем мы сейчас поедем.
Не летит, не жужжит.
Жук по улице бежит.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Машина)
1.Игра на звукопроизношение.
- А давайте мы с вами накачаем колеса (ш-ш-ш). Накачали? Вот какие большие колеса получились. (показывает руками).
- Теперь нужно налить бензин: открываем баки (Чк-чк-чк), (делаем круговые движения кистью рук). Заливаем бензин (с-с-с-с), много бензина.
- Закрываем баки (Чк-чк-чк).
- Заводим мотор (д-д-д) (крутим руками, как мотор).
- Завелся мотор? (У-у-у)
- Машина загудела?
- Проверим сначала сигнал (би-би-бип). Работает? (Да)
- А теперь поехали за мной:
Машина, машина идет гудит;
В машине, в машине шофер сидит.
Вот поле, вот речка. Вот лес густой.
Приехали дети, машина стой.
- И вот мы с вами оказались на лесной полянке. Присаживайтесь на полянке, найдите себе местечко. Садитесь поудобнее, ко мне глазками. Всем удобно?
2. - Дети, вот мы с вами оказались на лесной поляне. А на краю поляны растет...елка (на фланелеграф выставляется картинка елки)
- Сколько елок? (одна)
- А рядом с этой елкой растет...еще одна елка.
- Посмотрите внимательно это какая елка? (большая или высокая), а эта елка? (маленькая или низкая).
- Правильно,молодцы.
3. Игра на развитие внимания «Чего не стало?»
- На полянку прискакала белка. Где живет белка? (в лесу, в дупле). А чем питается? (шишками, грибами, желудями, орехами). Посмотрите, белка что то принесла в корзинке и стала выкладывать в своем дупле. (на фланелеграф выкладываются картинки: орех, желудь, гриб, шишка). Решила она перепрятать свои запасы. Собрала всё в корзину, унесла, приносит в другое дупло, выкладывает: желудь есть? (есть), шишка есть? (есть), орех есть? (есть), а чего ж не стало? (грибочка). Пришлось белочке вернуться и найти гриб. Но она решила еще раз перепрятать свои запасы. Опять собрала все их в корзину, унесла, приносит в другое дупло, выкладывает. Теперь всё хватает? (Да) Все принесла? (да). Наконец то все хватает, все удалось спрятать.
4.Музыкально – ритмическая игра «Мы на луг ходили».
- А тем временем зайцы на лужайке затеяли игру. И я вам тоже предлагаю поиграть. А для этого нам нужно выбрать зайку. Давайте выберем считалочкой: 1,2,3,4,5,
Будем зайчиков считать.
Сколько пальчиков,
Столько зайчиков.
Выбирается зайка, садиться посередине круга на корточки. Включается аудиозапись песни «Мы на луг ходили». Дети под музыку выполняют движения.
5.Сравнение ручья и реки по ширине.
- Давайте пойдем дальше. Посмотрите у нас на пути ручеек. Ручеек этот какой? (Узкий).
- Можно через него перешагнуть? (Да)
- Давайте перешагнем через него. Раз, перешагнули. Хорошо. Дети, какой был ручеек? (узкий)
- А вот река у нас на пути. Какая она? (широкая). Можно через него перешагнуть? (нет) Почему? (можно упасть и утонуть). Давайте мы эту реку обойдем.
- Дети, посмотрите, а куда мы попали? Кто нас встречает? (кот)
- Здравствуйте ребята. Я кот ученый. Хочу на вас посмотреть: что вы знаете, что умеете. Я приготовил для вас испытания, предаю конверт с испытаниями Ирине Анатольевне. А вы попробуйте с ними справиться. Проходите в мою мудрую школу, школу мудрых наук. Проходите, занимайте места.
- Первое задание: отгадайте загадку.
Не овал я и не круг
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...(квадрат).
- Молодцы! Покажите квадрат. Какого он цвета?
А теперь возьмите палочки и выложите из палочек квадрат. Лишняя палочка осталась? (Нет) Молодцы! Справились.
- Следующая загадка: 3 вершины тут видны,
3 угла, 3 стороны,-
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? (Треугольник)
- Покажите все треугольник. Какого он цвета?
- Выложите из палочек треугольник. Лишняя палочка осталась? (Да) Сколько? (Одна)
Третья загадка: Нет углов у меня
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо. (круг)
- Покажите круг. Какого он цвета? Хорошо! Молодцы!
-Теперь палочки и фигуры отодвиньте в сторону, а к себе поближе подвиньте карточки с точками. На одной карточке пусто, на другой сколько точек? (Одна). На третьей сколько точек? (много).
Кот ученый недаром называется ученым. Он придумал для нас мудрые вопросы. Вот первый вопрос:
Сколько звездочек на небе? (дети показывают карточки где много точек)
- А сколько хвостиков у собаки? (один)
- Сколько солнышек на небе? (одно)
- А сколько слонов живет у нас в группе? (ни одного)
- Сколько детей у нас в группе? (много) Молодцы! И с этим заданием справились.
Кот: - Молодцы, справились со всеми моими заданиями. А я приготовил для вас угощения - всем одинаковые печенья. (Показ картинки с печеньями). Всё правильно положил? (нет) А что не правильно? (все печенья круглые, а одно квадратное)
- Ну воот, я ошибся. Я сейчас исправлюсь. (Раздает настоящие печенья)
Дети: Спасибо!
- Ребята, нам пора обратно в садик. Давайте попрощаемся с нашими гостями, с котом, сядем в автобус, заведем моторчики и поедем. (Дети под музыку уходят)

Цель: обобщить полученные детьми знания и умения.

Задачи: закрепить понятия «один», «много», «по-одному», «поровну», умение устанавливать равенство между двумя группами предметов; ориентироваться в пространстве, называя месторасположение предметов.

Упражнять в сравнении предметов по ширине и длине, используя в речи слова «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»; в подборе геометрических фигур в ритмической последовательности.

Развивать различительную способность (длина, ширина), внимание, воображение, логическое мышление.

Воспитывать у детей усидчивость, любознательность, желание заниматься.

Коррекционная работа: развивать содружественное движения руки и глаз, мелкую моторику рук, зрительно-пространственное восприятие.

Словарь: шире, уже, поровну, больше, меньше.

Пособие и материалы: теремок, плоскостные фигурки животных: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, медведь; 2 полоски ткани, 2 мостика (длинный, короткий); геометрические фигуры, нитка, образец бус, елочки, зайцы.

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Дети сидят на коврики полукругом.

Воспитатель

  1. Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю, мышка бежала,

Теремок увидала.

Забежала в теремок и стала там жить-поживать да танцевать.

Гимнастика для глаз «Мышка» (прослеживание)

Сколько зверушек в теремке живут? (одна)

2. Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота.

Воспитатель: пока лягушка скакала, бусы растеряла. Плачет бедная:

Беда! Помогите, детвора!

Посмотрите, ребята, что это на полянке лежит? (геометрические фигуры)

Назовите эти фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Какие фигуры похожи по форме? (треугольник, квадрат)

А чем от них круг?

Дети проходят к столам.

Пальчиковая гимнастика «Лягушка-квакушка»

Лягушка начала скакать (пальцами дети стучат по столу)

С кочки на кочку прыгает, (хлопают в ладоши)

Лапками весело двигает (разводят ладони рук в стороны)

И говорит простые слова «Ква-ква-ква».

Работа с раздаточным материалом: «Собери бусы» (чередование геометрических фигур по форме и цвету).

Воспитатель. Положите перед собой полоску. Перед вами лежат фигуры. Я буду называть фигуру, а вы, будьте очень внимательны, берите ту фигуру, которую я называю, и кладите ее на полоску. А теперь сравните свои бусы с образцом. У вас так же выложены бусы, никто не ошибся? Молодцы с этим задание справились, лягушка очень рада, какие красивые получились бусы.

Прискакала к теремку Лягушка.

Пустила ее Мышка-норушка.

Стали они вместе жить, песни петь и не тужить.

3. Как по полю-полю, Зайка бежит, весь дрожит и говорит:

Вы пустите меня в теремок

Обогреться - я весь продрог.

Физминутка

Зайке холодно сидеть надо лапки погреть

Лапки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок,

А теперь в присядку, чтоб не мерзли лапки.

Мышка-норушка и Лягушка-квакушка пустили его погреться в теремок, там он и остался жить.

Как по полю-полю, зайцы бежали, лису увидали, испугались:

«Где бы спрятаться?» Поможем зайцам спрятаться?

Возьмите полоску для счета. Положите пальчик левой руки на уголок верхней полочки. От пальчика выложите на верхнюю полочку все ёлочки. На нижнюю полочку под каждую ёлочку посадите по одному зайчику.

По сколько зайчиков вы посадили под каждую елочку? (по одному)

Чего больше? Почему? Кого меньше?

Что нужно сделать, чтобы ёлочек и зайчиков стало поровну?

Что теперь можно сказать о количестве ёлочек и зайчиков? (их поровну)

Молодцы, спрятали зайчиков.

4 . Тихо, тихо, не шумите, кто-то к нам идет сюда.

Ну, конечно же, Лиса.

Пустили и Лисичку в теремок жить.

Ведь она знает много игр.

Игра «Прятки»

Где сидит Лиса? - под деревом.

Где спряталась Мышка? - на дереве.

Где спряталась лягушка? - за Теремком.

Кто вверху, кто внизу?

5 . А по лесу уж Медведь идет.

Вдруг увидел теремок - да как заревет.

Хочет Мишка к теремку подойти, да ручеек и река у него на пути.

Какая река? - широкая.

Какой ручей? - узкий.

Что шире? - шире речка

Если река шире, то ручей… уже.

Подошел Медведь к теремку и ревет:

Вы пустите меня в теремок!

Пустили и его. Стали они жить поживать и да песни петь.

Вы молодцы - помогли, зверушкам поселится в теремочке.

Лейсан Кунафина

Итоговое занятие во 2 младшей группе по ФЭМП .

Цель. Закрепление знаний детей по пройденному материалу по ФЭМП .

Задачи : обучающие

1. Закрепить умение детей отличать понятия «много» и «один» , использовать в речи.

2. Продолжать учить детей называть основные цвета – красный, синий, жёлтый, зелёный.

3. Продолжать учить различать предметы по размерам и обозначать их словами высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий.

4. Продолжать учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры и подбирать по заданному признаку.

5. Закрепить счет до 5.

Развивающие :

1. Развивать внимание, память, мышление, активный словарный запас.

2. Развивать моторику пальцев рук.

Воспитательные : формировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

Интеграция : познание, здоровье, социализация, коммуникация

Материалы : карточки с цифрами 1-5, геометрические фигуры на каждого, клубочек, игрушки героев сказки «Теремок» (муха, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь) , вырезанные цветы и бабочки, легкая музыка под полет бабочек, макеты широкого и узкого ручейков.

Ход занятия . Приветствие

– Ребята, какое у вас настроение?

У меня тоже хорошее. Давайте поделимся нашим хорошим настроением друг с другом. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята посмотрите, кто к нам залетел в окошко? Муха

Это Муха. Она прилетела к нам из сказки Теремок. Ребята вспомним сказку. Какие ещё герои были в ней? Лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь

А где они живут? В лесу

Значит они какие животные, дикие или домашние? дикие

А чем закончилась сказка, помните? Да, зверята остались без дома.

Муха прилетела к нам за помощью, она улетела далеко и потеряла своих друзей. Давайте поможем ей их найти.

1. Для этого нам нужно отправиться в лес. Как это можно сделать? На машине, на поезде, на велосипеде.

А вот мы пойдем в лес необычно, пойдем глазками по стрелочкам.

Сначала пойдем глазками по зеленым дорожкам, вправо-влево, потом по желтым, вверх-вниз и идем по большой красной.

2. - Вот так и дошли до полянки. Посмотрите какие большие цветы выросли. Сколько их? Какого они цвета? 4 Красный, желтый, синий, зеленый

На цветы любят садиться бабочки. Посмотрите сколько их у меня (Много или мало?

Давайте рассадим бабочек на цветы. Но каждая бабочка любит цветок своего цвета. Какого цвета цветок, такого же цвета бабочку нужно на него посадить. На красный цветок посадим красные бабочки, на синий цветок синие бабочки, а на желтый цветок посадим желтые бабочки.

Воспитатель раздает каждому ребенку по бабочке.

Ребята, прежде чем сесть бабочки полетают.

Под музыку бабочки летают и садятся на цветы. Воспитатель проверяет, правильно ли выполнили задание.

Поровну ли бабочек и цветов (Нет)

Чего больше (бабочек) Чего меньше (цветов)

Физкультминутка

Сейчас давайте сделаем лесную зарядку :

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки порхают. (махи руками вверх и вниз)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружили. (шаг на месте или с продвижением)

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки : (полуприседания)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок. (прыжки на двух ногах)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись (наклоны вправо влево)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. (потягивания)

Правильно, дети. И нам нужно перебраться через ручейки. Через узкий ручеёк мы перепрыгнем, а через широкий надо переплыть. Для этого необходимо построить лодочку.

(воспитатель показывает игру «Лодочка» )

Две ладошки мы прижмем Две ладошки соединить лодочкой и

По реке мы поплывем. выполнять волнообразные движения

А по речке, по волнам Имитировать движение волн

Плывут рыбки тут и там. и рыбок.

Вот мы и перебрались на другой берег.

4. Посмотрите, кто- то потерял в лесу клубочек.

Давайте поиграем с этим клубочком. Кому я брошу клубочек, тот и отвечает.

- Кто больше : слон или мышка?

- Что выше : стол или стул?

Сколько у тебя волос на голове? Много или мало

Сколько звезд на небе?

Спим мы ночью, а зарядку делаем (утром?

Солнышко светит днем, а луна (ночью?

Сколько хвостиков у кошки?

Сколько у тебя хвостиков? (ни одного)

Сколько у тебя носиков?

Сколько у тебя лапок? (ни одной)

Пол внизу, а потолок… (вверху)

Солнце наверху, а трава… (внизу)

Молодцы. Клубочку понравилось с вами играть. Вот мы и дошли ребята.

5. - Посмотрите, кто нас встречает? (мышка, лягушка, волк, лисичка, медведь) . Сосчитаем сколько их.

Воспитатель спрашивает, кто, где стоит (кто посередине, кто справа, кто слева, кто выше всех, кто ниже всех) .

Они очень рады видеть нас. Сейчас мы им поможем построиться по порядку.

Воспитатель выкладывает карточки с цифрами, и дети выборочно соотносят игрушки и цифры.

Ребята, вот пришла мышка. Сколько игрушек? (1) . Значит ей мы ставим цифру 1. Прискакала лягушка. Теперь сколько игрушек (2) . Ставим цифру 2 и т. д.

Ребята, мы заигрались и забыли, что пришли помочь зверятам! А давайте им поможем и построим каждому свой домик.

На столах на каждого ребенка лежат геом. фигуры (2 прямоугольника, треугольник, круг маленький, квадрат маленький) . Дети садятся и строят домики. Воспитатель показывает образец.

Какие красивые домики у вас получились. Зверята обязательно там будут жить. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Какое задание было сложным? Какое понравилось больше всего?