Устное народное творчество как эффективный инструмент воспитания детей. Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации фгос до

  • Бацких Алла Викторовна

Ключевые слова

ФОРМИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ФОЛЬКЛОР / ЖАНР.ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Бацких Алла Викторовна

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста. Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество . Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству . Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества , позволила нам выбрать его в качестве средства развития творческой активности детей дошкольного возраста. В целом же исследования, посвященные устному народному творчеству как средству нравственно-эстетического воспитания, содержат указание на то, что устное народное творчество таит в себе громадные возможности по формированию творческой направленности личности ребёнка-дошкольника. Но условия, пути, содержание, формы и методы работы по развитию детского творчества , и в частности, творческой активности не раскрываются. Однако в научно-педагогической литературе имеются исследования, рассматривающие проблему развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах деятельности. Формирование творческой активности старших дошкольников посредством русского устного народного творчества предполагает, прежде всего, эмоционально-эстетическое восприятие детьми фольклорных произведений; наличие начальных знаний о жанровой специфике произведений устного народного творчества , их образном характере; побуждение детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т.п. в различных видах художественно-творческой деятельности. Сущностью творческой активности детей дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, изменять полученные новые знания и выражать новое в различных видах художественно-творческой деятельности. Критериями форсированности творческой активности у дошкольников пяти-шести лет под влиянием устного народного творчества выступают: объём знаний об устном народном творчестве ; желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочинениях (сказках, загадках, небылицах, считалках и т.п.), в выразительном чтении, пересказе, инсценирован устно-поэтических произведений; перенесение образов русского фольклора в новую для ребёнка ситуацию в практике повседневного речевого общения и объединения разных видов художественно-творческой деятельности. Эффективность формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским устным народным творчеством обеспечивается широким его включением в жизнь детей и педагогический процесс детского сада, использованием произведений разных жанров; интеграцией различных видов художественно-творческой деятельности; формированием знаний об устном народном творчестве , его жанровой специфике и образном характере; развитием эстетического восприятия фольклора ; осуществлении в воспитательнообразовательной работе взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов развития художественно-творческих способностей детей. ВЫВОДЫ Установлена возможность использования устного народного творчества в качестве средства формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста, выявлено его позитивное влияние на процесс творческого развития детей. Оптимальными условиями, обеспечивающими успешность формирования творческой активности средствами устного народного творчества , являются: широкое включение в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннее использование в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров; формирование у детей начатков знаний о жанровой специфике произведений фольклора , начальных знаний об устном народном творчестве как особом виде искусства, позволяющем через сравнение предметов действительности видеть образ; осуществление взаимосвязи восприятия поэтического творчества русского народа и продуктивных видов деятельности, то есть укрепление целостности и художественности картины мира у ребёнка, предоставление детям возможности применить свои знания в различных видах художественно-творческой деятельности; интегрированный подход к организации содержания и освоению художественнотворческих видов деятельности. Разработаны критерии эффективного формирования творческой активности. К ним относятся: положительное эмоциональное отношение к устному народному творчеству , перевод образов устно-поэтических произведений в образы драматизаций, изобразительного искусства, перенесение образов фольклора в новую для ребенка ситуацию, самостоятельность и инициативность в придумывании собственных сказок, загадок, пословиц и поговорок на народной основе. Они проявились в следующих показателях: чувстве радости в процессе восприятия, проявляющемся в мимике, жестах, одобрительных возгласах, репликах, вопросах, внимательном слушании фольклорного произведения, интересе к нему, который выражался в вопросах, желании повторно услышать его, рассказать сверстнику или взрослому; удержании в памяти содержания произведения, образных выражений, средств художественной выразительности разных фольклорных жанров; желании и умении давать характеристику героям и персонажам фольклорных произведений; стремлении, желании отразить содержание произведения народнопоэтического творчества или его части в разных видах художественнотворческой деятельности (изобразительной, игровой, художественно-речевой); стремлении использовать в повседневном речевом общении меткие выражения, яркие обороты языка фольклорных произведений; умении выразительно передавать содержание произведения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Бацких Алла Викторовна,

  • Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

    2018 / Зотова Ирина Васильевна, Буженица Антонина Сергеевна
  • Скоморошество как средство восстановления справедливости в памятниках русского фольклора

    2014 / Аргов А. В.
  • Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процессе

    2012 / Первова Галина Михайловна, Божок Анастасия Леонидовна, Койвистойнен Ирина Юрьевна
  • Параллельные конструкции в структуре текстов мансийского фольклора

    2013 / Кумаева Мария Владимировна

Текст научной работы на тему «Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста»

Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка

дошкольного возраста

Бацких Алла Викторовна

ГБОУ гим.№ 402 им. Алии Молдагуловой Москва

Ключевые слова:

Формирование, творчество, фольклор,жанр.образ.

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры.

Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, её движение по пути прогресса. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.

Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества, позволила нам выбрать его в качестве средства развития творческой активности детей дошкольного возраста.

В целом же исследования, посвященные устному народному творчеству как средству нравственно-эстетического воспитания, содержат указание на то, что устное народное творчество таит в себе громадные возможности по формированию творческой направленности

личности ребёнка-дошкольника. Но условия, пути, содержание, формы и методы работы по развитию детского творчества, и в частности, творческой активности не раскрываются. Однако в научно-педагогической литературе имеются исследования, рассматривающие проблему развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в различных видах деятельности.

Формирование творческой активности старших дошкольников посредством русского устного народного творчества предполагает, прежде всего, эмоционально-эстетическое восприятие детьми фольклорных произведений; наличие начальных знаний о жанровой специфике произведений устного народного творчества, их образном характере; побуждение детей к выражению впечатлений от сказок, народных песенок, потешек, пословиц и т.п. в различных видах художественно-творческой деятельности.

Сущностью творческой активности детей дошкольного возраста является реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, изменять полученные новые знания и выражать новое в различных видах художественно-творческой деятельности. Критериями форсированности творческой активности у дошкольников пяти-шести лет под влиянием устного народного творчества выступают: объём знаний об устном народном творчестве; желание и умение выразить полученные впечатления в собственных сочинениях (сказках, загадках, небылицах, считалках и т.п.), в выразительном чтении, пересказе, инсценирован устно-поэтических произведений; перенесение образов русского фольклора в новую для ребёнка ситуацию в практике повседневного речевого общения и объединения разных видов художественно-творческой деятельности.

Эффективность формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским устным народным творчеством обеспечивается широким его включением в жизнь детей и педагогический процесс детского сада, использованием произведений разных жанров; интеграцией различных видов художественно-творческой деятельности; формированием знаний об устном народном творчестве, его жанровой специфике и образном характере; развитием эстетического восприятия фольклора; осуществлении в воспитательнообразовательной работе взаимосвязи фольклора с другими видами народного искусства; использованием разнообразных форм и методов развития художественно-творческих способностей детей.

Установлена возможность использования устного народного творчества в качестве средства формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста, выявлено его позитивное влияние на процесс творческого развития детей.

Оптимальными условиями, обеспечивающими успешность формирования творческой активности средствами устного народного творчества, являются: широкое включение в жизнь детей дошкольного возраста и разностороннее использование в педагогическом процессе детского сада произведений словесного творчества русского народа разных жанров; формирование у детей начатков знаний о жанровой специфике произведений фольклора, начальных знаний об устном народном творчестве как особом виде искусства, позволяющем через сравнение предметов действительности видеть образ; осуществление взаимосвязи восприятия поэтического творчества русского народа и продуктивных видов деятельности, то есть укрепление целостности и художественности картины мира у ребёнка, предоставление детям возможности применить свои знания в различных видах художественно-творческой деятельности; интегрированный подход к организации содержания и освоению художественно-творческих видов деятельности.

Разработаны критерии эффективного формирования творческой активности. К ним относятся: положительное эмоциональное отношение к устному народному творчеству, перевод образов устно-поэтических произведений в образы драматизаций, изобразительного искусства, перенесение образов фольклора в новую для ребенка ситуацию, самостоятельность и инициативность в придумывании собственных сказок, загадок, пословиц и поговорок на народной основе. Они проявились в следующих показателях: чувстве радости в процессе восприятия, проявляющемся в мимике, жестах, одобрительных возгласах, репликах, вопросах,

внимательном слушании фольклорного произведения, интересе к нему, который выражался в вопросах, желании повторно услышать его, рассказать сверстнику или взрослому; удержании в памяти содержания произведения, образных выражений, средств художественной выразительности разных фольклорных жанров; желании и умении давать характеристику героям и персонажам фольклорных произведений; стремлении, желании отразить содержание произведения народнопоэтического творчества или его части в разных видах художественно-творческой деятельности (изобразительной, игровой, художественно-речевой); стремлении использовать в повседневном речевом общении меткие выражения, яркие обороты языка фольклорных произведений; умении выразительно передавать содержание произведения.

Список литературы:

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. М-1988.

2. Круглое Ю.Г., Аникин В,П. Русское народное поэтическое творчество. (Учебник для пед. институтов) -Л: Просвещение,1987.

3. Аполлонов Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание,1992.

4. Арновская -Дубовис Д.М. Понимания сказки дошкольникам. Дошкольное воспитание. 1955.-№10.

Народная поэзия с давних времён привлекала детей остротой занимательных и динамических сюжетов, простым и образным языком. Конечно, многое в устном творчестве было непонятно и недоступно детям. И народ – великий художник и педагог – выработал для них особые жанры, - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, перевёртыши, сказки и легенды. В своём поэтическом творчестве для детей народ воплотил прекрасное знание и понимание психологических особенностей ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устное народное творчество для детей и в детском чтении .

Воспитательный аспект данной темы.

Народная поэзия с давних времён привлекала детей остротой занимательных и динамических сюжетов, простым и образным языком. Конечно, многое в устном творчестве было непонятно и недоступно детям. И народ – великий художник и педагог – выработал для них особые жанры, - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, перевёртыши, сказки и легенды. В своём поэтическом творчестве для детей народ воплотил прекрасное знание и понимание психологических особенностей ребёнка. Другим видом детского фольклора было устное творчество самих детей – песенки, считалки, дразнилки. Детский фольклор постоянно обогащался сказками, лирическими и игровыми песнями, пословицами, загадками, частушками, обрядовыми закличками, которые дети на протяжении многих веков отбирали из фольклора взрослых.

В дореволюционную эпоху дети усваивали фольклор прежде всего в живом быту. Это усиливало воспитательную роль фольклора. Они острее чувствовали связь фольклорных произведений с окружающей действительностью. Фольклор открывал им такие явления народной жизни, о которых они не могли узнать из доступных книг.

В свою книгу для детского чтения «Родное слово» известный педагог К.Ушинский включил сказки, песни, пословицы, загадки. Он был убеждён в исключительной важности фольклора для духовного развития ребёнка. Сказка, по его словам, «упражняет мысль образами» и приобщает с детских лет к живому источнику народного языка. О пословицах Ушинский писал: в них «отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями…и может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как только объяснением значения народных пословиц».

Большое внимание разработке народной поэзии для детей уделял Л.Толстой. Он считал фольклор незаменимым средством нравственного и эстетического воспитания. Писатель также редактировал, пересказывал и перерабатывал для детей произведения народного творчества: пословицы, устные бытовые сказки, былины.

Цель изучения темы «Устное народное творчество» - познакомить детей с малыми фольклорными жанрами устного народного творчества, показать связь фольклора с жизнью народа, на примере народных сказок наблюдать за близостью представлений разных народов о добре и зле, вызвать интерес и любовь к истории своего народа, к народному творчеству. При изучении данной темы много внимания уделяется развитию устной речи детей. Виды работы разнообразны – это и сочинение собственных колыбельных, считалок, загадок, то и орфоэпическая работа со скороговорками, это и сказывание народных сказок. Также учитель знакомит детей и с другими видами народного творчества, с народными промыслами. В этом помогает экскурсионное сопровождение. Дети посещают Этнографический музей,где знакомятся с жизнью русского народа. Изучение темы можно завершить фольклорным праздником или обобщающим уроком. И как пример обобщения по теме «Малые фольклорные жанры», представляем вам бинарный урок (литература и музыка) «У наших у ворот всегда хоровод…».

Цель урока:

1.Обобщить особенности жанров русского народа.

2.Создать эмоциональную, комфортную для работы, обстановку.

Задачи:

1.Повторить особенности малых фольклорных жанров, их значение в жизни людей. Использовать знакомые музыкальные примеры для закрепления каждого жанра.

2.Развивать эмоциональную сферу ребёнка; закрепить умение выражать внутреннее состояние, чувства, настроения, с помощью движений, смены интонаций, темпа речи и других средств, как в устной речи, так и в музыкальной исполнительской деятельности.

3.Разобрать понятие «Русское народное творчество».

4.Формировать и совершенствовать навыки связной речи.

5.Закрепить умения, необходимые в пении (певческая установка, начало пения, внимание, координация пения и движений)

6.Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, бережное отношение к его культурному наследию.

7.Создать непринуждённую, творческую атмосферу на уроке, через игровые формы работы.

Технология: бинарный урок. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей. Бинарный урок позволяет показывать связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Технология предполагает обязательную подготовку со стороны педагогов и может занимать много времени. Время проведения технологии оправдывает результаты, если занятие подготовлено качественно. Бинарные уроки не могут применяться часто в педагогической деятельности, так как они сложны в подготовке. Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов.

Структура урока.

1 видео фрагмент. Звучит русская народная плясовая «Камаринская», создающая эмоциональный настрой. Дети входят в класс под музыку и останавливаются около своих мест. Стулья расставлены с двух сторон по диагонали.

2 фрагмент. Подготовительная работа. Дети повторяют, что называют «Русским народным творчеством». В данной работе дети используют знания, полученные во время экскурсии в Этнографический музей.

3 фрагмент. В основной части урока дети повторяют малые фольклорные жанры. Вы можете видеть, как тесно переплетается материал уроков музыки и уроков литературного чтения. Это связано с тем, что программа по музыке скорректирована и в неё включены произведения, изучаемые на уроках литературы.

На уроке также использовали видео фрагмент. Русская изба, в которой люди занимаются рукоделием.

Итог урока. Прощаемся, слушая русскую народную плясовую мелодию.

Подведение итогов.

Наша задача воспитывать активную позицию девочки на уроке. Результатами подобных уроков – повышение мотивации к обучению. Итогом нашей работы, по развитию творческих способностей, является создание журнала «Начало».


Из опыта работа воспитателей детского сада по нравственно - патриотическому и музыкальному воспитанию

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок – капелька, лучик,
Вместе собрались – светлый родник.
Что понесут к речке жизни бегущей?
Ты призадумайся только на миг.
Всё, что заложено, все к нам вернётся.
Доброе сея, пожнём мы добро.
Сердце пусть радостью вновь улыбнется.
Встретившись с каплей ручья моего!
«Посвящение детям» Н. Б. Федорова.
Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой коренного населения. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту и культуре своей нации. Все это является базой сохранения культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятный для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень яркие, сильные, следовательно, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
В этом возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению. Как много получает малыш, узнавая о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Мы ставим перед собой задачу формирования личности, способной усвоить элементарные правила нравственного поведения и основные этические понятия. Эту задачу можно решить при условии обращения к идеям народной педагогики, являющейся системой представлений, взглядов, суждений, идей, приемов воспитания, копившихся веками и отраженных в народном творчестве. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, изобразительное и декоративно - прикладное искусство. Творчество - главное средство, с помощью которого ребенок осваивает культурно – исторический опыт, и движущая сила развития общества. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.
Русский философ и педагог В. В. Зеньковский писал о том, что никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа, не может созреть вне национальной культуры, которой нужно пропитаться, чтобы присущие душе силы могли получить свое развитие.
В нашем детском саду знакомство с миром традиционной культуры малой Родины начинается с ближайшего окружения ребенка. Изучая историю родного края, мы используем материалы по этнографии и фольклору. В пеших прогулках по улицам села, экскурсиях дети узнают историю его возникновения, традиции народно – прикладного искусства. При посещении районного краеведческого музея заглядывают вглубь прошедших веков, узнают от экскурсовода об архитектуре села, устройстве деревянного дома, знакомятся с жизнью, бытом, обычаями, занятиями его обитателей.
Большую роль при ознакомлении детей с историей и бытом своего народа оказывает мини - музей детского сада. В музее представлены экспонаты декоративно – прикладного искусства, предметы быта, орудия труда, народные костюмы. Здесь дети могут не только все увидеть, но и потрогать, обыграть. Например, походить в лаптях, «пропрясть кудель», попить чай из старинного самовара. Дети с большим удовольствием посещают музей, задают много вопросов, узнают новое.
Знание народных обычаев укрепляет семейные и родовые связи, помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Начиная с младшего возраста, воспитатели читают художественную литературу, проводят различные беседы, мероприятия направленные на воспитание любви и уважения между поколениями. В старшей группе дети составляют свою родословную. При этом проводится большая работа с родителями. Каждый ребенок совместно со своими близкими собирает материал о предках: где они жили, кем работали, и т. д., а затем составляет генеалогическое древо своего рода.
Большое внимание уделяется занятиям по художественно – творческому развитию детей. Изделия народного творчества многообразны. Каждое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя геометрические элементы, цветы, листья, ягоды, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, на участке детского сада. Все это дети переносят на свои работы. Под руководством педагогов они украшают салфетки, полотенца, тарелочки, одежду для кукол, занимаясь рисованием или аппликацией. На занятиях по лепке малыши знакомятся с народными игрушками и пытаются сами сделать такие же. Сколько же радости доставляет ребенку предмет, сделанный своими руками.
Дети очень любят слушать сказки и небылицы, отгадывать загадки, заучивать потешки, считалки, скороговорки. Сказки отражают жизнь народа, основные черты характера: отвагу, трудолюбие, остроумие. Ребята охотно не только слушают сказки, но и сами их сочиняют, обыгрывают, участвуют в театрализованных постановках. Не один праздник, ни одно развлечение, а часто и занятие не обходятся у нас в саду без участия сказочных персонажей. Как же интересно самому превратиться в сказочного героя и побывать в волшебной стране или узнать в веселой Бабе Яге своего любимого воспитателя.
В развитии детей огромное место занимают игры . Народные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Игры используются в различных видах деятельности детей. Начиная с младшего возраста, мы применяем народные игры на занятиях и во время прогулки, в утренние и в вечерние часы. Они являются прекрасным элементом содержания досуговых мероприятий, проводимых в детском саду.
Большой интерес вызывает у детей знакомство с музыкальным фольклором. На музыкальных занятиях дети исполняют народные песни и танцы, играют на музыкальных инструментах. Знакомятся с произведениями композиторов республики. Праздник в детском саду! С каким нетерпением ждут его дети! Для них это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных восприятий, увлекательных игр и затей. Поэтому интересно и весело проходят фольклорные праздники. Они являются особой формой знакомства с народным музыкальным искусством. Здесь соединяются радость и веселье, знания и умения. Ребята показывают свои театральные, танцевальные, музыкальные навыки. Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности. Комплексное воздействие различных видов искусства способствует формированию у дошкольников художественного вкуса.
Праздники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, участвуют в проведении обрядов, народных игр, постановке сказок.
Фольклорный праздник помогает раскрыть значимость давних традиций, приблизить детей к пониманию старины и через активное участие приобщить к истории своего народа.

проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 «Лебедушка». г. Сургут Тюменская область. Проект Тема «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы». Воспитатель: Занина Татьяна Валерьевна.

Проект в старшей группе
. Проект в старшей группе на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы».
Автор
: Занина Татьяна Валерьевна, воспитатель, МБДОУ № 75 «Лебедушка» г. Сургут Тюменская область.
Вид проекта:
Познавательно – творческий проект.
Продолжительность проекта:
долгосрочный.
Участники проекта
: дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
«Всякому мила своя сторона», «Всякая птица свое гнездо любит» - так гласит народная мудрость. Издревле люди любили свою родину, прославляли ее в стихах и песнях, гордились красотой и величием природных простор. Как воспитывать у детей в настоящее время уважение к Родине, к старшим, труду, любовь к природе – задача непростая. Многие традиции утрачены и даже утеряны. О многих вещах и предметах мы узнаем лишь из энциклопедий и посещений музеев. В современном мире, где господствующее положение занимают компьютеры и телевизоры, не происходит формирование духовно богатой личности. Люди перестали ценить хорошие качества: ум, справедливость, честность. Решение этой проблемы возможно лишь в том случае, если люди окунутся в прошлое, в быт и традиции русского народа. Именно тогда, произойдет переосмысление человеческих ценностей, люди станут добрее, гуманнее, научатся ценить дружбу, ум, честность. Поэтому, чтобы воспитать будущее поколение нравственно богатым, умным, обладающим эстетическим вкусом, красивым языком, необходимо приобщать детей уже с раннего возраста к обычаям и традициям русского народа. Ведь именно детство – это пора, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народной культуры. «Какие корешки, такие и ветки с яблони», «Что в детстве воспитываешь, на то и в старости обопрешься» - так говорит народная аксиома воспитания. В дошкольном возрасте целостность этических и эстетических идеалов впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Поэтому народной культуре должна быть отведена значительная роль в процессе развития и становления личности ребенка.

Цель проекта:
Выявить знания детей о русских народных праздниках, предметах быта, костюме, народных промыслах и умение использовать свои знания в повседневной жизни.
Задачи:
Обучающие: Сформировать у детей знания о видах устного народного творчества: песенках и потешках. Учить детей использовать пословицы и поговорки в трудовой деятельности, в разрешении конфликтных ситуаций. Продолжать учить детей отгадывать и самостоятельно загадывать загадки. Познакомить с народными считалками и сформировать умение использовать их в играх. Познакомить детей с народными приметами, учить использовать их во время наблюдений, экскурсий в природе. Познакомить с народным костюмом, головными уборами, обувью. Сформировать представления о дымковской, филимоновской игрушке, хохломской росписи. Развивающие: Развивать речь детей, активизировать речь, расширять словарный запас детей. Развивать у детей умение играть в русские народные игры, используя считалки. Воспитывающие: Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре. Воспитывать у детей доброту, справедливость, любовь к ближним, всему живому.
Предполагаемый результат проекта
Осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
Использование детьми в речи произведений народного фольклора (потешек, считалок, загадок, закличек и приговорок, пословиц и поговорок). Развивать у детей умение играть в русские народные игры, используя считалки. Знание русских народных сказок и сказочных героев. Участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап. Работа с педагогами Изучение методической литературы по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Составление перспективного плана работы по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы». Консультация для педагогов на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». Консультация для педагогов на тему: «Русский народный костюм». Подборка русских народных игр. Подборка дидактических игр. Работа с родителями Составление перспективного плана работы с родителями по проекту. Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника». Деловая игра с родителями. Работа с детьми. Проведение вводной беседы с детьми. Открытое мероприятие театральной деятельности для родителей. 2. Основной этап.
Работа с педагогами. Открытое мероприятие для педагогов «Драматизация сказки «Аленушка и лиса»». Работа с родителями. Проведение праздника совместно с родителями «Осенины». Оформление фотовыставки «Чем нас радует осень». Конкурс новогодней игрушки. Открытый просмотр праздника «Рождественские святки». Конкурс «Пасхальное яйцо». Работа с детьми. Образовательные области: Познание, коммуникация, здоровье, безопасность: НОД «Русский народный костюм», НОД «Матрешка», НОД «Рукомойник», НОД «Мебель», НОД «Инструменты», НОД «Посуда», НОД «Нитки Ткачество», ИКТ просмотр презентации «Русский народный костюм». Коммуникативная деятельность: Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок. Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстрации по русским народным сказкам. Двигательная, игровая художественная деятельность: Кукольный театр по сказкам: «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и др. Развлечение: «Рождественские колядки», «Широкая Масленица», «Праздник Пасхи и весны». Настольно-печатные игры: «Загадки и отгадки», «От прошлого к настоящему», «Одень куклу», «Истории обыкновенных вещей», «Природа и люди», «Схемы по русским народным сказкам». Подвижные игры: «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Скок- скок» и др. 3. Заключительный этап.
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Результаты проекта:
На протяжении всего года велась работа по приобщению детей к русской народной культуре. Виды народного творчества использовала в разных видах деятельности: на занятии, прогулке, в трудовой деятельности, режимных моментах. За это время дети полюбили русский фольклор, с большим желанием участвовали в различных играх, посиделках, праздниках. Чтение, рассказывание, обыгрывание сказок у детей вызывает большой восторг и радость. Кроме того, ребята стали с уважением относиться к природе и ее обитателям, научились разрешать конфликтные ситуации с помощью считалок и народных поговорок. Стали терпимее и добрее. Взаимодействие с родителями позволили ввести в мир народной культуры взрослых, заставили посмотреть на мир вещей, праздников совсем другими глазами. Работа по приобщению детей к народной культуре посеет в детях доброту, справедливость, любовь к ближним, всему живому.
Используемая литература:
1.Аникина В.К. «Русские сказки» М; ИЗД «Худ. Лит-ра»; 1970. 2. Ботяков О.А. Российский Этнографический музей - детям; СПб; изд. «Детство – пресс». 2001. 3.Балашов М.Е костюм Киевской Руси. СПб; изд. «Детство – пресс». 2002. 4. Дуброва В.А. «Народное творчество в трудовом воспитании». Дошкольное воспитание № 11. 5. Ищук М.И. «Народные праздники»; изд. Академия Развития. 6. Князева О.А. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб; изд «Детство – пресс». 7. Салова Г.И. «Дорожить русской культурой» Дошкольное воспитание. № 5. 8. Скворцова Л.В. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору». Дошкольное воспитание. № 5. 9.Михайлова А.А. «Как постичь мудрость сказки». Дошкольное воспитание. № 1.
Пояснительная записка.

Консультация для педагогов на тему:

«Влияние устного народного творчества на развитие

речи детей»
Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). Народные сказки дают образы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляют эти образные слова в создании детей, и они начинают их использовать в своих играх. Запоминание устного народного творчества (стихов, сказок) оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире. Так, благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, кадка, ведро), об орудиях труда (топор, пила, коса), небесных светилах (солнце, луна, звезды), явлениях природы (радуга, дождь, гром, град). Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова. Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. А этому помогают различные песенки, заклички, потешки. В сказках, закличках используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например: « золотое солнышко», «земелюшка добра», «курочка – рябушечка», «светлые березы». Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова.
Синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к совершенствованию речи, особенно в самостоятельной деятельности. При ознакомлении с устным народным творчеством ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений. В дальнейшем ребенок будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли. Большую роль устного народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки. Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывает правильное речевое дыхание. Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное употребление детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений. Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стихотворения, используя различные виды предложений, последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе с взрослыми и сверстниками. Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.
Консультация для воспитателей на тему:

«Русский народный костюм»
«Всякому мила свою сторона», «Всякая птица свое гнездо любит» - так гласит народная мудрость. Издревле люди любили свою родину, прославили ее в стихах и песнях, гордились красотой и величием природных простор. Как воспитать у детей в настоящее время уважение к Родине, к старшим, труду, любовь к природе – задача не простая. Сегодня многие предметы домашнего обихода людей древней Руси встречаются лишь на картинках или их можно увидеть в музеях. Сколько необычных вещей можно там встретить. Наряду с ними, можно увидеть и
одежду людей, носивших ее много лет тому назад. Как она появилась? Каково ее название – знают немногие. Очень мало кто из нас знает, что раньше одежду называли портки. Потому и пошло название – портной. В старину ткань делали из растений конопли, льна. Растения вымачивали и делали нитки. Ткань красили с помощью ягод, коры деревьев, шелухи лука. Бедные люди шили одежду для себя сами, а богатым шил портной. Одежда делилась на праздничную и повседневную. Мужчины и женщины носили рубахи – косоворотки, потому что у такой рубахи вырез был сбоку. Она украшалась вышивкой. Рубахи шили из холста. В них ходили на покос. Сверху надевался сарафан – длинная одежда без рукавов. Ещё одевалась юбка. У замужних женщин она называлась понева. Поверх юбки или сарафана одевался передник. Девушки носили рубахи с поясом. В прохладную погоду одевалась душегрея – короткая одежда с воротником и рукавами, шитая в талии без меховой отделки, и телогрею – с мехом отдельно. В холод носили рукавицы. На голове женщины носили платок повой – кусок ткани, которым обматывали голову. Девушки носили ленточки, кички – шапочка в виде рогов, кокошник. Зимой женщины носили меховые шапки. Мужчины носили рубахи и штаны. Штаны были широкими, темного цвета. Их носили заправленными в обувь. Поверх рубахи одевался кафтан. Бедные люди носили короткий кафтан, а зажиточные – длинный. Под кафтан одевали зипун. Он был длинною до колен и спереди застегивался. Зимой носили шубы из меха собак, зайца, соболя. Одежда людей была простой, но удобной. Людям она нравилась. А праздничная одежда была яркой, нарядной и красивой. Даже сейчас, а музеях можно увидеть сохранившуюся старинную одежду.
Консультация для родителей на тему:

«Устное народное творчество в жизни дошкольника».

Устное народное творчество
– это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, придании особой значимости дружбе, духовное качествам человека, отношении в жизни в целом.
Пословицы
– народная мудрость, свод правил жизни. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, учат любить родную землю, понимать труд как основу жизни, формируют нравственную сторону человека. В пословицах – философское осмысление жизни. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. Играй, играй, да дело знай.
Поговорки
- это поэтические, устойчивые, краткие выражения, использующиеся для образа – эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких-то житейских ситуаций. Глуп, как осел. Надулся как индюк. Издавна человек наделял природу способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его судьбу. Особая роль отводилась природным объектом и явлением. Считалось, что служа солнце, воде, ветру, земле, люди будут вознаграждены хорошим урожаем, благополучием и процветанием. Поэтому широко использовались в народе заклички.
Зклички
– это небольшие песенки, предназначенные для распевания, имитирующие крестьянский труд. В закличке не просто обращение к природным стихам, но и собраны особые переживания и восхищение. Матушка – репка, Уродись, крепка, Не густа, ни редко, До великого хвоста. Секи, секи дождь, На бабину рожь, На дедово семя - Чтоб взошло вовремя.

Приговорки
– интимное обращение с природой один на один. Они обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Ветер, ветер, ветерцо. Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу. В старину погода имела большое значение. От нее зависела жизнь людей. Многочисленные наблюдения людей позволило создать
народные приметы.
Это позволило крестьянам готовиться к сельхозработам, вовремя сеять и убирать урожай, делать запасы на зиму. Дым столбом – к морозу. Жуки жужжат – к ненастью. Русский народ всегда ценил в человеке ум и сообразительность. Главным средством его развития являлась загадка.
Загадки
- это иносказательные изображение предмета или явления действительности, которые предлагается отгадать. Загадки позволяют обратить внимание на скрытые, невидимые признаки предметов. Ведь человек привык сохранять лишь яркие внешние признаки. Отсюда – загадки создавались под влиянием глубоких наблюдений в природе. Стоит старичок – красный колпачок. (граб) Один пастух – тысячи овец пасет. (небо и звезды)
Считалка
– это ритмическое стихотворение, предназначенное непосредственно для расчета играющих. Для считалки характерно то, что можно четко произносить каждое слово и даже его кричать. Считалки – исстари придуманный способ осуществления объектной справедливости. Ягода – малина. Медок – сахарок. Вышел Иванушка – сам королек. Из поколения в поколение передается из уст в уста народные
сказки.
В них собраны многовековые традиции, особый способ отражения реальности, охвачены жизненные явления и судьбы. Они привлекают остротой социального смысла, выдумкой, игрой фантазии. В сказках главными героями являются как животные, птицы, так и люди со своими достоинствами и недостатками. Каковы бы ни были действия героев,
исход событий, всегда присутствует мораль, позволяющая делить выводы. Красота родной речи, повторения, обороты делают народные сказки поистине настоящим кладом нашей культуры.
Устное народное творчество
– это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, на сколько люди будут помнить, и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.
Деловая игра с родителями старшей группы.

Цель:
Выяснить знания у родителей о формах устного народного творчества, его значение, применение в жизни детей. Научит родителей примерять в различных ситуациях. Образуется две команды. Каждой команде задается 5 вопросов. Выигрывает команда получившая большее количество баллов. Вопросы для первой команды: 1. Назовите формы устного народного творчества. 2. Что лежит в основе небылиц? 3. Какую форму можно применить в трудной деятельности? 4. Чем отличается закличка от потешки? 5. На какие психические процессы влияет устное народное творчество? Вопросы для второй команды: 1. Как появляется красота русского языка в устном народном творчестве? 2. Какие формы устного народного творчества вызывают смех у детей? 3. Чем отличаются сказки от рассказа? 4. Назовите сказки, в которых встречаются символы (яйцо, игла, яблоко, пирожок). 5. Назовите наиболее распространенное начало сказки. Ответы: 1. Песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, дразнилки, загадки. 2. В основе небылиц лежат вымышленные события, в природе которых не бывает. 3. Пословицу или поговорку Сделай дело – гуляй смело Сто раз отмерь – один раз отрежь Они способствуют выработке у ребенка выдержки, трудолюбия, усидчивости.
4. Закличка – обращение к явлению природы. Прибаутка – стихотворение, отражающее окружающую деятельность. (Части тела, животных, ягод, грибы) 5. Память - дети запоминают особенности предметов, явлений Мышление. - учатся сравнивать, анализировать явления и предметы, группировать и обобщать предметы, рассуждать. Воображение - представляют и создают различные события, образы Наблюдение - учатся замечать особенности, обращать внимание на мелкие детали Внимание Речь - формируется словарь, З.К.Р., Г.С.Р. 1. Используется уменьшительно-ласкательное слова (солнышко-ведрышко) Сравнение (золотое донышко, бабочка – коробочка) Преувеличение (Иван, полезай в стакан) 2. Дразнилки, небылицы 3. В сказке события вымышленные, происходит волшебство. В рассказе все события и герои реальные. 4. «Баба – яга» «Гуси – лебеди» «Маша и медведь» «По щучьему веленью» 5. Жили, были…, В некотором царстве…
Открытое мероприятие театральной деятельности для

родителей в старшей группе.

Кукольный спектакль «Теремок».

Цель:
продемонстрировать родителям умение детей показывать кукольный спектакль «Теремок», эмоционально обыгрывать роль. Вызвать у родителей интерес к театральной деятельности.
Ход:
Сегодня мы собрались, чтобы отправиться в путешествие по сказкам. Сказка – это кусочек нашего детства, а вспомнить детство – всегда приятно. Многие до сих пор помнят сказки, которые рассказывали вам ваши родители. А вот помните ли вы сказки, мы сейчас узнаем, отгадав загадки. Вымолвил словечко, Ах ты Петя – простота, Покатилась печка. Сплоховал немножко, Прямо из деревни Не послушался кота, К царю и царевне. Выглянул в окошко. (По щучьему велению) (Кот, лиса и петух) А дорога далека, Отворили дверь козлята А корзина нелегка, И пропали все куда-то. Сесть бы на пенек, (Волк и семеро козлят) Съесть бы пирожок. (Маша и медведь) Красна девица, грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Снегурочка) А вам, ребята, читают родители сказки, какие? Ну что ж, а теперь отправляемся в сказки. Скажем «По щучьему веленью…..» Вот мы и в сказке. А называется она « Теремок». (Показ культурного спектакля детьми). Понравилась сказка? Ну а теперь пора возвращаться. Снова скажем волшебные слова. Вот мы и снова в саду. Надеюсь, вам запомнится наше путешествие.

Перспективный план работы с родителями.

Сентябрь.

Встреча в русской избе.
Цель: Сформировать представление у детей о русской горнице и предметах быта, находившихся в ней. Познакомить с функциональным назначением предметов, особенностях их строения, материалов, из которых они сделаны. Пополнить словарь новыми словами: печь, кочерга, ухват, ушат, рушник. Воспитать интерес к старинным предметам.
2.

Русский народный костюм.
Цель: Сформировать представление у детей о русском костюме, его частях. Пополнить словарь за счет новых слов: передник, понева, косоворотка, кафтан, зипун, портной, душегрейка, телогрейка. Развивать у детей знания о том, из какого материала шили костюм. Формировать эстетический вкус, воспитывать интерес к русскому народному костюму.
3.

На печи лежим, сказки слушаем.
Цель: Закрепить знания детей о русских народный сказках. Развить: логическое мышление через использование схем, символических изображений. Активизировать с помощью загадок. Воспитать усидчивость, интерес, развивать сообразительность, находчивость.
4.

Русские куклы.
Цель: Сформировать у детей представление об истории происхождения кукол. Учить детей правильно называть материал, из которого они изготовлены. Развивать речь за счет устного народного творчества: загадок. Воспитывать любовь и интерес к русским куклам.
Октябрь.

Обряд «Жниво». Знакомство с сельхозорудиями.
Цель: Сформировать у детей обобщенное представление о жниве: о том, как произошла жатва в старину на Руси, как отмечали праздник первого урожая,
какими орудиями труда пользовались люди при сборе урожая. Уточнить знание детей, как происходит сбор урожая в настоящие время. Активизировать речь детей через загадки, стихи. Воспитать пытливость, любознательность.
2.

Покров – конец осени.
Цель: Сформировать обобщенное представление о празднике. Покров, как праздновался в данное время, какие предметы и поверья существовали в народе в этот день. Активизировать речь через загадки. Воспитать интерес к русским праздникам.
3.

Духовная жизнь и природа на Руси в единой гармонии.
Цель: Сформировать у детей представление о взаимоотношениях людей и природы. Уточнить знания о том, какие предметы домашнего обихода использовали из древна, как использовались объекты неживой природы и растения в жизни людей. Развивать знания детей через использование моделей. Активизировать через народные заклички. Воспитывать любовь к своей земле, интерес к жизни людей на Руси
.

Дымковская игрушка.
Цель: Расширять представление детей о народной игрушке – дымковской. Продолжать учить детей рисовать узоры дымковской росписи. Развивать чувство цвета при составлении узора. Развивать технические навыки рисования концом кисти. Воспитывать эстетический вкус, уважение к мастерам народной игрушки.
Ноябрь.

Деревенские посиделки.

Цель: Уточнить и расширить представление детей о деревенских посиделках через формы устного народного творчества. Активизировать речь детей. Воспитать интерес к старинным обычаям.
2.

Народные приметы.
Цель: Учить детей понимать народные приметы, устанавливать причинно – следственную связь между приметой и явлением природы. Развивать монологическую речь, умение доказывать свои суждения. Воспитывать интерес к народным приметам.
3.

Филимоновская игрушка.
Цель: познакомить детей с историей происхождения филимоновской игрушки. Сформировать представление о способе ее изготовления, элементах росписи. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать уважение к народным мастерам.
4.

Русская народная обувь.
Цель: Познакомить детей с обувью, которую принято было носить на Руси. Сформировать представление о материале, из которого изготавливали обувь. Пополнить словарь новыми словами: лапти, онучи, береста. Воспитать уважение к своему народу.
Декабрь.

Народные игры.
Цель: Познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр. Развивать знания об атрибутах, которые использовались в этих играх. Воспитать интерес к играм.
2.

Чаепитие на Руси.
Цель: Познакомить детей с русской традицией – чаепитием. Сформировать знания о русском самоваре, способах заваривания чая. Воспитать интерес к традициям и обычаям своего народа.
3.

Наум – наведи меня на ум.

Цель: Сформировать у детей обобщенное представление о празднике Наум – грамотника. Учить детей сравнивать, как учились дети в старину с современным обучением. Активизировать речь через устное народное творчество – пословицы и поговорки. Воспитать интерес к старинному празднику.
4.

Новый год на Руси.
Цель: Познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом – посиделки. Сформировать представление о рождественских святках. Активизировать речь через устное народное творчество: колядки, щедровеи. Воспитать любовь к русской народной культуре.
Январь.

Здравствуй, гостья, Зима.
Цель: Сформировать у детей представление о зиме и ее признаках, особенностях жизни животных и растений. Познакомить с народными приметами о зиме. Развивать умение устанавливать причинно – зависимые связи. Воспитать любовь к зиме.
2.

Делу время, потехе час.
Цель: Развивать знания о русских народных песнях и потешках. Познакомить с небылицами. Вызвать эмоциональный отклик на устное народное творчество. Воспитать интерес.
3.

Хохлома, как же ты хороша.
Цель: Обобщить знания детей о происхождении хохломской росписи: особенностях элементов, использования специального материала – дерева при ее изготовлении. Воспитать интерес и любознательность.
4.

Сказки на новый лад.
Цель: Закрепить знания о русских народных сказках. Развивать умение анализировать поступки героев, определять положительное и отрицательные стороны характера. Вызвать интерес к сказочным символам. Учить составлять сказки с новым концом. Воспитывать любовь к сказкам.

Февраль.

Родину-мать, умей защищать.
Цель: Развивать знания о народных пословицах и поговорках. Сформировать представление о защитниках Руси. Пополнить словарь новыми словами: воин, меч, плащ. Воспитать интерес к защитникам прошлого.
2.

Матрешка.
Цель: Познакомить детей с матрешкой. Сформировать знания о ее историческом происхождении, особенностях внешнего вида, материала, из которого изготовлении. Учить описывать игрушку. Развивать речь за счет новых слов: раскладывается липа, Япония, мастер Звездочкин. Воспитать любовь к прекрасному.
3.

Чем нас радует зима.
Цель: Закрепить знание детей о признаках зимы. Воспитать народные приметы о зиме. Активизировать речь через загадки, пословицы и поговорки. Воспитать интерес к зимнему времени года.
4.

Экскурсия в музей.
Цель: Пополнить знания детей о предметах русского быта, орудиях труда, используемых людьми в повседневной жизни, сельхозработах. Закрепить знания о народном костюме. Воспитать любовь к своему народу.
Март.

Здравствуй, Весна – матушка.
Цель: Познакомить детей с признаками весны, особенностями жизни животных и растений весной. Обобщить знания о зависимости живого в природе. Развивать умение использовать в речи народные пословицы и приметы, загадки. Воспитывать интерес к весне.
2.

Птицы – наши друзья.
Цель: Познакомить с перелетными птицами, их внешним видом, повадками. Учить описывать птиц по схеме, употреблять в речи прилагательные, сравнение. Пополнять словарный запас народными приметами. Воспитать любовь к пернатым.
3.

Городецкая роспись.

Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкой росписи, ее элементами, цветным колоритом. Развивать умение сравнивать с другими росписями. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству.
4.

Мои любимые сказки.
Цель: Закрепить знание детей о русских народных сказках. Развивать логическое мышление через использование схем, с помощью загадок. Воспитывать, интерес, развивать сообразительность, находчивость.
Апрель.

Вербный праздник.
Цель: Познакомить детей с вербным праздником, как праздновали его на Руси, какой обряд проводили с вербой. Развивать знания о народных закличках. Воспитывать интерес к народным традициям.
2.

Пасха.
Цель: Сформировать представление о происхождении этого праздника. Познакомить с росписью пасхального яйца. Приобщать детей к русским традициям.
3.

Лекарственные травы.
Цель: Обобщать знание детей о лекарственных травах: подорожнике, мать- мачехе, зверобое, мяте. Познакомиться с тем, как в древности использовали целебные свойства люди. Воспитать любовь к своему народу, уважение к его познавательным способностям.
4.

Весна – красна (заклички о весне).
Цель: Систематизировать знания о весне. Учить использовать в речи народные заклички. Пополнять знания новыми. Воспитывать любовь к природным явлением.

Май.

Белая береза – русская береза.

Цель: Закрепить знание детей о русском дереве – березе. Развивать умение отвечать на вопросы развернутыми, распространенными предложениями, рассуждать, делать выводы и умозаключения. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение помогать, болеть за команду.
2.

В стране русских загадок и отгадок.
Цель: Развивать умение отгадывать загадки сложного характера, содержащие скрытый смысл, противопоставление, сравнение, преувеличение. Учить объяснять и доказывать свои суждения. Воспитывать интерес к загадкам.
3.

В мире старинных вещей.
Цель: Познакомить детей с историей происхождения утюга, с этапами его развития. Развивать речь через устное народное творчество: загадки и пословицы. Воспитывать интерес к старинным вещам.
4.

Здравствуй, лето.
Цель: Познакомить с праздниками лета, особенностями поведения животных и птиц летом. Закрепить умение использовать в речи народные приметы, заклички, загадки. Развивать связную речи, умение правильно строить предложение, использовать в речи прилагательные. Воспитывать любовь к природе.
Перспективный план работы с родителями в старшей

группе.

Сентябрь

Февраль
 Консультация на тему: «Русское народное творчество в жизни ребенка».  Консультация на тему: «Русский народный костюм».  Проведение праздника совместного с родителями «Осенены».  Оформление фотовыставки «Чем нас радует осень».  Консультация на тему: «Кукла своими руками».  Конкурс рисунков: «Родина – мать, умей защищать».  Чаепитие: «У носатого, у Фоки».  Консультация на тему: «Широкая Масленица»  Беседа на тему: «Зимние забавы».

Октябрь

Март
 Консультация на тему: «Знакомитесь – Дымковская игрушка».  Консультация на тему: «Использование народных примет на прогулке с детьми».  Открытый просмотр праздника «Жниво».  Конкурс рисунков детей совместно с взрослыми «Осень – перемен восемь».  Семинар на тему: «Использования устного народного творчества дома».  Показ драматизации сказки «Аленушка и лиса».  Деловая игра; «В гостях у сказки».  Консультация на тему: «Использование закличек о весне с детьми старшего дошкольного возраста».
Ноябрь

Апрель
 Оформление папки – передвижки «Отгадыванием вместе».  Родительские посиделки.  Консультация на тему: «Что мы знаем о русских традициях».  Консультация на тему: «Вербное воскресенье».  Оформление папки – передвижки: «Пасха».  Конкурс: «Пасхальное яйцо».
Декабрь

Май
 Семинар на тему: «Народное чаепитие».  Консультация на тему: «Загадки, как вид устного народного творчества»  Консультация новогодней игрушки.  КВН на тему: «Русская береза».  Конкурс частушек.  Игра Слабое звено на тему: «В мире загадок».  Конкурс рисунков: «Здравствуй, Лето».
Январь
 Консультация на тему: «Рождество».  Круглый стол с родителями «Коляда…»  Открой просмотр праздника «Рождественские святки».

Конспекты занятий по развитию речи и

знакомству с миром окружающих предметов

(старшая группа)

Тема: «Мебель»



Задачи.
Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Закрепить знания детей о современной мебели. Познакомить с аналогом современного шкафа - старинным сундуком. Совершенствовать грамматический строй речи, закреплять правильное употребление предлога «на». Развивать мыслительную активность. Учить детей разрешать противоречия, находить выход из проблемной ситуации, используя собственный опыт. Развивать фантазию и творчество детей. Совершенствовать ручные умения и навыки. Продолжать учить детей делать поделки из бросового материала. Воспитывать интерес к русскому быту и малым поэтическим формам.
Словарная работа.
Активный словарь: диван, шкаф, кресло, стол, стул, тумбочка, кровать, замок, ручки, крышка, стенки, дно, одежда, железный, деревянный, лукошко. Пассивный словарь: сундук, мастерить, умелец, прочный.
Материалы и оборудование:
заготовки для продуктивной деятельности (коробки, катушки, бутылки и т.д), клей, кисточки, подставки, тряпочки, пластилин.
Предварительная работа
. Проведение познавательных занятий по темам «Мебель», «Одежда». Конструирование из бросового материала. Отгадывание загадок. Проведение игры «Хорошо-плохо».

Формирование организации совместной деятельности.
Беседа. Рассматривание. Игра «Хорошо-плохо». Вопросы. Использование ТСО. Игровое управление. Практическая деятельность детей. Художественное слово.
Ход занятия

1часть. Организационный момент.
Дети приходят в избу и встречают там Хозяйку.
Хозяйка (Х.).
Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу в мой дом. Присаживайтесь, посидим рядком да поговорим ладком. (Дети садятся на скамейки) Заметили, что у меня мебель особенная, не как у вас. Я в городе никогда не была, а мне интересно узнать, какая у вас мебель? (Дети называют предметы мебели.) Вот сколько мебели у вас в городе. Я и названий таких не слышала никогда.
2 часть. Рассматривание сундука.

Х.
А вы садитесь потеснее, слушать будет веселее. Скажите, ребята, где же вы у себя в городе вещи храните?
Дети (Д).
В шкафу.
Х.
Как вы думаете, где я свои вещи храню? (Дети дают варианты ответов.) Для вещей у меня есть сундук. Скажем вместе: сундук (Хоровой и индивидуальный повторы детей)
Х.
Их чего сделан сундук?
Д.
Из дерева.
Х.
Значит, сундук, какой?
Д.
Сундук деревянный.
Х.
Что есть у сундука?
Д.
Крышка, стенки, ручки, дно, замок.
Х.
Из чего сделаны замок и ручки?
Д.
Из железа.
Х.
Значит, они какие?
Д.
Железные.
Х.
Почему ручки и замок делают из железа?

Д.
Чтобы не сломались.
Х.
Да, ручки и замок у сундука не сломаются, потому что они из железа, прочные. Скажем вместе: прочные. (Хоровой и индивидуальные повторы детей)
Х.
Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки. Дети пытаются сдвинуть сундук с места. Затем предлагается переместить сундук за ручки, и дети выясняют, что так его легче сдвинуть.
Х.
Для чего же у сундука ручки?
Д.
Чтобы легче было поднимать сундук.
Х.
Правильно, за ручки нам с дедом легко и удобно поднимать и переставлять сундук.
Х.
Для чего на сундуке замок?
Д.
Чтобы запирать сундук.
Х.
Да, я запираю сундук, чтобы ничего не пропало. Это хорошо. А иногда и плохо, что есть замок на сундуке. Почему?
Д.
Можно потерять ключ - и тогда не достанешь вещи. Замок может сломаться и т.д.
Х.
Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? (Дети дают варианты ответов) Ребята, крышка у сундука - это хорошо. Почему?
Д.
Вещи не будут пылиться. Не будет видно одежду и т.д.
Х.
Но, иногда и плохо, что есть крышка у сундука. Почему?
Д.
Можно прихлопнуть палец и т.д.
Х.
Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? (Дети дают варианты ответов) Хорошо, что сундук такой большой? Почему?
Д.
В него много вещей можно положить.
Х.
Но это и плохо, что он большой. Почему?
Д.
Его трудно сдвинуть с места. Много места в доме занимает.
Х.
Что сделать, чтобы он не мешал? (Дети дают варианты ответов)
3 часть. Динамическая пауза «Кто где?».

Х.
Посмотрите, на что можно сесть в моей избе?
Д.
На лавки, на табуретки, на печь, на пол и т.д По сигналу Хозяйки дети разбегаются и садятся. Затем Хозяйка спрашивает, кто на чем сидит. Дети отвечают, используя предлог «на». В ходе игры Хозяйка обращает внимание, что на сундук тоже можно садиться.

4 часть. Практическая деятельность детей. Конструирование предметов

мебели из бросового материала.
Хозяйка вносит лукошко с различным материалом.
Х.
Сейчас я вам расскажу, что в лукошке для вас припасла. Набралось у меня тут всякой всячины. Раз про мебель мы речь вели, то и попробуем её сами смастерить. Хозяйка достаёт бросовый материал, рассматривает его с детьми и предлагает свои варианты мебели: обеденный стол из катушек и картона, диван и лавки из спичечных коробков, стул из коробков и бутылки. Дети мастерят предметы мебели по образцу. Звучит фонограмма русской народной мелодии. По ходу работы Хозяюшка использует пословицы: «Была бы охота - заладится работа», «Всякому молодцу ремесло к лицу», даёт советы, указания, оказывает помощь.
5 часть. Заключительная.
По окончании работы Хозяюшка вместе с детьми рассматривает поделки. Выясняет, кто из детей, что сделал и для чего. Поощряет их за старание.
Х.
Молодцы, ребята! Вы не только много про мебель знаете, но и сами умеете её изготовлять. Все может в хозяйстве пригодиться, если подключить смекалку, старание да умение. Да и я от вас узнала, какая мебель есть у вас в городских квартирах. А сундук вам мой понравился? Вот ведь какое чудо! Дети прощаются с Хозяйкой и забирают поделки с собой в группу.

Тема: «Инструменты»

Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Задачи.
Продолжать приобщить детей к особенностям ведения хозяйства в деревне. Расширять знания и словарь детей