Старший сын краткий пересказ. Александр вампилов - старший сын. Пора возвращаться домой, или Неожиданный подарок

"Старший сын", выышедший на экраны в 1975 году, в котором участвовало немало популярнейших актеров. Оказывается, этот фильм был снят по мотивам известного произведения. Автор комедии "Старший сын" и Вампилов. Краткое содержание поможет читателю не только ознакомиться с повествованием писателя, но и вспомнить фрагменты любимого кинофильма.

Начало произведения, или знакомство с персонажами

С чего начинает свою комедию "Старший сын" Вампилов? Краткое содержание знакомит читателя с двумя Одного звали Семен. Был он а прозвище ему дали Сильва. Второй юноша, Бусыгин, учился на медика. В этот вечер они познакомились с двумя симпатичными девушками и вызвались проводить их до дома. Конечно, втайне надеясь, что вечер будет иметь продолжение.

Но девушки не пустили их, и ребята остались на улице. Более того, они обнаружили, что опоздали на электричку. Так что необходимо придумать, где провести ночь. На улице холодно, темно и неуютно. Молодые ребята, которые до этого момента были едва знакомы, заметно сближаются. У обоих прекрасное чувство юмора, ни у одного нет привычки падать духом. Так, пьеса Вампилова "Старший сын" описывает двух веселых парней. Они всеми правдами и неправдами, с юмором и игрой ищут любые способы, чтобы найти ночной приют.

Влюбленный ученик, или поиски ночлега

Далее в произведении "Старший сын" Вампилов продолжает рассказывать о приключениях двух задорных парней и их розыгрыше. Не теряя надежды найти место для ночлега, они увидели дом тридцатилетней Макарской. Наблюдая сцену, как она спровадила влюбленного мальчика Васю, ученика десятого класса, они тоже решили в свою очередь попытать счастья. Но женщина выгнала и их.

Ребята совсем измучились и не знают, куда деться. И тут они заметили, как к Макарской направился Андрей Григорьевич Сарафанов, который жил в соседнем доме. Парни подумали, что это свидание. Наконец, удобный случай воспользоваться жилищем Андрея Григорьевича, чтобы хоть немного отдохнуть и согреться.

Но придя к нему домой, они видят того самого Васеньку. Мальчик довольно настороженно отнесся к такому визиту. И тут в своей комедии "Старший сын" Вампилов - краткое содержание по действиям постарается как можно точнее передать эти события - придумал достаточно необычный поворот сюжета.

Я твой брат, или Розыгрыш замерзших ребят

Бусыгин укоряет Васю за недоверие к людям, а Сильва уже понял, что его друг придумал хитроумный план для того, чтобы обмануть мальчишку. И, конечно, начинает ему подыгрывать. Он пытается убедить Васеньку в том, что Бусыгин - его сводный брат, который решил наконец разыскать своего отца. Удивлен не только Вася, но и новоиспеченный родственник. Он не был настроен так разыгрывать мальчика.

Но Сильва уже начал развивать успех своего плана и уговаривает Васю, что надо бы отметить такое событие. И отправляет мальчика проверить домашние запасы. В кухне накрывается стол и начинается празднование. И тут возвращается отец семейства Сарафанов, который ходил к Макарской только для того, чтобы попросить быть немного помягче с его сыном.

И тут Андрей Григорьевич узнает, что у него появился старший сын. Вампилов (краткое содержание комедии продолжит знакомить читателя с дальнейшими событиями) втягивает в этот розыгрыш всех своих персонажей.

Когда же это было, или Воспоминания Сарафанова

Когда выпивший Васенька рассказал своему отцу о новом брате, естественно, Сарафанов не просто удивлен, сначала он вообще в это не верит. Начинает вспоминать, когда это было, и приходит к выводу, что такая ситуация вполне возможна. В то время, когда только закончилась война, он познакомился с одной девушкой по имени Галина. И от нее-то как раз и мог быть этот ребенок.

Все эти рассуждения Сарафанова услышал Бусыгин. Теперь парень чувствует себя абсолютно уверенно. Андрей Григорьевич, расспрашивая нового сына о подробностях его жизни, постепенно сам убедил себя, что этот молодой человек - его отпрыск. Более того, любящий отца. А Сарафанову в этот момент была очень необходима любовь этого парня, который представился как его старший сын. Вампилов содержание своей комедии продолжает закручивать вокруг этой выдуманной истории.

Неполадки в семье, и розыгрыш продолжается

Именно в этот момент в семействе все шло кувырком. Вася воспылал чувствами к взрослой женщине и становится неуправляемым, дочь Нина собралась замуж и скоро уедет. Да и на работе у отца проблемы. Бросил играть в оркестре. Теперь музицирует на похоронах или танцплощадках. Но тщательно скрывает это от своих детей. Но те и так знали об этом, просто не хотели расстраивать отца.

Просыпается дочь Андрея Григорьевича и тоже узнает о новом родственнике. Девушка очень недоверчиво отнеслась к такому заявлению. Но Бусыгин так мастерски играет эту комедию, что Нина тоже постепенно склоняется на его сторону. Всю ночь Сарафанов и его так неожиданно появившийся сын проводят в бесконечных беседах. Мужчина рассказал ему о своей жизни. О том, как его бросила супруга, и о музыкальной карьере.

Пора возвращаться домой, или Неожиданный подарок

Далее в комедии "Старший сын" Вампилов продолжает рассказывать о своих доверчивых персонажах и разыгравших их ребятах. Сарафанов отправился спать, а Бусыгин со своим товарищем хотели потихоньку покинуть гостеприимных хозяев. Но Андрей Григорьевич просыпается и заметно расстраивается из-за их неожиданного ухода.

Бусыгин обещал вернуться, и тогда Сарафанов объявил, что должен сделать ему подарок. Он отдает парню табакерку, сделанную из серебра, которая, по его словам, в их семье всегда переходит к старшему сыну. Юноша растрогался и решает остаться еще на один день. Для этого существует еще одна причина - ему понравилась дочь Сарафанова.

Между Ниной и Бусыгиным начинают возникать непонятные отношения. С одной стороны, они, вроде, как родственники, а с другой - стал чувствоваться их взаимный интерес. Как же дальше будут развиваться события в произведении "Старший сын"? Вампилов (краткое содержание комедии продолжает следовать за его повествованием) окончательно запутал всех своих персонажей в их бурлящих эмоциях.

Новый взрыв эмоций, или Явление жениха

Макарская, поговорив с Андреем Григорьевичем, решает пойти с Васей в кино. Но тот узнает, что после этого у нее состоится встреча с Сильвой. Мальчик возмущен, и женщина рассказывает, что согласилась пойти с ним только потому, что ее попросил Сарафанов. Вася опять расстроен и собирается покинуть родной дом. Наконец должна настать развязка комедии "Старший сын".

Вампилов (краткое содержание следует за ходом авторского изложения) знакомит читателя с женихом Нины. Обычный парень - летчик Кудимов. Добродушный и прямолинейный. Бусыгин со своим другом постоянно подшучивают над будущим мужем Нины. Вся компания собралась за столом, чтобы отпраздновать знакомство. И здесь Кудимов вспоминает, откуда ему так знакомо лицо Андрея Григорьевича. Он встречал его на похоронах. Сарафанов во всем признается своим детям.

"Старший сын", Вампилов. Краткое содержание по главам, или Чем все заканчивается

Бусыгин старается успокоить Сарафанова. Летчик уходит, ему пора возвращаться в казарму. Васенька все-таки сбегает из дома. Нина упрекает Бусыгина, что он некорректно обращался с ее женихом. И тогда парень не выдерживает, рассказывает ей не только о своих чувствах, но о том, что он ей не брат. Неожиданно возвращается в полуобгоревшей одежде Сильва, а вместе с ним Макарская и Вася.

Оказывается, мальчик поджег жилище женщины во время ее свидания с новым ухажером. Сильва возмущен. Парень требует новую одежду и вскоре, собравшись, покидает дом Сарафановых. Но уже в дверях сообщает, что Бусыгин никакой им не родственник. Андрей Григорьевич расстроен и не хочет в это верить.

Он знает, что это его сын. Более того, Сарафанов уже успел полюбить парня и предлагает ему переехать к ним в дом. Нина пытается возражать. А Бусыгин, успокоив всех обещанием постоянно навещать их, обнаружил, что снова опоздал на последнюю электричку. Так заканчивается комедия "Старший сын".

Александр Валентинович Вампилов

«Старший сын»

Двое молодых людей — студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, — приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но несчастье сближает. Оба они — парни с юмором, в них много задора и игры, они не падают духом и готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы согреться.

Они стучатся в дом одинокой тридцатилетней женщины Макарской, только что прогнавшей влюблённого в неё десятиклассника Васеньку, но она отшивает и их. Вскоре не знающие куда деться парни видят, как её окликает пожилой мужчина из соседнего дома, назвавшийся Андреем Григорьевичем Сарафановым. Они думают, что это свидание, и решают воспользоваться удобным случаем, чтобы в отсутствие Сарафанова побывать у него и немного согреться. Дома они застают расстроенного Васеньку, сына Сарафанова, который переживает свою любовную неудачу. Бусыгин делает вид, что давно знает его отца. Васенька держится очень настороженно, а Бусыгин пытается его усовестить, говоря, что все люди братья и надо доверять друг другу. Это наводит хитроумного Сильву на мысль, что Бусыгин хочет разыграть парнишку, представившись сыном Сарафанова, сводным братом Васеньки. Вдохновлённый этой идеей, он тут же подыгрывает приятелю, и ошарашенный Бусыгин, который вовсе не имел этого в виду, является Васеньке как его неведомый старший брат, решивший наконец разыскать отца. Сильва не прочь развить успех и склоняет Васеньку отметить событие — найти в домашних закромах что-нибудь из спиртного и выпить по случаю обретения брата.

Пока они празднуют на кухне, неожиданно появляется Сарафанов, ходивший к Макарской просить за сына, сохнущего от любви. Захмелевший Васенька огорошивает его сногсшибательной новостью. Растерявшийся Сарафанов поначалу не верит, но, вспомнив прошлое, все-таки допускает такую возможность — тогда только закончилась война, он же «был солдат, а не вегетарианец». Так что его сыну мог бы быть двадцать один год, а его мать звали… её звали Галиной. Эти подробности слышит выглядывающий из кухни Бусыгин. Теперь он более уверен в себе при встрече с мнимым отцом. Сарафанов же, расспрашивая новоявленного сына, все больше и больше уверяется в том, что перед ним действительно его отпрыск, искренне любящий отца. А Сарафанову сейчас как раз очень нужна такая любовь: младший сын влюбился и норовит отбиться от рук, дочь выходит замуж и собирается на Сахалин. Сам же он ушёл из симфонического оркестра и играет на танцах и на похоронах, что самолюбиво скрывает от детей, которые тем не менее в курсе и только делают вид, что ничего не знают. Бусыгин хорошо играет свою роль, так что даже взрослая дочь Сарафанова Нина, поначалу встретившая братца очень недоверчиво, готова поверить.

Ночь Сарафанов и Бусыгин проводят в доверительной беседе. Сарафанов рассказывает ему всю свою жизнь, открывает душу: жена оставила его, потому что ей казалось, что он слишком долго вечерами играет на кларнете. Но Сарафанов горд собой: он не позволил себе раствориться в суете, он сочиняет музыку.

Утром Бусыгин и Сильва делают попытку незаметно ускользнуть, но сталкиваются с Сарафановым. Узнав об их отъезде, он обескуражен и расстроен, он дарит Бусыгину на память серебряную табакерку, так как, по его словам, в их семье она всегда принадлежала старшему сыну. Растроганный самозванец объявляет о своём решении задержаться на день. Он помогает Нине прибрать в квартире. Между ним и Ниной устанавливаются странные отношения. Вроде бы они брат и сестра, но их взаимный интерес и симпатия друг к другу явно не укладываются в родственные рамки. Бусыгин расспрашивает Нину о женихе, невольно отпуская ревнивые колкости в его адрес, так что между ними происходит нечто вроде размолвки. Чуть позже Нина также ревниво будет реагировать на интерес Бусыгина к Макарской. Помимо этого, они постоянно обращаются к разговору о Сарафанове. Бусыгин упрекает Нину за то, что она собирается оставить отца одного. Беспокоит их также и брат Васенька, который то и дело предпринимает попытки сбежать из дома, считая, что никому здесь не нужен.

Между тем Васенька, ободрённый неожиданным вниманием Макарской, согласившейся пойти с ним в кино (после разговора с Сарафановым), оживает и теперь уже не собирается никуда уезжать. Однако радость его длится недолго. У Макарской на десять часов назначено свидание с приглянувшимся ей Сильвой. Узнав, что Васенька купил билет на то же время, она отказывается идти, а на Васенькино наивное упорство возмущённо признается, что её неожиданной добротой парнишка обязан своему папе. В отчаянии Васенька собирает рюкзак, а чуткий Бусыгин, только что намеревавшийся отбыть, снова вынужден остаться.

Вечером появляется с двумя бутылками шампанского жених Нины лётчик Кудимов. Он простой и открытый парень, беззлобный и все воспринимающий чересчур прямолинейно, чем даже гордится. Бусыгин и Сильва то и дело подшучивают над ним, на что он только добродушно улыбается и предлагает выпить, чтобы не терять время. У него его в обрез, он, курсант, не хочет опаздывать, потому что дал себе слово никогда не опаздывать, а собственное слово для него закон. Вскоре появляются Сарафанов и Нина. Вся компания пьёт за знакомство. Кудимов неожиданно начинает вспоминать, где же он видел Сарафанова, хотя Бусыгин и Нина

пытаются помешать ему, убеждая, что нигде он не мог его видеть или видел в филармонии. Тем не менее лётчик с присущей ему принципиальностью упорствует и в конце концов вспоминает: он видел Сарафанова на похоронах. Сарафанов с горечью вынужден в этом признаться.

Бусыгин успокаивает его: людям нужна музыка и когда они веселятся, и когда тоскуют. В это время Васенька с рюкзаком, несмотря на попытки остановить его, покидает родной дом. Жених Нины, несмотря на её уговоры, тоже рвётся прочь, боясь опоздать в казарму. Когда он уходит, Нина упрекает ехидного братца, что тот дурно обошёлся с её женихом. В конце концов Бусыгин не выдерживает и признается, что вовсе не брат он Нине. Больше того — он, кажется, влюблён в неё. А между тем обиженный Сарафанов собирает чемодан, чтобы ехать вместе со старшим сыном. Неожиданно вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в полусгоревшей одежде, с испачканным сажей лицом в сопровождении Макарской. Оказывается, Васенька подпалил её квартиру. Возмущённый Сильва требует брюки и, прежде чем уйти, в дверях мстительно сообщает, что Бусыгин вовсе не сарафановский сын. На всех это производит большое впечатление, однако Сарафанов твёрдо заявляет, что не верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый. Он предлагает Бусыгину переехать из общежития к ним, хотя это встречает возражение Нины. Бусыгин успокаивает его: он будет их навещать. И тут же обнаруживает, что снова опоздал на электричку.

Двое молодых парней - один Бусыгин, а другой Семён Сильва, познакомились с двумя девушками. Проводив их домой, парни так и не добились взаимности. Вдруг они вспомнили, что опоздали на последнюю электричку и решили переночевать в одном из случайных домов. Парни стали стучать в окна дома одной женщины, по фамилии Макарская, но она не впустила их.

Вскоре они нашли приют в соседнем доме у Андрея Григорьевича Сарафанова. Здесь они увидели Васю, который недавно перенёс горечь разлуки со своей соседкой Макарской. Они начинают разыгрывать Васеньку, представившись родственниками. Сильва, который представился сводным братом Васеньки, просит отыскать что-то из спиртного в доме. Случай представился отменный, ведь Вася нашёл своего брата.

Пока парни удобно расположились на кухне, празднуя встречу, появляется отец Васеньки, который был поначалу ошарашен, обретённым сыном. Однако, начиная вспоминать свое прошлое, он всё больше верит, что Бусыгин действительно его сын. Сарфанов, вспомнил послевоенные годы, когда он действительно мог быть с матерью Бусыгина. Он расспрашивает того о матери, которую должны звать Галиной. Бусыгин так хорошо вжился в свою роль, что пришедшая дочка Сарафанова тоже начала верить в то, что нашёлся её брат.

Ночью, парни слушают от Сарафанова душевный рассказ о том, что жена оставила его, за долгое отсутствие дома. Он играл по вечерам на кларнете. Но Сарафанов остался горд собой, так как стал сочинять музыку.

Наутро Бусыгин и Сильва пытаются незаметно уйти из дома, но увидевший их Сарафанов расстроился, и парни решили остаться. Сарафанов подарил самозванцу - сыну серебряную табакерку, которая по его словам должна принадлежать старшему сыну. Бусыгин остаётся ещё на один день. Он помогает убраться своей новой сестре в квартире и у них зарождаются непонятные отношения. Бусыгин старается признаться Нине в любви, но не может, так как должен исполнять роль брата. Нина также чувствует тягу к Бусыгину. Она начинает ревновать его в Макарской, к которой у Бусыгина стал проявляться интерес. Помимо этого они постоянно разговаривают о своём отце и о Васеньке, который пытается сбежать из дома. Бусыгин говорит, что Нина не должна оставлять своего отца.

Вечером появился жених Нины. Он был курсантом в лётном училище. Бусыгин и Сильва начинают подшучивать над ним, но Кудимов не обращая внимания на колкости, предлагает им выпить. Вскоре появляются Нина и Сарафанов. Кудимов вспоминает, что видел Сарафанова, играющим на похоронах. Тот смущается, что раскрылась его тайная работа. Сарафанов уходит собирать чемодан, чтобы уехать из дома.

Собрав вещи, уходит из дома Вася, а вслед за ним и Кудимов, который не должен опаздывать на занятия. Бусыгин признаётся Нине, что он вовсе не брат ей. Кроме того, он влюблён в Нину.

Тем временем, Сарафанов собрал чемодан, чтобы уехать со старшим сыном. Но выясняется, что Бусыгин совсем не является сыном Сарафанова. Это известие повергло в шок Сарафанова. Последний не желает верить в это, и Бусыгин обещает навещать его. В это же время, Бусыгин понимает, что снова опоздал на электричку.

Сочинения

А.В. Вампилов и его пьеса «Старший сын» Нравственная проблематика в пьесе А.Вампилова "Старший сын"

Поздний весенний вечер. Двор в предместье. Ворота. Один из подъездов каменного дома. Рядом – небольшой деревянный домик, с крыльцом и окном во двор. Тополь и скамья. На улице слышны смех и голоса.

Появляются Бусыгин, Сильва и две девушки. Сильва ловко, как бы между прочим, наигрывает на гитаре. Бусыгин ведет под руку одну из девушек. Все четверо заметно мерзнут.

СИЛЬВА (напевает).

Ехали на тройке – не догонишь,

А вдали мелькало – не поймешь…

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. Ну вот, мальчики, мы почти дома.

БУСЫГИН. Почти – не считается.

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА (Бусыгину). Разрешите руку. (Освобождает руку.) Спасибо, что проводили. Здесь мы дойдем сами.

СИЛЬВА (перестает играть). Сами? Это как понять?.. Вы сюда (показывает), а мы, значит, обратно?..

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. Значит, так.

СИЛЬВА (Бусыгину). Слушай, друг, как тебе это нравится?

БУСЫГИН (первой девушке). Вы нас бросаете на улице?

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. А вы как думали?

СИЛЬВА. Думали?.. Да я был уверен, что мы едем к вам в гости.

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. В гости? Ночью?

БУСЫГИН. А что особенного?

ПЕРВАЯ ДЕВУШКА. Значит, вы ошиблись. К нам ночью гости не ходят.

СИЛЬВА (Бусыгину). Что ты на это скажешь?

БУСЫГИН. Спокойной ночи.

ДЕВУШКИ (вместе). Приятного сна!

СИЛЬВА (останавливает их). Одумайтесь, девушки! Куда спешить? Вы же сейчас с тоски выть будете! Образумьтесь, пригласите в гости!

ВТОРАЯ ДЕВУШКА. В гости! Гляди-ка какой быстрый!.. Потанцевали, угостили вином и сразу – в гости! Не на тех напали!

СИЛЬВА. Скажи, какое коварство! (Задерживает вторую девушку.) Дай хоть поцелую на сон грядущий!

Вторая девушка вырывается, и обе быстро уходят.

Девушки, девушки, остановитесь!

Бусыгин и Сильва следуют за девушками. Появляется Сарафанов с кларнетом в руках. Навстречу ему из подъезда выходит сосед, пожилой человек. Одет он тепло, вида болезненного. По манерам – служащий средней руки, заготовитель.

СОСЕД. Здравствуйте, Андрей Григорьевич.

САРАФАНОВ. Добрый вечер.

СОСЕД (язвительно). С работы?

САРАФАНОВ. Что?.. (Поспешно.) Да-да… С работы.

СОСЕД (с насмешкой). С работы?.. (Укоризненно.) Эх, Андрей Григорьевич, не нравится мне ваша новая профессия.

САРАФАНОВ (поспешно). Что это вы, сосед, куда собрались на ночь глядя?

СОСЕД. Как – куда? Никуда. Давление у меня скачет, на воздух вышел.

САРАФАНОВ. Да-да… Прогуляйтесь, прогуляйтесь… Это полезно, полезно… Доброй ночи. (Хочет уйти.)

СОСЕД. Подождите…

Сарафанов останавливается.

(Указывает на кларнет.) Кого проводили?

САРАФАНОВ. То есть?

СОСЕД. Кто помер, спрашиваю.

САРАФАНОВ (испуганно). Тсс!.. Тише!

Сосед прикрывает рот рукой, быстро кивает.

(С упреком.) Ну что же вы, ведь я же вас просил. Не дай бог, мои услышат…

СОСЕД. Ладно, ладно… (Шепотом.) Кого хоронили?

САРАФАНОВ (шепотом). Человека.

СОСЕД (шепотом). Молодого?.. Старого?

САРАФАНОВ. Средних лет…

Сосед долго и сокрушенно качает головой.

Извините меня, пойду домой. Продрог я что-то…

СОСЕД. Нет, Андрей Григорьевич, не нравится мне ваша новая профессия.

Расходятся. Один исчезает в подъезде, другой выходит на улицу.

С улицы появляется Васенька, останавливается в воротах. В его поведении много беспокойства и неуверенности, он чего-то ждет. На улице послышались шаги. Васенька бросается к подъезду – в воротах появляется Макарская. Васенька спокойно, изображая нечаянную встречу, идет к воротам.

ВАСЕНЬКА. О, кого я вижу!

МАКАРСКАЯ. А, это ты.

ВАСЕНЬКА. Привет!

МАКАРСКАЯ. Привет, кирюшечка, привет. Что ты здесь делаешь? (Идет к деревянному домику.)

ВАСЕНЬКА. Да так, решил немного прогуляться. Погуляем вместе?

МАКАРСКАЯ. Что ты, какое гулянье – холод собачий. (Достает ключ.)

ВАСЕНЬКА (встав между нею и дверями, задерживает ее на крыльце). Не пущу.

МАКАРСКАЯ (равнодушно). Ну вот. Начинается.

ВАСЕНЬКА. Ты мало бываешь на воздухе.

МАКАРСКАЯ. Васенька, иди домой.

ВАСЕНЬКА. Подожди… Давай поболтаем немного… Скажи мне что-нибудь.

МАКАРСКАЯ. Спокойной ночи.

ВАСЕНЬКА. Скажи, что завтра ты пойдешь со мной в кино.

МАКАРСКАЯ. Завтра увидим. А сейчас иди спать. А ну пусти!

ВАСЕНЬКА. Не пущу.

МАКАРСКАЯ. Я пожалуюсь твоему, ты достукаешься!

ВАСЕНЬКА. Почему ты кричишь?

МАКАРСКАЯ. Нет, это наказание какое-то!

ВАСЕНЬКА. Ну и кричи. Мне, может быть, даже нравится.

МАКАРСКАЯ. Что нравится?

ВАСЕНЬКА. Когда ты кричишь.

МАКАРСКАЯ. Васенька, ты меня любишь?

ВАСЕНЬКА. Я?!

МАКАРСКАЯ. Любишь. Что-то плохо ты меня любишь. Я тут в кофте стою, замерзла, устала, а ты?.. Ну пусти, пусти…

ВАСЕНЬКА (сдается). Ты замерзла?..

МАКАРСКАЯ (открывая ключом дверь). Ну вот… Умница. Разлюбишь – надо слушаться. (На пороге.) И вообще: я хочу, чтобы ты меня больше не ждал, не следил за мной, не ходил по пятам. Потому что из этого ничего не выйдет… А сейчас иди спать. (Входит в дом.)

ВАСЕНЬКА (приближается к двери, дверь закрывается). Открой! Открой! (Стучит.) Открой на минутку! Мне надо тебе сказать. Слышишь? Открой!

МАКАРСКАЯ (в окне). Не ори! Весь город разбудишь!

ВАСЕНЬКА. Черт с ним, с городом!.. (Садится на крыльцо.) Пусть подымаются и слушают, какой я дурак!

МАКАРСКАЯ Подумаешь, как интересно… Васенька, поговорим серьезно. Пойми ты, пожалуйста, у нас с тобой ничего не может быть. Кроме скандала, конечно. Подумай, глупенький, я тебя старше на десять лет! Ведь у нас разные идеалы и все такое – неужели вам этого в школе не объясняли? Ты должен дружить с девочками. Теперь в школе, кажется, и любовь разрешается – вот и чудесно. Вот и люби кого полагается.

ВАСЕНЬКА. Не говори глупостей.

МАКАРСКАЯ. Ну хватит! Хороших слов ты, видно, не понимаешь. Ты мне надоел. Надоел, ясно тебе? Уходи, и чтоб я тебя здесь больше не видела!

ВАСЕНЬКА (подходит к окну). Хорошо… Больше ты меня не увидишь. (Скорбно.) Никогда не увидишь.

МАКАРСКАЯ. Совсем мальчик спятил!

ВАСЕНЬКА. Встретимся завтра! Один раз! На полчаса! На прощанье!.. Ну что тебе стоит!

МАКАРСКАЯ. Ну да! От тебя потом не отвяжешься. Я ведь вас прекрасно знаю.

ВАСЕНЬКА (вдруг). Дрянь! Дрянь!

МАКАРСКАЯ. Что?!. Что такое?!. Ну и порядки! Каждая шпана может тебя оскорбить!.. Нет, без мужа, видно, на этом свете не проживешь!.. Иди отсюда. Ну!

Молчание.

ВАСЕНЬКА. Прости… Прости, я не хотел.

МАКАРСКАЯ. Уходи! Баиньки! Щенок бесхвостый! (Захлопывает окно.)

Васенька бредет в свой подъезд. Появляются Бусыгин и Сильва.

СИЛЬВА. Как они нас, скажи?..

БУСЫГИН. Перекурим.

СИЛЬВА. А та, белобрысая, ничего…

БУСЫГИН. Маловата ростом.

СИЛЬВА. Слушай! Она же тебе нравилась.

(комедия в двух действиях)

Действующие лица

Бусыгин.
Сильва.
Сарафанов.
Васенька.
Кудимов.
Нина.
Макарская.
Две подруги.
Сосед.

Действие первое.
Картина первая.
Бусыгин и Сильва провожали девушек в надежде переночевать у них, но те их не пустили, а последняя электричка уже ушла. Парни мерзнут на улице и мечтают где-то переночевать. Просятся у соседа и стучат в домик Макарской, но никто не хочет пускать в дом двух лоботрясов. Они видят, как к Макарской идет Сарафанов, называя свое имя. Они заметили по освещенному окну квартиру, из которой он вышел, и решили попробовать зайти туда погреться.

Картина вторая.
Васенька, влюбленный в Макарскую и получивший от нее отказ, собирается уехать из до-ма. Его сестра Нина сердится, что он уходит, т.к. она собирается замуж и уезжает с мужем военным. Входят Бусыгин и Сильва, якобы к отцу Сарафанову. Васенька говорит, что его нет дома, парни тянут время, чтобы погреться в теплой квартире, пока Сильву не осенило назвать Бусыгина незаконным сыном Сарафанова, старшим братом Васеньки. Тот ошара-шен новостью, но приглашает всех на кухню выпить по этому случаю. Возвращается Са-рафанов, который ходил к Макарской просить ее быть повежливее с Васенькой. А выпив-ший Васенька сообщает отцу, что приехал его старший сын. Сарафанов не верит этому, начинает вслух вспоминать, когда это могло быть, и где и сколько лет должно было бы быть этому самозванцу, а парни все это слышат, приоткрыв дверь кухни. И когда Сарафа-нов начинает их расспрашивать, желая вывести на чистую воду, неожиданно для себя убеждается, что этот парень возможно, и в самом деле его сын. Все шумно радуются, про-сыпается Нина и выходит к ним. Ей объясняют, что нашелся ее брат. Нина подозревает, что они жулики, задает разные вопросы, но Бусыгин знает нужные ответы и Сарафанов полностью убеждается в его вранье. Потом они сидят до утра, а все спят, и Сарафанов кратко рассказывает про свою жизнь музыканта, о том, что с женой он развелся 14 лет на-зад, говорит, что он сочиняет музыку. Бусыгин немного говорит о себе, он почти не врет, он в самом деле живет вдвоем с матерью, не зная отца. Сарафанов рассказывает про не-счастную любовь Васеньки, просит Бусыгина поговорить с ним, как с братом. Сарафанов: «Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она все-гда утешит». Сарафанов рад, что нашелся сын, т.к. дочь уезжает, и рассказывает о свадьбе Нины. Потом он уходит в другую комнату спать, а Бусыгин будит Сильву и зовет срочно уйти. Но входит Сарафанов и страшно расстраивается, что сыну пора ехать. Бусыгин обещает приехать к ним летом, Сарафанов немного успокаивается и просит принять в дар одну вещицу. Пока он ходит за ней, просыпается Нина и проходит мимо, здороваясь. Сильва только теперь разглядел, что она красивая. Сарафанов возвращается с серебряной табакеркой, которая в их семье всегда переходит старшему сыну. Бусыгин растроган, и говорит, что остается еще на день. Все рады. Васенька предлагает отцу жениться на матери Бусыгина. Нина начинает приборку, Бусыгин вызвался ей помогать. Они беседуют, Бусыгин говорит, что отца нельзя оставлять одного, расспрашивает Нину о ее женихе, которого он уже не любит, т.к. ему нравится Нина.

Действие второе.
Картина первая
Во дворе Макарская ласково говорит с Васенькой и посылает его за билетами в кино. Едва он уходит, к ней подсаживается Сильва и напрашивается в гости. У крыльца Нина с Бусыгиным говорят об отце. Она рассказывает, что его уволили из филармонии, он теперь играет на похоронах, но скрывает это от детей, а они делают вид, что не знают. Нина говорит, что ей теперь жаль уезжать, жаль, что она раньше не знала такого замечательного брата. Она уже почти влюбилась в Бусыгина. Нина уходит на свидание с женихом, а Бусыгин беседует с Сильвой. Тому здесь уже нравится, он назначил свидание в 10 вечера, но Бусыгин категорически запрещает ему встречаться с Макарской, и зовет срочно уехать отсюда. Входит веселый Васенька с билетами, обещает Бусыгину, что теперь он никуда не уедет. Он идет к Макарской, она, сидя рядом с ним на крылечке, пришивает ему пуговицу на курточке, Васенька млеет от счастья. Но когда он говорит, что взял билеты в кино на 10 вечера, она категорически отказывается идти в это время. Васенька как-то догадывается, что у нее свидание, возмущается, а в ответ Макарская отвечает, что она пожалела его только по просьбе отца. Васенька сначала стоит в оцепенении, а потом бежит в дом опять собирать вещи. Бусыгин, который с Сильвой уже вышли из подъезда, чтобы уехать, решает опять остаться.

Картина вторая.
В квартире Сарафановых вечером Васенька лежит в комнате и ни с кем не разговаривает, Сарафанова нет, а Бусыгин и Сильва ждут Нину. Приходит ее жених Кудимов, ведет себя довольно развязно и очень уж по-хозяйски, что очень не нравится Бусыгину. Кудимов очень торопится, он никогда не опаздывает, ему через полчаса нужно вернуться в казарму. Пришла Нина и предлагает подождать отца, просит Кудимова задержаться, но тот не считает причину уважительной, чтобы нарушить свои принципы. Бусыгин его поддерживает, в результате тот выглядит идиотом. Приходит усталый Сарафанов, он предлагает тост за своих детей. Кудимов пристально смотрит на него и пытается вспомнить, где он его видел. Долго вспоминает, хотя его все отговаривают, наконец радостно сообщает, что вспомнил, он видел его на похоронах. Все говорят, что он обознался, пытаются сказать, что это бестактно, но курсант ничего не понимает и ожесточенно спорит и вынуждает Сарафанова признаться, что тот играет на похоронах. Ему хорошо ответил Бусыгин, что очень радует Сарафанова. Бусыгин: «Папа, о чем ты грустишь? Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Где еще быть музыканту, если не на танцах и похоронах? По-моему, ты на правильном пути». Но тут выходит Васенька в плаще, он решил опять уйти. Его пытаются задержать, но он сердит на отца, что тот вмешивается не в свои дела. Сильва, извинившись, уходит, якобы в кино. Бусыгин пытается задержать Васеньку, но тот вырывается и кричит, что ему все надоели, он никого не хочет видеть. Отец, обидевшись, говорит, пусть он уходит, и Васенька уходит. Нине неудобно перед Кудимовым, а тот: «Ничего, ничего… Я не обращаю внимания». Бусыгин все напоминает, что он может опоздать, Нина просит Кудимова остаться, а тот: «Пойми меня правильно. У тебя каприз, а я дал себе слово...» Сарафанов разнервничался, кричит, что это он тут лишний, и сейчас сам уйдет. Бусыгин его успокаивает и говорит, что если отец хочет, он переедет жить к нему. Все удивлены, а Сарафанов растроган до слез. Бусыгин уводит его в соседнюю комнату, а сам возвращается и успокаивает Нину. Немного успокоившись, она признается, что поняла, что отца нельзя оставлять одного, и никуда она не поедет. Бусыгин признается ей, что он ей не брат, что влюблен в ее, что обманул ее отца. Нина возмущена. Но выходит Сарафанов и говорит, что он согласен ехать в Чернигов, чтобы жениться на матери Бусыгина. Нина с Бусыгиным не знают, что делать, как отговорить отца. Нина ласково говорит, что она никуда не едет. Тут появляется Васенька и говорит, что он поджег дом Макарской, где она была с любовником. Тут же вбегает Сильва в саже и в прогоревших брюках. За ним появляется Макарская. Бусыгин сердит на Сильву, и не дает ему брюки, практически выгоняет его. Тогда обиженный Сильва говорит, что никакой Бусыгин не сын, он всех обманул. Сарафанов выгоняет его, но Бусыгин подтверждает, что он прав. Сарафанов не хочет этому верить. Нина говорит, что он псих. Васенька и Макарская тоже удивлены. Но Сарафанов молодец: «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим) Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…» Он предлагает Бусыгину переехать жить к ним. Бусыгин обещает приезжать к ним каждый день, а сегодня выясняется, что он опять опоздал на электричку.

Студент-медик Бусыгин вместе с торговым агентом Семеном по прозвищу Сильва, - приударяет за неизвестными девушками. Когда он их провел до дома, но не повстречав дальнейшего радушия, на которое надеялись, они обнаружили, что задержались на электричку. Время было поздним, а на улице было холодно, и они заставлены искать кров в чужих районах. Молодые люди едва сами знакомы, но сближает несчастье. Они оба являются парнями с юмором, у них много игры и задора, они духом не падали и были готовы пользоваться любыми возможностями, дабы согреться.
Они постучались в дом Макарской, тридцатилетней одинокой женщины, которая только что прогнала влюблённого в неё Васеньку десятиклассника, но она их отшивает.

В скором времени парни увидели, как пожилой мужчина её окликнул, он назвался Сарафановым Андреем Григорьевичем. Все думают о том, что это свидание, и думают воспользоваться случаем удобным, дабы в отсутствие Андрея Григорьевича побыть у него и немножечко согреться. Они застают дома расстроенного Васю, который является сыном Сарафанова, он пережил неудачу в любви. Бусыгин сделал вид, что знает его папу давно. Вася держится достаточно настороженно, а Бусыгин старается усовестить его, говоря о том, что все люди являются братьями, и что необходимо друг другу доверять. Это навело хитрого и умного Сильву на мысль о том, что Бусыгин хотел парнишку разыграть, представившись сводным братом Васи и сыном Сарафанова. Он вдохновился данной идеей, и тут же стал приятелю подыгрывать. Ошарашенный Бусыгин, вовсе не имеющий этого в виду, появляется к Васеньке в качестве его неведомого старшего брата, который наконец решил отыскать папу. Сильва не прочь сформировать успех и склонил Васеньку к тому, чтобы они отметили это событие - найти дома в закромах что-то из спиртного и по случаю обретения брата выпить.

\
Пока они праздновали на кухне, неожиданно появился Сарафанов, который ходил к Макарской за сына просить, ведь тот сох от любви. Вася ошарашил его сногсшибательной вестью. Сарафанов вначале растерялся, он не верил, но когда он вспомнил прошлое, то все-таки допустил эту возможность. Поэтому его сыну могло быть 21, а его маму звали Галиной. Данные подробности слышали из кухни, в том числе и Бусыгин. Теперь он стал более уверенным в себе на встрече с якобы папой. Сарафанов больше уверялся в том, что действительно перед ним его сын, который искренне любит отца. А Сарафанову как раз сейчас такая любовь очень нужна: младший сын влюбляется и хочет от рук отбиться, дочка вышла замуж и собралась на Сахалин. Он же сам уходит из симфонического оркестра и играет на похоронах и на танцах. Бусыгин играет хорошо свою роль, поэтому даже Нина,взрослая дочь Сарафанова, вначале недоверчиво встретившая своего брата, теперь готова уже поверить.


Ночью Бусыгин и Сарафанов доверительно общаются. Сарафанов рассказал всю свою жизнь ему, открыл душу: супруга его оставила, поскольку ей чудилось, что он очень долго играет вечерами на кларнете. Но Сарафанов гордится собой: он не позволяет себе растворяться в суете, он пишет музыку.
Утром Сильва и Бусыгин пытаются незаметно ускользнуть, но встречаются с Сарафановым. Он узнал об их отъезде, очень расстроен и обескуражен. Он подарил на память Бусыгину табакерку из серебра, поскольку, как он говорил, в их семье она принадлежала всегда его старшему сыну. Самозванец растроган, он решает задержаться еще на один день. Он помог Нине убрать в квартире. Они вроде бы являются братом и сестрой, но их симпатия друг к другу и интерес взаимный не укладывались в рамки родственные. Бусыгин расспросил Нину о ее женихе и невольно отпускает в его адрес ревнивые колкости, поэтому между ними произошла небольшая ссора. Позднее Нина тоже будет ревниво реагировать на интерес к Макарской Бусыгина. Кроме всего прочего, они все время возвращаются к разговору о Сарафанове. Бусыгин упрекнул Нину за то, что она собралась оставить папу самого. Беспокоил их даже брат Вася, который постоянно хочет убежать из дома, считая, что здесь он никому не нужен.


Тем временем Вася, который ободрился внезапным вниманием Макарской, которая согласилась с ним пойти в кино, ожил, и сейчас уже он никуда не собирается уезжать. Но его радость длится недолго. У Макарской на 10 часов было назначено свидание с понравившимся ей Сильвой. Когда она узнает о том, что Вася приобрел на то же время билет, она идти отказывается, а на Васино упорство она призналась, что парнишка её нежданной добротой обязан своему отцу. В отчаянии Вася собрал рюкзак, а тонкий Бусыгин, который только что собирался отбыть, теперь опять принужден оставаться.


Вечером появился лётчик Кудимов, жених Нины, с двумя бутылками шампанского. Он является очень простым и открытым парнем, беззлобным и все воспринимающим слишком прямолинейно, чем даже гордится. Сильва и Бусыгин все время над ним подшучивают, на что только он улыбается добродушно и предлагает, чтобы не терять время, выпить. Затем появляются Нина и Сарафанов. Вся компания начинает пить за знакомство. Кудимов внезапно вспомнил, где он видел ранее Сарафанова, хоть Нина и Бусыгин пытались ему помешать, убеждая в том, что он нигде не мог видеть его. Лётчик продолжает упорствовать и вспоминает, что видел его на похоронах, в чем Сарафанов и признается.


Бусыгин его успокаивает: нужна людям музыка и когда они веселые, и когда грустные. В то время Вася бросает отчий дом. Жених Нины также рвётся прочь, он боится в казарму опоздать. Когда он ушел, Нина обвиняет брата, что он плохо обходился с её женихом. Бусыгин не выдержал и признался, что он не является братом Нине, и что он влюблён в неё. Сарафанов собрал чемодан, чтобы уехать со старшим сыном. Нежданно вбежал с испуганным и в то же время торжественным видом Вася, а за ним в полусгоревшей одежде Сильва. Вася поджег её квартиру. Сильва потребовал брюки и, прежде, чем ушел, мстительно в дверях говорит о том, что Бусыгин сосвем не сын Сарафанова. Это производит на всех огромное впечатление, но Сарафанов твёрдо заявил, что не верит. Он верит только в то, что Бусыгин его любимый сын. Он Бусыгину предложил переехать к ним из общежития, хоть это и встречает противоречие у Нины. Бусыгин его успокаивает: он их будет навещать. И тут же открывает, что снова опаздывает на электричку.

Краткое содержание комедии «Старший сын» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Старший сын». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.