Со скольки ребенок держит голову. Когда новорожденный ребенок начинает держать голову самостоятельно и как помочь малышу. Упражнения для укрепления шейных мышц

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.


Доброе время суток, друзья! Всем новоиспеченным родителям очень хочется знать основные этапы развития их новорожденного малыша.

Это я могу сказать по себе. Один из первых вопросов является — когда ребенок начинает держать голову самостоятельно.

Сразу после своего рождения ребенок не имеет таких навыков и ему нужно 2-3 месяца, чтобы уверенно поднять голову.

Грудничок начинает держать голову примерно к 3-м месяцам. При этом малышу необходима помощь мамы и папы, так как опорные навыки развиваются постепенно.

Сначала он поднимет голову, а потом уже научится и на животик и . Итак, рассмотрим информацию, которая будет полезна молодым родителям.


Давайте разберемся, в каком возрасте новорожденный может самостоятельно держать головку. В среднем это случается к трем месяцам.

Моторные навыки у всех развиваются индивидуально.
Вот как развиваются навыки:

  1. У новорожденного мышцы шеи и спины слабые, поэтому он не может держать голову без поддержки.
  2. В месяц кроха поворачивает голову из стороны в сторону, а также делает первые попытки поднимать голову, лежа на животе. К концу месяца у малыша может получаться несколько секунд удерживать ее. Кроме того, карапуз уже вертит головой из стороны в сторону и может удерживать ее в среднем положении 10 секунд.
  3. В два месяца младенец уже поворачивает голову на звук, а также непродолжительное время поддерживать ее вертикально. При этом голова еще качается.
  4. В три месяца малыш хорошо держит голову в вертикальном положении. А лежа на животе, поднимает голову и при этом опирается на предплечья.
  5. В четыре месяца ваш ребенок будет уже совсем уверенно удерживать головку и даже поворачивать ее во все стороны и познавать мир вокруг. Лежа на животе, ребенок уже может приподнимать верхнюю часть туловища.

Всегда помните о безопасности вашего малыша. Его голова не должна болтаться или виснуть. При этом легко могут повредиться шейные позвонки. Голову необходимо аккуратно поддерживать и не делать резких движений.

Все эти параметры усреднены, так как все дети развиваются по-разному. Не нужно расстраиваться, если что – то происходит не совсем по времени.

Кстати, если малыш начал держать головку слишком рано, то это может быть показателем повышенного внутричерепного давления.

В этом случае стоит обратиться к педиатру за консультацией. Специалист назначит лечение и специальный массаж.
Стоит учитывать, что недоношенный малыш может начать позже удерживать головку.

Как проверить готов ли карапуз держать голову


Вы можете сами проверить, уровень развития мышц у вашего малыша. Это можно сделать, когда исполнится месяц.

Положите кроху на животик и возьмите погремушку. Погремите ею над головой малыша. Если уровень развития нервной системы находится на должном уровне, то малыш попробует взглянуть на игрушку.

Если есть какие-то отклонения в нервной регуляции, то приподнять головку не получится. При этом нужно будет обратиться к невропатологу.
Есть еще и такой вариант проверки:

  1. Малыша положите на спинку, и потяните его за ручки. Это нужно делать очень осторожно.
  2. Где-то 30 секунд кроха должен держать голову, если она качается, то это не страшно.
  3. Положите малыша на спину и опять потяните, при этом немного приподнимая, чтобы он повис.
  4. Примерно 2 секунды его голова должна удерживаться на линии с позвоночником.

Простые упражнения в помощь


Нельзя научить держать малыша голову, но можно стимулировать развитие важного навыка.

Для этого используются следующие методики:

  1. Полезно выкладывание на живот. Это упражнение позволяет укреплять мышцы шеи и спины. Нужно делать подобные манипуляции несколько раз в день.
  2. Массаж должен делать профессиональный массажист. Целью массажа является расслабление мышц приведение их в тонус. В первое время лучше выполнять расслабляющий и щадящий массаж. Если тонус мышц низкий, то назначается более интенсивный массаж.
  3. Прежде чем делать гимнастику, стоит проконсультироваться с ортопедом и педиатром.
  4. Особенно полезны водные процедуры. Можно делать теплые ванночки с добавлением отвара ромашки. К эффективным средствам относится специальная аквагимнастика для грудничков. С какого месяца лучше это делать подскажет врач.
  5. Привлекайте малыша игрой со звуками. Используйте колокольчики, погремушки и музыку, включаемую на расстоянии. Ребенок будет поворачивать голову в разные стороны.

Укрепление мышц шеи: гимнастика

Как подтверждают отзывы, эффективна и специальная гимнастика для укрепления шейных мышц.

Вот простые упражнения:

  1. Возьмите малыша на руки. Одна рука должна располагаться под грудью у малыша, а вторая на бедре. Приподнимайте ребенка в воздухе.
  2. Упражнение делается на мяче при помощи двух родителей. Один держит ребенка за таз, а второй за кисти рук. Вместе нужно покачивать малыша на мяче.
  3. Держите карапуза на руках, личиком вниз. При это поочередно поднимайте то голову, то таз.

Что делать, если малыш не держит голову


Чаще всего причины того, что малыш не удерживает голову в срок связаны с индивидуальным развитием.

Если ребенок здоров и не было патологий при беременности и родах, то причины могут быть следующие:

  1. Не подошло время. Проявлять беспокойство можно, когда в три месяца самостоятельный навык не развился.
  2. Неверные действия родителей. Важно создавать правильные условия для развития ребенка. Не стоит бояться выкладывать малютку на животик из-за капризов. Если ребенок постоянно испытывает дискомфорт, то возможно, проблема не только в настроении. В этом случае стоит показать кроху врачу.
  3. Недоношенные дети хуже набирают вес и медленнее овладевают моторными навыками, чем доношенные. Таким малышам требуется больше времени.
  4. Проблемы неврологического характера. Их может выявить специалист.

Кстати стоит знать, что мышцы в тонусе являются нормальным явлением для грудничка. Но врач может определить насколько состояние безопасно и не является ли симптомом какой-то болезни.
Если малыш продолжительное время не держит головку, то стоит, как можно раньше обратиться за консультацией.

Часто причина бывает в кривошее, когда одна часть напряжена больше, чем другая.

При выявлении патологии врач может назначить специальное лечение. Особенно полезен сон с ортопедической подушкой.
Как утверждает доктор Комаровский, во сколько месяцев малыш будет держать головку, зависит от действий родителей.

Нюансы выполнения массажа


Не делайте массаж сами, а доверьте это специалисту.

Нельзя делать массаж на сгибах рук, под коленями, на родничке и возле него, а также в подмышках и на внутренней части бедер.
Следует выполнять расслабляющий массаж. При этом нужно использовать плавные движения.

Температура должна быть в пределах 18-22 градусов . Проверить, не замерз ли малыш можно по температуре носа и по вдруг начавшейся икоте. Процедуру следует выполнять через полтора-два часа после кормления.

Во все время сеанса общайтесь с ребенком. Все массажные движения должны быть направлены снизу и вверх. Один сеанс должен продолжаться 10-20 минут.

Не стоит приступать к процедуре, если малыш не в настроении.

Обязательно выполняйте комплекс упражнений с вашим малышом, а также соблюдайте все рекомендации по уходу и по питанию.

До свидания, уважаемые гости и посетители сайта!

У новорожденного ребенка нет контроля над функционированием мышц шеи. Воспроизводимые им движения осуществляются на основе рефлексов. Когда кроха оказывается на руках, можно обнаружить, что его голова резко наклоняется назад, что способно привести к искривлению позвонков шейного отдела. Во избежание нанесения вреда здоровью ребенка, до той поры, пока он не научится удерживать голову сам, необходимо поддерживать его за затылочную часть, удерживая на руках во время питания или водных процедур.

Во сколько месяцев новорожденный начинает поднимать и держать голову?

В каком же возрасте ребенок начинает поднимать и держать голову самостоятельно? Происходит постепенное управление малышом своего тела. Можно отследить, как кроха, которого уложили на живот, пытается поднять голову и осмотреть пространство вокруг.

В трехмесячном возрасте ребенок держит голову в вертикальном положении, но без родителей еще не обойтись. Лучше всего продолжить удерживать голову ладонью.

В четырехмесячном возрасте можно говорить о наличии у крохи самостоятельности и осознанности действий. Он способен осуществлять поворот головы в разные стороны, стараться изучить мир вокруг себя. Разумеется, нельзя говорить о стандартных временных рамках, в которые обязан укладываться каждый малыш при своем развитии. Все дети индивидуальны. Поэтому один ребенок может начать раньше держать голову самостоятельно, а другой не способен порадовать этим и в четырехмесячном возрасте.

Раннее удерживание головы

Родители должны быть внимательны, если малыш пытается держать голову, едва ему исполнилось 4-6 недель. Возможно, что у крохи повышенное давление. Чтобы подтвердить подозрения, стоит как можно скорее обратиться к квалифицированному специалисту. Это поможет вовремя начать лечение, провести все соответствующие процедуры, среди которых особый массаж для грудных детей, страдающих данной проблемой.

Для развития шейных мышц обязательно, чтобы новорожденный ребенок лежал на животике, когда зажила ранка на пупке. Не нужно испытывать беспокойство, что ему не хватит воздуха. Если малыш здоров, у него обязательно сработает инстинкт самосохранения и голова повернется на бок.

Укладывать на живот нужно, перед тем, как начать переодевать, а также перед тем, как начать процесс кормление или спустя час после его завершения. Если уложить непосредственно перед кормлением, можно избавиться от скопившихся газов в животике. При этом не стоит прибегать к мягкой поверхности, лучше отдать предпочтение твердой. Можно воспользоваться любым столом, накрытым легкой тканью.

Необходимо практиковать постепенное приучение к позе лежа на животике. Сначала можно провести процедуру длительностью в одну минуту, затем с каждым днем увеличивать. Если малыш будет обнаженным, его тело получит пользу от укрепления мышц шеи и принятия воздушной ванны.

Если кроха проявляет капризность, плач, не стоит совершать отказ от выкладывания на животик. Данная простая процедура просто необходима, чтобы малыш гармонично развивался. Лучше всего отследить, когда он находится в прекрасном расположении духа. Кроме того, можно воспользоваться игрушкой, касаниями, чтобы отвлечь. Обязательное условие – присутствие взрослого рядом с ребенком, лежащем спиной верх.

Специальная гимнастика

  • «Лицом вниз». Необходимо взять малыша на руки, придерживая ладонью под грудью, а вторую расположить на бедре. Зафиксировав позу, можно плавно поднимать ребенка.
  • «Поехали». Оптимальный вариант – оба родителя, один из которых удерживает кроху за таз, в то время как второй за кисти рук. Можно покачивать малыша на небольшом мяче.
  • «Качели». Удерживать ребенка лицом вниз и поднимать, то голову, то область таза.

Ребенок в 3 месяца не держит голову

Для исключения развития какого-либо патологического процесса, обязательно обращение к педиатру, если наблюдается наклон головы ребенка в сторону или запрокидывание ее назад. Данное явление может наблюдаться после того, как крохе исполнится 3 месяца. С чем же оно связано?

Можно выделить следующие факторы:

  • Преждевременные роды;
  • Травмы, полученные малышом в период появления на свет;
  • Недостаточный вес для своего возраста;
  • Слабость тонуса мышц тела.

Первые два случая – повод для консультации у невропатолога, способного разобраться с причиной неполноценного развития мышц малыша. При недостаточности веса можно обратиться за помощью к специалисту по грудному вскармливанию. Он подскажет, как откорректировать программу питания. Есть вероятность, что придется приобрести смеси. Кроме того, можно воспользоваться особым массажем, который назначает педиатр, чтобы повысить тонус шейных мышц.

Невролог может помочь, если присутствует регулярный наклон головы под углом. Это станет причиной развития . В данном случае можно начать практиковать массажные действия, медикаментозную терапию и по возможности, стать обладателем ортопедической подушки.

В положении на животике здоровый малыш поворачивает головку в сторону – это безусловный рефлекс, который медики называют защитным. При патологии нервной системы и гипертонусе мышц он запрокидывает затылок назад, и это иногда ошибочно расценивается, как умение держать головку. Правильно сориентироваться в ситуации может только специалист.

Но и родители должны знать, когда в норме дети начинают держать головку, и когда уже держат ее самостоятельно. Ведь мама всегда находится рядом, а осмотр у педиатра проводится раз в месяц. Об этом и поговорим.

Во сколько месяцев ребенок начинает пытаться держать головку

  • Первые попытки начинаются с полумесяца. При выкладывании на животик ребенок пытается приподнять головку, но из-за слабости шейных мышц сразу кладет ее на пеленальный столик. Это будет продолжаться до 6 недель жизни, причем время удерживания головки будет увеличиваться.

  • Полтора месяца – та временная точка отсчета, когда новорожденный начнет держать головку самостоятельно (около 60 сек). Затем он устает, «клюет носом» и кладет головку.
  • К 2 месяцам ребенок не только держит головку, лежа на животике, но и пытается удержать ее при вертикальном положении тела. В последнем случае головка баллотирует, мышцы шеи быстро устают, и малышу необходима посторонняя помощь. В этом периоде следует подстраховывать ребенка, поддерживая затылок пальцами.
  • В трехмесячном возрасте дети свободно держат головку в положении лежа, способны поворачиваться в стороны, ища источник звука, или следя за движущимся предметом. И это не единственное, . А вот в вертикальном положении детям еще достаточно трудно, головку и дальше необходимо поддерживать.
  • В четырехмесячном возрасте , когда малыш уверенно держит головку, он начинает самостоятельно поворачиваться, изучая окружающую обстановку.
  • Проблемы с удержанием головки полностью исчезают, . К этому сроку у него хорошо развиты все большие скелетные мышцы. В этом возрасте вы можете заинтересоваться, .

Как убедиться, что малыш готов

За удержание головки отвечает не только шейный и верхний грудной отделы позвоночника. Основную роль играют мышцы шеи. Именно от их индивидуального развития зависит время, когда грудничок начнет держать голову.

  • У новорожденного и месячного ребенка мышцы очень слабые, и риск развития травматизма очень высок. В этом возрасте малыш нуждается в вашей постоянной поддержке. У таких детей сила поперечно-полосатой мускулатуры растет как за счет утолщения мышечных волокон, так и в результате увеличения их количества путем созревания малодифференцированных элементов. А главным условием роста является адекватное питание, обусловленное полноценным кровоснабжением. Оно достигается с помощью массажа и гимнастики.
  • Ко второму месяцу, благодаря каждодневным выкладыванием его на животик, мышечная масса, а, соответственно, и сила, растет. Но количества мышечных волокон и их толщины недостаточно, чтобы ребенок с полной уверенностью держал головку.
  • В трехмесячном возрасте шейный мышечный массив уже сформирован и достаточно развит для самостоятельного удерживания головки в положении лежа на животике. Если ребенок в 3 месяца все еще плохо держит голову, проведите самый простой тест на силу шейных мышц. Он заключается в пассивном усаживании грудничка из положения лежа на спинке: аккуратно потяните малыша за ручки, пытаясь усадить. Нормально развивающийся ребенок должен удерживать головку в течение 30 сек. При второй попытке он будет держать головку всего лишь 2 сек. Если тест провалился, ребенка стоит показать невропатологу.

С чем может быть связана подобная ситуация? В первую очередь – с недоношенностью, плохим уходом, редким пребыванием на свежем воздухе, дефицитом кормления, отсутствием физических нагрузок.

С ребенком необходимо заниматься и делать массаж каждый день. Если этого не происходит, то развитие мышц замедляется. Но самой серьезной причиной, которую не всегда можно выявить в первые месяцы жизни, остается неврологическая патология.

Как помочь ребенку

Мышцы ребенка еще не могут развиваться самостоятельно, им требуется ваша помощь.

Выкладывайте малыша на животик

Выкладывание рекомендуется проводить с первых недель жизни. При этом поглаживайте малыша вдоль позвоночника от затылка к крестцу. Такая процедура не только укрепит шейные и спинные мышцы, но и избавит ребенка от вздутия кишечника.

Делайте ему массаж

С этого же возраста необходим и легкий профилактический массаж, заключающийся в поглаживаниях. Участковый педиатр обязан научить вас его технике.

  • Первые процедуры проводят в период бодрствования ребенка, при его хорошем самочувствии, через час после кормления в течение 7-10 минут. После месяца рекомендуется уже более глубокий и продолжительный массаж.
  • Процедуру необходимо проводить на жесткой поверхности, в месте, защищенном от сквозняков.
  • Время вы выберете сами интуитивно, главное – проводить процедуру ежедневно. Непоседам желателен вечерний массаж после купания: он успокоит и расслабит ребенка, который легко и надолго заснет.
  • Проводите процедуру в проветренном помещении при температуре воздуха около 20°С. Не бойтесь, что малыш замерзнет: его согреют ваши руки и теплая пеленка на пеленальном столике. Кроме того, массаж – прекрасный .

Займитесь гимнастикой

С 6 недель можно начинать тренировать мышцы шеи. Для этого:

  • поворачивайте ребенка со спины на живот то в одну сторону, то в другую;
  • усаживайте его, держа за ручки;
  • приподнимайте малыша в горизонтальном положении над столиком, расположив свои ладони под грудью и животом.

Не менее эффективной будет гимнастика на фитболе. Уложите малыша на него животиком вниз и катайте вперед-назад, держа за ножки. При всех этих упражнениях он инстинктивно будет напрягать шейные мышцы, чтобы удержать головку.

Займитесь водной гимнастикой

  • Как только заживет пупочная ранка, ребенку разрешены водные процедуры. Их лучше проводить после предварительного массажа.
  • До двухмесячного возраста водную гимнастику совершают в домашней ванне, чистой и продезинфицированной.
  • Стартуют с воды 35°С, постепенно снижая на 1°С до 32°С.
  • Начинать водную гимнастику можно, когда младенец еще не способен держать голову. В таком случае пользуются специальным кругом в виде надувного воротника. Обычно круги для самых маленьких оснащены игрушками с погремушками. Для начала, дайте ребенку изучить круг вне воды. Пусть он привыкнет к новой игрушке.
  • Ребенок должен быть в хорошем настроении, не сонливым и не больным. Плавать разрешено уже через полчаса после кормления. Первые сеансы не должны длиться более 10 минут, в дальнейшем время пребывания в воде удлиняют до 30 минут.
  • С 2 месяцев рекомендуется посещение бассейна 2-3 раза в неделю.
  • Основные водные гимнастические упражнения: погружения, покачивания, плавание на спине и животе, отталкивание от бортика.

Что делать, если ребенок не держит голову – видео

Элементарное упражнение, повторяемое по нескольку раз в день, способно укрепить шейные мышцы и помочь ребенку научиться держать голову.

Мы разобрались, во сколько месяцев новорожденный ребенок должен начать держать голову, но это усредненные показатели. У каждого малыша эти навыки индивидуальны и зависят от многих факторов. А как было у вас? Вам пришлось прибегнуть к дополнительным мероприятиям, чтобы ребенок научился держать голову? Расскажите нам о них в комментариях. Это будет интересно и поучительно.

Прежде чем вы начнете самостоятельно оценивать развитие ребенка в 1 месяц, мы рекомендуем вам прочитать статью . В этой статье подробно рассказано об условиях, в которых необходимо проводить оценку развития ребенка, чтобы получить максимально обьективные результаты. Помните также, что данное обследование не заменяет консультации врача.

Если все необходимые условия учтены, переходите непосредственно к наблюдениям. Что же, собственно, отличает развитие ребенка в 1 месяц ?

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе».

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине».

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

    Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.

    В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
    В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

    Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).

    Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

    Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.

    Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.

    Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой . Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях.

    Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
    Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

    Новорожденный должен демонстрировать , т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.

    Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром

    При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.

    К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е.

    Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.

    Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.

    К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.