Очаровательная вышивка гладью: виды швов и основные моменты. Вышивание гладью для начинающих

Гладь - это вышивание плоскости! узора частично или полностью прямыми и косыми стежками.

Существует много техник выполнения глади.

Рис.45. Шов «елочка»: а, б-одинарная, в-ломаная; г - двухрядная; д, е-трехрядная

Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила

двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды -- прямой (рис. 46,а, б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов - от края к центру узора, в листьях - от края к середине, по направлению прожилок (рис. 46,в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 46,г).

Гладь вприкреп

применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис. 47,а). На рисунке 47,6 показано, как заполнить узор гладью вприкреп.

Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток-прикрепок (рис. 47,в).

Верхошов

Односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис.48,а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис. 48,6). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах - от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках - наклонно (рис. 48,в).

Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 48,г.

Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих странах, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера Владимирской области. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками - ирисом, мулине - в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет - красный, дополненный синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Сетки декоративные

дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 49,а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами (рис. 49,6).

Двусторонняя гладь с настилом .

Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.

Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».

Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки мулине или шелк.

Рис.50. Белая гладь: а - шнурочек; 6 - узелки; в--в - горошинки; ж - листики; з - цветочек; и, к - яистик в раскол

Белая гладь

состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь»,«стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».

«Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глада, слева направо (рис. 50,а).

«Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 50,6).

«Горошинки», или «пышечки». После прокладки контура (рис. 50,в) и настила (рис. 50,г, д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 50,е).

Рис.51. Варианты белой глади: а,6 - косая гладь; в - резаный листик; г - подкладной шов; д - фестоны; е - сетка ажурная

«Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 50,ж).

«Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 50, з).

«Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине (рис. 50,и). Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину (рис. 50,к).

«Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров (рис. 51,а, б).

«Резаный листик» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом - «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом (рис. 51,в).

Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку (рис. 51,г). Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.

Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми (рис. 51,д).

Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев (рис. 51,е). Сетки могут быть глухими и прорезными.

Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.

Гладь прорезная

Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной; величины и формы: «дырочка» (а), «калачик» (б), «листик», «сцепнушка» (в-д), которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.

Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один~два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1 - 2 мм.

При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами (рис. 52,а).

При вышивании «калачика» (рис. 52,6) контуры обшивают стежками в 2-3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.

«Листик», или «челнок» (рис. 52,в-д) обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые - скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.

В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая

Состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно - или двусторонней глади с разными промежутками между ними (рис. 53,а-г). Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.

Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.

Легкими декоративными швами вышивают панно (рис. 53,д), коврики, диванные подушки , сумки, украшают одежду.

Вышивка гладью. Инструменты, приспособления

и техника вышивания.

Вышивка гладью - это один из наиболее популярных видов рукоделия. С помощью этой вышивки можно получить красивые узоры, которыми женщины любят украшать свою одежду и отдельные ее детали, бытовые предметы и столовое белье, детские вещи и даже такие мелочи, как, например, носовые платочки.

В данной статье мы рассмотрим какие основные инструменты применяют при вышивке гладью и какие приспособления для этого необходимы.

Инструменты и приспособления

Инструменты и приспособления, которые часто применяются рукодельницами при вышивке гладью приведены на рисунке 1.

Нитки для вышивки гладью выбираются в зависимости от толщины материала. По толстым шерстяным, льняным тканям, драпу можно вышивать толстыми нитками, ирисом, шерстью. Для вышивания же по более тонкой ткани лучше всего подойдет шелковая и хлопчатобумажная пряжа. Мы советуем использовать нитки "мулине”, так как:

  1. Сегодня нитки мулине можно приобрести в любом магазине для рукодельниц;
  2. Они представлены в широкой цветовой гамме;
  3. Из ниток мулине можно получить нить любой толщины (от очень тонкой до достаточно толстой).

В процессе вышивки гладью вам также понадобятся катушечные нитки . Такие нитки не годятся для самой вышивки, так как они сильно скручены. Поэтому вышитые ими узоры получатся кривыми. И, кроме того, катушечные нитки будут скручиваться в ходе работы. Но они пригодятся для подготовительных работ, например, наметки.

Иглы — основной инструмент, используемый привышивке. Они по длине и толщине подбираются в зависимости от толщины ткани, на которой вышивают, и толщины ниток.

Советуем использовать при вышивке короткие иглы с большим ушком. Нить через такое ушко проходит легче (если все же вам трудно вдеть нить в иголку, то можно воспользоваться специальным нитковдевателем). Игла должна быть немного толще пряжи для вышивки. Так, для вышивки легких шелковых и хлопчатобумажных тканей рекомендуем использовать маленькие острые иглы №1-3, для тканей средней толщины (тонких шерстяных, хлопчатобумажных) — №4-8, по толстым тканям (сукну, драпу) — вышивают иглами №9-12.

Наперсток при вышивке помогает протолкнуть нить через ткань и предохраняет палец от уколов. Обычно его одевают на средний палец левой руки. Поначалу, возможно, вы будете испытывать чувство неудобства, ощущая на пальце посторонний предмет, но сможете быстро к нему привыкнуть. Главное, чтобы он был подобран точно по размеру пальца.

Линейка или сантиметровая лента — применяется при различных измерительных работах.

Ножницы . Желательно иметь большие (для разрезания тканей) и маленькие ножницы (для обрезания конца рабочей нити и других мелких работ).

Пяльцы используются для натяжения ткани (по натянутой ткани легче работать, да и вышивка получается аккуратнее и красивее). В продаже есть пяльцы деревянные, металлические и пластмассовые. Если у вас еще нет достаточных навыков в вышивании, для начала приобретите деревянные пяльца диаметром 15-20 см.

Пяльцы состоят из двух частей и довольно просты в пользовании: на меньшее кольцо кладут ткань с нанесенным на нее узором, на ткань накладывают большее кольцо и зажимают ее между кольцами. При этом нужно следить, чтобы ткань была ровно натянута и узор не оказался перекошенным.

Ткани . Для вышивания гладью подходят самые разнообразные ткани — хлопчатобумажные, льняные, нелковые, шерстяные, смешанные. Выбор ткани зависит от назначения вышитого изделия. Если это будет салфетка, скатерть или дорожка — лучше использовать лен (чистый или с добавками), суровое полотно; если панно или коврик — мешковину, сукно, бортовку, рогожку; если блузка или платье — тонкие хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Уголок рукоделия — это может быть шкатулка, корзинка, коробка или мешочек, куда складываются все принадлежности и само изделие. Вышивание требует особой аккуратности; аккуратно вести работу и помогает уголок. Необходим он и по соображениям безопасности (чтобы вы не разбрасывали где попало иголки и ножницы).

Зарисовка узоров и нанесение рисунка на ткань

Если вы подобрали узор для вышивки в книге или журнале, то его легко переснять с помощью прозрачной бумаги (кальки) или с помощью копирки.

Если вы используете кальку , то просто положите ее поверх рисунка и карандашом обведите контур. Если же у вас нет кальки, а только плотная непрозрачная бумага — здесь вам поможет копирка . Возьмите чистый лист бумаги, положите на него копирку (окрашенной стороной), а сверху — выбранный вами рисунок. Закрепите конструкцию булавками или кнопками (рис. 2 ). Теперь твердым карандашом обведите контур рисунка. Эту работу нужно производить аккуратно, не допуская сдвигов листов бумаги и копирки, т. к. в противном случае может исказиться рисунок. По этой же причине не прерывайте процесс переснятия рисунка.

Если же вам понравилась готовая вышивка и вы хотите выполнить такую же, то можно переснять рисунок и с ткани. Положите прозрачную бумагу (кальку ) на вышивку, аккуратно закрепите ее по краям кнопками, скрепками или булавками и затем обведите контуры рисунка мягким карандашом или фломастером.

Самый простой способ переноса рисунка на ткань — с помощью копировальной бумаги.

На хорошо отглаженную ткань положите копирку (окрашенной стороной к ткани), а поверх копирки — бумагу с рисунком вышивки. Цвет копирки должен резко отличаться от цвета ткани. Бумагу желательно приколоть к ткани кнопками или булавками, чтобы избежать смещения рисунка. Твердым, остро отточенным карандашом обведите контур узора. Чтобы избежать ненужных отпечатков копировальной бумаги на ткани, к рисунку лучше не прикасаться рукой. Такой способ переноса рисунка подходит для гладких тканей средней плотности.

Если же ткань темная , блестящая, или плотная ворсистая (как, например, бархат), то рисунок переводят с помощью наметки. Кальку с рисунком вышивки накладывают на ткань, закрепляют по краям скрепками или булавками и прошивают по контуру рисунка вручную швом " вперед иголку ” или прострачивают на машине широким стежком. Затем бумагу срезают, выполняют вышивку, а после этого выдергивают нитки наметки.

Подготовка к вышиванию

Перед тем, как приступить к вышиванию , необходимо выровнять края ткани. Для этого выдерните крайнюю нить и по ее следу срежьте излишек ткани. Повторите эту операцию со всех остальных сторон. После этого ткань необходимо намочить и проутюжить . Если этого не сделать, то после стирки изделия с уже готовой вышивкой вы можете обнаружить, что оно потеряло первоначальную форму (это связано с тем, что многие ткани, особенно льняные, дают усадку).

Также необходимо знать о том, что в вышивке не принято делать узелков и оставлять на изнаночной стороне концы нитей. Поэтому в самом начале работы конец нити нужно закрепить. Это можно делать несколькими способами .

Например , на изнаночной стороне работы делают 1-й стежок так, чтобы остался небольшой отрезок конца нити, затем делают еще один поперечный стежок (рис. 3а ). Затем конец нити отгибают указательным пальцем левой руки сверху второго стежка и протягивают иглу на лицевую сторону работы так, чтобы рабочая нить затянула конец (рис. 3б ).

Если вышивают в две нити , то сложенную вдвое нитку пропускают в ушко иглы, прихватывают на иголку 2-3 нити ткани, протягивают рабочую нить, и в петлю, которая образуется на месте складывания нити вдвое, продевают иглу с рабочей ниткой (рис. 4а ) и затягивают ее (рис.4б ).

Заканчивая работу , нитку закрепляют под вышивкой с изнаночной стороны, например, протягивая ее между стежками вышивки (рис. 5а ), а концы обрезают ножницами. Если же нить закончилась, а узор еще не завершен, то нить можно закрепить с лицевой стороны изделия легкими стежками в том месте, которое закроется вышивкой (рис. 5б ).

Основы техники вышивания гладью.

Шов "вперед иголку”

Состоит из последовательных стежков по линии контура, который может быть произвольной формы — прямым или криволинейным. Шов выполняется справа налево, игла направлена всегда вперед (рис. 6 ). Стежки должны быть одинаковыми по величине, так же, как и промежутки между ними. Длина стежков может быть больше, чем размер промежутков, меньше или равной им.

Шов применяется для сметки деталей , обрисовки контуров, для вышивки отдельных линий. В вышивке его лучше выполнять толстыми нитками, т. к. иначе он может "потеряться”.

Шов "вперед иголку” можно разнообразить. Так, если под стежками шва пропустить нить (того же или другого цвета), как показано на рис. 7а , б , в , то получится так называемая "волна”. Если другую нить протягивать все время в одном направлении, то получится "шнурочек” (рис. 8 ).

Шов "вперед иголку” применяется также для настила других швов (рельефной или высокой глади).

Шов "назад иголку”

Этот шов удобнее всего выполнять сверху вниз или справа налево. Стежки шва прокладываются движением иглы назад: иголка с ниткой все время входит в ткань назад от прокола — начала стежка, а выходит впереди (рис. 9 ).

По изнаночной стороне получается шов , который называют стебельчатым.

Петельный шов

Выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз.

Вначале можно наметить две параллельные линии, которые ограничивают шов по высоте. Но для толстых тканей с хорошо выраженным переплетением нитей в этом нет необходимости.

Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва , затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затягивают рабочую нить до образования петли (рис. 11а ). На рис. 11б стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Но они могут быть расположены и очень плотно (рис. 12а ), это даже необходимо, если петельный шов используется для обшивки края изделия. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнять его по предварительно проложенному настилу (рис. 12б ). Кроме того, стежки шва могут быть различной длины (рис. 12в ) и лежать в различных направлениях.

Кроме того, петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы —например, листики, цветочки (рис. 12г ).

Шов "узкий гладьевой валик”

Шов выполняется в 2 приема : сначала швом "вперед иголку” справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины (рис. 13 ).

Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.

Плоская гладь

Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.

Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. 14а ). Гладь может быть прямой (рис. 14а ) или косой (рис. 14б ).

В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях — от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов — от края к центру (см. рис. 15 ).

Гладь вприкреп

Используется для заполнения больших площадей узора . Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.

Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. 16а ), а короткий прикрепляющий стежок — в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. 16б ).

Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

Гладь с настилом

Выполняется по предварительно проложенному настилу , чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (рис. 17а ).

Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом "вперед иголку”, затем прокладывают настил (рис. 17а ) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. 17б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. 17в ). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.

В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. 18 .

Владимирский шов ("верхошов”)

Шьется большими стежками , идущими от края к центру контура и обратно.

Последовательность исполнения шва : закрепите нить на лицевой стороне, в нижней части обшиваемого контура. Затем сделайте небольшой стежок вверху контура (рис. 19а ) и затяните нить до образования гладьевого стежка. Аналогичным образом сделайте маленький стежок внизу контура рисунка (рис. 19б ) и т.д.

Таким образом , стежки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга по лицевой стороне. А по изнаночной стороне образуется ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки располагают по форме узора: в цветках — от края к центру, в листьях — с наклоном от края к середине и т. д.

Шов "узелки”

Выводят нить на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 навива нити на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом (рис. 20а ). При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок (рис. 20б ).

Шов декоративный, им выполняют тычинки цветов, серединки цветов и другие элементы.

Шов "цепочка”

Это глухой односторонний шов , он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка.

шва показана на рис. 21 .

Итак , выводят нить на лицевую сторону в точке 1 и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок (рис. 21а ) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично (рис. 21б), таким образом образуется шов "цепочка” (рис. 21в ). Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.

Шов "петля вприкреп”

Шов состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору.

Чтобы выполнить петлю , нитку закрепляют на изнаночной стороне, выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 делают стежок, равный длине петли (рис. 22а ). Полученную петлю закрепляют небольшим стежком в точке 4 (рис. 22б ).

На рис. 23 показана последовательность выполнения цветка швом "петля вприкреп” .

Теневая гладь

Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называетый теневой эффект .

Последовательность выполнения теневой глади .

Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводям изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.

Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка — то в направлении центра цветка, если листик — в направлении центральной жилки и т. д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков .

На рис. 24-25 показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части (рис. 24 ). Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки (рис. 25а ).

Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета (рис. 25б ). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. 25в . Переход цветов в лепестке — от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).

На рис. 26 показана последовательность выполнения листика , имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).

Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз (рис. 26а ). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (рис. 26б ), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) (рис. 26в ).

Прорезная гладь

Прорезная гладь — это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом.

Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами.

Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток.

На рис. 27 показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. 27а), затем в его центре ножницами делают разрез крест накрест (рис. 27б ). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (рис. 27в ). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.

Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади . В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (рис. 28а ) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (рис. 28в ).

Удлиненные дырочки выполняют аналогично (рис. 29а, б, в ).

Примеры узоров

Здесь вы найдете разнообразные узоры вышивания , которые без труда можно выполнить. Для всех узоров даны рекомендации по набору цветов нитей и примерам вышивания.

1. Узоры для обработки края.

2. Оформление уголков.

3. Любителям прорезной глади.

4. Растительные мотивы.

5. Ветка смородины.

6. Узоры с вишнями.

7. Композиция с розами.

Узоры для обработки края

Техника вышивки: гладь с настилом (для обшивки края), плоская гладь (листики и кружочки в узоре 3 ), прорезная гладь (круглые и удлиненные отверстия в узорах 1 и 2 ), стебельчатый шов и "узелки” (узор 3 ).

Оформление уголков

Узоры 5-8 — это варианты оформления уголков изделий (например, носовых платочков, салфеток, карманов).

Вышивка гладью является очень трудоемкой и технически сложной техникой, требующей особых навыков. При работе требуется выдержка и сосредоточенность. Для создания красивого рисунка требуется хорошее чувство цвета и максимум усидчивости. Зато в результате Вы получите картину, похожую на живописное полотно.

В технике вышивки гладью не существует жестких правил, как нет и готовых схем и инструкций, потому начинать нужно с простых работ, осваивая все виды швов на цветочных композициях, как советуют опытные мастерицы.

Самым сложным видом вышивки гладью считается китайская техника вышивки шелком по прозрачному шелку. Работы китайских мастериц, необычайно реалистичные, скрупулезно выполненные, поражают воображение, создавая иллюзию присутствия. А двухсторонние полотна прозрачного шелка, с разными сюжетами на каждой из сторон, являются самыми дорогими предметами наследования. И это не случайно, ведь Китай является как родиной этой техники вышивки, так и родиной шелка, секреты производства которого долго скрывал от мира. Также остается непревзойденной усидчивость азиатских мастеров и мастериц.

Приобщиться к вышивке гладью – одной из самых изысканных техник рукоделия проще, чем кажется на первый взгляд. Но те, кто занимается ею всерьез, предупреждают: стоит только начать…

С чего начать?

Как обычно, с подготовки. Прежде всего следует найти материалы и инструменты.

  • Выбор иголки зависит и от типа ткани, и от ниток. Чем тоньше ткань, тем плотнее друг к другу будут расположены стежки и тем аккуратнее получится работа.
  • Нитки – могут быть разными (особенно если речь идет о декоре одежды или предметов интерьера), но новичкам для тренировки лучше взять стандартные мулине.
  • Вышивать гладью можно как на раме, так и на пяльцах. Многим удобнее кажется второй вариант, так как позволяет в нужный момент быстро ослаблять или наоборот усиливать натяжение материала.
  • Ткань должна подходить к нитям. Для мулине идеальный вариант – хлопок. Если работаете с шелковыми нитками, присмотритесь к тонкому батисту.
  • И, разумеется, вам пригодятся маленькие удобные ножницы.

Не стоит пренебрегать и подготовкой рабочего места, ведь от удобства Вашего положения при работе зависит, насколько долго Вы сможете отдаваться творчеству, не утомляясь. А хорошее освещение позволит сохранить зрение и повысить качество работы. Также может понадобиться и лупа для вышивания.

  • основа с нанесённым изображением;
  • нитки DMC, разобранные на органайзере;
  • вышивальная иголка;
  • обучающий DVD-диск;
  • жёсткая пластиковая упаковка с еврослотом.

Эта изящная техника напоминает живопись - стежок за стежком, как штрихи карандашом или мазки кистью создают настоящие шедевры.

Эта техника считается одной из самых сложных, хотя, обладая базовыми навыками вышивания, овладеть ею совершенно несложно – секрет кроется в ювелирной точности исполнения стежков. Гладь наиболее точно передает тонкие цветовые нюансы, игру света и тени, поэтому её чаще всего используют для воспроизведения цветочных мотивов, пейзажей, жанровых сцен и портретов. Вершиной мастерства считаются вышитые гладью картины, которые, относятся к произведениям подлинного искусства.

Техника вышивки гладью для начинающих

Первые шаги в любом деле требуют тщательной подготовки. Для того, чтобы овладеть техникой вышивки гладью начинающей рукодельнице, нужно освоить несколько несложных стежков, лежащих в её основе. Но для начала подобрать нужные материалы и инструменты.

В отличие от большинства рукодельных техник, эта не потребует особых материалов и инструментов: игла, пяльцы, нитки… Но, прежде всего, потребуется основа, а именно плотная, но эластичная и хорошо держащая форму ткань – лучшей, особенно для первых опытов станет обыкновенная бязь, она как нельзя лучше отвечает всем требованиям. Перед началом работы её стоит отпарить утюгом, это обеспечит вашей вышивке идеальную сохранность формы в будущем.

Незаменимыми окажутся пяльцы, во время работы плотность натяжения основы обеспечит ровный и плавный «ход» стежков, и как итог – красивую, безупречную вышивку.

При выборе ниток предпочтение стоит отдать мулине, они обладают необходимой мягкостью и пластичностью. Это очень важно, поскольку стежки, а они в этой технике – длиной не более 3-7 миллиметров - выкладывают не только по прямой линии, но и по окружностям. Для первых работ лучше выбрать хлопковое мулине, оно значительно проще в обращении, чем шерстяное, а тем более шелковое. Выбор цветовой гаммы этих ниток позволяет воплотить любые замыслы.

Самый простой и быстрый способ работы в этой технике – «легкая гладь» или вышивка штрихами. Закрепив на изнаночной стороне нить плоским узелком, её выводят на лицевую сторону и делают короткий «штрих», отступив буквально пару миллиметров, нить вновь выводят на лицевую сторону и повторяют стежок. Длина стежков может быть разной, заполонять внутренний контур рисунка можно в несколько слоев, но стежки обязательно должны прилегать друг к другу максимально плотно. Для начала «легкую гладь» стоит попробовать сделать без рисунка, чтобы отработать шаг стежка и почувствовать, как он «ложится».

Вышивка гладью: техника выполнения

Начинать работу в этой технике нужно с создания контура. Основой для него может послужить любой рисунок с достаточно крупными деталями. Идеально для начала подойдут обычные детские «раскраски». С помощью кальки и термокарандаша, который обычно используется в рукоделии – понадобится только утюг, рисунок переносят на основу, которую заправляют в пяльцы.

Стежок, с которого начинают выполнять работу в технике вышивки гладью - «вперед иголку». Нить, закрепленная на изнаночной стороне работы, выводится на лицевую, и делается короткий – 2-3 миллиметра стежок. Отступив пару миллиметров, стежок повторяют. Так обводится контур элемента рисунка, с помощью гладьевых или штриховых стежков, заполняется всё его внутреннее пространство.

Гладьевый стежок. Закрепленную на изнаночной стороне нить, выводят на лицевую сторону и делают первый стежок длиной до 7 миллиметров со свободным натяжением. Немного отступив от края стежка, его повторяют в обратном направлении. Стежки должны плотно прилегать друг к другу, их можно выкладывать как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Но наиболее интересный результат дает расположение гладьевых стежков, сделанных наискосок по диагонали.

Отдельные элементы рисунка можно сделать рельефными и более объемными, если предварительно прошить стежком «вперед иголку» не только контур, но и внутреннее пространство элемента рисунка – этот прием называется «настил». А затем закрыть его обычными гладьевыми стежками.

Техника вышивки гладью не устанавливает жестких правил. Стежки можно выкладывать как в один слой, так и в несколько, интересные эффекты дает фактура глади, в которой стежки выложены внахлест. Но для создания ровной, однородной поверхности вышивки все они должны быть одного размера.

Стоит обратить внимание и на движение нити, которое четко прослеживается в готовой работе. Горизонтально, вертикально или под наклоном… от того, как именно будет вышита, например крона дерева или листика растения зависит впечатление от вышивки в целом. Тем более, что готовых схем и инструкций в этой технике нет. Поэтому опытные вышивальщицы советуют ни в коем случае не торопиться с выполнением масштабных работ, а учиться технике постепенно. Лучше почувствовать её буквально «кончиками пальцев» помогают цветочные композиции, с которых стоит начинать.

Техника вышивки гладью: видео.

Техника китайской вышивки гладью

Родиной вышивки гладью считается Китай, в котором это рукоделие с древности считается особым видом элитарного искусства. Вышитые шелком по прозрачному шелку картины поражают воображение - на разных сторонах одного масштабного полотна представлены два разных сюжета. Такие шедевры в Китае – одни из самых дорогих предметов наследования.

Исторические традиции нашли свое отражение в современных техниках. Приемы, которые используются в классической технике вышивки китайской гладью, сегодня широко используются для создания эксклюзивных работ.

Техника китайской вышивки требует серьезного уровня мастерства и опыта, но при творческом подходе и кропотливом исполнении канонических требований, позволяет создать настоящие шедевры.

Удивительно, но никаких особых секретов в ней нет – те же стежки и тщательный подбор цветов. Стоит учесть, что сюжетом для такой работы может стать только стилизованный восточный рисунок или пейзаж. В качестве основы необходимо взять ткань атласной фактуры черного или темно-синего цвета и тщательно проработать сочетания оттенков шелковых нитей.

Принцип работы становится понятен на примере одного цветочного лепестка. По канонам, его контур должен быть разделен не менее чем на три-четыре части, каждая из которых вышивается в разных направлениях «своим» оттенком цвета. И так с каждой деталью работы, которая выполняется обычной «легкой гладью» с «настилом» или без него.

Приобщиться к вышивке гладью – одной из самых изысканных техник рукоделия проще, чем кажется на первый взгляд. Но те, кто занимается ею всерьез, предупреждают: стоит только начать…

Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.

Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.

Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.

Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.


Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.

Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.

Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.

В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.

Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.

Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.

Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.

Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.

Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.

Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.

Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.

Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.

Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.

Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.

Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.

Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.

Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.

Для работы понадобится:

  1. Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
  2. Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
  3. Пяльцы.
  4. Ножницы.
  5. Тонкая игла.

Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.

Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.

Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.

Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.