Что такое стиль ампир в одежде. Костюмы эпохи ампир для мужчин и женщин

Стиль ампир возник в начале XIX столетия. Его основательницей считается супруга Наполеона. Именно Жозефине мы обязаны необычайно нежными фасонами платьев. Вдохновением для стиля послужили античные темы с их естественной элегантностью. В наши дни наиболее близкие к историческому стилю модели можно проследить в свадебной моде и нарядах выпускниц. Разумеется, часто они встречаются и в женственных луках на красной ковровой дорожке.

Исторический стиль ампир

Платье в стиле ампир имело определенные особенности. Первой, пожалуй, самой узнаваемой чертой, можно считать завышенную линию талии, которая досталась ему от греческого наряда. Модницам XIX века в буквальном смысле стало легче дышать после отмены требований ношения корсета. Второй характерной особенностью платьев был А-образный крой, юбка при этом часто имела небольшой шлейф.

Исторические платья в стиле ампир были по щиколотку длиной и шились исключительно из тонких, мягких, обволакивающих и струящихся тканей: полупрозрачный хлопок, шелк и т. д. В таких нарядах образы становились невесомыми и трепетными, и нежными. Учитывая тот факт, что носились ампирные платья с туфлями без каблука или на совсем низком, женщина той эпохи визуально была истинным антиподом красавицам времен с их подчеркнуто-помпезными платьями, избыточным и зачастую вычурным декором.

Платья в стиле ампир украшались глубоким декольте, а также пышными или небольшими рукавами-фонариками. Очень часто акцент ставился в области завышенной талии платья: там располагалась вышивка, лента или женственный бант. Образ француженок дополняли перчатки и украшения в завитых волосах, либо шляпа.

из фильма "Гордость и предубеждения" наряды героев в стиле ампир

Стиль ампир в современной одежде

Ампирное платье украшает женщину с абсолютно любой . Его завышенная талия и драпирующие ткани позволяют скрыть несовершенства и выглядеть элегантно. Современные платья выглядят зачастую проще и скромнее, чем исторические. Они вовсе не обязаны быть длинными, вполне возможны варианты мини и средней длины. Однако главный элемент – завышенная талия – неизменен.

В наши дни платья в стиле ампир все так же шьются из струящихся тканей, но более лаконичный фасон позволяет носить их не только в вечерних образах, но и в качестве составляющей повседневных луков на весенне-летний сезон. Рукава-фонарики в них зачастую отсутствуют, упрощая дизайн. Наряды времен Жозефины в основном тяготели к оттенкам белого, сейчас цветовая гамма определенно шире. В сущности, ампирное платье для современной модницы может быть абсолютно любого цвета.

Самым узнаваемым предметом стиля ампир в настоящее время является платье. Тем не менее, можно вполне удачно составить комплект с блузкой и юбкой. Блузка при этом должна быть подчеркнуто-женственной, лучше всего, если в ее дизайне найдет отражение хотя бы пара характерных элементов стиля, например, объемные рукава-фонарики и бант, хороши варианты с завышенной линией талии. Юбка может быть достаточно простая, прямая или юбка-карандаш средней длины. А вот брюки предпочтительно не надевать, слишком сильно они противоречат настроению стиля ампир.

Своими корнями он уходит в далекое прошлое, название модного направления с французского empire переводится как «империя».

История моды: костюмы в стиле ампир

Впервые появился стиль ампир в одежде в 19 веке благодаря супруге Наполеона Бонапарта Жозефине.

Именно она стала законодательницей моды в этом популярном направлении.

Стиль ампир в одежде имеет свои характерные особенности, отличающие его от других модных направлений.

Прежде всего, стилисты называют такие свойства стиля, как:

  • завышенная линия талии;
  • рукав-фонарик;
  • шелковые и шифоновые струящиеся ткани;
  • свободный крой;
  • прямой подол;
  • достаточно глубокий вырез лифа;
  • вырез на спине.

Основой для модного направления послужила античная культура, этот стиль по праву называется императорским, ведь он отличается своей роскошью и великолепием. Еще в 19 веке весь императорский двор был облачен в наряды в стиле ампир, над созданием которых работал талантливый портной Леруа.

На фото одежды ампир того времени видно, что все предметы женского гардероба отличаются большим количеством декоративных элементов – рюшей, воланов, драпировок, оборок, вышивок:

Платья тогда шили из плотного шелка или тонких полупрозрачных тканей. Если использовались легкие струящиеся ткани, то обязательно делали плотную подкладку из шелка. Такие наряды расшивали блестками, пайетками, золотыми и серебряными нитями.

Со временем стилевое направление приобретает новых очертаний: линия груди все так же остается завышенной, а вот талия немного опускается вниз. Низ слегка укорачивается, длина платья доходит до щиколотки.

Для стиля характерным является членение не по вертикали, а по горизонтали. Горизонтальные линии делают фигуру менее высокой и стройной, именно к такому идеалу стремились женщины 19 столетия.

Верхняя женская одежда 19 века, выполненная в стиле ампир, характеризуется своим разнообразием, так как представительницы прекрасного пола проявляли особый интерес не только к светским мероприятиям, но также увлекались и пешими прогулками. Специально для прогулок были созданы короткие спенсеры и однобортные рединготы из шерстяных или хлопковых тканей. В качестве отделки использовался бархат и атлас.

История костюма ампир своими корнями тоже уходит в 19 век. Силуэт мужского костюма в далеком прошлом имел цилиндрическую форму. При пошиве моделей портные использовали однотонную рельефную вышивку, симметричную декоративную отделку и плотные блестящие ткани.

Костюм ампир в истории моды известный своей помпезностью, статичностью, пышностью и блеском. Повседневной одеждой мужчины этого стилевого направления в XIX веке был шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой.

Обычно такой костюм носили со светлыми панталонами и жилетом. В качестве верхней одежды в стиле ампир мужчины носили двубортный редингот, или сюртук. Со временем этот предмет мужского гардероба стал основным в деловой одежде мужчины.

Стиль ампир в современной одежде и фото модных костюмов

Стиль ампир в современной одежде приобрел немного другие характерные черты, нежели это было в 19 веке. Сегодня это стилевое направление в моде особенно ярко представлено сарафанами и платьями, изготовленными из шелка и шифона. Также модельеры активно работают над созданием кофточек и блуз в стиле ампир. Они превосходно сочетаются с или .

Стиль ампир в современной моде представлен роскошными вечерними платьями. Они подходят под любую фигуру, так как выгодно подчеркивают женские достоинства и скрывают некоторые недостатки.

Образ худеньких девушек будет выглядеть в таком более женственно, а при невысоком росте фигура станет более стройной. Под такое платье лучше всего подходит обувь без каблука, на плоской подошве. Желательно, чтобы передок обуви был заостренным, хорошо смотрятся без каблука.

Дополнить образ помогут в этом же стиле – перстни, колье или нить жемчуга, несколько раз обвита вокруг шеи. Не стоит использовать чрезмерное количество украшений, все должно быть стильно и со вкусом.

Можно ознакомиться с разнообразием одежды в стиле ампир на фото ниже:

Кафедра «Спецкомпозиции»

РЕФЕРАТ

Выполнил: студент ТИЛП

Ботокараева М. Ч.

Проверила: Алибекова М. И.

Подпись:____________

Москва 2014

- возникновения стиля Ампир

- женский костюм в период Ампир 19-о века

- головные уборы женщин

- прически женщин

- обувь женщин

- аксессуары женщин

- мужской костюм в период Ампир 19-о века

- головные уборы мужчин

- прически мужчин

- обувь мужчин

- аксессуары мужчин

- заключение

- литература

Возникновение стиля Ампир (1804-1815г)

Стиль Ампир возник во Франции после Великой Французской революции и ориентировался на образцы античной моды.

Мода периода французской революции носила временный характер и была присуща лишь самой Франции. Послереволюционные французские моды конца 18 - начала 19 века распространились уже и в других европейских странах. Но история европейского костюма 19 века началась именно с революционных событий во Франции. Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство в одежде. Дворянская аристократическая мода уступила место моде буржуазной, основным принципом которой было внешнее единообразие. Классовое положение определялось теперь наличием модных туалетов и украшениями. Тот же прямой силуэт, та же простота линий и множество вертикальных складок

В 1804 году Наполеон объявил себя императором. Период с 1804 по 1815 гг. в искусстве и истории костюма носит название «ампир» (от французского «empire» - «империя»).

Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Идея мирового господства римлян была близка наполеоновской захватнической политике. Стиль ампир, холодный, парадно-официальный, величественный - присутствовал во всем: в архитектуре, интерьере, мебели. Нашел он свое отражение и в костюме этого периода.

Женский костюм в период Ампир

В послереволюционные годы женщины носили легкие, изящные одежды светлых тонов; платья типа туники, подпоясанные высоко под грудью. (см. рис 1)

В женской одежде цилиндрический силуэт античности. Женский костюм делится строго по назначению: бальный, домашний, для прогулок. 2

У парадных платьев этого времени был небольшой шлейф (потом она постепенно исчезает) и глубокое округлое декольте. К бальному платью полагались длинные перчатки. Талия платья завышенная, под грудью Деколте повседневного платья прикрывалось кружевной косынкой. Рукава - короткие, в виде буфов, в основном, фонариком. Наряд дополнялся чулками белого или телесного цвета. Несмотря на то, что платья были очень легкими, верхней одежды женщины в этот период почти не носили. Зимой они закутывались в шаль. В конце 18 века в моду вошел «спенсер» - короткая приталенная английская курточка с длинными рукавами и застежкой впереди, отделанная оборками. Спенсер носили и мужчины, но очень недолго, а в женской одежде он сохранился до 40-х годов 20 века.

Рис 1 на женщине платье

Силуэт женского платья неоднократно изменялся на протяжении 19 века. В начале столетия платье носили без корсета. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе. Это веер, перчатки и маленькая сумочка. Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее и в прическе было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а летом еще и зонтик от солнца.

Силуэт юбки был мягким, до 1810 г. у нее обычно был шлейф, а после она стала не очень широкой, колоколообразной формы. Платья шили из различных тканей: шелка, батиста, кисеи, льна, муслина, шерсти, бархата, атласа.

В самом начале 19 века модным цветом был белый, затем - разные цвета, но в любом случае однотонные. Расшивались нарядные платья античными орнаментами. Верхней женской одеждой этого периода были спенсер и редингот. Женщины также пользовались различными накидками; наиболее популярной была «канза» - легкая накидка с длинными концами, которые завязывали крест-накрест на талии. Особенно модными были очень дорогие кашмирские шали, искусство драпировки которых высоко ценилось. В качестве верхней одежды в этот период носили также русские шубки.

На гравюре того времени изображен такой «городской туалет»: шляпка-капотик, имитирующая античный головной убор с сеткой, посредством которой гречанки придерживали всю массу волос на затылке. Платье с полутреном, покрытое туникой, прикрепленной к поясу брошью из золота или серебра; эта туника сзади расходится. Корсаж - очень короткий и без рукавов. Руки закрыты рукавами сорочки.

Этот стиль быстро получил распространение во всех европейских государствах, затрагивая все сферы человеческой жизни. Стиль эпохи ампир характеризуется, как королевский, императорский, помпезный. Его черты ярко прослеживались в архитектуре, интерьере, одежде и .

Модная одежда эпохи ампир

Женская мода эпохи ампир была представлена платьями свободного кроя со струящимися складками и ниспадающим низом. В то время такие наряды шили из легких натуральных тканей, преимущественно портные использовали муслин, батист, кисею, кружево, креп, тюль.

В первой половине 19 века женщины носили платья исключительно белого цвета, со временем вошли в моду наряды из разноцветных, но однотонных тканей. Светлые наряды в то время свидетельствовали о высоком положении своей хозяйки, позволить себе их могли только дамы из высшего общества.

Модная одежда эпохи ампир подчеркивала естественные формы и красоту женского тела. В таких нарядах женщины напоминали собой античные образы. Бальные платья того времени, как правило, имели шлейф, который придавал наряду торжественности и помпезности. Во многих моделях шлейф был съемным. Еще одной характерной особенностью женских платьев эпохи ампир было глубокое декольте.

От дневных моделей отличались глубиной выреза лифа, тканями и материалами, используемыми для отделки наряда. Вечерние платья в стиле ампир щедро расшивали ажуром, украшали античными орнаментами, оборками, рюшами. Такие наряды шили из дорогих красивых тканей – батиста, кисеи, атласа, бархата, кружева.

Модные женские платья в стиле ампир в 19 веке были, как правило, без рукавов или с небольшими рукавами-фонариками. Дополнением к такому наряду служили длинные перчатки. Шали, и косынки – не менее популярные дополнения к женскому костюму в стиле ампир, с их помощью женщина могла придать своему образу нарядности и завершенности. Назначение этих предметов женского гардероба – подчеркнуть величавость и грациозность образа дамы, а также сделать талию более стройной, придать легкости движениям.

Шарфы и косынки изготавливались из легких струящихся материалов, так как они должны быть стать дополнением к такому же невесомому наряду. Длина наряда доходила до щиколотки, под такое платье надевали обувь без каблука, при этом женщина выглядела стройной и высокой благодаря завышенной линии талии. Подол многих моделей расшивался зелеными пальмовыми листьями, золотыми и серебряными нитями.

В качестве верхней одежды для мужчин и женщин в эпоху ампир шили рединготы – разновидность пальто, которое шилось из легких шерстяных тканей и имело приталенный силуэт. Кружевное манто – еще один вид верхней одежды, который одевался сверху легкого платья. Застегивалось манто спереди на крючок. К числу популярной одежды того времени также стоит отнести спенсер, представляющий собой короткий жакет с длинными рукавами. Этот предмет женского гардероба предназначался для зимнего времени года, поэтому его утепляли ватой или мехом. Шили спенсер из черного, синего или коричневого бархата, а для подкладки использовался шелк. Модель украшалась кружевным воротником, застегивалась спереди на крючки.

Аксессуары и прически эпохи ампир

В качестве аксессуаров, дополняющих женский образ, вначале 19 века женщины прикрывали зону декольте полупрозрачными косынками – фишю, завязав их на шее. В гардеробе замужних дам в возрасте обязательно были боа – длинные узкие шарфы с меха или перьев.

Обувь у женщин была без каблуков, напоминала она современные с утолщенной подошвой. Были и открытые туфли, которые завязывались на щиколотке белыми лентами. Туфли были белого, голубого и розового цветов. Женщины под платье надевали белые шелковые чулки.

Модные прически эпохи ампир – это гладкие укладки с ровным пробором посередине. Волосы поднимали высоко, собирали их в пучки и прятали под ажурными сеточками. Женщины могли носить , украшали волосы лентами и цветами. В качестве украшений эпохи ампир для волос использовались обручи и диадемы. Также использовались фероньерки и венки из искусственных цветов, листьев и колосьев. Чтобы придать образу торжественности и величавости, дамы носили ювелирные изделия, популярными были медальоны из ониксов и агатов. Знатные дамы также носили браслеты, броши, колье и ожерелья.

Предметы мебели эпохи ампир

Предметы мебели в эпоху ампир, так же, как и одежда, отличались своей помпезностью и роскошью. В процессе дизайна мебели использовались римские архитектурные формы – колонны, пилястры, консоли, карнизы, фризы. Эти элементы применялись для членения передних сторон шкафов и комодов.

Опорные части многих предметов мебели – кресел, шкафов, диванов, комодов, состояли из элементов, характерных для времен Античности. Ножки и спинки могли быть выполнены в виде герм, сфинксов, колонн, львиных лап и даже головы льва. Преимущественно мебель изготавливалась из качественных пород древесины.

При изготовлении стульев, кресел, диванов в эпоху ампир предпочтение отдавалась темно-красному дереву. Гладкая поверхность древесины украшалась бронзой методом нанесения симметричных узоров. Также многие предметы мебели были декорированы резьбой. Мебель эпохи ампир была твердой, предпочтение отдавалось помпезности и дороговизне стиля в ущерб удобству.

Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Многие архитектурные сооружения почти полностью копировали памятники Рима. Характерными элементами орнамента были античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы. Плотными симметричными рядами располагались орнаментальные рельефы или росписи на неподвижной глади дворцовых стен или лакированной мебели, создавая величественную монументальность интерьера.

Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

«Если классицизм ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, то ампир мужествен, строг и холоден.

Классицизм приветлив, ампир суров. Классицизм мягок и светел, ампир торжествен и помпезен. Классицизм любит нежные тона: светло-зеленый, светло-голубой, светло-желтый. Ампир употребляет выраженные цвета: алый с черным, красный с зеленым, глубокий, синий, ярко-желтый. Оба не отказываются от белого с золотом, но классицизм объединяет их, ампир противопоставляет».

Костюм стиля ампир решается в единстве с произведениями архитектуры и декоративно- прикладного искусства.

Силуэт стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшаются однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.

В мужском гардеробе повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом (рис. 114). Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде (рис. 115). Зимой и осенью мужчины носят редингот с несколькими воротниками или пелериной (рис. 116), которая является очень модной деталью как мужской, так и женской верхней одежды этого периода.

Прически в основном короткие, головные уборы - высокие шляпы с небольшими загнутыми с боков полями.

Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. Несмотря на то что пропорции его остаются такими же, как в конце XVIII в. (высокая талия делит фигуру в соотношении 1:7 и 1:6, прямая длинная юбка и узкий лиф), применение дорогих плотных тканей резко меняет пластику костюма, Кроме того, в нем появляется все больше декоративных элементов: рюшей, кружев, вышивки, оборок (рис. 117). В 1809 г. в костюме вновь появляется корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, напоминающий силуэт стройной колонны. Платье делают из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью и блестящими пайетками. Платье часто имеет шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широкой манжете.

Огромную роль в женском костюме продолжали играть шали, шерстяные и шелковые, однотонные и с цветной орнаментальной каймой, украшенные вышивкой, бахромой. Стоимость их намного превышала стоимость всего остального костюма и свидетельствовала о высоком имущественном положении ее носительницы. В альманахе «Старые годы» за 1908 г. мы читаем: «Самой типичной и неотъемлемой принадлежностью женского туалета того времени была шаль, привезенная во Францию после Египетского похода и настолько с тех пор в Европе везде привившаяся… Другой почти столь же типичной принадлежностью женского туалета был головной убор в виде чалмы или тюрбана, в первый раз надетый парижанками. Тюрбаны делались из «мериносовой», «кашемирской» шали, из бархата, парчи, тонкой индийской кисеи с золотыми полосами, белого и розового Крепа и носились или сложенными в складки, или в виде витой полосы с украшениями из жемчугов и драгоценных каменьев или султанами из перьев».

К концу периода женский костюм становится более тяжелым, увеличивается количество поперечной отделки по низу. Юбку украшают оборками, кружевами, фестонами. Расширяется линия плеча, линия груди остается завышенной, талия опускается ближе к естественной, линия низа расширенной юбки укорачивается (до щиколоток). Характерное для стиля ампир увлечение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали. Фигура делается менее высокой и стройной.

Интерес к природе, обычай совершать пешие прогулки приводят к значительному расширению ассортимента верхней женской одежды: появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, отделанные бархатом, атласом, зимние - стеганные на вате или подбитые мехом (рис. 118).

Костюм дополнялся капорами всевозможных фасонов, иногда с вуалью, а затем шляпой типа ток, длинными лайковыми перчатками, часто без пальцев (митенями).

Туфли - открытые, плоские, кожаные, на низком каблуке.