Почему дети жадничают психология. Что делать, как бороться с жадностью ребенка – практические советы для родителей. Основные причины жадности у детей: так почему ребенок – жадина

Жадина – не дает

Такая у нас история получилась... Подошли мы к возрасту, когда эта самая жадность начинает проявляться, я себе тихонько надеялась, что пройдем мимо этого периода спокойно, как в дневничке развития написано, не обращая внимания, но не тут-то было... Побывали мы в лесу с нашей любимой подружкой, ей почти 4 года, и, конечно, все время девочки пытались делить игрушки, одежду и все остальное. И если Вика что-то не давала, то девочка называла ее жадиной. Логично, конечно. И вот мой ребенок быстро выучил это слово и его смысл, и теперь при попытке у нее что-либо попросить, она отвечает "Нет, жадина" И, конечно, не дает. Ну я-то забрать могу, но вот другие дети и люди нет. И когда она так говорит, то все естественно комментируют, что жадиной быть не хорошо и т.д. И вот что с этим делать??? Как теперь убрать это из деткиной головушки? Она ведь уже специально это слово говорит и жадничает!

Забрал чужое

Пошли мы с мамами и детками с нашего двора погулять в лес на песочек. Естественно взяли с собой ведерки, лопатки и т.п. И тут у Машеньки такие капризы начались, все игрушки у других детей забирает, плачет, сносит их в одну кучу и сидит как жадный гном возле них. Когда детки свои пасочки забирали, такой рев начинался, просто безутешное горе, только у груди удалось Машу успокоить. Что игрушки мамины Маша вроде бы понимает.

Решение

Как научить щедрости

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос не жадным, подумайте о ваших взаимоотношениях с ним сегодня. Нередко случается ситуация, когда приходится делить одно яблоко на всех членов семьи поровну. Вы можете возразить: "Как я могу съесть часть того, в чем нуждается растущий организм?" Все верно. Вы можете дать ребенку его часть, а оставшуюся убрать с глаз. Позже, когда малыш и думать забыл о яблоке, вы поделите остаток, и с удовольствием съедите его вместе. Важно, чтобы ваш ребенок видел и понимал, что кушать хотят все. Если же с раннего детства он будет слышать, что вы не любите яблок, а конфет объелись в своем далеком детстве, не ждите, что когда ваш ребенок подрастет, то начнет с вами делиться. Он свято верил в то, что вы говорите правду. "Он стал взрослым, ему пора понимать, что нужно делиться" - с горечью и обидой, скажите вы. Но, возможно ли это? В течение многих лет вы убеждали ребенка в одном, а теперь надеетесь на то, что он будет делиться с вами тем, чего вы никогда не хотели? Вряд ли такое случится. Каждый из нас должен быть последовательным в своих желаниях и действиях, только тогда можно надеяться на взаимность.

Право не делиться

Вот человек, уверенный в своем праве иметь что-то. Ему дают вещь, ценную для жизни, но он вдруг обнаруживает, что кто-то имеет право в любой момент завладеть ею. Вот ему дарят (!) на день рождения (!) коробку конфет, о которой он давно мечтал. Но не успел он обрадоваться, как выясняется, что коробку, оказывается, подарили только за тем, чтобы показать всем, какой он добрый, а в случае протеста заклеймить жадиной. Быстро выясняется, что все подарки, особенно съедобные, предназначены именно для этого, - так хотят родители. Посмотрел бы я на маму, которая была бы ОБЯЗАНА демонстрировать свою доброту всем гостям, когда получает в подарок дорогой набор косметики или гжельский сервиз. Что бы Вы сделали на ее месте? А что вы посоветуете ребенку, который фатально в такой ситуации? Верно: оградить себя от посягательств.

Жадность - это навязчивая, но естественная борьба за право собственности, когда это право у тебя отнимают. Лучший способ сделать жадным - заставлять делиться. Человек, полноправно владеющий, никогда не откажет в милосердии: он не боится потерять право на решение. Свободный человек с удовольствием радует других людей. А если он решил не делиться - это его святое право.

Я предоставил своим детям право НЕ ДЕЛИТЬСЯ НИЧЕМ. Легко догадаться, что они с удовольствием делятся, когда хотят, и находят кайф в дарении подарков. Всем стало лучше.

Замечание: по сути – верно. Невозможно научить делиться, если лишить ребенка права выбора – делиться или нет. А как нужно? Наглядно показать ребенку бонус от того, что ты делишься с кем-то. Т.е. другому человеку приятно, он начинает лучше к тебе относиться и может чего-нибудь подарить. Кроме того, мама очень хорошо относится к щедрым.

Все игрушки – мамины!

К вам пришла подруга с ребенком. Ваш ребенок распоряжается "своей " собственностью. Забрал все игрушки себе (что нормально для такого возраста) и чутко следит, чтоб никто не взял. В итоге подруга рассержена, ее малыш расстроен, ваш ребенок искренне не понимает, что он сделал не то.

А если все игрушки принадлежат МАМЕ и ребенок это знает, то для него мама авторитет и он понимает, что мама распоряжается игрушками грамотно. Тогда вы говорите: "Игрушки мои, вот мишку я даю тебе, а зайчика, бейбику." Все мама решила. Это ее собственность. Все довольны.

Или в песочнице. Ваш ребенок взял чужие игрушки (с разрешения), а свои категорически давать не хочет. А дите, чьи игрушки он взял очень хочет поиграть в вашу машинку. Если это игрушки ребенка, он вполне может не давать, другой ребенок обижается, отбирает свои игрушки. Ваш малыш расстраивается срывом договора. В общем все плачут. А если это игрушки мамины, и она видит, что интересы ее ребенка учтены (чужие игрушки), то она вполне может отдать свою собственность поиграть чужому ребенку.

Итак, вывод: каждую конкретную ситуацию рассматриваем, учитывая совокупность факторов, исходя из того, что все игрушки везде принадлежат маме, Вы выступаете в роли защитника интересов своего ребенка (справедливого), и малыш учится распоряжаться вещами, наблюдая за тем, как это делаете Вы.

Игрушки начинают принадлежать ребенку только после того, как он уже может за ними ухаживать.

О жадности

Нередко, проходя мимо играющих детей, можно услышать: "Не дам! Это мое!" Озабоченная мать малыша настойчиво требует: "Дай мальчику свою машинку. Не будь жадиной". Двухлетняя кроха, прижав к груди любимую игрушку, начинает обиженно плакать, отвернувшись от всех присутствующих.

Большинство детей в возрасте 1,5-2,5 лет не отдают свои игрушки добровольно. А если и отдают, то только подчиняясь родительскому авторитету, с явной неохотой, обидой и плачем. В этом возрасте ребенок рассматривает свои вещи, в том числе и игрушки, как часть самого себя. В этот период важно "не перегнуть палку". Возникающие каждый день новые ситуации, помогут малышу разобраться, "давать или отказывать". Но только при вашем внимательном участии и терпеливом разъяснении. От того, как вы объясните, что вложите в каждое слово, зависит дальнейшее умение ребенка делится с ближним. Откуда по вашему берутся "рубахи парни" и "скупердяи"? Научить ребенка пресловутой "золотой середине" нелегко, но возможно.

К примеру: вы пользуетесь косметикой? Не станете же вы одалживать ее первой встречной на улице. Почему же ваш малыш должен, под вашим давлением, делиться самым ценным для него с незнакомыми людьми в песочнице?

Ребенок тоже имеет право на владение своими игрушками. Дайте ему больше свободы. И он сможет решать, кому дать свою игрушку во временное пользование, а кому - отказать.

Маленькая жадина

«Моему сыну 1 год и 8 месяцев. С раннего возраста он не только не даёт никому своих игрушек, но и отнимает игрушки у детей. Чего только я не пробовала – уговаривала, отнимала, но он поднимает такой крик... Знаете, за обедом он отнимает у меня даже тарелку с едой, хотя перед ним стоит его тарелка. Подскажите, как быть с жадностью».

Молодая мама, видимо, серьёзно относится к воспитанию сына. Но в письме – почти все педагогические ошибки, какие только бывают... Поговорим о них. См. →

Как научить ребенка делиться

Детям трудно делиться, особенно маленьким. Это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого - первый шаг, помогающий ребенку стать щедрым человеком.

​​​​​​​Эгоизм приходит раньше умения делиться. Стремление владеть - естественная реакция растущего ребенка. В течение второго и третьего года жизни ребенок уходит от понимания себя в единстве с матерью и начинает становиться индивидуальностью, определяя себя отдельно от матери. «Я сам!» и «Мое!» - основные слова малыша. Фактически «Мое» - одно из слов, которое легче всего произнести ребенку. См. →

Практически все родители сталкиваются с такой проблемой, что их дети в возрасте до 7 лет не хотят делиться с другими детьми своими игрушками. Не все родители знают, как следует поступать в таких случаях и каким образом необходимо учить детей делиться с другими. См.

  • В возрасте от полутора до двух лет у ребёнка ещё не сформировано понятие своего и чужого. Всё вокруг подвержено пытливому изучению ребёнку — всё вокруг моё! А значит нужно обязательно его исследовать, затолкав подальше в рот, понюхать попробовать на вкус и так далее.
  • К двум годам ребёнок окончательно осознает своё Я и уверенно говорит на свои игрушки: “моё!” В таком случае — это первый психологический этап развития вашего малыша. Только в этом возрасте ребёнок начинает осознавать действительно что “моё” а что “не моё”, чужое. Значит и спрос с ребёнка теперь вырастает, раз есть понимание — значит есть и ответственность. Моё для ребёнка, это то, что близко, что дорого, то что находится в его кругу видимости и владения. Однако на начальном этапе формирования “своё — чужое” всё же не стоит сильно наказывать малыша за обозначение что принадлежит ему а что нет.
  • К трём годам ваш ребёнок научился говорить такое неприятное для Вас слово “нет”. Однако это радостно. Сейчас поймёте почему. Дело в том, что это очень важный навык для будущего вашего ребёнка. Отрицание в будущем поможет иметь вашему малышу стойкое собственное мнение и умение держать стержень, когда все вокруг дети стадом овечек отправились за “поводырём- сверстником” который вот-вот сотворит что-то неадекватное. Вот это слово “нет” в ключе жадности у детей очень важно. Именно в этом возрасте уже можно научить ребёнка чувствовать разницу. Как раз в этом возрасте ваш малыш уже достаточно хорошо общается с ровесниками и в этом общении игрушки детей играют большое значение. Именно в этом возрасте важно объяснить сыну или дочери, что игрушки — это метод расположить к себе и добиться дружбы со стороны понравившегося человека. Соответственно — быть жадиной, значит наживать себе врагов.
  • С пяти лет до семи , если у ребёнка внутри сидит жадность, то это серьёзное свидетельство о внутренних психологических проблемах. В такой ситуации родителям необходимо провести “разбор полётов” и найти те неверные методы воспитания, которые привели ребёнка к жадности. Чем мы и займёмся ниже.

Жадные дети — откуда они берутся?

Чтобы помочь ребёнку справится с таким недугом, как жадность, важно понимать откуда она появилась. Среди всех причин есть самые часто встречающиеся:

  • Ревность к братьям и сёстрам , к проявлению внимания со стороны родителей. Так ребёнок может проявлять своё жадность, чтобы восстановить “справедливость” и осадить братика или сестричку. Поговорите с малышом и объясните, что любите всех одинаково, и следите за своими поступками, чтобы Вас в этом нельзя было упрекнуть. Подробнее , вы можете почитать на нашем сайте.
  • Большая занятость родителей — в таком случае ребёнок воспринимает подарки от родителей, как единственное проявление внимания. А значит нездорОво ими дорожит. Выход очевиден: уделяйте ребёнку чуть больше внимания, сходите в конце концов куда-то на выходных, на этих! А не следующих.
  • . Потакая всем желаниям и необходимостям ребёнка родители в итоге взращивают маленького деспота, который всё вокруг воспринимает как своё королевство с подданными и подчинёнными. В итоге, когда ребёнок подрастает и его поведение становится неадекватным, родители пытаются изменить ситуацию и сталкиваются с непониманием ребёнка: “Как же так?! Раньше всё можно было, а теперь?!” Это замыкает ребёнка и он ещё больше желая вернуть свою привычную комфортную среду обитания становится жадным. Выход: подумать о воспитании ребёнка заранее, не слишком ли вы потакаете своему малышу уже сейчас?
  • Нерешительность и излишняя скромность. Такие качества могут быть как следствием генетического характера ребёнка либо следствием воспитания родителей. Ребёнок который нерешителен в общении, будет искать комфорта со своими игрушками, и особенно их защищать, так как они для него чуть ли не единственные друзья. Выход: учите ребёнка общаться.
  • Слишком бережливый ребёнок. Это, пожалуй, самый сложный случай, когда малыш настолько боится повредить или сломать игрушку, что оберегает её всеми возможными и невозможными способами. Что же делать, как бороться с жадность у ребёнка? Рассмотрим этот немаловажный вопрос ниже.

Что делать, если ребёнок жадный?

Жадный ребёнок — что делать? Жадность — это болезнь и её нужно лечить. Как бороться с жадностью?

  • Первое с чем нужно бороться, чтобы это не переросло в жадность — это зависть. Да, сегодня ваш ребёнок маленький и требования у него незначительные: увидев красивую красочную игрушечную машинку у сверстника, он потребует такую же. Поверьте, если вы год за годом будете выполнять все желания малыша — когда он подрастёт, он потребует машину настоящую, и не какую-нибудь, а подороже. Поэтому очень важно научиться отказывать ребёнку, объясняйте к чему приводит зависть и жадность. Чтобы в будущем у ребёнка не было психологических травм, учите воспринимать окружающую его вселенную такой, какая она есть. Важно, чтобы ребёнок понимал, что счастье не состоит в завладении всеми физическими благами, иначе потом, будучи уже взрослым человеком его ожидают большие разочарования.
  • Помните, что до пяти лет вы закладываете моральные принципы в ребёнка. Именно до этого возраста важно научить ребёнка чувствовать внутри себя позитивные эмоции и негативные и вовремя останавливать наплыв негатива. Однозначно это будет иметь только хороший созидающий эффект.
  • Воспитывайте в ребёнке стержень собственного достоинства. Чтобы не было мыслей типа “у всех есть что-то, а я неудачник”, “что обо мне кто-то там подумает?”. Научите ребёнка разнице в понятиях жадности и, например, отстаивания своего. Защиты своей семьи, отстаивания своих прав, своих интересов. Другими словами, важно, чтобы ребёнок уже с детства осознавал, что есть жадность, а есть защита своего. И эти два понятия разнятся. То есть никто не говорить раздавать своё имущество направо и налево, но в то же время нужно уметь делиться.
  • Как всегда важный момент — подражание. Покажите личным пример как нужно делится. Сходите покормите уточек на озере, покормите бездомную собаку или кошку. Учите ребёнка доброте на своём личном примере.
  • Не воспитывайте щедрость путём унижения. Не переигрывайте при воспитании ребёнка, не унижайте его обидными фразами и кличками, типа “жадина-говядина фуфуфу”. Так вы научите ребёнка скорее манипулировать и покажите пример собственным поведением. Это приводит в тому, что ребёнок перестаёт жадничать только для того, чтобы его снова любили, но не осознаёт глубинно почему это нужно было сделать. Когда ребёнок вырастет и будет меньше нуждаться в вашей любви и опеке, для него это перестанет быть аргументом и он попросту станет жадным.
  • Мотивация — как способ борьбы с детской жадность. Хвалите ребёнка, когда он сделает щедрый достойный поступок. Вместо мотивации “что о тебе подумают окружающие”(так вы только воспитаете в ребёнке зависимость от чужого мнения), смотивируйте ребёнка тем, что он сам перед собой должен быть чист. В помыслах, делах и принципах.
  • Кстати, ещё один хороший метод как бороться с жадностью у ребёнка, это прихватить с собой из дому игрушек , или купить по дороге в гости, символические сувенирчики детишкам, с которыми вы будете видеться. Воспитайте в ребёнке чувство удовольствия и самоудовлетворения, когда он дарит кому-то подарок и делится с кем-то. Объясните ребёнку, что в обществе ценят людей, которые не жадничают. Расскажите на примере своего круга общения, какие люди вызывают симпатию.
  • Научите ребёнка принципу честного обмена. Малыш должен понимать, что обмен должен быть равносильным, без скрытых подвохов. Другими словами, что нельзя менять сломанную игрушку на целую. И также важно, чтобы ребёнок научился ценить чужое мнение.

«Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке.

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде?

Кто мелом, резинкой – любою безделицей

В классе ни с кем ни за что не поделится.

Имя тому подходящее дадено.

Даже не имя, а прозвище – ЖАДИНА!

Жадину я ни о чём не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего.

Даже приятелем не назовёшь его.

Поэтому - честно ребята скажу

С жадным я никогда не дружу!»

Ничего, а вернее, никого не напоминает? Спорим, вы стали замечать в своем ненаглядном чаде настораживающие признаки настоящего жадины. И каждый день возникает множество ситуаций, когда вы, видя реакцию своего ребенка, усомняетесь в своем педагогическом подходе, сетуете на излишнюю вседозволенность со стороны бабушек/дедушек, влияние старших братьев/сестер, да на что угодно. Но вопрос один: как такое могло произойти? Почему раньше милый и щедрый малыш вдруг стал яростно отбирать игрушки, напоминая всем, кому они принадлежат кулаками и криком?

Знаете, стих про жадину для детей я вставила не случайно – он отлично описывает типичного малыша, который не привык или не хочет делиться со всеми. Впрочем, этот образ примеряют на своих ненаглядных карапузов 99 % всех мамочек рано или поздно. Так что такое детская жадность: порок или естественный этап взросления? Почему в какой-то момент поведение малыша резко стремится в тартарары, перечеркивая все ваши усилия и воспитательные меры? А может это результат, к которому привела какая-то ситуация? Давайте разберемся вместе.

Случаи из жизни

Могу поклясться, что вы не раз бывали в ситуациях подобного рода ну или, по крайней мере, вам довелось быть невольным свидетелем происходящего.

Допустим, вы пришли со своим почти двухгодовалым карапузом играть в песочницу. Там есть и другие дети – сверстники или немногим старше. Игравший рядом с вами ребенок питает нездоровый интерес к машинке вашего малыша. Увидев, что вот-вот свершится посягательство на личное имущество, ваш ребенок забирает машинку и на просьбы отдать восклицает обиженное: «Мое!».

Или наоборот: ваш ребенок прячет свои игрушки в сторону, желая играть лишь с машинками и формочками других ребят во дворе (наверняка сверстники также будут против!).

Что же в таких случаях делаем мы с вами? Конечно, далеко не все из нас знают тонкости детской психологии, не имеют диплома по педагогике и вряд ли даже читали книги для родителей на соответствующую тематику, но на интуитивном уровне мы пытаемся решить конфликт и объяснить ребенку, что жадность – это плохо. А именно: мы пытаемся УГОВОРИТЬ, ПРИКАЗАТЬ, РЕШИТЬ КОНФЛИКТ СИЛОЙ. И, к сожалению, это самые нерезультативные и неверные методы решения проблемы.

Детям лет до 5 приводить доводы, в большинстве случаев, бесполезно, они просто не понимают уговоров в силу своего возраста. Родительский авторитет, безусловно, может повлиять на ситуацию. Ребенок поделится игрушкой после строгого: «Поделись, я тебе сказала!» (согласитесь, даже звучит отвратительно…), но сделает это с явной неохотой и нежеланием. Отобрать игрушку тоже можно, но чему мы научим своего малыша? Мама сильнее - я слабее, значит силой можно добиваться своего. Позже он поймет, что можно отнимать игрушки у младших детишек, потом поймет, что старшеклассники бьют первоклашек и отбирают что-то по этой же причине, а потом решит, что грабитель действует по этому же принципу. Так почему бы не делать точно так же, как делает мама? Сами того не осознавая, мы взращиваем в своих детях плохие качества, думая, что искореняем их.

Разбор полетов: что такое жадность

Жадность, как качество, не присуще нам при рождении, получается, в нас его взрастили, а мы, в свою очередь, делаем это с нашими детьми. В подавляющем большинстве случаев ответить на столь частый вопрос: «почему ребенок жадничает?» логично одним простым словом – «возраст».

Жадина в 2 года

Вступая в новый этап своей жизни, годовалый малыш потихоньку превращается из маленького беспомощного грудничка в непоседу, для которого открыт целый мир, такой интересный, а ему море по колено! Уже к двум годам ребенок начинает понимать свое самоощущение, место в мире, свою зону комфорта, чужое и свое. Он верит, что его игрушки – это продолжение его самого, словно рука и нога (например, любимый зайчик, с которым ну никак не расстаться даже на секундочку), его собственность, с которой трудно делиться.

Для нас, взрослых, можно провести аналогию с личным имуществом, например, мобильным телефоном, авто, ноутбуком. Вы готовы предоставить в пользование свой автомобиль незнакомому человеку, с которым вы только что познакомились в баре?

Вот, пожалуйста, отличный пример возрастного периода жадности: двухлетняя девочка не хочет делиться чем-либо, постоянно повторяя «Мое!». И знаете, стоит уважать ее решение, ведь это действительно ее, ее собственное, тогда почему она должна делиться, если не хочет? Вы бы стали?

Интересно, что со временем, через полгода, а может лишь к годам 4-5 из таких вот «жадин-говядин» вырастают щедрые и добрые дети, не наделенные чувством эгоизма. Да, это возрастное, переломный этап развития вашего ребенка, эгоизм в детстве, жадность являются важным этапом. Можно сказать, что это качество на инстинктивном уровне: разве мы бы выжили, если бы доверяли и делились с первым встречным?

Но если 5-6-летний рубеж уже позади, а как был, так и остался ребенок жадина - что делать в таком случае? Говорить о временном возрастном явлении тут вряд ли целесообразно, ведь это неправда. У ребенка выработалась явная черта характера, которая кем была подпитана и выращена?

Думаю, догадались. Но бить тревогу не спешим, ведь есть масса других причин. Жадность в младшем школьном возрасте может быть следствием такого распространенного явления как недостаточное внимание со стороны взрослых, ревность к другим братьям и сестрам. Подумайте сами: такое поведение вполне оправдано, если это действительно так. Как бы вы привлекали так недостающее внимание мамы и папы, если не капризами? Если младший братик забрал всю любовь мамы (по сугубо личному мнению ребенка), а теперь покушается и на ваши игрушки, то что бы вы сделали, если не попытались забрать последнее и дорогое сердцу?

В каком бы возрасте не проявляло свои эгоистические предпосылки ваше чадо, в первую очередь стоит обратить внимание на себя, даже если, по вашему мнению, вы безупречно следуете канонам педагогики.

Рассмотрим пример: за праздничным семейным столом вы режете на кусочки вкусный ягодный пирог. Все честно: каждому по кусочку, но вот незадача, вы не очень-то и любите ягодные пироги и отказываетесь от куска. Ребенок видит это и решает для себя, что вам не слишком и нужен этот кусок, значит и не нужен кусочек яблочка, игрушка и т.д.

Удивительным образом через какое-то время на вашу просьбу дать маме одну из долек апельсина, ваш ребенок отказывается делать это. Он решил, что с вами незачем делиться, вы все равно от этого откажетесь. В таких ситуациях крайне важно показать, что все члены семьи хотят кушать и с удовольствием полакомятся кусочком ягодного пирога, яблока, апельсина, да чего угодно. Не обязательно уминать съестное на глазах у малыша (особенно когда вы страдаете аллергией), но показать свою радость от процесса все же стоит.

Другая ситуация: столкнувшись с очередной неприятной ситуацией, когда маленький упрямец ну никак не хочет делиться, мы испытываем (почему-то) чувство стыда перед другими свидетелями сей сцены, и невольно начинаем стыдить самого виновника: «Какой ты жадина! Я не буду любить тебя таким жадным! Лисичка не принесет тебе подарок, если ты будешь так себя вести!», ну и в подобном ключе.

Знаете, это очень опасный прием. А опасен он тем, что мы взращиваем в своем ребенке эти так нами избегаемые ростки корысти и товарно-рыночные отношения. Он понимает, что ему будет хорошо, он будет любим родителями и окружающими не потому что он – это он, а потому, что он делает что-то, выглядит как-то, думает так, как хочет общество. Понимаете, к чему это приводит?

Поэтому самым простым и логичным советом для родителей, которые столкнулись с проблемой жадности у детей, будет следующее: оцените ситуацию со стороны, не воспитываете вы в своем дитятке то, от чего стремитесь избавиться? Показываете ли вы своим примером самые лучшие качества: любовь, сострадание, щедрость, доброту? Поставьте себя на место ребенка, поступили бы вы также? Ведь, к сожалению, многое исходит от родителей. Их пример надежно запечатляется в маленькой головке и потом копируется…а мы удивляемся «в кого он у нас такой?».

Что можно посоветовать родителям маленьких жадин? Как избежать ежедневных баталий в песочницах?

  • Не стыдите, не ругайте и не сравнивайте с другими детьми.

Это самое худшее, что может случиться с ребенком. Представьте, как он переживает, когда любимая мама говорит, что он плохой, не нужен, а вон тот малознакомый ребенок чем-то оказался хорош. Твердя своему дитю ежедневное: «Ты жадина» мы не добиваемся от него по сути ничего, он не умеет рационально мыслить, словно взрослый и делать выводы. Хотя нет, кое-что мы получим: четкое представление, что жадина – это необходимость и таким стоит быть. Парадокс, но дети тех родителей, которые не корили за такие негативные качества, а восхваляли положительные, не выросли корыстными и эгоистичными людьми….Есть прекрасное изречение, смысл которого в следующем: воспитывая и восхваляя в своем ребенке положительные стороны, плохие пропадают сами по себе, неспособные к конкуренции с хорошими.

  • Показывайте пример в любой подходящей ситуации

Просит ребенок яблочко: дайте два, сопровождая фразой: «Бери, мне не жалко! Хочешь три кусочка?», показывайте малышу выгоду, которую он получит, если поделится с кем-то (можно подружиться с новыми друзьями, у них есть интересные игрушки, которыми можно меняться и т.д.).

  • Покажите, что делиться – это временно

Малыши боятся, что любимая игрушка уйдет домой к мальчику, а он останется ни с чем. Объясните, что другой ребенок не намерен брать его машинку навсегда, он ее обязательно вернет Хороший прием есть, «таймер» называется. Так вот родители объясняли детям, которые не хотят в очередной раз что-то поделить, что пользование игрушкой (чтобы было честно) ограничено временем: 2 минуты Маше, 2 минуты Даше, потом меняемся. Говорят, что здорово работает, а родители, практикующие такой метод дома, рассказывали, что один из детей (если опять возникает конфликт) просит включить таймер, поскольку брат/сестра жадничает.

  • Уважайте выбор ребенка

  • Свое и чужое

Объясните ребенку, что есть личные вещи, которые нельзя использовать никому, кроме хозяина (косметика мамы, очки папы, зубная щетка сестры, кроватка малыша), есть общие вещи, которые принадлежат всем членам семьи (стул, стол, диван), есть чужие вещи, которые можно брать только с разрешения (игрушка друга, книга брата и т.д.). Таким образом вы обрисовываете ребенку границы дозволенного и понятие «свое» и «чужое». Возможно, посягая на чужие игрушки и не желая отдавать их, он просто не понимает, что они не его.

Хорошая практика, когда мама объясняет ребенку, что все игрушки, которые есть в доме, принадлежат ей, а малышу они начинают принадлежать только тогда, когда он сможет за ними полноценно ухаживать. Тогда конфликты в песочнице исчерпываются сами собой: мама решает сама, стоит ли делиться или нет.

Не провоцируйте ситуаций подобного рода. К примеру, отправляя карапуза побегать со сверстниками, положите ему в карман не одну конфету, а несколько, не печенье, а горсть (сами помните, как было здорово носиться с чем-то вкусным во дворе, казалось, готовы слопать все, чем угостят). Даже если вы дадите ребенку краюшку хлеба, предложите разделить ее пополам, что мы у малыша не оставалось чувство, что он отдает последнее, отрывает от сердца. Подталкивая маленького человека к щедрости, мы приучаем его быть таковым всегда.

✓ Прячьте любимые и дорогие сердцу вещи малыша перед посещением гостей с маленькими детьми. Робота не сломает дотошный двоюродный брат, если просто не увидит его: и волки сыты, и овцы целы, как говорится. Это можно применить и к предметам, которые вы планируете брать в песочницу. Не берите с собой то, чем ребенок не станет делиться с другими, в противном случае не избежать конфуза.

Играйте, играйте и еще раз играйте! Как можно весело провести время с малышом и научить ему чему-то, как не в игре! Придумайте свою собственную или покажите на примере, как можно разделить печенье, яблоко, чтобы всем досталось. Расскажите, что можно любить бабушку вместе, одновременно, если каждый из братьев сядет к ней на колено и обнимет.

Итоги

Детская психология – непаханое огромное поле, в котором можно либо пропасть и завязнуть в траве, либо протоптать дорожку, искореняя сорняки и взращивая первоцветы. И в который раз все специалисты говорят, что любовь, терпение, собственный пример и готовность предоставить малышу нужное количество времени творят великие вещи.

Впрочем, никто не отменял лепту родителей в этом вопросе, оставляя все на авось, мол, дети сами разберутся, перерастет и т.д., не показывая на примере и не объясняя наглядным образом элементарные вещи, не стоит ждать, что какие-то хорошие качества появятся просто так, ниоткуда. Да, никто не твердил, что быть родителями просто!

Ну и если малыш уже собирается в первый класс, а налицо патологическая жадность, то не отказывайтесь от помощи психолога. Такие ситуации поддаются коррекции, впрочем, вы всегда сможете спросить совета, как вести себя в той или иной ситуации, искоренить причину такого поведения и сделать работу над ошибками.

Жадность – это естественная защита собственных «ценностей», борьба за право обладать чем-то. Невозможно научить делиться, если лишить ребенка права выбора – делиться или нет. Малыш наблюдает за родителями, у которых вещи поделены – есть мамины, есть папины, следовательно, есть и его собственные.

Кадр из мультфильма «Ледниковый период 3: Эра динозавров» | 20th Century Fox

Жадность. Возрастные этапы

1-2 года. Понятие «жадности» в этом возрасте отсутствует как таковое, именно в 1-2 года у ребенка формируется умение говорить «нет». Люди, которым не дали научиться говорить «нет», очень страдают, став взрослыми. Их мамы очень боялись, что дети вырастут жадными, а они выросли безотказными.

2 года. К двум годам малыш уже осознанно произносит слово «мое» – вещи являются продолжением его личности. Малышу важно знать, что он сам, а также его вещи неприкосновенны без его согласия. Сейчас он формирует представление о себе самом и начинает устанавливать границы, разделяющие «свое» и «чужое».

3 года. К трем годам малыш приобретает способность говорить «нет». Неумение говорить «нет» ведет к потаканию капризам окружающих людей в ущерб себе. Также важно и научить ребенка четко отслеживать грани: где именно естественная реакция на действия окружающих переходит в жадность.

4 года. Начинается новый этап социализации. На передний план выходит общение. Игрушки и личные вещи становятся инструментами, обеспечивающими это общение. К малышу приходит осознание, что делиться – это располагать к себе людей.

5-7 лет. Когда у Ксюши родилась сестренка, ей было 6 лет. Когда сестренка подросла, Ксюша стала яростно защищать свое «богатство» – могла вырвать из рук сестрички куклу и даже ударить. Конечно, такое поведение очень огорчало маму, которая внушала Ксюше, что жадничать – плохо.

В возрасте 5-7 лет жадность – это внутренняя дисгармония малыша, свидетельствующая о внутренних проблемах.

Основные причины жадности у детей: почему ребенок - жадина?

Чтобы «вылечить» жадность после пяти лет, нужно понять, откуда она появилась. Специалисты выделяют несколько основных причин:

– ребенку не хватает родительской любви, внимания, тепла. Чаще всего маленький жадина растет в семьях, где проявлением любви является очередной подарок от слишком занятых родителей. Тогда малыш воспринимает эти вещи как особо ценные, и в этом случае жадность становится естественным следствием ситуации;

– ревность к братьям и сестрам. Если брату (сестре) достается больше внимания и родительской ласки, то ребенок автоматически выражает свою обиду проявлениями жадности и агрессии по отношению к нему. В данном случае не надо настаивать, чтобы старший ребенок во чтобы то ни стало поделился своими игрушками;

– избыток внимания и родительской любви. Часто дети, которым всегда и все можно, становятся настоящими тиранами для своей семьи, такие малыши считают, что они – центр вселенной, а все люди должны исполнять любые их прихоти. Здесь поможет обозначение границ, мера во всем;

– застенчивость, нерешительность. Единственные друзья скованного в общении малыша – это его игрушки. С ними ребенок чувствует себя в безопасности. Поэтому и делиться ими малыш, конечно, не хочет;

– излишняя бережливость. Это тот самый случай, когда ребенок настолько переживает за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что никому не позволяет в них играть.

Lori

«Моему Васе почти 2 года. Когда мы выходим на площадку, он расставляет свои игрушки в линеечку, а сам играет чужими. Если кто-то возьмет его машинку, то тут же отнимает, да и ударить может. Даже неудобно перед другими мамами, ведь Вася может обидеть их малышей. Боюсь, что он вырастет жадиной…» – рассказывает Елена.

Как «лечить» детскую жадность? Что делать родителям? Специалисты делятся своими рекомендациями.

Как общаться?

– Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки: разговаривайте, обсуждайте прошедший день, гуляйте, играйте. Хороший эмоциональный контакт с ребенком – лучшая профилактика жадности.

– Присмотритесь, какое положение занимает ребенок в семье. Не позволяйте ему становиться маленьким тираном.

– Читайте книги, вместе смотрите мультфильмы о жадности и щедрости (например, «Мы делили апельсин»).

– Учите щедрости в семье – именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает: помогайте тем, кто нуждается в помощи, кормите брошенных животных в приютах.

– Не стыдите ребенка при окружающих: «Все будут думать, что ты – жадина!» Так вы воспитаете неуверенного человека, который будет зависеть от мнения посторонних людей. Если ему внушить, что он жадный, то потом от этого порока не избавить.

– Рассказывайте малышу о радостях обмена игрушками: «Другому человеку приятно, он начинает лучше к тебе относиться». Если карапуз свои игрушки прячет за пазухой, а чужие берет с удовольствием, объясняйте, что такой «обмен» не является честным.

– Хвалите ребенка за доброту. Пусть он запомнит, что мама радуется, когда он с кем-то делится игрушками. Сто случаев жадности оставим без внимания и осуждения, а вот один случай щедрости превратим в событие.

Как вести себя на детской площадке?

3. Можно предложить «обиженному» ребенку другую игрушку вместо спорной, но обязательно спросив согласия маленького владельца.

4. Если мама «обиженного» ребенка смотрит на вас осуждающе, то у нее или еще совсем маленький малыш, или она придерживается стратегии «он должен делиться». В любом случае не вступайте в полемику.

5. Нельзя отнять у своего малыша игрушку и дать ее другому против воли своего ребенка – им это приравнивается к предательству. «Если сильная мама отнимает у меня, слабого, игрушку, то отчего же и мне, подражая маме, нельзя отнять игрушку у того, кто слабее меня?» – подумает ребенок.

6. Когда разгорается нешуточный спор за обладание игрушкой сразу несколькими детьми, взрослому человеку разумнее всего самому урегулировать конфликт, для этого достаточно будет организовать совместную игру малышей.

Помните, что жадность – нормальное явление для малышей. Наберитесь терпения. Подрастая, ребенок увидит и почувствует положительную отдачу от своей щедрости, а поддержка и одобрение мамы с папой еще больше укрепят в нем понимание, что он действует правильно. Если вы чувствуете, что не в состоянии справиться с жадностью, то, возможно, дело вовсе не в ней, а в проблеме, лежащей глубже. Не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.

Все дети разные и это вполне нормально. Кто-то бывает шумным и активным, кому-то свойственно желание побыть наедине с собой и насладиться чтением любимой сказки. Есть дети добрые и ласковые, как котята, а есть и такие, кто каждый день пытается доказать свою самостоятельность несмотря ни на что. Если один малыш не может уснуть без маминой ласки, то другой будет яростно сопротивляться родительским объятиям.

Любой человек уникален в своем характере и самоощущении. Любой родитель мечтает вырастить своего ребенка добрым, отзывчивым и чутким и теряется, когда сталкивается с негативными особенностями поведения своего чада.

Некоторым детям присуще такое качество, как жадность. Речь идет об отказе ребенка делиться важными для него вещами по разным причинам. Родители, наблюдая, как их милый малыш превращается в этакого скрягу, теряются и не знают, как себя вести. Но не стоит заранее паниковать. Детская психика отличается особой гибкостью, несмотря на свою ранимость, и обычно без проблем поддается коррекции. Главное – не терять время и предпринять решительные действия.

Родители должны понимать, что игрушки и другие вещи крохи - это его личное пространство, границы которого он пытается отстоять, отказываясь делиться ими. Во-первых, дети в возрасте до 4 лет эгоцентричны, у них есть четкое понимание «мое», во-вторых, психика ребенка не понимает, что его вещь или игрушка берется другим «на время», он уверен, что теряет любимый предмет навсегда.

Потому взрослым, прежде чем убеждать ребенка, что «надо делиться», надо постараться понять логику детей. В его маленьком мире, когда он отдает игрушку, он уверен, что вещь больше не будет принадлежать ему. Это как, если придет Вася из соседнего дома, сядет в ваш автомобиль и уедет со словами «я покатаюсь и отдам». Успокойте себя тем же самым «надо делиться»… Так что позволить ребенку отстаивать свои границы, отказываясь одалживать свои вещи не так уж и плохо. Другой момент, когда детская жадность начинает принимать патологические формы, тут, конечно, надо принимать меры.

Причины детской жадности

В воспитании ребенка особую роль играет индивидуальный подход. В случаях, когда родители ищут способы для борьбы с жадностью у ребенка, стоит постараться наладить контакт с малышом и найти причины его поведения.

Чаще нежелание детей делиться со сверстниками возникает из-за следующих факторов:

Вышеперечисленные причины можно устранить без особых сложностей, но в большинстве случаев вина за появление у ребенка жадности лежит все-таки на родителях. Они своими действиями провоцируют его на подобную модель поведения, а потом с недоумением выслушивают претензии в адрес своего чада и судорожно ищут способы решения этой проблемы.

В редких случаях можно определить только один фактор, влияющий на проявление жадности у ребенка. В основном, на подобное поведение его толкает совокупность ряда причин.

Классификация жадности

Детская жадность весьма различна в своем проявлении и у каждого ребенка выражается индивидуально. Специалисты выделяют следующие разновидности нежелания детей делиться с другими личными вещами:

  • Собственник . Есть определенная категория детей, которые по своей натуре не могут осознать понятие «общее». Для них существует только «свое» и «чужое». Бороться с таким видением действительности весьма сложно, но успех становится более реальным, если обратиться за помощью к психологу.
  • Забияка . Такой тип жадности выражается в жестком отказе делиться своими вещами, но при этом присутствует четкое желание завладеть чужими игрушками. Если ребенок не получает желаемого, то вполне может устроить потасовку.
  • Страдалец . Это дети, сильно сомневающиеся в родительской любви или живущие в неблагоприятных условиях. Им кажется, что мама и папа думают только о себе, в частности, если им отказывают в покупке понравившейся вещи. В результате такие дети имеют все шансы вырасти в скупердяев.
  • Агрессор . Гиперопека и потакание капризам также могут оказаться весьма щедрыми на различные «сюрпризы». Родители, которые слишком нянчатся со своими детьми в итоге рискуют вырастить из них законченных эгоистов. А эгоизм всегда идет рука об руку с жадностью.
  • Одиночка . Есть дети, которые отличаются излишней бережливостью. Они очень дорожат своим «имуществом» и стараются оградить его от возможных «вредителей».

Что делать, если ребенок – жадина?

Большинство родителей пытаются донести до своего ребенка мысль о том, что жадность – это плохо, с помощью чтения нотаций и порой даже криков. Но такая стратегия не то, что не решит проблему, она ее только усугубит. При коррекции детского поведения стоит быть весьма терпеливым и мудрым и не совершать необдуманных действий.

Если вы хотите отучить своего чадо от жадности, то вам помогут следующие советы психолога:

  • Не упустите время . Не думайте, что у вас впереди целая куча времени и избавиться от жадности у своего ребенка вы сможете в любой момент. Не отмахивайтесь от проблемы, ведь если верить психологам, то после 9 лет коррекция заметно снижает свою эффективность и вам придется потратить намного больше времени и сил.
  • Семейный совет . Не стоит рассчитывать только на себя. Обратитесь за поддержкой и советом к родным и близким. Обсудите возможные причины проблемы и попросите их поделиться своим мнением. Вполне возможно, что вы просто упустили из виду что-то важное и своевременный совет старших родственников сможет стать ощутимым подспорьем в борьбе с жадностью малыша.
  • Беседы с ребенком . Современные производители предлагают широкий выбор игрушек и гаджетов, рассчитанных на детей разных возрастов. В компании сверстников дети часто хвастаются друг перед другом игрушками, нередко от «крутости» вещей зависит и статус внутри группы. Если родители не могут позволить себе покупать ребенку самые брендовые вещи и игрушки, то он начинает капризничать и устраивать истерики. Стоит проводить профилактические беседы, нацеленные на то, чтобы объяснить ребенку, что у каждой семьи свои финансовые возможности. А затем плавно перевести разговор на то, что зависть и жадность – плохие чувства, от которых нужно избавляться.
  • Учите своим примером . Помните, что для своего ребенка вы являетесь образцом и идеалом. Как говорится «мать в глазах ребенка — бог». Поэтому показывайте своими поступками, что нужно быть щедрым и уметь сопереживать тем, кто оказался в беде. Соберите ненужные детские вещи и игрушки и вместе с ребенком отвезите их в детский дом или купите что-то вкусненькое и поделите на всех, говоря, что жадничать не стоит.
  • Избегайте сравнений с другими детьми . Одной из грубейших ошибок со стороны родителей является их порыв сравнить своего маленького жадину с чужим ребенком, который всегда делится с друзьями. Если вы позволите себе подобное, то будьте готовы к смертельной обиде со стороны своего малыша. Он воспримет ваши слова в штыки, а в других детях будет видеть исключительно врагов.
  • Поощряйте за успехи . Помните, что ребенка следует хвалить за хорошее поведение. К сожалению, многие родители забывают об этом, зато наказания у них всегда отличаются оперативностью. Если вы не будете говорить ребенку, что гордитесь его хорошим поведением, то он решит, что вам все равно и перестанет стараться в дальнейшем.