Фольклорный праздник в старшей группе «Осенние посиделки. Осенины: традиции народного праздника

Цель:

  • Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.
  • Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.
  • Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.
  • Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.
  • Формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.

Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.

Оборудование и атрибуты: музыкальный центр, декорации деревенской избы, ворот; плетеньдеревянные свистульки, деревянные ложки, русские костюмы, муляжи овощей и фруктов в корзине, плоскостное дерево, разноцветные осенние листья, сундучок,

Ход праздника

Дети входят в зал, садятся на скамейки. Появляются в русских сарафанах Петровна и Михайловна, беседуют:

— Дни давно короче стали, листья золотом горят.

Улетают птичьи стаи за далёкие моря.

Стало всё вокруг уныло, снова осень наступила.

Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.

— Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт.

— Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.

— Может кто-нибудь придёт? Сказку скажет, иль споёт?

— Очень рады мы гостям! Приходите в гости к нам!

Петровна: Смотри, Михайловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают.

(Под русскую народную мелодию дети через воротца входят на двор)

Русская народная песня «У ворот»

Михайловна: Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

1 ребёнок: Отдых – это не безделки: время игр и новостей,

Начинаем посиделки для друзей и для гостей.

2 ребёнок: Раньше чаем угощались с мёдом, явно без конфет,

Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.

Петровна: Садитесь гости, будьте как дома! (дети рассаживаются на стулья)

Михайловна: Наши посиделки осени посвящены, будем осенние песни петь, стихи рассказывать, загадки осенние загадывать.

Петровна: У нас осень в этом году знатная! А у вас какая осень наступила?

Песня «Осень золотая» муз. Г.Л.Гусевой

Михайловна: Славно вы песни поёте, а мы с Петровной вам тоже вам кое-что интересное припасли. Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем. Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в сундучок собираем. Это – наш сундучок-копилка (показывают). В нём – загадки.

Петровна: Давай, Михайловна, сядем рядышком на лавке,

Вместе с вами посидим, загадаем вам загадки,

Кто смышлёный — поглядим (заглядывают в сундучок).

Ни свет, ни заря — идёт согнувшись со двора.

Рядом подруги идут, песни поют, назад идут- плачут…(коромысло и вёдра)

Русская народная песня « Узорница»

(мальчик за песню дарит колечко, с поклоном, и одевает на пальчик.)

Мальчик: За песню звонкую, весёлую, да за доброе словечко
Раскрасавица девица, я дарю тебе колечко.

Русская народная игра « Колечко»

Михайловна: А вот ещё загадка из нашего сундучка.

Кто же ягоды не знает, от простуды помогает,

На кустах они висят, и как маков цвет горят,

Только это не малина, что за ягода?….(калина)

(достаёт из сундучка отгадку- ягоды калины)

Хоровод « У калинушки» муз. Ю.Михайленко

Петровна: Ой, сколько листьев во дворе, помогите убрать.

Аттракцион «Собери листья в корзину»

Михайловна: Ну, вот! Кончил дело, гуляй смело! (показывает собранные листья)

Петровна: Эй, девчушки – хохотушки! Запевайте нескладушки!

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

Михайловна: Где гармошка заиграла – там частушка зазвучала,

Русская, народная, весёлая задорная.

«Частушки – нескладушки»

Петровна: Молодцы, девчушки! Славно всех повеселили, потешили.

Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то песни поёт…

Петровна: Да полно те, это комары звенят!

Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то каблучками чечётку выводит…

Петровна: И правда… Это ж у наших ворот народ собирается!

Приглашайте гостей на танец!

Русская пляска (дети приглашают гостей на танец)

Петровна: (заглядывает) Ой!, сколько ещё загадок в нашем сундучке!

Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (картошка) .

Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста).

За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку).

Не пугайтесь, если вдруг, слезы лить заставит… (лук).

На грядке растут молодцы, и зовут их… (огурцы).

Михайловна: А теперь, детвора, про наш урожай спеть пора.

Хоровод «Здравствуй, осень» муз. Ю.Слонова

Под весёлую музыку в зал входит Пугало огородное .

Петровна: Кто же это? И откуда? И почему в таком виде на наши посиделки явился?

Пугало: Я одеваюсь не по моде, весь век стою, как на часах.

Я в саду ли, в огороде на стаи нагоняю страх.

Меня сороки, галки боятся пуще палки!

Петровна: Хватит загадками говорить, отвечай толком, кто ты и откуда?

Пугало: Я, ни какой-нибудь бездельник и лентяй. Я – трудовое Пугало Огородное!

Всё лето стою в саду, в огороде, в любую погоду: под солнцем,

ветром и дождём.

Урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, работаю…

А меня и на ваши посиделки не пригласили.

Петровна: Ну, а что же ты Пугало Огородное с пустыми руками на праздник пришёл?

Пугало: Как это с пустыми руками? Да у меня столько подарков припасено…

Пугало убегает за подарком, и выносит дерево.

Михайловна: Интересно, какие такие подарки приготовило нам Пугало Огородное!

Пугало: Вот, смотрите, какое я «Чудо — дерево» вырастил!

(ставит дерево, на котором «растут» яблоки, груши, сливы, виноград, а также овощи: помидоры, редис, свекла, огурцы и др.)

Михайловна: Интересно, интересно… (обходит дерево со всех сторон, рассматривает)

— Ребята, а как вы думаете, что на этом дереве лишнее?

Дети: Овощи! Не растут на деревьях.

(несколько детей снимают их с дерева)

Пугало: Значит, овощи на деревьях не растут? Это я запомню! А давайте поиграем и вы мне поможете отделить овощи от фруктов.

Аттракцион « Отдели овощи от фруктов».

Пугало: Вот здорово!

Фрукты всего вкусней на свете, ешьте витамины дети!

Овощи с грядки очень полезны, вас защитят от разных болезней!

Мне жалко с вами расставаться, но близится зимы черёд,

Я к вам опять приду ребята, вы ждите в гости через год (уходит).

Петровна: Ой! Кажется мы забыли про наш сундучок! Вот ещё загадки!

Что же это за игрушки? Лежат – молчат, на ребят глядят.

А к губам поднесут – на весь свет запоют. (свистульки)

Всех накормит а сама не ест? (ложка)

Михайловна: Эх! Хороши игрушечки весёлые свистушечки

Поют, свистят, народ веселят! (выносят свистульки и деревянные ложки, раздают детям).

«Свистулечный оркестр»

Петровна: Ай, да гостюшки, ай да затейники! Всех развеселили!

Ребёнок: Заигрались, загулялись, надо по домам расходится,

За весёлые посиделки хозяюшкам поклониться!

Михайловна: Осень, осень на порог, Михайловна несёт пирог.

За ваше веселье, да за уменье всем вам угощение!

«Пироги»

Ребёнок: Погостить у вас мы рады, мы ещё разок придём
А теперь, ай-да, ребята, с пирогами чай попьём! (звучит музыка, дети уходят)

Петровна: Развлекала, веселила нас с тобою детвора,

А теперь, моя подружка отдохнуть и нам пора.







музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 14»,

г.Вышний Волочёк, Тверская область, Россия

Театрализованный фольклорный праздник в начальной школе

"Осенние посиделки»

Постигая мир русского фольклора, дети учатся глубже воспринимать окружающее и позитивно выражать свое отношение к нему.

Цель: активизация творческой деятельности обучающихся средствами русского фольклора; обеспечение общего культурного развития путем постижения русских народных традиций.

Задачи:

- помочь увидеть и понять истоки русских традиций, праздников;

- развивать у обучающихся эстетический вкус, путем вовлечения

в народно - поэтическое творчество;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Ход праздника

1-й чтец :

Добрый день, гости званные и желанные!
Люди красивые и молодые, маленькие и большие!

2-й чтец:
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.

3-й чтец: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!

1-й чтец: Слушайте, да глядите,

Да не говорите,

2-й чтец: Что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали.

Вместе: Гостей округи данной
Зовём к вечёрке званой!

3-й чтец :

Рассаживайтесь поскорей
Кто на стул, кто на лавку,

2-й чтец: Да не делайте вы давку!

3-й чтец : Ну, что тут долго толковать,
Пора вечёрку начинать!

Учитель: Давным–давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, а когда праздновать. Первый осенний месяц-Сентябрь

Я - Сентябрь,

Паутинка-серебринка.

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Сентябрь баловать не любит! Холода приходят, чаще небо хмурится, оттого и «хмурень».

В сентябре ветры ревут. Воют по ночам. Говорили раньше «Понеслись ветерки с полуночи». А ещё в сентябре в лесах можно услышать рёв оленей. Оттого сентябрь – ревун!

В сентябре огонь в поле и в избе. Хлеб молотили по ночам. Ни одному зерну пропасть не давали. Издалека светились огни в деревнях от вечерней до утренней зорьки. Оттого сентябрь – «зоревник».

Сентябрь:

Хотите узнать сентябрьские народные приметы? Слушайте.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень и снежная зима.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Холодный сентябрь – в марте сойдёт снег.

Учитель:

Сентябрь: На святую Фёклу копай свёклу!

Учитель:

Сентябрь:

Да, грибы на окошке не растут.

Кто пораньше встаёт, тот грибов и наберёт.

А сопливый да ленивый идут после за … крапивой!

Отгадайте-ка, загадку!

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (Мухомор)

(Игра – соревнование « Кто лучше раскрасит».

Дети делятся на 3 группы и раскрашивают шаблоны. )

Учитель: Продолжаем наш народный календарь.

Посадили мы картошку

Ещё в мае-месяце.

Выросла она на диво -

И крупна, и так красива!

А картошка - хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела!

Игра “Уборка картофеля ” (Участвуют 2-3 семьи.Семья проходит 3 этапа: на первом – папа чистит картошку и кладет ее в ложку. На ложке ребенок несет картошку маме. Мама должна максимально тонко порезать картофелину на кусочки. Выигрывает семья, которая первой пройдет все этапы.)

Дети: На Святого Луку – лук дёргают.

Дети: Про них говорили Пётр и Павел – рябинники!

В этот день начинали сбор урожая рябины.

Но не всю рябину срывали, часть ягод дроздам, да снегирям оставляли.

В этот день был обычай такой: кисти рябины вешали под крышу каждого дома. Девушки рябиновые венки плели, бусы рябиновые одевали, хороводы водили.

Исполняется хороводная игра «Дударь». (В центр хоровода встает «Дударь»- водящий)

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?
- Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)

Дети: На Святого Никиту репу срезают.

Да, репа у всех в почёте была! Её ели свежую, варёную, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, варили кашу из репы, делали репный квас! Проще пареной репы ничего нет!

Так вот откуда это выражение вошло в нашу жизнь. Теперь все ребята будут знать.

Театр – экспромт . Сказка «Репка» на новый лад (Играют взрослые).

Кто загадку отгадает, роль он тут же получает

Репка- Оба-на, вот и я

Дед - Люблю я это дело!

Бабка – Ой, молоко убежало!

Внучка – (машет рукой) А клевый у меня прикид!!

Жучка – Всех покусаю!

Кошка – Люблю сметанку …

Мышка - Достали уже….

Учитель: Октябрь.Второй месяц осени. Грязник. Листобой. Листопад. Позимник.

Октябрь:

Я – Октябрь, знаю:

Листьям - время опадать,

Птицам - время улетать.

Много дел и у меня:

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Дети: С этого дня начинался отлёт журавлей в тёплые края.

Дети: Начиная с этого дня рубили капусту на зиму.

Дети: Встреча Осени с Зимой.

Октябрь : С Покрова начинались ярмарки. А на ярмарке веселье! Инсценировка «Глаша» (Девочку ставят на табурет, надевают на нее длинный сарафан, чтобы не было видно табурета. К сарафану подставляют под стул ставят какую – либо обувь. Получается «ГЛАШа». «Кавалер»- мальчик небольшого роста)

Ты обещал, а ко мне не приходишь.

Аль тропинку ко мне не находишь?

Приходил я, тебя дома нету.

Черти носят тебя, что ль, по свету?

Что ты, что ты меня не целуешь?

Что ты, что ты меня не милуешь?

Ноги, что ль, мне твои обнимать?

Чуни, что ль, мне твои целовать?

Обещал меня взять на вечерки.

Там гуляют парнишки, девчонки.

Не возьму тебя я на вечерки,

Мне ходули нужны аль подпорки.

И пошто я така уродилась?

Видно, маме дороженька снилась.

Кавалеру меня не достать,

И пошто я такая верста?

Не печалься, что высока ты, Глаша.

Стану есть по утрам только кашу.

Видно, каши-то мало я ем,

Раз росточком не вышел совсем.

Приходи к нам домой гостевать.

Нет, пойду лучше кашу хлебать.

Дети: Настоящей зимы нужно ждать через месяц.

Давайте послушаем приметы этого месяца:

Ненастный октябрь - дождливая весна.

* Если на Парасковью большая грязь, то до зимы осталось 4 недели.
* Если в октябре лист с берёзы, дуба и клёна опадает нечисто – жди суровой зимы. *Покуда лист с вишни чисто не опадёт - сколько снег не падай, всё будет таять.

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?» ( На полу по кругу раскладывают листья, их количество - на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.)

Учитель: Ноябрь. Третий месяц осени. Грудень. Ледень. Ледовый кузнец. Листовей.

Ноябрь:

Я-Ноябрь, а со мной

Холодинки и снежинки.

Задремали лес, поляны,

На луга легли туманы.

Птиц не буду забывать,

Им придется зимовать.

Дети: Ноябрь месяц студёный, морозный, потому и ледень, ледовый кузнец.
Славяне называли этот месяц груднем - от груд замёрзшей земли со снегом.

Дети : Ждали первых заморозков.

Дети: Зиновий-синичник, синичкин праздник. Прилетают из-за моря снегири, сойки, чечетки, свиристели. "Немного синичка ест- пьёт, а весело живёт".

Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!

Закликание Кузьмы-Демьяна.

Брат Кузьма и брат Демьян

Покажитесь вы нам,

Покажитесь вы нам,

Улыбнёмся мы вам!

(Появляются Кузьма и Демьян.)

Кузьма :

Если дух в здоровом теле -
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…(Исполняют частушки)

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим,

Сразу все кричим: «Ура!»

Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

Мы секрет румян достали

От прабабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем!

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

Разудалый я силач -

Гну рукой подковку!

Потому, что я жую

Каждый день морковку.

Девочки и мальчики

Любят кушать «пальчики».

Но бояться вам не надо,

Это сорт ведь винограда!

Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

Это ж, братец, кабачок!

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать.

На дворе похолодало –

Можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили,

Не давали поносить.

Еле осени дождалась –

Очень модничать люблю.

Ох, ребята, полюбуйтесь

Вы на шапочку мою.

Ребятишек нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить

Пирожки с картошкой.

Мы частушки вам пропели.

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Учитель: Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
Наукам обучать ребят?

Кузьма :

Мы – покровители ремёсел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем.

Демьян :

А коль талантов вам не занимать,
Попробуйте загадки разгадать.

Загадки Кузьмы и Демьяна:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё – беда,

Она их главная еда. (Трава)

Без рук, без ног.

В дверь стучится, в избу просится. (Ветер)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)

Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет.(Лист)

Лежит бычок – белый бочок,
Толстенький, гладкий,
Привязан к грядке. (Кабачок)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Головой велика, только шея тонка. (Тыква)

Одну ягоду мы ели…
Вчетвером за столик сели – еле-еле одолели:
Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса;
Да ещё в отброс осталось – вот так ягодка досталась! (Арбуз)

Кузьма: - Ну и ну! Вот так ребята! Отгадали все загадки.
Демьян: Ну, кто хочет поиграть?
Свою ловкость показать?

Проводится игра « Попади шишкой в ведро»
(класс делится на 2 команды, каждой команде даётся по 5 шишек, каждый участник делает 5 бросков, броски суммируются, выигрывает та команда, у которой больше попаданий)

1. Кузьму и Демьяна почитали в народе русском Божьими кузнецами. Мастера кузнечного дела считали их своими покровителями, а день их имени, 14 ноября, - своим праздником.

2. К этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы»: изделия, которые ими просто раздаривались в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.

Учитель:

Ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября.

Дети: Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера» Инсценировка «Ни пуха, и пера»

Рано утром мама - квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, уже пора,

Ну, ни пуха, ни пера!».

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нем и в самом деле –

Нет ни пуха, ни пера!

Дети: Начинается ледостав, иначе называемый "рекостав" - остановка рек.

Дети: Устанавливается зима.

1 чтец: На Руси посиделки длились с вечера и до утра
Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.

2чтец: Уносите в дом родимый радость нашего двора,
На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!

Дети и воспитатели, одетые в фольклорные костюмы, вместе с музыкальным руководителем под фонограмму песни «Течет ручей» (муз. А. Костюка, сл. П. Черняева) входят в музыкальный зал и встают в полукруг.

Ведущая:

За околицей села веселы были дела,

Вышли дети на народ, встали дружно в хоровод,

И танцуют при народе «Во саду ли, в огороде».

Хоровод «Во саду ли, в огороде»: на первую часть музыки дети и взрослые идут по кругу, на вторую часть делают два шага в центр круга со словами «о-хо-хо», затем два шага из центра круга со словами «а-ха-ха». На вторую часть музыки — хлопки в ладоши в ритм музыки, затем кружение. Садятся на места.

Ведущая . Раньше в деревнях после сбора урожая собирались люди на веселые гуляния: на других посмотреть, да и себя показать. Вот и мы с вами пришли на такое гуляние.

А ну, что сидите? А сказать ничего не хотите?

Выходят мальчик и девочка. Говорят по очереди.

Девочка:

Поглядите на ребят:

Все на лавочках сидят!

Все на лавочках сидят

И на девочек глядят.

Мальчик:

Мы не просто так сидим

И на девочек глядим.

Выбираем для души:

До чего же хороши!

Ведущая:

А будешь долго выбирать —

Не с кем будет танцевать!

Исполняется танец «Светит месяц» (русская народная мелодия). На первую часть музыки дети идут по кругу парами, у мальчика обе руки на поясе, девочка держит мальчика под ручку. На вторую часть дети останавливаются лицом друг к другу и под музыку выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок о ладонь друг друга, руки на пояс, развели в стороны (как бы удивились), снова хлопок в ладоши, снова о ладонь партнера и три хлопка в ладоши. Движения повторяются три раза. Затем выходят дети и читают небылицы.

1. Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки да творят насмешки.

2. Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,

Палочкою машет, а зайчата пляшут.

3. Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!

На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.

Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

4. Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!

Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,

Нимошка —- на кошке по кривой дорожке.

5. Да разве это чудо? Я еще чуднее слышал.

Плыли утром по реке два барана в челноке,

Черный с удочкой, белый с дудочкой.

Черный рыбку ел, белый песню пел,

Как Иванушка младой шел с ярмарки домой.

Выходит мальчик с котомкой.

Ведущая:

А вот Иванушка идет.

Что-то нам он принесет?

Иванушка:

Я на ярмарку ходил,

Посмотрите, что купил.

Дети поют песню «Где ты был, Иванушка?» По ходу песни Иванушка достает покупки-игрушки: курочку, уточку, барашка, коровку.

Ведущая: Вот как много всего на ярмарке купил Иванушка. Осенью, ребята, когда заканчивались полевые работы и был убран урожай, открывались ярмарки. На них продавались разные товары. Иванушка купил себе животных. Они ему в хозяйстве пригодятся. А наши девочки на ярмарке платочки купили. Покажите нам свои платочки, красавицы!

С расписными павловскими платками выходят девочки.

Первая девочка:

Мы на ярмарку ходили

И платки себе купили.

Вторая девочка:

И на празднике у вас

Потанцуем мы сейчас.

Девочки исполняют «Танец с платками» (под русскую народную мелодию «Калинка»). На первую часть танцующие, с платками на плечах, ходят по залу. На припев платки держат перед собой на вытянутых руках и громко топают ногами («топотушка»). Затем накидывают платки на плечи и плавно ходят по залу. На припев кружатся, держа платок на вытянутых руках.

Ведущая:

Погляди-ка народ,

Кто-то к нам сюда идет.

Не шумите, не кричите,

А тихонечко сидите.

Выходят дети в шапочках Кота и Кошки, читают русские народные прибаутки.

Кошка:

Как у нашего кота очень шубка хороша,

Как у котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Выйдет котик из ворот — сторонится весь народ.

Три-та-та, три-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кошка:

За Кота Котовича, за Петра Петровича.

Тише, мыши, не шумите,

И кота вы не сердите.

Кот усами шевелит,

Всем вам прятаться велит.

Игра «Кот и мыши». Детям надевают шапочки мышек. Кот «спит», мыши бегают тихонько по залу под музыку «Ах вы, сени» (русская народная мелодия). Как только музыка прекращается, Кот просыпается и ловит мышей. Ведущая:

За околицей села

Веселы у нас дела!

Дети с ярмарки пришли

И всем ложки принесли.

Выходят дети с расписными ложками в руках и читают стихи.

Наши ложки всем знакомы,

Не сидится ложкам дома.

Ложки по свету гуляют

И мастеров своих прославляют.

Исполняется танец с ложками под музыку русской народной песни «Самара-городок». На первую часть музыки дети идут по залу врассыпную, держа руки с ложками за спиной. На вторую часть играют на ложках под музыку. Затем все садятся на места. Выходит мальчик:

Мы играем целый день,

Заплетаем свой плетень.

Проводится игра «Плетень» под русскую народную мелодию «Сеяли девушки яровой хмель». Дети разбиваются на четыре команды, руки у всех в команде «заплетены». Каждая команда ходит друг к другу в гости и кланяется. На вторую часть мелодии дети отпускают («расплетают») руки и танцуют, кто как может. По окончании пляски все снова «заплетаются» в свои плетни. Выигрывает тот плетень, который «заплетется» быстрее.

Ведущая: Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Выходит взрослый с куклой-дедом.

Дед: Здорово, ребята!

Дети: Здравствуй, дедушка Егор.

Дед: Какой забор? Я на заборе не сижу, за девчатами не гляжу! Старый стал! А вот поиграть с вами — поиграю!

Проводится игра «Как у дедушки Егора было семеро детей».

Дети стоят по кругу, ребенок с куклой в центре. Все поют: «Как у дедушки Егора было семеро детей. Они не пили, не ели. друг на друга все глядели, разом делали вот так!» Ребенок с куклой показывает любое движение (например, хлопки в ладоши), дети повторяют, игра продолжается.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник. Становись-ка, народ, ты в прощальный хоровод!

Дети встают в хоровод и под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу» (фонограмма) уходят из зала.

Задачи:

— формировать положительные эмоции и желание участвовать в фольклорных мероприятиях;

— стимулировать индивидуальные проявления детей в разных видах деятельности.

Предварительная работа: беседы о сезонных работах на огороде, выставка детских рисунков «Вот так урожай!»; разучивание стихов, песен по теме мероприятия; вечер загадок.

Оборудование: костюмы героев праздника, обручи, лейки, муляжи капусты, ведра, ноутбук, презентация «Родилась капуста».

Ведущий . Ребята, смотрите, какую я получила открытку, а в ней такие слова:

Я и взрослых, и ребят приглашаю в гости.

Я и станцевать смогу, если кто попросит.

Меня знают все на свете, а кочерыжку любят дети.

Заяц лист капустный съест и убегает в темный лес.

Толкут меня в кадке, пироги пекут.

Ну что, догадались, как меня зовут?

Дети. Капуста.

Ведущий. Ну что, ребята, принимаем приглашение от капусты?

Дети. Принимаем.

Ведущий . Только куда идти, где барыню-капусту найти? Слышите, кажется, сорока шум подняла. Давайте послушаем, что она скажет.

Сорока.

Внимание! Внимание!

Всем Ванюшкам и Катюшкам!

Всем Андрюшкам и Танюшкам!

Всем Светкам и прочим деткам!

Строгий наказ — дорогу к барыне-капусте показать и у нее в гостях песни петь да плясать. Что сидите, что сидите, за мной идите да песню заводите.

Дети исполняют песню «Вместе весело шагать по просторам» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Ведущий. Вот мы и пришли. Кажется, это огород, и пугало огородное еще не убрали. Спит оно, что ли? Давайте громко захлопаем в ладоши.

Дети хлопают.

Пугало. Что такое, почему так шумно? Неужели опять эти назойливые вороны налетели, кыш, кыш, кыш...

Ведущий . Уважаемое Пугало огородное, успокойтесь. Это не вороны, это мы с ребятами получили приглашение в гости от бары- ни-капусты и пришли.

Пугало . Да, да, жду вас. Барыня-капуста сейчас появится, а пока мне повеселить всех велено. Только как играть, плетень мешает!

Проводится музыкальная игра «Плетень».

Вот молодцы, весело играли. Не только большой урожай капусты нам нынче осень подарила, и калина с малиной радовали всех ароматными ягодами.

Дети исполняют песню-хоровод «На горе-то калина» (обр. муз. Ю. Чичкова).

Входит Капуста.

Капуста . Здравствуйте! Знала я, что придут гости: веселые певуны да танцоры. Скоро мне в банки да в кадушки на зиму укладываться, так порадуйте и повеселите меня.

Ребенок

Ой, капуста бела,

Ой, капуста вкусна!

Расскажи ты нам, капуста,

Как ты летом росла?

Капуста. Весной меня хозяйка посадила, потом просила дождик, чтоб он поливал, а Пугало — чтобы от капусты ворон отгоняло. Вот такая уродилась я круглая да хрустящая. А вот сейчас срок подошел, меня с грядки и убрали. А как это было — посмотрите!

Игра-соревнование «Посади капусту»

Дети делятся на две команды. Первый ребенок бежит и кладет в обруч (грядку) муляж капусты, передает эстафету. Второй бежит с лейкой, обегает обруч и как бы поливает капусту. Третий бежит с ведром и убирает ее.

Пугало. Чтобы наша барыня-капуста выросла такой большой и хрустящей, нужно много потрудиться. Посмотрите, каким маленьким росточком она была в детстве, и какие вкусные угощения можно приготовить из капусты, когда она становится круглой и сочной.

Просмотр презентации «Родилась капуста».

Капуста. Порадуйте меня, ребята, песней про капусту.

Дети исполняют песню «Вот какие кочаны» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Н. Мазнина).

Пугало. Кочаны выросли огромной величины, так теперь непрошеных гостей жди на огород. Козел бородатый листочек капустный хочет оторвать, а заяц ушастый и кочерыжку подберет. Тут уж держи ухо востро, прогоняй гостей с огорода.

Игра «Гости в огороде»

Дети выполняют движения по тексту.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Серый зайка прискакал и капусту увидал,

Дети хлопают, зайчик убегает.

Есть у нас огород, там капуста растет

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2раза)

Быстрый козлик прибежал и капусту увидал,

Хочет он ее сорвать и с капустой убежать. (2 раза)

Дети топают, козлик убегает.

Капуста . Вы и пели и играли, а стихи про меня не читали.

Ведущий . Стихи, конечно, расскажем.

1-й ребенок

Глянь, капуста в огороде,

Разодета вся по моде.

100 нарядов — это слишком,

Под листами кочерыжка.

2-й ребенок

Ее на зиму шинкуют,

Солят, квасят, маринуют,

Ведь капуста, как известно,

Во всех видах нам полезна.

Она раны очищает

И от стрессов защищает,

И лечебна, и вкусна —

Капуста-барыня нам всем нужна!

Пугало. Смотрите, какие парни да девицы нарядные сидят! Я тоже такую фуражку хочу с красным цветком. Если у меня будет на голове такая фуражка, далеко меня на огороде увидят вороны. Мальчик, подари мне свою фуражку.

Мальчик

Мы не можем, Пугало,

Фуражки вам отдать,

Мы сейчас для всех друзей

Будем танцевать.

Дети исполняют «Кадриль» (из программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»).

Пугало. Ну как, капуста-барыня, довольна ты гостями? Капуста. Конечно, довольна! Дни становятся короче, холоднее с каждым днем. Скоро, дети, мы капусту заготавливать начнем.

Пугало (поет)

Во саду ли в огороде

Пугало стояло.

Оно старою метлою птичек разгоняло.

Во саду ли в огороде фрукты наливались,

Но их птички не клевали — пугала боялись.

А что, не спеть ли нам еще частушки про капусту-барыню? Дети исполняют частушки (мальчики стоят отдельно от девочек).

Все (вместе)

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Мы капустные частушки

Споем замечательно.

Мальчики

Во саду ли в огороде

Сторож наш ворон считал.

Не заметил этот сторож,

Кто капусту убирал.

Девочки

Грядки я свои полола,

Все боялась не успеть.

Ни травы и ни капусты —

Любо-дорого смотреть.

Мальчики

Можем мы капусту квасить,

От безделья не грустим.

Приходите все к нам в гости,

Мы капустой угостим.

Девочки

Хороша моя капуста,

И я тоже хороша,

Вместе с ней сижу на грядке,

Поджидаю жениха.

Все (вместе)

Про капусту все частушки

Спели мы сейчас для вас.

Громче хлопайте в ладоши,

Провожайте громче нас.

Капуста. Вот так праздник у меня, барыни-капусты, получился. Гости дорогие веселые да озорные. Чем бы мне вас угостить?

Пугало. Как чем, а гостей нужно пирогами с капустой угощать. Я такую даже песню слышало.

Дети слушают песню «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен).

Капуста. Угощайтесь, гости дорогие! И не забывайте зимой кушать капусту в салатиках и пирожках.

Ведущий. Спасибо за гостеприимство и за угощение. До свидания!

Под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам» дети обходят музыкальный зал и уходят в группу на чаепитие.

Вход под русскую народную музыку «Комаринская»

Хозяйка встречает гостей – «красных девиц» в дверях.

ХОЗЯЙКА :

Проходите гости дорогие!

Милости просим на вечерочку.

Красному гостю - красное место. Проходите, будьте как дома.

Звучит "Комаринская" (плясовые наигрыши по материалам Г. В. Емельяновой).

Хозяйка ведёт девочек "змейкой". Каждый раз на повороте" змейки" с одной и той же стороны последние 2-3 девочки садятся вдоль боковой стены - и так, пока не сядут все девочки.

МУЗ. РУК: Подул ветер-осенщик,

Принёс с собой осеницу- пасмурную, холодную, дождливую погоду.

А уж дождь полил - все лунки залил.

Солнце взялось засыпаться.

Журавли на юг потянулись.

Вот и пословицы сложили.

ДЕТИ:

1) "В осень и у вороны копна, не только у тетерева".

2) "Осень-матка: кисель да блины".

3) Весна - красна цветами, зима - белыми снегами,

Лето - солнцем и грибами, а осень - житом

И снопами, да румяными пирогами.

Окончив жатву, убрав последнюю копну с поля и сложив хлеб в одонья и клади, праздновали "Осенины".

МУЗ. РУК: Дети забирали последний сноп себе, делали из него маленькие снопики и обходили дворы. Хозяевам дарили "осененные снопики", желали добра и сытости на весь год. Ни что в полюшке не колышется, лишь осенний напев слышится.

Осенняя закличка "ОСЕНЬ":

Осень, осень, в гости просим,

Осень, осень, погости недель восемь:

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём.

ХОЗЯЙКА: Ох, и хорошо же у нас осенью в деревне!

Урожай собран, убран в закрома по амбарам, по погребам! Особых дел нет. За окном ветер задувает, дождь такой, что все звери попрятались по норам, птицы на юг улетели.

СТИХИ ДЕТЕЙ:

1. Осень тихо по лесу ходила,

Чудо - кистью листья золотила.

Над полями осень пролетала-

Птичьи стаи в небе провожала.

2. Летят высоко журавли

Над опустевшими полями.

Лесам, где лето провели,

Они кричат: "Летите с нами".

3. А в роще сонной и пустой,

Дрожат от холода осины.

И долго листик золотой

Летит за статей журавлиной.

Песня "Журавушка" муз. Г. Вихаревой.

ХОЗЯЙКА: А вы, красны девицы, не скучайте -

Хоровод веселый начинайте.

Хоровод с платочками (Мелодия "Краковяк", плясовые наигрыши по материалам Г. В. Емельяновой, движения С. С. Трошкиной).

Входит соседка (Взрослый).

СОСЕДКА: Здравствуй, Михайловна (обмен приветствиями и поклонами)

Как красиво в твоей горнице! Полы намытые, сама нарядная - ох, справно!

Больно любо! Светленько! Чистенько! Гостей что ли ждёте?

ХОЗЯЙКА: Красны девицы напросились на вечерку, на весёлое играньице.

Всё намыли, пирогов с капустой напекли, да вот за хороводами, да за песнями коротаем вечерок.

СОСЕДКА: Тогда и меня на весёлое играньице принимайте!

ХОЗЯЙКА: Ну что же! Гость на гость - хозяину радость. Милости просим.

Что расскажешь нам, Соседушка,

В весёлой во беседушке.

СОСЕДКА: С моря-океана, с острова Буяна

Летний день уходил - осенний приходил.

С великой милостью:

Со стеблем высоким, с корнем глубоким.

ХОЗЯЙКА: С того дня по сёлам возня,

По деревням суетня.

А в лесах-то шумит, в кустах-то трещит

Какая осень нынче удастся?

СОСЕДКА: Ну, в осеннее ненастье семь непогод на дворе.

ДЕВИЦЫ (с места по очереди) :

1-я: СЕЕТ…

2-я: ВЕЕТ…

3-я: КРУТИТ…

4-я: МУТИТ…

5-я: РВЁТ...

6-я: СВЕРХУ ЛЬЁТ.

ДЕВИЦА: Быстрей бы дождик прошёл!

СОСЕДКА: А что?

ДЕВИЦА: Потанцевать бы с дролечкой на пригорочке.

ХОЗЯЙКА: Ну ладно, ладно, плясуньи вы эдакие!

Потанцуете ещё, девоньки! Ох и поболят ваши ноженьки.

Ну что ж! Нынче нет серьёзных дел!

ДЕВИЦА: Мы вечерку начинаем

Всех, кто весел и умел

На капустник приглашаем.

СОСЕДКА : Постой-постой, Михайловна! А и то верно, твоя, правда.

Как и почитай Воздвиженье пришло - первая барыня на деревне - капуста, верно говорю?

ДЕВИЦА: Расселась барыня на грядке,

Одета в пышные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка!

Сегодня - …

ВСЕ: КАПУСТНЫЕ ИМЕНИНЫ!

СОСЕДКА: А вы капусты нарубить, насолить не забыли?

ВСЕ: Нет!

ХОЗЯЙКА : А сама-то много ль капусты нарубила, насолила?

(к соседке) В день капустных именин, пирогов румяных да поджаристых ты напечь побольше не забыла?

СОСЕДКА: Как же, как же.

В день капустный, в именины

Я капусты нарубила

И, конечно, напекла

Очень-очень вкусные

Пироги с капустою!

СТУК. Входят добры молодцы (под музыку "Барыня").

ХОЗЯЙКА: А вот и гости на пирожки пожаловали!

МОЛОДЕЦ: Ехали было мимо, да заглянули до дыму!

(к хозяйке)

С днём капустным! Со свиданьицем!

Заглянули к вам, Хозяюшка,

На веселье да на играньице.

ВСЕ МАЛЬЧИКИ: ЗДРАВСТВУЙТЕ! (кланяются Хозяйке)

ХОЗЯЙКА: Здорово живёте! Милости просим! Проходите!

МОЛОДЕЦ: Чего скучаете?

Наверно нас дожидаете?

ДЕВИЦА: Говорят, что не придут, говорят, не явятся.

Двери отворяются, с улыбочкой являются!

МОЛОДЕЦ: Что вы, девицы сидите, губки зажимаете?

Своих ребят не любите - чьих же дожидаете?

ДЕВИЦЫ: Своих,…своих!

ДЕВИЦА: Хватит уж лясы точить, да языком молоть.

Пора, пора, ребятушки поиграть -

Свои ноженьки поразмять!

МОЛОДЕЦ: Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать.

А на этих посиделках

Кадриль хотели бы сплясать

МОЛОДЕЦ: Эх, кадриль хороша,

Развернётся душа.

Танец "Кадриль" (в постановке СУВОРОВОЙ).

СОСЕДКА: Что за молодёжь пошла?

Что за танцы, вот те на!

Эдак наше было время!

Танцевали мы умело,

Правой ручкой поведёшь,

Левой ручкой разведёшь.

Бровкой молодцу моргнёшь,

И, как Пава, поплывёшь.

Танец СОСЕДКИ и ХОЗЯЙКИ (р.н.м. "Из-под дуба").

МУЗ. РУК: В старину на весёлых посиделках не только пели и танцевали, но и шутили, рассказывали смешные истории, небылицы.

МОЛОДЕЦ: Небылицы в лицах

Сидят в теремка-светлицах,

Щёлкают орешки,

Да творят насмешки.

Ни коротки, ни длинные,

А такие, что в самый раз:

Как от меня до вас.

ДИАЛОГИ ДЕТЕЙ:

Пойдём в поле пахать?

Грязно!

Ну, так идём на посиделки.

Уж разве как у забора пройти.

Вставай, Дунюшка, уж день занимается.

Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поёт!

Пусть поёт, Петушок маленький, ему и ночь долга!

Вставай, Дунюшка, уж солнышко всходит.

Пусть всходит, ему далеко бежать нужно.

Вставай, Дунюшка, каша готова.

А я уже за столом сижу!

Где ты, брат Иван?

В горнице!

А что делаешь?

Помогаю Петру!

А Пётр что делает?

На Печи лежит!

Песня "На заборе чепуха".

ХОЗЯЙКА: А сейчас поиграем.

Как песню мы начнём играть,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончим мы играть,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли вам задание?

Начинаем соревнование!

Родители ходят по кругу и поют куплеты.

РОДИТЕЛИ:

1. Акулина пироги пекла,

Угорела, под пирог легла.

Веник в голову ложила,

Про любимого песнь сложила.

2. Мой миленький-то броско ходил,

Полосатую рубашку носил.

Полосатую, косые ворота

На ней пуговки нашиты в два ряда.

3. Поглядите-ка скорей на старика:

Не умеет опоясать кушака.

Наперёд узлы завязывает,

Да назад концы забрасывает.

ХОЗЯЙКА: Ну- ка, как вы потрудились?

Чей же клубочек больше и тяжелее?

Хозяйка хвалит детей.

МУЗ. РУК: Молодцы. Поиграли. А теперь посмотрим, как родители поиграют.

Есть у меня ленты атласные. Из них нужно заплести косу.

Игра: "Кто быстрее заплетёт косу".

ХОЗЯЙКА: А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд, вы - смекалистый народ.

Деревянная подружка

Без неё мы как без рук,

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот,

И обжечься не даёт.

Дети: Ложка.

Дети читают стихи:

1. При царе, да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан.

Бубен потеряли,

В ложки ударяли.

Ой, жги - говори,

Заиграли ложкари!

2. В синем море-океане

Кит улёгся на диване,

Только ложки услыхал -

Плавниками замахал.

Под китом-плясуном

Ходит море ходуном.

3. Возле печки паучиха

Пляшет важно, как купчиха,

И сверчки-весельчаки

Отбивают каблучки:

С каблучка на носок,

А потом ещё разок.

4. Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги - говори

Заиграли ложкари.

Оркестр. "Я рассею своё горе". (р. н. м.)

СОСЕДКА: Ух, ребята хороши!

Веселили от души.

Я сама сплясать бы рада,

Да уж очень я устала.

ХОЗЯЙКА: Ты соседка, посиди.

Да немножко отдохни.

Посмотрим, как молодёжь наша танцует.

Хоровод "Аннушка".

СТУК, входит огородное пугало.

ПУГАЛО: Во саду ли в огороде

Пугало стояло.

Шустрых галок и ворон

Лихо разгоняло.

ХОЗЯЙКА: Молодцы удалые, девицы красавицы!

Да кто же это к нам с таким шумом пожаловал? (дети отвечают)

ПУГАЛО: Я живу на огороде,

И хоть безобидный вроде,

Тряпки, ветошь надеваю,

Видом страшным всех пугаю.

ХОЗЯЙКА: Ах, пугало огородное, как тебе не стыдно.

Ты в садах и огородах всех птиц разогнал, а к нам, зачем пожаловал, кого пугать надумал?

ПУГАЛО: Летом жарким я тружусь

И трудом своим горжусь.

Как увижу птичью стаю -

Так лохмотьями махаю. (размахивает руками)

ХОЗЯЙКА: Не "махаю", а " машу" -

По-русски говорить прошу.

ПУГАЛО : Я учиться не ходил

Все по жизни пропустил.

Но работаю умело:

Меньше слов, побольше дела.

СОСЕДКА: Ой! Работничек, сам себя хвалишь.

А почему же сейчас не на работу, а на праздник к нам пришёл?

ПУГАЛО: Урожай уже собрали.

Птицы (у-у-у! - грозит ) в Африку удрали,

С неба каплет, ветры дуют,

Носом длинным зиму чую!

СОСЕДКА: А, понятно теперь, почему ты к теплу поближе жмёшься.

ПУГАЛО: Мне тепло не так уж важно.

Я бывалый и отважный.

Мне бы к обществу поближе,

Тут у вас веселье, вижу.

ХОЗЯЙКА: Тут не просто праздник,

Мы капустные именины справляем.

Пироги печём, делаем кто что умеет. А вот ты чем нас удивишь?

ПУГАЛО: Удивить? Ну что ж... (думает 2-3 секунды)

Готово!

Соглашайся, кто не трус!

Если ты не видишь овощ -

Отгадай его на вкус!

Проводится аттракцион: дети (желающие) с завязанными глазами определяют на вкус овощи: морковь, огурец, помидор, лук).

ПУГАЛО: А вот ещё аттракцион –

"Кто умеет собирать урожай".

Урожай собрать нам надо

Вызову сюда бригаду.

Трое с ложкой

Носят картошку.

Проводится аттракцион: хозяйка выбирает по 3 человека от группы, даёт им ложку. В обруч на полу высыпана картошка. Кто больше соберёт картошку ложкой в корзинку, тот и побеждает.

ХОЗЯЙКА: Ох, и шустрый ты Пугало в играх огородных.

ПУГАЛО: Работа у меня такая, специфическая.

(Пугало с высока, посматривает на Хозяйку).

ХОЗЯЙКА: Пугало, а ты загадки любишь?

ПУГАЛО: (уклончиво) Загадки?..

Люблю! Очень люблю!

ХОЗЯЙКА: Тогда слушай наши загадки с грядки!

1-й ребёнок :

Под кустом копнешь немножко -

Вылезет на свет...

ПУГАЛО: Антошка, гармошка, лукошко, окошко… А что же?

Ребёнок: Картошка!

2-й ребенок : Кто, ребята, не знаком

С белозубым…

ПУГАЛО: Мужиком, сапогом, утюгом… Сдаюсь!

Ребёнок: Чесноком!

ХОЗЯЙКА: Нет, Пугало, не получается что-то у тебя отгадывать огородные загадки.

Послушай, что у нас на огороде выросло.

Хоровод: "Угощайтесь, детки" (Г. Вихарева).

ПУГАЛО: Ну, тогда я буду петь весёлые куплеты!

ХОЗЯЙКА: А ты умеешь?

ПУГАЛО: Конечно! (Поёт, подыгрывая на двух деревянных ложках).

Ты зачем меня ударил балалайкой по плечу.

Я затем тебя ударил - познакомиться хочу!

ХОЗЯЙКА: Ну, у тебя и частушки, Пугало!

Послушай, как наши дети поют!

Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

И вы, парни, не зевайте,

Девчатам тоже помогайте.

ДЕТИ:

1. Мы частушки будем петь,

Чтоб со смеху помереть!

2. Ох, частушки мы споём,

Кости все перемоём.

3. Не моём, а моем!

4. Ну, тогда пропоем!

Частушки:

1. Балалайка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы весёлые частушки

Пропоём сейчас для вас.

2. Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

Балалайка заиграла,

Я не удержалася.

4. Выйду, выйду я плясать,

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

5. Не глядите на меня-

Глазоньки сломаете.

Я совсем не с вашей группы.

Вы меня не знаете.

6. Уж я так устроена

Петь, плясать настроена.

Один день не попляшу -

На другой с ума схожу.

7. Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем-

Ставим точку с запятой.

8. Хорошо частушки пели,

Хорошо и охали.

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

ХОЗЯЙКА: Пугало, ты нам очень понравился. Оставайся у нас на вечерке.

ПУГАЛО: Мне бы лучше в огород!

В общем, как решит народ.

ХОЗЯЙКА : Есть у нас огород, а помощника нет.

ПУГАЛО: На довольствие возьмёте?

Лучше всех вы заживёте!

Как завою, как залаю,

Всех воришек распугаю.

ХОЗЯЙКА: Спасибо, Пугало.

Мы тебе подарим шляпку,

Яркую наденем тряпку,

Швабру новую дадим,

Ты такой у нас один.

ХОЗЯЙКА: Что-то мне захотелось чаю ароматного, да душистого.

Пойду самовар поставлю, а вы песню запевайте, чай русский прославляйте.

Песня "Русский чай".

ХОЗЯЙКА : А ну, молодые хозяюшки!

Несите пироги скорей,

Чтоб порадовать гостей!

Девочки несут пироги.

1-я девочка :

На сметане из муки

Испекли мы пироги.

Очень-очень вкусные

Пироги с капустою!

2-я девочка :

Надо тесто замесить,

А потом пирог лепить.

В печь их утром мы снесли,

Поскорей их испекли.

ОБЕ девочки:

И пирог нам на сметане

Стал и вкусным и румяным!

ХОЗЯЙКА: Пироги пекли с любовью

И старались мы не зря.

Угощайтесь на здоровье,

Гости наши и друзья.

Девочки угощают гостей пирогами.

ХОЗЯЙКА: Гостю почёт, хозяину радость!

СОСЕДКА: Гость доволен - хозяин рад!

ХОЗЯЙКА : Всех гостей теперь зовём

Угощаться пирогом.

СОСЕДКА: До свиданья, гости дорогие!

Чем богаты, тем и рады!

Милости просим побывать у нас ещё раз!

УХОД.