Когда можно учить ребенка ходить. Как научить ребенка самостоятельно ходить и когда он к этому готов

Как только ребенку исполняется десять месяцев, родители начинают задавать вопрос: как научить ребенка ходить. Все малыши развиваются по индивидуальному сценарию. Кто-то начинает ходить еще в 7-8 месяцев, а кто-то продолжает лишь сидеть и ползать после полутора лет. Понятное дело, мамы и папы волнуются, все ли в порядке с их ребенком. Всем ответственным родителям хочется помочь своим крохам в освоении столь важного навыка, как самостоятельная ходьба.

Без тренировок и усилий тут не обойтись. К счастью, есть уже проверенные методики, которые помогают научить ребенка ходить. Узнать, как помочь малышу сделать первые шаги, вы можете прямо сейчас. За один год грудничку приходится преодолевать непростой путь развития. За каких-то 12 месяцев ребенок из лежащего «комочка» прекращается в ползающего, а потом и в прямостоящего маленького человечка.

В течение года происходит усовершенствование все двигательной системы малыша. Конечно, родители ждут с нетерпением, когда же их ребенок научится ходить. Так хочется поскорее услышать топающие шаги. Не исключено, что потом в квартирах и домах можно будет услышать возгласы: «стой», не ходи туда», «иди сюда». Но это будет потом.

Как научить ребенка ходить самостоятельно

Вам интересно, когда дети начинают ходить самостоятельно? В норме это происходит примерно с 9-ти до 16-ти месяцев. Сначала малыш пытается вставать, потом он делает первые самостоятельные шаги, при этом держится за мебель или пальчики родных людей. Можете попробовать поднять ребенка за ручки вверх. Вы увидите, как в воздухе он будет шагать. Даже таким способом малыш тоже готовится к будущей ходьбе.

Самым непростым является первый шаг. Как только увидите, что ребенок пошел, не давайте ходить ему слишком много. В связи с тем, что свод стопы его еще недостаточно сформирован, большие нагрузки противопоказаны. Умеренность и непродолжительность — вот залог успешной ходьбы. Не торопите малыша, не заставляйте его делать первые шаги слишком рано.

Безопасной ходьбой в раннем возрасте (до 9-ти месяцев) считается та ходьба, которая началась без стимуляции со стороны родителей. Поэтому все врачи предупреждают: не учите ребенка шагать слишком рано. Что делать, если малыш самостоятельно пытается рано вставать на ноги? Не мешайте ему. Если он чувствует в себе силу, значит, пришло время для первого шага. Вам останется лишь поддержать своего первопроходца.

Но и давать нагрузку на позвоночник не стоит. Поэтому не форсируйте события и не давайте крохе переутомляться. Что делать если ребенок не хочет учиться ходить самостоятельно? Даже здоровые дети не всегда и не все изъявляют желание делать первые шаги, будучи в возрасте полутора лет. Это нормально. У вас есть время научить малыша ходить. Ваша задача: обращать внимание на то, как формируется детская ступня.

Есть детки, которые ходят на цыпочках, косолапят, ставят носки врозь. В этом случае вам нужно показать ребенка специалистам: неврологу, ортопеду. Только после детальной оценки нервной системы, развития мышц врачи смогут назначить подходящую лечебную процедуру. Это может быть плавание, гимнастика, массаж. Не сомневайтесь, специалисты сделают все для здоровья малыша.

Что может помещать ребенку сделать первые шаги самостоятельно?

Есть ряд показателей, которые препятствуют ходьбе крохи:

  1. Большой вес. Первым делом надо пересмотреть режим питания ребенка. Лучшей тренировкой для крохи с лишним весом будет плавание или активное ползание.
  2. Генетика. Как правило, у детей, чьи родители пошли рано, больше шансов стать их примером.
  3. Особенности темперамента. Все дети разные: если холерики и сангвиники во всем быстрые и шустрые, то флегматики и меланхолики не сильно торопятся ходить самостоятельно. Не подгоняйте их, просто с пониманием отнеситесь к тому, как происходит психомоторное развитие.
  4. Климат. Доказано научным путем, что жители южных регионов развиваются быстрее северян. Этот факт тоже нужно учитывать.
  5. Неудачные попытки. Стоит ребенку попробовать пару раз упасть при первых шажках, как у него появляется страх перед ходьбой. В этом случае родителям нужно особенно активно поддерживать своего малыша.
  6. Чрезмерно увлечение ходунками. Важно понимать, что, когда ребенок находится постоянно в подобных конструкциях, он не развивает свою опорно-двигательную систему как следует. В ходунках есть риск неправильного формирования свода стопы.
  7. Простуда. Такая болезнь ослабляет здоровье ребенка. И даже если он уже начал пытаться ходить, то есть вероятность того, что навык будет призабыт. Но после выздоровления все вернется на свои места.
  8. Детские страхи. Дети тоже подвержены стрессам. Когда малыш попадает в незнакомую обстановку, когда его окружают чрезмерно эмоциональные люди, ему приходится быть осторожным. В стрессовых ситуациях ни один ребенок не захочет учиться ходить.
  9. Сбои в работе опорно-двигательного аппарата. Серьезные нарушения тормозят развитие ребенка, в том числе мешают выработке навыка хождения. Здесь требуется медикаментозное лечение и проведение ряда восстанавливающих процедур.

Что делать, когда у вас, как родителя, возникли какие-то сомнения, переживания по поводу того, почему ребенок отказывается ходить? Не ищите поддержки на блогах, форумах. Такие самостоятельные попытки решить проблему не доведут до добра. Единственный, кто реально может вам помочь, так это врач.

Как научить ребенка ходить: помогаем, развиваем навык

Хотите научить ребенка ходить? Прежде важно удостовериться, что малыш готов к этому важному процессу: он без проблем встает с колен, может долго стоять у опоры, пытается ходить вдоль мебели. Ваша задача: оказать поддержку в развитии столь важного навыка:

  • Подберите подходящую обувь. Она должна быть натуральной, с жестким задником, с хорошим супинатором. Это позволит поддержать стопу. Не допускайте болтания детской ножки.
  • Ходите вместе босиком. В теплое время года обязательно нужно ходить без обуви. Чаще выезжайте на природу, где можно походить по траве, песку, камням. Это укрепляет мышцы, суставы, связки.
  • Не давайте малышу бегать по паркету, кафелю, линолеума. На такой поверхности дети стоят неустойчиво, часто падают. Как вариант, можете приобрести носочки, у которых подошва сделана из резины.
  • Позаботьтесь об экипировке. Голову малыша, который учится ходить, нужно особенно беречь. Можно купать защитный шлем.
  • Обеспечьте нужный простор. Для перемещения детям требуется много пространства. Нужно заранее убрать лишние предметы — все, что может попасться на пути.

На крайний случай, если переживаете, что ребенок может упасть и сильно удариться, возьмите вожжи. Кому-то может показаться, что такой способ не является гуманистическим. Тем не менее, им пользуются многие родители. Им кажется, что так малыш будет в безопасности. Специалисты же утверждают, что малыш должен учиться падать. Вожжи же этому мешают. Да и ребенок «в упряжке» смотрится дико. Как только ваш малыш сделает первые шажочки, будьте максимально бдительными.

Позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не было острых и тяжелых вещей. На углы мебели имеет смысл поставить защиту, на розетки — заглушки. Не стоит забывать и про горячие предметы. Важно убрать из доступной зоны бытовую химию, лекарственные средства и косметику. Подготовьте все, что поможет исследователю безопасно покорять мир. Пусть ваш малыш всегда будет здоров!

Первый шаг – один из самых волнительных моментов в развитии ребенка. Мамы и папы всегда с нетерпением ждут, когда их малыш освоит навык самостоятельного передвижения на ножках. И в какой-то момент родители начинают думать над тем, как научить ребенка ходить, чтобы он мог делать это без поддержки.

В каком возрасте дети начинают ходить

По условной норме, основанной на статистических данных, малыши начинают ходить в возрасте от 9 до 16 месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому выход за указанные рамки не является обязательным признаком какой-либо патологии развития. Есть дети, которые в 7 месяцев встают на ноги, а через некоторое время уже ходят. Другие, наоборот, в полтора года еще не осваивают навык самостоятельной ходьбы. Это зависит от различных факторов:

  • Наследственность. Врачи обычно спрашивают, в каком возрасте мама и папа освоили тот или иной навык. Если кто-то из родителей в детстве поздно начал ходить, скорее всего, малыш тоже не будет торопиться сделать первый шаг.
  • Телосложение. Крепким детям все навыки обычно даются труднее, поэтому ходить они также начинают позже своих худеньких и легких сверстников.
  • Пол ребенка. Девочки часто опережают мальчиков в развитии, это касается и навыка самостоятельной ходьбы.
  • Степень развития мышц тела и чувства равновесия. Этот фактор во многом зависит от родителей, которые с помощью упражнений могут помочь малышу укрепить мускулатуру и научиться держать равновесие.
  • Темперамент. Спокойные и склонные к созерцанию дети могут ползать дольше и пойти позже, чем активные карапузы, стремящиеся удовлетворить свое любопытство.
  • Психологическая атмосфера в доме. Постоянные ссоры в семье могут привести к стрессу у малыша. Он не будет пытаться ходить самостоятельно, пока не почувствует себя в полной безопасности.

Опережение и запоздание

Не стоит торопить ребенка встать на ноги и сделать первый шаг. Если это произойдет слишком рано не благодаря индивидуальным особенностям малыша, а из-за излишней активности и желания родителей, последствия могут быть негативными. Мышцы малыша еще недостаточно укреплены и не готовы выдержать тяжести его тела. Особенно это касается детей с избыточным весом. Результатом такой родительской торопливости может стать вальгусная деформация ног и стоп.

Другая ситуация складывается, когда ребенку уже исполнилось 16-17 месяцев, а он до сих пор не начал ходить. Причины могут быть различны: от ослабленного иммунитета малыша до более серьезных нарушений, таких как последствия родовой травмы. В этом случае не обойтись без консультации специалистов. Если же никаких отклонений в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата врачами не выявлено, запаздывание может соответствовать индивидуальному ритму развития ребенка.

Как определить, что малыш готов к ходьбе

Перед тем как заняться обучением ребенка самостоятельному хождению, родителям следует понаблюдать за ним, чтобы определить, готов ли он к этому.

Малыш физически и психологически готов начать ходить, если он способен:

  • вставать на ноги, держась за неподвижную опору, садиться из этого положения;
  • самостоятельно подниматься с коленей;
  • длительное время находиться в вертикальном положении;
  • стоять без поддержки;
  • делать попытки передвижения, придерживаясь за мебель или стены;
  • отпустить опору, чтобы сделать 1-2 шага.

Предварительная подготовка

Правильную походку у ребенка необходимо выработать еще до того, как он начнет ходить. Специальные упражнения помогут развитию мышц малыша и ускорят освоение навыка самостоятельной ходьбы:

  • Положить ребенка на спину и взять его обеими руками за щиколотки. Согнув ножки малыша в коленях, поставить их ровно на пол. Сделать 2-3 «шага», переставляя ноги вперед, затем назад. Повторить 4-5 раз. При выполнении данного упражнения, вырабатывающего правильную постановку стоп, важно следить, чтобы ребенок не поджимал пальцы на ногах.
  • Положить малыша животом на фитбол, придерживая под мышками. Слегка покатать вперед-назад, прикасаясь ступнями крохи к стене и стимулируя его выпрямлять ножки при отталкивании. Повторить 5-7 раз.
  • Положить ребенка на спину. Держа деревянную палочку на высоте выпрямленных ног малыша, попросить его достать до палочки ногами. Задача – добиться поднятия ног под прямым углом, без сгиба в коленях.
  • Поставить малыша на пол так, чтобы его стопы были полностью прижаты к полу. Взять ребенка за руки и попросить присесть, разводя колени в стороны, затем встать. При вставании поднять ручки крохи вверх, чтобы он встал на носки.
  • Поставить ребенка на пол, прижав спиной к себе. Одной рукой придерживать за колени, не допуская их сгибания, другой рукой – за живот. Попросить малыша наклониться, чтобы поднять лежащую перед ним игрушку, затем выпрямиться. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для освоения навыка ходьбы

Следующий комплекс предназначен для выполнения с детьми, уверенно стоящими на ножках:

  • Поставить ребенка на пол спиной к себе, придерживая одной рукой за живот. Другой рукой взять малыша за голень, поднимая согнутую в колене ногу крохи. Держать в поднятом положении 5-7 секунд. Повторить по 2-3 раза с правой и левой ногой.
  • Исходное положение – как в упражнении № 1. Держа рукой согнутую ножку ребенка, сделать движение, имитирующее перешагивание препятствия (чуть выпрямляя ногу вперед и вниз). Повторить 3-5 раз, чередуя ноги.
  • ИП – как в упражнении № 1. Положить перед ребенком большую книгу или прочную коробку высотой 6-7 см. Взяв ногу малыша за щиколотку и согнув в колене, поставить ее на «ступеньку», плотно прижав стопу к поверхности. Поддерживая ребенка, помочь ему опереться на эту ногу, выпрямляя ее и поднимаясь на коробку. Вторую ногу поставить рядом. Снова спуститься и повторить 3-5 раз каждой ногой. Когда начнет хорошо получаться, можно будет поставить 2-3 ступеньки разной высоты.
  • Повернуть ребенка спиной к себе, придерживая под мышками и поставив его стопы на свои. Пошагать немного по комнате, чтобы малыш мог понять принцип и закрепить для себя это движение.
  • Положить перед малышом небольшой легкий мячик. Взяв рукой слегка согнутую ногу ребенка, ударить ею по мячу. Повторить 4-5 раз каждой ногой. После этого можно предложить крохе попробовать самостоятельно ударить мячик ногой.

Когда ребенок освоит ходьбу, важно следить, чтобы его походка была правильной: малыш должен ставить стопы параллельно и не расставлять слишком широко.

Стимулирование интереса к ходьбе

Пока малыш не поймет, что самостоятельное передвижение – интересное занятие, благодаря которому можно узнать и увидеть много нового, у него не будет стимула учиться ходить. Родителям придется проявить смекалку, чтобы побудить свое чадо оторваться от опоры.

  • Предложить игрушку ребенку, стоящему возле опоры. Малыш возьмет ее одной рукой. После этого предложить ему другую, не менее привлекательную игрушку. Чтобы взять ее, ребенку придется отпустить и вторую руку, стоя без поддержки.
  • Поставить несколько стульев на небольшом расстоянии друг от друга, положив на них интересные предметы. Ребенок сможет переходить от одного из них к другому. Со временем стулья отодвигаются все дальше друг от друга.
  • Совместные игры с родителями – самое интересное, что можно предложить ребенку. Малышу понравится вместе с мамой и папой штурмовать диваны и преодолевать небольшие препятствия из различных предметов домашней обстановки (подушек, валиков и т. д.).
  • Побудить ребенка к самостоятельному передвижению поможет пример других детей, умеющих хорошо ходить и даже бегать. Пусть кроха понаблюдает, как весело проводят на детской площадке время те, кого уже не водят за руку.

Приспособления-помощники

Ходунки

Эти приспособления созданы больше для удобства родителей, чем для развития детей. Ходунки дают возможность маме освободить руки, наблюдая за ребенком, чтобы успеть сделать что-то по дому. Они смягчают удары об окружающие предметы, предоставляют крохе некоторую самостоятельность и мобильность. Малыш не может упасть или наткнуться острый угол. Но нельзя надолго оставлять ребенка в ходунках, это может нанести вред детскому организму.

  • Процесс обучения ребенка ходьбе не ускорится, поскольку при передвижении в ходунках задействованы другие группы мышц. Малыш носочной частью ног отталкивается от опоры, а не переступает, как это должно быть при ходьбе. Это может в дальнейшем спровоцировать неправильный вариант ходьбы – на носочках.
  • Ребенок, слишком рано помещенный в ходунки, может пропустить такой важный этап развития, как ползание. В итоге его мышцы и суставы не будут подготовлены к прямохождению должным образом. В ходунках вертикальная нагрузка на слабый позвоночный столб возрастает, что в будущем может привести к нарушению осанки и более серьезным последствиям.
  • При таком передвижении не задействованы и не укрепляются мышцы спины, что может привести к проблемам с позвоночником.

Для здоровых детей допустимо находиться в ходунках не более 30-40 минут в день. Приспособления категорически противопоказаны малышам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающим рахитом, имеющим сниженный или повышенный мышечный тонус, а также детям, которые еще не умеют уверенно сидеть.

Ходунки-каталка

В отличие от ходунков, в которых малыш сидит, ходунки-каталки предназначены для детей, уверенно стоящих на ногах. Такие ходунки ребенок толкает перед собой, свободно передвигаясь. Яркие и интересные приспособления нравятся малышам, ведь на их передней части обычно располагаются различные развивающие игрушки. С такими помощниками даже самые осторожные дети смогут освоить навык хождения, не боясь при этом упасть.

Вожжи для детей

Предназначены для поддержки плохо держащего равновесие малыша, который учится ходить. Приспособление позволяет мамам и папам уберечь кроху от падений. При этом родителям не нужно нагибаться и напрягать спину.

Опасность заключается в том, что с помощью такого поводка нельзя научить ребенка держать равновесие. Он привыкнет к тому, что нет необходимости соблюдать осторожность при падении. А ведь кроха должен научиться падать, чтобы избежать серьезных травм.

Выбор первой обуви

Правильный выбор первой обуви очень важен для здоровья опорно-двигательного аппарата малыша. Она надежно защищает ножки крохи от механических повреждений, а также помогает сформировать стопы ребенка. Качественная и правильно подобранная обувь поможет придать крохе устойчивости и сделает его первые шаги более уверенными.

Для определения размера нужно поставить малыша на лист плотной бумаги или картона и обвести каждую стопу карандашом. С вырезанным трафаретом можно отправляться в магазин. Если одна стопа окажется чуть больше, подбирать размер следует именно по ней.

Лучше остановить свой выбор на детской обуви, которая соответствует следующим критериям:

  • изготовлена из натуральных материалов;
  • легкая по весу;
  • имеет высокий задник для жесткой и надежной фиксации пятки;
  • с закрытым круглым носком;
  • подошва нескользкая и не чрезмерно мягкая, имеет рельефную поверхность и каблук примерно 0,5 сантиметра;
  • надежно фиксирует ногу в щиколотке.

Многие родители сразу покупают для своего малыша ортопедическую обувь. Данный вид обуви является лечебным и приобретается только по врачебным показаниям. Рекомендация к ношению ортопедической обуви дается специалистом с учетом диагнозов, подтвержденных рентгеновскими снимками.

Не следует покупать обувь на размер больше. В обуви, которая не подходит по размеру и болтается на ногах, малыш начнет подворачивать носки внутрь, постоянно держа колени в полусогнутом состоянии.

Чтобы научить малыша ходить, сначала его следует к этому подготовить. Необходимо стимулировать ребенка к новым достижениям, ориентируясь при этом на его настроение. Если кроха отказывается что-либо выполнять, нельзя настаивать и принуждать, этим можно полностью отбить у него желание передвигаться самостоятельно и отодвинуть освоение навыка ходьбы на неопределенное время.

Казалось бы, совсем недавно вы увидели две полоски на тесте и хотелось сообщить об этой новости всему миру. Беременность пролетела незаметно, и вот вы стали мамой самого замечательного ребенка на свете. Вы смотрите на него и просите время бежать немного помедленнее, чтобы успеть насладиться всеми моментами взросления дорогого чада. Но время неумолимо, и вот малышу уже 10, 11 месяцев или даже год, и он такой самостоятельный, такой большой. Каждый день он учится чему-то новому. В один прекрасный момент он попытается пойти, и ваша задача помочь ему в этом нелегком деле. Поэтому сегодня мы поговорим как раз о том, как научить ребенка ходить.

Обучение ребенка ходьбе: когда начинать?

Как правило, дети начинают ходить в 10-14 месяцев. Самым «ходовым» возрастом считается 12 месяцев с возможной разницей в неделю. Бывают, конечно, и исключения, когда малыш уже более или менее уверенно начинает передвигаться без посторонней помощи в 8-9 месяцев, или, наоборот, позже – в 15 месяцев. Практика показывает, что такое не часто, но случается.

Итак, допустим, вашему малышу уже 9-10 месяцев, и вы всерьез задумались о том, как научить ребенка ходить. Может быть, вы ждете того заветного дня, когда ребенок просто возьмет и сразу пойдет? Так вот, такой день обязательно наступит, но к нему следует подготовиться. Точнее, малыш сам готовится к этому моменту. Он встает у опоры, ходит, держась за диван, урывками перебегает от одного родителя к другому. Вскоре ребенок начинает чувствовать себя увереннее и отпускает одну ручку, а другой держится на руку взрослого. Обучение ребенка ходьбе не проходит без всевозможных «помощников» – толокаров, каталок с ручками, детских колясок и т. д., и этот период может продолжаться пару недель, месяц, два, а то и дольше. У всех деток это происходит индивидуально. В год большинство малышей уже ходят уверенно, порой упрямо отказываясь от помощи взрослого. Как правило, родители понимают, что их чадо скоро пойдет самостоятельно, если у него уже легко получается вставать без поддержки, взбираться на лестницы и другие возвышенности.

Так как же научить ребенка ходить? Совет первый: проявите терпение. Часто встречаются беспокойные мамочки, десяти- или одиннадцатимесячные дети которых еще не ходят без помощи. На детских площадках такие родители без конца причитают по этому поводу и встревоженно расспрашивают других мам и врачей в поликлиниках, как научить ребенка ходить самостоятельно. Так вот, запомните: терпение, терпение и еще раз терпение. Не торопите ребенка и не ругайте его ни в коем случае, если он еще не осмелился сделать шаги без вас. По большому счету, малыши сами знают, когда пойти. Если этого еще не произошло, значит, организм и тело вашего карапуза еще не готовы к таким нагрузкам на опорно-двигательный аппарат.

Совет второй. При обучении ребенка ходьбе старайтесь заинтересовывать его и мотивировать. Малыши очень любознательные создания, и разжечь в них интерес к чему-то необычному и незнакомому довольно просто. Поставьте какой-то новый для ребенка предмет повыше, пусть он старается встать и дотянуться до него. Другой вариант – разместите игрушку в другом конце комнаты, но при этом позаботьтесь о том, чтобы малыш, если он рискнет пойти к ней, всегда мог держаться за опору. Страхуйте его, ведь неудачное и болезненное падение может надолго отбить желание продолжать учиться ходить.

Совет третий. Что еще необходимо знать родителям при поиске ответа на вопрос «как научить ребенка ходить»? Реже пользуйтесь коляской на прогулках, конечно, если вы не собираетесь проходить большие расстояния. На детской площадке ходите с малышом за ручку. Можно использовать специальные детские «вожжи» для грамотной подстраховки. Кроме того, на улице показывайте ребенку других деток, уже умеющих ходить и бегать, и рассказывайте о том, что они делают, описывайте их движения. Поверьте, ваш малыш уже многое понимает. Он даже может попытаться повторить за другим ребенком его действия. Дома старайтесь уменьшить использование ходунков, либо совсем откажитесь от них. Здесь, опять же, все индивидуально, но если вы всерьез задумались над тем, как научить ребенка ходить, ходунки могут вам в этом лишь помешать. Многие дети, привыкшие к их использованию, долго не могут научиться обходиться без них.

Совет четвертый: не забывайте про массаж. Если у вас нет прямых показаний для профессионального массажа, делайте хотя бы самый простой один-два раза в день (утром и вечером после купания). Он помогает разработать мышцы и простимулировать нервные окончания. Это необходимо, если вы переживаете по поводу того, как научить ребенка ходить самостоятельно. Кроме этого, проследите за тем, чтобы дома малыш почаще находился босиком. Если вы беспокоитесь из-за холодного или скользкого пола, приобретите носочки со специальной подошвой, которые также будут помогать стимулировать нервные окончания на стопах ребенка.

Совет пятый. Не стесняйте движения малыша: пусть он ползает, если ему хочется, ходит, держась за кроватку или диван, играет. Не мешайте ему, а лучше – играйте вместе с ним, учите перелазить через подушки или большие мягкие игрушки, помогайте ему забираться и спускаться с дивана. Многие мамы, терзая себя проблемой, как научить ребенка ходить, буквально заставляют его топать, придерживая под ручки. Это неправильно. Подобная помощь может только навредить еще не окрепшим ножкам и спинке малыша.

Все дети, даже ровесники, развиваются по-разному: один малыш начнет ходить к 9-10 месяцу жизни, а другой – к году. Некоторые дети и в год с небольшим боятся отпустить мамину руку и пойти без поддержки. Как научить ребенка ходить?

Сегодня расскажу, как подготовить кроху к первым шагам, развивать самостоятельность и интерес к тому, чтобы ходить без постороннего вмешательства.

Подготовительный этап

Очень многое в развитии новорожденного зависит от того, что закладывается в первые месяцы его жизни. Поэтому задолго до того, как научить ребенка ходить самостоятельно, готовьте организм ребенка к дальнейшим нагрузкам.

Малыш, который много двигается, проявляет упорство в движениях и активно себя ведет в течение дня, начнет ходить быстрее своих ленивых и флегматичных ровесников.

Есть очень простые процедуры, ежедневное выполнение которых ускорит физическое развитие:

  • Выкладывание на живот. С первых недель жизни делать этого не стоит, а вот когда ребенок научится переворачиваться на живот, поощряйте его проводить так как можно больше времени. Так он укрепит мышцы шеи и спины;
  • «Выкрутасы» - это упражнение, которое легко выполнять во время режимных моментов, например, во время смены футболок или подгузников. Начиная с двухмесячного возраста, ребенок предпринимает попытки поворотов и переворотов . В результате развиваются мышцы спины, шеи, ног и рук. Поощряйте перевороты, стремитесь превратить эти упражнения в веселую игру.
  • Активные движения: начиная с 4-х месяцев, малыш старается присаживаться с помощью родителей, к 8-9 месяцам он уже полноценно сидит . Чтобы он не был долго на одном месте, предложите ему дотянуться до игрушки, доползти до нее – так у него будет стимул ходить.
  • Ходить вместе – это здорово! Полугодовалые дети очень любят ползать, любой объект, привлекший внимание, заставляет малыша пытаться его достать. Родители, поощряющие двигательные навыки, помогают ребенку осваивать новые пространства. А это, в свою очередь, стимулирует малыша тренировать более быстрые варианты передвижения, например, ходьбу.
  • Крепкие мышцы – правильная ходьба. Чтобы ножки уверенно держали своего хозяина, малыш должен хорошенько научиться сгибать и разгибать колени, подпрыгивать с помощью родителей.

Топ-топ, топает малыш…

Ребенок уже начинает проявлять самостоятельность, передвигаясь с помощью опоры? Он уже может, держась за мебель, дойти с одного ее конца до другого?

Многие родители в этот период придумывают способы, как научить ребенка ходить, чтобы в год с небольшим он самостоятельно бегал.

В первую очередь, малыш должен чувствовать поддержку взрослых. Например, можно взять его за руку и пойти вместе: посмотреть, как умывается кошка, что видно из окна, кто вернулся домой после работы.

Мальчишки будут с удовольствием ходить и толкать впереди себя толокар в виде машины, а девочки кукольную колясочку, за которую удобно ухватиться, ходить и катить вперед. Когда исполнится ребенку 11-12 месяцев, вопрос, как научить ходить, может оказаться уже не таким актуальным.

Если в доме до сих пор остались ходунки, надо их убрать, чтобы малыш забыл, что это такое. Фаза активного хождения должна проходить естественным образом, а не ограничиваться сиденьем и бампером ходунков.

Ходунки очень спорное приспособление. На мой взгляд, от этого приспособления больше вреда чем пользы: в них малыш не может правильно сидеть и ходить, он постоянно смещает центр тяжести, опираясь на ходунки.

Помните, что чем больше вы поощряете в ребенке желание ходить, тем быстрее он этому обучится. Можно присесть на коленки в нескольких шагах от него и попросить дойти до маминых объятий. Дети очень любят такие «походы», закрепление навыков хождения и веселый смех точно будет гарантирован.

Выбираем обувь

Маленьким скороходам нужны правильные «сапоги». К выбору обуви надо отнестись очень серьезно, ведь от того, насколько ребенок хорошо чувствует себя в обуви, зависит то, как быстро начнет и как правильно он будет ходить. Обувку малыш должен носить с удовольствием, а потому, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  1. размер (не надо покупать обувь «на вырост»);
  2. высоту пятки (не должна быть низкой);
  3. подошву (упругая, с супинатором);
  4. застежку (лучше всего «липучки» - ими удобнее пользоваться).

Сама обувь должна быть выбрана вместе с ребенком, чтобы он мог пройтись в ней, а вы понаблюдать, комфортна ли модель, насколько хорошо сидит на ноге, не оставляет ли красные пятна на ножке. Деткам с ортопедическими проблемами врачи прописывают специальную лечебную или профилактическую обувь, на этом моменте тоже следует заострить внимание.

Малышу полезно ходить дома босиком, это стопотерапия и закаливание «в одном флаконе». Сейчас чрезвычайно популярны коврики с разными выпуклостями, которые массажируют и одновременно укрепляют ножки: учите ребенка ходить по ним.

Если вы боитесь, что босиком кроха может простыть, то можно надеть ему носочки со специальной подошвой, она имеет прорезиненный рисунок и предотвращает скольжение по покрытию пола.

Важно! Если ребенок состоит на учете у ортопеда из-за неправильной расстановки стоп, может быть прописана ходьба в специальной обуви даже дома. В этом случае надо проконсультироваться со специалистом.

Психологический настрой родителей

Психологический подтекст освещаемой проблемы очень важен, ведь часто родители начинают бить тревогу, искать пятитысячный способ как научить ребенка ходить, что говорит Комаровский на эту тему и вообще, почему их ребенок не такой шустрый как все. Есть несколько советов, как побороть синдром «суетливого родителя»:

  • Мой малыш – индивидуальность. Поймите, что ваш Петя и соседский Митя – разные люди. Подробнее читайте в статье, «Неужели мы такие разные ?» Если Митя носился как угорелый с 10 месяцев, а Петя неуверенно и держась за руку мамы пошел в год – это не повод для паники. Просто время еще не пришло. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>.
  • Если малыш часто спотыкается, падает и никак не хочет отпускать руку папы на прогулке, кроме ортопеда и невролога, можно проконсультироваться с окулистом. Иногда кроха не может самостоятельно ходить из-за проблем со зрением;
  • Постоянно вызывать интерес ребенка к ходьбе, показывать собственный пример – это один из эффективных способов, как научить ребенка ходить без поддержки. Детей легко увлечь чем-нибудь интересным, поэтому просто включайте фантазию и изобретательность..

Исправляем ошибки

Бывает так, что родители, не разобравшись с тем, как быстро научить ребенка ходить, придумывают свои методы и допускают ошибки. Естественно, что некоторые промахи не помогают, а затрудняют процесс освоения малышом искусства ходить. Ниже - рейтинг самых распространенных родительских ошибочных действий, которые не следует повторять:

  1. Использование ходунков и прыгунков. О первых уже было много сказано выше. Если кратко – откажитесь от их использования, пока кроха учится ходить, или замените на машины, которые можно толкать или игровые центры с познавательным ресурсом;
  2. Родителям не следует слишком рано ставить на ноги грудничка, в попытке научить ходить. Малыш сделает это самостоятельно тогда, когда его мышцы и кости окрепнут. Если искусственно ускорить этот процесс, можно способствовать развитию плоскостопия и нарушений в развитии позвоночника;
  3. Кроме того, карапуз не должен слишком долго «выстаивать» возле опоры – ему надо учиться приседать, иначе стопа может деформироваться за счет растяжения связок;
  4. Некачественная обувь – серьезный промах для родителей. На обуви детей, особенно маленьких, экономить нельзя ни в коем случае. Только качественная ортопедическая обувь помогает опорно-двигательному аппарату развиться правильно и побуждает малыша ходить, делая этот процесс приятным;
  5. Гиперопека никак не может способствовать самостоятельности, а нервные окрики мамы: «осторожно, упадешь!» вряд ли придадут крохе уверенности. Чем шире горизонты для путешествий, тем лучше, а мамина рука должна быть просто поддержкой и подстраховкой.

Как правило, разумные родители, избегающие подобных ошибок, прекрасно знают, как научить ребенка ходить, на многочисленных видео в сети это наглядно демонстрируется. На них запечатлены малыши, которые с удовольствием топают за мамой, толкают перед собой кукольную коляску и танцуют под любимую музыку.

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.


Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.


Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи