Чтение для детей по слогам. Учимся читать по слогам

В детском саду тоже начало учебного года. Дети постепенно приезжают из отпусков. Многие за лето выучили буквы и немножко начинают читать по слогам .

Откуда берутся тексты для чтения по слогам? Конечно, из букваря. Интересны старые буквари , по которым учились ещё бабушки. Второй источник – интернет. Мы тоже готовим для наших воспитанников 5-6 лет тексты в зависимости от наличных навыков, начиная с простеньких и коротких текстиков. Лучше читать понемногу, но почаще.

В первых текстах для чтения по слогам каждое предложение начинается с новой строки. Так ребятам удобнее воспринимать текст. Первые тексты для чтения по слогам следует печатать крупно.

Полезно сопровождать их раскрасками – привычной для дошкольников работой. Задачи такие.

  1. Сперва надо прочитать маме, бабушке или ещё кому.
  2. Раскрасить.
  3. Подписать предметы на картинке.

Почему стоит писать слова? Когда ребёнок читает, взаимодействуют слух и зрение. Когда пишет, - слуховой (проговариваю), зрительный (фиксирую образ слова) и двигательный анализаторы.

Кроме повествовательных текстов для чтения по слогам полезно применять короткие простые стихи .

Как подготовить тексты для чтения по слогам?

Родители, обучающие своего ребёнка чтению, могут сами подготовить материал. Надо знать следующее. Тексты для чтения по слогам могут выглядеть по-разному. Всё зависит от того, как мы разделим слово на слоги.

1. Делим слова на слоги как в букваре дефисами (короткими горизонтальными чёрточками). Ниже несколько текстов разделены на слоги именно так.

2. Слова разделяются на слоги вертикальными линиями.

3. Слоги выделяются снизу дугами.

Примерно так. Начинать лучше с первого варианта с дефисами. Первые тексты должны быть очень простыми по содержанию, как ниже, усложняясь потихоньку.. Сперва картинку для раскрашивания даёте вы. А потом малыш рисует сам по смыслу текста. Тексты для чтения можно скачать на нашем сайте ещё и . Только подготовьте их одним из предложенных выше способов.

Тексты для чтения по слогам

Э-то кот Ку-зя.

По но-чам Ку-зя ло-вил мы-шей.

По-том кот спал на ди-ва-не.

А мы-ши си-де-ли в нор-ке.

  1. Имя кота?
  2. Каковы его действия?
  3. Почему мыши сидели в норке?

Рыбалка.

У Са-ни бы-ла у-доч-ка.

Са-ня на-ко-пал чер-вей.

Он по-шёл на реч-ку.

В реч-ке пла-ва-ет ры-ба.

Са-ня ло-вил ры-бу.

  1. Имя мальчика?
  2. Чем он занимался?
  3. Сколько рыбы наловил?

Де-ре-во.

Э-то де-ре-во.

У де-ре-ва ствол.

У де-ре-ва лист.

У де-ре-ва вет-ки.

Вопрос. На-зо-ви де-ре-во.

Ко-ро-ва.

Ко-ро-ва ест се-но.

Ко-ро-ва да-ёт мо-ло-ко.

Ма-ша лю-бит мо-ло-ко.

Ма-ша лю-бит ка-шу.

У Ма-ши ру-мя-ны-е щёч-ки.

Вопрос. Почему у Маши румяные щёчки? (Почему-то все мамы подумали про диатез)

В ле-су.

Де-ти по-шли в лес.

Они со-би-ра-ли ма-ли-ну.

Ря-дом за-тре-ща-ли кус-ты.

Де-ти ис-пу-га-лись.

А из кус-тов вы-бе-жа-ла со-ба-ка Жуч-ка.

Всем ста-ло ве-се-ло.

  1. Куда ходили дети?
  2. Что они делали в лесу?
  3. Кто напугал детей?

Ле-то

Ле-то крас-но-е.

По-че-му о-но крас-но-е?

Крас-но-е, зна-чит кра-си-во-е.

Зе-лё-ны-е ле-са.

Го-лу-бо-е не-бо.

Яр-ки-е цве-ты.

Кра-со-та.

На-ри-суй ле-то.

  1. Почему лето красное?
  2. Какие леса?
  3. Какое небо
  4. Какие цветы?
  5. Почему тебе нравится лето?

Ко-ло-коль-чи-ки

Ко-ло-коль-чи-ки по-ле-вы-е цве-ты.

По-че-му о-ни по-ле-вы-е?

По-то-му что рас-тут в по-ле и на лу-гу.

Ко-ло-коль-чи-ки си-ни-е

Ли-за гу-ля-ет на лугу.

Ли-за со-би-ра-ет ко-ло-коль-чи-ки.

У Ли-зы до-ма ва-за.

Там ко-ло-коль-чи-ки.

На-ри-суй ко-ло-коль-чи-ки.

  1. Почему колокольчики полевые цветы?
  2. Какого цвета колокольчики?
  3. Где гуляет Лиза?
  4. Куда Лиза поставит колокольчики дома?

В современном мире родителям приходится сталкиваться с необходимостью учить ребенка чтению в домашних условиях. Далеко не всегда в детском саду дети могут научиться этому. Коллективные занятия не всегда усваиваются малышом в полной мере. Дополнительные занятия с педагогами стоят довольно дорого, не все могут себе их позволить. Поэтому родители стараются сделать это дома.


Последствия раннего чтения и этапы развития

Сейчас многие стремятся начать развивать и обучать своих детей как можно раньше. Однако такой подход может оказаться не только бесполезным, но и вредным для здоровья ребенка. Итоги раннего начала обучения могут сказаться совсем не сразу. Они могут проявиться спустя несколько лет и выявиться в совсем неожидаемой форме: заикание , тики, навязчивые движения, неврозы.

Для того, чтобы понять, почему бывают такие последствия, необходимо знать об основных этапах развития и формирования ребенка.

  • С самого начала беременности и до достижения крохой 3 лет формируется основа для его будущего физического и психического здоровья. В это время активно формируется эмоциональная сфера, а также в ускоренном темпе развивается тело ребенка и его познавательные интересы.
  • В период с трехлетнего возраста и до 5-8 лет идет активное развитие органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовых рецепторов. До 5-6 лет укрепляется цилиарная мышца глаза, которая отвечает за остроту зрения. Именно поэтому, врачи офтальмологи не рекомендуют давать больших нагрузок на глаза в этот период, это опасно развитием близорукости.
  • В возрасте от 7 до 15 лет активно развивается сознательная психика ребенка.


Не следует спешить в обучении ребенка чтению

Для того чтобы избежать негативных результатов раннего обучения, необходимо учитывать все эти факторы.

Предварительная подготовка

Начинать подготавливать ребенка к чтению необходимо задолго до процесса обучения. Нужно активно развивать фонематический слух ребенка и чувство ритма. Это важные составляющие для успешного обучения чтению.

Чувство ритма

Начинать развивать чувство ритма можно еще во время беременности. Пойте колыбельные крохе, который находится еще в утробе, этим будущая мама поспособствует развитию у него чувства ритма. Малыш запомнит их ритмический рисунок и, родившись, намного быстрее будет успокаиваться под звуки, которые уже слышал. Можно не только напевать колыбельные, но и рассказывать стихи, поглаживать живот, соблюдая ритм исполнения.


Пение песен для малыша находящегося еще в утробе, в будущем, улучшит его развитие

В грудничковом и раннем возрасте ребенку можно читать потешки, прибаутки. Во время чтения похлопывайте его, поглаживайте, хлопайте маленькими ладошками, подкидывайте на коленях, топайте ножками в заданном темпе. Такие простые игры с малышом будут отлично способствовать развитию у него чувства ритма. Также можно использовать небольшие песенки-попевки, совмещать их с массажем. Начиная с 4 месяцев, вы можете совмещать песенки с ритмичными движениями. В качестве примера можно использовать песенку «Мы качались на качелях. Качь, качь, качь, качь!». Совмещайте напевание песенки и покачивание ребенка в заданном темпе. Учите кроху танцевать, двигаться под непохожие друг на друга мелодии – вальс, польку, марш.

Используйте «звучащие жесты» тела: хлопки, звонкое и тихое пошлепывание по телу, топанье, щелканье пальцами не только в воздухе, но и по телу. Учите ребенка стучать различными предметами: ложками, кубиками, игрушками. Когда он сможет ходить самостоятельно можно начинать ритмическую гимнастику.


Развивайте чувство ритма с помощью речи. Прохлопывайте и протопывайте слова, стихотворения, песенки, потешки в ритме чтения. Длинные слоги будут редкими хлопками, короткие слоги – частыми. Используйте плавность движения рук. Учите воспроизводить ритмический рисунок, который вы изобразили. Используйте простейшие музыкальные инструменты: погремушки, маракасы, колокольчики, барабан, ложки, металлофон, металлический треугольник.

Все эти простые игры не только будут интересными и веселыми для ребенка, но и отлично помогут в развитии чувства ритма.


Фонематический слух

С помощью фонематического слуха, или речевого, мы отличаем и распознаем звуки, воспринимаем их поочередность в слове, понимаем смысл произнесенного, отличаем слова, которые похожи по звуковому составу. Если он не развит в достаточной мере, то у малыша будут возникать проблемы в произношении звуков, в речевом развитии, в умении строить связные рассказы, будут не развиты навыки грамотного письма и чтения.

Начинать развивать речевой слух у крохи можно с момента его появления на свет. Разговаривайте с ним, произносите звуки, которые произносит он и которых он еще не умеет произносить. Пойте ему песенки для детей и колыбельные, читайте стихи, потешки.


Разговоры с грудничком, пение ему песен, чтение сказок, стишков, формирует речевой слух у малыша

Периодом, имеющим очень большое значение в развитии речевого слуха, является возраст от полугода до двух лет. Но окончательное его формирование заканчивается к 7 годам, когда речь ребенка становится похожа на речь взрослого человека.

Полезные занятия в период от 6 месяцев до 2 лет:

  • Когда малыш станет постарше, можно предложить ему «послушать тишину», закрыв глаза. Пусть он потом расскажет вам о тех звуках, которые были им услышаны (тиканье, капание воды, шум от соседей), а потом сравните их с теми звуками, которые были услышаны вами.
  • Предложите ребенку найти звук. Для этого спрячьте любую, издающую звук вещь и пусть он ее найдет. Можно поиграть в «жмурки», завязать глаза и звенеть колокольчиком.
  • Покажите, как звучат разные предметы (стук ложки, отбивание мяча об пол, шуршание полиэтилена, шелест бумажных листов, скрип двери, падение на пол чего-нибудь). После этого завяжите ребенку глаза и попросите отгадать, какой предмет издает звук. Поиграйте так с музыкальными инструментами.
  • Сделайте с ребенком игрушки-шумелки. Для этого наполните маленькие баночки разными сыпучими предметами (песок, камни, манка, пшено, фасоль, маленькие металлические предметы). Сделайте по паре каждого вида. Затем попросите малыша закрыть глаза и пошумите. Пусть ребенок найдет пару, баночку с таким же наполнением.


Игры с предметами, издающими звуки, развивают фонематический слух ребенка

В развитии фонематического слуха могут помочь игры для развития чувства ритма:

  • Поиграйте в игру «Громко-тихо». На громкие слова или звучание каких то предметов, договоритесь совершать одно действие, на тихое звучание – другие действия.
  • Найди нужное. Для игры подберите слова с похожими звучаниями (точка-ночка) и соответствующие картинки к ним. Называйте предмет, а ваш кроха должен как можно быстрее найти его на картинке.
  • Попросите ребенка хлопать или топать только тогда, когда вы называете предмет правильно. Допускайте ошибку в произношении, заменяйте первую букву: грилавок, дрилавок, трилавок, прилавок, шрилавок…
  • Пусть малыш найдет ошибки: Мы зажгли овечку (свечку). В речке плавал дом (сом).
  • Договоритесь о произношении только одинаковых слогов, а если вы допускаете ошибку, то ребенок говорит «стоп», хлопает или топает. Ра-ра-ра-ра-ра-ба-ра-ра.
  • Для развития фонематического слуха используйте звукоподражания. Попросите сказать, как говорит кошка, собака, как летает муха, комар…
  • «Чей домик». Для игры нарисуйте домики с разным количеством окошек (2, 3, 4, 5, 6, 7). Подберите слова с соответственным количеством звуков (ум, рот, тигр, мышка, сорока, подарок). Объясните, что у каждого слова есть свой домик и для того, чтобы его найти, надо посчитать количество окошек в домике и количество звуков в слове. Для одного звука – одно окошечко.
  • «Сбежавшая буква». Попросите малыша отгадать, какая буква сбежала: _орона, _агон, _оробей, _аренье, _арежка. (Сбежала буква В).

Развивайте фонематический слух с помощью развивающих игр. Во многие из этих игр можно играть не только дома, но и в длинной очереди, на прогулке, во время поездки.


Хорошо, если вы рано научите ребенка делить слова на слоги. Как это сделать, рассказывает учитель Светлана Орочко в следующем видео.

Как понять, готов ли ребенок учиться читать?

  • ребенок строит связные рассказы, не путается, составляя предложения, речь осмысленная и внятная;
  • он выговаривает все звуки, не имеет логопедических проблем;
  • у него все в порядке со слухом;
  • развитие фонематического слуха на должном уровне;
  • имеет ориентиры в пространстве, может показать, где лево-право, верх-низ.
  • интересуется литературой и, может быть, даже просит вас научить его читать.

Если все эти факторы присутствуют, то вы можете начинать обучение чтению.


Выбор методики обучения

Если раньше все пользовались только традиционной методикой, то сейчас их множество. К выбору подходящей программы вам необходимо подойти ответственно, ведь каждая из них имеет не только плюсы, но и свои минусы. Обучение по методу Тюленева , кубики Зайцева, методика обучения Глена Домана и его карточки – все эти модные методики, у которых пока нет долговременных изучений.

Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет читать уже в 3-4 года. Однако это может очень не понравится логопедам, учителям и специалистам по неврологии. У детей, выбор родителей которых упал на заучивание слогов, могут появиться проблемы со звукобуквенным разбором слов. Ученики, обучающиеся нетрадиционным способом, могут иметь трудности с делением слов на слоги, «проглатывать» окончания слов. Переучивание таких детей дается педагогам намного тяжелее, чем обучение с нуля.

Со стороны неврологии могут появиться проблемы с гиперактивностью, повышенной возбудимостью. Социализация ребенка может проходить очень тяжело. Чтение может быть механическим. Ребенок быстро составляет слова из слогов, может отлично прочитывать предложения, но при этом абсолютно не понимает, что он прочитал.


Дети научившиеся рано читать могут иметь проблемы со стороны невролгии

Подробнее о выборе методики смотрите в следующем видео.

Учим буквы

Начинать изучать буквы стоит с гласных «а», «о», «у», «э», «ы», «и». Расскажите ребенку, почему эти буквы называют гласными. Их можно пропеть голосом, согласные пропеть не получится.

После изучения гласных, начинаем учить звонкие согласные – «м», «л», «н». Необходимо, чтобы ребенок фиксировал свое внимание именно на букве, ее графическом написании, а не ассоциирующейся с ней картинке (А- Аист, Б – бегемот).

После тщательного изучения малышом гласных и звонких согласных можно начинать учить глухие согласные («т», «п», и другие) и шипящих «ж», «ш», «ч», «щ».

Запомните, при изучении букв никогда не используйте их название. Ребенку надо запоминать буквы с помощью звуков. Никаких «ЭР», «ДЭ» «ЭМ», и т. п., только «Р», «Д», «М». Малышу еще сложно понять, что если буква называется «ЭМ», то почему в слове МАМА ее так не читают. Он будет читать ЭМАЭМА.


Каждый раз закрепляйте ранее изученный материал. При изучении буквы обязательно вспомните те, которые кроха уже знает.

Проявляйте спокойствие и терпение. Даже взрослым ничего не дается сразу. Поймите, что мир букв для малыша очень сложный. Если сегодня он не может вспомнить букву, которую изучали вчера, то значит надо не ругать его за это, а следует повторить снова, и обязательно вспомнить ее на следующий день. Повторяйте пройденный материал до тех пор, пока ребенок не станет в нем хорошо ориентироваться.


Учимся правильно читать слоги

Начинать учить сложению букв надо практически сразу. После того, как вы выучите гласные и пару согласных, уже можно сливать слоги.

Очень доступно для детей, как образуются слоги из букв, описано в «Букваре» Н. Жуковой .

Веселый мальчик бегает от буквы к букве. Первый звук тянется до тех пор пока не добежит до второго. Вместо веселого мальчика вы можете использовать любую любимую игрушку ребенка. Это может быть кораблик, плывущий из одного порта в порт; медвежонок, путешествующий от одной буквы к другой; машинка, которая переезжает с одной стоянки на другую… Вариантов много, малыш сам может подсказать сюжет.


Начинайте обучение чтению по слогам с сочетания двух гласных: АААУУУ, ОООУУУ. Когда ребенок будет понимать, как соединять звуки, переходите к слогам с сочетанием согласная+гласная (БА, ДА, НО). Изучайте букву и складывайте с ней слоги. Сложнее для ребенка будет складывать слоги с шипящими согласными (ЖУ, ЖА, ЧА). Это будет следующим этапом обучения.

После того, как ребенок усвоит, как складывать открытые слоги (согласная+гласная), переходите к закрытым (гласная + согласная). Можете порадовать малыша, что он научился читать слова (АХ, ОХ, ДА, УЖ).

На начальном этапе обучения чтению слогов просите ребенка пропевать их, так он не будет произносить отдельные звуки. Пропевание поможет вам научить слитно читать слоги. Всегда повторяйте изученное ранее. Можно воспользоваться готовыми видео-уроками или презентациями. Это внесет нотку разнообразия в ваши занятия.


Пример того, как буквы нужно соединять в слоги, смотрите в следующем видео.

Как научить правильно читать по слогам?

После того, как ребенок запомнил все буквы и научился читать слоги приходит время учиться читать по слогам.

Поначалу предлагайте для чтения простые слова: МАМА, РАМА, МЫЛО, БАБА, МИЛА. Следите за произношением ребенка. Научите его читать слова из 3 букв : СЫР, КОТ, ДОМ, РОТ. Позже, переходите к чтению слов с 3 слогами и более: ВОРОНА, СОРОКА, МОЛОКО. Выбирайте для чтения слова, которые обозначают конкретные предметы или действия.

После того, как у малыша будет получаться читать отдельные слова, начинайте читать простые предложения. РО-МА МЫЛ РА-МУ. МА-МА МЫ-ЛА МИ-ЛУ. Я И РО-МА – МО-ЛОД-ЦЫ. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок делал паузы между словами, предложениями, соблюдал ритм и интонационную окраску. В этот период можно объяснить ребенку, что такое знаки препинания и для чего они нужны. Нужно рассказать о вопросительном и восклицательном знаках, чем точка отличается от запятой, что предложение содержит законченную мысль.


Терпение, регулярность и поощрения дадут большие плоды в освоении чтения

Как научить ребенка бегло читать?

Послоговое чтение характерно тем, что на него у детей уходит много времени и сил. Ребенок сначала прочитывает слово по слогам, потом объединяет слоги в слово. Если он читает предложение, то эти процессы происходят с каждым словом из него. Только потом он объединяет слова в предложения и может понять его смысл. В результате, при чтении маленького текста, юный чтец не всегда может выявить его смысл. Целостное восприятие текста отсутствует.

Следующим этапом в обучении будет чтение знакомых простых слов целостно, а вот более сложные слова ребенок будет по-прежнему читать по слогам. В это время он может допускать много ошибок при чтении, потому что начинает угадывать слова, заменять окончания в них. Очень важно не пропустить этот момент. Если вы обратили внимание на большое количество ошибок при чтении, нужно снизить темп. Это делается для того, чтобы частое возвращение к уже прочитанному для исправления ошибок не привело к регрессии движения глаз.

Только пройдя через этот этап, ребенок научиться читать целостно, бегло. При этом увеличивается темп чтения, становятся редкими ошибки.

Для того чтобы ребенок научился бегло читать нужно обратить внимание на:

  • развитие оперативной памяти (информация хранится в памяти то время, которое нужно для выполнения какой-либо задачи, достижения цели);
  • расширение угла зрения;
  • развитие внимания;
  • недопустимость регрессирующих движений глаз;
  • расширение словарного запаса;
  • хорошее развитие артикуляции.


Дайте ребенку время хорошо освоить азы

Очень помогут вам в формировании навыка беглого чтения многократные тренировки в чтении. Не надо заставлять ребенка читать подолгу, пусть он почитает 5 минут и отдыхает. Такие читательские пятиминутки в течение дня можно устроить несколько раз. Неоценимую помощь окажут зрительные диктанты. Они очень хорошо помогают развивать оперативную память. В формировании навыка беглого чтения поможет чтение скороговорок, выразительное чтение.

Для развития оперативной памяти ребенку можно предложить поиграть в следующие игры:

  • Рассматриваем картинку с изображенными на ней предметами в течение 30 сек – 1 мин. Закрываем ее и просим малыша назвать предметы или записать их. По такому же принципу можно расположить на столе несколько предметов (около 10) и дать рассмотреть их. После этого попросите кроху отвернуться и уберите 2 предмета или поменяйте местами их между собой. Попросите ребенка назвать предметы, которые были убраны или рассказать, что изменилось.
  • Может помочь игра «Найди одинаковые карточки». Все карточки перевернуты изображением вниз. Ребенок поочередно открывает по паре карточек и ищет такие же. Победит тот, у кого собранных пар оказалось больше.
  • В течение нескольких секунд предложить рассмотреть картинку, а затем убрав ее, попросить ребенка рассказать как можно подробнее о том, что было изображено.


Для расширения угла зрения у ребенка очень эффективным будет использование таблиц Шульте.


Принцип работы с таблицей заключается в концентрации внимания на центральном числе, при этом необходимо найти все числа по порядку не отводя взгляд от центра

В развитии внимания вам смогут помочь следующие игры:

  • «Найди картинку». Перед играющим раскладывается несколько ярких, красочных картинок. Нужно как можно быстрее показать на ту картинку, которую называет ведущий. Игра пройдет интереснее, если играющих будет 2 или 3. Кто быстрее показал на нужную картинку, тот забирает ее себе.
  • «Зачеркни букву». Ребенку предлагается листок с написанными на нем буквами. В течение нескольких секунд он должен зачеркнуть на листе все буквы, которые сказал взрослый (Например, АПИГПЫЙЬОПАРТААБДРЛТСА – Зачеркни букву А). Время, которое дается на зачеркивание определяется исходя из количества букв на листке.
  • «Хлопни, когда услышишь» Ребенку в быстром темпе говорятся различные слова. Ему необходимо хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово на заданную тему. Темы можно предлагать каждый раз разные: овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, посуда…
  • Обучайте только в игровой форме. Воспринимать и усваивать информацию по другому дошкольнику еще очень тяжело. Эффекта от скучных занятий не будет.
  • Не заставляйте. Этим вы можете отбить желание читать.
  • Подавайте пример. Дети всегда подражают родителям.
  • Рассказывайте ребенку о важности умения читать.
  • Ответственно подойдите к выбору методики обучения.
  • Занимайтесь каждый день. Регулярность занятий имеет очень большое значение.
  • Не завышайте требования к ребенку. Действуйте только по его возможностям.
  • Не сравнивайте ребенка ни с кем.
  • Дозируйте предлагаемую информацию.
  • Закрепление изученного очень важно в обучении чтению.
  • Используйте разные способы подачи информации.
  • Проявляйте терпение, доброжелательность и любовь к ребенку.
  • Поощряйте малыша за успехи.
  • Следуйте от простого к сложному.
  • Обучайте ребенка везде, где только позволяют обстоятельства.
  • Читайте ребенку сами. Самостоятельно читать ему пока еще очень тяжело, а любовь к чтению необходимо поддерживать.

Посмотрите видео GuberniaTV, в котором Елена Кондрашина рассказывает о том, как научить ребенка читать.

В обучении чтению могут хорошо помочь и игровые видеоуроки.

Вашему ребенку скоро 5 лет, и вы хотите научить его читать. Советы и рекомендации в статье помогут вам это сделать.

Во сколько дети начинают читать по слогам?

Сегодняшние требования к ребенку, идущему в первый класс, включают в себя различные навыки и умения, в том числе, и умение читать. То есть, предполагается, что к 6 – 7 годам ребенок уже худо-бедно, но умеет читать.

  • Процесс активного обучения ребенка чтению лучше всего начинать лет в 5, когда малыш уже многое понимает и знает буквы. Многие родители показывают ребенку букву, озвучивают ее, показывают изображения, названия которых начинаются с этой буквы
  • Активная и любознательная память ребенка в этом возрасте помогает ему все быстро запомнить. Например, мама или папа могут показать букву М или П и сказать, что это – мамина буква, при этом нужно произнести ее отчетливо: МаМа. А вот это папина буква: ПаПа
  • Благо, для обучения ребенка буквам придумали массу разнообразных пособий – от традиционных кубиков до магнитиков на доски или холодильники. Это то, что касается букв

А как же быть со слогами? Ведь МаМа или ПаПа – это уже слоги, и ребенок должен осознать это. Итак, начинаем процесс активного обучения пятилетнего ребенка навыкам чтения.

Как правильно научить ребенка читать по слогам?

ВАЖНО: На начальном этапе лучше избегать подбирать слова, в которых есть звуки, которые ребенок еще не умеет произносить, например, [р], [ш], [щ]

Надо показать ребенку на карточках или на кубиках, что МА-МА складывается из букв М и А, которые вместе дают МА.

Кубики с буквами — верные помощники в обучении чтению.

  • М + А = МА
  • М + О = МО
  • М + Е = МЕ
  • М + И = МИ
  • М + У = МУ
  • М + Я = МЯ

При этом нужно избежать распространенной ошибки.

ВАЖНО: Ошибка эта состоит в том, что некоторые родители учат ребенка алфавиту и при этом, показывая букву, называют ее так, как она называется в алфавите. При начальном обучении чтению буквы стоит называть на основе звуков, которые они дают, например, учим ребенка, что М это не [эм], а [М] и т.д

Чтение открытых слогов в некоторых методиках называют чтением со слогами слияния, то есть, согласный звук + гласный или мягкий знак. Однако не стоит учить ребенка всем двумстам слогам слияния, которые есть в русском языке.

Пусть ребенок просто привыкнет к тому, что такое возможно, что известные ему буковки можно сложить вместе, тогда получатся слова, сначала коротенькие, потом, когда ребенок уже привыкнет к ним и будет чувствовать себя уверенно, можно переходить и к трехсложным и к многосложным словам, а также обучать чтению закрытых слогов. Итак:

  • начинаем с открытых слогов
  • складываем слоги слияния
  • складываем из слогов короткие простые слова
  • выбираем не сложные для ребенка согласные звуки, которые он уже умеет четко произносить

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

  • Единого рецепта того, как быстро научить ребенка читать по слогам, нет и быть не может. Ведь каждый из них индивидуален в своем восприятии, в своей мысленной деятельности, в своей возможности сосредоточиться и прочее
  • И родители ни в коем случае не должны комплексовать по поводу того, что мальчик или девочка с общей площадки или из садиковской группы уже умеет читать по слогам, а ваш малыш еще нет. Вы же уделяете его обучению время, вы же не сердитесь на дитя из-за того, что он или она не могут усидеть на месте, а только и думают, как улизнуть к своим игрушкам
  • Вы же настойчивы и регулярно придумываете ребенку разные игровые ситуации, как с ним можно почитать? Если да, то все в порядке. Малыш научится читать слоги и складывать их в слова, это же так интересно

Как обучить ребенка читать по слогам дома?

Разумеется, что обстановка в развивающей группе или классе, которую посещает ваш ребенок, способствует тому, что малыш больше сконцентрирован на учебе, что он пытается подражать сидящему рядом ребенку, а то и включается в соревновательный процесс.

Однако таких занятий бывает недостаточно и нужно обязательно заниматься с ребенком дома.

Хорошо, если родители смогут усадить ребенка заниматься и сами наберутся терпения учить малыша. Можно взять классический букварь Н.С. Жуковой и постепенно показывать, как читаются слоги. Такое действие приучает ребенка к дисциплине и к тому, что он знает, что есть время для игры, а есть время для занятий.
Но если вдруг такое не получается, то можно обучать ребенка чтению слогов в игровой форме. К примеру, мама готовит в кухне, малыш сидит за столом и раскладывает кубики или карточки. Мама руководит процессом: покажи мне букву М, а теперь покажи мне букву А. Теперь эти буквы подружились и стали вместе играть и петь МА- МА. Потом пусть ребенок «подружит» и другие гласные с буквой М. И так постепенно он выучит слоги.

Программа чтобы научить ребенка читать по слогам

Открытые слоги выучены. Теперь нужно перейти к более сложным, не напевным, закрытым слогам, тем, что заканчиваются на согласный: КОТ, РОТ. А в данном случае, это уже не просто слоги, это уже целые слова!
И, снова-таки, начинать процесс чтения нужно с простых слов.

Педагогами разработаны различные методики и программы обучения ребенка чтению. Среди них:

  • уже помянутый классический букварь Н.С. Жуковой
  • методика О. и С. Фединых, основанная на первоначальном обучении ребенка сначала «читать в уме», потом переходить к «бумажному» чтению (их книга «Как научить ребенка читать»)
  • методика обучения чтению по кубикам Зайцева
  • методика американского ученого-педагога Домана с ее принципом запоминания целых слов
  • различные компьютерные программы и видеоуроки, где нужно упорядочить скачущие и разбросанные буковки и организовать их в слова, восстановить слова по половинкам букв

Игры чтобы научить ребенка читать по слогам

  1. Нужно заготовить несколько картинок, на которых изображены разные предметы или зверушки. Под картинками можно написать начало слова, например, КОШ. Отдельно нужно заготовить карточки со слогами- окончаниями слов с тем, чтобы ребенок подобрал нужное окончание, например, КОШ-, и ребенок далее подбирает – КА= КОШКА
  2. На двух наборах карточек написать любые длинные слова, понятные ребенку, например, ЧЕРЕПАХА; МАЛИНА. Одну карточку со словом оставить целой. Ребенок увидит и прочитает слово на ней. На другой карточке закрыть или закрасить или вырезать какой-либо слог. Попросить ребенка восстановить его по памяти
  3. Поиграйте в «гусеницу» или «змею». Для слогов рисуйте новую секцию. Взрослый начинает слово и записывает его в секцию «змеи» (типа чайнворда). Остается один последний слог, который ребенок должен узнать и проговорить. Малыш может его дописать или (проговорить, а взрослый его запишет и покажет ребенку)
  4. Поиграйте в путаницу. На карточках напишите слова по слогам. Разрежьте карточки. Подбирайте к начальному слогу нужные последующие слоги, пока ребенок не поймет, что получилось настоящее слово, а не путаница
  5. Напишите на листочках отдельные слова и подберите к ним изображения или сами предметы. Малыш должен найти написанное слово, соотносящееся с изображением или предметом, например, мяч, юла, кораблик, кукла и прочее. Когда ребенок отыскал изображение, пусть прочитает само слово
  6. Игра «Лови букву». Напишите слово, оставив место для какой-то одной буквы. Объясните малышу, что буква хотела убежать, а его (малыша) задача найти букву, поймать и поставить на место, чтобы получилось слово. Например, БЕГЕМ_Т. Малыш должен догадаться, что убежать хотела буква О

Упражнения чтобы научить ребенка читать по слогам

Учить слоги и чтение лучше, используя гласные, звонкие согласные и сонорные звуки, то есть те, которые можно протянуть, например, ЛллОооошадь и т.д.
На более продвинутом этапе обучения чтению и для более старших деток можно предложить задания:

  1. На бумаге написать в столбик начала слов, а отдельно на карточках их окончания, смешав карточки. Например, на листке будет написано СОБА-
    ДЕРЕ-
    МАШИ-
    ПЕС- , а на карточках – ВО, — ОК, — КА; — НА.
  2. На бумаге с клеточками зашифруйте слова, расположив их по горизонтали и разбавив другими буквами, например,
    прдерево
    всцветок
    гщлисток
    Предварительно объясните ребенку, что это будут слова, относящиеся к какой-то теме, например, дерево/растения. Проговорите с ним слова, которые вы зашифровали, а потом дайте ребенку найти их среди букв. Для ребят постарше подойдет задание, когда они сами ищут зашифрованные слова, без предварительного проговаривания.

Тексты по слогам для начинающих читать детей

  1. За-яц и че-ре-па-ха (сказка)
    По-спо-ри-ли од-наж-ды за-яц и че-ре-па-ха, кто быст-ре-е лес-ну-ю по-ля-ну об-бе-жит. Че-ре-па-ха тро-ну-лась в путь, а за-яц ле-жит под кус-том, по-сме-и-ва-ет-ся: «Спе-ши, спе-ши, че-ре-па-ха, ве рав-но я те-бя об-го-ню».
    Но по-ка он так по-те-шал-ся, че-ре-па-ха – хоть и ти-хо шла – о-ка-за-лась у це-ли. Бро-сил-ся за-яц за не-ю, да позд-но.
    Бе-гать-то он у-мел, но не знал то-го, что, ле-жа на мес-те, и от че-ре-па-хи мож-но от-стать.
  2. Че-ты-ре сест-ры
    Жи-ли на све-те сёст-ры: Зи-ма, Вес-на, Ле-то и О-сень.
    Зи-ма бы-ла се-да-я, бе-ла –я. Вес-на бы-ла мо-ло-да-я, бе-ло-ли-ца–я, в зе-ле-ном на-ря-де, с го-лу-бы-ми гла-зами. Ле-то то-же в зе-ле-ном на-ря-де, за-го-ре-ло-е, за-го-ре-ло-е. А О-сень зла-то-во-ло-са-я, в крас-ной ша-ли.
    Пош-ли Зи-ма, Вес-на и Ле-то в гос-ти к О-се-ни. У не-ё на сто-ле и ГРУ-ши, и яб-ло-ки, и сли-вы, и ар-бу-зы, и ды-ни, и бе-лый кА-ра-вай, и па-ху-чий мёд.
    По-о-бе-да-ли сёст-ры и ста-ли бла-го-да-рить О-сень.
    О-сень и го-во-рит:
    Нет, э-то я долж-на вас бла-го-да-рить. Ты, Зи-ма, зем-лю сне-го-вым о-де-я-лом у-кры-ла, спря-та-ла от Де-да Мо-ро-за, ты, Вес-на, по-ле дож-дя-ми по-ли-ва-ла, ты, ле-то, яс-но-е сол-ныш-ко по-сы-ла-ло, что-бы всё со-зре-ло.
    Сест-ры и ра-ды:
    Все мы хо-ро-шо по-тру-ди-лись, что-бы лю-ди со-бра-ли бо-га-тый у-ро-жай.
  3. Э. Мошковская «Нос, умойся»
    Кран,
    От-кро-ся!
    Нос,
    У-мой-ся!
    Мой-тесь
    Сра-зу
    О-ба гла-за!
    Мой-тесь
    у-ши,
    мой-ся
    Шей-ка,
    Шей-ка, мой-ся
    Хо-ро-шень-ко!
    Мой-ся,
    Мой-ся,
    Об-ли-вай-ся!
    Грязь,
    Смы-вай-ся!
    Грязь,
    Смы-вай-ся!
  4. С. Коган «Буб-ли-ки»
    Ку-пи-ли два буб-ли-ка
    Ма-лень-кой И-роч-ке.
    У каж-до-го буб-ли-ка
    Бы-ло по ды-роч-ке.
    Два буб-ли-ка И-роч-ка
    Съест с мо-локом,
    А ды-роч-ки пусть по-ле-жат
    На по-том.

Как научить ребенка читать по слогам? Видео-уроки

Видео-урок № 1

Видео-урок № 2

Видео-урок № 3

Приучать ребенка к чтению нужно с самого маленького возраста. Ребенок должен знать, что существуют книжки, а в книжках много-много чего интересного: и сказки про принцесс и монстров, и приключения, и рассказы про зверушек, и разные считалки, говорилки.

Сначала родители читают малышу, но малыш уже может играть специальными непромокаемыми и не рвущимися книжками. Ему приятно слышать родной голос и теребить книжонку.
Потом он листает книжки и рассматривает яркие картинки. Родители снова ему читают, а малыш следит за тем, как все, о чем ему читают, изображено на картинке. Он хорошо все запоминает, и потом, не умея еще читать, уже может воспроизвести содержание по картинкам, делая вид, что прочитал самостоятельно.
Потом родители показывают и рассказывают малышу о буквах, слогах, учат его читать. Это все процессы, которые проходят все дети. Кто-то раньше, кто-то позже. Не гоните своего малыша, не заставляйте его читать, но учите его играючи, регулярно и терпеливо.

Видео: Учимся читать

Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет ), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.

Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает . Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.

Что нужно для игр?

Итак, мы будем играть:

  1. со складами (не путать со слогами)

Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева ). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я -МА; КА-Ю -ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш -КА; МА-Я-К );
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.

  1. со словами, написанными по складовому принципу.

Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.

Какие слова писать на карточках?

Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть также, как и со знакомыми игрушками.

Основные принципы игр

Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!

Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.

Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.

Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).

Игры для обучения чтению

1. Открывающиеся окошки

Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы книжки с открывающимися створками. Дети обожают сюрпризы, обожают что-нибудь вскрывать и находить, поэтому к этой игре они с удовольствием возвращаются снова и снова.

Пособие для игры легко сделать в домашних условиях. Для этого понадобятся два листа, на одном из них нарисуйте или наклейте картинки, на другом (желательно картонном) в соответствующих местах прорежьте окошки и подпишите слова. Склейте листы. Вот здесь можно СКАЧАТЬ наш шаблон с картинками.

Для первого пособия достаточно написать самые простые слова вроде БЕ-БЕ и МУ-МУ, ну а позже можно сделать пособие со словами потруднее.

Как играть? Сначала вместе с малышом прочитываем надпись, потом малыш заглядывает под створку и, глядя на картинку, убеждается, что он прочитал слово верно.

2. «Большая стирка»

Предварительно нужно подготовить «бельевую веревку», закрепив ее, например, между ножками двух стульев, а также небольшую коробочку или корзиночку для «грязного белья».

Когда все будет готово, сообщаем малышу, что Мишка / Чебурашка / Зайка решил постирать слова. Теперь нужно помочь ему их высушить, закрепив слова на веревке с помощью прищепок. После этого начинаем доставать из нашей «корзины для грязного белья» слова по одному, вместе прочитывать, проводя пальчиком по складам, и закреплять слова на веревке.

Увлеченный прищепками и процессом сушки белья, малыш незаметно для себя будет знакомиться с буквами и складами. У Таси эта игра долгое время была в числе любимых.

3. Кто как говорит?

Наверняка у вас дома уже скопилось уйма мягких и немягких игрушек, среди которых обязательно наберется по одному представителю фауны. Они и понадобятся для этой игры.

Напишите на карточках «КРЯ», «МУ» и другие звукоподражательные слова, соответствующие имеющимся у вас животным. Затем предложите малышу вместе прочитать слова на карточках и раздать их животным, чтобы они смогли спеть свою песенку. У нас каждая игрушка, получая свою карточку, весело напевала что-то вроде «ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ, я в деревне живу»

Другой вариант: вы можете предложить малышу на выбор 2-3 карточки и попросить его показать, где написано, например, слово «ГАВ». Обычно после некоторого времени регулярных занятий дети быстро начинают узнавать карточки со словами.

4. Почтальоны

Представив себя почтальонами, слова можно разносить в корзинке, в коробке, в сумочке или развозить на машине. Вручайте ваши слова-письма игрушкам, проживающим в разных углах комнаты: «Тебе, мишка, «ДОМ», а тебе, Маша, – «ЮЛА»». И, естественно, прежде чем раздать письма адресатам, не забывайте внимательно читать их вместе с малышом.

5. Попевки Зайцева

Попевки можно петь по таблицам Зайцева или вращая кубик вот таким образом:

Прежде чем петь попевку с малышом, лучше заранее потренироваться с вращением этого хитроумного кубика. Ведь крутить его надо быстро и к тому же в определенном направлении: НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н или ДЮ-ДЁ-ДЯ-ДЕ-ДИ-ДЬ (гласные всегда идут в таком порядке).

Секрет попевок заключается в том, что все они похожи друг на друга и видом и на слух. Если ребенок узнает хотя бы один согласный на кубике или хотя бы один склад, он может быстро по памяти восстановить всю попевку, а соответственно и пропеть весь кубик.

В качестве альтернативы пособиям Зайцева можно использовать видео попевок от Мизяки Дизяки. Последовательность складов в попевке у них несколько иная, чем у Зайцева, но, думаю, принципиально на результат это не влияет.

6. Разные игры со складами

С кубиками Зайцева или с написанными от руки складами также можно придумать массу игр. Например:

  • Расселяем животных по кубикам-домикам, при этом обращая внимание на название домика. «Мишка у нас будет жить в домике СО»…и т.д. После расселения можно устроить небольшую сюжетно-ролевую игру с походами друг к другу в гости.

  • Та же игра, только в плоском варианте, без кубиков Зайцева:

  • Прячем кубик или карточку со складом под одеяло / под стол / за углом и искренне любопытствуем «Кто же сейчас к нам придет?», «Кубик СО к нам пришел!»
  • Перекладываем кубики / карточки из одной тары в другую, при этом называем написанный склад. Игра подходит для самых маленьких.

  • Пишем склады крупными буквами и раскладываем их по комнате. Затем даем задания вроде таких «А теперь бежим в домик ДО!», «Кто быстрее найдет КА, Тася или мишка?»

7. Щекотушки

Складываем из кубиков Зайцева или пишем на карточке какое-нибудь простое двусложное слово – МАМА, КОЗА, ДЕДА – и, приговаривая «Кто-то тут пришел тебя пощекотать, кажется, это КОЗА!» щекочим малыша. Прежде, чем малыш будет защекочен постарайтесь позаботиться о том, чтобы он все-таки увидел слово.

Если вы с малышом любите клеить, можно попробовать изготовить вместе с ним из обычной тетрадки самодельную азбуку. В такую азбуку необязательно включать все буквы алфавита, можно сделать только самые используемые буквы или наоборот те, которые малыш никак не может запомнить. Хорошо, если для каждой буквы будет отведен отдельный разворот, но это не принципиально.

В нашей азбуке рядом с каждой буквой мы наклеивали по 3-4 картинки, которые обязательно подписывали. Естественно, делать такую азбуку лучше тогда, когда ребенок уже будет узнавать склады. Тогда прежде, чем наклеить склад, он сможет сам выбрать нужный из нескольких предложенных. Надо сказать, что узнавать нужные склады Тася научилась очень скоро после начала занятий, а вот самостоятельно прочитывать их существенно позже.

9. Слова в мешочке

Пишем несколько слов на карточках и складываем их в непрозрачный мешочек (также можно использовать наволочку от подушки, шапку или даже кухонную рукавичку). Затем вместе с малышом достаем по одному слову, и, проводя по нему пальчиком, читаем его. Затем, также по одному, складываем слова обратно. Ребенку, как правило, очень интересно посмотреть, что же там в мешочке, поэтому он с удовольствием приступает к поиску новых слов.

10. Слова в коробочках

Аналогично предыдущей игре можно поиграть и с коробочками. На глазах у малыша, кладем слово в коробочку, закрываем, трясем, стучим по ней, приговаривая «Тук-тук! Кто там?», а затем открываем коробку и читаем слово. Слова также можно прятать под подушку, ведерко, платок. Очень интересно прятать слова вместе с малышом, например, от мишки, который потом будет с интересом смотреть, что же там.

Садимся в кружок, пригласив с собой парочку игрушек или членов семьи. Раздаем всем по одному слову, читаем, кому что досталось. «У меня «КОТ», а у тебя?» и, если малыш еще не умеет читать, сами отвечаем за него: «А у Таси «КАША». Позаботьтесь о том, чтобы ребенок увидел все слова. Затем предлагаем поменяться карточками «Вот тебе, Мишка, «КОТ»! А ты мне дай слово «МАМА».

Таким образом, в вашей игре будет участвовать всего несколько слов, они постоянно будут перед глазами у ребенка, и он быстро научится их узнавать.

12. Игра с держателями для фото

Интересный вариант игры можно придумать с держателями для фотографий , сделанных в виде животных или других интересных фигурок. Сзади или сверху у таких подставок есть небольшие прищепки, в которые удобно помещать слова.

Фигурка-держатель (будь то медвежонок или лягушонок) может носить слова, показывая его своим друзьям-игрушкам, а если у вас несколько таких держателей, то очень интересно устроить обмен словами между ними. Мы частенько устраивали что-то вроде обеда: прикрепляли нашим держателям карточки со «съедобными» словами, они их «читали», а затем, меняясь, угощали друга друга и Тасю в том числе.

Ну что ж, это только небольшая часть игр, которая может помочь малышу начать читать. Попозже я постараюсь продолжить тему и опубликовать и другие игры-читалочки, в том числе и для детей постарше. Не пропустите: Вконтакте , Facebook , Инстаграм , Email .

Играйте с удовольствием!

.:: 21.08.2015

Весь процесс по обучению ребенка чтению можно свести к нескольким этапам, которые необходимо выполнять последовательно. Именно последовательность и регулярность занятий залог успеха.

Методик по обучению много, мы не будем рассматривать их каждую, а приведем свою. Все обучение состоит из трех этапов:

  • 1 этап - выучить буквы, читать звуки
  • 2 этап - выучить слоги, читать слова
  • 3 этап читать книги с разбивкой по слогам

Учим буквы и звуки

Первое - не нагружайте ребенка лишними знаниями. Все, что ему необходимо знать, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные мы можем произносить, просто открыв ротик без язычка - продемонстрируйте. Гласные звуки можно пропеть - продемонстрируйте.

При произношении согласных звуков работает весь ротик. Покажите, как трудиться язычок: Л, Р, Н, К, Т. А как складываются губы: П, М, Щ, Ш, как работают зубки: В, Ф. Разберите каждую буковку.

Объясните, что каждый звук обозначается буквой и её можно написать - продемонстрируйте.

На этом этапе ребенок должен определять, на какой звук начинается любое слово.

Разобрали с произношением звукам, переходим к буквам. Как они пишутся.

Сначала разбираем все гласные. Желательно гласные буквы выделять красным цветом, согласные любым. На данном этапе ребенку необязательно опознавать твердые и мягкие, писать зеленым или синим, лучше всего согласные писать нейтральным черным или коричневым цветом.

Очень удобно использовать для запоминания букв кубики. Причем они могут быть в двух вариантах - кубики деревянные, на которых нарисованы только буквы, гласные красным, согласные зеленым и синим, и кубики пластмассовые с наклеенными картинками.

Настоятельно рекомендую внимательнее выбирать кубики с картинками. Иногда картинки изображают не один предмет, а несколько (иголка и нитка), или один, но с множеством деталей: на букву Я нарисован якорь и корабль на заднем фоне. Или, например, часто на кубиках буква Щ и щука, в то время как у малыша этого возраста ассоциации только с рыбой. Правильнее нарисовать щетку - это понятнее.

Некоторые мамочки расстраиваются, что ребенок не может выучить буквы, и не догадываются, что у малыша в голове каша. Вот почему. Возьмем слово АРБУЗ - самое простое, которое на букву А. А теперь произнесите его с ударением - вы явно услышите ударение на слог БУ. Именно они «отпечатываются» у ребенка в голове.

Поэтому когда учите ребенка буквам, выбирайте те слова, где в изучаемый звук или гласная буква ударные! Это очень важно, но почему-то не уделяется внимания ни в одной методике. Думайте как ребенок, а не родитель - учитель.

  • учим буква А - вместо Арбуза должен быть Аист
  • учим букву М, вместо Машинка - Майка
  • учим К - Конь, а не Корова
  • учим Н - Нос, а не Носорог
  • учим О - Осень, Облако, но не Окно или Оса

Сложно в этом возрасте понять малышу, что мы произносим «Акно» и «Аса», но слова-то на букву О и таковы правила русского языка. Только когда ребенок запомнит звуки в словах, где они ударные, можно искать эти буквы в словах не под ударением.

Важно: все используемые для обучения кубики, азбуки, магнитные наборы и прочий материал, нужно выбирать тщательнее.

Важно: если вашему ребенку трудно дается восприятие букв и звуков, не учите весь алфавит, а выучите сначала только основные: А,О,У,Ы,Э. Из согласных М, Л, П, Б, Д.

Некоторые методики предлагают вначале изучение только звонких согласных, а глухие и шипящие оставить на потом. Это кажется правильным, но мы забываем об индивидуальном подходе. Для ребенка быстрее восприятие той информации, которая окружает его на подсознательном уровне в течение всего дня. Если мальчика зовут Шурик, папу - Жора, бабушку - Таня, то звуки и буквы Т, Ш, Ж, нужно учить наравне с М - мама, Б - баба.

Важно: не путайте ребенка, если учите звуки, издавайте один звук - не МЭ и не ЭМ, а «М». Если ребенок путается, подумайте, насколько удобно к восприятию вы пытаетесь преподать ему информацию.

Учим слоги

Учим слоги с каждой гласной буквой отдельно. 2-3 дня на каждую гласную. Техника:

  1. Взрослый читает - ребенок повторяет.
  2. Вместе прочитываем слог.
  3. Ребенок читает все слоги по порядку.
  4. Взрослый показывает последовательно слоги, ребенок читает так, что получаются простые слова: ДА-ША, МА-ША …
  5. Добавляется лист с согласными. Взрослый показывает, ребенок читает: ДА-Р, ША-Р, ПА-Р…
  6. После отработки слогов с одной гласной, добавляется ещё и пройденные ранее. Взрослый показывает слоги, ребенок читает: МЫ-ЛА, РА-МЫ, МА-ЛЫ-Ш.
  7. Применяем игровые формы:

а) ребенок как бы спасает заколдованные игрушки (куклы, солдатиков). Каждое прочитанное слово - одна игрушка спасена.

б) ребенок читает один слог, взрослый показывает другой, чтобы получилось слово, ребенок читает вторую часть слова.

в) более сложный вариант - наоборот: взрослый показывает и читает первый слог, а ребенок подбирает второй.

Слоги с фиксированной гласной

Одна из самых эффективных методик обучения чтению, когда ребенку демонстрируются слоги, в которых одна и та же гласная и меняется согласная. Например, методика Сергея и Ольги Фединых начинает учить чтению по слогам именно с этого этапа.

Выпишите или распечатайте крупным планом слоги:

Читаем по строкам, пока ребенок не будет выполнять это уверенно. Затем читаем те же слоги, по столбцам. Когда вся таблица будет бегло освоена, переходите к слогам с более сложными гласными Е, Ё, Я, Ю:

Слоги с первой гласной

Только после того, как ребенок освоит чтение слогов, где первая буква согласная, переходите к чтению слогов, где первая буква гласная.

Важно: знаменитый букварь Жукова обучает в другом порядке - там ребенок учит букву и сразу слоги с ней, где согласная первая и вторая. Потом переход к следующей букве. Предложите своему ребенку букварь, если ему так будет понятно - прекрасно, эта методика для вас. Если Жуков «не идет», отложите его в сторону и не пытайтесь читать «обратные» слоги (начинающиеся с гласной).

Если малыш путается, и вместо УВ читает ВУ или вместо АН - НА, спокойно поправляйте. Читайте также по строчкам, затем, когда освоите, по столбцам.

Навык чтения нарабатывается систематическими занятиями, прекращайте заниматься, как только видите, что ребенок стал отвлекаться. На первых порах он может посидеть с вами, повторяя слоги, пять минут или чуть больше. Оптимальная продолжительность занятий 10-15 минут ежедневно. Для ребенка 4-х лет даже 20 минут - уже очень долго. 20 минут отводятся на занятия не требующих серьезного напряжения - лепке, обществознанию, обучающим играм или мультфильмам.

Важно: если у вашего сынишки или дочки не читаются определенные слоги, возможно, в силу того, что он не выговаривает некоторые звуки (Л, Р или шипящие), не используйте их в чтении до тех пор, пока он не будет бегло читать те слоги, которые для него легче.

Читаем простые слова

Когда будут освоены слоги, можно переходить к чтению слов. Самые простые, состоящие из трех букв:

Будет лучше, если слова будут знакомы детям. Например, слова ТЮК или ПИР, хорошо бы знать для расширения словарного запаса, но необязательно. Во время обучения чтению, чем меньше посторонней информации и отвлекающих моментов, тем легче учиться. Все дети разные, кто-то схватывает на лету, а для кого-то это серьезная работа. Мама должна быть чуткой и сама улавливать, насколько напрягается ребенок.

Порядок чтения слов по слогам такой:

  • Чтение слов из трех букв,
  • Чтение простых слов из двух слогов,
  • Чтение слов из трех и более слогов,
  • Чтение простых предложений,
  • Чтение коротких рассказов (несколько связанных предложений) или стихов.

Важно: после того как ребенок научится читать простые слова, не переходите сразу на большие тексты. Для малыша важен результат, он должен осознавать смысл прочитанного, это как награда за труд: прочитал, сделал некое открытие, узнал историю. Но дети 4-5 лет лучше усваивают информацию во время прочтения, состоящую из 4-5 предложений. Читать - совсем не то, что слушать.

Если же перед вами длинная сказка, читайте абзацами. После каждого останавливайтесь и разберите смысл прочитанного.

Читаем книги с разбивкой по слогам

Много хороших книг из серии «мои первые книжки», хорошие тексты в букваре Жукова.

Тексты должны быть простыми, доступными для понимания и без ляпов, нелепостей и глупостей. Помните, что информация из книги непременно запомниться и отложится в памяти.

Прежде чем покупать книги для чтения по слогам, пролистайте, убедитесь, что текст удобный для возраста вашего ребенка.

Качественная литература для малышей из серий «Читаем по слогам» имеет пометку, для какого возраста она предназначена. Для малышей 3 лет - это стишки в два предложения, для 4 лет - стихи и короткие сказки, как «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Маша и медведи». Для детей 5 лет небольшие сказки и рассказы.

Ольга Гришанова (педагог-воспитатель)