Организация работы с родителями в детском саду. Из опыта работы с родителями детского сада Основные направления в работе
В консультации для педагогов - Как работать с родителями, говорится о том, что объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для её решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами. На каждом из этапов можно отметить определённое соотношение и движение внутренних и внешних целей.В консультации для педагогов - Как работать с родителями, говорится о том, что объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для её решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами. На каждом из этапов можно отметить определённое соотношение и движение внутренних и внешних целей.
150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ
глазунова светлана
Организация работы с родителями в детском саду
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители , не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится : «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место , где только присматривают за детьми, пока родители на работе . И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине .
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям , что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном детском саду ».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей , установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи » . Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем . Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий , который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях : посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках , участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей» ; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели : инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей .
Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения .
Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей : активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же» .
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изо деятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства , делает родителей действительно равно-ответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так :
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями .
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями .
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи :
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей .
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями : общие и групповые родительские собрания ; консультации; занятия с участием родителей ; выставки детских работ , изготовленных вместе с родителями ; Дни общения; Дни добрых дел; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы ; тренинги; родительские гостиные ; почта Доверия; семейный вернисаж.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей , что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями , первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад . Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» , объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе) . Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям , сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд , где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям , которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе . Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей , когда им вручали грамоты или благодарности.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Совместные мероприятия сблизили меня и родителей , родителей и детей , подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
На собрание были приглашены специалисты : учителя школы, логопед, педагог-психолог. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую , рубрики : «Чем и как занять ребенка дома» , «Спрашивали – отвечаем» , «Говорят дети» , «Носики – курносики» , «Вырастай-ка» , «» Благодарим», «Это интересно» , «Поиграем» , «От всей души» , «Обратите внимание» , в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду , конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации . Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены : праздники «День Матери» , «А ну-ка бабушки» , «День рождения» , «Лучшая семья моя» , развлечения «Семейные посиделки» , «День смеха» , «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком, спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни» , «День Взросления» , вернисаж «В мире чувств и эмоций» , «Наши дочки и сыночки» , совместные проекты «Моя родословная» , - выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею» , «Отдыхаем всей семьей» , празднование дней рождения (ежемесячно, выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка» , «Вот так наряд» , совместные походы «В мир прекрасного» , экскурсии «Мы – друзья природы» , «Защитим свою природу» .
Праздник в детском саду – это радость , веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Теперь у нас в группе традиция, ежегодно отмечать семейные праздники «Вместе весело шагать» , «Мы счастливая семья» , «Праздник дедушек и бабушек» .
Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.
С большим нетерпением дети ждут этот праздник : для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые.
Родители готовят рассказ о ребенке, приносят фотографии, стараются показать что – то интересное из жизни всей семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей группы, украшаем шкафчики, кровати, стулья именинников.
Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.
В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей . Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей : много игрушек, «больница» , «парикмахерская» , «магазин» . В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем . На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями . Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
В зависимости от плана работы , сообща составляли график помощи родителей , обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.
Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.
Итог – уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда , когда она правильно организована .
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей . Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями . Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная , не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы , использовании различных форм и методов общения с родителями , повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей ; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Целью данной работы является:
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям
Основные задачи:
Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.
Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги - родители, родители - родители.
Формирование здорового образа жизни в семьях.
Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
Совершенствование форм взаимодействия школа - семья.
Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).
3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи - это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные | Нетрадиционные |
● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому | ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги |
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивации учения;
- моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания - проводятся два раза в год. Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания - проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. р азговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей - друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель - сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Педагогам и родителям на заметку
Если:
- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
План работы с родителями.
Сроки | Мероприятие |
|
Август (последняя неделя) | Родительское собрание «Готовность детей к школе, обеспеченность учебниками. Задачи по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году. Выборы родительского комитета. Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж)»; Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года. |
|
Сентябрь (в течение месяца) | Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей). Беседы об участии детей во внеурочной деятельности и посещении кружков и секций. |
|
Октябрь (конец месяца) | Открытое родительское собрание совместно с учащимися, учителями и администрацией школы «Предварительные итоги 1 четверти: успеваемость, посещаемость, поведение. Первые радости и первые неудачи. Характеристика класса как коллектива. Организация питания и подвоза, дополнительного образования детей. Родительский всеобуч - ознакомление с нормативно-правовой базой школы (Устав, локальные акты, образовательные программы и т.д.)». Беседы с администрацией и учителями-предметниками. |
|
Ноябрь | Беседа (телефонный разговор) «Учим ребенка жизненным приоритетам». |
|
Декабрь (последняя неделя) | Родительское собрание совместно с учащимися « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». (О Новогодних мероприятиях и безопасности во время их проведения. Обеспечение детей новогодними подарками. О занятости детей во внеурочное время.) |
|
Январь | Смотр - конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника. «Благоприятные условия развития детей. Воспитание нравственности». |
|
Февраль | Родительское собрание «Развитие творческих способностей ребёнка - залог успешной адаптации к жизни в обществе». (О подготовке к фестивалю детского творчества, роль и участие семьи. Текущие результаты успеваемости, посещаемость и поведение детей). |
|
Март | Беседа (дистанционная связь) «Как наказывать ребенка. Кнут или пряник?». Заседание родительского комитета «О роли родителей в повышении качества образовательного процесса». |
|
Апрель (в течение месяца) | Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей). |
|
Май (последняя неделя) | Родительское собрание «Подведение итогов за прошедший год. Педагогические рекомендации на каникулы». Инструктажи безопасности. Заседание родительского комитета «Подведение итогов работы за учебный год». |
|
В течение лета | Поддержание регулярной связи с родителями (о летнем отдыхе и занятости детей в каникулярный период, прохождении детьми летней практики на пришкольном участке). |
|
В течение года | Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребёнка в школе и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей). День открытых дверей для родителей. Анкетирование и соцопросы родителей. Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях (День знаний, День учителя, День Матери, вечер встречи с выпускниками, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок). Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии. Совместное участие в творческих конкурсах, проектах. |
Основные направления
совместной воспитательной работы с родителями.
Как работать с родителями учеников. Несколько рецептов и практических советовРодители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они – важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. Воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников.
Мы, учителя работаем много. Мы делаем в школе столько всего, что порой забываем об одной очень важной сфере нашей деятельности – работе с родителями. Как сделать родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками? Как мне представляется, это является первым и главным рецептом в работе с родителями учеников. Итак, повторюсь…
Рецепт первый:
Сделайте родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками.
Родители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они – очень нужные и важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. При этом ни в коем случае не следует бесконечно просить с родителей учеников денег на разные нужды. Гораздо лучше организовать их помощь нам в каких-то конкретных школьных и внеклассных делах. Организовываете мероприятие, вечер, олимпиаду – обращайтесь за помощью к родителям учащихся. Распишите максимально подробно, кто за что отвечает. Наверняка, среди родителей ваших учеников найдётся инициативная группа, которая не откажет вам в помощи, и станет вашей группой поддержки.
Очень поможет в вашей учительской работе постоянная телефонная связь с родителями ваших учащихся. Заведите привычку в экстренных или каких-то важных ситуациях, в трудных случаях обзванивать родителей учащихся по вечерам. Несколько ваших учеников прогуливают уроки? Сразу же за этим должна следовать немедленная реакция учителя – вечерние звонки домой прогульщикам. Плохие результаты важного теста, слабая успеваемость – звоните родителям. Не оставайтесь с проблемами один на один, тем более это – не совсем ваши проблемы, а вернее сказать, совсем не ваши проблемы. Их решению во многом поможет постоянная телефонная связь с родителями учащихся. Во-первых, родители наших учеников иногда просто не в курсе всех учебных дел своих детей. Так давайте постоянно вводить их в курс дела. Дети многое от них скрывают, а ходить постоянно в школу большинству родителей некогда. Во-вторых, в конце концов, это – не ваши родные дети. Почему вы все тяготы обучения и воспитания должны брать на себя?! Ведь наши ученики, к счастью, не сироты. Так что максимально привлекаем родителей к делу воспитания подрастающего поколения. И поймите, это – не телефонные вечерние жалобы, а поиск помощников и соратников в вашем нелёгком деле. Да и потом, кому как не родителям следовало бы заниматься своими детьми и быть в курсе всех их дел? Так давайте их к этому мягко и умно привлекать, используя современные средства связи. Да и, наконец, это – ваша обязанность, держать родителей в курсе дел их детей. Уверяю вас, постоянные вечерние обзванивания родителей проблемных детей во многом решат проблемы с ними. По крайней мере, мы, учителя, должны хотя бы попытаться разделить ответственность за учащихся, повешенную на нас обществом и системой образования, с их родителями. Они ответственны за своих детей в большей степени, чем мы, педагоги.
Филологическая объяснялка.
Английское выражение: to row (sail) in the same boat with somebody.
Дословный перевод: плыть на одной лодке с кем-либо.
Русский эквивалент: действовать сообща, быть связанным общим делом с кем-то.
Помните, уважаемые коллеги, что с родителями учащихся надо плыть на одной лодке.
Рецепт второй:
Используйте родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями для их информирования не только об учебном процессе и текущей успеваемости их детей, но и о возрастной психологии, а также о проблемах воспитания подрастающего поколения.
Другими словами, не упускайте ни одного шанса провести умную, содержательную беседу с родителями своих учеников.
Мы же, как правило, на родительских собраниях ограничиваемся простым перечислением фамилий учеников с оглашением их текущих оценок. При этом мы сопровождаем всё это своими комментариями, резкими замечаниями и указаниями.
Рецепт третий:
Время от времени устраивайте для родителей учеников открытые уроки по своему предмету .
Я преподаю английский язык. Лично у меня именно после таких уроков, когда родители почувствовали всю сложность изучения иностранного языка, отношения с ними каким-то чудесным образом не просто улучшились, но и потеплели. Ведь, согласитесь, уважаемые коллеги, мы с вами большую часть времени работаем за закрытой дверью своего кабинета. Мало кто из родителей видит титанические усилия учителя по вкладыванию знаний в головы учеников. Мало кто из них представляет себе, что значит на одном уроке запомнить 5-7 новых слов, прочитать иностранный текст и ответить на вопросы, написать короткий диктант и выучить новую грамматическую структуру. Не надо нам, учителям, боятся всё это родителям учеников наглядно продемонстрировать. Когда они уйдут с нашего открытого урока, почти ничего там не поняв и ничего с этого урока не запомнив (я всегда их спрашиваю после урока повторить изученные там слова!), то, поверьте, их отношение изменится, хоть чуть-чуть.
Сделайте традицией, приглашать родителей на свой урок. Только не на любой, а тот, который считаете нужным и готовите особо. Для отчаянно смелых педагогов предлагаю провести урок преподаваемого вами предмета С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ. Их дети пусть же при этом сидят гостями на таком необычном уроке где-то в конце класса.
Рецепт четвёртый:
Распечатывайте некоторые материалы по педагогике, возрастной психологии и воспитанию детей и раздавайте их родителям учеников на собраниях.
Другими словами, воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников .
Мне кажется, с распечатыванием и копированием материалов сейчас проблем нет. Мне также кажется, мы не используем этот ресурс в должной мере для работы с родителями. Ну, представьте себе, уважаемые коллеги, кто из родителей ваших учеников, придя с работы домой, возьмётся читать книги по педагогике и воспитанию детей. Представили? А мы, учителя, можем раздавать им самые интересные материалы по этой тематике прямо на родительских собраниях. При чём, не стоить копировать и раздавать родителям скучные и слишком научные статьи о том, как правильно воспитывать детей. Надо раздавать яркие, запоминающиеся материалы, с образными сравнениями и многочисленными вопросами к читателям. Такие материалы, которые написаны живым ярким языком и заставляют о многом задуматься.
Разумеется, уважаемые коллеги, я не врач, чтобы прописывать вам рецепты. Я абсолютно уверена, что вы найдёте и другие СВОИ формы работы с родителями. Главное, что мы с вами должны научится использовать эту силу (силу родителей) в мирных целях и на пользу учебному процессу и детям.
Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба – продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться.
Так что, уважаемые коллеги, хватит жаловаться и сетовать на трудности учительской жизни. Вместо этого пойдёмте в класс. Пойдёмте сеять!
Успехов!!!
Всегда ваша соратница по работе с родителями и коллега по учительскому цеху, а также союзница во всех педагогических починах Бикеева Алина Сергеевна.
Светлана Федосеева
Статья «Как организовать работу с родителями»
Статья «Как » .
Светлана Федосеева.
Статья «Как организовать работу с родителями » .
ГБДОУ № 64 г. Санкт-Петербурга
Воспитатель : Федосеева Светлана Евгеньевна.
Известно : для того чтобы воспитательная работа была результативной , необходимо объединение усилий педагога и родителей , создание особой формы общения между ними.
Прежде всего нужен тщательный анализ собственной педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы взаимодействия с детьми – «свою педагогику» . Любая авторская методика – это «пиджак с чужого плеча» , который не может «прийтись по фигуре никому другому, кроме его автора, если не сделать соответствующую «подгонку» .
В ходе анализа деятельности у воспитателя возникают вопросы, на которые нужно найти ответы : какие задачи я ставлю перед собой? Какие методы считаю наиболее плодотворными? Что приемлемо для моих детей? Как я могу осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях?
В начале работы была поставлена задача – установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Было решено, что на первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребёнка, т. е. не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера – «переставить акценты» . Для этого следует внимательно наблюдать за поведением детей в игровой и учебной деятельности, работать индивидуально с каждым ребенком.
Сформируем цели первого этапа работы :
Установить контакт с каждым ребенком и его родителями ;
Сделать более разнообразными совместную деятельность и общение;
Стремиться жить жизнью ребенка.
Следующий этап – знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет профессионализм воспитателя : его умение убеждать родителей , вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Воспитатель заинтересован в гармоничных отношениях между родителями и детьми , поэтому должен прилагать максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребенка. Только так воспитатель получает возможность косвенно влиять на формирование благополучных условий жизни и воспитания детей в семье, что в дальнейшем непременно отразиться на установлении доверительных отношений между педагогом и родителем . Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях и в игре, о его коммуникативных навыках и т. п., важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить : воспитатель – партнер в воспитании и становлении личности. Поэтому так важно добиться активной воспитательной позиции родителей , вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Повторю : положительные результаты в воспитательной работе возможны лишь при условии доверительного общения педагога и с детьми, и с родителями , а для полноценного диалога необходимо определить запросы родителей , согласовать с ними режим работы , выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении. В этом мне помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по темам : «Особенности воспитания ребенка в семье» , «Оценка детей родителями » , «Что Вам мешает в общении с ребенком?» , «Каким Вы видите своего ребенка?» , «Как Ваш ребенок общается со сверстниками?» .
Для пополнения педагогических знаний родителей были проведены консультации : «Азбука настроений» , «Азбука общения» , «Особенности общения ребенка первых семи лет жизни с взрослыми и сверстниками».
Родительские собрания у нас , как правило, проходят нетрадиционно. Одно из них было организовано в форме КВН . Его сценарий разрабатывался с учетом особенностей детей и запросов родителей , а проведению предшествовала большая совместная работа с привлечением педагогического коллектива, детей и родителей .
Еще одна нетрадиционная форма работы – ведение «летописей»
В течение года на страницах альбомов описываются события из жизни детей, участниками которых могут быть и родители . Одна из таких летописей называется «День за днем» , в ней слова благодарности родителям за помощь в изготовлении пособий, за отремонтированную мебель и т. п. – за все, что они делают для того, чтобы помочь воспитателю в его нелегком труде. Страницы этой летописи с благодарностью читают те, кто неравнодушен к тому, как живется ребенку в детском саду. Остальных же они заставляют задуматься : чем я могу помочь дошкольному учреждению?
В летописи «Про нас для всех» собраны высказывания людей, которые помогают взрослым правильно оценить их поведение, лучше понять их и себя.
Летопись «Приглашаем в гости» начинается так : «Вы хотите знать все о сверстниках ребенка? Что они делают дома? В каие игры играют? Какие песни поют? Какие стихи читают? Какие телепередачи любят смотреть? Об этом Вы можете узнать не только на страницах нашей книги, но и побывав в гостях друг друга…»
Читая эту «летопись» , можно узнать о «секретах» воспитания в каждой семье, найти что-то интересное, присущее только этому дому, и даже получить рецепт семейного блюда.
Важное условие моей работы – быть внимательным и к родителям , и к детям. Руководствуясь известными изречениями Дейла Карнеги «Наша жизнь такова, какой её делают наши мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать, делать добро» , главные ценности мы находим в тесном общении с детьми и родителями .
Публикации по теме:
Как организовать посещение музея? «Как организовать посещение музея?» Известно, что Санкт-Петербург-город музеев, их более трёхсот - больших и маленьких, известных и не.
Консультация для родителей «Как правильно организовать сон ребёнка» «Как правильно организовать сон ребёнка» Правильная организация сна - одна из важнейших задач физического воспитания маленьких детей. Ложиться.
Как организовать детские зимние игры и забавы Известно, что для физического развития и укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе, и зима.
«Как организовать двигательную деятельность детей зимой на прогулке» Консультация для педагогов воспитателя Ефимовой Натальи Николаевны.