Церковные благовония. Как использовать. О значении ароматов в христианском богослужении

Византийский богослужебный канон включает в себя важный элемент – запахи. В отличие от других составляющих канонической системы, ароматизация, её принципы и идеология на протяжении истории церкви изменялись крайне мало. В сущности, современные православные церкви, пользуются ими так же, как в начале истории христианства.

Прежде чем рассматривать ольфакторные (относящиеся к области восприятия запахов ) аспекты христианского культа, следует охарактеризовать используемые в нём ароматические вещества . В сущности, ароматов в церкви не так уж много.

1. Ладан (по-еврейски – lot ) — ароматическая древесная смола (благовонный древесный сок, затвердевающий на воздухе ). Собирается с растения cystus croticus (босвелия, семейства бурзеровых) — тернистого дерева, которое растёт на о. Кипр, в Аравии, Сирии, Палестине. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии. В древние времена считался одним из ценнейших даров, которые преподносились царям, вельможам в знак особого благоговения: преподнесение волхвами ладана младенцу Иисусу, наряду с золотом и с мирной — свидетельство признания его царского достоинства (Мф., 2:11). Использовался для воскурения в храмах различных языческих религий. Первые христиане употребляли ладан при проведении обрядов погребения мёртвых (согласно свидетельству Тертуллиана ). В настоящее время добывается, в основном, в Индии. Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Ладан с дополнительными ароматическими добавками называется фимиамом . Надо полагать, что каждения в современных церквах осуществляются именно с использованием различных фимиамов.

Ладан

2. Миро — ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. По ветхозаветным установлениям (Исх., 30, 23-25) составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного (аир), кассии и оливкового масла. В современной православной церкви миро включает в себя около 50 компонентов. Мироварение осуществляется высшим священноначалием в Великий Четверток и распространяется по всем епархиям. Миропомазание — таинство, в котором верующему подаются Дары Святого Духа через несение мира на различные части тела. Помазание святым миром применяется при освящении храмов.


Ингридиенты для мироварения

3. Лампадное масло (елей) — растительное (прежде всего, оливковое) масло, которое используется для сжигания в лампах и для помазания верующих. Может содержать ароматические добавки (например, розовое масло).

Лампадное масло

4. Восковые свечи — источник слабого запаха мёда. Изготавливаются из пчелиного, японского, китайского, карнаубского воска. Свечи из пчелиного воска горят дольше и ярче, чем парафиновые, и предпочитаются ценителями, поскольку являются натуральными.

Восковая свеча

5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.

Иссоп

Нельзя забывать также о благоухании Святых даров — в сущности, важнейшего церковного аромата.

Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.

Смысловое значение запахов в церкви

Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.

Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений . Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.

Нельзя не отметить в церкви запахи икон . Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.

Человек принимает небесное присутствие всеми своими чувствами. Бог соучаствует жертвующему от избытка своей любви человеку во вкусе и запахе. Обоняние — это то, «что показывает направленную к Нему мысль нашу и расположение, вследствие того, что у нас чрез посредство этого чувства происходит восприятие благоухания », — говорит св. Иоанн Дамаскин. Ароматы символизируют различные дары Святого Духа.

«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром… , – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить «.

«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует . Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную » [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].

Смысл каждения в символике Богослужения

Воскурение ладана, фимиама — это древнейшая форма жертвы Богу . Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа » — так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас «, а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни) «.

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Благоухание ладана пропитывает всё, что его окружает: стены, святыни, одеяния священников. Благоухание как бы впитывается в псалмодию и молитву. В этом проявляются слова: «Я всё и во всём «. Благоухание – это состояние небесного. Особенно это видно в ритуале каждения и хорошо осмыслено богословами. «Диакон кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая всё и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе́ и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа », — говорит бл. Симеон Солунский.

Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа ».


Из фотоальбома священника Константина Пархоменко

Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной ».

Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов », – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью .

Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «...как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех… «. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы»: «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом.<…> Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления ».

Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии ».

Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.

Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых… «.

Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу » [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ… Это будет миро для священного помазания » [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.

Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.

В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы. <…>

Ценность ароматов для Бога и человека

Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.

Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.

Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.

Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.

Возможно, приблизиться к пониманию этого вопроса можно, обратив внимание на то, что хлебная жертва имеет другое наименование – дароприношение . По этому поводу в Агаде (часть Талмуда) есть следующее рассуждение: «Почему в законе о дароприношениях, в отличие от жертвоприношений, сказано «душа» (вместо обычного «человек»). Потому что: «Кем, – сказал Господь, – обыкновенно совершается дароприношение? Бедняком. И это для Меня так же ценно, как если бы Он душу свою принёс в жертву Мне » [Агада, с. 176]. В этом случае, можно полагать, сочетание муки, елея и ладана следует понимать как преобразование души, сожигаемой для Господа . Очевидно, запах ладана содержит в себе нечто, выражающее связь с душевной чистотой, святостью. Иначе как объяснить, что одним из главных признаков святости человека перед Господом является благоухание святых мощей?

Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.

О непереносимости запаха Церкви

«Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!» — взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, — «Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит — сразу плохо становится

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится! «

Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:

1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.

2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.

По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.

Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан «Запахи христианского богослужения»

Просмотрено (4901) раз

Индия- это страна запахов. И как только вы переступите борт самолета, поток запахов будет преследовать вас всегда и везде. Откуда же столько насыщенных ароматов, от которых невозможно укрыться ни в одном уголке Индии? Всему виной индийские благовония.

Где используют благовония?

Местные жители используют благовония в своей жизни уже очень много лет. Ранее Они использовались для различных ритуалов и церемоний в виде кореньев, листьев, душистых цветов, эфирных масел, а также жмыха. Их бросали в священный огонь для того чтобы умилостивить богов и богинь.

Благовониями очищали пространство своих домов. Так же в древности их использовали во врачевании. Казалось бы, какая может быть польза от ароматов? На самом деле они очень благотворно влияют на человеческий организм, но не так как лекарства. Да, одним ароматом не вылечишь запущенную простуду или проблемы с кишечником, не говоря уже о более серьезных болезнях таких как болезни сердца, печени, легких и многих других.

При покупке индийских благовоний стоит учитывать их качество не стоит думать, что если они из Индии, то самые что ни наесть качественные. Но если мы говорим о качественных ароматах, то можно подчеркнуть, что все же они какой-никакой эффект оказывают.

Вред и польза индийских благовоний, что нужно учесть при покупке

Итак, какая же польза от ароматических палочек? Индийские благовония источают невероятные экзотические запахи. Это может быть приятный, мягкий аромат ванили, или мускуса, сладкие, пряные, мятные, свежие, их огромное количество.

Современные производители позаботились о том, чтобы люди при покупке могли выбрать тот аромат который им нравится. Наполняя помещение любимым человеку ароматом, благовония создают приятную атмосферу. Очищают сознание, приводят мысли в порядок, восстанавливают, успокаивают, создают дух умиротворения.

Но не стоит забывать, что индийские благовония, так же могут нанести и вред вашему организму. Если при покупке благовоний вы не учли их качество, то результат не заставит себя ждать. Низкокачественные палочки источают слишком резкий аромат, который можно почувствовать не раскрывая упаковки. Конечно же такой товар покупать не желательно, так как наверняка в составе благовоний присутствуют искусственные ароматизаторы.

В идеале, качественные благовония изготавливаются из природных компонентов таких как: масла, ароматические травы, цветы, специи, коренья, а также листья деревьев.

Отсюда конечно же вывод, что не стоит покупать палочки с такими ароматами, например, как клубники, ванили или розы.

Такие индийские благовония могут привести к заболеваниям дыхательных систем, головным болям, а также вызвать аллергию, нарушить ваш сон. Аллергию так же может вызвать слишком частое их использование. Так что не стоит переусердствовать.

Конечно же основным показателем при покупке ароматических палочек будет их цена. Ароматические палочки с низким ценником конечно же оставляют желать лучшего, потому что в их составе использованы искусственные ароматизаторы. Так же стоит учесть, что благовония бывают с основанием в виде бамбуковой палочки, и безосновные. Безосновные намного лучше потому, что они источают чистый, натуральный аромат.

Виды благовоний

Благовония бывают различные и способы их производства тоже. Существуют как традиционные, так и современные. От этого зависит, то где и как они будут применяться.

  1. Индийские благовония с бамбуковой основой. Это самые распространенные виды. Они состоят из бамбуковой палочки и смеси из угольной пыли и иногда каких-нибудь трав. Само собой, такой вид палочек не отличается особым качеством и применяют их в плохо пахнущих грязных помещениях. Помимо этого, угольные благовония выделяют слишком много дыма который зачастую искажает аромат который мы ожидали почувствовать.
  2. Стружечные благовония. Они более приближены к натуральным и при их изготовлении чаще используют натуральные масла. Они обладают ярко выраженным цветочным запахом. Чаще всего такие индийские благовония используют в храмах.
  3. Безосновные. Положительное качество такого типа — это конечно же отсутствие бамбуковой основы. Аромат чистый, натуральный. В отличии от остальных видов, они очень хрупкие.
  4. Пластилиновые индийские благовония. Они очень популярны в Индии, так как источают интенсивный аромат и способны окурить помещения с большой площадью. Минус — они сильно дымят.

На сегодняшний день использование благовоний в жизни индийцев считается обыденным, так же как сон и прием пищи. И что таить, все мы прекрасно понимаем, что аромат благовоний прекрасно перекрывает неприятные запах которые присутствуют на улицах Индии.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Запинить

Возможно Вас заинтересует:

Восток славится своими экзотическими ароматами. Особенно популярно на Востоке воскурение благовоний. История фимиамов восходит еще к первым опытам человека с огнем. Как только древние люди научились добывать огонь, они заметили, что некоторые сорта дерева источают при горении более приятный аромат, чем другие, и оказывают различное действие на психику и здоровье. Позже возникла традиция специально добавлять в огонь ароматические растения и таким способом ублажать богов. В те далекие времена связь между воскурением благовоний, религией, колдовством и медициной была практически нерасторжимой. Запахи тлеющих благовоний использовались не только для ароматизации воздуха, их дым мог навевать радостное настроение, вызывать любовное вожделение, охранять от дурного глаза и снимать порчу, лечить головные боли и даже облегчать родовые схватки, придавать благоухание одежде и волосам и оказывать другое воздействие.
В древние времена главным поставщиком благовоний была Южная Аравия. По знаменитому торговому караванному «пути благовоний» мирра, ладан и другие ароматические смолы, а также лучшее розовое масло, некоторые пряности и засушенные цветы доставлялись в Египет, Переднюю Азию, Грецию, Рим и Индию. В большом почете благовония были в Египте, Древней Месопотамии, Вавилоне, Ассирии и других царствах. Например, ассирийский царь Сарданапал, когда его свергли с престола, избрал себе в качестве казни смерть на костре из сандалового дерева, где и задохнулся вместе со своими женами в облаке ароматного дыма. Ассирийцы и Вавилоняне воскуряли благовония и для того, чтобы избавиться от грехов. Именно с помощью благовоний люди впервые научились бороться с инфекционными болезнями. Ведь практически все смолы обладают сильным противомикробным действием. Так, например, в Древнем Египте была побеждена так называемая «храмовая болезнь». После многолюдных церемоний и богослужений люди легко заболевали инфекционными болезнями, нередко смертельными. Это вселяло страх перед храмами и угрожало процветанию религии. Но жрецы заметили, что при воскурении в храмах благовоний боги приходят в милостивое расположение духа и перестают насылать на людей болезни. Так был открыт один из способов дезинфекции помещений, а практика воскурения благовоний в храмах глубоко укоренилась. О повсеместном применении благовоний свидетельствует и Библия: «и обонял Господь приятное благоухание… (книга Бытия). А среди множества заповедей, данных Моисею, были и правила сооружения алтаря для ароматических воскурений во славу Господа, а также приготовления ароматических масел и жертвенных курений. Свое место благовония нашли и в Исламе. Пророк Мухаммед говорил, что «из всех вещей в мире больше всего радуют сердце дети, женщины и благовония». В некоторых хадисах рай описывается как восхитительное место, земля в котором пропитана мускусом. В Древнем Китае мускус тоже ценился очень высоко. И не только за аромат - его считали способным исцелить почти все болезни, известные в мире. Храмы Индии с древнейших времён строились из сандалового дерева, а внутри храма постоянно горели курительные палочки. Возможно поэтому индийское слово «храм» на санскрите означает «дом фимиама». Благовония использовались и в погребальных обрядах: если умерший был богат, то в погребальный костёр бросали не обычную древесину, а древесину благовонных сортов - сандал, можжевельник и другие. В Древнем Китае единым словом «аромат» обозначали как благовония, так и душистые мази, масла и вытяжки из трав. Китайцы наполняли приятными запахами не только дома и храмы и умащивали благовониями тела, они также ароматизировали одежду, чернила, бумагу, косметику, воду для ванн, а основы их традиционных вееров были сделаны из благоухающего сандалового дерева. Но в настоящее искусство возвели сжигание благовоний японцы, хотя до Японии этот ритуал дошел довольно поздно по сравнению с другими странами - только примерно к 500 году н.э. Особые школы обучали (и обучают до сих пор) Kodo - искусству парфюмерии и фимиамов. Ученики этих школ учатся изготавливать и правильно воскурять благовония. В программу обучения входят и специальные ритуальные танцы, исполняемые перед воскурением. Знаменитые японские гейши вычисляли для гостя стоимость проведенного с ними вечера по количеству сожженных благовонных палочек.
Виды и состав благовоний: Благовония могут быть различными по своей форме: в виде смесей, брикетов, палочек, конусов, масел. По способу воскурения благовония делятся на два вида:
1. Негорючие благовония. Это благовония в виде рассыпчатых смесей, небольших брикетов или шариков. Такие благовония воскуряют в курильницах, где помещают их на раскаленный уголь. Именно так воскуряли фимиам в течение многих тысячелетий. Это выглядит очень эффектно, кроме того, такие благовония сделать легче всего. Особенно популярен такой вид благовоний в арабских странах.
2. Горючие благовония. В таких благовониях (обычно в виде конусов или палочек) мелко измельченные ароматические ингредиенты смешаны с горючим материалом. Технология изготовления таких благовоний несколько сложнее, зато для их воскурения не требуется никаких дополнительных приспособлений. Конус или палочку сначала поджигают, дают немного разгореться, а затем задувают огонь, оставляя благовоние тлеть. Этот вид благовоний традиционно используется в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии. В состав благовоний обычно входят смолы, древесина ароматных пород, некоторые виды специй, трав, цветов и корней и иногда эфирные масла. Тут необходимо заметить, что запах большинства благовоний при сжигании разительно отличается от их запаха при обычных условиях. Кроме того, как и в случае с духами, в аромате благовоний можно выделить три основные «ноты». Первую ноту - летучую - вы ощутите сразу, как только подожжете благовония. Иногда она может даже показаться неприятной. Но этот запах очень скоро сменяется центральной нотой, которая и является «сердцем» аромата благовоний. Это неповторимое сочетание душистых веществ можно вдыхать на протяжении нескольких часов. А полноту ощущений, завершающий мазок «картине» придает конечная нота, которую обычно образуют вещества, фиксирующие запах. Конечная нота благовоний хорошего качества может чувствоваться очень долго - иногда даже несколько дней.
источник /subscribe.ru
Автор: Марина Аль-Рабаки

Почему же ароматы могут обладать столь выраженным положительным воздействием на энергетику и физиологию. Оказывается, в этом ничего удивительного нет. Растения всегда имеют большой запас жизненной энергии, позволяющей им приспосабливаться к неблагоприятным условиям внешней среды. Такой же потенциал жизненной силы заложен во всех объектах окружающего нас мира. Посредством запаха нам передается их энергия, качества, и это влияние способно творить чудеса. Летучие соединения ароматов, проникая в ауру, устраняют ее голодание, иммунный дефицит, способствуют заживлению ран, перераспределению и гармонизации энергии, осветлению и уплотнению эфирного тела. Более того, они оказывают огромное положительное влияние на физиологическое здоровье, а также на эмоции человека. Ароматы могут помочь восстановить ауру, обрести вкус к добру и справедливости, устранить комплексы и озлобленность. Выбор аромат благовонии аромат сделан в соответствии с типом тела (так называемые Пракрити в Аюрведе). Если благовония будут использованы для достижения терапевтического лечения, то текущий дисбаланс дош (так называемый викрити в Аюрведе) также устраняется. После рассмотрения как Пракрити и викрити, выбор соответствующего аромата могут быть сделаны.

Аюрведические благовония изготавливаются из различных трав, деревянные части некоторых ароматических деревьев и некоторых специальных смол. Более 100 таких ароматических веществ могут быть использованы для одного типа благовонии. уществуют различные благовония, и соответственно методы их классификации. Это обусловлено как большим разнообразием сортов, так и широким спектром их применения. Обычно благовония различают по месту производства, по внешнему виду, по составу и по назначению.

Состав ароматических палочек делится на две части: основу и масло-наполнитель. А основы, в свою очередь, также можно разделить на два вида: угольные основы и «масала» (смесь мелкой стружечной пыли или измельченных ароматных растений). Благовония на угольной основе имеют яркий черный цвет. Они хороши тем, что при сгорании уголь не дает примесей запаха, и палочка строго издает аромат масла-наполнителя. Это очень благоприятно при избирательном воздействии на определенные системы организма. Ароматические палочки типа «масала» могут иметь различные оттенки: от светло-бежевого до темно-коричневого. При сгорании запах зависит не только от масла-наполнителя, но и от состава основы. Неверно думать, что от цвета палочки зависит ее качество и что черные палочки — химические, а светлые — натуральные. Главным для благовония является качество масла-наполнителя, а также качество «масала» в случае светлых палочек.

Благовония, а еще их называют агарбатти, делятся на группы по их свойствам:

  • Стимуляторы - повышают концентрацию внимания, улучшают память, устраняют депрессии, придают бодрость и работоспособность. К ним относятся ароматы кедра, лимонника, лимона, фенхеля, мандарина, апельсина, пачули, корицы, розмарина, рододендрона, магнолии, камфары и сандала.
  • Адаптогены - нормализуют работу нервной системы, повышают коммуникабельность. Мята, лаванда, чабер, лавр, жасмин, роза, мирра, душица, миндаль.
  • Успокаивающие - используются при умственном и физическом переутомлении, стрессах, депрессии. Ромашка, герань, нероли, мелисса, сандал, вагиль, чайное дерево, ладан, лотос, орхидея, майоран.
  • Защищают - энергетического вампиризма, зависти, недоброжелательности
  • Восстанавливают ауру: жасмин, мелисса, миндаль, шалфей, гвоздика, роза, опиум, розмарин, можжевельник, ладан, лимон. В холодную погоду рекомендуется использовать: эвкалипт, миндаль, корицу, герань, камфору, розу, афродезию. В теплое время года: сандал, ладан, гиацинт, фиалка, магнолия, лимон, бергамот, лаванда. Сильнейшим афродизиаком является муск.

Виды благовоний. На основе трав и древесины деревянных деревьев Палочки — оснОвные, с тонким прутиком внутри (made in India), и безоснОвные (made in Nepal, Tibet) Конусы — для более быстрого окуривания, интенсивность горения увеличивается в геометрической прогрессии. Спирали — горит по спирали, создаёт энергетический столб для подавания сигналов б-жествам Масла из цветов и ароматных растений. Натуральное масло добывается с большим трудом и весьма малым КПД: например, для получения 1 кг розового масла необходимо извести 3 тонны зверски убитых лепестков роз. А из сандала масло можно получить перегонкой. В древности за каждую каплю такого масла платили по большой золотой монете. Санг — 100% натуральный порошок смолистых растений и трав. Насыпается горкой и, быстро, решительно, наполняет воздух сильным ароматом. Используется реже, в основном для религиозных ритуалов у буддистов, христиан индуистов и прочих кришнаитов. Индейские ритуальные благовонии, которые используют, например, при употреблении аяхуаски. Представляют собой безоснОвные пресованные смеси сухих веществ. В основном состоят из Copal (смолы дерева Burserae), но можно встретить и вариации, где основным компонентом является Palo Santo. Чаще всего производятся в странах Латинской Америки. Как выбрать и купить благовония? Прежде всего необходимо определить, для какой цели Вы хотите купить благовония.

Для ежедневного использования дома подходят многие типы благовоний. Больше всего распространены индийские ароматические палочки на бамбуковой основе: они недороги, легко доступны, а палитра их ароматов бесконечно разнообразна. Подробнее об индийских благовониях можно прочитать в статье в разделе «Благовония из Индии». Менее известны, но обладают такими же качествами, как индийские, некоторые таиландские благовония. Китайские благовония для ежедневного домашнего использования создаются, как правило, с учетом принципов Фен-Шуй, имеют глубокий аромат с тонкими периливами оттенков, и обладают гармонизирующим воздействием на атмосферу дома. Китайские благовония имеют вид тонких, длинных, часто - цветных безосновных палочек. Самые изысканные и редко встречающиеся в России благовония для дома - японские благовония. В Японии изготовление благовоний - такое же искусство, как чайная церемония, каллиграфия, или экибана. Японские благовония - это тонкие цветные безосновные палочки, обладающие разнообразными ароматами, включая как традицонные, так и сложные, своеобразные ароматические букеты. Среди японских благовоний встречаются специальные благовония для чувствительных людей, с особенно нежным и легким ароматом. Если Вы не знаете, какие благовония выбрать для дома, попробуйте признанные «семейные» ароматы, которые улучшают взаимопонимание между членами семьи, и создают энергетику тепла, уюта, и света в доме: жасмин, апельсин, мускус, мандарин, кокос, ладан, лимон, сандал, мирра, а также смеси этих запахов.

Для подарков приобретайте подарочные наборы благовоний, или же редкие и оригинальные благовония. Впрочем, и пара нарядных упаковочек недорогих ароматических палочек могут быть очень кстати, как приятное дополнение к другому, основному подарку. Благовония - один из самых универсальных и «беспроигрышных» презентов, но при его подборе важно учитывать интересы того, кому предназначен Ваш подарок, чтобы он понравился, и запомнился надолго. Почитателям мистического наследия Востока можно подарить тибетские благовония в красивой подарочной упаковке, такие, как «Релаксенс», «Манджрушри», или «Нагарджуна», либо набор из нескольких видов тибетских благовоний. Ценителям японской культуры понравятся настоящие японские благовония, тем более, что купить их в России довольно сложно. Если предпочтения адресата подарка неизвестны, то женщине можно смело дарить благовония с цветочными ароматами - такой «ароматический букет» универсален так е, как букет из живых цветов. Мужчине подойдут благовония со сдержанными, «древесными» ароматами (сосна, «кровь дракона», сандал, и т.п.). Универсальный подарок - благовония с «вкусными» запахами: шоколад, кофе, кокос, ваниль, мандарин, корица, и другие. Если Вы дарите благовония, не забудьте подарить заодно и подставочку для них - это придаст подарку завершенность и продемонстрирует Ваше внимание и заботу. Особенно важно добавить подставочку к подарку с тибетскими благовониями: их палочки достаточно толстые и требуют специальной подставки, которая есть не в каждом доме. К японским и китайским благовониям подставочка обычно (но не всегда) прилагается, и находится в упаковке с ароматическими палочками.

Для сопровождений духовных практик и медитаций идеально подходят тибетские и непальские благовония. Они издревле создавались как средство оздоровления тела и духа, поэтому в их составе исключительно натуральные, часто - очень редкие компоненты, обладающие мощными целительными и сакральными свойствами. Аромат тибетских и непальских благовоний никогда не бывает сладким или «парфюмерным» - это сдержанный, благородный и чистый аромат растений, произрастающих в суровом климате Тибета. Также для создания способствующей медитации атмосферы подходят некоторые китайские и японские благовония, особенно - «храмовые» и сандаловые палочки. Из благовоний других типов, чаще всего для медитаций рекомендуют ароматы, которые позволяют обогатить свой дух и энергетику, достичь гармоничного слияния с внешним миром. Это сандал, мирра, сосна, ладан, мускус, нероли, можжевельник, роза, рододендрон.

Для ритуалов. Практически во всех традициях сжигание благовоний является неотъемлемой частью любого магического действа. Благовония подбираются в зависимости от задачи, и от традиции, в которой проводится практика. Например, если делается ритуал на любовные отношения, то в нем уместны будут ароматы - афродизиаки: иланг-иланг, роза, ветивер, жасмин, мускус и другие, но для очистительного ритуала они не подойдут, а понадобятся шалфей, ладан, можжевельник... Интересно, что некоторые ароматы обладают настолько выраженным воздействием, что применяются для ритуальных и мистических целей в самых разных традициях, от христианства до шаманизма: таковы, например, ладан, мирра и кедр. Обратите внимание на то, что среди индийских ароматических палочек можно найти специальные ритуальные благовония для разных целей: «Чистый дом», «Золото и серебро», «Божественное исцеление», «Высшая Сила» и другие. Часто для проведения ритуалов используются ароматические смолы (ладан и смеси на основе ладана, мирра, копал и т.д.), а также травы (шалфеи обычный и белый, можжевельник, зубровка и другие). Некоторые практики предпочитают сами создавать на их основе ароматические смеси. Однако, практически всегда можно найти в широчайшем ассортименте благовоний уже готовый ароматический аналог. В целом, подбор ритуальных и благодарственных благовоний остается полностью за специалистом, проводящим ритуал. Более подробно о каждом типе благовоний можно прочитать в описании соответствующих категорий, а также в расширенном описании самих благовоний. Одним из наиболее важных преимуществ благовоний является то, что они, как правило, как правило, сделаны из 100% чистых натуральных ингредиентов. Несмотря использования благовоний в Аюрведа в терапевтических целях, они также используются ежедневно в течение религиозные и другие личные ритуалы для влияния на ум и психических состояний. Ароматы были давно известны за достижение чувство расслабления, благополучия и благоговения, которое дальнейшую помощь в медитации и расславлении. Одно особое внимание должно быть упомянуто о ингредиент Guggulu или Gugul, содержащиеся в некоторых аюрведические благовония. Guggulu или Gugul очень похожи по своим свойствам ладана и мирры и традиционные был использован для духовно очищающих действий. Он не только оказывает очень благоприятное воздействие на окружающую среду в комнате, он также должен заставить человека чувствовать себя более спокойно и религиозные, помогая в огромной напряженной практики медитации. Этот ингредиент также иногда встречаются в Тибетские благовония. Оба аюрведические и тибетские благовония сделаны из очень похожие ингредиенты и сушат на воздухе для максимальной чистоты и эффективности. Как правило, они не содержат уголь или другие такие токсичные вещества, горючие и не должны вызывать привыкание. Они были использованы на протяжении веков во время молитвы, медитации, определенных тантрических ритуалов, а также для очистки окружающей среды дома и исцеления духа и разума.

Действие благовоний на организм человека

Благовония обладают общим гармонизирующим действием и помогают увеличить приток энергии в организм. Рекомендуется применять для повышения работоспособности, расслабления, в качестве привлечения противоположного пола, избавления от негативных эмоций и неприятных мыслей, также активно используются для энергетического очищения пространства.

  • Agarwood (Агар, смола) - хранитель семейного очага.
  • Aloe vera (Алоэ вера) - сильные антисептические свойства, способные очищать пространство дома от разнообразных простудных болезнетворных бактерий и вирусов. Благовоние хорошо подходит для воскуривания в вечернее время суток, так как обладает сильным успокаивающим эффектом.
  • Арбуз/Банан - несут в себе множество положительных качеств, усиливающих общий энергетический фон, поднимающих настроение, помогающих от усталости, снимающих нервное перенапряжение и стресс.
  • Almond (Миндаль) - аромат, возбуждающий чувства и поднимающий эротическую энергию страсти, что сделало его сильным, стимулирующим сексуальную энергию, средством.
  • Amber-sandal (Амбер, амбер-сандал) - На Востоке смолу амбера используют в очистительных практиках в качестве средства, убирающего все негативное, плохое, несущие в себе разрушительную энергию. Для очистительной процедуры в домашних условиях будет достаточно простого воскуривания ароматической палочки, несущей в себе частицы смолы амбера. Усиливает стихию огня в организме, согревает сердце, делает его добрым и отзывчивым.
  • Apple (Яблоко) - аромат яблока снимает депрессию, состояние страха, раздражительность.
  • Bergamot (Бергамот) - помогает добиться успехов в творчестве, способствует преодолению трудностей, нейтрализует негативную энергетику окружающих.
  • Citronella (Цитронелла) - является прекрасным средством от переутомления, снимает усталость, сонливость. Так же благодаря своему сильному аромату. Цитронелла благотворно воздействует на внутреннее и внешнее пространство, убирает из него все виды негативной энергии.
  • Сlove (Гвоздика) - восстанавливая силы после нервного и физического перенапряжения, аромат приводит в гармонию энергетическое пространство человека, поднимает жизненный тонус, делает ум спокойным и ясным.
  • Coffee (Кофе) - тонизирующий и бодрящий, помогает концентрации и сосредоточению.
  • Cherry (Вишня) - помогает ярче ощущать радости жизни. CHAMPA (Чампа) - благоприятны для уплотнения и осветления энергетической оболочки, ауры. Способствуют концентрации ума, снимают нервное напряжение и переутомление.
  • Camomile (Ромашка) - устраняет комплекс неполноценности, помогает в тяжелых жизненных ситуациях.
  • Chocolate (Шоколад) - прекрасно поднимает настроение и создаёт уютную атмосферу в доме.
  • Cinnamon (Корица) - стимулирует кровообращение, снимает последствия интоксикации, укрепляет нервную систему. Согревает, веселит, снимает депрессию.
  • Cedar (Кедр) - устраняет застойные процессы в теле и в окружающем пространстве, очищает атмосферу, способствует ясности ума и крепкому здоровью. Повышает работоспособность и иммунитет.
  • Coconut (Кокос) - возбуждает аппетит, усиливает обменные процессы в организме, снимает апатию и сонливость.
  • Carnacion (Гвоздика) - обеспечивает помощь в преодолении излишней нервозности, защищает от отрицательных энергоинформационных воздействий, способствует скорейшему выздоравлению после травм и операций.
  • Eucalyptus (Эвкалипт) - стимулирует умственные способности, укрепляет память, повышает настроение, снимает сонливость. Очищает атмосферу, убивает бактерии. Мощное антивирусное и противовоспалительное средство! Помогает при астме. Эффективное средство для отпугивания насекомых.
  • Frank incense (Ладан) - способствует сохранению трезвости ума в любой ситуации, охраняет дом от нечисти, защищает и очищает ауру людей и служит прекрасным средством для медитаций. F
  • Rankincense -myrrh (Ладан-мирра) - помогает в духовном поиске, защищает от нечистой силы.
  • Green tea (Зеленый чай) - следует отметить тонизирующие свойства, с помощью которых человек начинает ощущать легкость и ясность ума. Очищает организм от всевозможных энергетических блоков.
  • Gardenia (Гардения) - помогает при бессоннице, переутомлении, при головных болях, воспалениях. Воскуривание этих благовоний окажет хороший терапевтический эффект.
  • Grapefruit (Грейпфрут) - снимает боли и спазмы в областях четырех верхних чакр: грудной клетке, шее, голове. Нормализует липидный обмен (ожирение, повышенное содержание холестерина в крови). Стимулирует работу гипоталамуса, поможет Вам временно избавиться от симптомов бронхиального кашля, простуды или гриппа.
  • Ginger (Имбирь) - укрепляет решимость, наставляет на верный путь в любовных отношениях, помогает пережить энергетическое нападение.
  • Hyacinth (Гиацинт) - является хорошим релаксантом, помогает при бессоннице, снимает нервозность и стресс.
  • Honeysuckle (Жимолость) - эффективно для профилактики простудных заболеваний, а так же хорошо помогает при головных болях, бессоннице и стрессах.
  • Honey (Мед) - рекомендуется использовать в качестве профилактического общеукрепляющего средства при простудных заболевания, усталости и стрессах.
  • Juniper (Можжевельник) - используется для очищения пространства от застоявшейся энергии ци. Аромат можжевельника защищает от воздействия темных сил, улучшает мироощущение, устраняет страх, повышает интуицию и личностную силу. Рекомендуется при моральном истощении, плохой памяти, бессоннице, похмелье.
  • Jasmine (Жасмин) - стимулирует творчество, укрепляет чувство собственного достоинства, ощущение благополучия, помогает адаптироваться к незнакомой обстановке, обладает антистрессовым действием, устраняет утомляемость, мышечное напряжение, мобилизует резервные силы организма.
  • kiwi (Киви) - помогает при начальных стадиях заболевания горла, а также обладает потрясающими способностями излечивать болезни сердца, помогает сжигать жиры, которые блокируют артерии, а это в свою очередь снижает риск образования тромбов.
  • Lily (Лилия) - снимет депрессию, следы усталости с вашего тела и ума.
  • Lotus (Лотос) - избавляет от усталости, благоприятствует духовному развитию человека, помогает сгладить остроту депрессий и меланхолии, обостряет интуицию.
  • Lavender (Лаванда) - способствует самопознанию, используется при медитации, помогает расслабиться.
  • lemon (Лимон) - способствует восстановлению после тяжелой работы, укрепляет иммунную систему человека. Обеспечивает равновесие эмоций, помогает избавиться от тревоги, повышает настроение и улучшает самочувствие. Стимулирует умственные способности. Обладает противовирусным и противоинфекционным действием.
  • Muschio bianco (Белый мускус) - восстанавливает энергетическую целостность ауры, делает неуязвимым при дурном общении, используется для медитации. Помогает при волнениях, умственных переутомлениях, снимает стресс, помогает воспламениться страстью мужчинам и женщинам.
  • Musk (Мускатный орех) - подходит для медитации, помогает обретению терпимости в любви и работе. Особенно актуален для подростков, защищая их от дурного влияния.
  • Magnolia (Магнолия) - успокаивает, способствует расслаблению и отдыху.
  • Myrrh (Мирра) - главное свойство миры заключается в очищении человеческого сердца, и естественно пространства дома от всего негативного, от порчи, от сглаза, просто от проблем. Мирра устранит то, что на ваш взгляд портит атмосферу вашего жилища и мешает вам жить в гармонии и покое.
  • Orange (Апельсин) - повышает оптимизм, веру в свои силы, обаяние, открывает душу навстречу добру, подготавливает к восприятию позитивной информации, укрепляет после болезни.
  • Patchouli (Пачули) - денежные благовоние. Облегчает страдания, придает силы, решительность, уверенность в себе. Сильный эротический стимулятор, усиливает чувствительность, избавляет от фригидности и импотенции. Сильное антивирусное средство.
  • Pine (Сосна) - применяют против легочных заболеваний, усиливает приток чистой энергии, помогает быстро восстановить силы после тяжелого эмоционального удара. Развивает философское восприятие неудач. Полезен тем, кто испытывает неоправданное чувство вины, освобождая от него. Обладает сильным противовоспалительным действием, антисептик.
  • Rose-honey (Роза и мед) - аромат меда очищает дыхательные пути, облегчает состояние при простудах, обладает иммунобиологическими, антиаллергическими свойствами.
  • Rose (Роза) - преобразует негативную энергию разочарования и печали в конструктивную энергию самосовершенствования. Помогает трезво оценивать ситуацию и находить корни проблемы. Освежает и проясняет мысли, помогает принять правильное решение.
  • Rosemeri (Розмарин) - оживляет и обновляет энергетику, способствует активному образу жизни и возвращает угасший интерес к ней. Развивает интуицию.
  • Saffron (Шафран) - обладают свойством очищения энергетики пространства. Так же эти благовония оказывают легкий терапевтический эффект на организм человека, усиливая иммунную и нервную систему.
  • Sandal (Сандал) - способствует расслаблению, благоприятен для духовной практики, медитации, успокаивает нервы.
  • Strawberry (Клубника) - снимает усталость, стресс и поднимает настроение.
  • Tangerine (Мандарин) - расслабляет, снимает умственное напряжение, устраняет депрессию. Улучшает кровообращение, способствует гармонизации системы пищеварения. Легкий афродизиак, лечит фригидность и импотенцию.
  • Vanilla (Ваниль) - дает радость чувствам, делает сердце добрым, располагает к доверительным отношениям.
  • Vetivert (Ветивер) - устраняет депрессивные состояния. Возвращает эмоциональную активность и непосредственность.
  • Violet (Фиалка) - это и эротический аромат, сближающий и раскрывающий сердца мужчины и женщины, и общеукрепляющий аромат, способный поднять даже слишком заниженное настроение, и просто повышающее жизненный тонус средство.
  • Wild orchids (Дикая орхидея) - известна своими эротическими свойствами, благодаря которым идеально подходит для интимной близости. Так же аромат орхидеи поднимает настроение и укрепляет общий жизненный фон.
  • Ylang ylang (Иланг-иланг) - хороший антидепрессант, вызывает чувство уверенности в себе. Избавляет от судорог, нервного тика, головной боли. Отличный афродезиак, увеличивает мужскую потенцию. Чайное дерево - защищает от воздействия агрессивной энергетики внешнего мира.

Приятных вечеров!

Евангелие свидетельствует, что волхвы принесли Спасителю золото, ладан и смирну. Если с первым даром все относительно понятно, то последующее вызывает вопрос: чем смирна отличается от ладана? И почему паломники с Востока поднесли новорожденному Богомладенцу ладан – как Богу, а смирну – как смертному человеку?

В Ветхом завете ладан был одним из компонентов воскуряемого в храме благовония – фимиама, использование которого в быту было строжайшим образом запрещено. Сам по себе ладан мог использоваться и в мирских целях: для лечения, ароматизации воздуха в жилище или даже в качестве духов. Фимиам, помимо ладана, включал в себя стакти, оних и халван. Стакти, согласно мнению многих толкователей, – это мирра (смирна) – смола миррового дерева. Халван – также смола, добытая из растения рода Ферула. Оних – вещество более неожиданного происхождения: вытяжка из определенного рода моллюсков. Таким образом, ветхозаветный фимиам можно сопоставить с современным ладаном, имеющим в своей основе древесную смолу, дополненную ароматическими веществами различного происхождения.

Ладан и смирна

И ладан, и смирна – это благовония, пришедшие к нам из восточных стран: Аравии, Египта, Индии. Когда-то они ценились очень дорого. Изначально они представляли собой смолу деревьев определенных пород. На востоке для изготовления ладана чаще всего использовали и используют смолу босвеллии – вечнозеленого южного дерева. Существует версия, что вместо слишком дорогой на Святой земле привозной смолы босвелии мог применяться более доступный сок местного средиземноморского кустарника – ладанника. Смирну добывали из другого вечнозеленого дерева – коммифоры. Со временем же смирной стали именовать жидкое благовоние с «церковным» ароматом. В дореволюционных текстах встречается лиричное название «росный ладан». Так именовали ладан, приготовленный из смолы стираксового дерева. Стираксовый (росный) ладан стоил дешевле босвеллиевого и имел приятный, но несколько раздражающий запах. На Руси ладан издревле ароматизировали с помощью ароматных трав – в частности, аниса и тимьяна (чабреца), именовавшегося Богородской травой, а также меда.

В наши дни ладан может быть как натуральным, так и содержащим искусственные компоненты. Наиболее распространенный в нашей стране вариант – натуральная смола с добавлением ароматических добавок. Добавки эти могут быть как обычными парфюмерными маслами, так и вытяжками из ценных пород древесины и растений, натуральными эфирными маслами.

Сегодня ладан производят как в Греции, в частности – на Афоне, так и в нашей стране, а также во многих других государствах христианского и даже исламского мира. Афонский ладан представляет собой смолу босвелии, которой придают яркий запах с помощью парфюмерных добавок европейского производства (как правило, немецкого, французского или швейцарского). Производят ладан и на Кипре, и в США – известен своим качеством ладан, созданный в Преображенском монастыре в Бруклине. Автору статьи запомнился ярко выраженным хвойным ароматом изготовленный старообрядцами в Сибири кедровый ладан. Ценители используют для каждения чистую смолу, привезенную из стран Аравийского полуострова и Восточной Африки. Из Польши привозят травяной ладан, а из ОАЭ – «бахур», ладан, включающий в себя щепочки благовонной древесины и комочки древесной муки. Российские производители используют как привозную смолу босвелии, так и отечественную – сосновую. Некоторые из них провели серьезную работу по восстановлению старинных рецептов ладана.

Босвеллия - ладанное дерево

Мирру использовали для бальзамирования тел умерших – считалось, что она препятствует разложению. Вспомним, что снятое со Креста тело Спасителя Иосиф и Никодим умастили смесью алоэ и мирры (смирны) и обернули плащаницей. Именно так в Иудее того времени погребали усопших. Само слово «мирра» происходило от слова «горькая», что указывало и на тональность ее аромата, и на употребление. Это благовоние устойчиво ассоциировалось с грустью, напоминало о кончине.

Миро, используемое при богослужении, в отличие от ладана недоступно мирянам. Традиция эта продолжается еще со времен Ветхого завета, где состав и использование мира были строго определены Священным писанием. В книге Исход мы встречаем рецепт ветхозаветного мира: «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25). Таким миром помазывали на царство древних царей Израиля.

В Новом завете миро используется для нескольких целях: при помазании новокрещенного, при освящении храма и при помазании на царство в христианских монархических государствах. Таинство миропомазания заменило собой возложение рук, через которое апостолы низводили благодать Святого Духа на новокрещенных христиан. Приготовление мира продолжается несколько недель. Состав этого вещества сложен: включает около пятидесяти компонентов, среди которых – чистый елей, белое вино, ладан, лепестки роз, розовое, лимонное и гвоздичное масла и т.д. В среду Крестопоклонной седмицы по совершении особого молебна все компоненты смешиваются, с тем, чтобы настаиваться до начала Страстной. С Великого понедельника миро варят на малом огне на протяжении трех дней. Все это время священники читают над миром Евангелие. Церковное миро освящает сам Святейший патриарх, в строго определенный день – Великий четверг. В новое миро обязательно добавляют немного старого – таким образом соблюдается преемственность с древнейших, апостольских времен. Затем миро раздают приходам и монастырям – так обеспечивается духовное единство всех храмов, всех верующих. В свете знания об этом приобретает особый смысл известное присловье «одним миром мазаны». В храме миро хранится на престоле, в особом сосуде – мирнице.

В церковных лавках можно встретить привезенное со Святой земли благовоние, также именуемое миром. Оно не несет сакрального значения, но напоминает о том мире, которым Мария – сестра Марфы и Лазаря, а затем еще одна женщина – раскаявшаяся грешница, помазали ноги Спасителя незадолго до Его Страданий. Как упоминается в Евангелии, такое миро делалось из нарда – травянистого растения, ароматное эфирное масло которого стоило очень дорого. В наши дни у паломников и жителей Палестины существует традиция возливать такое миро на Камень помазания в храме Гроба Господня, вспоминая о том, как умащали на этом камне благовониями бездыханное тело Спасителя. Многие верующие с благоговением хранят это ароматическое вещество у себя дома, добавляют его в масло лампады, помазуются им. Примерно такую же символику имеют и другие благовония, которые можно встретить в церковных лавках.

Елена Вишковская