Главные принципы позитивного родительства. Коучинг и позитивное родительство: что это такое? Как строить отношения с родителями девушки

Коучинг для родителей как отдельная специализация приобретает все большую популярность во всем мире. В России это направление также начинает свое развитие. В чем ценность? Коучинг дает возможность родителям научиться слушать и слышать друг друга и детей, договариваться с детьми, быть с ними в сотрудничестве и сотворчестве, расти и изменяться к лучшему вместе, раскрывая в себе и в ребенке свой Внутренний Гений, поддерживать и усиливать поток любви в семье.

Интересно, что самая важная составляющая воспитания ребенка, которая была выявлена благодаря Алану Шоре и всем его сподвижникам, оказалась чрезвычайно поразительной на первый взгляд. Для оптимального умственного развития больше всего ребенку нужна любовь. Кстати, она же – рецепт возвращения детей из сетей Интернета и компьютерных игр.

В начале девяностых годов были открыты границы Румынии для Запада, и там обнаружились детские дома, где младенцы и дети постарше оказались просто брошенными. Некоторых детей усыновили американские семьи. К несчастью, было выявлено множество проблем, ученые стали изучать этих детей с целью помочь им и определить последствия полного игнорирования их взрослыми. Сканирование мозга методом ядерно-магнитного резонанса обнаружило в нем «черные дыры» у румынских детей. У сирот, лишенных внимания и человеческого общения первые три-четыре года жизни, целые области мозга просто не развились.

Нет любви, нет стимулов - и основные отделы мозга не развиваются. Коучинг позволяет вернуть детям их родителей через осознанность последних, через понимание того, что позитивное родительство – это служение, ответственность и безусловная любовь.

Почему родители обращаются к коучам?

В условиях ограниченного времени, когда родители много работают, у них появляется возможность конфиденциально и оперативно получить от коуча (по телефону или скайпу) решения и ответы на свои вопросы и проблемы
Родители получают на каждый свой запрос индивидуальное решение, которое им точно подходит, не теряя времени и денег на поиски знаний в тоннах книгах по воспитанию детей вообще
Родители считают, что работа с коучем придает им общественный статус и престиж, в отличие от работы с психотерапевтом, к которому они идут с личной проблемой непубличного характера в формате длительного медицинского взаимодействия, и как следствие – стеснение в обращении
Родителям нравится работа с коучем и они получают удовольствие от результатов коучинга

Направления коучинга для родителей

1. Индивидуальные коуч-сессии с родителем
2. Коучинг семейных пар.

Это ключевые направления. От понимания себя, своего партнера, ребенка, целей родительства, видения конечного результата воспитания, эмоционального и психического состояния родителей, в особенности мамы, зависят состояние, поведение и развитие ребенка. Американцы говорят: mother is happy – everyone is happy – мама счастлива – все счастливы. Устанавливая здесь гармоничные отношения, мы уже усиливаем радость и эффективность общения родителей с детьми.

И здесь помогают вопросы:
Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка (или отношения с ним), например, через 1 год?
Какие 5 качеств ребенка Вашей мечты Вы хотели бы взрастить?
Почему для вас это важно?
Как бы Вы хотели себя чувствовать, когда вы все это увидите?
И когда это происходит, то, что становится возможным?

Только получив ответ на подобные вопросы, родители могут перейти к осознанному воспитанию.

3. Обучение родителей элементам коучинга, которые они самостоятельно используют в общении с ребенком.
И что интересно, дети быстро научаются этому и затем используют в общении с родителями, а также друг с другом.

К таким элементам коучинга относятся:
родительская коуч-позиция,
развивающие и трансформирующие открытые вопросы,
искусство слушания и слышания,
тоны голоса,
понимание природы ребенка,
строения и развития его мозга,
гендерные и возрастные особенности развития и воспитания ребенка.

Коучинг для родителей базируется на знаниях в области возрастной физиологии, возрастной психологии, педагогики, нейробиологии.
Так, например, девочкам нужно в воспитании всегда больше любви и заботы, чтобы она могла больше доверять в жизни, а мальчикам — больше свободы и признания, чтобы он мог сохранять в жизни мотивацию, достигать целей, быть лидером.

Или, что интересно, у детей до 7 лет нет связи между поступком и наказанием. Поэтому бессмысленно ему объяснять причинно-следственные связи. Это доказывают исследования мозга ребенка.
Например, исследователи из Университета Вашингтона пришли к мнению, что мозг детей функционирует совсем иначе, чем мозг у взрослых. Эти отличия являются не психологическими, а физиологическими. Учеными было исследовано 210 человек возрастом от 7-ми до 31-го года. Семилетний возраст был выбран не случайно, так как именно в этом возрасте мозг ребенка достигает 95% объема мозга взрослого человека.

Исследование позволило установить, что мозг взрослого человека имеет четыре нейронные сети, находящиеся в разных областях мозга и отвечающие за различную деятельность. В то время как в мозге ребенка не существует четкого разделения между нейронными сетями. Они работают как единая сеть. Очевидно, именно это обуславливает существенное отличие в мышлении, поведении, а также поступках детей и взрослых.

Интересно также, что механизм, который помогает ребенку развиваться и прогрессировать – это механизм сосредоточенности и привязанности к родителям. Механизм любви по отношению к ним. Но собственной самооценки, и любви к самим себе у детей нет, они развивают их позже.

Поэтому дети могут научиться любить себя только благодаря тому, как к ним относятся их родители: что они им говорят, как говорят, что о них думают, что и как делают. Понимание этих особенностей позволяет выделить принципы позитивного родительства, а также возрастные коуч-периоды в работе с детьми: до 7 лет, 7-14 лет и старше 14 лет, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

Например, с 7 лет можно задавать ребенку открытые вопросы, развивающие творчество, воображение, вопросы, выявляющие желания ребенка, позволяющие сделать ребенку выбор и т.п. Коучинг в формате полноценной коуч-сессии рекомендуется проводить с 14-15 лет. В это время у ребенка уже формируется ответственность.

Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Коучинг позволяет родителям справиться со многими вызовами в воспитании, например, как правильно реагировать, когда ребенок выражает негативные эмоции. А их он должен иметь возможность выражать.

Итак, принципы позитивного родительства
Ребенок может быть другим или отличаться от других
Ребенок может совершать ошибки
Ребенок может выражать негативные эмоции
Ребенок может хотеть большего
Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями

Соблюдение этих принципов родителями с поддержкой коуча при общении с ребенком дает возможность ему стать яркой личностью, с пониманием и осознанием им своих желаний, с адекватной самооценкой.

Наталья Яковлева
профессиональный коуч, мама, кандидат педагогических наук, член ICF.

Само название – «позитивное родительство» внушает доверие. Это значит, никаких слёз, истерик – идеальные дети в отглаженных рубашечках. Так ли это на самом деле? «Детстрана» решила разобраться в этом вопросе досконально.

Вы замечали, что тенденции современного родительства почему-то предполагают полную жертвенность мам и пап по отношению к детям? Потакать, угождать, не запрещать, не наказывать - и всё это в ущерб интересам взрослых. А что в итоге? Перед нами люди, разочаровавшиеся в статусе «мам» и «пап», и неимоверное количество неуправляемых, эгоистичных и избалованных детей. Некоторые родители следуют принципиально иному методу воспитанию - авторитарность, физические наказания, оправдывая себя тем, что «нас так воспитывали - и ничего, выросли».

А вот позитивное родительство - это нечто совершенно иное, это конструктивное, логичное и спокойное взаимодействие с ребёнком. Итак, главные принципы позитивного родительства.

1. Ребёнок имеет право быть другим, отличаться от других

Он не обязан быть отличником, как соседский Вася, не обязан играть на скрипке, не обязан любить театр и вполне себе может быть противником путешествий. И поддаваться стереотипам, насильно ведя ребёнка на курсы английского (ведь это пригодится, это нужно), не стоит. Уважайте право даже самого маленького человека быть собой.

2. Ребёнок может совершать ошибки

Признайте за ним и это право тоже - идеальных людей не бывает. Но опять же, что считать ошибкой? Пятилетний ребёнок, разбивший дорогую вазу, не совершил ошибку - он её действительно уронил случайно, не имея злого умысла. Поэтому ругать, кричать и вообще воспринимать этот факт стоит как досадную оплошность. Если же подросток пришел домой с синяком под глазом, вместе охов и воплей «Кто виноват», задайте три вопроса:

  1. «Что случилось?» - и ребёнок рассказывает факт.
  2. «Ты сделал какие-то выводы, эта ситуация тебя чему-то научила?» - и подросток, даже если ещё никаких выводов не сделал, начнёт рассуждать на эту тему.
  3. «Как ты поступишь в следующий раз, что ты сделаешь по-другому?» - и ваш ребёнок сформирует позитивную картинку.

3. Ребёнок может выражать негативные эмоции

Он может заплакать - от обиды, усталости, из-за проблем в школе, может сказать вам, что вы, по его мнению, несправедливы. И это не хамство! Совершенно нормально давать выход эмоциям, а не копить негатив в себе. Во-первых, выход эмоций облегчает состояние, а во-вторых, это доверие - кому, как не родителям, можно продемонстрировать свою слабость?

4. Ребёнок может хотеть большего

Ребёнка, который знает, чего хочет, легче побудить к чему-либо, предоставив ему возможности для достижения целей. Если ваш ребёнок с младенчества будет жить по принципу «хотеть не вредно», то в зрелом возрасте он сможет терпеливо ждать исполнения своих желаний. Только полная, безграничная свобода «желать» позволяет ребёнку из огромного списка возможностей найти то самое своё желание, призвание и счастье.

5. Ребёнок может говорить «нет», но последнее слово остаётся за родителями

Очень важно понимать разницу между свободой, предоставляемой ребёнку, и вседозволенностью. Суть этого принципа заключается в том, что он позволяет контролировать ребёнка без запугивания, унижений и наказаний. «Я не буду надевать шапку», - заявляет вам дочь, когда на улице метель и минус 20. В своём праве на бунт она понимает, что может и не следовать вашим указаниям, но при этом осознаёт и то, что все последствия неподчинения становятся её ответственностью. Ваша задача - объяснить, чем могут быть чреваты её действия, и спросить, готова ли она к ним. Если бунт продолжается, вы можете сказать примерно следующее: «Я понимаю, что ты готова к последствиям. Но я ответственна за тебя и твоё здоровье, поэтому не могу тебе позволить так поступить».

Вас ставили в детстве в угол? Помните, как это было? Меня, например, наказывали редко, но те пару раз, когда я стояла в углу и отколупывала штукатурку со стены, я помню прекрасно. Главный вопрос - возымело ли это на вас положительное действие? На меня - нет! Когда я сама стала мамой, я пообещала себе не ставить детей в угол и не шлепать их - никогда. Старшей дочери сейчас 9 лет, и я успешно держу это обещание. Однако у меня регулярно возникал вопрос - что же делать, если я уже стерла язык, в сотый раз повторяя детям просьбу убрать за собой постель, собрать разбросанные игрушки или помыть посуду после завтрака? Я ворчала без остановки. Методы воспитания моей мамы и бабушки явно не подходили, нужно было изобретать новые, собственные.

У нас пять дочек, они все разные. Я их очень люблю, мне интересно с ними играть, наблюдать за тем, как они развиваются, узнавать, о чем они думают и мечтают. Однако, когда я отскребала пластилин, размазанный по ковру, или собирала бесконечные обертки от конфет и жвачек, я ловила себя на ощущении, что я управляю стадом безответственных миньнов-разрушителей, которые задались целью завалить квартиру мусором до потолка. Перебрав множетсво подходов в поиске инструментов для коллективного поддержания порядка дома, я все же нашла те, которые подходят нашей семье. А кроме того, я сделала открытие - мои дети намного лучше, чем я о них думала! Честное слово! Они вовсе не ленивые, безответственные или неопрятные - все дело было в организации! Вот несколько правил, которые нам помогли.

1. Назначьте главного.

Признаюсь честно, я люблю командовать, и мои дети тоже - наследственность дает о себе знать. Если назначить главного по уборке стола - это 100% гарантия, что тарелки будут убраны в раковину. Под руководством одной из дочерей (возраст не важен, важна должность главнокомандующей) вся семья дружно убирает посуду и иногда даже ее моет. Загвоздка была в отсутствии лидера!

2. Сначала вместе с мамой, потом сами.

Мечтаете, чтобы груда скомканной одежды превратилась в аккуратно сложенные стопки в шкафу? Я тоже! Но для ребенка аккуратно сложить рубашку так же сложно, как для взрослого без подготовки соорудить за 2 минуты элегантного лебедя из обеденной салфетки. Мы с дочерями составили и написали таблицу: те дела, которые они могут делать сами (складывать грязное белье в корзину, убирать свои игрушки, чистить зубы и т.д.) и те, которые мы будем делать вместе (аккуратно складывать одежду, мыть посуду, готовить яичницу) Через какое-то время девочки научились самостоятельно делать вещи из второго списка, и я для этого им уже не нужна. Загвоздка была в отсутствии навыков, а не в упрямстве.

3. Победителю - награда.

Дети по собственной инициативе завели такой наградной лист: за каждое хорошее дело получаешь наклейку, собрал 10 или больше наклеек к пятнице - получаешь небольшой подарок. Очень мотивирует!

4. Передайте ответственность.

На самом деле, еще никто никогда не умирал от беспорядка в комнате. Да, это неприятно. Кстати, это неприятно и родителям и детям одинаково, просто детям нужно больше времени, чтобы дойти до этой стадии. Дайте детям время созреть! Когда последние чистые колготки/тетрадки или любимый планшет будут погребены под грудами одежды, мусора, постельного белья - дети совершенно самостоятельно наведут порядок. А от родителей требуется, как говорил Карлсон, «Терпение, только терпение» - и он был прав!

5. Хвалите и подтверждайте значимость всех дел, показывайте, как важна и приятна вам помощь детей. Признание мотивирует и детей, и взрослых. Вспомните, как порой хочется, чтобы муж, вернувшись домой с работы, сказал: «Дорогая, сколько ты всего сделала! Дома порядок навела, ужин приготовила, уроки с детьми сделала, продукты купила, белье постирала, а еще и счета оплатила - как ты все это успеваешь?! Я восхищаюсь тобой!» Хочется летать от счастья, правда? Детям тоже! Хвалите их за помощь, показывайте, как важна вам их забота и участие в домашнем хозяйстве.

Сегодня мы вместе с Дафной (8 лет) готовили томатный суп для мужа. Вся кухня была в помидорах, на полу - укроп, а я в пятнах супа, потому что Дафна вынула блендер из кастрюли до того, как выключила его. Но мы довольны, ведь вечером Дафна похвастается своим томатным супом и получит заслуженные похвалу и благодарность. И пока я отмываюсь в ванной, Дафна активно оттирает кухню, потому что уборка - это часть процесса приготовления еды, так мы с ней договорились.

небольшой конспект книги Р.Нарушевича «Мамам и папам детей с небес. Ведические принципы позитивного родительства».

Принципы позитивного родительства:


    Ты можешь быть другим и отличаться от других
    Ты можешь совершать ошибки
    Ты можешь выражать негативные эмоции
    Ты можешь хотеть большего
    Ты можешь сказать «нет», но последнее слово - за родителями

Неправильный подход: у меня хорошее настроение - ребенку можно все; плохое - я наказываю. К чему ведет: а) к бунту со стороны детей; б) к самоуничтожению со стороны детей

Детям до 5 лет нужна защита и любовь. Тот, кто недополучил любви, не сможет ее отдавать (отдавать будет нечего)

Присутствие рядом несчастливого родителя дает сигнал: «Я что-то делаю не так»

Глаза дочери - в сердце отца. Глаза сына - в сердце матери

Два стимула к развитию: любовь и страх. Страх - это избежание страданий. Любовь - стремление к счастью. Если стимул - это страх, то не получишь счастья

Дети проявляют те эмоции, которые мы подавляем. Например, мама подавляет напряжение, что ее ребенок в гостях будет вести себя плохо. В результате, ребенок действительно ведет себя плохо, «помогая» маме выплеснуть эмоции. «Треснешь как следует - ребенок шелковый». Он становится шелковым, потому что мама сняла напряжение

Нас раздражают в поведении ребенка наши собственные эмоции, которыми мы его загрузили

Ребенок не умеет выстраивать логические цепочки и абстрагироваться от ситуации: если сейчас происходит плохое (его ругают), ему кажется, что это будет всегда. Поэтому:

Не следует осуждать за капризы (например, когда нет рядом родителей - он не понимает, что это временно);
ограждать от любого негатива

Наказание в трех гунах: в невежестве; в страсти; в благости.
Первые два - в состоянии гнева, последнее (единственно правильный вариант) - с добрым сердцем

Веды: ребенок до 5 лет - царь (разрешается все), от 5 до 14 - слуга (можно наказывать), после 15 - друг (общаться на равных; наказывать уже поздно)

Посрамление, сравнение с другим ребенком - скрытые формы насилия

Родители: а) строгие; б) либеральные. Ни то, ни другое неправильно, нужно искать золотую середину, мотивировать ребенка к сотрудничеству (как - см. ниже)

Типы детей:

1. сенситивный (вода) . Эмоциональные, тонко чувствуют нужды и желания других людей. Отзывчивые. Не коммуникативны. Потребность - чтобы их выслушали и поняли их чувства. Переключение на позитив не помогает. Нельзя наказывать за негативные эмоции;

2. активный (огонь) . Потребность - действовать и достигать результатов. Будут сотрудничать, если для них есть план действий. Если плана нет, действуют по своему усмотрению - переходя к деструктивным последствиям. Лидеры, могут и должны организовывать других детей. Подчиняются авторитету («Так папа сказал»). Мучительно переживают покой. Действуют и ошибаются - нельзя наказывать за ошибки. Нельзя критиковать при других. Нужна похвала. Мотивация: «Давай сделаем …» (а не «сделай»);

3. коммуникативный (воздух) . Основа - познание себя и окружающих, восприятие мира, отношения. Не любят рутину. Много чего начинают и бросают, забывают. Их мотивируют перемены. Избыток информации, впечатлений (СМИ, развлечения) разрушителен;

4. рецептивный (земля) . Хотят знать, что произойдет дальше, чего стоит ожидать, что будут делать окружающие. Мотивация: режим, повтор и ритм. «Настало время делать то-то» (=»Все под контролем»)

Если подавлять сопротивление ребенка, то он перестанет понимать свои желания, станет плыть по течению и подвергаться влиянию других. Также станет перенимать тактику подавления, насилия по отношению к другим

Внешняя покорность ребенка не то же самое, что подчинение. Первое - воля сломлена, нет желания достигать целей. Второе - готов к сотрудничеству

Либеральное воспитание: жертвуем собой и НЕ побуждаем к сотрудничеству (отношения «Проиграл/Выиграл»)

Ошибки при взаимодействии с детьми:
- риторические вопросы
- оправдания и длительные пояснения по поводу того, зачем нужно что-то сделать (снижается авторитет родителя)
- нравоучения
- душеизлияние
- угрозы

Когда просишь о чем-то, не отделяй себя от ребенка (Правильно: «Давай сейчас наведем порядок. Я помою посуду, а ты уберешь игрушки»; ключевое - «мы наведем порядок»)

Похвала : не нужны эпитеты, оценки. За что я благодарю? Какие чувства испытываю?

Если человек не чувствует возможности испытывать счастье от того вида служения, которое ему понятно и доступно на данный момент, он теряет мотивацию к служению вообще. У детей служение - это делать то, что нравится им самим, а не тем, кому они помогают. Нельзя осуждать за это

Девочки больше нуждаются в заботе. Мальчики - в доверии. В раннем возрасте и тем, и другим, нужно больше заботы. Потом - больше доверия. Поэтому дочь должна быть под опекой матери, а сын - под опекой отца (так было в ведическую эпоху)). Иначе родители будут давать детям не то, что им нужно

Освобождение от стресса: мальчики - уединение, молчание, помогать - когда просит; девочки - общение.

Типы интеллекта :
# академический (хорошо учится),
# эмоциональный (важны отношения),
# физический (спорт),
# творческий (воображение; не вписываются в стандарты),
# художественный (сценическая деятельность),
#мудрый (ищут суть вещей),
# интуитивный (знают, не изучая; нельзя заставлять учиться);
# особый талант.

Нельзя сравнивать детей

Нельзя осуждать за ошибки:

Фокусироваться на исправлении ошибок;
дети не могут выстраивать логические цепочки. Бесполезно сокрушаться, «как он мог так поступить»;
детям для развития нужна атмосфера безопасности. Если корить за ошибки, такой атмосферы не будет. Будет страх совершения ошибок;
до 9 лет не могут учиться на ошибках;
ребенок учиться на примере. Родители должны не осуждать (иначе ребенок тоже будет осуждать), а показывать, как исправлять ошибки;
последствия осуждения за ошибки: скрытность и вранье; не будут ставить высоких целей (жизнь в зоне комфорта); наоборот, будут ставить очень высокие цели, но будут постоянно неудовлетворены жизнью; будут постоянно оправдываться, снимая с себя ответственность; пониженная самооценка;
признавать ли родителям свои ошибки (при детях)? Да, тогда и дети научатся тому же;

Нельзя осуждать за желания:

Две составляющие счастливой жизни: человек должен быть доволен тем, что имеет, и не должен бояться хотеть большего;
когда родители не могут исполнить желание, это нормально. Неправильно осуждать за желания;
когда желания подавляются (осуждением), возникают негативные эмоции;
в конченом счете подавляется понимание своих желаний, ломается воля ребенка, он перестает сотрудничать. Даже может стесняться отпрашиваться в туалет. Подвергается влиянию толпы (т.к. нет своих желаний);
грань между удовлетворением потребностей ребенка и баловством: неправильно, когда отказываем себе в покое ума, в развитии, в своих желаниях. Не должно быть эмоционального рабства (страх перед капризами)

Нельзя осуждать за эмоции:

Если сильно покровительствовать, жертвуя своими интересами и ценностями, то человек попадает в зависимость и начинает ненавидеть покровителя. Поэтому нельзя лишать ребенка возможности пережить негативные эмоции;
нужно уметь признавать чувства ребенка («5 секунд молчания»);
если мы его принимаем даже в негативном эмоциональном состоянии, то, пережив стресс, он увидит, что его по-прежнему любят. Со временем начнет понимать, что любовь важнее всего.