Конспект занятия по сенсорному воспитанию на конкурс. Конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному воспитанию. Методика сенсорного воспитания детей с нарушением интеллекта

Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием средств народной педагогики «Курочка и цыплятки»

Программное содержание:

Развивать познавательную и двигательную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений;
- учить детей воспринимать небольшие по объему песенки, потешки, заклички, загадки; эмоционально откликаться на эти произведения;
- продолжать учить детей двигаться соответственно тексту и музыке;
- учить строить заборчик, сравнивая и группируя предметы по цвету, закреплять знания красного и зеленого цвета;
- закреплять представления о воде: льется, капает, плавают игрушки.

Материалы, оборудование, атрибуты:

У воспитателя шапочка курицы, у детей желтые перелинки, 2 домика (красного и зеленого цвета); игрушки: кошка с красным бантиком, собачка с зеленым бантиком, заводная рыбка; кирпичики: по 2 красных и 2 зеленых на каждого ребенка; пластмассовые шарики красного и зеленого цвета, сачки для аквариума, таз с водой, салфетки, на стене туча и солнышко за ней (на леске).

Ход занятия:

В группе оформлена центральная стена: 2 домика красного и зеленого цвета, за ними находятся кошка и собачка с бантиками соответствующего домику цвета, туча, закрывающая солнце, заборчик из кирпичиков (образец).
Приготовлены столы, на них кирпичики по 2 красного и 2 зеленого цвета на каждого ребенка. Таз с водой стоит на столике, в нем плавают красные и зеленые пластмассовые шарики. Дети входят под музыку «Курочка хохлатка». Воспитатель - курочка собирает детей-цыплят около себя:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко – кличет мама курочка,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко – кличет мама курочка.
Все сюда, все сюда и сынки и дочки,
Все ко мне, все ко мне и сынки и дочки».

Воспитатель:

Я – мама курочка, а вы мои цыплятки. Как пищат маленькие цыплятки?

Дети:

Воспитатель:

Ребятки – цыплятки, а к нам сегодня гости пришли. Они хотят посмотреть как мы будем играть. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель подводит детей к центральной стене и рассматривает с детьми домики, какого цвета эти красивые теремочки? Кто в них живет?

Воспитатель:

Терем-теремок, кто в тереме живет? Кто в расписном живет? (Подходят к красному домику).

Воспитатель:

Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. Кто это? (Кошка) Правильно. Вот она (показывается из-за домика, мяукает, дети ее гладят).
Воспитатель обращает внимание на то, что кошка живет в красном домике и бантик у нее такой же.

Воспитатель:

А в этом домике интересно кто живет? (С лаем показывается собачка). Дети, кто это? (Собачка). Собачка живет в зеленом домике и бантик у нее такой же. Посмотрите, какой красивый заборчик у этого домика. Он сделан из кирпичиков.
Воспитатель показывает одну деталь (кирпичик), обращает внимание, что кирпичики чередуются: красный, зеленый, красный, зеленый; один, другой, один, другой. Давайте сделаем кошке такой же заборчик. Я буду делать, а вы посмотрите.

Показывает: Чтобы заборчик получился такой же высокий, мы будем ставить кирпичик на маленькую грань. Сначала поставим красный кирпичик, возле него зеленый, потом опять красный и снова зеленый. Один, другой, один, другой. Красивый заборчик получился? Кошка радуется. А вы, ребятки-цыплятки, хотите такие же заборчики сделать? Вы цыплятки смелые, умелые, подходите, начинайте, а кошка с собачкой будут смотреть какие вы молодцы.

Дети строят заборчики, воспитатель подсказывает, поправляет, обращает внимание на цвет. По окончании работы воспитатель предлагает поиграть с кошкой и собачкой в прятки. (Дети, держась за края стола, приседают и прячутся за свои заборчики, радуются).

Воспитатель:

А мои цыплятки, славные ребятки! Потрудились, а теперь пойдем поиграем.

Игра с движениями под песню «Вышла курочка гулять»

Воспитатель:

Ребятки-цыплятки, а у нас во дворе есть прудик, в котором живет рыбка.
Пойдемте, посмотрим вместе, одним к прудику нельзя ходить. Ой, ко-ко-ко, что случилось? Наверное, кошка с собачкой играли, баловались, и шарики уронили в пруд. Рыбке даже плавать негде. Возьмем сачки и будем вылавливать, и раскладывать: красные шарики – кошечке в красное ведерко, зеленые – собачке в зеленое ведерко. (Во время работы воспитатель напоминает детям, чтобы они были аккуратны). Все шарики выловили, теперь наш прудик чистый. Молодцы, мои цыплятки, смелые, умелые.
Отдают красное ведерка с шариками кошечке, а зеленое – собачке.
Потрудились, помогли собачке и кошечке, давайте поиграем с водичкой.
Опустим ручки в воду и поднимем, посмотрим, как водичка капает. Под музыку дети играют с водой.

Воспитатель:

Вот водичка капает: кап-кап-кап. А я вам покажу как водичка из кружки льется. Поиграли? Давайте вытрем ручки.

Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды.
Сухо вытираемся, друг другу улыбаемся.

(Можно повторить 2 раза).
Вот и рыбка приплыла. Посмотрите, как она плавает и резвится в чистой воде (показ заводной игрушки).
Воспитатель собирает детей в центре зала у стены:

Где цыплятки? Ко-ко-ко, возвращайтесь с улицы!
Разве можно, ко-ко-ко, беспокоить курицу.
Идите все ко мне.

Цыплятки, посмотрите, какая тучка. Она закрыла наше солнышко, а без солнышка грустно. Давайте его позовем:

Выйди солнышко, выйди красное,
Хватит спать тебе в мягком облаке.

Воспитатель говорит, затем просит помочь детей.
Солнышко «выходит» из-за тучки. Дети радуются.

Воспитатель:

Солнышко, солнышко, посвети немножко
Выйдут детки поиграть, выйдут детки поплясать.

Народная пляска (движения произвольные).

А пока мы с вами плясали, кошечка с собачкой угощение для вас приготовили, знают, что мы любим. А мне и кормить вас уже пора. Пойдемте кушать. Прощаются и уходят.

в первой младшей группе «Волшебное ведерко»

Цель: Закрепить представления о форме и качестве предметов. Учить детей выполнять простейшие действия с ними. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик. Закрепить понятия: кубик, кирпичик, шар.

Материал: Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, кирпичик, грибочек, мячик. Медведь - игрушка, корзина.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Дети, к нам сегодня в гости пришел Медвежонок и принес нам волшебное ведерко, а что в нем - мы сейчас узнаем.

Затем воспитатель показывает детям ведерко, закрытое крышкой и поясняет, что в нем что-то есть. Снять крышку вместе с Медвежонком и поочередно показать предметы, находящиеся в ведерке и назвать их (положить обратно в ведерко). Затем воспитатель предлагает ребенку опустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Ребенок вынимает кубик или кирпичик.

Взрослый радостно восклицает: Какой красивый кубик (кирпичик), молодец Никита, что достал его из ведерка! Похвалить, вызвать эмоциональный отклик.

Воспитатель продолжает: Это, дети, кубик.

Предоставить возможность рассмотреть его, поиграть, обследовать руками, попросить повторить, как называется. Положить его на стол, обратить внимание на то, что он стоит устойчиво. Кубик - это маленький домик, а кирпичик (достать из ведерка) - дорожка к домику. Попросить детей повторить название «кирпичик», дать возможность посмотреть, обследовать. На кирпичик можно поставить два кубика, он длиннее кубика. Кубик и кирпичик стоят устойчиво на столе, а вот этот предмет катается (достать из ведерка мячик, яичко). Дать возможность детям рассмотреть, обследовать, поиграть. Это дети мячик, он круглый как шарик, и стоит неустойчиво на столе и катается.

Затем предложить детям достать по очереди предметы из ведерка, назвать их. На столах дать возможность поиграть с ними, наложить друг на друга, покатать круглые предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, обследованы и названы появляется Медвежонок и говорит детям что ему пора в сказочный лес и просит, чтобы дети помогли ему сложить все игрушки в ведерко. Дети старательно помогают Медвежонку. За это он благодарит детей и предлагает поиграть в игру «У медведя во бору».

У медведя во бору

Грибы ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Веселая игра повторяется 2-3 раза. Медвежонок рычит и никого из детей не может догнать. Затем Медвежонок говорит детям, что ему пора в сказочный лес и раздает детям из корзины конфеты.

2.3. Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста в процессе предметно - игровой деятельности используют дидактические игры. В практике сенсорного воспитания накоплен большой опыт использования разнообразных игр. На каждом этапе используются свои игры в соответствии с задачами воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

Игры-занятия по сенсорному воспитанию детей первого года жизни .

1. Слежение за перемещением одноцветного предмета (организуется с 4-10 дней жизни)

Дидактическая задача. Учить ребенка следить за перемещением находящихся в поле зрения игрушек.

Материал. Пластмассовые одноцветные кольца диаметром 5-7 см следующих цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца по одному насаживаются на стержень длиной 60--70 см.

Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 60-70 см по центру над его лицом взрослый начинает слегка покачивать кольцо. Амплитуда колебания предмета равна 7-5 см, частота - одно - два колебания в секунду. Задача взрослого - привлечь взгляд младенца к перемещающемуся предмету. Главным условием является колебание игрушки при перемещении во всех направлениях. Начинать перемещать игрушку следует только тогда, когда малыш ее увидит, то есть сконцентрирует взгляд на колеблющемся предмете. Тогда взрослый начинает передвигать, слегка покачивая, кольцо вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая его к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5м от ребенка. После перемещения вправо взрослый возвращает игрушку к центру и из исходного положения начинает перемещать влево. Вернув предмет к центру, взрослый перемещает его вверх и снова к исходному положению. Таким же образом предмет перемещают вниз от глаз ребенка, затем приближают и удаляют. Размер игрушек диаметром 5-7 см наиболее удобен для этой цели. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже.

2. Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы (организуется с 4,5 - 5 месяцев).

Дидактическая задача: упражнять ребёнка в приспособлении движений рук в форме схватываемого предмета.

Материал: по три предмета треугольной и прямоугольной формы. Каждая сторона предметов треугольной формы равна примерно 3см, стороны прямоугольных предметов 3 и 4,5см. Толщина предметов равна 1,5см. В качестве дидактического материала можно использовать детали из набора строительного материала, прямоугольные бруски «кирпичики» и треугольные призмы - «крыши».

Перед ребёнком, лежащим на животе, кладут вначале один прямоугольный брусок. Взрослый наблюдает, что будет делать малыш с предоставленным в его распоряжение предметом. После того, как ребёнок схватит игрушку, взрослый кладёт перед ним ещё один прямоугольный брусок. Как правило, дети сразу же оставляют прежнюю игрушку и схватывают новую. Перед ребёнком помещается ещё один брусок.

Игра длится около 5минут и в течение дня может проводиться дважды. Через день - два среди трёх знакомых брусков размещается одна треугольная призма. Постепенно взрослый добавляет к имеющимся в распоряжении ребёнка предметам ещё две треугольные призмы и фиксирует для себя, каким игрушкам отдаёт предпочтение ребёнок. Хорошо, если малыш проявляет интерес к предложенному материалу, особенно к предметам новой формы. Взрослый хвалит ребёнка, гладит его по головке, берёт на руки, улыбается ему.

Игра проводится в течение 3-4 дней подряд и может снова заинтересовать малыша после недельного перерыва, но теперь целесообразно проводить 2 - 3 раза.

3.Знакомство с величиной предметов (организуется с 10 месяцев).

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их величину.

Материал. Большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (четыре больших и пять маленьких). Высота большого ведерка 16 см, маленького 10 см. Размер большого кубика -- 4,5X4,5X4,5см, маленького -- 3X3X3см.

Взрослый показывает ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий он хвалит малыша. Когда все кубики будут рассмотрены, взрослый просит ребенка сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости помогает выполнить задание.

Похвалив ребенка, взрослый ставит рядом с большим ведерком маленькое. Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их. Затем взрослый выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много.

Он вместе с ребенком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко, оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко.

Продолжительность игры 5- 10 минут.

Игры-занятия по сенсорному воспитанию для детей второго года жизни .

1. Нанизывание больших и маленьких колец на стержень.

Дидактическая задача. Учить детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький».

Материал. Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца 4,5см, маленького 3см.

Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она состоит из колец. Затем он начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня. Далее взрослый обращает внимание детей на большие кольца, поясняет, что они не такие, как прежние: «Они другие, вот какие - большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец)».

Потом педагог собирает пирамидку. Надев большое кольцо, предлагает кому-нибудь из детей надеть такое же колечко. То же задание выполняет и другой ребенок. Затем надеваются маленькие кольца.

Когда вся пирамидка будет собрана, взрослый предоставляет возможность каждому ребенку выполнить задание самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если они затрудняются при нанизывании колец, напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем еще такое же и т. д.

Продолжительность игры-занятия 5-8 минут.

2. Складывание двухместной матрешки

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять предметы по величине. Развивать понимание слов «большой», «маленький».

Материал. Матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

Воспитатель показывает детям большую матрешку, отмечает, что она яркая, нарядная. Встряхивает: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрешку, маленькую. Дети радостно реагируют.

Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом. Фиксирует внимание детей на их величине, согласуя слова с жестом,- одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Затем взрослый предлагает детям показать маленькую матрешку.

Далее воспитатель открывает большую матрешку, ставит в нее маленькую и предлагает кому-либо из детей спрятать матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив большую матрешку, воспитатель вращает верхнюю и нижнюю части до совмещения рисунка.

Еще раз полюбовавшись матрешкой, воспитатель раздает детям индивидуальный материал. Он предлагает открыть большую матрешку и достать маленькую. Если малыш не может открыть крышку, воспитатель помогает.

Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Наконец, одна матрешка опять прячется в другой. Если малыши заинтересовались предметами, воспитатель предлагает маленькой матрешке «погулять»: матрешка ходит топ-топ-топ (сочетает показ и словесное объяснение).

В конце игры-занятия дети собирают матрешку и уводят ее на место, приговаривая: «топ-топ-топ». Игра-занятие проводится два раза, длится 5-8 минут. Одновременно занимаются три-четыре ребенка.

3.Нанизывание колец, убывающих по величине.

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.

Материал. Коническая пирамидка из пяти колец. В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.

Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она очень красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не первый раз, то это задание не представляет для детей особой трудности. Воспитатель фиксирует внимание малышей на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо, показывает его детям и поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот какое».

На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это самое маленькое». Закрыв пирамидку колпачком, воспитатель предлагает детям провести рукой вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.

Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог подсказывает, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки). При снятии колец он обращает внимание на их величину. («Самое маленькое колечко надо положить рядом с колпачком».) Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое кольцо (показывает на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и, наконец, самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размеры колец.

Воспитание и обучение детей в системе дополнительного образования (секция шахмат)

Анализируя далее свою работу, мысленно переношусь в начало 2000-ых годов. Важно то, что к этому времени шахматы, как говорят, "помолодели". Это значит, что появилось первенство Москвы, России, Европы и Мира до 8-ми лет...

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи...

дидактический игра дети Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых...

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

2.1 Цель: исследовать особенности использования дидактической игры для формирования представлений о домашних животных и разработать методику их использования в работе с детьми 3-го года жизни Провели диагностику предложенную Е.В...

Игра как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В дальнейшей работе с детьми экспериментальной группы были проведены подвижные, словесные и дидактические игры, а так же игровые приемы и ситуации, направленные на эстетическое развитие детей, ознакомление с окружающим миром...

Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи и методики изучения особенностей полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Особенности слухового восприятия у детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием

У детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием в слуховом дифференцированном восприятии, связанном с замедленным формированием осязательного поля, сначала наблюдается некоторое отставание от зрячих...

Психолого-педагогическая работа с детьми раннего возраста во время прогулки

прогулка дошкольный образовательный двигательный Ранний возраст (от 1 до 3 лет) - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка...

Психолого–педагогические основы сенсорного воспитания ребенка в процессе игры

Изучив особенности и содержание работы по формированию сенсорной культуры в раннем детстве была проведена диагностика. Для диагностики знаний о качестве и свойствах предметов с детьми раннего возраста использовалась методика Пилюгина Э.Г....

Развитие игровых умений у детей раннего возроста

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно...

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры

В нашем дошкольном учреждении работа по развитию речи начинается с раннего возраста. Поставлены следующие задачи: 1. Научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим правильно пользоваться речью. 2...

Условия формирования системы сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников логопедической группы ДОУ

Для современной образовательной системы проблема сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайна важна...

Формирование инициативности в игре детей раннего возраста

Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии...

Формирование словаря у детей раннего возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом...

В настоящее время сенсорная культура детей находится на низком уровне, поэтому её необходимо всячески развивать и поддерживать. Наиболее оптимальным периодом для этого является ранний возраст. Сенсорное воспитание необходимо начинать уже с первого месяца жизни. Всем известно, что малыши намного быстрее усваивают предоставляемую им информацию, чем, например, ребята постарше. Поэтому специалисты рекомендуют начинать заниматься с детьми как можно раньше, чтобы в будущем им легче было адаптироваться в обществе. Сегодня в рамках нашей статьи мы рассмотрим, что такое сенсорное воспитание, для чего оно необходимо, а также выясним, как правильно его применять.

Для чего нужно заниматься с маленькими детьми

Сенсорное воспитание - это залог малыша. Этот фундамент будет необходим ему в будущем для благополучной адаптации в общеобразовательной школе. Если ребенок недостаточно воспринимает предметы, у него могут возникнуть трудности с письмом и выполнением разнообразных изделий на уроках труда.

Основными задачами сенсорного развития детей в считаются:

  • формирование хороших условий для общего развития ребёнка;
  • содействие развитию сенсорной и психомоторной среды у деток путём познания мира, цветов и оттенков, а также величин различных предметов;
  • подбор эффективных игр, упражнений, занятий по общему развитию;
  • привлечение пап и мам к процессу развития;
  • задействование иллюстрированных учебников;
  • создание сенсомоторного уголка в учебной дошкольной группе;
  • составление картотеки игр по общему воспитанию.

Подготовительные мероприятия

Развитие малыша имеет прямую зависимость от того, каким образом обустроена игровая комната, в которой живёт ребёнок. Задачей мамы и папы является обеспечение удобного, комфортного и безопасного места в доме, где маленький человек будет чувствовать себя спокойно и защищенно. У малыша должен быть свой собственный уголок в помещении, полностью оборудованный для подвижных игр и полноценного отдыха. При помощи родителей в детских дошкольных учреждениях проводятся такие мероприятия, как:

  • пополнение группы игровыми и сенсорными материалами;
  • приобретение дополнительных наборов для проведения экспериментов в воде и песке, емкостей разнообразных форм, предметов-орудий для осуществления переливаний жидкостей;
  • приобретение досок-вкладышей с формами, наборов объёмных тел, развивающих игр;
  • обновление музыкального уголка с игрушками, издающими различные звуки;
  • приобретение безопасного пластмассового конструктора;
  • изготовление настольных и дидактических игр.

С чего начинается сенсорное развитие

Во время ознакомления деток с разнообразными предметами были использованы занятия как в группе, так и индивидуально, проведены игры для познания окружающих предметов, которые дают толчок к изучению окружающего мира. Для развития сенсорной моторики необходимо знакомить малышей с такими свойствами предметов и явлений, как:

  • цветовая гамма;
  • конфигурация;
  • размер;
  • количество;
  • расположение в окружающей среде.

Необходимо проводить работу, направленную на обучение ребятишек восприятию предметов в целом, усвоение ими сенсорных эталонов, таких как система геометрической формы, шкала величины, цветовой спектр, пространственные и временные ориентировки, фонетическая система языка, что является довольно-таки сложным и длительным процессом. С целью ознакомления с каким-либо объектом ребёнку необходимо тронуть его рукой, сжать, погладить, прокатить.

Ознакомление детей с предметами

В момент ознакомления детей с величинами и закреплением знаний о них применяются такие способы и приёмы:

  • сопоставление нескольких объектов во время игры методом их приложения друг к другу;
  • применение специально предназначенных игрушек в форме пирамидок, матрешек, вкладышей и так далее.

В ходе таких игр, которые направлены на вырабатывание осязательной функции, малыши учатся хватать, щипать и чувствовать. Применение мячиков для массажа даёт довольно-таки неплохой результат.

Занятия на развитие тактильных функций

Выступают пальцы на руках, и самые главные силы брошены на совершенствование восприимчивости их рецепторов. Для этого применяют самые разнообразные типы деятельности, которые способствуют усовершенствованию тактильных и двигательных функций. Такими видами деятельности являются:

  • лепка;
  • аппликация;
  • аппликационная лепка;
  • формирование из бумажек и конструктора;
  • рисование;
  • сортирование небольших предметов;
  • формирование фигурок из объектов разного рода.

Раз в неделю можно проводить занятия, направленные на усвоение упражнений по развитию тактильной чувствительности и сложных координированных движений рук. Усовершенствованное сенсорное восприятие в настоящее время является основой для улучшения всех сфер деятельности современного человека.

Задачи для усовершенствования сенсорной моторики ребёнка

Для того чтобы добиться максимального результата специалистами была проведена огромная работа. Для усовершенствования сенсорного восприятия были поставлены такие задачи:

  • подбор материалов для развития ;
  • проведение диагностики степени развития сенсорики у малышей.

Сенсорное воспитание - это умение на практике ориентироваться в различных параметрах, таких как конфигурация и размер, абсорбировать оттенок предмета, формировать целостный объект. Все это осваивается постепенно. Большим препятствием на пути к достижению поставленной цели является ранний возраст. Сенсорное воспитание нужно запланировать и согласовать с основным обучением, чтобы данный вид работ не превратился в дополнительное занятие. То есть удачное объединение деятельности по познанию величины, формы и цвета того или иного предмета возможна только в том случае, если будет присутствовать определенный физический уровень развития ребёнка.

В развитии сенсорики важную роль играет подвижность рук во время осуществления действий по укладыванию предметов. Педагоги должны обращать внимание на то, как ребенок играет с мозаикой, рисует красками, лепит из пластилина. Сопоставление сенсорики и моторики считается самым главным условием умственного развития ребёнка. Обособленного внимания требует тщательный анализ пройденного обучения.


Сенсорное воспитание - это проведение игр и упражнений с учетом специфических особенностей каждого малыша. Занятия нужно начинать выполнять с заданий, которые подразумевают совместные действия родителей и ребенка. В будущем взрослый может менять своё месторасположение: находиться недалеко от малыша, сидеть напротив него. Любое движение ребенка при этом нужно комментировать и озвучивать.

Сенсорное воспитание - это важный этап в жизни маленького человека, который влияет на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха, обоняния;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается в расслабленном состоянии и комфортном самочувствии;
  • побуждение к автономной и экспериментальной деятельности.

Сенсорика у самых маленьких

Сенсорное воспитание детей раннего возраста - это методика, призванная вызвать заинтересованность к игрушке, какому-либо познавательному пособию, которое изготовлено из деревянного материала. Это могут быть матрёшки больших и маленьких размеров, пирамидки, кубики-вкладыши, доски, имеющие отверстия разнообразных величин или форм, с комплектом вкладок, столики с мозаикой и так далее. Конкретно игрушки из дерева имеют очень важное значение для развития сенсорики у ребёнка, потому что они отличаются хорошей фактурой, устойчивы во время манипулирования и выполнения самых простых движений с ними.

Как правильно осуществлять сенсорное воспитание? Развитие маленьких детей зависит от их окружения. Всё, что находится вокруг малыша, оказывает воздействие на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха;
  • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается при расслабленном состоянии и комфортном самочувствии ребят;
  • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
  • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
  • увеличение побуждения к автономной и экспериментальной деятельности ребят.

Правильное развитие грудничков

Почему так важно сенсорное воспитание? Дошкольного возраста дети еще с самых первых месяцев жизни воспринимают окружающую среду при помощи обоняния и осязания. По причине этого с рождения и до четвёртого месяца необходимо проделывать упор конкретно на эти сенсорные системы.

Началом формирования зрительной системы грудничка является ранний возраст. Сенсорное воспитание к шести месяцам включает в себя упражнения, которые тренируют моторную деятельность ребёнка. Для этой цели имеются самые простые, однако довольно-таки важные методы:

  • Осязание - постоянный физический контакт с мамой, совместный сон с ней, выкладывание крохи на различные поверхности, не вызывающие аллергии, упражнения пальчиков, которые можно начинать уже с трёх месяцев, ношение малыша на руках, совместные купания мамы и ребёнка.
  • Обоняние - ребёнок должен воспринимать запах тела своей мамы, по причине этого женщине не нужно использовать духи во время тесного физического контакта с ребёнком. По окончании шести месяцев необходимо давать деткам нюхать нерезкие и приятные запахи.
  • Зрение - не стоит слишком сильно приближать собственное лицо к малышу, чтобы у него не развилось косоглазие. Необходимо показывать белые, черные и однотонные предметы уже с двух месяцев жизни, демонстрировать многоцветные и яркие игрушки, помогать изучать собственное отражение в зеркале, наблюдать пейзаж за окном, беседовать, слушать приятную музыку и многое другое.
  • Вкусовые качества - после введения первого прикорма необходимо разнообразить меню.

На этом этапе пока нет сенсорного развития деток через игровую деятельность. Это больше похоже на демонстрацию, изучение и наблюдение. Восприятие мира через игры начинается уже с одного года жизни.

Развитие от года и до трех лет

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным совершенствованием всех каналов восприятия. При этом все происходит в очень быстром и насыщенном темпе. Главной деятельностью на этом этапе развития считается предметная. Она направлена на привлечение различных красочных объектов. В таком возрасте очень важным моментом является именно сенсорное воспитание. Развитие детей через игру считается всего лишь дополнительным действием, хоть без него не обойтись. Отличительной особенностью этого периода считается то, что сенсорная система ребёнка развивается быстро. Необходимо давать деткам такие предметы: пирамидка, сортировщик, рамка-вкладыш, волшебные мешочки для запоминания текста.

Ребёнок должен на протяжении этого времени:

  • научиться снимать и надевать кольца разных размеров на стержень;
  • доставать из карманов и складывать обратно предметы, имеющие разнообразную величину;
  • уметь определять мохнатую, мягкую, гладкую и шероховатую поверхность;
  • знать такие геометрические формы, как квадрат, круг, куб и шар;
  • к трём годам отличать вкус основных продуктов и отдавать отдельным своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Ориентация на предметы на этом этапе жизни считается главной, потому что она оказывает большое влияние на усовершенствование личности и психического состояния ребёнка.

Дети от 4 до 6 лет

Важнейшую роль даёт детей дошкольного возраста, потому что в этот период необходима помощь в подготовке к новейшему этапу жизни - учёбе. Теперь на первый план выходят игры, которые считаются самыми занимательными и очень эффективными. При этом ребенок не просто овладевает простейшими игрушками, а принимает участие в ролевых играх. Следует отметить, что малышам очень интересны такие занятия. Игры дидактические по сенсорному воспитанию направлены непосредственно на то, чтобы дети могли легко адаптироваться в предлагаемых условиях.

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Итак, мы продолжаем рассматривать сенсорное воспитание по возрастам. Дошкольники должны уметь формировать представление о внешнем свойстве предмета, различать его форму, цвет, величину, положение в пространстве, запах, вкус и многое другое. Смысл развития сенсорики в этот период недооценить сложно. Такие навыки составляют фундамент общего умственного развития ребенка. С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия. По этой причине нормальное развитие интеллекта невозможно без полноценного восприятия.

В детских садах детей обучают рисованию, лепке, конструированию, ознакамливают с природными явлениями, проводят игры по сенсорному воспитанию. Будущие школьники начинают изучать основы математики и грамматики. Получение знаний и умений в данных сферах потребует пристального внимания к самым различным свойствам объектов. Сенсорное воспитание - это долгий и непростой процесс. Он не ограничивается определенным возрастом и имеет свою историю. Сенсорное воспитание детей с раннего возраста - это методика, помогающая правильно воспринимать те или иные предметы в пространстве.

Подведем краткие итоги

  • В первый год жизни ребёнок обогащается впечатлениями, а именно следит за двигающимися красивыми игрушками, которые подбираются именно под такой ранний возраст. Сенсорное воспитание заключается в том, что малыш, хватая объекты разнообразной конфигурации и размеров, учится воспринимать их правильно.
  • В 2-3 года детки уже пытаются самостоятельно выделять цвет, форму и размер предметов, копят представления о главных видах оттенков и конфигураций. Также в этом возрасте проводятся дидактические игры детей по сенсорному воспитанию.
  • С 4 и до 6 лет у ребят вырабатываются конкретные эталоны сенсорики. Они уже имеют определенное представление о цветах, геометрических фигурах и соотношении предметов между собой по величине.

Занимайтесь со своими детьми, и они обязательно будут радовать вас своими успехами в будущем!

Конспект занятия по сенсорному воспитанию с дидактической игрушкой на тему: "Зайчата в гостях у детей" для детей младшего дошкольного возраста.

Программное содержание:
1. Продолжать учить детей называть свойства предметов (пушистый, мягкий, тёплый, мохнатый). Закреплять умение детей обследовать предметы, выделять их цвет, величину.
2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, цветовое восприятие.Упражнять в чтении знакомых стихов, развивать умение отвечать на вопросы воспитателя и слушать его внимательно.
3. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Материал: (Домик;на каждого ребёнка. Игрушечный маленький зайчик с бантами красного и синего цвета; снежинки вырезные из бумажных салфеток; корзина; зайчиха; две дорожки синяя и красная;макет ёлочки и берёзы для создания лесного пейзажа.

Ход занятия

Дети играют в игровом уголке.Звучит магнитофонная запись детского плача.
Воспитатель: Дети кто-то плачет! Вы не плачете?
Дети: нет
Воспитатель : А кто? Давайте поищем.
(все вместе идут, воспитатель комментирует действие)
Воспитатель : За шкафом нет, под столом нет. (Дети находят под ёлкой зайчат.
Плач прекращается.
Воспитатель : Дети мы с вами оказались на лесной зимней полянке." Вот кто оказывается плакал (спрашивает) " Кто это? " (показ зайчат)
Дети: Зайчата
(Дети берут в руки по одному зайчику)
Воспитатель : Потрогайте зайчат руками. (Дети гладят, ощупывают, отвечают на вопрос: Какой он (Воспитатель помогает, подсказывает слова мягкий, пушистый проговаривает их со всеми детьми.)
Воспитатель: Дети почему зайцы в лесу плакали?
Дети: Заблудились в лесу и не могут найти свой домик.
Воспитатель:Зайкам холодно. Давайте погреем зайчат. Подышите на них. Погладим зайчат, прижмём к себе.
Воспитатель: Посмотрите какие у зайчат ушки (большие) . А хвостик (маленький, пушистый, круглый).
Воспитатель : Посмотрите какие зайки красивые.
Воспитатель: Дети, а бантики есть у зайчиков?
Дети: Да
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Синего и красного.

(дети называют цвет бантика у своего зайчика
Воспитатель: Нравится зайчатам у вас на руках сидеть?
Дети: да.
Воспитатель: Посмотрите дети на красивую полянку в лесу. Какая она красивая, на ёлочке снежинки большие и маленькие, а под ёлкой пушистый снег.
Воспитатель: Давайте поиграем с зайчатами. (Дети и воспитатель берут салфетки "снежинки"комкают их, формируя"снежки", затем подкидывают или бросают друг в друга.
Воспитатель : Как весело мы поиграли! Давайте соберем снежки в корзинку. (Дети выполняют задание)
Воспитатель : Мы с вами в волшебном лесу, а зайки маленькие шалунишки не могут долго сидеть, хотят ещё попрыгать. Предлагаю попрыгать по дорожке. У кого зайка с синем бантом- будет прыгать по синей дорожке, у кого с красным бантом - по красной дорожке.
игра "Поскачем по дорожке "
Зайка скачет скок-скок-скок.
По дорожке прыг -прыг-скок.
Лапки опускает.
Ушки поднимает.
Любит зайка поиграть и ребяток развлекать.
Воспитатель : Зайки наши устали. Пусть немного отдохнут, давайте посадим их в красивую корзинку.
Воспитатель : Дети, мы с вами находимся на другой поляне.
И посмотрим, что-же тут произошло?
Чтение стих. Зайка по лесу гулял
Где-то ушки потерял
Сидит зайка на пеньке
Горько так рыдает,
Тихо причитает
Где-же ушки, вот беда
А без ушек - некуда.
Воспитатель: Посмотрите дети (показ зайки, у которого потерялись ушки) Дети, всё ли в порядке с зайцем?
Дети: нет.
Воспитатель: Может, он что-то потерял в лесу?
Дети: ушки.
Воспитатель: Сколько ушек у зайца?
Дети: два уха.
Воспитатель: Зачем нужны уши зайцу?
Дети: что-бы слышать.
Воспитатель: Давайте поможем найти для зайчика мальнькие ушки. (Воспитатель предлагает пристегнуть зайчику маленькие ушки. Дети замечают ошибку. Ищем возле берёзы большие ушки. Затем воспитатель пристёгивает большие ушки)
Воспитатель : Дети, а зайчиков много на этой полянке? Давайте поможем найти ушки для каждого Зайчика.
(дети проходят за столы, где лежит макет зайца и отдельные уши. Дети пристёгивают уши (звучит спокойная музыка.)
Воспитатель: Теперь зайки у нас с ушками. Давайте споём для них песенку и поиграем.
Игра с пением: Зайка беленький
Сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайки холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Воспитатель: А теперь пора маленьких зайчат к маме зайчихе отнести.
(обращает внимание на домик зайчихи)
Воспитатель: Побежали зайчата к маме, обрадовались, соскучились.
Зайчиха: А в благодарность за то, что вы хорошо, дети относились к зайчатам, я вас угощу соком. (Дети подходят к столу, на красивом сервированном столе лежат яблоки, соковыжималка, стаканчик на каждого ребёнка. Воспитатель вместе с зайчихой готовит яблочный сок. Показывает фрукты и предлагает выжить из них сок. Когда сок будет готов, наливает его в стаканы, предлагает детям попробовать. Просит детей понарошку налить сок для своего зайчика и напоить его соком.)
(Звучит песня про Машу)
Воспитатель : Вы помогли зайчатам найти свой дом и маму.
Они очень рады и все мы тоже! Зайчиха прощается. (В руках у нее все зайчата.)

Конспект игрового (интегрированного) занятия по экологическому воспитанию для 2 младшей группы