Что было в домах раньше елки и как ее теперь наряжают? Елочные украшения разных периодов ссср

Люблю ремонт, эти хлопоты, связанные с покупкой стройматериалов и выбором дизайна. И особенно - это предвкушение того, как преобразится дом. Во время ремонта терпишь разные неудобства. Устаешь от грязи и неизбежного шума. Надоедают рабочие, особенно к концу ремонта, когда остается какая-то мелочь, а они все тянут и тянут. А потом наступает самое интересное – дизайн комнат. Это уже не доверяется никому, только сама.

Когда люди впервые стали заниматься украшением своих жилищ, точно никто не скажет. В качестве не совсем достоверной версии, прозвучит такая – еще в те времена, когда жили в пещерах. Поверим, потому что шкуры животных тогда использовали как постельные принадлежности и одежду, ими устилали каменные полы. А если мужчины были отважны, и добычи было много, шкуры вполне могли оказаться на стене пещеры. И красиво, и ночью не холодно.

Но более достоверна, конечно, версия об украшении стен рисунками. Они во множестве сохранились на стенах пещер по всему миру. На них изображены сцены охоты, животные, люди, растения.

В Азии кочевые народы тоже украшали стены своих юрт и кибиток. Юрта – это небольшой дом, который можно собрать в любом месте в течение получаса. Внутри и снаружи юрта выглядит очень нарядно. Издалека виден рисунок на войлоке, а внутри стены украшены сюзане или коврами. Шкуры тоже использовали, но чаще всего для деления помещение на «комнаты».

Кибитками раньше называли крытые повозки, то есть просто домик на колесах. Его внутреннее убранство, как правило, было таким же, как в юрте.

Североамериканские индейцы украшали стены своих вигвамов рогами добытых ими животных, перьями птиц и высушенными травами.

Африканские племена в своих хижинах расписывали стены черной и белой красками и тоже использовали шкуры животных.

А вот обои придумали мастера Вавилона и Ассирии. Согнувшись в три погибели, ткачи день и ночь трудились над созданием полотна для украшения стен дворцов. Процесс этот был очень трудоемким и длительным. Но умелые руки ткачей постоянно усовершенствовали технологию. Вскоре обойные ткани из черно-белых превратились в разноцветные. Их изготовление ускорилось, и обои стали доступны для большего количества людей. И мастера не стояли на месте, они на обоях воплощали целые сцены на библейские сюжеты.

В Китае обои тоже изготавливали, но не ткали, а рисовали тушью на рисовой бумаге. Их приравнивали к произведениям искусства, поэтому и стоили они соответственно. А беднота наклеивала на стены дешевую ткань, закрывая не все пространство, а только некоторые места. Широко применялись также цветы, ветки, шкуры животных.

В Древнем Риме ткачество прижилось не сразу, поэтому стены украшали рисунком, выцарапанном или выдавленном на специальном растворе. Очень похоже на тиснение рисунка по мокрой штукатурке. Иногда добавляли в этот раствор мелкие ракушки или очень крупный песок, тоже получалось красиво.

Из Рима эта технология перекочевала в Европу и с небольшими усовершенствованиями используется до сих пор.

В эпоху Возрождения царствовала парадная пышность, и в декоре помещений стали использовать дорогие ткани. В ход шли бархат и шелк, атлас и парча. Чем больше блестит, тем богаче владелец дома – этот девиз стал основополагающим в оформлении.

Тогда же появилась мода на гобелены – вышитые или тканые картины. Впервые их создали мастера Фландрии. В бедных домах, и в домах знати – везде на стенах висели гобелены. Они так прижились, что дизайнеры до сих пор от них не отказались.

Дворцы правителей Средней и Центральной Азии поражали своей роскошью. Главное украшение – это резьба по ганчу. Она бывает чисто белой или цветной, позже ее стали резать, используя в качестве основания зеркало. Окна закрывали решетками – панжара. Это своеобразные ставни. В условиях жаркого климата панжара - необходимая вещь, потому что не пускает жару и, к тому же, служит дополнительным украшением стен.

В русских домах с 6 века стены и потолки обшивали тесом. Структура дерева – сама по себе украшение, но в богатых домах тес поверху обшивали кожей.

В бедных избах России потолок и стены долго не принято было украшать. Главное сокровище хранилось в красном углу. Это были иконы, и в их оформлении были свои правила и даже, если хотите, своя мода.

Количество образов варьировалось. У богачей они стояли во множестве и в каждой комнате. У бедного люда – только в парадном углу избы. Иконы ставили на кружевную ткань, кончик ее красиво свешивали вниз. В царских и боярских домах на кружево нашивали жемчуг и драгоценные ткани. А в домах бедноты краешек украшали искуснейшей вышивкой. Уже в 19 веке появился обычай вешать на стены даже бедных домов портреты царя, патриарха и прославленных боевых генералов.

Сегодня дизайнерская мода очень снисходительна: украшаем стены всем, что нравится. Ведь если нравится, значит, и стильно, и красиво.

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

Новогодняя елка - не только обязательный атрибут праздника, но и зеркало, в котором отражается мировоззрение эпохи. Игрушки меняются в зависимости от правителей, идеологий и настроений народа. Историк Алла Сальникова рассуждает о том, что произошло с елочными игрушками после распада СССР.

Надоевшие советские игрушки, казавшиеся тогда явным анахронизмом, стали быстро вытесняться импортными елочными украшениями, большинство из которых составляли китайские изделия, хлынувшие на российский рынок. Казалось, что советской елочной игрушке, как и другим «советским» вещам, пришел конец и она будет востребована лишь коллекционерами.


Игрушки 1930-х годов

Потеря интереса к такой игрушке во многом объяснялась тем, что в сфере потребления она прошла те же достаточно типичные стадии, которые характеризовали режимы и уровни отношения людей к вещам в СССР, а затем в постсоветской России. Первоначально и, кстати, достаточно долго - с момента своего появления во второй половине 1930-х годов и на протяжении более чем четверти века - елочная игрушка была дефицитна и потому особо ценна и тщательно хранима. К игрушкам относились бережно: в семьях накапливались целые коллекции елочных украшений, передававшихся последующим поколениям.


Елочные украшения разных периодов СССР

Переход к машинному, индустриальному производству елочной игрушки в середине 1960-х годов привел к появлению множества стандартизированной продукции. Такую игрушку уже не жалко было разбить или сломать и легко заменить. В советском обществе сложились массовые стереотипы потребления елочных украшений, которые, так или иначе, удовлетворялись советской экономикой. Пусть эта экономика была аскетична и практически изолирована от остального мира, пусть эти игрушки были подчас бедны и даже убоги, однако у них было одно большое достоинство - они дешево стоили, и их мог позволить себе каждый.


Предпраздничная торговля в «Детском мире»

К середине 1980-х годов потребительские ожидания советских граждан существенно изменились. В значительной степени они были ориентированы на импортные товары, с которыми не могли конкурировать добротные и экологически безопасные, но не очень изящные и далеко не всегда красивые отечественные образцы. Товары мирового елочного рынка были теперь хорошо известны не только благодаря проникавшим в СССР западным глянцевым журналам и сюжетам зарубежной кинохроники.

Рождественский олень из журнала Burda Moden 1994 года

«По случаю» импортные елочные игрушки можно было приобрести в советских магазинах (отстояв длинную очередь или «по блату»), купить на барахолке или привезти из зарубежной поездки. Особенно хорошо знакомы с импортной елочной игрушкой были высшие слои советского общества. Поставить дома елку, украшенную заграничными игрушками, считалось особо престижным.


Рождественские украшения из Британии

На прилавках же вплоть до начала 1990-х годов лежали по-прежнему лишь игрушки отечественного производства. В условиях дефицитной экономики выбор их все более сужался, а качество ухудшалось: мне до сих пор вспоминается купленная в декабре 1991 года стеклянная шишка - огромная, величиной с ладонь, топорно и грубо раскрашенная, ужасно тяжелая, так что далеко не каждая еловая ветка могла ее выдержать.


Разнообразные елочные шары

В 1990-е годы с открытием торговых границ российский рынок заполонила массовая импортная, преимущественно китайская елочная продукция - красивая, дешевая, практичная (на смену бьющемуся стеклу пришла синтетика и пластмасса), подчас далеко не безопасная, но разнообразная. <…> Чудесным, но редким исключением среди этого китайского изобилия выглядели елочные игрушки ручной работы, изготовленные российскими мастерами-стеклодувами - стеклянные шары и пики с многоцветной кистевой мазковой росписью, с декоративной отделкой различными материалами; расписанные вручную деревянные украшения и др. Однако производство елочных украшений в то непростое для страны время неуклонно сокращалось. По словам известного коллекционера советской елочной игрушки, американки Ким Балашак, первые 15 постсоветских лет могли бы войти в историю российской елочной игрушки как время господства безликих монотонных шаров и сосулек, выдержанных в строгой западной эстетике и произведенных трудолюбивыми китайцами.


Елка в европейском монохромном стиле

«Нашествие» импортной игрушки сопровождалось изменением общего стиля елочного убранства, который, по существу, этой игрушкой и определялся. В елочной моде произошел резкий скачок от уютной, домашней, во многом «детской» елки к претенциозному дизайнерскому рождественскому дереву для взрослых, на котором яркой пестроте и разноцветью уже не было места. Безусловное лидерство захватила елка, наряженная в «европейском», монохромном стиле. Она украшалась «тон в тон» с обязательным присутствием «классического» серебристого или золотистого цвета и «классических» елочных украшений - шаров, бантов, мерцающих гирлянд. В такой елке доминировали сдержанность и лаконичность, которые тем не менее рождали ощущение стильной роскоши. Популярным стал также стиль «минимализма», когда на дереве висело лишь несколько ярких шаров. Мода на елки с цветной искусственной хвоей - синей, серебряной, желтой, красной, оранжевой и даже черной - также потребовала изменения всего стиля их украшения.


«Очевидно, что прежняя советская елочная игрушка совершенно не вписывалась в этот новый елочный стиль не только по своему содержанию, но и по своему виду».

Однако со временем минимализм и стилистическая монохромность новогоднего дерева, встречавшиеся на каждом шагу, особенно при украшении публичных елок - на открытом пространстве, в ресторанах, отелях, офисах и гипермаркетах - стали немного надоедать. Гораздо более необычно выглядела елка, украшенная в стиле ретро, будь то викторианские гирлянды из шелковых бантов или советские елочные украшения 1950-х. И если совсем недавно такая елка была в основном достоянием эстетов или представителей старшего поколения, желавшего порадовать необычными украшениями своих внуков и правнуков, то постепенно такое оформление елки все чаще стало входить в праздничный быт.

Традиция украшать елку очень древняя, свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например:

яблоки - символ плодородия,
орехи - непостижимость божественного промысла,
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Первые наряженные елки появились на территории современной Франции в Эльзасе; как утверждают историки, это произошло в 1605 году. Летопись свидетельствует: "На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру". Многочисленная протестантская община немецкой области Вюртемберг переняла это новшество. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем - и по всей Европе. Тем не менее, елки появлялись сначала только в домах богатых дворян и купцов. Разнообразными игрушками украшались в средневековой Германии не только елки, но и сосны, ветки вишневых деревьев и буков. Первый стеклянный елочный шар был выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине прошлого века - здесь же, в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.

Повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно - в 19 веке. Именно тогда вечнозеленые, пышные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине 19 века.

В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. В указе Петра I говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить". Этот праздник с елкой (хотя при Петре Великом елку не украшали, а украшали лапы, веточки), украшениями и карнавалами очень полюбился русскому народу.

Встреча Нового года с детства у нас ассоциируется с елкой, обвешанной гирляндами и игрушками. Она стала символом праздника и традиция ставить на Новогодние праздники эту зеленую красавицу, передается из поколения в поколение уже не одно столетие.

Происхождение обычая украшения елки к Новому году

В древности была традиция просто украшать разные деревья, ведь люди думали, что деревья наделены силой и в них обитают духи. Поэтому они и задабривали духов украшениями, а украшали яблоками, яйцами и орехами.

Елка всегда занимала особое место среди деревьев. Ее считали деревом бессмертия, символизирующего жизнь. Ель – это вечнозеленое дерево, а значит, в нем кроется некое волшебство. Наши предки думали, что ель пользуется особыми привилегиями у солнца, и оно позволяет ей быть всегда зеленой.




Например, в Греции елку считали священным деревом надежды, вечности и всего живого. Считается, что Троянский конь был сделан из ели. Первые украшенные елки появились в 1605 году во Франции в Эльзасе. Согласно летописи, на праздники тут устанавливали елку, украшенную розами из бумаги, печеньем, яблоками, сахаром и мишурой. Эту прекрасную идею быстро подхватила вся Европа, правда, сначала елку можно было найти только в самых богатых домах. Так что для тех, кто жалуется, что сейчас праздники для нас не дешевы, можем сказать, что в те времена за елку с украшениями платили, как за корову, или даже дом в столице. В России Новый год стали праздновать с 1700 года, а инициатором его стал Петр I. Он ввел новое летоисчесление по подобию европейских стран. Однако традиция эта не прижилась и после смерти правителя о ней полностью позабыли. А возродилась она во времена Екатерины, украшать хвойные деревья начали еще позже – во второй половине 19 века. А первая елка была установлена в Петербурге в 1852 году.

Как выглядела новогодняя елка в старину?

О том, как наряжали елку в древности, можно судить по сказке Щелкунчик. На елке можно было увидеть разрисованную яичную скорлупу, яблоки, орехи, завернутые в цветную бумагу, золотые нити, бусы, фигурки из теста и свечи. Первые шары из стекла появились в середине 19 века, поэтому старинными игрушками считаются украшения, выпущенные до 1966 года. Это, в основном, шары с советской символикой, кукурузные початки, космонавты и ракеты.




Где лучше поставить елку

Если ель большая, ее лучше поставить на пол, а если же она помещается на столе, то возможен и такой вариант. Но никому еще не пришло в голову прикрепить ее к потолку. А вот, 400 лет назад в Германии обычай заносить елку в дом только зарождался, и было принято крепить ее к потолку верхушкой вниз – удобно и необычно.

Современные зеленые красавицы

В наше время елки устанавливают на всех крупных площадях. В Италии елку ставят в Риме на площади святого Петра. В Лондоне -на Трафальгарской площади, в Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре, а в Рио-де-Жанейро есть даже плавающая елка, поставленная на озере Лагоа. Самая высокая елка в мире была поставлена в Мехико на центральном проспекте в 2009 году, в ОАЭ в 2010 году елку украсили шарами из чистого золота стоимостью 12 миллионов долларов.




И вообще. мода на елки и украшения настолько вошла в моду, что знаменитые дизайнеры выпускают целые коллекции новогодних украшений. Да и история елки на этом не заканчивается, она еще обязательно удивит нас чем-нибудь необыкновенным