Внеклассное мероприятие для начальной школы «Осень – славная пора». Внеклассное мероприятие на тему "осень"

Сценарий конкурсно-развлекательной программы «Осенний марафон»

(Дети сидят, разделенные на 3 команды: сентябрята, октябрята и ноябрята)

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Сегодня наше мероприятие посвящено времени года, про которое А. С. Пушкин писал:

Унылая пора.

Очей очарованье!

Мы подведём итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениях в природе, сможем посоревноваться.

Итак, первый вопрос для всех:

    Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редкая просинь,

Наступила….

    Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила…

    Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты.

Ветер листья носит,

Наступила…

Ребята, вы помните, как называются месяцы осени. Да, это сентябрь, октябрь и ноябрь. и ваши команды будут носить названия осенних месяцев. А кому достанется какое название решит первый конкурс – конкурс «Букет». А, заодно и посмотрим насколько вы дружная и сплоченная команда. В этом конкурсе главная задача, быстро договорится друг с другом и при этом работать сообща. Для начала вы должны выбрать тех семерых, которые примут участие в конкурсе. Участвуют по 7 человек из каждой команды, а остальные могут с места подсказывать и болеть за ребят, справиться с этим вы должны пока будет звучать музыка. Звучит песня про осень.

Отлично, ребята готовы, переходим к самому конкурсу.

1. Конкурс «Букет» - участвует 3 команды по 7 человек.

(участникам выдаётся конверт с буквами. По сигналу игроки должны встать в ряд и повернутся лицом к своей команде, держа перед собой карточку так, чтобы им было видно, какая это буква. Остальные должны командовать кому за кем нужно встать, чтобы получилось слово. Кто первый перестроится, поднимите карточки над головой, это будет сигналом об окончании перестройки.

Порядок размещения букв:

«РОМАШКА» «ГЕОРГИН » «ВАСИЛЕК»

Молодцы! Та команда, которая справилась первой получает название – «СЕНТЯБРЯТА», те, кто были вторыми, станут «ОКТЯБРЯТАМИ», а ваша команда будет носить название «НОЯБРЯТАДавайте начнем наш праздник с настоящего листопада.

Вторым конкурсом будет конкурс «Шифровальщики»

2 Конкурс: "Шифровальщики".

(По 1 листику для верно отгаданного слова)

Командам раздаются карточки с набором букв. Вычеркнув те буквы, которые повторяются 2 раза, нужно составить слово из оставшихся букв.

1.(увядание)

2. (кленовый) 3.(журавли)

Молодцы

(Пока команды выполняют задание, зрители прочитают стихотворения.)

*** А. Ефимцев

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Спасибо ребята за прекрасное стихотворение.

Проверить задания.

Но мне кажется, что вы засиделись. Поэтому прошу вас выйти из-за столов и встать в 2 больших круга.

А теперь давайте поиграем. Пока звучит музыка, вы будете быстро передавать друг другу мяч. Тот, у кого в руках он окажется после того как музыка смолкнет, будет отгадывать загадку

Загадки.

1. В шубе летом, а зимой раздетый. (лес)

2. Белый передник, зелёная коса. (берёза)

3. Весной зеленела, летом загорела.

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

4. По округе славится зелёная красавица.

Сарафан – как колокол, по земле да волоком.

Шапочка с опушечкой, с острою макушечкой. (ель)

6. Летом вырастают,

Осенью опадают. (листья)

Все детки на ветках,

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут –

Береток не найдут. (жёлуди)

7. У кого одна нога

Да и та без башмака? (гриб)

8. Падают с ветки золотые монетки. (листья)

1) Если дождик, мы не тужим – бойко прыгаем по…(Лужам)

2) Летит орлица через тридевять земель, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

3) Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

4) Что не сеяно – родится? (Трава)

5) Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёзы)

6) У кого одна нога, да и та без сапога? (Гриб)

7) Удивительное солнце, в этом солнце сто оконцев. Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат. (Подсолнух)

8) Весь из золота отлит, на соломинке стоит. (Колос)

9) Я румяную Матрёшку от подруг не оторву, подожду, пока Матрёшка упадет, сама в траву. (Груша)

10) Он большой как мяч футбольный, если спелый – все довольны. (Арбуз)

Под землёй птица гнездо свила и яйц нанесла? (картофель)

11) Был ребёнок – не знал пелёнок,

Стал стариком – сто пеленок на нём. (капуста)

12) Что без боли и печали приводит в слёзы? (лук)

13) В земле сидит,

Хвост вверх глядит,

Сахар из неё можно добыть,

Вкусный борщ сварить. (свёкла)

14) Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

15). В маленьком горшочке каша сладка. (орех)

16) Маленький мужичок, костяная шубка? (орех)

17) Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (Слива)

Пришло время для музыкальной паузы .

Спасибо ребята.

А у нас пришло время для следующего конкурса

    Конкурс "Посади и собери урожай"

Оборудование : 15 листа бумаги; пакет с картошкой; 15 картофелин; 3 стаканчика

Участвуют ручейком все участники команд

1- й участник "пашет землю" - кладет листы бумаги и возвращается в конец строя

2- й участник "сажает картошку" – берет из пакета картошку и кладет на бумагу, возвращается в конец строя

3- й участник "поливает картошку" - обегает каждый листик со стаканчиком, возвращается в конец строя

4- й участник "убирает урожай" - собирает картофель и приносит обратно к пакету

5-й участник собирает листики обратно и приносит в начало строя, дальше в том же порядке, начиная с 1-го по 5-е

Отлично. Прошу всех вернутся за столы передохнуть и приглашаю участников команды … прочитать нам свое стихотворение об осени

***

В журавлином небе

Ветер тучи носит.

Шепчет верба вербе:

"Осень. Снова осень!"

Листьев желтый ливень,

Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве:

"Осень. Скоро осень!"

На кустарник иней

Белый плач набросил.

Шепчет дуб рябине:

"Осень. Скоро осень!"

Шепчут елям ели

Средь лесного бора:

"Скоро заметелит

И завьюжит скоро!"

Замечательно ребята, спасибо большое. А мы переходим к следующему конкурсу «Найди лишнее»

4. Конкурс «Найди лишнее»

Я раздаю вам карточки На них написаны слова в строчках. Вы должны из 4 слов найти лишнее, которое не подходит ко всем остальным по какой-либо характеристике. Через некоторое время вы должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.

Картошка - морковка - помидор - свекла.

(Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)

Лиса - волк - медведь - корова.

(Корова - лишнее слово, это домашнее животное.)

Листья - грибы - ветки - корни.

(Грибы -лишнее слово, это не часть дерева.)

Октябрь - март - сентябрь - ноябрь.

(Март -лишнее слово, это весенний месяц.)

Сорока - дятел - синица - бабочка.

(Бабочка -лишнее слово, это не птица)

Клен - сосна - береза - осина.

(Сосна -лишнее слово, это хвойное дерево.)

Шишки - желуди - семечки - иголки.

(Иголки - лишнее слово, это не семена.)

Груздь - смородина - масленок - опята.

(Смородина - лишнее слово, это не гриб.)

Капуста - крыжовник - черника - малина.

(Капуста -лишнее слово, это овощ.)

Ромашка -- рябина - незабудка - василек.

(Рябина -лишнее слово, это дерево.)

Кедр - пихта - ель - дуб.

(Дуб - лишнее слово, это лиственное дерево.)

Листопад - дождь -туман - гром.

(Листопад - лишнее слово, это только осеннее явление.)

Подберезовик -- мухомор - подосиновик - сыроежка.

(Мухомор - лишнее слово, это ядовитый гриб)

Подведем итоги. Помогут оценить правильность ваших ответов ваши педагоги.

Раздать листики за места.

Ребята, наступило время второй музыкальной паузы.

Но разве от дождя одни только неприятности? Да если бы не дождь, то ничего бы на земле не выросло, и людям собирать в огородах было бы нечего. А так посмотри, все дачники – огородники что-нибудь везут со своих участков. Вот и мы с вами сейчас соберем свой небольшой урожай.

Следующий конкурс «Дары осени»

5. Конкурс «Дары осени»

Я раздам вам конверты с карточками. Вы по моей команде откроете конверт и правильно разложите карточки по группам (картофель, маслята, черника, яблоко, морковь, помидор, свекла, малина, лисичка, голубика, груша, крыжовник, смородина, капуста, подосиновик, репа, кабачок, мухомор, слива, груздь). Кто первый справляется с заданием, хлопает в ладоши.

Раздать листики

Немного переведём дух и послушаем стихотворение об осени в исполнении команды …

Осень в лесу (Из А.Гонтаря (перевёл В. Берестов))

Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину -

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

"Стыну..." -

И дрожит от холода.

А берёза рада

Жёлтому наряду:

"Ну и платье!

Что за прелесть!"

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И берёзка шепчет:

"Зябну!..."

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

"Мёрзну! Мёрзну!"

Обмануло золото -

Не спасло от холода.

Спасибо ребята. Давайте поаплодируем.

Ох и славно мы ребята повеселились сегодня. Хорошо отвечали, много знаете .

Я хочу попросить ваших классных руководителей помочь мне определиться с наградами. Прошу классных руководителей подойти к столам своих классов и взять заработанные листики. Я предлагаю не назначать первого, второго или третьего места. Я предлагаю определить какая команда была самой активной, какая - самой дружной, какая - самой весёлой.

Наш «ОСЕННИЙ МАРАФОН» подошёл к концу. Всем спасибо за активное участие!

– славная пора!. Сценарий

Описание материала : Материал мероприятия будет интересен учителям – организаторам, классным руководителям при организации осеннего досуга в начальной школе; на уроках - закреплениях окружающего мира, внеурочной деятельности.

Цель: Обобщение знаний детей об осени.

Задачи: - формировать и расширять представления об осени, как времени года;

Закреплять знания о приметах осени, овощах, съедобных и несъедобных грибах;

Развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе;

Воспитывать любовь к природе, ко времени года осень.

Оформление: класс украшен осенними листьями, сделанными руками детей. На доске – название праздника (тема урока).

Участники: ведущий, Осень, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, ребята.

Осень – славная пора!

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено времени года, про которое А. С. Пушкин писал:

Унылая пора.

Очей очарованье! (Осень)

Сегодня мы подведём итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениях в природе, сможем посоревноваться.

Знайте, осень – это не только дождик,

Это – пёстрый нарядный зонтик.

Это – яркие грозди рябины.

Это – жёлтый листик в росе,

Это – фруктов большая корзина

Сочных, вкусных, полезных всем!

А вот и она! (Входит Осень)

Осень: Здравствуйте, ребята,

Я вам очень рада!

Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие по станциям, к моим помощникам! Вперед!

Станция «Осенняя»

Осень: Есть у меня три сына. Назовите их. (читают стихи)

Сентябрь

Старший сын Осени

Щедрый Сентябрь!

Каждой зверюшке

Подарок припас:

Белке – орешки,

Зайке – капусту,

Ежу – непоседе –

Грибы про запас.

Октябрь

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор, как в солнечных лучах –

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят…, летят…, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть это

Улетает наше лето.

Ноябрь

Земля остыла,

Улетели птицы,

Закончился в природе листопад,

Колючим холодом и первым белым снегом

Ноябрь укрывает голый сад.

Пруды замёрзли и слегка

Ледком подернулась река.

Ведущий: Расскажите о явлениях в неживой природе каждого месяца по плану:

Положение солнца.

Небо (облачность).

Температура воздуха.

Осень: Уточните, что такое облачность? А похолодание, заморозки?

Ведущий: Про осень говорят, что она МАТЬ –

Осенью кисель да блины;

Осень дождлива да сыта.

Почему такие поговорки народ сложил про осень? Какие вы ещё знаете?

(В сентябре и лист на дереве не держится.

Октябрь – ложка воды, ведро грязи.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

Ноябрь – ворота зимы.

В ноябре мужик с телегой прощается.)

Ведущий: Назовите осенние приметы.

(Бабье лето ненастно – осень сухая.

Комары в ноябре – быть лёгкой зиме.

Гуси высоко летят – будет много снега, низко – мало.)

Осень: Спасибо, братцы-месяцы! Нам пора двигаться дальше.

Станция «Урожайная»

Осень: Пришло время представить мою свиту.

Под землёй птица гнездо свила и яйц нанесла? (картофель)

Был ребёнок – не знал пелёнок,

Стал стариком – сто пеленок на нём. (капуста)

Что без боли и печали приводит в слёзы? (лук)

В земле сидит,

Хвост вверх глядит,

Сахар из неё можно добыть,

Вкусный борщ сварить. (свёкла)

Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

В маленьком горшочке каша сладка. (орех)

Сценка «Спор овощей»

Ведущий: - Какие овощи солят и маринуют?

Какие овощи жарят и сушат?

Без чего не сварить щей и борща? (Ответы нарисовать)

Игра «Что растёт в огороде?» (отвечают «Да», «Нет»)

Растёт капуст а в огороде?

Краснеет помидор всегда?

А лук на грядке зеленеет?

Картошка в огороде зреет?

И на траве, как на подушке растёт зелёная лягушка?

Есть в огороде перец сладкий?

И кабачок растёт на грядке?

Морковка выстроилась в ряд?

Растёт на грядке шоколад?

Растут укроп, фасоль, горох?

Растёт большой и злой бульдог?

Конкурс «Самый вкусный салат» (Ребята готовят салат из овощей)

Осень: Молодцы, ребята! Получите от меня небольшой подарок, (дарит корзину яблок) , и следующая наша станция «Грибная».

Станция «Грибная»

Ведущий: Объявляется конкурс стихов о грибах. (Стихи П. Голова «Лесной светофор»)

Подосиновик

Он в осиннике родится,

Как в траве ни притаится,

Всё равно его найдём –

Шляпа красная на нём!

Боровик

Смотрите, вот он белый гриб,

Грибной военачальник!

К атласной шляпке лист прилип

Пожухлый и печальный.

Маслёнок

Весь на вид, возле сосен стоит он,

Ростом с вершок,

Словно подсолнечным маслом пропитан,

Жёлт корешок.

Моховик

Он выглядит несмело,

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Подняв над головой.

Конкурс: Разложить в 2 лукошка грибы: съедобные и несъедобные (ядовитые): подберёзовик, опята, лисички, бледная поганка, мухомор, груздь, рыжик, сыроежка, …

Ведущий: Назовите и покажите самый ядовитый гриб. (бледная поганка)

Осень: Хорошо отвечали, много знаете. Отправляемся на следующую станцию.

Станция «Лесная»

Ведущий: - Назовите деревья нашего леса, соединив их с листьями.

Отгадайте кустарники:

Маленький мужичок, костяная шубка? (орех)

Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (Слива)

Чёрная?

Нет, красная.

А почему она белая?

Потому что зелёная. (смородина)

Ласточки пропали,…

(А вчера зарёй

Всё грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой. А. Фет «Осень»)

Славная осень…

(Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит. Н. Некрасов)

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

(Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва. А Твардовский «Лес осенью»)

Лес, точно терем расписной…

(Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит на солнечной поляне. И. Бунин «Осень»)

Кроет уж лист золотой…

(Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. А. Майков «Осень»)

Осень: Молодцы! К сожалению, нам пора прощаться. Спасибо за то, что вы любите меня – за щедрость, за красоту, за редкие, но славные тёплые деньки! Спасибо за то, что пришли на мой праздник! Низкий вам поклон!

Ведущий: Дорогие ребята и гости! Мы не забыли, зачем мы здесь собрались. Давайте все дружно скажем Осени «Спасибо!!!» и наш подарок ЧАСТУШКИ, собственного сочинения:

1. Осень – чудная пора,

Времечко сырое.

Дождик льёт как из ведра,

Зонтик в руки брать пора!

2. Осень, осень золотая

Разукрасила леса,

Осень, осень золотая

Очень любим мы тебя.

3. Ой, да осень, да краса

Ты пришла сюда не зря –

Разукрасила леса

В жёлто-красные цвета.

4. Стало небо холоднее,

В воздухе листва кружит.

Это осень золотая

На смену лета к нам спешит.

5. Под окном моим рябина

Словно девица – краса!

В ярко-красном сарафане

Осень встретила она.

6. В небе листья закружились

Жёлтые да красные.

Это в гости к нам пришли

Дни осени прекрасные!

7. Осень, осень золотая

Вот прекрасная пора!

Листья жёлтые кружатся,

Веселится детвора!

8. Посмотрите-ка, ребята,

Что творится за окном.

Наша осень непонятна –

Снег на лужах серебром!

9. Птицы в страны улетели,

Литья наземь облетели.

Ждём пока закружит снег,

Чтоб сказать зиме: «Привет!»

Осень: Хорошие частушки! Молодцы!!! Спасибо большое! А теперь, гости дорогие, милости просим к праздничному столу! Отведайте вкусных моих плодов! А мне пора уходить. До свидания, ребята! До следующей осени!

Праздник осени в 3-4 классе. Сценарий.

"

Сценарий внеклассного мероприятия для 3-4 классов "Праздник осени"

Цели: развивать творческие способности детей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях.
Ход праздника:
Ведущий : Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года «Осенью» зовется.

Сегодня у нас «Праздник осени». Мы долго готовились к этому празднику – учили стихи, рисовали рисунки, делали аппликации.

Ученик 1: Бродит в роще листопад
По кустам и кленам
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

Ученик 2: Вьется в воздухе листва
В желтых листьях вся земля
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: «Улетим»
И ныряют в лужу.

Ученик 3: Соберем из листьев веер
Яркий и красивый
Побежит по листьям веер
Легкий и игривый.

Ученик 4: И послушно ветру в след
Листья улетают
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.

Играет музыка. Падают листья.

Ведущий: Ребята! Посмотрите, сколько листьев у нас стало. Но они не простые. Они с загадками.

Читаем на листьях загадки про осень и осенние явления.

Ведущий: А сейчас я предлагаю провести небольшой конкурс.
Я буду читать первую половину пословицы, а вы – вторую. Приготовились, начали.
1. В октябре до обеда осень - а после обеда…….(зима).
2. Плачет октябрь холодными…….(слезами).
3. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь …….(капустой).
4. Весна красна цветами – а осень ……(снопами).
5. Что осенью припасешь, береги к (весне).
6. Весна красна, да холодна
Осень дождлива, да ….(сыта).
7. Что посеешь, то и ….(пожнешь).

Ведущий: Молодцы все пословицы мои вы знаете. А знаете ли вы, что в старину осень встречали трижды?

1. В Семен – день 14 сентября - день памяти Семена – летопроводца.
2. На рождество Богородицы 21 сентября – праздник женщин и женских работ.
3.На день Федоры – 24 сентября.

Но у осени есть еще и бабье лето, которое начинается с 28 августа по 11 сентября – это молодое бабье лето и с 14 сентября по 21 сентября – это старое бабье лето.

Это о бабьем лете П.Тютчев написал такие строки:

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера».

Ведущий: А кто знает, сколько у осени месяцев и как они называются?
Сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте названия месяцев.

Вслед за августом приходит
С листопадом хороводит
И богат он урожаем
Мы его, конечно знаем.

Опустел наш школьный сад
Паутины вдаль летят
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Конечно, же это месяц –СЕНТЯБРЬ .
Королева наша, осень
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?

Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился?

Ну, а это месяц – ОКТЯБРЬ .
Слушаем последние загадки.

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода?
Знаешь ты? Конечно, да.

Поле черно-белым стало:
Падает, то дождь, то снег.
Кое-где похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи!

Ну, а это последний осенний месяц –НОЯБРЬ .

Ведущий: А вы знаете, что на осень приходится очень много примет.

Ученик 1: Большой урожай рябины – к большим морозам.
Ученик 2: Кошка мордочку прячет на холод.
Ученик 3: Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
Ученик 4: Чем больше муравьиные кучи – тем суровее будет зима.

Ведущий : Из всех времен года осень - самая застенчивая и разнообразная пора. Осенью на полях и в садах идет уборка урожая и фруктов. Она щедро одаривает людей своими плодами.

А скажите мне, какие овощи мы собираем в огороде осенью? (Ответы детей).
Правильно. А теперь давайте еще отгадаем мои загадки про овощи.

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ….(горох)

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….капуста ()

Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей я к вам пришла.
Ты посоли меня немножко
Ведь правда, вкусная……(картошка)

Я круглый и красный
Как глаз светофора
Среди овощей
Нет сочней……(помидора)

Заставлю плакать всех вокруг
Хоть я и не драчун, а …(лук) .

Мой красный нос весь в землю врос
А сверху лишь зеленый хвост.
Умею скрыться ловка
Я сладкая ….(морковка ).

Ведущий: Какие вы все молодцы! Отгадали мои загадки. Тогда пришло время отправиться нам в огород и посмотреть, какой урожай уродился у нас в этом году.
Выходят дети – овощи.
Сценка «Урожай».

Посылает меня мама в огород
И капуста, и морковка тут растет.
Но каких нарвать не знаю овощей
Для салата, винегрета и для щей.

1.Краснощекий помидор сказал,-
-Из всех известных овощей
Я самый нужный для людей.

2. Но возразил ему горох
-Не понимаю, я чем плох?
Мне не дают покоя мышки
И очень любят ребятишки
Я слаще меда и конфет
Замены мне сегодня нет.
3. Морковь с достоинством сказала:
-У меня заслуг немало
Во мне особый витамин-
Незаменимый каротин.
Чтоб кожа бархатной была
Чтоб слепота не подвела
Всегда останусь я в цене
Я всем нужна, поверьте мне.

4. Вступил картофель в разговор
-Вы говорите сущий вздор!
Я защищаю свой мундир,
Я с давних пор для всех -кумир.
Я вам серьезно говорю:
Народ я досыта кормлю.
И все считаются со мной,
Не зря зовусь я – хлеб второй.

5. Вздохнула сочная капуста
-Как без меня на кухне пусто
Не буду скромничать друзья
Но без меня прожить нельзя
Мои тугие кочаны
Сплошь витаминами полны.

6. Тут свёкла вся раскипятилась,
багровой краской залилась
И мне замены не найдешь
Без меня не сваришь борщ!

7. Тут в разговор вступился лук
-Говорят я горький,
Говорят, не сладкий
Стрелочкой зеленой
Я расту на грядке.
Я, полезный самый
В том даю вам слово
Лук зеленый ешьте –
Будете здоровы.

Не нужно ссориться друзья
Живите, как одна семья!

Ведущий: Но осень нам дарит не только овощи, фрукты, ягоды, грибы. Самый дорогой подарок – это хлеб. (Выходит ученица с хлебом).
Ученик 1.
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он – теплый, золотистый
Словно солнцем залитой.

Ученик 2.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло.

Ученик 3.
В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем.

Ведущий: Вот и подошел наш праздник к концу. Мы говорим осени – до свиданья. И напоследок давайте поиграем в игры.

Эстафета «В каждой ложке по картошке».
Положить картофель в ложку, добежать до черты и вернуться обратно.

Эстафета «Посадка и сбор картофеля».
Надо – 2 ведра, 10 картофелин.
Участник идет с ведром с картошкой до черты. Высыпает картошку (садит ее) и идет обратно. Передает ведро другому игроку. Другой игрок должен собрать картошку в ведро и снести ее на место и передать следующему игроку.

Конкурс «Узнай овощ и фрукт»
В корзину или ведро кладут овощи и фрукты. Но только уже очищенные. Вызываются участники и им по очереди завязывают глаза. Ведущий подводит первого участника к корзине и он, засунув руку в корзину вынимает что-то от туда. Он на ощупь должен сказать, что он достал. А чтобы подтвердить свой выбор он должен откусить от этого фрукта или овоща. Будет смешно, когда участники будут кусать лук, чеснок или сырой картофель. Но можно обойтись только съедобными фруктами, но тогда не будет так смешно.
Конкурс « Осенний вальс».

Для конкурса приглашаются пары, которые должны будут танцевать осенний вальс. Но все не так просто, потому что каждая пара должна положить и держать без помощи рук между своими лбами яблоко. И та пара, которая уронит яблоко последней, становится победителем. Также для более смешного исполнения конкурса можно менять музыку, увеличивая ее темп.

Эстафета «Змейка»
Грибы ставятся в два ряда, дети встают напротив грибов по трое и кладут друг другу руки на плечи. Надо обежать каждый грибок «змейкой», не сбив его. Добежав до центральной стены, возвращаются таким же образом. Побеждает команда, первой прибежавшая на финиш и не сбившая ни одного грибочка.

Сценарий мероприятия «Осенняя пора, очей очарованье…»

Цель: пополнить знания учащихся и воспитанников кружков интересными сведениями об осени и ее признаках.
Задачи:
- развивать у учащихся кругозор, любознательность и познавательную активность;
- обобщить знания детей об осени, осенних месяцах и их приметах;
- прививать детям любовь к природе, желание о ней заботиться;
- формировать познавательный интерес к окружающему миру природы.
Участники: учащиеся разных классов (приглашенные), члены кружков «Зеленая аптека Донбасса» и «Зеленая планета», педагог-организатор, воспитатели классов.
Оформление: выставка рисунков и поделок членов кружков «Зеленая аптека Донбасса» и «Зеленая планета», книги об осени.
Предварительная работа:
- подбор научно-методической и художественной литературы об осени;
- подбор детских художественных произведений;
- сбор произведений устного народного творчества (загадки, народные пословицы и поговорки, приметы об осени).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПЕДАГОГА .
Осень! Осыпался весь наш бедный сад…
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин… (А.Толстой)
Да. Сегодня наше мероприятие мы посвящаем осени – одной из красивейших пор года, когда деревья и кустарники перекрашиваются в желтые и красные цвета, и «туман и непогоду осень нам принесла». Осень по астрономическому календарю начинается с конца сентября и продолжается октябрь, ноябрь и три недели декабря.
Осень… Выдающийся русский писатель Иван Тургенев писал об этой прекрасной поре… «А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток, а вдали стучит мельница, полузакрытая вербами и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…».
Правда, красиво написано об этой поре года?! Много поэтов и писателей посвятили свои произведения этой прекрасной, необычной поре года. Ребята из кружков «Зеленая аптека Донбасса» подготовили небольшую литературную композицию об осени (выходят ребята).
Ученик 1 . Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты…
Ученик 2 (продолжает ). Вянет и желтеет
Травка на лугах
Только зеленеет
Озимь на полях…
Ученик 3 (продолжает )
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Ученик 4 (продолжает ). Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края…
Ученик 5 .
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны-темны ночи…
Педагог . Так написал об осени поэт А.Плещеев.
Ученик 6 . Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса –
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Педагог . Вот так красиво описал приметы осени выдающийся русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
А сейчас мы проведем конкурсы, посвященные ОСЕНИ. Для этого создаем две команды, каждая со своим командиром, которые будут соревноваться друг с другом.
Итак, начинаем наше мероприятие.
Конкурс первый «Собери пословицу об осени». Каждая команда сейчас получит конверт, в котором есть только начало 5 пословиц. Командам надо их продолжить. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно соберет все пословицы. За каждую правильно собранную пословицу команда получает 2 балла.
Пословицы команде 1.
1. Своя земля и в… С пирогами
2. Лето со снопами, осень… Лепешкой
3. Заяц трус, и тот на капусту
Горсти мила
4. Пошла река в землю блошкой,
А назад пришла… Охотится
(Правильные ответы: 1. Горсти мила; 2. С пирогами; 3. Охотится; 4. Лепешкой ).
Пословицы команде 2 .
1. Холоден сентябрь, да… Гноит
2. Весной дождь растит, а осенью… Сыт
3. В ноябре зима с осенью… Лежок
4. Первый снежок – не… Борется
(Правильные ответы: 1. Сыт; 2. Гноит; 3. Борется; 4. Лежок )

Педагог . Осень! Какая богатая пора. Сколько разных овощей, фруктов. Глаза разбегаются. А ведь овощи и фрукты – настоящая кладезь витаминов, которые так пригодятся нам зимой. Поэтому сейчас мы проведем конкурс загадок «Осенняя палитра». Каждый член одной команды задает вопрос члену другой команды под таким же номером и наоборот. Выигрывает команда, которая наберет наибольшее количество правильных ответов. За каждый правильный ответ член команды получает 1 балл.
Вопросы команды 1 .
1. Стоят девицы –русые косицы: платья серебряные, шапки золоченые. (ответ: береза поздней осенью)
2. В садочке есть плод, он сладок, как мед. Румян, как калач, и круглый, как мяч. Лишь под самой ножкой вздулся бок немножко.
(ответ: плод груши).
3. Стоит кустик-деревцо. На нем синее яйцо. Там белок в мешочке, а желток в горшочке.
(ответ: спелый плод сливы)
4. Ягоды зеленые, а всеми хваленые; растут с костями, висят кистями.
(ответ: виноград)
5. На плечах Игнашки сорок три рубашки – все из ткани отбеленной, а поверх – пиджак зеленый.
Ответ: кочан капусты).
6. Не тигр, а полосатый, не морж, а усатый, не мед, а сладкий, не мяч, а каткий (ответ: арбуз).
7. Есть красавица одна: и румяна, и стройна. Хоть в землянке век живет, а большой от всех почет (ответ: морковь).
8. Невысокая, краснощекая, жила на поле, спала в подполье, а в дом попала, кормить нас стала (ответ: свекла).
Вопрос капитану первой команды :
Птичка – в норе, а хвост – на дворе; птичка желта, кроме хвоста. Хвостик – торчком, зеленым пучком (ответ: лук)

Вопросы команды 2 .
1. На шнурочке – стебелечке сладких ягод груда на большое блюдо (ответ: виноград)
2. С листами, а не книжка, кругла, а не пышка, с водой, а не болото, скрипит, а не ворота (ответ: кочан капусты)
3. Что горит и золотится? На столбе сидит жар птица, крылья распустила, перья распушила. А на перьях, как закат пятна красные горят (ответ: рябина поздней осенью)
4. Одну ягоду мы ели… Вчетвером за столик сели – еле-еле одолели: ели чуть не полчаса, растегнули пояса. Да еще в отброс осталось, вот так ягода досталась! (ответ: арбуз)
5. Сидит модница – огородница. Нарумяниться, как маска, со щеки слезает краска 7.Хотя (ответ: свекла)
6. Листья – плотные да лаковые, плоды – желтые да лакомые (ответ: плод груши)
и не плод, а просится в рот. Как зародится, так в пищу годится (ответ: морковь)
8. Плод все лето зеленого цвета, а ранней осенью красный с просинью (ответ: плод сливы)
Вопрос капитану второй команды .
Вот так диковинка: на ветке – морковинка! Висит, краснееется – на солнце греется (ответ: красный перец).

Педагог . Осень красна не только овощами и фруктами. Ведь осенью так часто идут дожди. А после дождей как по мановению волшебной палочки появляются грибы, особенно в лесу. Поэтому мы сейчас проведем конкурс грибников. Из каждой команды выйдут по четыре человека, которые любят и знают грибы – а их великое множество, в том числе и ядовитые. Они получат корзину, в которую надо в лесу после дождя собрать только съедобные грибы. Чья корзинка будет полнее, та и выигрывает конкурс. За каждый съедобный гриб участники получают по 2 балла.
Вопросы участникам.
1. Стоит Лукашка – белая рубашка. А шляпа надета шоколадного цвета (ответ: белый гриб)
2. Рыжие ушки с лисьей макушки. В траве лежат для малых ежат (ответ: лисичка)
3. На бору, на кору стоит старичок – красный колпачек (ответ: красный мухомор)
4. Рыженький Ванек, крепкий паренек, спрятался за пень, а шапка – набекрень (ответ: рыжик)
5. В лесу чудо: растет блюдо! Дождь пройдет – воды нальет; хороша водица- ежику напиться (ответ: груздь)
6. Стоит в шапке дед. Дождя давно нет, а шапка мокра, как рыбья икра, и снизу вся в дырках (ответ: масленок)
7. Шапочка красная, пуговки белые, работа напрасная: осталось все целое – никто не берет (ответ: мухомор)
8. Вот так грибки: мелки, да крепки! Сидят рядом целым стадом: хоть косой коси да мешком носи (ответ: осенний опенок)
9. Пришли пареньки, присели на пеньки, сидят гуртом – не сгонишь кнутом (ответ: осенний опенок)
10. Из травки на опушке торчат свиные ушки, а не видно свинки – ни боков, ни спинки (ответ: свинушки)
11. Пятаки из меди в кузовке у Феди (ответ: рыжик)
12. Две старушки – говорушки брали черные зонты. Шли беседовать в кусты; дождь пошел – зонты раскрыли. Дождь прошел – закрыть забыли… Так старушки и стоят, и о чем-то говорят! (ответ: чернушки)
13. Бугровато, а не воз, ноздревато, а не нос. Сверху слизь, а не червяк, жил в земле, а не хомяк (ответ: масленок)
14. То ль опенок, то ль нет. Из-под шляпки – серый цвет, на макушке – ржавый след. Годен ли он на обед? (ответ: серный опенок)
15. И лесная модница за нарядом гонится: то с бордовым, то с лиловым, или с алым покрывалом. У тропы появится – хочет всем понравиться (ответ: сыроежки)
16. И в лесочке найдутся фарфоровые блюдца: под березой лежат – для бельчат и ежат (ответ: подберезовики).

Педагог . А пока наши грибники ходят по лесу и собирают грибы, с оставшимися членами команд проведем конкурс «Анаграммы». В этом конкурсе в словах разбросаны буквы и надо собрать слово. Но из девяти слов – одно лишнее: его надо найти.
Итак, готовы? Начинаем сбор слов.
1. А Р О Р П Д И (ответ: природа)
2. Я Р Н Ь О Б (ответ: ноябрь)
3. Г Н А П О Д О Е (ответ: непогода)
4. Т Б С Н Ь Е Р Я (ответ: сентябрь)
5. Р Ж А Е С Е К (ответ: сережка)
6. И А Т П Н У А (ответ: паутина)
7. О Ц Е М Р О З (ответ: морозец)
8. Н С Н Ж А Е И К (ответ: снежинка)
9. Ь З М И О (ответ: озимь)

Педагог . Правильно. Лишнее слово – сережки. Они появляются на деревьях березы лишь весной.
Сейчас жюри подводит итоги конкурсов «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ». Членам команд было задано домашнее задание – нарисовать овощи, которые собирают осенью (морковь, свеклу, тыкву, арбузы и другие, а также осенние фрукты – груши, яблоки, сливы, виноград, алычу). А второе домашнее задание посвящено изготовлению из осенних кустарников поделок – из шиповника, боярышника бус, браслетов, ожерелий. Ребята успешно справились с домашним заданием и представило на «суд» не только жюри, но и присутствующих. Жюри подвело итоги этих домашних заданий и определило лучший рисунок и лучшую поделку, за которые их авторы приносят командам по 10 баллов.

Педагог . Вот и вернулись с полными корзинками грибов наши грибники. И пока жюри подводит итоги всех конкурсов проведем с болельщиками «Блиц-Турнир», который так и называется «ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ЧУДЕСНОЙ». В нем все вопросы начинаются со слова «КОГДА». Необходимо назвать месяц, когда это бывает. Те болельщики, которые первыми правильно ответят на вопросы, могут принести своей команде по одному баллу за каждый ответ.
1. Когда у кленов и осин начинает желтеть листва? (ответ: сентябрь)
2. Когда начинается листопад у рябины, ясеня, ольхи, тополя и дуба? (ответ: сентябрь)
3. Когда с севера на юг улетают стая за стаей дикие гуси? (ответ: октябрь)
4. Когда скворец к своей скворечне прилетит спеть прощальную песню? (ответ: сентябрь)
5. Когда ласточки-касатки и воронки собираются большими стаями в отлет? (ответ: сентябрь)
6. Когда и перед каким праздником закружатся в воздухе первые снежинки? (ответ: октябрь, Праздник Покров Пресвятой Богородицы 14 октября).
7. Когда окончательно замерзнут пруды, озера, а потом и реки? (ответ: ноябрь)
8. Когда покажутся первые перелетные гости с севера – красногрудые снегири, серенькие чечетки с красной головкой и грудкой? (ответ: октябрь)
9. Когда появляются летающие паутины? (ответ: в сентябре)
10. Когда белка начинает собирать грибы – маслята и подберезовики? (ответ: в сентябре)
11. Когда мыши-полевки забираются спать? (ответ: только в сплошные заморозки в ноябре)
12. Когда у рыб начинается нерест? (ответ: в сентябре-октябре)
13. Когда бывает утренний морозец (заморозки на почве) и какие овощи на грядках от него страдают? (ответ: сентябрь)
14. Когда исчезают последние комары? (ответ: сентябрь)
15.Когда задуют первые ветры – листодеры и с берез начинают падать листья? (ответ: сентябрь).

Педагог . Жюри подвело итоги всех конкурсов и определило команду победителя. Поздравим ее! Она получает диплом победителя, а капитану вручается эмблема победителя.
Ребята! Что новое и не известное сегодня вы узнали из проведенного мероприятия? Каким оно было – познавательным или нет? интересным или нет? А теперь мы дружно пойдем на празднование золотой поры года – осени.